Пояснения к цитатам из отцов церкви Глава 1. Введение. На подступах к изучению христианского богословия Отцы церкви и авторитет Библии Доктрина и христианская жизнь в протестантской церкви Теозис как связующее звено между Богом и человеком Божественная жизнь как жизнь Троицы Жизнь в Троице и христианская вера Заключение Глава 2. Сущность христианства. Отношения Сына с Отцом Ин.13–17: Иисус о самом главном Христианская любовь и любовь Христова Послушание Христианская любовь и любовь между Отцом и Сыном Христианская любовь и вечная любовь между Отцом и Сыном Заключение Глава 3. Кратко о Троице. От отношений Отца с Сыном к Троице и обратно Отправной пункт для изучения Троицы Учение о Троице у Отцов церкви Попытка постичь учение о Троице Любовь, единство и неповторимость христианства Заключение Глава 4. Жизнь по замыслу Бога. Отображение отношений между Отцом и Сыном Святой Дух, образ Божий и появление человечества Жизнь в Троице тогда и сейчас Заключение Глава 5. Жизнь по замыслу человека. Утрата приобщения к сыновним отношениям с Отцом Грех и его реалии Грехопадение Искушение и гордыня Человечество после грехопадения Бессилие человека Заключение Глава 6. Обетование. Приготовление мира к пришествию Сына божьего Толкование Библии тогда и сейчас Патристические и современные толкования Ветхого Завета Толкование Ветхого Завета Иринеем Оценка патристических толкований Ветхого Завета Связь между Заветами Заключение Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Бог посылает Сына Воплощенный Сын Изложение учения о Христе Жизнь Христа Глава 8 Искупление. Божий дар Сыновних отношений с Отцом Смерть Христа и искупление Смерть Христа как определение любви Смерть Христа как смерть смерти Разве мог Бог умереть? Как Бог мог умереть? Воскресение Христа как наше воскресение Заключение Глава 9. Путь к вере. Приобщение к Сыновним отношениям с Отцом Смерть, воскресение и вера Святой Дух и наше приобщение к Сыну Участие Бога и человека в процессе обращения Новые отношения с Богом Заключение Глава 10. Путь веры. Новый взгляд на отражение отношений Отца и Сына Оправдание, освящение и приобщение Отражение взаимоотношений Отца и Сына в падшем мире Предвосхищение конца истории Предвосхищение конца истории Заключение Приложение. Рекомендации по чтению четырех отцов церкви Ириней Лионский Афанасий Великий Августин Гиппонский Кирилл Александрийский  

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Слово в день Святой Троицы. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Дабы нам сподобиться славить Бога единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, на небе с ангелами, должно нам, слушатели православные, неленостно славить Его на земле, пока мы – в теле. И достойно, чтобы был прославляем Создатель от Своего создания, Отец – от милых детей Своих, Сын – от любимых друзей Своих, Дух Святой – от верных рабов Своих. Ибо Отец возлюбил нас, как Своих детей: тако возлюби Бог мир, и даде нам область чадом Божьим быти ( Ин. 1:12; 3:16 ). Сын возлюбил нас, как Своих друзей, и душу Свою положил за нас: больше сея любве никтоже имать ( Ин. 15:13 ). Дух Святой возлюбил душу нашу, как обрученную Себе невесту, обручих вас деву чисту ( 2Кор. 11:2 ). Итак, достойно слово, чтобы дети славили Бога Отца, как своего Создателя, приведшего от небытия в бытие, – избавленные братия славили бы Бога Сына, не стыдящегося нарицати нас братией, – благие и верные рабы славили бы Бога Духа Святого, Господа всяческих, Егоже щедроты на всех делех Его. Подобает нам, слушатели благочестивые, не словом только славить Бога в Троице, но самым делом. А как мы должны славить Бога делом, сему научает нас учитель языков, Святой апостол Павел, пиша к Коринфеянам: прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор. 6:20 ). Поучимся же в нынешней беседе, как в телесех наших и в душах наших славить Бога единого в Троице – Отца и Сына и Святого Духа. Ты же, Пресвятая Троице, Боже наш, помози нам славы ради имене Святого Твоего! Мы, воистину, недоумеваем славить Бога Отца, Его же трепещут херувимы, славославят все ангелы. Святые ангелы, как воспевает о них св. Митрофан, творец Троичных канонов, «говеют зело неприступного Света и песни непрестанно вопиют», – говеют зело, т. е., со стыдом и страхом предстоят Богу, окружая престол Божий. Так-то и человек в теле своем должен славить Бога. Благоговение вышних тех богохвальцев описано у святого Исайи: тот Пророк видит Господа Саваофа седящего на престоле высоком и превознесенном, а серафимы стоят вокруг Него; у каждого из них – по шести крыл; двумя крылами покрывают лица свои, двумя ноги, а двумя летают и взывают ( Ис. 6:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1. Христиане славят Бога-Троицу " Слава Отцу и Сыну и Святому Духу " - вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. " Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа " , - возглашает священнослужитель в начале Божественной литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице - наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу Пресвятой Троице только христиане, и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и то, что " Бог есть Любовь " (1Ин.4:8). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть Любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он - Любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например супругов, семью, друзей. Относительно людей - это больше слова, чем действительность. Но Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в Любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Дух Святой - Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/153/...

Камень, урочище. Троице-Пятницкий монастырь. Параскево-Пятницкий монастырь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Весьегонский муниципальный округ, Тверская область, урочище Камень Координаты: 58.460278, 37.259444 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Храмы монастыря: 1. Церковь Параскевы Пятницы (кам.) 2. Домовая церковь Параскевы Пятницы (дер.) 3. Часовня Параскевы Пятницы Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1895 году, по ходатайству Архиепископа Тверского Саввы, святым Синодом в память бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны была учреждена женская община с наименованием ее «Параскево-Пятницкая». С давних незапамятных времен шли паломники, как повелось, в 9-ю пятницу после Пасхи к святому огромному Камню на правом берегу реки Суховетки, над которым была построена часовня в честь мученицы Параскевы. На основе этой древней часовни и возник женский Троице-Пятницкий монастырь как Параскево-Пятницкая женская община. Вокруг монастыря постепенно образовывалась деревня по имени святого места «Камень», находившаяся от Весьегонска в 27 верстах, а от Красного Холма - в 50 верстах, в юго-западной части современного Чамеровского сельского поселения. До наших дней сохранился огромный валун, поросший мхом, - главный Камень, давший начало Троице-Пятницкому монастырю. В верхней части валуна и сейчас видно углубление, напоминающее след человеческой ноги (?). Вода, скапливающаяся в нем, якобы обладала целебными свойствами. В 1895 году в общине была домовая церковь святой мученицы Параскевы, два двухэтажных и два одноэтажных корпуса, обнесенных деревянной оградой. Весьма тяжелый труд выпал на долю первых послушниц Параскево-Пятницкой общины. Все они, как только переселились сюда из Вышневолоцкого монастыря, принялись рубить лес. С большим трудом сестры извлекали пни и корни из земли, чистили места под постройку зданий, пахали землю и копали ее под огороды и поля. Много при этом было пролито слез. На первых порах своей жизни на «Камне» сестры должны были позаботиться об окончательной отделке храма Божия для совершения богослужений. Мать Евсевия (она тоже прибыла из Вышневолоцкого монастыря) принялась отделывать внутри корпус, предназначенный для церкви. Вскоре был доставлен заказанный ранее в Бежецке иконостас с иконами. Необходимая церковная утварь пожертвована добрыми людьми. 18 февраля 1896 года домовая деревянная церковь в общине была освящена в честь святой мученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=50519

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа” – возглашает священнослужитель в начале Божественной Литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице – наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу-Пресвятой Троице – только христиане и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос . Он открыл нам и то, что “Бог есть любовь” ( 1Иоан. 4,8 ). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей – это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог , имеющий одну сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь. 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Великие Луки. Троице-Сергиев мужской монастырь. /// Объект утрачен Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в XIV–XV веках. Располагался у слияния рек Коломенки и Ловати. К началу 16-го столетия монастырь находился в полнейшем упадке, но уже к середине века, благодаря стараниям инока Боголепа и помощи местных жителей, началась эра процветания Троице-Сергиева монастыря. Изначально все монастырские здания были деревянными, а в 18-м веке в монастыре появились первые каменные постройки. Первой обновляется главная церковь – Троицкий собор. Новый пятиглавый храм Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящён в 1712 году. Церковь имела двухъярусную колокольню высотой 35 м (при перестройке 1781 года высота колокольни достигла 45 м). Подробнейшее описание Троицкой церкви монастыря, также именуемой собором, было сделано священником Успенской церкви протоиереем И.М. Пульхеровым в книге «Великолуцкий Троице-Сергиев мужеский третьеклассный монастырь». «Собор заключал в себе алтарь, церковь: трапезу и притвор. Освещался 9-ю окнами. С обеих сторон собора в 1785 году были пристроены два крыльца для богомольцев. Над притвором возвышалась двухэтажная восьмигранная колокольня, с 8-ю окнами, и 9-ю колоколами, надстроенная в 1781 году на сумму, подаренную монастырю Екатериной II во время посещения её Великих Лук. С южной и западной стороны к собору примыкали 3-х этажные кельи, а с северной – 2-х этажная трапезная. Под собором были устроены усыпальницы. Примечательно внутренне убранство собора. В нем был установлен позолоченный иконостас Византийской архитектуры. Собор расписан греческим письмом с позолотою. В центре, на мраморном пьедестале, установлен деревянный ковчег, обшитый черным бархатом – место хранения 20 частиц святых мощей Чудотворца Сергия Радонежского». В 1754 году в монастыре освятили кирпичную однопрестольную надвратную церковь Иоанна Воина, выстроенную в память о пожаре, случившемся в Великих Луках 30 июля 1738 года.

http://sobory.ru/article/?object=39862

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского . Основными источниками сведений его жизни являются Житие прп. Сергия и службы ему, к-рые известны в нескольких редакциях. В этих источниках сообщается, что младшие современники считали М. одним из близких учеников прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ) агиограф Пахомий Логофет М. не включал. Поэтому можно предполагать, что святой появился в обители уже после 1354 г., когда прп. Сергий стал игуменом мон-ря. Учитывая близость М. к прп. Сергию, можно полагать, что преподобный относился к той части троицкой монашеской братии, к-рая поддерживала реформы игумена, а впосл. активно добивалась возвращения прп. Сергия в обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Почти сразу по возвращении прп. Сергия, М. вместе с Исаакием Молчальником и Симоном , преподобными Радонежскими, вечером в пятницу, во время Рождественского поста, были собеседниками прп. Сергия после явления ему Пресв. Богородицы. Согласно Житию, написанному Пахомием Логофетом, после прочтения канона «Пречистеи Владычице нашеи Богородици» игумен решил отдохнуть и уснул. В келье во время сна он услышал голос, сообщивший, что сейчас к нему явятся Пречистая Богородица и 2 апостола, в к-рых игумен узнал «Иоанна Богослова и Петра връхвнаго». Келейник прп. Сергия стал невольным свидетелем этой встречи и был объят страхом. Игумен, радуясь душой явлению в его обитель Пресв. Богородицы и желая успокоить ученика, приказал М., чтобы он позвал в келью преподобных Исаакия и Симона. Прибывшим ученикам прп. Сергий рассказал (неск. раз обращаясь к М. и называя его «чадо») о своем видении, к-рое «яко услышашя, абие радости духовныа исплънишяся» ( Клосс. 1998. С. 408-409).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Ульяновский монастырь; Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Стефаново-Ульяновский Карта и ближайшие объекты Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, общежительный, в местечке Ульянове, в 1045 верстах от города Вологды и в 165 верстах от города Усть-Сысольска, близ реки Вычегды. Основан в конце XIV века святым Стефаном Пермским (см. 26 апреля). Упраздненный в 1764 году, он был восстановлен в 1860 году. При монастыре с 1893 года церковно-приходская школа, преобразованная в 1896 году в миссионерскую. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Село Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года. В то время на реке Вычегда был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В XVII веке Спасскую пустынь возглавил иеромонах Филарет, ставший новым её строителем. Ввиду того что обитель была бедна при секуляризационной реформе в 1764 году она была закрыта. Храм обители обратили в приходской для Ульяновского погоста. В 1860 году монастырь был возобновлен иноками Соловецкого монастыря архимандритом Матфеем и иеромонахами Паисием, Феофилактом и Амвросием. Вскоре был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный домдля монастырских рабочих. В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. -богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса. Монастырь вскоре вошёл в десятку известнейших российских обителей. В начале XX века это был также один из крупнейших монастырей России.

http://sobory.ru/article/?object=11631

Скачать epub pdf (Из лекций по патрологии за 1911–1912 гг.) Святитель Василий почитается в Православной Церкви как один из трех вселенских великих учителей. Он велик как епископ, оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, велик своей самоотверженностью и силой характера. Как муж слова и дела, он по справедливости назван был Великим уже своими современниками. Суровый образ жизни, чрезмерные беспрерывные труды святителя Василия Великого , постоянные огорчения и вызываемые всем этим тяжкие болезни прежде времени изнурили его некрепкий от природы организм. Он скончался 1 января 379 года в возрасте только сорока девяти лет и был оплакан всем населением Кесарии, без различия вероисповеданий и религий. Не может быть спора о том, что вождем среди каппадокийцев как в церковно-административном, так и в богословском отношении был святитель Василий Великий : он провел главные линии, внутри которых святые Григорий Богослов и Григорий Нисский осуществляли свои дальнейшие построения. Богословское учение каппадокийских отцов имеет чрезвычайно важное значение в истории богословия. В их богословских трудах тринитарная проблема получила окончательное разрешение, и установленное ими понимание церковного учения о Святой Троице и созданные ими формулы сделались драгоценным, достоянием православной богословской догматики. Святитель Василий Великий в одном из своих посланий (8-е, к кесарийским монахам) пишет: «Должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, как научили Божии словеса и уразумевшие их возвышенно. А укоряющим нас за троебожие да будет сказано, что исповедуем Бога единого не числом, а естеством». В этом сжатом исповедании выражены как сущность учения святителя Василия о Святой Троице, так и особенность в постановке и разрешении триадологического вопроса по сравнению с предшествующими богословами, и прежде всего со святителем Афанасием Александрийским  († 373, память 2 мая). Святитель Василий, как и святитель Афанасий, должен был вести борьбу главным образом с арианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 32. О познании Божественных лиц Переходим к исследованию [возможности] познания божественных Лиц, что предполагает [разбор] четырех [положений]: 1) может ли человек обрести знание о божественных Лицах посредством своего природного разума; 2) должно ли приписывать понятия божественным Лицам; 3) о количестве понятий; 4) допустимо ли иметь различные, несогласные [с высказанным] мнения об этих понятиях. Раздел 1. Может ли знание о Божественной троице быть получено посредством естественного разума? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что знание о Троице божественных Лиц может быть получено посредством естественного разума. Ведь философы пришли к познанию Бога не иначе, как через естественные причины. Теперь мы видим, что ими было сказано многое о Троице. Так, Аристотель говорит: «Посредством этого числа (то есть числа три) мы приходим к признанию величия Бога, превосходящего все созданные вещи» 481 . А Августин замечает: «Я прочитал в их книгах, хотя и не в тех же словах, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 482 ; и далее в тех же словах изложено различие между Лицами. Затем, в глоссе к Рим. 1 и Исх. 8 мы читаем, что жрецы фараона ошиблись в третьем знаке – то есть в отношении познания третьего Лица, Святого Духа, – из чего следует, что им было известно по крайней мере о двух Лицах. Также и Трисмегист говорит: «Монада породила монаду и обратила на самое себя свое собственное тепло». Похоже, что вэтих словах идет речь о рождении Сына и исхождении Святого Духа. Следовательно, знание о божественных Лицах может быть получено с помощью разума. Возражение 2. Далее, Ришар Сен-Викторский говорит: «Я совершенно уверен в том, что для объяснения истины могут быть найдены аргументы, с вероятностью и даже с необходимостью ее доказывающие» 483 . Так, с целью доказательства [существования] Троицы некоторые выдвигали соображение о бесконечной благости Бога, Который бесконечно сообщает Себя в происхождении божественных Лиц. В то же время другими руководила мысль, что «радость от обладания какой бы то ни было хорошей вещью можно получать, только если делишь ее с кем-либо еще». Августин строит доказательство Троицы, опираясь на происхождение слова и любви в нашей душе 484 , о чем уже было говорено выше (27, 1 и 3). Следовательно, Троица может быть познана посредством естественного разума.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010