в) Матерью Иеффая была блудница, а сам он промышлял грабежами и разбоем. Когда Иеффай был поставлен Галаадскими старейшинами и народом в вожди, он, уходя на сражение, дал обет Богу, что в случае победы принесет в жертву то, что выйдет ему навстречу из ворот его дома. И вот досада, первой, по возвращении Иеффая с победой, вышла его единственная дочь. Казалось бы, и в силу наследственного фактора (бабушка — блудница, отец — разбойник), и в силу воспитания она должна была вырасти грубой, дерзкой и аморальной девицей. Между тем, очевидно другое. Узнав об обете отца, дочь ответила: «отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам» ( Суд.11:1-36 ). Ксенофонтов И.С. Ной проклинает Хама. 1850 г. Как понять цитату из Ветхого Завета: «Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» ( Числ.14:18 )? Это значит, что Господь может наказать детей за грехи отцов. Притом говорится не о конкретном отце и его потомках, а о целом народе. Но из него не следует, что грех, совершенный родителем сказывается в детях. При этом нужно рассмотреть это изречение в контексте с предыдущими и последующими изречениями. В 14 главе рассказывается о ропоте народа Израильского на Моисея и Аарона в пустыне после исхода из Египта. Приведенное выражение принадлежит Моисею, который говорит о возможном наказании ропщущего народа Израильского и даже их потомков. Но при этом Моисей просит Бога простить Израиль: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему» ( Числ.14:19-20 ). И все. Господь внял просьбе Моисея и не только не наказал Израиль до 3–4 рода, но даже до первого. И даже самих отцов не наказал, но простил их. Почему отцы и учителя Церкви и не увидели в этом повествовании ничего необычного. ( Прот. Петр Андриевский )

http://azbyka.ru/grehi-predkov

Владимир С 2014/03/17, 20:39:10 Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Александр 2014/03/16, 13:15:47 Что есть мир уготовленный огню на день суда Его? Откровени 21 1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. А вот и преемственность неразрывная уже в вечности и соединяющая нас своим светом любви находящихся здесь во временном жилище: Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение http://www.pravoslavie.ru/smi/36556.htm Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой (объединяет святых из двух Соборов: преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3049/ Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года " Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: " никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: " без Меня не можете делать ничего " (Ин.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1777

Вне святоотеческой традиции любого, посягнувшего жить «духовной» жизнью, ждет жестокое крушение, так как такой человек отвергает путь святых, которые не мнимо, но истинно достигли святости. Священное Писание гласит: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор.32;7). Без совета и без вопрошания духоносных отцов невозможно получить правильное представление о духовной жизни, невозможно уврачевать душевные раны. Но еще святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что сейчас нет духоносных отцов, поэтому наиболее безопасным для современного человека он считал изучение творений святых отцов, хотя это не исключает никак Таинство Святой Исповеди, не исключает возможности откровения своих помыслов священнику, но для того, чтобы избежать смущения или каких-либо ошибок, нужно советы духовника принимать осмотрительно, тщательно взвесив их (не лукавым умом, конечно). Советы духовника необходимо сравнивать со Священным Писанием и учением Церкви, ибо неслучайно Павел писал: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8,9). Эту мысль мы встречаем и у других святых. Например, святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Поучениях Огласительных и Тайноводственных» неоднократно обращается к слушателям с просьбой отвергнуть его и ни в коем случае не слушать, если он начнет благовествовать что-либо противное Священному Писанию или Преданию. Но существует и другая крайность, при которой знание закона, и даже вера, и даже мученичество могут не принести пользы. Здесь необходимо вспомнить слова апостола Павла: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Вера доказывается делами, а не красивыми словами. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:15–17). Все вероучение христианское заключается в любви: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14). Если человек не изменяется через покаяние, не совлекается ветхого человека, то мало пользы будет в такой вере: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Апостол здесь как бы подчеркивает, что бесы, имея веру, остаются бесами, нежелающими покаяться.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Все различие состояло только в том, что через обязательные жертвы израильтяне как бы насильно или, как выражается св. Ириней Лионский о подобных обрядовых предписаниях, «как бы узами» 317 притягивались к этой жизни и научались той истине, что они всецело принадлежат Богу. Жертвы же вольные, напротив, вытекали из сознания и поддерживали сознание в необходимости святой жизни, «что должно, как говорит св. Кирилл Александрийский , возносить Богу, как воню благоухания и как нечто должное, святолепное жительство и славу отличной жизни» 318 . Самый выразительный вид вольной жертвы, возведенной в обет, представляло назорейство, мнения отцов о котором уже изложены Лучшим же примером обязательных даров израильтян Иегове могут служить десятины 319 и посвящение Иегове от всего первородного – от человека до скота и начатков плодов. 320 Посвящение Богу всего первородного, по мнению отцов, согласно с Библией было установлено в память избавления израильтян от погибели в Египте и в знак того, что сама жизнь их после того принадлежала всецело Богу и Ему должна была посвящаться 321 . «Бог, говорит блаж. Феодорит, узаконил израильтянам приносить первородное из волов и овец, напоминая тем о спасении их первородных.... Сие дает видеть и самый закон: «когда же после, спросит тебя сын твой: «что это?». Ты скажешь ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства. Ибо, когда Фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, а всякого первенца из сыновей моих выкупаю» ( Ucx. XIII, 14  15 ) 322 Св. Кирилл Александрийский , объясняя закон о первородном в прообразовательном смысле, видит в посвящаемых первенцах христиан, как приобретение Сына Божьего ( Uc. LIII, 12 ), избавившего нас Своей кровью от власти демонов. «Как израильтяне, говорит св. Кирилл, как бы жили жизнью агнца, закланного в ночь смерти египетских первенцев, так и мы уже не своей жизнью живем, но жизнью умершего ради нас Христа“ 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Претыкание первое В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших ( Мф. 23, 29–32 ). Исправление претыкающимся В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых – это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта ( Исх. 13 ), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили ( Быт. 35 ). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие. Претыкание второе В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение ( Иуд. 1 ). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство. Исправление претыкающымся Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Д.А. Добросмыслов Отдел 5. Законы о чистом и нечистом и о противоестественном Мы рассмотрели с точки зрения отцов законы о еврейском богослужении в узком смысле. Теперь рассмотрим в том же направлении остальные обрядовые постановления Моисея, относившиеся также к внешнему религиозному еврейскому культу, которые почти все могут быть объединены под общим названием законов о чистом и нечистом и о противоестественном. Как и весь обрядовый закон, все эти постановления, по мнению отцов, имели чисто религиозно-нравственное воспитательное значение, именно: они постоянно напоминали евреям о Боге, давшем их, отделяли их из всех народов в особый святой народ, и под видом действий и явлений естественных говорили о действиях и явлениях нравственных. Полагая разделение на чистых и нечистых между людьми, животными и предметами в их естественном виде и некоторыми действиями, с чисто нравственной точки зрения, а нередко безразличными, законы о чистом и нечистом развивали в евреях стремление к изолированности их от других народов как нечистых. Развивали в них духовно-физическую чистоплотность, чувство отвращения к нечистому, гадкому и противоестественному вообще в явлениях физических. Это чувство отвращения к физической нечистоте и противоестественности могло затем развиться в чувство отвращения к безнравственному. Таким образом в законах о чистом и нечистом евреи научались посредством естественного нравственному 401 . О том, что законы о чистом и нечистом имели цель нравственно-воспитательную: подвинуть народ к святости, указывал Сам Бог, говоривший евреям через Моисея: «Я Господь Бог ваш, Который отделил вас от всех народов. Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицей и всем, пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мной святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои“ ( Лев. ХХ, 24–26 ). Законы о чистом и нечистом К законам о чистом и нечистом можно отнести: закон об обрезании, полагавшем разделение между евреями как народом святым, и нечистыми язычниками, закон о пище, разделявший животных на чистые и нечистые, законы о нечистых состояниях человеческого тела и об очищениях от осквернения его. Об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Должно также знать, что тот только справедливо просит отпущения грехов, кто сам прежде отпускает грехи, сделанные против него. Ибо, по слову Истины, не принимается дар, если предварительно не изгоняется из души вражда: «итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». ( Мф 5.23–24 ). Отсюда можно понять, что если за дар отпускается вина, то как тяжек грех вражды, за которую не принимается и самый дар. Итак, мы должны обращаться духом к ближнему, как бы далеко он ни находился от нас и что бы ни имел на нас, покориться ему душою, умилостивить смирением и благосклонностью, чтоб и Создатель наш, принимающий за вину дар, простил нам грехи, видя такое благоизволение нашего сердца ( Мф 18.27 ). Мы научены словами Истины, свидетельствующей, что раб, который должен был десять тысяч талантов, когда принес раскаяние, получил от господина прощение всего долга; но за то, что не простил долга другому рабу, который был должен ему сто динариев, велено было взять с него и тот долг, который был отпущен ему. Из этих слов ясно видно, что если мы не прощаем от всего сердца грехов, сделанных против нас, то с нас опять будут требовать, что, к великой радости нашей, было отпущено нам за раскаяние. Итак, пока еще позволяет время, пока Судия терпит и испытующий наши сердца ожидает от нас обращения, смягчим слезами жесткое сердце и будем питать благосклонную любовь к ближним. И с уверенностью скажу, что мы не нуждались бы в Спасительной Жертве по смерти, если бы еще до смерти делали себя жертвою Богу. Учение об очистительном огне в будущей жизни до времени общего Суда и конечного воздаяния принадлежит западной Церкви, а восточною не допускается. Читать далее Источник: Избранные творения/Святитель Григорий Великий Двоеслов; [Общ. ред.: проф. А. И. Сидоров]. - М. : Паломник, 1999. - 734, с. - (Библиотека отцов и учителей церкви; 7)/Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. 440-724 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Другая группа св. Отцов: Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаж. Феодорит, Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и другие – придерживались другого мнения. Они учили, что «сыны Божии» – это именно «сифиты»; следовательно, «дочери человеческие» – «каинитки». То, что «сынами Божьими» назывались в Библии люди, тому есть достаточно подтверждений. О древних евреях сказано: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» ( Втор.14:1 ). Из контекста данного стиха видно, что речь здесь идет именно о людях. В Новом Завете мы находим нечто подобное: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ); и еще: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). Сравним последний текст со следующим фрагментом: Ной ходил пред Богом ( Быт.6:9 ). Есть текст, где прямо говорится, что верующие люди уравнены Богом в достоинстве «сынов Божьих» с ангелами: «и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Наличие разных, прямо противоположных мнений у св. Отцов не должно смущать нас. Напротив, подобное обстоятельство должно сильнее привязать нас к принципам соборности. Некоторые находят какое-либо утверждение у Отцов и ставят его во главу угла, не понимая, что на частном мнении, даже святого отца, нельзя выстраивать своего мировоззрения. Почитай побольше книг и найдешь совсем другие высказывания у святых. Подобные, внешне противоречивые высказывания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Как учил св. Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода, и во всем любовь». О таких, которые основывают свое религиозное мировоззрение на неких частностях, св. Григорий Богослов говорил: «…Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться, – но что редко, то не закон для церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром (землемером), или одно краткое плавание – мореходцем» ( Григорий Богослов . Творения, ч. 3-я, изд. Москва, 1844 г., слово 39, стр. 265).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И как собравший древесные плоды, во время собирания их, хвалит деревья, — так и собравший своим слухом божественные слова учителей, потом восприняв их умом и вкусив сладости слова, выражая устами похвалы учителю, говорит: « Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим » ( коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим ) (Пс. 118:103). И мудрейший Соломон, уподобив прекрасные слова сотовому меду, говорит: « Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей » ( сотове медовнии словеса добрая ) (Прит. 16:24). Как гортань, отведывая снеди, умеет различать хорошие от худых, так и ум души умеет различать полезные изречения от худых, как говорится у Иова: « Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? » ( гортань брашна вкушает, ум же словеса разсуждает ) (Иов. 12:11). И никто пусть не думает, что домовладыка имеет в своем саду различные деревья — финики, яблони, маслины, а Господь в Своем саду церкви не имеет различных отцов, так, чтобы каждый, по своей доброте, износил из глубины сердца плоды слова, для вкушения приходящим. Иной из них, как хорошо растущая маслина, густо покрыт листьями веры и плодовит делами благочестия; иной, как финик, увенчан вайями победы над диаволом, и доставляет бедным сладчайший плод благодеяния, — о нем говорит Писание: « Праведник цветет, как пальма » ( праведник яко финикс процветет ) (Пс. 91:13). Иной, как яблоня, доставляет людям два наслаждения, запах и сладость для гортани; невеста Церковь, хваля такого в Песнях песней, что говорит? « Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей » ( Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов Израиля: под сень ею восхотех и седох, и плод его сладок в гортани ) (Песн. 2:3). Что же делать мне, возлюбленные, когда я владею небольшой листвой слов и (немногими) плодами, не могу ни прохладить утомленных зноем, ни напитать голодающих плодами слов? Хорошо мне было бы вместе с вами изучать наставления святых отцов! Но так как страх Божий и ваша любовь побуждают нас к речи, то, взяв два или три слова из сладчайшего Евангелия, как бы финики, и вкусив, мы возбудим вас — с усердием, с пылким духом, подвигнуться к плодоносным деревьям святых отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

история «дебатов о Св. Духе свидетельствует о том, что фарисейский буквализм, полемический задор и апологетическая горячность гораздо чаще выступают движущими мотивами любой из сторон диалога». А богословие святых отцов «эстетически безвкусно, интеллектуально бесплодно и морально сомнительно» и традиционно банально, а богословские споры об Истине – это «столкновения гордынь» и за редким исключением «орудие схизматического духа»… Видно, что О. Давыдову невыносимо тесно в святоотеческом Предании Получается, по Давыдову, что святыми отцами руководила не апостольская заповедь «храни переданное тебе» (1 Тим. 6: 20) и наставление, данное верным в лице апостола Тимофея: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 1–2), а человеческие страсти, поэтому исповедники веры, по Давыдову, – это люди, проникнутые схизматическим духом. Однако Давыдов счел возможным обойти апостольскую заповедь и «фарисейский буквализм», как он именует учение святых отцов, с помощью богословского «гения» прот. Сергия Булгакова и личного догматического волюнтаризма. V. Догматический и литургический волюнтаризм Поскольку богословие Церкви и святых отцов в глазах О. Давыдова безнадежно негодно, то молодой реформатор церковной веры призывает игнорировать Филиокве как ересь на уровне литургическом и церковно-практическом и по сути предлагает переступить через веру в Единую Святую Православную Церковь: «В литургической и евхаристической жизни общин, как католических, так и православных, совершенно невозможно найти различия, о которых можно было бы сказать прямо, что они зависят от приверженности к различным теологуменам. Именно это “низовое единство” представляется тем основанием, на котором возрастет иная, неапологетическая пневматология, допускающая разномыслия, но не взыскующая тоталитарного единомыслия».

http://pravoslavie.ru/131999.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010