Духа; а твой совет был худ, потому что происходил от бесов и от страстного состояния. Таким образом, не испросив совета, я никогда не позволял себе слушаться своего помысла " (Наставл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму. С.42 на об.). Очевидно же, немедленно должно отвергать помыслы худые и влечения страстного сердца и отсекать такое свое хотение. " Например, если кто, проходя небольшое расстояние, - говорит авва Дорофей, - видит что-нибудь, а помысл скажет ему: посмотри туда, а он скажет помыслу: не хочу смотреть; то таким образом отсекает свое хотение и не обращает внимания. Еще, если находит празднословящих, и скажет ему помысл: скажи и ты такое-то слово, а он не говорит: то отсекает свое хотение. Или когда помысл внушает спросить у повара: какое кушанье готовит для обеда, а он не спрашивает: то отсекает свою волю, и проч. Кто таким образом всегда отсекает свою волю в малом, тот привыкает без труда отсекать ее и в большом, ни в чем не иметь своей воли, а исполнять только волю Божию; и отсекая пристрастие к своей воле, мало-помалу достигает беспристрастия, а от беспристрастия приходит в бесстрастие " (Сл. О отверж. мира. С.19 на об. в слав.изд.). Поелику же ближайшая цель послушания та, чтобы удобнее пресечь злонравие души, скорее обессилить греховные наклонности, дать доброе направление умственной и нравственной деятельности, образовать и утвердить нравственно-добрый характер, и прямым, безопасным путем восходить к высшему духовному совершенству: то послушник, по учению св. отцов, должен всегда сказывать своему авве все, что когда делает, или как исполнил какое-либо приказание своего отца, или что когда намерен сделать, чтобы и по неведению не погрешать в чем-нибудь - в мыслях, чувствованиях, намерениях, или в образе совершения какого-либо дела, и тем не воспрепятствовать преуспеянию в нравственном совершенстве. Для сего послушник должен всегда открывать старцу все помыслы, чувствования, намерения, - все внутреннее состояние, все внешние дела с подробным объяснением всех обстоятельств, времени, лиц, предмета, образа исполнения дела, расположения и цели каждого поступка, чтобы старец мог видеть все внутреннее его состояние, его потребности, свойства, и сообразно с духовным его возрастом и нуждами, предписывать ему правила деятельности, чтобы старец мог знать, какими средствами успешнее возводить его к высшему совершенству. По учению Антония Великого, " монах, если можно, должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов, или сколько капель пьет в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом " (Достоп. сказ. о подв. св. отц. §38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Будем же все это помнить и всячески стараться не вредить собственности ближнего! Будем помнить во все дни своей жизни прекрасное наставление премудрого царя еврейского Соломона, который сказал, что имение, поспешаемое с беззаконием, умалено бывает, собираяй же себе с благочестием, изобильствовати будет ( Притч. 13, 11 ); а также учение И. Христа, что также, т. е. воры, в царствие Божие не войдут. в) Добродетели, предписываемые восьмой заповедью закона Божия. 1) Христианин не только не должен присваивать чужую собственность каким бы то ни было образом и под каким бы то ни было предлогом, но и всячески охранят чужую собственность. Если мы найдем, напр., потерянное, то не должны присвоять себе найденное. Так поступали всегда святые угодники Божии и все благочестивые христиане. Один инок, находясь в долгу, нашел на дороге золотую монету; он не только не присвоил ее себе, но целых три дня ходил и объявлял о найденной монете, и только тогда он отдал найденную монету своему заимодавцу, когда не нашлось потерявшего ее и когда это посоветовал ему сделать один старец, опытный в духовной жизни. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отц. стр. 199). 2) Если наш ближний не имеет ни имущества, ни сил, которыми мог бы приобретать себе законное пропитание, то в силу христианской любви мы должны оказать ему милосердие. Господь торжественно объявляет, что Он принимает Себе те благодеяния, которые мы делаем бедным, и потому осудит на вечные муки тех, которые не благотворили Ему в лице бедных, и сделает наследниками Своего царствия и Своей славы тех, которые кормили, поили, одевали бедных, посещали больных, утешали печальных и заключенных в темницах, принимали странников и делали им другие услуги ( Мф. 25, 34 – 46 ). 3) Затем в отношениях с ближними, требующими нашей помощи, напр. желающими занять у нас на время нужды своей част нашего имения, мы должны быть бескорыстными. Всякому, просвящему у тебя, дай ( Лук. 6, 30 ), говорит И. Христос. Взаим давайте, ничесоже чающе, учт Он же ( Лук. 6, 35 ). 4) Далее противоположная грехам восьмой заповеди закона Божия добродетель есть верность, когда исполняют данное слово и остаются верными при исполнении своей обязанности, под опасением бесчестия, которое для истинного христианина крайне прискорбно: добро мне паче умрети, нежели похвалу мою кто испразднит (Коринф. 9, 15), говорят св. ап. Павел о себе, охраняя свою христианскую честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В отношении ревизии строительных отчетов, Комитет принимает в соображение данные строительным Комитетам инструкции, и при этом удостоверяется: 1) согласно ли с определениями начальства и данными инструкциями действовали места и лица, которым поручено было заготовление или покупка вещей, а также постройка, или ремонт зданий; 2) не превышает ли плата за материал, припасы и работы цен, современных – справочных, или назначенных сметами, или утвержденных начальством; 3) в точности ли выполнены все условия подряда, если постройки и починки, а также заготовление припасов и материалов производились через подряд; 4) поступили ли, куда следовало, заготовленные или купленные вещи и припасы в приход; 5) засвидетельствовано ли исправное заготовление потребностей и исправное окончание работ, а при постройках и исправлениях зданий на сумму свыше 1500 руб. был ли составлен акт их освидетельствования через посторонних лиц, на основании существующих постановлений по строительной части. (П. 9 прав. 1865 г. Ст. 47 § 11 п. 2. Счет. Уст. мест. подв. Св. Синод.) По окончании поверки экономических отчетов, ревизионный Комитет свидетельствует установленным порядком наличность кассы и правильность ее хранение: при чем из подлинных журналов и надписей в шнуровых книгах удостоверяются, производилось ли ежемесячное свидетельство сумм, и полугодовые свидетельства училищного имущества. (П. 10 пр. 1865 г.) Если при свидетельствах произведенных ревизионным Комитетом, как в течение года, так и по окончании ревизии отчета окажется недостаток в сумме, или припасах и материалах, то Комитет немедленно доносит о том Епархиальному Преосвященному для принятия законных мер к обеспечению собственности духовно-учебного ведомства. (П. 11 прав. 1865 г.) По окончании поверки отчетности каждого места, ревизионный Комитет составляет о последствиях произведенной поверки журнал и, присоединив к нему, в случае оказавшихся при поверке неясностей, неисправностей, или неправильностей, замечания о них, с объяснениями отчетного места и со своими мнениями, представляет Епархиальному Преосвященному.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Молите милостиво, да нас избавит от агарянских обстояний». Очевидно, эта служба составлена была под гнетом татарского ига. В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его; во время польского разгрома 1609 года, не известно где сокрыты (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, ар. черн. Жит. свв. Муравьева. Ист. Росс. иер. ч. 3, стр. 65). Пр. Феоклиты чудотворицы Родиною св. Феоклиты была провинция оптиматов, в малой Азии. Родители ее, Константин и Анастасия, были искренние христиане и воспитывали дочь свою с раннего возраста в благочестии. Вышедши замуж за Захарию, она уговорила его жить с нею, как с сестрою, вследствие чего никогда не узнала удовольствий брачного ложа и осталась навсегда девственницею. Феоклита усердно занималась чтением душеполезных книг; все свои средства, свои труды и силы она посвящала преимущественно на пользу ближних. Родина ее доставляла ей много случаев к тому: провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Эта была самая бедная страна; жители ее, по словам императора Константина Порфирородного, денщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войск; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклита. Оптиматы с их разнородными нуждами находили в ней неисчерпаемый родник утешений. Св. Феоклита не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась не признательностью людскою; каждому помогала с любовью и радостью. Подвигами самоотверженной любви она настолько возвысилась в духовной жизни, что, когда приблизилось время ее кончины, объявила знакомым о дне своей смерти и частных будущих ее обстоятельствах. По смерти ее, мощи ее прославились множеством чудес. Подвиги догробного ее милосердия совершались при пмператоре Феофиле, а потому кончину ее относят к 1 пол. IX века. (Подв. вост. церк. Филарета, арх. чер. стр. 249–252) Пр. Ефрема смоленского, ученика пр. Аврамия Пр. Ефрем был самым любимым учеником пр. Аврамия; он в особенности из всех учеников его прославился святостью жизни и описал жизнь своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

отцы, опытные наставники наши в благочестии. Преп. авву Моисея один брат спрашивал: «Что делать человеку, когда нападет на него искушение или враждебный помысл?». Старец отвечал ему: «Тогда человек должен со слезами умолять благость Божию о помощи; и он скоро успокоится, если будет просить разумно, ибо Писание говорит: «Господь мне помощник и не убоюся: что сотворит мне человек?» ( Пс.117:6 ). (Достоп. сказ. о под. свв. отц., стр. 160, § 16). И преп. Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва пред Богом» (там же, стр. 218, § 146). III. Далее, постоянное наблюдение 135 за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, – вещает Божественная Премудрость, научающая законам духовной жизни, – сыне, всяцем хранением блюди твое сердце » ( Притч.4:23 ), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели св. крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него; то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его» (Дост. сказ. о подв. св. отц., стр. 212, § 111). От невнимательности к хранению в сердце чистоты, главным образом, и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место себе, ниспровергает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   «Словесные твари-человеки! обращаюсь к вам с вопросом: что значат эти два слова: слово Творца первым человекам и ложное слово человекоубийцы — диавола им же? Одно слово — правое, живое, зиждительное, а другое — льстивое, мечтательное, омрачающее. Что было последствием послушания слову врага? Не смятения ли всякие в мире, тревога совести, неверие, безбожие, безначалие, своеволие, зависть, крамолы, убийства, татьбы, хищения, пьянство, скверно действо и всякое насилие? А какие последствия послушания слову Божию? Вера, мир, порядок общественный, кротость, послушание, воздержание, мудрость, благость, мужество, милосердие» (Сл. 1907, 164).    Находящийся под перекрестным огнем многоразличных искушений и напастей, особенно происходящих от «исконного человекоубийцы» (Иоа. 8, 44), христианин имеет непобедимое оружие в слове Божием (Еф. 6, 17), которым Спаситель поражал диавола в пустыне (Мф. 4:1—11). «Будучи ипостасным Словом Бога — Отца, Сам Господь научает нас при искушениях так же бороться с врагом словом Божиим, как самым сильным оружием, и высоко ценить слово Божие, читать и слушать его, руководствоваться им во всей жизни нашей. Нынешние христиане, так именуемые, совсем забросили и забыли слово Божие и занимаются только периодическою печатью и оттого, сделались плотяными, духа не имущими» (Соз. подв., 52—53). «На моих глазах», печалуется проповедник, «как развращаются дети, как изменяются, быстро к худшему, делаясь нравственными уродами, отталкивающими от себя»! (ib.73).    Потрясенный до глубины души ужасною действительностью, этим разлитием всевозможных пороков и преступлений, проповедник подымается, подчас, на высоту пророчески-вдохновенного (ср. 3 Цар. 19, 10) обращения к Богу. «Господи»! восклицает он в одной из своих проповедей, «где Твое Евангелие, это слово о царствии небесном, слово о вере и покаянии, слово мира, слово жизни вечной, слово во всякой йоте истинное, непреложное, неизменное, спасительное, радостное и животворное для всех верующих искренно? Оно удалено из всех жилищ и читается ежедневно только в Церкви; а без него человек ходит в тьме и не знает, куда идет, «потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоа. 2, 11). «Слово человеческое читается с жадностью и величайшим интересом, а к спасительному слову Божию пропал в людях всякий интерес»!.. (Сл. 1907, 145).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

воинах», т. 3, стр. 336 – 37). 5. Примеры любви святых к ближним Спаситель сказал; о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13, 35 ). А где можно видеть больше учеников Христовых, как не среди святых подвижников и пустынников? Посмотрите, например, на пустыни Египта и Палестины во дни оны, когда обитали там в тесных келлиях, смазанных из глины, либо иссеченных в скалах, великие Антонии, Феодосии, Пахомии, Иларионы, Макарии и проч. святые мужи, облаченные – кто в кожаные одежды, кто в льняные хитоны, кто в пальмовые листья... Посмотрите, с какою верою спешили в эти дикие пустыни сотни, целые тысячи пришельцев из мира – кто за советом, кто за назиданием, кто за исцелением, и с какою необычайною любовию эти пустыннолюбивые старцы удовлетворяли нуждам пришельцев... Нужды нет, что на плечах некоторых из них лежало уже более столетия: они с быстротою юноши спешили на помощь нуждавшимся, – нужды нет, что они так горячо любили молитву, что нередко восходящее солнце заставало их еще на молитве, которую они начали утром накануне: как скоро среди самой молитвы слышали они просьбу, – немедленно оставляли молитву и спешили на помощь. I. Взгляните, например, на преподобного Агафона: вы изумитесь необычайной любви его к ближним. Он до того любил людей, что, если кто, войдя в убогую его келлию, останавливал внимание на какой-либо его вещи, Агафон умолял его взять ее себе, и не отпускал до тех пор, пока тот не исполнял его просьбы. Он до того любил людей, что иногда говаривал: «о, если бы я мог отдать прокаженному свое тело здоровое, а себе взять его тело больное!» («Достопам. сказ. о подв. св. и блаж. отц.», стр. 32). II. Посмотрите на преподобного Серапиона Синдонита: этот старец, услышав об одном человеке, что он благочестив, но держится манихейской ереси, оставил любимую пустыню, нанялся к этому человеку в работники и служил ему до тех пор, пока не убедил его оставить манихейство. («Чет. Мин.» 16 мая). III. Припомните дружеское, братское обращение между собою св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Не всегда можно сообщать истину в непосредственном ее виде; мудрость христианина дозволяет ему сообщать ее и в форме приточной. В жизни человека могут быть обстоятельства, когда косвенное, прикрашенное сообщение истины имеет свое значение, именно, пролагая путь и отворяя двери для явного, неприкровенного сообщения. Об этом свидетельствует нам Св. Писание. Здесь, наприм., мы можем вспомнить о прор. Нафане, который, желая указать царю Давиду на грехи его, прежде всего начал рассказывать притчу о богатом человеке, отнявшем у бедняка последнюю овцу, и только тогда когда царь был подготовлен таким приступом, он перешел прямо к наступательному, знаменитому обличению: «Этот человек – ты!» (сост. по кн. «Христ. уч. о нравственности», Мартенсена, т. II, стр. 223). в) «Один старец, труженик по телесным подвигам, но не искусный в помыслах, пришел к авве Иоанну для назидания. Выслушав его наставление, он возвратился в свою келью и забыл, что говорил ему авва Иоанн. Опять пошел спросить его и, услышав то же самое, пошел назад, но, дошедши до своей кельи, опять забыл. Таким образом он много раз приходил к авве Иоанну, и на возвратном пути овладевала им забывчивость. После этого встретившись со старцем, он сказал: «Знаешь ли, авва! Я опять забыл, что ты говорил, но, чтобы не беспокоить тебя, я уже не приходил к тебе». Тогда авва Иоанн говорит ему: «Поди, зажги свечу». Он зажег. Авва сказал ему еще: «Принеси другие свечи и зажги этою». Он сделал так. Тогда Иоанн спросил старца: «Убавился ли свет первой свечи от того, что ею зажжены многие свечи?». Старец отвечал: «Нет». – «Так не угаснет и Иоанн; хотя бы весь скит ходил ко мне, не отдалил бы меня от благодати Христовой. Потому ходи ко мне, когда хочешь, ни мало не сомневаясь». И за терпение обоих Бог освободил старца от забывчивости. Таковы были дела живших в скиту: они ободряли искушаемых и делали себе принуждения, чтобы взаимно одним других усовершать в добре» (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блаж.оо.» §6). г) Никакие убеждения не могли обратить в недра веры некоего вольнодумца. Но вот, он приходит к одному из своих друзей и, увидев у него глобус, украшенный звездами, спрашивает: «Кто это так хорошо сделал?» – «Сам сделался!» – отвечают ему. – «Быть не может!» – «Уверяю тебя». – «Нет это... невозможно!» – «Как! Ужели невозможно, чтоб эта столь незначительная вещь устроилась сама собою, случайно, без руки мудрого художника, – когда, по твоему суждению, и вся земля с ее разнообразными произведениями, и небеса, украшенные сонмами столь дивных светил, произошли по какому-то случаю?..» – Вот самое естественное суждение разума! Но оно сделало то, чего не могли произвести никакие другие убеждения – привело заблудшего в лоно откровенной истины (из кн. «Христ. размышления», прот. Гречулевича, т. I, стр. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ангелу Лаодикийской Церкви Господь повелел сказать: «знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч», то есть, не отрицаешь добродетели, даже почитаешь себя просвещенным и добродетельным, но нет в тебе искренней любви к добру; посему я извергну тебя из уст Моих (как теплую воду, возбуждающую рвоту). Предызображая последний Суд Свой, Господь произносит приговор отвержения всем, кто в жизни своей равнодушен был к ближним и не старался воспитать в себе любви к ним. И там, где нет одушевления к добру, там нет собственно и христианской нравственности. Быть братолюбивым, не ослабевать в усердии, духом пламенеть, Господу служить – вот подлинно христианское расположение души человеческой ( Рим.12:10–11 ). И такое расположение должно быть не временным, а постоянным в нашем духе (См. кн. «Очерки нрав. прав. уч.», прот. Фаворова, изд. VI, стр. 35). XIII. Знай, что и маловажные дела могут служить средствами ко спасению. История христианского подвижничества представляет немало примеров того, как и маловажные по суду мира дела могут служить для многих важным средством ко спасению, облегчая возможность совершать другие богоугодные дела. Так, воздержность или умеренность в пище, которую многие считают ничтожной вещью в деле спасения и, почитая за малость, пренебрегают ею, указана была одному смиренному христианину, как главное средство к его спасению. Быв озабочен своим спасением, он молил Бога указать ему путь к нему; и вот в одну ночь во время легкого сна он слышит голос 112 на иностранном языке, повелевающий ему обуздывать чрево. Что за важность в том, буду ли я удаляться общения с людьми или не буду, буду ли молчать или скажу слово, другое, третье? Так многие думают и говорят, считая это за ничто, но преп. Арсению Великому открыто было, что удаление от людей и молчание были главные и существенные средства к его спасению. Находясь еще при царском дворе, молился он Богу так: «Господи! научи меня, как спастися». И был к нему таинственный голос: «Арсений! бегай от людей – и спасешься». Удалившись в уединение, он опять молился Богу теми же словами, и услышал голос, говорящий ему: «Арсений! бегай, молчи, пребывай в безмолвии, ибо в этом корни святой жизни». («Дост. сказ. о подв. св. отцов» в русс. пер.). Так св. отцы и подвижники, по дарованному им от Бога прозрению в состояние душ тех благоговейных людей, которые искали от них советов и наставлений в богоугодной жизни, одному советовали неисходное пребывание в своей келье (там же, стр. 14, ст. 11, стр. 168), другому – молчание и обуздание языка (там же, стр. 53, ст. 10; стр. 136, ст. 1), иному – неосуждение (там же, стр. 112, ст. 2; стр. 149, ст. 27) и удаление от злословия (там же, стр. 116, ст. 1); каждому советовали то, что служило главным средством к усовершенствованию его в деле спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О христианах, находящихся на первой степени духовной жизни, св. Макарий В. говорит: «хотя бы они много раз участвовали в Божественной Благодати и были исполнены радостью и духовным веселием, однако, не быв испытаны и искушены различными скорбями, ещё находятся в младенчестве (духовном)» (сл. О возв. ума § 14). Как у человека, обращённого лицом к восходящему солнцу, учит блаж. Диадох , передние его части согрева- —15— ются солнцем, задние же остаются холодными; так точно и у находящихся в начале духовного действа хотя иногда сердце согревается святой благодатью, почему тогда и ум их начинает производить духовные мысли; но не все ещё члены сердца озаряются святым светом благодати: душа тогда в одно и то же время мыслит и худом и добром, точно так же, как человек в приведённом примере и зябнет и согревается (Сл. о вид. дух. гл. 88). Посему такого человека св. Ефрем Сирин сравнивает с глиняным сосудом, не бывшим ещё в огне… (Сл. о Терп. Хр. Чт. 1831, ч. 43). При своей неопытности и ещё не твёрдости в добре ( Евр.5:13 ) находящиеся на первой степени духовной жизни имеют однако всегда доброе произволение, самоукорение (См. кн. О подв. Стар. Молд.), детскую простоту и послушание (Злат. Бес. 58 на Мф.), боголюбезные качества, за которые Благодать, по выражению св. подвижников, как мать на руках носит духовных младенцев своих. б) преспевающих. Отличительные свойства преспевающих в духовной жизни: борьба с разными искушениями, постоянный труд, терпение, постничество и другие христианские подвиги благочестия. Искушения св. подвижники почитают столь необходимыми для укрепления человека в добре, что, по слову препод. Исаака Сирина , кроме искушения Промысл Божий не зрится, и еже к Богу дерзновение невозможно есть стяжати и премудрости духа невозможно есть научитися и Божественному вожделению в душе утвердитеся невозможно есть (слов. 5. О чув. и искуш.). Трудами, постничеством, непрестанной молитвой и другими подвигами, необходимыми при внешних искушениях, христианин приобретает, при помощи благодати, твёрдость в добре и силу с лёгкостью и удобством исполнять заповеди Божии. Если кто, говорит св. Макарий В., постоянно подвизается в заповедях Господних, то Господь, видя ревность и усердие его, даёт ему Самого Себя и Сам начинает без труда и насилия творить в нём всё то, что прежде и с усилием не мог он совершать, по причине живущего в нём греха (Бес. 19. § 6:18, § 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010