Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится потоп, когда по повелению Бога вода уничтожает всю первозданную вселенную, кроме одной человеческой семьи и тех животных, которых Ной взял с собой в ковчег: по паре от каждого вида птиц, пресмыкающихся и зверей ( Быт. 7:8–9 ). Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но завет, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными ( Быт. 9:9–10 ). В чудесах, описанных в Библии, природа нередко участвует наряду с человеком. Казни, навлекаемые Богом на Египет через Моисея и Аарона, имеют прямое отношение к природе: вода превращается в кровь ( Исх. 7:19–20 ); воды производят жаб ( Исх. 8:6 ); персть производит мошкару ( Исх. 8:17 ); налетает множество песьих мух ( Исх. 8:24 ); в земле Египетской вымирает весь скот ( Исх. 9:6 ); пыль вызывает воспаление на людях и на скоте ( Исх. 9:10 ); град истребляет все, что было в поле, от человека до скота ( Исх. 9:25 ); саранча покрывает лицо всей земли и поедает все, что уцелело от града ( Исх. 10:15 ); густая тьма на три дня покрывает всю землю Египетскую ( Исх. 10:22 ). История исхода Израиля из Египта сопряжена с чудесами, имеюшими отношение к природе: переход израильского народа через море, когда морские воды расступаются и становятся стеной по обе стороны ( Исх. 14:21–28 ); превращение горькой воды в сладкую ( Исх. 15:23–25 ); схождение манны с неба ( Исх. 16:13–35 ). Чудеса Иисуса Навина, включая остановку солнца над Гаваоном ( Нав. 10:12–14 ), также связаны с природой. В исторических и учительных книгах Библии человек представлен как неотъемлемая составляющая природного мира, а скот – как постоянный спутник человека. Часто люди и скот упоминаются вместе ( Чис. 20:4, 8, 11, 19 ; Пс. 35:7 и др.). Когда бедствие настигает людей, оно настигает и скот ( Исх. 9:19 ). При взятии вражеского города вместе с населяющими его людьми истребляется и весь их скот ( Втор. 13:15 ; Нав. 6:20 ; Суд. 20:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рассказ об этих событиях настолько связный, что если внимательно рассмотришь его части по отдельности, то найдешь более того, перед чем ум твой остановится в недоумении, нежели того, что он может обрести. А так как разбирать отдельные утверждения, следуя порядку повествования, слишком долго, мы кратко перескажем содержание этой библейской истории. Итак, первое знамение заключалось в том, что «бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем» ( Исх.7:10 ). Собравшиеся колдуны и чародеи египетские своими чарами тоже сделали змей из своих жезлов, но змей из жезла Аарона поглотил змеев египтян. И то, что должно было поразить фараона и заставить его поверить, произвело обратный эффект. В Писании сказано: «Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их» ( Исх.7:13 ). Здесь говорится «сердце фараоново ожесточилось», и то же сказано при описании первой казни, когда вода превратилась в кровь (ср. Исх.7:22 ); и второй казни, когда вышли жабы в большом числе ( Исх.8:15 ); и третьей, когда явились мошки (ср. Исх.8:19 ); и четвертой, когда налетело множество песьих мух (ср. Исх.8:32 ); и пятой, когда вымер весь скот египетский (ср. Исх.9:7 ). Но в шестой казни, когда Моисей взял «пепла из печи и… бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте, и не могли волхвы устоять пред Моисеем» ( Исх.9:10–11 ), не сказано, что сердце фараоново ожесточилось, но прибавлено нечто более страшное. В Писании сказано: «Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» ( Исх.9:12 ). И снова в седьмой казни, когда град и огонь опустошили весь Египет, «ожесточилось сердце фараона», но не Господом. Однако в восьмой, когда восточный ветер принес саранчу, снова сказано, что «Господь ожесточил сердце фараона» ( Исх.10:20 ). И в девятой, когда «была густая тьма по всей земле Египетской» ( Исх. 10:22 ), «ожесточил Господь сердце фараона» ( Исх.10:27 ). И, наконец, когда еврейский народ вышел из Египта после того, как все первородное египтян умерло, значительно позднее в повествовании говорится: «И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми» ( Исх.14:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

а Иегова удостаивает Моисея говорить с ним лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх. 33:11 ), и свидетельствует ему: «Я знаю тебя по имени (т. е., поставил тебя в специально-личное, только тебе принадлежащее, отношение ко Мне 217 ), и ты приобрел благоволение в очах Моих» ( Исх. 33:12 ). Это божественное слово исполняет Моисея .того дерзновения веры, которое молитвенно борется с Богом, пока Он не благословит ( Быт. 32:27 ; Ос. 12:4 ), и он решается высказать просьбу, в которой ясно выражает сознание того, что обещание Иеговы послать Ангела ( Исх. 33:2 ) неравносильно пребыванию среди народа Самого Иеговы, что, след., этот ангел не тот, в котором schem Iehovah bekirbo: «Вот ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь (след., ангел Исх. 33:2 , ср. 32:34 не есть существо столь определенное и известное, как Ангел Иеговы, а один из ангелов) со мною. Если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю, открой Мне путь Твой. Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда. Ибо почему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? Не потому ли, когда Ты пойдешь с нами?» ( Исх. 33:12–13, 15–16 ). На это моление Моисея о том, чтобы благоволение Иеговы выразилось личным присутствием среди Израиля Иеговы, Он, в знак примирения с народом, на молитву Моисея отвечает: Сам Я пойду , panai ilechu; LXX: ατ ς προπορε σομαι σο) и введу тебя в покой ( Исх. 33:14 ). Из приведенного места кн. Исход открывается с очевидностью, что в нем делается различие между личным присутствием Иеговы среди Израиля и присутствием ангела-предводителя, и первое представляется выражением благоволения Иеговы к народу, второе – знаком оставленности его Иеговой, между тем как в Исх. 23:20–25 то и другое отожествляются. Отсюда с логическою необходимостью следует, что Ангел, о Котором речь в Исх. 23 , – Ангел, в Котором schem Iehovah bekirbo, т.е., Ангел единого существа с Иеговой, отличен от ангела Исх. 32:34; 33:2 , который так не характеризуется. Необходимость такого различения, очевидно, требуется всем смыслом данного места: без этого нельзя понять ни печали народа, ни последующего за нею ходатайства Моисея, ни, наконец, двойственности в речи Иеговы о водительстве народа: с одной стороны пойдет ангел ( Исх. 32:34 ), посылаемый Иеговой, ( Исх.33:2 ), и явно неравный Ему, – с другой – пойдет Лицо Иеговы ( Исх. 33:14 ), как нечто несравненно высшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 24 1–11. Торжественное заключение завета. 12–18. Восхождение Моисея на Синай и пребывание там сорок суток. Исх.24:1 .  И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь [Господу] издали; Народ, как член заключенного завета ( Исх.24:6–8 ), допускается в лице своих представителей – 70 старейшин, глав 70 родов ( Исх. 1:5 ), за черту у подножия горы для поклонения Господу, – выражения своего благоговения и полной покорности. Исх.24:2 .  Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу «издали» ( Исх.24:1–11 ), не приближался к Нему. После этого он должен взойти на гору один и приблизиться к Всевышнему ( Исх.24:12, 16, 18 ). Причина, удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с Богом, т.е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей. Исх.24:3 .  И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]. После богоявления, бывшего во мраке ( Исх. 20:21 ), Моисей сошел с горы к народу и объявил ему «все слова Господни и все законы» – не десятословие, так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а законы гл. Исх. 20:19–23 . Последовавшее за этим обещание народа: «все, что сказал Господь, сделаем» является выражением добровольного согласия на вступление в завет, последним моментом пред его заключением ( Исх.24:4 и д.). Исх.24:4 .  И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как жертвенник, место явления Бога Своему народу ( Исх. 20:21 ), указывает на присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.24:9 .  Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, Исх.24:10 .  и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. Исх.24:11 .  И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили. Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Господу. Замечание о поклонении Ему издали ( Исх.24:1 ), о виде подножия ( Исх.24:10 ) и о сохранении в живых после видения ( Исх.24:11 ) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т.е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым ( Исх. 19:24 ), так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим. Исх.24:12 .  И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. Как видно из последних слов ст. 11: «ели и пили» ( Исх.24:11 ), повеление о новом восхождении на Синай дано было Моисею после того, как он сошел со старейшинами с горы. Цель нового восхождения – получение «скрижалей каменных, закона и заповедей, которые Господь написал для научения». Не отмеченное в настоящем случае, число скрижалей указано в других местах ( Исх. 31:18, 32:15 ); их было две, и каждая была исписана с обеих сторон ( Исх. 32:15 ). Слова: «закон и заповедь» едва ли могут означать десятословие, начертанное на скрижалях, так как оно обыкновенно называется «откровением», «словами завета», «десятословием» ( Исх. 25:16, 31:18, 32:15, 34:28, 40:20 , Втор. 10:4 ). «Закон и заповедь» указывают на те законы и повеления, которые даны Моисею во время его пребывания на горе и изложены в главах 25–31. Сообразно с этим выражение: «которые Я написал в научение их» должно относить только к скрижалям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд ( Исх. 28:3–4 ). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана. Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем ( Исх. 30:22–25 ), обильно возлитым на главу его ( Пс. 132:2 ), заключалась в «освящении» помазуемого ( Исх. 30:30 , Лев.8:12 ). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода ( Исх. 30:32–33 ), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды " ( Лев.21:10 , ср. Исх.29:12 ). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, – Лев.6:6, 8–9 ( Лев.6:13, 15 евр.), в Лев.16:32, 21:10, 12 говорится о помазании сынов Аарона ( Исх. 28:41, 30:30, 40:14–15 , Лев.10:6–7 , Чис. 3:3 ). Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. " Помажь их, – говорится в Исх.40:15 , – как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» ( Лев.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А в третьей, когда явились мошки, волхвы, прежде оказывавшие сопротивление, сдались, признав, что «это перст Божий» ( Исх.8:19 ). В четвертой также Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.8:20 ). В пятой, когда «вымер весь скот Египетский» ( Исх.9:6 ), Моисею также сказано: «Пойди к фараону» ( Исх.9:1 ). В шестой фараоном уже полностью пренебрегают, а Моисею и Аарону не повелевается идти к нему, потому что «воспаление было на волхвах» ( Исх.9:10 ). В седьмой, когда «Господь произвел гром, град, и огонь разливался по земле» ( Исх.9:23 ), Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.9:13 ). В восьмой, когда напала саранча, ему сказано: «Войди к фараону». В девятой к фараону снова относятся с пренебрежением, и Моисею приказано: «Простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма» ( Исх.10:21 ). Он не идет к фараону, но уже фараон призывает Моисея (ср. Исх.10:24 ). Так и в десятой казни, когда все первородное умерло и народ стал спешно собираться выйти из Египта. В тексте содержится много других высказываний, в каждом из которых можно увидеть, как раскрывается Божественная премудрость. Ты увидишь, что в первой казни, когда воды превращаются в кровь, фараон не уступает и не склоняется под ударами Бога. Но во второй заметно, что он немного смягчился, потому что «призвал Моисея и Аарона и сказал: “помолитесь обо мне Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский”» ( Исх 8:8 ). В третьей казни чародеи сдаются и говорят фараону: «Это перст Божий» ( Исх 8:19 ). В четвертой, после нападения на него мошек, фараон говорит: «Принесите жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне Господу» ( Исх.8:28 ). В пятой, когда случился падеж скота, фараон не только не уступает, но, напротив, ожесточается еще больше. Так же и после шестой казни, когда сделалось воспаление с нарывами. Но в седьмой, когда град и огонь опустошили землю, сказано, что «послал фараон, и привал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу» ( Исх.9:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 15 1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения ( Исх.15:1–2 ), распадается на три части. Первая ( Исх.15:3–8 ) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая ( Исх.15:9–13 ), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья ( Исх.15:14–18 ) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы. Исх.15:1 .  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Тема песни – прославление величия Всевышнего ( «высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море». Исх.15:2 .  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа ( Исх.14:31 ); народ заявил себя только испугом и воплями ( Исх. 14:10 ), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля ( Быт. 28:20–21 ). Он, хранивший отцов ( 1Пар.16:19–22 ), исполнил данные им обетования ( Быт.15:14 ), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым ( 2Цар. 22:47 , Пс. 98:5, 117:28 , Ис. 25:1, 57:15 ). Исх.15:3 .  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Исх.15:4 .  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Исх.15:5 .  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.12:33 .  И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. Исх.12:34 .  И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, приготовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое выполнение его относится ко времени поселения в земле обетованной ( Исх. 13:6 и др.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39 ( Исх.12:39 ), что евреи испекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготовление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках ( Исх.12:15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово ( Исх.12:34 ), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками. Исх.12:35 .  И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Исх.12:36 .  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. См. выше объяснение 19–20 ст. III гл. Исх.12:37 .  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф – «шатры», может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл. Исх.12:38 .  и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4 , Втор. 29:11 . Судя по Лев.24:10 , к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян ( Исх. 9:20 ) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.28:3 .  И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления], чтобы они сделали Аарону [священные] одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Для устроения одежд Моисей должен избрать «мудрых сердцем», людей искусных в художестве и ремеслах ( Исх. 31:6, 35:10, 36:1–2 ). Исх.28:4 .  Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, [хитон] стяжной, [кидар] и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. Исх.28:5 .  Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, Исх.28:6 .  и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою. Ефод 17 . Производимое толковниками от еврейского глагола «афад» – «связывать», данное название указывает на одежду, состоявшую из двух кусков материи, из которых один покрывал спину, другой грудь до пояса; на плечах они скреплялись нарамниками (см. ст. 7), а при поясе завязками ( Исх.28:8 ). Материалом для ефода служили нити голубой, пурпуровой и червленой пряжи, виссон (лен) и золото. Последнее растягивалось в листы, разрезалось на нити, которые и были вотканы между петлями указанных цветов ( Исх. 39:3 ). «Ефод, говорит блаженный Иероним , соткан из четырех цветов: гиацинтового, льняного, багряного червленного и золотого. Золотые пластинки, т.е. листы, растягиваются до чрезвычайной тонкости, нарезанные из них нити сучатся с утоком из трех цветов и нитяною основою». Исх.28:7 .  У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. Нарамники, или застежки на плечах, связывали ефод на обоих концах его ( Исх. 39:4 ). Это указание дает понять, что ефод не представлял собой цельной одежды, – тогда не было бы нужды скреплять, связывать два конца его на плечах. Она состояла из двух кусков сотканной вышеуказанным способом материи, из которых один оканчивался на плечах первосвященника со стороны груди, а другой со стороны спины. Во избежание распадения концы этих половин связывались на каждом плече нарамником особого рода застежкой. Форма этой последней неизвестна, но, как видно из Исх.28:9–12 , каждая из них была украшена камнем «шогам» – ониксом, вставленным в золотую оправу ( Исх. 39:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010