Таковы в общем выводы автора. К сожалению, не все они в равной мере убедительны. Но это зависело уже не от сущности дела – кирилло-мефодиевское наследие в паримейном отделе глаголических текстов, несомненно, есть – а частью от скудости глаголического материала, частью, и главным образом, от слишком поверхностного отношения г. Нахтигаля к рукописному кирилловскому материалу, которым он не воспользовался в должной степени и как следует 84 . III Библейская книга, в которой я намерен наблюдать литературное наследие свв. Кирилла и Мефодия, есть кн. Бытия пр. Моисея, изучаемая мною в настоящее время в другом месте и доступная почти во всём разнообразии её кирилловских четьих списков 85 . Кирилловский текст кн. Бытия дошёл до нас в двух видах: сокращённом и полном. Сокращённый текст находится в паримейнике, богослужебной книге православного обряда, давно однако вышедшей уже из церковного употребления и сохранившейся во многих списках, из коих один восходит даже к XII в. (Григоровичев), прочие главным образом – к. XIII и XIV в., редко – к XV или XVI ст. 86 . Полный текст кн. Бытия дошёл до нас в так называемых четьих списках, служивших для домашнего, вообще частного употребления 87 . Таких списков в настоящее время мне известно 32; все они сравнительно позднего происхождения, так как только один из них относится к XIV веку, все же прочие к XV–XVI вв. Текст кн. Бытия, имеющийся в паримейнике, по объёму составляет не более четьего или полного текста. В полном составе в паримейнике находятся только первые девять глав и 50-ая, последняя глава кн. Бытия, да и то с изъятием гл. 5:25–31 и гл. 7:10; остальные главы кн. Бытия были совсем не известны паримейнику (целых 22 главы, именно: 16. 19. 20. 23–26. 29. 30. 33–42. 44. 47. и 48-ая) или вошли сюда только в извлечениях, нередко весьма кратких (так, напр., из 10-ой главы, заключающей 32 стиха, паримейник заимствовал только два стиха: 1-ый и 32-ой). Далее, паримейный текст книги Бытия отличается от полного последовательностью чтений. Внутренний порядок стихов в каждой главе, известный четьему Бытию, тут иногда нарушается: в одних паримьях библейский текст составлен из кусочков разных глав, в других стихи известной главы стоят в ином порядке, чем в четьем тексте; такова, напр., паримья, читавшаяся накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) и имеющая такой вид: гл. 17:15–17, 19; 18:11–14; 21:1–8. Но этим отличие паримейного текста от четьего или полного ещё не ограничивается. Между ними есть другое, более крупное и существенное отличие – в самом переводе текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Г. признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью: «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» (Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу). В июне 1080 г. Генрих IV с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене Собор, к-рый низложил Г. и объявил новым папой под именем Климент III Равеннского архиеп. Гвиберта, стоявшего во главе итал. епископов, выступавших против Г. Они, как и герм. епископы, опасались, что политика Г. низведет их до уровня рядовых исполнителей воли Рима. Главной опорой Г. и его преемников в Италии оставалась маркграфиня Матильда Тосканская, помогавшая Г. деньгами и войском. Принеся Г. вассальную присягу, она передала в дар Папскому гос-ву Тоскану, составлявшую тогда четверть территории всей Италии (Модена, Реджо, Феррара, Мантуя, Брешиа и Парма). Лит.: Вязигин А. С. Григорий VII, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1891; Martens G. Gregor VII. Lpz., 1894; Mirbt C. Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Lpz., 1894; Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал зап. христианства в XI в.: Идея божеского царства в творениях Григория VII и публицистов - его современников. К., 1897; St. Gregory VII, Pope. L.; St. Louis, 1921; Cavanagh A. B. Pope Gregory VII and the Theocratic State. Wash., 1934; Arquilli è re H. -X. St. Grégoire VII: Essai sur sa conception du pouvoir pontifical. P., 1934; idem. L " Augustinisme politique: Essai sur la formation des Théories politiques du Moyen Âge. P., 19552; Morghen R. Gregorio VII. Torino, 1942; idem. Gregorio VII e la riforma della chiesa. Palermo, 1974; Courtois Ch. Grégoire VII et l " Afrique du Nord//RH. 1945. Vol. 195. P. 97-122, 193-226; Studi Gregoriani: Per la storia di Gregorio VII e della riforma Gregoriana/Ed. G. B. Borino. R., 1947-1961. 7 vol.; Tabacco G. La relatione fra I concetti di potere temporale e di potere spirituale nella tradizione cristiana fino al secolo XIV. Torino, 1950; Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. L., 1955; Miccoli G. Ecclesiae Primitivae Forma//Studii Medievali.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Ту же роль играют упоминания Орозия о пожаре в Риме и об извержении вулкана, предваряющие сообщение о смерти Тита (VII.9.14–15). Принцип Господнего наказания за гонение и скорой реставрации при терпимых правителях благодаря милосердному участию Всевышнего в римской истории становится определяющим в рассказе обо всех последующих периодах преследований. Гонение Домициана, ставшее верхом его дурного правления, приводит императора к насильственной смерти и позорному погребению (VII.10.5–7). За ним следует правление Нервы, возвратившего из ссылок христиан, в том числе и апостола Иоанна, а также благополучное начало власти Траяна, который очень скоро «вернул в прежнее состояние Германию по ту сторону Рейна, покорил многие племена за Данувием, сделал провинциями области, лежащие за Евфратом и Тигром, захватил Селевкию, Ктесифон и Вавилон» (VII.11.1–12.2). Гонение Траяна, несмотря на его смягчение благодаря заступничеству Плиния Младшего, вызывает пожар в Риме, землетрясения в Азии, Галатии и Антиохии, мятежи иудеев (VII.12.4–7). Вслед за этим наступает длительное правление Адриана, читавшего и чтившего христианских авторов; он останавливает гонение, улучшает законы, заслуживает звания «Отца отчизны», побеждает сарматов, покоряет и наказывает мятежных иудеев (VII.13.1–5). По смерти Адриана в правление Антонина Пия голос Истины через Иустина Мученика достигает императорского дворца (VII.14.2), а при Аврелии Коммоде и Марке Антонине Вере римляне добиваются крупных побед над парфянами (VII.15.3). За преследованием Марка Антонина следует моровая язва, поставившая под сомнение исход Маркоманнской войны (VII.15.5–6). Только благодаря молитвам христианских воинов Риму удается добиться победы над варварами, кроме того, «рассудительнейший император» Марк Антонин прощает провинциям недоимки и смягчает чересчур строгие законы (VII.15.9–12). Север, который до начала своего наступления на Церковь одержал целый ряд славных побед (VII.17.2–3), открыв гонения, вынужден был обратиться к гражданской войне (VII.17.5), после него правят недостойные императоры (Каракалла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 рукою Твоею ... их насадил. Имеется в виду описываемое в книге Иисуса Навина завоевание евреями Ханаана и их расселение на обетованной земле. 43 но Твоя десница. Повествования о покорении Ханаана ясно показывают, что Израиль овладел землей обетованной благодаря не собственной силе и военному искусству, а могуществу Бога, Который присутствовал среди Своего народа (Нав., гл. 6; ср. Втор., гл. 7). 43 Иакову. Иаков другое, наряду с Израилем, имя избранного народа. 43 не меч мой спасет меня. Принципиальное отличие ветхозаветной священной войны от любой другой состоит в том, что в ней Сам Бог завоевывает победу для Своего народа. 43 Ты отринул и посрамил нас. Теперь все не так, как в прошлом. Господь, бывший с израильским войском в Иерихоне, ныне не захотел благословить его Своим присутствием, и противник с легкостью одержал победу. Поражение израильтян явилось знаком того, что Бог не сопутствовал им в битве. 43 без выгоды Ты продал народ Твой. Точнее «не ради выгоды», т.е. не потому, что враги народа израильского принесли лучшие приношения, чем народ Божий (именно так мыслили божественное покровительство языческие народы). 43 но мы не забыли Тебя. Псалмопевец пребывает в смятенных чувствах: Господь обещал спасти израильтян от врагов, если они останутся верны завету, но не сделал этого. Он обещал, что другие народы окажутся свидетелями славы Израиля ( Втор. 28,10 ), однако в настоящий момент Израиль унижен ими. 43 покрыл нас тенью смертною. Такое возмездие предусматривалось для врагов Господа ( Наум 1,8 ). 43 за Тебя умерщвляют нас. Израильтяне не забыли Бога, во имя Него они гибнут. Апостол Павел цитирует этот стих в Рим. 8,36 . 43 Восстань, что спишь, Господи! Псалмопевец просит Бога осенить Своим присутствием израильское войско. В основе данной метафоры сна лежит мысль, что Бог не наказывает в данном случае Свой народ (поскольку нет вины за народом), а как бы отстранился от него, «заснул». 43 ради милости Твоей. Т.е. ради заветной милосердной любви Божией. Призывая Бога вступиться за Свой народ, псалмопевец вновь вспоминает о завете. Глава 44

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После Христа уже «от свободного выбора личности зависит, жить ли ей в согласии (бытийном, а не интеллектуальном или нравственном)… со способом существования Христа» 1860 . Однако Х. Яннарас чаще всего смешивает или просто отождествляет понятия «тропоса существования-бытия» и «личности-ипостаси»: понятия «персоны» и даже «энергии» для него «резюмируют понятие модуса существования природы» 1861 . Даже в Боге Лица «представляют собой модус существования природы» 1862 . «Личность» определяется как «существование природы» 1863 , «экзистенция, способ бытия» 1864 . Согласно Яннарасу, человек осуществляет «динамический выбор на уровне способа существования» – быть индивидуумом или личностью 1865 . Но из этих слов ясно различие между тропосом существования, на уровне которого, по Х. Яннарасу , «делается выбор» (но, скорее, выбор принадлежит как раз уровню ипостаси, определяющей тропос), и личностью, которой человек может не стать или стать. В свете этого становится понятно, что для Х. Яннараса , по-видимому, в человеке рождается новый способ бытия: возникает уникальность способа бытия 1866 . Но тогда получается, что на уровне способа бытия делается выбор в пользу нового способа бытия? Как это ни парадоксально, но апологет личностности в человеке Яннарас оказывается стоящим на пороге сведения ключевого для него онтологического понятия «личности-ипостаси» всего лишь к уникальной энергийной формации, причем странным образом способной к принятию решений о своей трансформации. Борясь с представлением о личности как о простом индивидууме, Х. Яннарас , тем не менее, останавливается на определении личности как способе бытия природы (общей природы), что не становится полным шагом к богословию личности. В другом месте Х. Яннарас ставит знак равенства уже между способом бытия и бытием: Бытие=со-бытие=способ существования. «Мы “познаем” Бытие как способ, каким есть все существующее: человеческая природа бытийствует как личный экстаз» 1867 . Церковь , согласно Х. Яннарасу , делает возможной «приобщенность к способу существования Христа, причастием Его Телу и Крови» 1868 . Наконец, он определяет, что «человек есть то, что он делает» 1869 , что представляется неприемлемым отождествлением. Человеческое делание действительно изменяет образ его бытия, но не меняет то, что он есть, т. е. его природу в ее сути – это невозможно. Мы еще вернемся к пониманию Х. Яннарасом возможности изменения природы ниже, а пока отметим, что бытие всегда связано с определенными своими модусами, но неправильно смешивать бытие и модус бытия, так же как смешивать понятия личности и способа бытия. Бытие познается по своим модусам (тропосам), но не сводится к ним. Далее, он постулирует «приоритет способа существования перед сущностью» 1870 . К этому тезису, учитывающему, что личность и способ бытия отождествляются Х. Яннарасом , мы и перейдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Юдита, ж. нортумберлендского ярла Тости(га), затем – баварского герц. Вельфа IV (ум. в 1094 г.) III, VII Юдита, ж. гройчского гр. Випрехта II, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1108 г.) VI, 220 Юдита, ж. швабского герц. Фридриха II Штауфена, д. баварского герц. Генриха IX Черного (ум. в 1130/1 г.) III Юдита, вторая ж. чешского кор. Владислава II, д. тюрингенского лгр. Людвига I (ум. после 1174 г.) VI Юдита (Ютта), ж. тюрингенского лгр. Людвига II Железного, д. германского кор. Конрада III (ум. в 1191 г.) II, 342 Юдита, ж. саксонского герц. Бернхарда III, д. польского кн. Мешка III Старого (ум. ранее 1202 г.) IV, 309 Юла, венгерский гр. (кон. XI в.) 362 Юлиан, венгерский доминиканец, автор записки о завоеваниях монголов (30-е гг. XIII в.) 354 Юлий I, п. римский (337–352) 100, 103, 103 Юрий Владимирович Долгорукий, кн. ростово-суздальский, затем – киевский (1149–1151, 1154–1157) IXa, IXb, 183, 206, 264, 315, 371 Юрик, конюший чешского кн. Владислава II (уб. в 1148 г.) 264 Юрик, с. предыдущего 264 Юстин, древнеримский историограф (III в.) 45, 45, 298, 303, 306–307 Юстиция, ж. вольфратсхаузенского и дисенского гр. Оттона II, д. киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (?) III, IXb Якоб (Яков), см. Анунд Якоб Яник, см. Иоанн (Яник) Янин В. Л. 113, 198, 273 Яромар I, князь руян (ок. 1170 – ок. 1217/8) IV, 309 Яромир, кн. чешский (1003–1012, с перерывом, ум. в 1035 г.) VI, 99 Яромир, еп. пражский, см. Гебхард (Яромир) Ярополк Владимирович, кн. киевский (1132–1139) IXb, 368 Ярополк Изяславич, кн. волынский и туровский (1078–1086/7) IXa, 112–114, 120, 231–233 Ярополк Изяславич, кн. бужский (ум. в 1168 г.) IXb Ярополк Святославич, кн. киевский (972–978) IXa, 92, 117, 164, 190 Ярослав, кн. опольский, затем еп. вроцлавский (ум. в 1201 г.) IV, 320, 320 Ярослав Владимирович Мудрый, кн. киевский (1016–1018, 1019–1054) V, VII, IXa, 58, 71–72, 74, 76–82, 79, 83, 98–99, 102, 102–104, 118, 132, 132–133, 135–137, 136, 139, 157, 168–171, 173–174, 176, 178, 196, 201, 224, 229, 229, 298, 300–301, 321, 345, 352, 355, 357, 365

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общ. Любителей Древн. Письм., 1885 г.). В 1885 году архимандрит Леонид предпринял «Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова». Труд этот капитальный окончен им в 1888 г. и напечатан в 1893–1894 гг. Им же напечатаны следующие разнообразные статьи, заметки и издания: в 1878 году: «Акты Иверского Святоозерского монастыря, 1582–1706 гг.» («Русская Истор. Библиотека», изд. Археографической Комиссией, СПб., т. V); «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» («Древности – Труды Имп. Моск. Археолог. Общ.», т. VII). – Отдельно: М., 1878 г.; «Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 г., составленная по монастырским актам и записям игуменом Аристархом в 1760–1769 годах» («Чтения в Общ. Истории», кн. I); «Казанье двое: одно на Преображение (6 августа), другое на Успенье (15 августа), Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Братского монастыря», 1615 г. (там же); «Махрищский монастырь» (там же, кн. III); «Переписка Петра с Патриархом Адрианом», 1697 г., из рукописного летописца («Русский Архив», кн. I); «Родословная Отрепьевых», по рукописи XVII в. Ново-Иерусалимского монастыря (там же, кн. IV); «Первая война русских с турками»: летописное сказание об осаде Чигирина в 1678 г. (там же, кн. «Таинственный колокольный звон», чрезвычайное происшествие в Цареконстантинове монастыре, 1753 г. (там же). В 1879 году: «Греческие сказки об армянской вере, перешедшие в нашу древнюю русскую письменность» («Чтения в Общ. Истории», кн. II), «Вифанские кельи митрополита Московского Платона» (там же, кн. IV). В 1880 г.: «Заметка об одной старопечатной книге – «О вере», 1625 г. (там же, кн. «Новые сведения о Троицком списке Несторовой летописи, погибшей в Московском пожаре 1812 года» (там же, кн. II); «Монастырские столовые обиходники Волоколамского Иосифова и Новоспасского монастырей» (там же, кн. III). В 1881 году: «Копии с писем Петра Великого», 1700–1725 гг. («Чтения в Общ. Истории», кн. «Исторические сказания и повести о святых чудотворных иконах» («Русский Архив», кн. III); «Житие и чудеса св. Николая Мирликийского чудотворца и похвала ему», исследование двух памятников древней русской письменности XI в., СПб., 1881 г. (Изд. Общ. Любителей Древн. Письм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2035 . Солотчинский – Зачатейский (св. Анны), женский, где ныне при­ходская церковь села Солотча, в 21 вер. от Рязани, при рч. Солотче. Основан в конце XIV ст. княгинею Евфросиниею, супругою кн. Олега, принявшею здесь иночество под именем Евпраксии. По описи 1628 г. в нем было 7 келий и 8 черноризиц, прокармливавшихся от большого Солотчин. м-ря. В 1682 г. при митроп. Рязан. Павле старицы сведены в Аграфенину пустынь и м-рь упразднен. Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 305, 308; Ратшин, 464; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 436, 19; “Акты истор.”, I, 80 (Ж. гр. 1464–1501 г. В. кн. Анны Вас. Солотч. м-рю на влад. бортн. угодьем, на Михаиловой горе, пожалованным Вел. кн. Софиею Димитр. Зачатейскому м-рю); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 18. 2036 . Софийский, женский, ныне со­бор св. Софии в гор. Полоцке, Витеб­ской губ., в верхнем замке. Основан в XII ст. св. Евфросиньею, при церкви св. Софии, построенной отцем кн. Смолен. ее Борисом, где она жила по принятии иноческого сана вместе с теткою своею, тоже черницею, супругою Романа Всеславича. Впрочем, преподобная недолго подвизалась здесь и вскоре перешла в особо устроенный м-рь Спасский на Сельце. “Ист. Росс. Иер.”, 1039; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 34; “Словарь ист. о свят.”, 101; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.”, 105, в примеч.; “Книга Степенная”, I, 272; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 259, 459; “Памят. кн. Витеб. губ. на 1864 г.”, 10 (Житие св. Евфросинии); на 1867 г., 51 (Полоцкая Софийск. церковь ); “Акты Зап. Р.”, I, 262 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. Собору на сельцо на р. Марынце); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 68. 2037 . Софийский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Твери. О нем известно только, что в нем, в 1319 г., приняла иночество св. Анна, дочь Ди­митрия Борисовича кн. Ростовского и су­пруга Вел. кн. Михаила Ярославича Твер­ского, преставившаяся в 1338 г. окт. 20 и погребенная в Кашинском соборе. В 1358 г. у кн. Михаила Александр. Твер., внука Михаилова, правнука Яро­славля, «преставися сын кн. Александр у бабы у своея, у вел. кн. Софьи, в Софьине м-ре». Ратшин, 516; “Словарь ист. о свят.”, 30; Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, Отд. I, 46; “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 1 (Благовер. кн. Твер. Анна); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 191, 363; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 193; “Полн. собр. лет.”, X, 230.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

31 .S. Basilius Caesariensis. Prologus 8 (de fide)//TLG. 32 .S. Basilius Caesariensis. Regulae morales//TLG. 33 .S. Irenaus Lugdunensis. Adversus haereses (liber 4)//TLG. 34 .Eusebius. De ecclesiastica theologia//TLG. 35 .Origenes. Commentarii in evangelium Joannis//TLG. 36 .Plotinus. Enneades//TLG. 37 .Proclus. Institutio theologica//TLG. 38 . Василий Великий , свт. Беседа 1 о сотворении человека по образу. В кн.: Василий Великий , свт. Творения: в 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 1: 430–446. 39 . Василий Великий , свт. Беседа 2 о человеке. В кн.: Творения. Т. 1. С. 446–460. 40 . Василий Великий , свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. В кн.: Творения. Т. 1. С. 943–955. 41 . Василий Великий , свт. Беседа на псалом 33. В кн.: Творения. Т. 1. С. 528–545. 42 . Василий Великий , свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 2. В кн.: Творения. Т. 1. С. 319–429. 43 . Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8. В кн.: Творения. Т. 2. С. 19–101. 44 . Василий Великий , свт. О Крещении. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 45 . Василий Великий , свт. О Святом Духе. В кн.: Творения. Т. 1. С. 93–168. 46 . Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Сизополя. В кн.: Творения. Т. 2. С. 868–870. 47 . Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. В кн.: Творения. Т. 2. С. 223–319. Литература 48 .Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим: Руссикум, 1998. 49 .Бородай Т. Ю. Материя. В кн.: Античная философия: Энциклопедический словарь/Отв. ред. М. А.Солопова. М.: Прогресс традиция, 2008: 475–481. 50 . Желтов М. , диакон, Ткаченко А. А., Михайлов П. Б., Петров В. В. Евхаристия. Часть I. В кн.: Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. 17: 533–615. 51 . Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви. В кн.: Богословские труды. 21. М., 1980: 71–89. 52 .Ружицкий К., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи» (курсовая работа 1916 г.), машинопись. МДА, 1958. 53.Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Белоруссии). Не ранее 1357 г. под власть О. перешел Брянск. После смерти московского кн. и вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного (1359), ослабившей Московское княжество, О., по-видимому, удалось добиться признания своего верховенства над Смоленском и утверждения власти в Брянске, к-рый признал церковную власть митр. Литовского Романа и стал использоваться как база для литов. походов на черниговские земли. Однако уже в сер. 60-х гг. XIV в. Смоленск выступил против О., так что осенью 1365 г. О. вынужден был осаждать его. К нач. 70-х гг. XIV в. московское влияние распространилось на правителей Верховских княжеств (Новосиль, Оболенск, Таруса), а также Брянского княжества. В 1372 г. вел. кн. Смоленский Святослав (Севастиан) Иоаннович выступал на стороне О. в перемирной грамоте с вел. кн. Владимирским св. Димитрием Иоанновичем , в нач. 1375 г. сын вел. кн. Смоленского участвовал в походе кн. Кейстута и 4 сыновей О. в Ливонию. Однако уже летом и осенью 1375 г. племянник вел. кн. Смоленского кн. Иоанн Васильевич ходил вместе с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем на Тверь, в московско-тверском договоре вел. кн. Святослав Иоаннович был отнесен к союзникам московских князей, а смоленские волости вскоре подверглись нападению войск О. В Брянске (а впоследствии и в Смоленске) была признана церковная власть митрополита Киевского и всея Руси свт. Алексия . Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) В кон. 60-х гг. XIV в. О. вмешался в противостояние Московского и Тверского великого княжеств. После того как блгв. вел. кн. Тверской Михаил Александрович был арестован в Москве в нарушение гарантий безопасности, а на его владения был совершён поход, Михаил Александрович бежал к О., женатому на его сестре, и просил помощи.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010