Страдания способны некоторых соблазнять, так что кто-то может подумать: Христос слаб, немощен, беспощаден; нас мучают, убивают, а что же Он (Ин.16:1—2)? Потому всезаботливый Спаситель и говорит Своим ученикам на Тайной Вечере: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16:7).    Дух Святой — весь Христов по Божеству, не потому что Он от Него будто бы исходит (ибо Дух Святой по Божеству исходит только от Отца), а потому что Он Ему единосущен. Христос — Истина, а Дух Святой — это Дух Истины; когда придет Он — то наставит вас на всякую истину обо Мне, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13, 14). Троичное Божество полнее всего сказует нам Свою тайну через воплощенного Бога Слова, через Богочеловеческое Тело Церкви (1Тим.3:15—16; Еф.4:21; Мф.11:27). Поэтому и явление, и действие, и обитание Духа Святого в Церкви присно совершается в категории Богочеловеческого: присно Богочеловеком, благодаря Богочеловеку, в Богочеловеке. Радость, единственная истинная и единственная вечная радость для человеческого существа на земле и на небе — это и есть Господь Иисус Христос, Бог Слово, Который соделался человеком, стал Церковью и в ней вверил нам Вечную Истину, Вечную Правду, Вечную Любовь, Вечное Благо, Вечную Радость — и через всё это даровал нам единение с Собой, обогочеловечение, одуховление, отроичение, обожение, оцерковление, спасение (Ин.15:11, 16:22, 17:13).    Владыка Христос стал Церковью, чтобы всему воцерковившемуся даровать вечную жизнь Духом Святым, а через Него — всей Святой Троицей. Ибо вечная жизнь — это и есть познание Святой Троицы, обладание Святой Троицей, жительство во Святой Троице (Ин.17:1—7). Церковью=Богочеловеком всё Божие стало человеческим и всё человеческое — Божиим. Это благовестие раскрывает нам Господь Иисус в Своих словах к Небесному Отцу: Все Мое Твое, и Твое Мое (Ин.17:10). Так всё человеческое освящается в Богочеловеческом Теле Божией Церкви, становится святым, «приемля Духа Святаго», Который — весь в Церкви благодаря Богочеловеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

(3) Если же говорят богоносные отцы, чье слово – закон, что серафимы говорили «Свят, Свят, Свят», воспевая Сына, то если бы они сказали, что только Сына, – тогда можно было бы подозревать, что и Трисвятая песнь относится лишь к Сыну. Если же неотделим Сын от Отца и от Духа, то нераздельна и песнь – ибо Сын сопоклоняем Отцу и Духу, и совоспеваем, и сопрославляем. Мы говорим, что песнь относится только к Сыну тогда, когда упоминаем признаки Его ипостаси, как, например, «Сын Божий», «Слово», Премудрость и Сила Божия, от Отца рожденный, воплощенный, распятый плотию, воскресший, восшедший на небеса, седящий одесную Отца и тому подобное. Посему как все это суть признаки одной ипостаси, которые никоим образом нельзя применять к другой или к общности Божества, так и Трисвятая песнь, будучи указанием на три ипостаси, не может применяться к одной. Ведь как мы называем человеком каждую ипостась человечества, а город, заключающий многих людей, именуем многолюдным, но не можем назвать многолюдным каждого человека, – так и в трисвятом мы называем святою каждую из ипостасей, и трисвятым – триипостасное Божество, но не можем именовать трисвятою одну ипостась. И как при перечислении говорим «одно, одно и одно», но не можем сказать о каждом «тройка», так и в Трисвятом; и как говорим: «светоч, светоч и светоч», и в совокупности зовем тройным сиянием, но не называем каждый трисиятельным, так и в Трисвятом. Все, что единично, просто и отвлеченно говорится о целом Божестве, то же сказывается и о каждой из ипостасей, а число «трижды» применительно к святой Троице указывает на три ипостаси. Ибо прекрасно и весьма точно сказал богоносный Епифаний: «Отчего не дважды или четырежды произносят серафимы «Свят», но трижды, как не возвещая этим число ипостасей, соединяемое в одно Господство и Божество?» 3 «Свят Бог», и Отец, от Которого Сын и Дух Святой, «Святый крепкий» Сын, воипостасная сила Божия, «Святый бессмертный» Дух Святой животворящий, как говорит апостол: закон духа жизни ( Рим. 8:2 ) – не потому, что не Бог Сын или Дух Святой, и не потому, что не крепок Отец или Дух Святой, или не бессмертны Отец и Сын, но как сказал апостол, желая показать ипостаси: Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и один Дух Святой, в Котором все ( 1Кор. 8:6 ), так же и здесь. Провозвестил это и Давид, говоря: Как лань желает к потокам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс. 41:2 ). И вот, сказав о Божестве обобщенно, он присовокупляет, желая обозначить ипостаси: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», то есть к бессмертному, вечно живущему – ибо вечно живущий бессмертен. Сказав: «Желает душа моя к Тебе, Боже», – он обозначил единое Божество. Затем, сказав: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», – он показал троичность ипостасей. И снова вернулся к единичности природы: Когда приду и явлюсь перед лице Божие? ( Пс. 42:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В Библии о Святой Троице говорится достаточно много как в текстах Ветхого, так и Нового Завета . Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Не признавая «одиночество» Бога в Любви, Церковь всегда настаивала, что Бог и есть Любовь — ТРЕХ. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святого. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви (ТРИ — и есть Сама сущностная Любовь). Разве не к этой Любви мы призываемся словами: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью» . Святитель Григорий Великий и учит: «Святой Дух Сам есть Любовь» . И в то же время Блаженный Августин настаивает: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью, причем одной Любовью все вместе» . Очевидно, что Любовь в Боге может распознаваться и в отношении Самой Сущности Бога, и в отношении Лица (πστσις). В отношении Ипостаси оно (слово: «Любовь») и является собственным именем Святого Духа, так же, как «Слово» (λγος) есть собственное ипостасное имя Сына. Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: … потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5); и еще: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 3, 4). Не признавая никакого другого движения в Боге, Церковь настаивала на том, что в акте Божественной Любви Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, а Дух Святой предвечно исходит от Него.

http://pravoslavie.ru/100280.html

Священное Писание, говоря на всем своем пространстве о крестной смерти Христа Спасителя, о необходимости Жертвы Христовой для нашего искупления и спасения, не меньше говорит о необходимости принятия Святого Духа, и само это принятие Духа поставляет целью, высшим благом для человека, причём так, что крестная смерть, воскресение и вознесение Спасителя оказывается даже в некотором смысле средством к тому, чтобы явился Дух Святой. Приведу всего одну цитату из Послания к Палатам: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою . Для чего же, и что будет следствием этого искупления? Чтобы нам получить обещанного Духа верою (Гал. 3, 13-14). И множество мест Нового Завета ясно утверждают, что христианство невозможно без принятия Духа Святого. Именно Дух Святой совершает наше освящение, усваивает нам плоды Христова дела; поэтому так велико Его значение – равнозначно со значением Христа Спасителя, как это и следует из догмата о Троице. Выше мы рассматривали последствия падения – отпадение от Бога и повреждение человеческой природы. Обращает нас к Богу Дух Святой. Врачуется и исправляется наше повреждение Духом Святым. Итак, для спасения нам необходимо получить Святого Духа. Но где нам Его взять? Где Он живёт? Как приобщиться Ему? Дух Святой не есть нечто аморфное, всюду разлитое, Он ниспослан на землю Иисусом Христом по установлению Бога Отца вполне определённым образом. И получает Его человек, не ища Его где-то в неизвестности, и не как бы случайно находя, а вполне определённым, Богом же установленным образом. И пребывает Дух Святой на земле во вполне определённом месте. Вот что говорит о схождении Святого Духа Священное Писание. При наступлении дня Пятидесятницы все они (Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого... Это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2, 1-4, 17). «Дух Святой, низшедши на Апостолов, через них излился на всех верующих и пребывает в Церкви, всех и всегда просвещая, очищая и освящая» 11 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Здесь ясно поименованы все три Лица Пресвятой Троицы и указано на их единство, потому что сказано во имя, а не: во имена. Ап. Иоанн Богослов пишет: Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть едино (одно Божеское существо). Пресвятая Троица открылась миру при крещении Иисуса Христа: Бог Отец свидетельствовал с неба о Спасителе мира: Сей есть Сын Мой возлюбленный ( Мф.3:17 ), Сын Божий крестился от Иоанна во Иордане, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. В Ветхом Завете тоже говорится о Святой Троице, только не так ясно, как в Новом; например, пророк Исаия слышал славословие окружавших престол Божий серафимов: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его! ( Ис.6:3 ). Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (то есть Господь сил или воинств)! Вся земля полна славы Его! Здесь троекратное повторение слова свят указывает на тайну троичности Лиц в Боге. Пророк Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство (то есть все светила) их 48 . Как един Бог – в трех Лицах, мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем ей, по верному свидетельству слова Божьего: Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор.2:11 ). Божьего (то есть того, что сокрыто в Боге, внутренней жизни Божества) никто не знает, кроме Духа Божия. Лица Святой Троицы различаются между собою тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается От Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Все Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, но притом так, что в трех Лицах (Ипостасях) не три Бога, а единый, в трех Лицах (Триипостасный), Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И Он дал одним быть апостолами, другим пророками, иным евангелистами, иным пастырями и учителями» . (Так, вот потому-то и говорится о дарах, что, как он сказал в другом месте: «Все ли апостолы? Все ли пророки?» и т.д. (1Кор.12:29). Впрочем, к тому он добавил: «К свершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:8—12). Оно есть дом, который, как поется в псалме, созидается после плена (Пс.126:1), поскольку Тело Христово, т.е. дом, который называется Церковью, созидается теми, кто был избавлен от дьявола, удерживавшего их в плену. Но Тот, Кто победил дьявола, пленил тот плен. И чтобы дьявол не смог ввергнуть с собой в вечное наказание тех, кому предстоит стать членами Святой Главы, Он связал его сначала путами праведности, а затем — власти. Таким образом, сам дьявол и есть тот плен, плененный Тем, Кто восшел на высоту, дал дары человекам и принял для человеков. 35. Впрочем, апостол Петр (как мы читаем в той канонической книге, в которой записаны деяния апостолов), говоря о Христе иудеям, умилившимся сердцем и спросившим: «Что нам делать, мужи братья?», ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:37—38). И в той же книге мы также читаем, как Симон Маг желал дать апостолам деньги, чтобы получить от них власть, посредством которой через возложение их рук давался Дух Святой. Тот же Петр ему и ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20). А вот что сообщает Писание в другом месте той же книги, когда Петр, возвещая и проповедуя Христа, говорит с Корнилием и с теми, кто был с ним: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян.10:44—46). Когда же после Петр оправдывался перед братьями, которые были в Иерусалиме, по поводу того, что он крестил необрезанных, потому, что прежде, чем они были крещены, Святой Дух сошел на них (дабы разрешить этот вопрос), то, выслушав это, они убедились в его правоте после следующих слов его: «Когда начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас в начале.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Мы увидели свет истинный,/приняли Духа небесного,/обрели веру истинную/нераздельной Троице поклоняясь,/ибо Она спасла нас. (2) Через пророков Ты возвестил нам путь спасения,/и в Апостолах воссияла, Спаситель наш, благодать Духа Твоего;/Ты – Бог – первый; Ты Бог – и после того,/и вовеки Ты – Бог наш! Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира,/и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе,/вечером, и утром, и в полдень,/и во всякое время благословлю Тебя, Господи! Во дворах Твоих, Господи, мы, верные,/преклонив колена души и тела,/воспеваем Тебя, безначального Отца,/собезначального Сына,/и столь же вечного и всесвятого Духа,/просвещающего и освящающего души наши. Троицу единосущную воспоем/– Отца и Сына со Святым Духом,/ибо так провозгласили все пророки/и Апостолы с мучениками. Слава, и ныне, глас 8, императора Льва VI Придите люди,/Божеству в трех Лицах поклонимся –/Сыну во Отце со Святым Духом;/ибо Отец вне времени родил/Сына столь же вечного и сопрестольного/и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый;/Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество./Ему поклоняясь, мы все возглашаем:/«Святой Боже, все сотворивший через Сына при содействии Святого Духа!/Святой Крепкий, чрез Которого мы Отца познали/и Которым Дух Святой пришел в мир!/Святой Бессмертный Утешитель – Дух,/от Отца исходящий и в Сыне почивающий!/Троица Святая, слава Тебе!» Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: Чисел чтение Сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, о которых ты знаешь, что они – старейшины народа и книжники их. И приведешь их к скинии свидетельства, и они станут там с тобою. И Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, и они сдержат вместе с тобою натиск народа, и не будешь носить их ты один». И собрал Моисей семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их кругом скинии. И сошел Господь в облаке, и стал говорить с Моисеем, и взял от Духа, Который на нём, и возложил на семьдесят мужей-старейшин. Когда же почил на них Дух, и они стали пророчествовать в стане, но больше не продолжали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Для Христа Спасителя не нужен был такой огонь, ибо Он никогда не был без любви, без Духа Святого, Который, будучи самой Любовью , посредствует между Отцом и Сыном и связует Отца с Сыном в нераздельном соединении. Далее, апостолы требовали просвещения, ибо они до того времени были еще как бы во тьме и обладали несовершенным знанием о Святой Троице, а просвещение обычно совершается огнем. Но Христу Спасителю не нужно было никакого просвещения, ибо Он Сам был даже и в теле человеческом светом, достаточно знающим Отца: «и Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф. 11:27 ). Вот почему не сошел на Него Святой Дух в огне (1). Где живет Дух Святой, там и все Его дарования как бы в сокровищнице полагаются, по словам Писания: «почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ) (2). Блажен и преблажен заботящийся о том, чтобы иметь пребывающим в себе Святого Духа, ибо он исполняется многих Его дарований. Окаянен же и преокаянен тот, кто не печется о пребывании в себе Святого Духа и даже отгоняет Его от себя гнусными делами, ибо такой приходит в крайнюю нищету, в ту нищету, о которой говорит Сам Господь некоему лицу в Апокалипсисе Иоанновом: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ). Имеющий в себе Духа Святого богат без серебра и золота, исполнен изобилия без имений, без высоких почестей пречестен, ибо он имеет все во Святом Духе и не желает более ничего, кроме живущего в себе Божия Духа. Не имеющий же в себе Святого Духа, хотя бы он имел бесчисленные сокровища серебра и золота, все же нищий. Хотя бы всеми был хвалим и прославляем, все же – окаянен. Хотя бы один почтен был всеми высочайшими почестями и санами, которые имеются в поднебесной, – все же бесчестен. Хотя бы владел всей вселенной, он все-таки беден. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16:26 ). Ибо без Духа Святого и с приобретением всего мира он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

III. Третью группу свидетельств составляет указание на личность и божество каждого из лиц Святой Троицы. О божестве Отца и Сына говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ) или еще в псалме 109: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (стих1-й), «из чрева прежде денницы рождение Твое» (стих 3-й). О личности и божестве Святого Духа свидетельствует, например, пророк Исайя, взывая: « и ныне Господь послал Меня и Дух Его» (48:16); и еще: «и почиет на Нем (то есть на Мессии) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, дух совета и крепости. Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). 3.2. Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех лиц Божества вместе, в других – личность того или иного Божественного лица в частности. I. К первой части относится, прежде всего, свидетельство о Святой Троице, явленное при крещении Иисуса Христа в Иордане. Здесь открылись миру: Отец , глаголивший с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:16–17 ); Сын, крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца; Дух , снисшедший в виде голубя на Сына – свидетельство о трех лицах Божества ясное, что и исповедует Святая Церковь в тропаре на Богоявление («Во Иордане крещающуся...»). Второе свидетельство о троичности лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками пред крестными Его страданиями. Утешая учеников в предстоящей с Ним разлуке, Иисус Христос говорил им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Когда же придет Утешитель, Кото- рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин. 14:16, 26, 27 )Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе – «Я умолю Отца», Дух Святой, который называется «иным Утешителем», следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему. Следовательно, Он есть такое же Божественное лицо, как и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010