Как однолетний агнец пасхальный, которого Евреи должны были съедать с строгим соблюдением узаконенных правил, изображал безлетного Агнца Иисуса Христа: так опресноки, которыми Евреи питались, празднуя пасху, в продолжение седьми дней, предызображали чистоту и святость жизни, какая требуется от верующих в Иисуса Христа. Евреи закаляли агнца пасхального каждогодно, и каждый раз, празднуя пасху, питались опресноками только в продолжение седьми дней: а Иисус Христос, как всесовершенный Агнец, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ), однажды был заклан за грехи мира, «с своею кровию однажды вошел во святилище», как учит Апостол «и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Кровь агнца пасхального, которою, по Божию повелению, помазаны были пороги домов еврейских, однажды спасла от погубления всех первенцов народа еврейского в то время, когда Ангел истребил всех первенцов египетских (Исход. глав. 12): а кровь Иисуса Христа, однажды пролитая на кресте за грехи мира, всегда спасает от вечной смерти всех верующих в Него, Спасителя мира. Так и мы должны праздновать «новую пасху», прославлять Христа Спасителя непорочною и святою жизнию не семь дней, но всегда, во все дни нашей жизни, в надежде совершеннее прославлять Его в нескончаемой вечности. 8. Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины. «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». «Посему станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства». Будем служить Господу Иисусу Христу, будем прославлять Его, вечного Агнца, закланного за грехи мира, будем веселиться и радоваться, воспоминая о величайших Его благодеяниях, будем восхвалять Его, нашего Спасителя, нашего вечного Ходатая ( Евр.7:24 ), «не с старою закваскою», удаляясь общения с худыми людьми, и бегая всякого нарушения заповедей Божиих; «не с закваскою порока и лукавства», удаляясь всякого худого дела, всякой злобы, коварства, обмана, хитрости, лицемерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Когда настал вечер 14 нисана, Иисус Христос пришел вместе с двенадцатью учениками своими в горницу и сказал им: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (которое наступит после Воскресения Христа из мертвых) ( Лк. 22, 15–16 ). Перед началом пасхальной трапезы надо было омыть ноги собравшимся, но ученики, согласно Преданию, не хотели услужить друг другу, а стали спорить, кто из них больше. Тогда Сам Господь встал, снял с себя верхнюю одежду, подпоясался полотенцем и стал омывать ноги ученикам. Когда Он подошел к Петру, тот воскликнул: – Господи! Мне ли Ты умываешь ноги? – Теперь ты не знаешь, но поймешь позже, – сказал Иисус. – Не умоешь моих ног вовек! – воскликнул Петр. – Если не умою тебя, то не имеешь части со Мной. – Тогда не ноги только, но и руки, и голову! – воскликнул Симон. – Омытому надо только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все, – ответил Христос, показав, что Он знает предателя; апостолы же были очищены словом Его. После этого, надев обычные одежды, Господь сказал, что этим действием Он дал пример смирения всем Своим последователям, которые должны служить друг другу. Во время вкушения пасхальной трапезы Христос взял чашу с вином и, благодарив, сказал: – Примите ее и разделите между собой, ибо говорю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царство Божие. Взяв хлеб и благодарив Отца, Господь Иисус преломил его и дал апостолам, сказав: – Сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери благословил, говоря: – Пейте от нее все – это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов. Так Христос установил Новый Союз между Богом и людьми в Своей Крови. Еще до предательства Иуды Он Сам приносит Себя в Жертву Богу, чтобы вкушающие Его Дары имели Вечную жизнь. Эта священная Вечеря, благодаря которой мы можем иметь общение со Спасителем, и доныне совершается во всех церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Крест в руке Иоанна соотносится с одним из главных предметов его свидетельства о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). В этих словах просматривается указание на Искупительную Жертву Христа: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет. 1:18–19 ). Кроме того, данным свидетельством очерчивается прообразовательная связь между ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем и Новозаветным Агнцем – Сыном Марии, Иисусом Христом. (В общих чертах эта связь обнаруживается в следующем. Как ветхозаветный пасхальный агнец был чист и непорочен, так и Мессия был нравственно чист, чужд изъяна греха, Совершенный Бог и Человек. Как кровь пасхального жертвенного агнца избавила сынов Израиля от поражения ангелом губителем, так и драгоценною Кровью Христа мы спасены. Как сыны Израиля, потребив в пищу плоть пасхального агнца, при содействии благодати избавились от плена, так и сыны Матери-Церкви, питаясь духовно Телом и Кровью Новозаветного Агнца, в Таинстве Евхаристии, освобождаются от уз и оков греховного плена. Как поедание общим Собранием ветхозаветного агнца объединяло еврейский народ, так и совместное потребление христианами Плоти и Крови Мессии объединяет их в единое тело, единый организм: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Как потребление ветхозаветного агнца сопровождалось поеданием горьких трав, так и последователи Христовы на пути к Небу испытывают горечь скорбей). На некоторых изображениях Крещения Господня возле Его Предтечи отмечены: дерево и секира (топор). Этот предостерегающий символ обязан возникновением проповеди Иоанна Крестителя о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк. 3:9 ). Обозначаемый в верхней части композиции сегмент Небесной сферы с лучами знаменует разверзшиеся над Христом Небеса. Этим художественным решением высвечивается идея о Царственном достоинстве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Пасхальная тайна Иисуса В то время был человек среди фарисеев, имя ему Никодим, иудейский старейшина. 2 Вот он пришел к Иисусу ночью и сказал: - Равви, знаем мы, что от Бога пришел Ты учителем. Ведь никому не совершить тех знамений, что совершаешь Ты, если Бог не с ним». 3 Ответил Иисус, сказав ему так: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится, не увидит тот Божьего Царства». 4 Спрашивает Никодим: «Как это можно человеку родиться, если он стар? Нельзя же ему в материнское чрево снова войти и родиться». 5 Ответил Иисус: «Аминь, аминь, говорю Я тебе: кто не родится от воды и Духа, тому не войти в Царство Божие. 6 От плоти рожденное - плоть, а от Духа рожденное - Дух. 7 Не удивляйся, что сказал Я тебе: «Нужно сверх вам родиться. 8 дышит где хочет. Голос слышишь его и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так и со всяким рожденным от Духа». 9 И спросил Никодим: «Как это может быть?» 10 В ответ сказал ему Иисус: «Ты учитель Израиля, и этого не знаешь? 11 Аминь, аминь, говорю Я тебе: что знаем, о том говорим, что видели, о том свидетельствуем, но свидетельства нашего не принимаете. 12 О земном вам сказал, и не верите. Поверите ли, если скажу вам о небесном? 13 Но никто не взошел на небо, кроме Того, Кто с неба сошел, - Сына Человеческого, пребывающего на небе. 14 И как Моисей вознес змея в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, 15 чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел в Нем жизнь вечную». Ин. 3, 1-15 Перевод Славянского Библейского фонда Греческое слово значит и «сверху», и «снова». Греческое слово значит и «дух», и «ветер» Евангелие от Иоанна отличает от предшествующих ему ряд характерных черт. На одну из них указывает его специфическое использование за богослужением: за малым исключением литургические зачала пасхального круга взяты из него. Значит, содержание этого Евангелия в высшей степени выражает пасхальную тайну Иисуса. Каким образом и что именно оно открывает нам?

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Лишь будь достоин. Сам иди, ищи Света, рвись к нему. Накопи ароматы души, понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания. И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу, выйдешь из пещеры гроба и обновишься для бессмертия и вечности. «Величит душа моя волею страдавша и погребена и воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона). И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес ( Мк.16:5–6 ). Явление Воскресшего Господа предваряет явление ангела. Так благодатная Божественная Сила предваряет восстание души. Эта Сила дает первый свет душе, и она, запертая в пещере греха и смерти, как бы разбуженная облистанием манящего Божественного Света, ужаснется необычайности зрения и ужаснется своей темноты... А зовущий ангел Божий скажет душе: «Этот свет еще не Бог, Бога нет в пещере смерти. Он воскрес. Восстань и ты, выйди из пещеры и встретишь Воскресшего». «Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе» (припев 9-й песни пасхального канона). Но идите, скажите ученикам Его (Христа) и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк.16:7 ). Петр отвергся Христа, но и он не забыт. Он выделен из учеников и поставлен как бы вне апостольского лика: «Идите, скажите ученикам и Петру». Величайшее снисхождение! Беспредельная любовь! Пусть даже отвергшийся, но проливший слезы самоосуждения приобщается первой радости Воскресения. Воскресением все зовутся – души чистые и падшие, здоровые и больные, трудившиеся и ленивые. Всю нечистоту тления выжжет Свет Воскресения и вечности. Выйди из пещеры смерти, осияйся Божественным Светом и вкусишь блаженного бессмертия! И к тебе обращен евангельский зов: «Душа! Христос предваряет тебя в Галилее». Христос будет ждать тебя. Он будет ждать и непременно встретит. Не медли. Ты была с Петром, но Он «предварит» и тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Мк.14:15 . И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам. Мк.14:16 . И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. На время великих праздников все дома Иерусалима были открыты для гостей. Горницу устланную – коврами, по восточному обычаю, со столом на средине и местами для возлежания при трапезе. Готовую, т. е. снабженную всем, что нужно для празднования пасхальной вечери, кроме конечно пасхального агнца, которого должны были приготовить сами, имеющие совершать пасхальную вечерю. В Иерусалиме каждый житель обязывался давать, если может, даже без платы, иногородним иудеям комнату для совершения пасхи. Господь, любивший простоту, совершает вечерю в большой убранной комнате, показывая тем, что таково должно быть место для святейшего таинства св. причащения (Филар. Черн.). Св. Златоуст замечает при сем: „неудивительно то, что горница была готова для известного человека; но удивительно то, что неизвестный человек решился принять Господа, несмотря на вражду к Нему и злобу на Него начальников народных“. Мк.14:17 . Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. Вечеру бывшу (по наступлении вечера), т. е. когда посланные Господом, апостолы приготовили пасху, – купили в ограде храма пасхального агнца, дали священнику заколоть его, или сами закололи с благословения священника, и испекли агнца; приготовили и опресноки, и горькие травы, и прочее, что тут требовалось. Мк.14:18 . И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Возлежащим им и ядущим (когда они возлежали и ели). Первоначально постановлено было есть пасху стоя, в дорожной одежде и с посохом в руках, для обозначения поспешного выхода из Египта ( Исх.12:11 ); но впоследствии времени и на пасхальной вечери, как и на других вечерях, стали возлежать. (О возлежании чит. в объясн. 15 ст. 2 гл.). „Есть стоя – обычай рабов, а Иудеи, вышед из Египта, освободились от рабства“, вот объяснение Талмуда, почему изменился древний обычай – есть пасху стоя. Еванг. Иоанн повествует, что пред совершением пасхи Иисус Христос совершил трогательный и весьма поучительный обряд умовения ног Своим ученикам, который заключил словами: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, т. е. служить один другому, когда нужно, несмотря и на свое старшинство ( Ин.13 ). Един от вас предаст Мя, ядый со Мною. Господь не указывает прямо Своего предателя, не говорит, что такой-то из Апостолов предаст Его. Это делает Он по Своему милосердию, щадя предателя и давая ему возможность раскаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы уже говорили, что пасхальная трапеза — это трапеза свободы. Не случайно пасхальная Агада начинается словами: «Рабами мы были в Египте». Были рабами, но стали свободными. Об этой же свободе и об освобождающей силе Евхаристии говорит Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). А до этого: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:31-32). Сам Христос говорит о Себе, что Он «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). «к свободе призваны вы, братия», — говорит апостол Павел в Послании к Галатам (5:13). И выше: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1). Значит, Евхаристия — это тоже трапеза свободы, это тоже момент, полностью освобождающий нас от какого бы то ни было ига, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17). Во время эммаусской встречи воскресший Христос был узнан учениками, говорит евангелист Лука, в преломлении хлеба (гл. 24). Евхаристия — это ещё и таинство узнавания Иисуса, когда мы по-настоящему узнаём Христа — не о Нём, а Его Самого, встречаемся с Ним лицом к лицу. Христос по-еврейски — Машиах, Мессия. А из пророчества Исайи (гл. 25) мы знаем, что, когда придёт Мессия, Он устроит пир — тот мессианский пир, которого так ждали иудеи. Этот пир — та трапеза, о которой Господь постоянно говорит в Евангелии. В Евангелии от Матфея (гл. 22) Спаситель рассказывает притчу о царе, который устроил брачный пир для своего сына. Царь всех зовёт на этот пир. В Евангелии от Луки есть притча о званных на вечерю хозяина. Понятно, что под хозяином подразумевается Сам Бог. Слуги хозяина собирают отовсюду людей на эту вечерю. Интересно, что в Евангелии от Луки этой притче предшествует восклицание человека, который обращается к Иисусу: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк 14:15). Это сказано о каждом из нас, кто становится причастником Тайной Вечери. Ещё раньше, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея, Господь ест и пьёт со Своими учениками, через трапезу соединяя их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Наши старцы, наоборот, говорят: чаша Господня не есть буквальная еврейская и баптистская чаша, нет, это есть иносказательная духовная чаша, то есть страдание за веру, за истину. А чаша бесовская, или чаша с вином блудодеяния – это есть буквальная баптистская чаша и еврейская пасхальная чаша, ибо баптистская происходит от еврейской. Еврейская пасхальная чаша и жертвы, следовательно, установлены не Иеговой, а бесами, то есть языческими богами. Но если еврейская пасха, еврейские пасхальные жертвы установлены не Иеговой, а языческими богами, то, следовательно, и все другие законы и обряды, омовения, крещения и прочее, содержащиеся в теперешнем Пятикнижии, также установлены и изданы не Иеговой, а языческими богами, и кто исполняет эти обряды, тот служит не Иегове, а языческим богам, то есть идолопоклонствует. Кто исполняет обряд омовения, крещения, тот, следовательно, идолопоклонствует, служит не Иегове, а Молоху, Ваалу и Ремфану. Такого, именно, взгляда на крещение, как на идолопоклонство, держались наши лучшие древние старцы, в том числе и упомянутый Метелкин. В самом деле: не то же ли самое говорят нам древние пророки про Пятикнижие и про законы и обряды, содержащиеся в них? Иерем.7:21–23: «Отцам вашим я (Бог Иегова) не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который вывел их из земли египетской, о всесожжении и жертве». Амос. 5:21–27 : «Приносили ли вы мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение 40 лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду Бога вашего Ремфана... Ненавижу, отвергаю праздники ваши н не обоняю жертв» … Михей.6:6–8 : «Можно ли угодить Господу тысячами овнов и несчетными потоками елея?» ... Истинный Бог заявляет, следовательно, устами древних пророков, что евреи при Моисее не знали Его, что Он не давал евреям законов про жертвы, но что эти законы о жертвах и о жертвенной чаше суть законы бесовские, ибо они даны, очевидно, евреям Молохом, так как они носили в пустыне в течение сорока лет скинию не Бога, а Молоха. Но вопрос не исчерпывается этим. Евреи при древних пророках думали, следовательно, что они поклоняются Богу, пророки старались их разубедить в том. Во времена Христа евреи тоже думали, что они поклоняются своими обрядами истинному Богу (Иегове), знают Бога, но Христос старался, как и древние пророки, разубедить их, говоря им, что они не знают Иегову (Бога), что Он пришел открыть им Иегову, что Бог , которому поклоняются евреи, не есть истинный Бог, а какой-то другой, что евреи не имеют истинного слова Божия у себя. Так, напр., Христос говорит евреям: «Вы ни гласа Бога никогда не слышали, ни лица Его не видели и не имеете слова Его» ( Ин.5:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010