Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 мая 2024: Пасха, Светлое Христово Воскресенье 21 мин., 25.03.2024 Содержание  Что такое Пасха Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова. Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально. На Пасху мы вспоминаем о событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом. В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия. В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами. Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5). Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Что значит слово «Пасха» Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление». На иврите Пасха: (Pesa). На греческом: πσχα. На латыни: Pascha.

http://foma.ru/5-maya-2013-pasxa-svetloe...

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Центральное событие переходящего цикла богослужений, конечная цель великопостного странствия, главный праздник православной церкви, «праздник праздников». Слово Пасха – греческий измененный вариант еврейского слова фасха, фесах, что буквально означает «прохожу мимо», или переход, перемена места. Этим словом обозначается иудейский праздник избавления первенцев израильских от смерти, когда Господь поразил всех первенцев Египта. Господь сказал Моисею: «В сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас и не будет между вами язвы губительной. когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх.12:12–13 ). Словом фасха называют и самого агнца, которого по закону Моисееву иудеи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами. Еще одно название этого празднества – праздник опресноков, так как в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб. Новозаветная христианская Пасха есть преобразование еврейской пасхи, то есть переход «от смерти к жизни, и от земли к небеси» (поется в первой песне Пасхального канона). Христианская Пасха праздновалась уже в апостольские времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа, и посвящала ее празднованию дни предшествующие Воскресению, и последующие за ним. Первая часть праздника именовалась Пасха Крестная или Пасха Страданий, вторая часть – Пасха Воскресения. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц. Божественной славе воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует и особая торжественность богослужения самого дня Пасхи и всей последующей Светлой седмицы. На пасхальной Утрене преобладают исключительно праздничные песнопения (Ирмосы и тропари канона, ипакои, кондак «Воскресение Христово видевше», светилен «Плотию уснув», стихиры Пасхи) и практически отсутствуют песнопения и чтения суточного круга, характерные для праздничной утрени (Шестопсалмие, Бог Господь, кафисмы, Полиелей, Великое славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха, Светлое Христово Воскресение 21 мин., 26.01.2018 Содержание Что такое Пасха Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова. Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально. На Пасху мы вспоминаем событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом. В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия. В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и две другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами. Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5). Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Что значит слово «Пасха» Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление». На иврите Пасха: (Pesa). На греческом: πσχα. На лamыhu: Pascha.

http://foma.ru/pasxa-svetloe-xristovo-vo...

   И когда приблизился Он к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало радостно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: «Благословен грядущий во имя Господне! Мир на небесах, и слава в вышних» (Лк.19:38). Фарисеи из среды народа стали снова протестовать: «Запрети ученикам Твоим так говорить.» Но Он дал им новый отпор: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют!» (Лк.19:40)     «И когда приблизился к городу, – повествует евангелист Лука, – то, смотря на него, Иисус заплакал о нем, и сказал: «О если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и не оставят на тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:41—48). Это пророчество Спасителя исполнилось в 70-м году, когда полководец Тит со своими войсками полностью разрушил Иерусалим и его знаменитый храм. При этом погибло более миллиона человек: часть была убита в городе во время осады, а другая погибла в плену в разных странах Римской империи.    Сойдя с осляти, Спаситель вошел в храм и застал там множество торговцев и менял денег. Тогда Он сделал бич из веревок и выгнал вон из храма всех продающих и покупающих, говоря: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13, Ис. 56:7, Иерем. 7:11).    И так, как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию – ближайшее селение – со Своими учениками. Светлое Христово Воскресение     «Христос Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Припев в 9-ой песни канона в Великую Субботу).    Как солнце своей яркостью затмевает луну и звезды, так светлое Воскресение Христово своей радостью и торжественностью выделяется между прочими праздниками. Отмечая его, мы радуемся не только событию далекого прошлого, но предвкушаем в нем и наше собственное воскресение для вечной жизни в Царстве Света и Добра.    Праздник Воскресения Христова, или Пасха Господня, как он в древности именовался, самым тесным образов связан с ветхозаветной еврейской Пасхой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

– Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня. – Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Я встретил тесноту и скорбь; тогда призвал я имя Господне ( Пс. 114:1–4 ). Антифон второй. Гл. 2. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. – Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти: аллилуйя. – Сыне Божий, восседший на молодого осла, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? – Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. – Чашу спасения прииму и имя Господне призову. – Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. – Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его ( Пс. 115:1, 3–5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь и осиял нас ( Пс. 117:26. 27 ). Ап. Флп. 4:4–9 . Ев. Ин. 12:1–18 . Вместо Достойно есть – Ирмос 9 п. канона (л. 161). Песнопения Страстной седмицы см. л. 75 – 114. Святая и Великая неделя Пасхи. 115 Светлое Христово Воскресение Пред утренею – крестный ход при пении: Воскресение Твое, Христе Спасе (см. л. 11). Начало утрени в притворе или в преддверии храма. По возгласе: Слава Святей, Единосущней... Тропарь. Гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав – (3-жды). – Христос воскрес из мертвых, поправши (поразив, уничтожив) (Своею) смертью смерть (в роде человеческом) и находящимся во гробах (всем умершим) даровавши жизнь (вечную). И далее со стихами: Да воскреснет Бог (см. ниже, л. 169). По великой ектеньи – Ирмосы и тропари канона. Гл. 1. П. 1. Воскресения день, просветимся людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе победную поющыя. Воскресения день (настал)! Просветимся люди! Пасха! 116 Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную (Ему).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха Христова принадлежит всем Слово протоиерея Александра Шаргунова в Светлое Христово Воскресение 08.04.2018 1060 Христос воскресе! «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Сей день — этот день, и никакой другой, День всех дней. Возрадуемся и возвеселимся, потому что солнце уже не заходит, но все сияет как солнце, и завеса храма не раздирается, но Церковь восстает. Чтобы просветить всех людей, «сидящих во тьме и тени смертной». И «направить ноги наши на путь мира». Христос воскрес, а люди всегда остаются теми, кто от земли, и вследствие этого темными. Но тот, кто верен решимости жить в присутствии Христова Воскресения, мало-помалу становится светом. Он приближается к Богу. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Бог прославляется только чадами света, и так люди узнают Его. Таков глубокий смысл жизни тех, кто сподобился увидеть Христово Воскресение: мы призваны дать людям узнать Бога нашими делами света. И Господь предупреждает: «Смотри, чтобы свет, который в тебе не был тьмою». Воскресший Христос является среди учеников и говорит: «Мир вам!» И во всех храмах священники дают благословение народу: «Мир всем!» Тот, Кто в день Воскресения встал посреди учеников, стоит в центре истории мира. Пасха Христова принадлежит всем. Для всех людей, для всех народов, для всех времен, для всей земли, для всего мира видимого и невидимого Христос дает этот мир — не так, как мир дает, так, как Он дает, — мир, всякий ум превосходящий. В этот день распятый и воскресший Христос со властью занимает принадлежащее Ему место посреди человеческого рода — среди умных и глупых, среди верующих и неверующих, как Господь всяческих. Среди всех болезней и стихийных бедствий, всех революций и войн, среди заключения мирных договоров и разрыва их теми, кто говорит: «мир и безопасность», среди прогресса и упадка, среди заслуженного и незаслуженного человеческого несчастья — стоит воскресший Христос Как Тот, Который был и есть и грядет, и говорит: «Мир вам», показуя ноги и руки и ребра Свои. Среди стольких трав и сорняков было посеяно это пшеничное зерно и умерло, и теперь проросло и заколосилось, потому что приблизилось время жатвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/06/pa...

Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основой нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: “…И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин.16:3 ). День Пасхи, день Воскресения Христова — это “Праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение Христово — торжество не только веры христианской, любви и надежд, но и правды вообще. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением он подтвердил и правду человеческую. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Милостью Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею — радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Воскресения, будем и сами носителями света, радости и совершенства. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и все верные чада Украинской Православной Церкви, с великим праздником святой Пасхи. Желаю вам от Воскресшего Господа Жизнедавца великих и богатых милостей. Ныне великие мучения претерпевает наша родная Украина и многострадальный украинский народ на пути возрождения и самоутверждения. Господь судил нам жить в такое время, которое определяет судьбу нашей Украины, ее будущее. И в эти неспокойные дни многим из нас нехватает мирного духа — духа кротости и любви, духа терпения и прощения. Светлое Христово ВоскресениеПасха — это праздник примирения и объединения всех о Господе Иисусе, ибо во Христе, как говорит апостол Павел, “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания; варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” ( Кол.3:3 ). В это беспокойное и многотрудное время призываю вас, возлюбленные, ревностно беречь мир гражданский и церковный, беречь единство церковное, чистоту православных традиций, наши прекрасные национальные церковные обычаи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Светлая Седмица Пасха. Светлое Христово Воскресение Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе! «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его». Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Потому что сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью , светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: «Христос воскресе»! Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ. Проповедь Воскресения Христова – проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: «вы примете силу, и будете Мне свидетелями» «даже до края земли». И Апостолы всюду возвещали о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И даже все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился? Вот какой сегодня день. «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ; Мк.1:11 ; Лк. 3:22 ). На горе Фавор прозвучали те же слова: Когда Иисус еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Опять Отец свидетельствует, но теперь уже и Сам Сын преображается и становится светлее солнца. Чудеса, совершенные Спасителем, — это, конечно же, проявления Его Божества. Другие люди тоже порой творили чудеса, но не своими силами. Христианские святые исцеляли болящих Иисусовым именем, ветхозаветные пророки – во имя Господне, колдуны, маги и нынешние экстрасенсы прибегают к помощи иных, зачастую очень темных сил. Из всех чудотворцев только Христу было подвластно творить чудеса Своей властью, потому что Он – Сын Божий. Наступило светлое Воскресение Господа. Когда камень отвалился от гроба, а печать осталась ненарушенной. Когда Он ожил и во славе, в Божественном свете явился в этот мир, тогда окончательно проявилось Божество Иисуса Христа. Наша вера – это вера пасхальная, потому что именно в Воскресении явился Христос как Божий Сын. Голгофа – день Сына Человеческого, а Пасха – день Сына Божия. Наконец, Господь возносится на Небо. Сказано, что «никто не восходил на небо, как только сошедший с небес» ( Ин.3:13 ), то есть Иисус Христос. Некоторые критики, возражая, указывают о восхождении Илиипророка. Но и Илия, и, по некоторым толкованиям, Енох 28 , и Матерь Божия были взяты на небо, а Христос восшел Сам. В Евангелии сказано: Многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф.27:52 ). А что же с ними стало впоследствии? Нам, например, известно о том, что воскресший Лазарь стал епископом на Кипре. Там находится его гробница. Почему же об этих святых ничего не сказано? Мы даже имен их не знаем. По мнению святителя Иннокентия Херсонского (1800–1857), они как совоскресли со Христом, так с Ним же и совознеслись. Впрочем, это – всего лишь догадка. В любом случае, речь опять идет о взятии на Небо.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010