Далее: «И скажу не Моему народу: «Ты Мой народ». Речь идет о призвании язычников с особенной теплотой. Конечно, мы это относим к нашему, русскому народу. Во времена пророка Осии не было никакого русского народа, и во времена Иисуса Христа не было русского народа, но, издали просматривая судьбы народов, Господь говорит, что наступит такое время, когда Я не Моему народу, народу, которого Я не знаю в эти дни, с которым Я не заключал завет через Авраама, скажу: «Ты Мой народ!», и народ Мне скажет «Ты мой Бог!». К каждому народу была обращена проповедь Иисуса Христа, – слово Божие, свидетельство о Боге было обращено практически к каждому народу. Но не каждый народ в ответ на это сказал: «Ты мой Бог!», – не каждый. Не надо думать, что только русский народ так сказал; но русский народ имеет полное право свидетельствовать, что наши предки так сказали. И мы продолжаем в определенном смысле быть духовными воспреемниками наших предков, потому что, в части сохраняющих веру во Христа, в части церковных людей мы по-прежнему свидетельствуем, что мы – Его народ и Он – наш Бог. Особенно это ярко видно, когда мы приходим с вербами в храм, чтобы засвидетельствовать, что Он – наш Царь, Он – наш Бог, мы верим в Него, мы ждем Его, мы чтим Его, и храним эти вербочки в домах в течение какого-то времени именно чтобы показать людям, миру, ангелам, что мы считаем Бога израильского народа, Бога Авраама, Исаака и Иакова своим Богом. Поэтому называем богохранимой страну нашу. И еще одно интересное пророчество из Книги пророка Осии (предпоследняя, 13я глава, 14й стих). Одна, наверное, из самых известных цитат, известных всем, кто хоть раз бывал на Пасхальной службе: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Все Пасхальные песнопения так или иначе говорят об этом, и в слове Иоанна Златоуста , которое читается во время Пасхальной службы, на Пасхальной заутрене, эти слова буквально цитируются. И апостол Павел повторяет их в Послании к Коринфянам.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11...

«Для того, кто верит, больше нет смерти» 24 2008 р. 17:18 Пасхальное поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II читателям газеты «Аргументы и факты» («Аргументы и факты» 17 (1434) от 23 апреля 2008 года). Пройдет совсем немного времени, и мы вновь услышим пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». С первых веков христианства звучат эти жизнеутверждающие слова. И ничто не может омрачить торжествующую пасхальную радость Христовых последователей. Ведь, по слову святого апостола Павла, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Праздник Светлого Христова Воскресения свидетельствует о победе Жизни над смертью, Истины над ложью, Любви над разделением. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга», — говорит Господь (Ин. 13:34). Издавна христиане в пасхальные дни посещали больных, одиноких, заключенных, делясь с ними радостью о Христе Воскресшем. Не будем забывать обездоленных и мы! Принесем пасхальное ликование не только родственникам и знакомым, но всем людям, с которыми сводит нас жизненный путь. Вся наступающая неделя, названная Светлой, будет исполнена торжества. Для того, кто верит во Христа Воскресшего, больше нет смерти. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?», — спрашивает апостол. И тут же возносит Господу хвалу: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57). Торжество из торжеств — Пасху Христову — предваряет сорокадневный Великий пост, а последняя неделя перед Пасхой именуется Страстной. Мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа, Его вольные страдания ради нашего спасения, завершившиеся смертью на Кресте. Путь к Пасхе лежит через воздержание, через победу над своими страстями, лишающими нас подлинной свободы. В оставшиеся до светлого праздника дни и часы потрудимся усердно над собой. Оставим недовольство и злобу, отдалимся от всякого греха. Придем в храмы Божии, чтобы возблагодарить Господа за Крестную жертву и попросить Его очистить нашу жизнь от всякого греха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207351...

Для того чтобы и у нас были эти святые настроения, нужно нам непрестанно ходить пред Богом, очищая на всякий час душу свою от всяких грехов и исполняя Божии заповеди – тогда и с нами будет Христос Спаситель, как и говорит Он, Сладчайший наш Господь: «Кто имеет заповеди и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Uoah.XIV,21). Духовно торжествуя и радуясь, помолимся «Волюбленные о всех тех заблудших братьях наших, кто не имеет светлого и радостного настроения в сии Святые Пасхальные дни, кто хладен сердцем и гладен духом в то время, когда пир веры уготован для всех, – когда Христос Спаситель щедрою рукою изливает в сердце верующих радость, мир и любовь. Пусть воскресший Спаситель воскресит их души и затеплит верою и любовью к Себе, чтобы и они вместе с нами воспели пасхальную песнь: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, сметрию смерть попра и сущим во гробе живот дарова» — АМИНЬ.    Светлая пасхальная седмица приходит к концу. Правда, радостны пасхальные напевы будут звучать в наших святых храмах еще до праздника Вознесения Спасителя нашего на небо. Но уже того светлого, радосного настроения, какое дает пасхальная седмица не будет. Царские врата будут закрыты, канон не будет петься во всей полноте... Так проходит радость. А давно ли мы вспоминали с вами дни страданий нашего Господа – быстро прошла и страстная седмица. Так проходит и скорбь. Еще древний языческий философ говорил: «Все течет, все изменяется». Да, возлюбленные, в жизни сей все изменяется: скорбь сменяется радостью, а за радостью, идет скорбь... Но настанет время, возлюбленные, когда радость будет постоянной, когда пасхальная седмица будет продолжаться вечно: это – в жизни будущей. Там будет вечная Пасха, а отдания не будет. Там будет вечная радость, по слову пророческому: «возвратится избавление Господом, приидут из Сион с радостным восклицанием, а радость вечная будет над головою их, они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Uc.XXXV,10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла 22.04.2020 504 Время на чтение 4 минуты Источник: Екатеринбургская Епархия Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом - благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей. Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

http://ruskline.ru/opp/2020/04/22/pashal...

«И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас…» (Исх. 12:7,13). Почему наши предки не были автоматически избавлены от по–следней казни? И почему им потребовалось убивать агнцев, чтобы спастись? Возможно, потому, что эта казнь была Божьим судом за грех человека. Библия объясняет, что возмездие за грех — смерть (Иез. 18:4), и так же как и египтяне, мы, евреи, были виновны в грехе (И. Нав. 24:14). Мы заслуживаем суда Божьего, но в Его милости и любви Бог принимает замену — смерть пасхального агнца, т. е. агнец умирает вместо нас. Он вкусил смерть — наказание Божье, которое должно было бы излиться на нас. В Пасхальную ночь Бог помиловал нас от суда, который мы заслуживали. Он освободил нас от рабства фараона и все это — через смерть Пасхального Божьего Агнца. Это — картина великого искупления через смерть другого Агнца, Йешуа Мессии. Так же, как наши предки, мы (евреи или не евреи) являемся рабами великого фараона — греха и, как следствие, заслуживаем наказания. Но по великой милости и любви Бог приготовил замену: Агнца Божия — Йешуа Мессию. Йешуа умер за нас, также как древние пасхальные агнцы умирали ради искупления людей. Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Пророк Исайя предсказал за много веков вперед смерть Йешуа:«Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелилисъ… Он истязаем был… как овца, веден Он был на заклание… и за преступление народа Моего претерпел наказание…» (Ис. 53:5, 7, 8). Бог хочет спасти нас от суда и освободить от рабства греха через смерть и воскресение Йешуа Мессии. И сейчас, как и наши предки, мы должны принять кровь Пасхального Агнца, чтобы ангел–губитель не коснулся нашей жизни. Пасхальные предметы Все предметы на Пасхальном столе рассказывают историю искупления. Первый предмет называется КАРПАС. Обычно это небольшой кусочек луковицы или кусочек вареного картофеля карпас является символом жизни, но перед тем, как съесть, его макают в соленую воду. Таким образом, макая в воду карпас, мы вспоминаем, что жизнь без искупления — это жизнь, погруженная в слезы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Как долго нужно приветствовать друг друга пасхальным приветствием? – Согласно церковному Уставу, мы празднуем Пасху в течение 40 дней, до праздника Вознесения. Именно столько Господь пребывал среди учеников после Своего Воскресения, являлся им и поучал их. В память об этом мы в течение этого времени и приветствуем друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес!» – и слышим в ответ: «Воистину Воскрес!» Весть о Воскресении Христа является основой нашей веры и апостольской проповеди . Пасха является главным праздником церковного года. В связи с Пасхой изменяется весь устав богослужений, отменяются земные поклоны, изменяется порядок домашних молитв, особенным образом совершается и погребение. Поэтому, как поется в стихирах Пасхи: «Радостию друг друга объимем и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И будем свидетельствовать друг другу и окружающему миру о нашей вере и надежде, приветствуя друг друга пасхальным приветствием на протяжении сорока дней. В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он – Бог. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями. – Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги – она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология – учение о спасении человека. Согласно учению Православной Церкви, Господь и Бог наш Иисус Христос – Богочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенная Божественная и совершенная человеческая. В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Мк.14:12 . В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. В первый день опресноков. Праздник опресноков обыкновенно начинался на другой день Пасхи (см. объясн. 1 ст.), но и самый день Пасхи назывался опресночным, потому что пасхального агнца полагалось вкушать с пресным хлебом; также назывался сим днем и канун Пасхи, потому что начинали есть пресный хлеб с вечера этого дня. По толкованию Зигабена и Феофилакта, здесь разумеется день, предшествовавший Пасхе, т. е. 13-е число марта, четверг, и они говорят, что назван этот день так евангелистами, как канун сих дней. Подтверждение сему мнению находится в Евангелии Иоанна в словах: пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его страданий и смерти и пр. ( Ин.13:1 ), и то обстоятельство, что приготовление пасхального агнца начиналось некоторыми, особенно галилеянами, и в 13-й день Нисана (Хр. Чт. 1867 г.). Где хощещи, шедше уготоваем, да яси пасху (где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим). Приготовим, т. е. приготовим все, что полагается для совершения ее (Чит. в объясн. 1 ст.). Мк.14:13 . И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним, Мк.14:14 . и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Идите (пойдите) во град, т. е. Иерусалим, и срящет вас (встретится вам) человек в скудельнице воду нося (человек, несущий кувшин воды) и пр. Этот случай прямо показывает всеведение и всемогущество Господа. Он посылал апостолов из Вифании, где был в это время (ст. 3), и не мог видеть такой случайности, что ученики встретят человека с кувшином воды, и посылал, Своим всемогуществом располагая сего человека исполнить Его желание. Св. Златоуст замечает по сему поводу: „Для чего посылает к неизвестному лицу? Дабы и чрез сие показать, что Он мог не пострадать. Ибо если Он одними только словами расположил человека к тому, чтобы принять учеников; то чего бы не произвел в распинающих Его, если бы не захотел пострадать?“ Полагают, что человек тот был или Иосиф Аримафейский, или Никодим, или Иоанн-Марк, у которого верующие собирались по воскресении Господа. ( Деян.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но наши предки и старцы, духовные христиане, как известно, никогда не были согласны с таким буквальным толкованием: под чашей Господней, говорят они, нужно разуметь страдания за веру, за истину; это не буквенная, не видимая, а иносказательная, духовная чаша. Бесовская же чаша это есть буквальная, видимая, пасхальная еврейская чаша, а также чаша обрядовых христиан, происходящая от еврейской пасхальной чаши. Смотрите, какая большая разница между нашими старцами и обрядовыми христианами! По толкованию старцев выходит, что пасхальная еврейская жертва и чаша есть установление бесовское, то есть установлены не Иеговой, а бесами или языческими богами, так, как языческие боги называются в Писание бесами. Выходит, следовательно, что чаша еврейская и вообще все обряды и законы еврейские о жертвах, о Пасхе, о крещениях, содержащиеся в Пятикнижии Моисея, суть законы и обряды бесовские, Ваала, Молоха и Ремфана, а не Иеговы. Что под бесами нужно разуметь древних языческих богов, это видно из следующих текстов: «Богами чуждыми они (израильтяне) раздражили Его (Иегову) и мерзостями своими разгневали Его, приносили жертвы бесам, а не Иегове, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей» ( Втор.32:16 ), Здесь слово «бесы» означает: «языческие боги». Точно такое же значение имеет слово «бесы» и у пр. Варуха (4:7): «раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Иегове». Равным образом и в Псалме 105:36–38, под словом «бесы» разумеются древние языческие боги, идолы языческие: «Евреи служили истуканам языческим и приносили сыновей своих в жертву бесам, в жертву идолам ханаанским – и осквернилась земля кровью». Втор.12:31 : «язычники сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». 4Цар.23:10 : «Иосия осквернил Тофет, чтобы никто (из евреев) не проводил (более) сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху». Итак, бесы, по Писанию, суть языческие боги Молох, Ваал и Ремфан; чаша бесовская это значит чаша, установленная этими древними языческими богами. Называя еврейскую пасхальную чашу бесовской чашей, ап. Павел был, следовательно, убежден, что еврейская пасхальная жертва и другие обряды и законы Пятикнижия установлены не Иеговой, а Молохом, Ремфаном и Ваалом, иначе говоря, все еврейские обряды и законы Пятикнижия заимствованы евреями у язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Описанию Тайной вечери в синоптических Евангелиях предшествует рассказ о приготовлениях к ней. Его наиболее короткую версию мы находим в Евангелии от Матфея: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такомуто и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху ( Мф.26:17–19 ). У Марка эпизод изложен более подробно: В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ( Мк.14:12–17 ). В отличие от Матфея Марк, писавший, как предполагается, для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с иудейскими обычаями, разъясняет, что первый день опресноков – это день, когда было принято вкушать пасхального агнца. Лука, чья читательская аудитория тоже состояла главным образом из бывших язычников, делает аналогичное разъяснение: «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца». В своем рассказе Лука текстуально близок к Марку, однако вносит важное уточнение: двумя учениками, посланными в город, были Пётр и Иоанн ( Лк.22:7–13 ). Мы не знаем, кем был «такой-то», упоминаемый Матфеем. Не знаем ничего ни о человеке с кувшином воды, ни о хозяине дома, в который он нес этот кувшИн.Хождение за водой было обычным занятием женщин ( Быт.24:11–21 ; Исх.2:16 ; 1Цар.9:11 ; Ин.4:7 ); если это делали мужчины, значит, они были рабами или слугами ( Втор.29:11 ; Нав.9:21–27 ). Нет оснований полагать, что кувшин в руках мужчины был заранее оговоренным опознавательным знаком. Скорее, Марк и Лука упоминают об этой детали, подчеркивая способность Иисуса предсказывать события и видеть их на расстоянии. Вопрос о комнате в Евангелии от Марка в буквальном переводе с греческого звучит так: «Где моя комната (πο στιν τ κατλυμ μου), в которой буду есть пасху с учениками Моими?» У Луки местоимение «моя» отсутствует, Марк же отмечает, что у Иисуса в Иерусалиме – вероятно, в доме одного из друзей или тайных учеников – была Своя комната, о которой знал Он, но не знали ученики. Подобного рода «свои» комнаты в чужих домах были у пророков Илии и Елисея: у Илии была «горница, где он жил», в доме вдовы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ); у Елисея в доме женщинысонамитянки была «небольшая горница над стеною», где для него поставили «постель, и стол, и седалище, и светильник» ( 4Цар.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отвечаю: как уже было сказано (1), страсти Христовы были подчинены Его воле, а Его воля направлялась божественной Мудростью, которая «все устрояет на пользу» ( Прем. 8, 1 ). Поэтому нам надлежит утверждать, что страсти Христовы имели место в надлежащее время или, как принято говорить, «все, сделанное Спасителем, произошло в должных местах и временах». Ответ на возражение 1 . Иные утверждают, что Христос умер в четырнадцатый лунный день, когда евреи приносили в жертву пасхального агнца, в связи с чем читаем, что евреи «не вошли в преторию» в страстной день, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18, 28 ). Златоуст, комментируя эти слова, замечает, что «евреи праздновали пасху в тот день, а Он праздновал ее накануне, отложив Свою смерть до пятницы, когда отмечалась ветхая пасха» 220 . И это, похоже, полностью соответствует сказанному о том, что «пред праздником пасхи... во время вечери» Иисус умыл «ноги ученикам» ( Ин. 13, 1 – 5 ). Однако сообщение Матфея, похоже, противоречит этому, поскольку он говорит: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: «[де велишь нам приготовить Тебе пасху? " » ( Мф. 26, 17 ). Из этих слов Иероним делает вывод, что «коль скоро днем опресноков назывался четырнадцатый день первого месяца, когда наступало полнолуние и в жертву приносили агнца», то очевидно, что Христос совершил вечерю в четырнадцатый день и умер в пятнадцатый. Еще определеннее говорит Марк: «В первый день опресноков, когда заклали пасхального агнца...» и т. д. ( Мк. 14, 12 ), а также Лука: «Настал же день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца» ( Лк. 22, 7 ). Поэтому другие говорят, что Христос со Своими учениками «вкушал пасху в надлежащее время, то есть в четырнадцатый лунный день, чем, по словам Златоуста, «показал, что до последнего Своего дня соблюдал Закон» 221 , но что евреи, замыслившие предать Христа смерти за нарушение Закона, отложили празднование пасхи до следующего дня, на что указывают слова о том, что они в день страстей Христовых не пожелали войти в преторию, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010