Не менее величественно и изысканно, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мрамор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный. В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш. Иконостас главного алтаря был выложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его поддерживался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 аршин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покрытые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Живопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приделах — «иконная, в нижних ярусах обложенная серебряными ризами». По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на парусине, была «новейшего итальянского вкуса». Особенно обращали на себя внимание картины, пожертвованные графом Кушелевым-Безбородко — «Распятие Спасителя между двумя разбойниками», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресении», а также приобретенная храмоздателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесение Исаака в жертву». Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 году. В алтаре над главным престолом, отделанным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая восемью витыми стеклянными колоннами и украшенная вызолоченной резьбой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цвета, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коленях, также шитые золотом, оцениваемые в 1 000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», серебряные, вызолоченные, большого размера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они были изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изготовления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3 900 рублей серебром. |
Наверное, один из самых проникновенных образов страдающего Христа создан мастером, работавшим над скульптурным убранством Свято- Троицкого храма в пос. Пашия. В образе пашийского Христа в темнице преобладает истинно русская смиренность и отрешённость. Христос изображён в скорбной позе, со склонённой головой и окрещёнными руками. Скульптурные объёмы целостны и обобщены, отчего в образе Христа совершенно нет натуралистической экзальтации, характерной для западноевропейских скульптур. Скульптурная композиция из Пашии уникальна не только благодаря своим высоким художественным достоинствам, но и потому, что здесь сохранилась «темница», в которой и находилась фигура Христа. Популярность темы «темниц» была ни с чем не сравнимой и в русском, и в европейском искусстве XVIII века. Образ темницы ассоциировался с самыми мрачными силами мира, с переживанием рождения и смерти, со страхом и безумием. В изображениях темниц можно найти орудия пыток, решётки и даже пыточные столбы… Католическая скульптура изображает все подробности земных мучений Христа. Православное толкование темницы имеет более символические акценты. Поэтому «темница» из Пашии — светлая, нарядная, «украсно украшенная» постройка, символизирующая не крестные муки Христа, а праздник его чудесного Воскресения. Высокая прямоугольная «темница» с навершием украшена сквозной орнаментальной резьбой, фигурами ангелов с орудиями Страстей и венцами херувимов на треугольных фронтонах. В орнаментах преобладают мотивы виноградной лозы, цветочной розетки, акантовых листьев. Холщовое покрытие темницы имеет форму шатра с мягкими криволинейными очертаниями. Четыре «грани» шатра тонированы темперой светло- зелёного цвета, как и фоновые поверхности орнаментальной резьбы, створы темницы и переплёты рам для стекла. В целом пашийская «темница» производит впечатление «райской» красоты и дивного совершенства. Темница из Пашии, обильно украшенная растительной орнаментикой, призвана создать образ Небесного Иерусалима, образ рая на земле. Не случайно эта композиция занимала важнейшее место в храмовом комплексе — она размещалась у северной стены Вознесенского придела. На северную стену падает свет из южных окон, поэтому наиболее значимые скульптуры ставились как раз у северной стены храма. |
5, 18]? Разве воскресение мертвых, Страшный Суд, блаженная или мучительная жизнь – мечта? О, братия мои! Заблудили мы все от пути истины и свет Господень не облиста нам! Прольем же все слезы о своей суетной жизни и о великом гневе Божием, который мы воспламенили неправдами своими, и обратимся каждый от кривых путей своих. Солея – церковная лествица, соединяющая землю с небом. Говоришь: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... а исполняешь ли повеления Царя, утешаешь ли ближних, любишь ли истину говорить, не терпя лжи? Слава имени Твоему, Господи! Одно сердечное воспоминание его спасает меня от козней врага, пакости деющего в сердце, возмущающего и омрачающего меня. Слава имени Твоему, Господи! Оно умиротворяет, просвещает, распространяет меня. О, славное, всеспасительное имя! Славлю Твои промысл о мне грешном, нигде меня не оставляющий! Славлю неусыпное око Твое, Владыко и Животодавец мой! Января 22 дня 1865 г. Диавол царствует в нас как гордец, ненавистник и презритель ближних (особенно нищих и благочестивых), Самого Бога и святых Его; как лукавство, лицемерие, лицеприятие, раболепство, нерадение, упрямство, непослушание, дерзость, хула на Бога и святых Его и на всю святыню веры; как ропот на Бога и людей, как отвращение от Бога, от веры, от Церкви; как пристрастие к земному, или жадность к пище и питью, деньгам, как страсть к одежде, жилищу, удовольствиям, веселостям; как смех, как уныние и малодушие, как нетерпение и раздражительность, как зависть, скупость, как недовольство своим жребием и тем, что имеем, и жажда большего и лучшего; как блуд и всякая нечистота, как ложь и обман, разленение, праздность и рассеянность; как сомнение в истине, неверие, ересь, кощунство, как смущение и боязнь, ложный стыд (конфуз), нетерпение, раздражительность. Много зубов у змея адского (зуб гордыни, зуб злобы, зависти, скупости, сребролюбия, жадности, чревоугодия, блуда, уныния, нетерпения и раздражительности – то тем хватит тебя, то другим, смотря по обстоятельствам; если бы не Господь, то заел, замучил бы). Тяжкий грех – торопиться во время богослужения, ибо много ли мы работаем Господу? и то не хотим как следует, с чувством, не торопясь послужить Ему. Скажи мне: к чему ты гонишь службу? Разве не успеешь посуетиться вне храма, разве другие не успеют наработаться суете и греху вне храма? Всё усердие надо употребить во храме к тому, чтобы единому Господу всеусердно послужить. Итак, не торопись никогда, но спокойно, с твердостию сердечною совершай свое дело веры. |
Тема «скинии» служит св. Мефодию своего рода центром, вокруг которого он сосредоточивает другую серию типологических толкований («Пир», 5, 6 и след.). «Евреям было заповедано украсить скинию, подобие Церкви, чтобы они могли посредством чувственных предметов предвозвещать образ Божественных. Ибо образец, показанный на горе, взирая на который Моисей устроил скинию, был точным отражением ( ιδα) небесного селения, пред которым мы теперь служим яснее образов ( τν τπων), но темнее самой истины» ( της αλθειας) («Пир».5, 7). «Самая истина, какова она есть сама по себе, еще не пришла к нам, людям, которые здесь не можем переносить созерцания чистого нетления, как не можем смотреть на лучи солнечные. Евреи возвещали тень образа, третью от истины. А самая истина в точности откроется по воскресении» (там же). Еще одна тема, раскрываемая теми же типологическими приемами, – это тема праздника Кущей («Пир», 9). «Бог, желая научить истинных израильтян, как должно чтить и праздновать истинный праздник Кущей, изображает это в книге Левит, объясняя, что каждый должен больше всего украшать чистотою свою собственную кущу...» Иудеи, продолжающие держаться буквального понимания всех ветхозаветных предписаний, «не понимают богатства будущих благ, ...все это есть не что иное, как дуновение и образные тени, предвозвещающие воскресение»... («Пир», 9, 1). Возводя мысль читателя от буквального содержания предписаний о празднике Кущей сначала к его нравственному значению, а затем к эсхатологическому преобразовательному смыслу, св. Мефодий вводит в свое толкование этого праздника мистику чисел: указания, содержащиеся в книге Левит, о том, что праздновать следует «семь дней», а «в восьмой день покой» ( Лев. 23, 39 ), являются прообразом последовательности циклов мировой истории в соответствии с днями творения ( Быт. 2, 1–2 ): «Как в шесть дней Бог создал небо и землю и совершил весь мир, а в седьмой день почил от дел Своих... и благословил день седьмой и освятил его, и как прообразовательно в седьмой месяц, когда уже собраны земные плоды, нам повелено праздновать Господу, так, когда этот мир достигнет до седьмого тысячелетия, |
«Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его... «И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех (...) И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видетие и доброе в снедь» (Быт. 2:8—9), с разными плодами, которые никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свежи и сладки и доставляли первозданным великое удовольствие и приятность. Ибо надлежало доставлять и наслаждение нетленное оным телам первозданных, которые были нетленны... Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным еще, и поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами... [После преступления Адама] не проклял Бог рая... а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою... Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною... Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику... Но Бог... сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною... Не подобает телам людей облекаться в славу воскресения и делаться нетленными, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нея взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обноситься и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище... Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. |
Это происходит с душой вполне ощутимо: Как не говорится, что мертвое тело живет, и не может жить, если не примет в себя живую душу и несмешиваемо с ней не смешается, так и душа одна сама по себе не может жить, если не соединена неизреченно и неслитно с Богом, Который поистине есть вечная жизнь. Прежде такого соединения сознанием, видением и чувством она мертва... Нет знания без видения, нет и видения без чувства... Если ум не придет в созерцание того, что превыше мысли, не почувствует он таинственного действия 433 . Как мы помним, Феодор Студит отождествляет воскресение души с очищением от грехов, умерщвлением страстей, и тому подобным 434 . Если у Феодора преобладают негативные выражения и приглушенные тона, то у Симеона мы находим его обычную обращенность к мистическим темам, например, видению Бога, осознанному ощущению Его благодати и созерцанию Божественного света: все это описывается в ярких красках и с присущей только Симеону непосредственностью. В 13-м Огласительном Слове Симеон дает мистическое толкование двух церковных песнопений: «Воскресение Христово видевше» и «Бог Господь и явися нам». Почему, спрашивает Симеон, мы не поем «Воскресению Христову веровавше» вместо «Воскресение Христово видевше», ведь на самом деле Христос воскрес тысячу лет назад, и даже тогда никто не видел, как именно это совершилось? Неужели Божественное Писание ( θεα γραφ) хочет, чтобы мы лгали? Отнюдь! Напротив, оно побуждает нас говорить истину – о том, что воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но так сказать ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам... Воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого воскресшим. Почему мы и говорим: «Бог Господь и явися нам»... Когда это случается с нами благодаря Духу, [Христос] восставляет нас из мертвых, животворит и дает нам видеть в себе Его, бессмертного и неразрушимого 435 . |
В лагере медицинская комиссия признала отца Алексия негодным к работе. 10 января 1938 года он писал супруге Анне Николаевне: «Сообщаю, что я жив. Вчера была комиссия, которая продлила мне отдых еще на месяц. Надеюсь, что вы первые письма мои получили и просьбу мою исполните, то есть будете сообщать о себе почаще, за что буду глубоко-глубоко благодарен . Дорогая Нюра! Я тебя просил и еще напоминаю, сходи во ВЦИК... а еще справься в областной прокуратуре о моей жалобе и об ее резолюции. Жалобу я послал через начальство Бамлага 27 ноября, где изложено все так, как было, как произошел арест и как мне было не предоставлено очной ставки, о которой я убедительно просил. Сходи на Петровку и справься у прокурора области по надзору за органами НКВД, а то постарайся попасть лично к прокурору и от себя подай жалобу, за что буду благодарен. Не обижайтесь на меня. Я часто вас вижу во сне. До свидания! Остаюсь искренне любящий вас до последней минуты жизни...» 3 марта 1938 года против отца Алексия и других заключенных Бамлага было начато новое дело. Священника обвинили в том, что он отказывается работать, организует сектантские сборища и открыто выражает антисоветские настроения. В качестве доказательств были представлены агентурные донесения секретных сотрудников НКВД из числа заключенных и протоколы допросов лжесвидетелей, которые показали, «что на колонне 46 за последние два месяца организовалась контрреволюционная группа бывших церковников, состоящая из служителей культа и сочувствующих им. Все эти лица осуждены по статье 58... активно участвуют в распространении контрреволюционных провокационных слухов, клеветы на партию, правительство и ее вождей . Вышеозначенная группа, возглавляемая бывшим благочинным... по воскресным дням систематически собирается в бараке , где организовывают читку Евангелия и пение церковных песен, а также рассказывают проповеди». 21 марта начальником 2-го отделения 3-го отдела Бамлага НКВД была составлена справка. «Группа заключенных, состоящая из девяти человек бывших попов, семи человек сектантов, четырех кулаков, одного сына промышленника, монархического и прочего элемента контрреволюционного, – писал он, – объединившись между собой, систематически собирали сборища, особенно по воскресеньям и другим религиозным праздникам, где проводили контрреволюционную агитацию среди заключенных. Выражали недовольство судебной политикой советской власти и распространяли контрреволюционную клевету на органы НКВД о терроре, о голоде в СССР, о сталинской Конституции, выборах в Верховный Совет СССР и советской культуре. На контрреволюционных сборищах пели религиозные песни и выполняли религиозные обряды». |
ρι κα νεφλ κεκαλυμμνοι οδ ποτ’ ατος λιος φαθων καταδρκεται κτνεσσιν, Οθ πτ’ ν στεχσι πρς ορανν στερεντα, Οθ τ’ ν ψ π γααν π’ ορανθεν προτρπηται λλ π νξ λο τταται δειλοσι βροτοσιν”. Ср. Одиссея. X, 508–515. «λλ πτ ν δ νε δι κεανοο περσς, νθα ... Μακρα τ αγειροι κα ται λεσκαρποι Να μν ατο κλσαι επ κεαν βαθυδν, Ατς δ ες δεω ναι δμον ερεντα». 606 „А я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу сию, и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его“. Иов. 19:25–27 . В славянском переводе: „вем, яко присносущен есть Иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия“. 607 Употребленное здесь слово , согласно параллельным местам ( Еккл. 3:9,21; 10:4; 2:26 и др.), должно быть понимаемо в смысле самостоятельного духовного начала в человеке. Такое значение этому слову в данном случае придавали и древние переводы: LXX переводят его посредством πνεμα, Вульгата через spiritus. Замечательно здесь также и то глубокое внутреннее различие в смысле речи, установляемое употреблением различных предлогов () и (), обозначающих нечто гораздо большее, чем одно только направление (al вниз, el вверх). Древние переводчики переводили „al“ через π, in, желая обозначить этим превращение во что-нибудь, или же полное объединение, а „е1“ передавали посредством слов: πρς, ad, обозначающих собственно присоединение (с сохранением самостоятельности присоединяемого). Справедливость этого мнения можно подтвердить следующими параллельными местами: Нав. 3:16 , Иер. 7:31 (для ); Исх. 3:13 ; Нав. 7:23 ; 3Цар. 1:15 (для ). Ср. Юнгвров. Учение Ветхого Завета о бессмертии души, стр. 64, прим. 1. 623 Не лишнее будет заметить, что также и фарисеи твердо держались веры в бессмертие души (Antiqu. jud. 1. 2–3 и др.). Также и мишна учит о шеоле, как убежище умерших [Aboth. IV, 22], о геенне и рае (Jbid. I, 5; V, 9), о наказаниях временных и вечных, о будущем веке, о воскресении, суде н воздаянии (Berachoth, V, 2; Sota, IX, 15) и опирается при этом на библейские данные. В гемаре тоже можно находить учение о шеоле (Berachoth, XV, 2), о трояком воздаянии на посмертном суде [Sota, 72], о геенне и рае (Berachoth, XVI, 2) и пр. |
Девятое толкование. Святой Кирилл Александрийский , упомянув ряд толкований, приводит и свое. Толкование святого Кирилла – Христологическое, что вообще свойственно его богословию и его времени (эпоха III–IV Вселенских соборов). При этом святой Кирилл сочетает новозаветную Христологию и ветхозаветные прообразы скинии. Посреди двух животных познан будешь. «Мы же раз отнеся эти слова к лицу Христа, сделаем разъяснение этих мыслей соответственно закону» 448 . Познан будешь относиться к познанию Христа – воплощенного Бога, как умилостивительной и очистительной жертвы. «Слово стало плотию, хотя и будучи Богом и Господом всяческих...; Оно и теперь обладает властию и славою, подобающею Богу, и теперь его окружают высшие силы и исполняют порученные им служения. Посему херувимы и окружают очистилище [крышку ковчега, каппорет. – Г.Ф.] и постоянно смотрят на него... Из прообраза, бывшего во святой скинии, Ты ясно будешь познан, что Ты жертва очистительная: Ты стоишь посреди двух животных, то есть херувимов, и имя Тебе – очистилище» 449 . Так святой Кирилл соединяет образ двух животных, как двух херувимов скинии, и познание очистительной жертвы Христа, воплощенного Бога, высшими небесными силами. Таким образом, святой Кирилл дает, пожалуй, самое богословски точное толкование пророческих слов Аввакума. Десятое толкование. Христологически толкует слова пророка Аввакума и св. Кирил Иерусалимский. «Что же это за признак у тебя, пророк, грядущего Господа? И он тут же говорит: посреде двою животну познан будеши, ясно говоря Господу следующее: «пришедши во плоти, Ты живешь и умираешь, и по воскресении из мертвых снова живешь» 450 . Δο ζων Иерусалимский учитель разумеет не столько как «двух животных», сколько как «две жизни». Христос познается посреди жизни земной до распятия и жизни во славе после воскресения. Одиннадцатое толкование. В приложении к жизни Иисуса Христа слов пророка Аввакума о познании Его среди двух животных имеются три толкования, относящие пророческие слова к различным моментам Его жизни. Во-первых, существует устойчивое предание, относящее слова пророка Аввакума к событиям Рождества Христова. |
В конце концов, решили в правлении больше не касаться вопроса о помощи голодающим из церквей; заниматься только обычными делами, и предоставить Митрополиту самому выпутываться из положения, поскольку нет единообразия в политике. Я решил действовать сепаратно, спешу получить скорее акт охранной комиссии, дабы сохранить, хотя возможное. 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник На прошлой неделе, перед Благовещением, было много исповедников. Причащалось за ранней около 700 человек, и за поздней - около 200. В Благовещение служил не епископ, а я, также и в Вербное воскресенье, потому что Преосв. Алексий должен был быть на хиротонии Преосв. Николая ( Ярушевича - Л.А. ) и Преосв. Иннокентия ( Тихонова - Л.А.). На этот раз я, вследствие бывшей болезни, не участвовал в наречении ни того, ни другого, как не участвую в Умовении ног в четверг - служу у себя. Исповедники на этот раз - сознательные, и исповедь в общем оставила во мне удовлетворительное впечатление: люди думают, пересматривают себя... Есть и чудные чистые типы молодых людей, доставляющих отраду. Тураева на днях была, долго беседовала о себе и своих переживаниях, вчера утром исповедовалась, а вечером приняла тайный постриг. К сожалению, я не мог присутствовать на постриге, потому что вчера днем было у Владыки собрание всех настоятелей в связи с событиями об изъятии ценностей. Утром вчера встретил в соборе Боярского. Разговорились. Сообщает, что был с Введенским парламентером от Митрополита в Смольном, добились некоторых уступок и отсрочки событий, которые грозили принять чрезвычайный характер: из Москвы предложено Смольному, под личную ответственность, произвести выемку всех ценностей, мобилизовав для этого весь высший аппарат, не считаясь со стариной. Это будто бы предполагалось сделать с субботы до вторника. Но переговоры отсрочили дело; сегодня он будет делать об этом доклад в лавре. Заговорили о «Письме 12-ти». Рассказывает, что подписал «на ходу». Дело было так: в четверг вечером (за неделю до Благовещения) во время лекции в институте, дьякон Скобелев приносит ему записку от Введенского с просьбой немедленно прибыть по чрезвычайно важному делу. Думал, что дело может стоять в связи с его личным «делом» (арестом) в виду близких сношений Введенского с Пашкевичем, у которого теперь все дела, ведомые следователем Риксом. Боярский поспешил, и застал у Введенского группу священников. Ему сразу предложили (Евгений Белков) прослушать проект обращения к населению об образовании «Братства вселенского православия». |
| |