Если допустить, что все эти посольства имели политический характер, а в их взаимных отношениях выразились политические отношения приславших их правительств, то отсюда можно сделать следующий вывод. Греческий философ, конечно, был послом от императора Василия. Послы Болгарские и Хазарские были присланы союзниками Фоки по его инициативе, потому-то между ними не видно вражды. Немецкие послы были присланы императором Оттоном III(983–1002 г.). Этот император был сыном родной сестры Василия Феофано. В виду безвыходного положения последнего, правительство Оттова III могло оказать ему поддержку, заступившись за него пред Владимиром. От отца Оттона III, Оттона II, Василий, не смотря на свое близкое родство с ним, не мог бы получить помощи: пытаясь овладеть Южной Италией, Оттон II вынужден был вступить за нее в борьбу с Византией. Но после несчастного поражения в июле 983 года при Безентелло Оттон II скоро скончался, а за малолетством его сына и преемника Оттона III дела правления перешли в руки матери Феофано. С прекращением борьбы за Италию прекратился и повод к враждебным отношениям, и между родственными немецким и византийским дворами могли опять завязаться дружественные сношения, благодаря которым Василию и оказана была поддержка при дворе Владимира. Здесь можно искать объяснения того, почему греческое посольство является последним в Киев: Василий не решался отправлять своих послов до тех пор, пока почва при Киевском дворе не была подготовлена его союзниками немцами. Этой поддержке немецкого императора Василий, может быть, и был обязан успехом своего посольства при русском дворе и разрушением планов Фоки и его союзников. Обратим внимание на то, что в условия заключенного договора между Василием и Владимиром, как увидим ниже, внесен был пункт о женитьбе Владимира на Анне; а Анна, как известно, была родная сестра матери императора Оттона–Феофано. Возможно поэтому, что послы Оттона, явившись посредниками в переговорах между Владимиром и Василием, и возобновили план женитьбы Владимира на Анне с тем, чтобы на союзе семейном основать союз политический.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти бездетного Оттона III императорский престол захватил его родственник по отцовской линии Баварский герцог Генрих II Святой (1002–1024), отец которого приходился родным братом императору Оттону I. 7 июня 1002 г. его короновал епископ Виллигиз, а франкская и мозельская знать торжественно присягнула на верность. Как рассказывают, некогда, еще совсем юношей, он молился в Регенсбургской церкви и услышал голос, потребовавший его прочесть надпись на стене; там было написано: «После шести». Юноша был удивлен и напуган, он посчитал, что таким способом Провидение предупреждает его об опасности. Но выяснилось, что именно после 6 лет, 6 месяцев и 6 дней после этого памятного дня скончался император Оттон III, а сам Генрих II стал преемником. Но его политика отличалась полной противоположностью, в чем мы сумеем без труда убедиться 700 . Но если императорская власть смогла восстановить свои прерогативы, то у пап дела шли совсем плохо. Понтифики, поставляемые аристократическими партиями, менялись один за другим, постоянно становясь креатурами, а потом и жертвами то королей, то аристократических партий Рима. Например, папа Бенедикт VI (973–974) почти полгода ждал своего утверждения Западным императором, опасаясь без его согласия начать понтификат. Но затем жители Рима организовали восстание, свергли апостолика, заключили в тюрьму и в июле 974 г. задушили 701 . А папа Бонифаций VII (974), как писалось выше, через месяц после начала своего понтификата был вынужден забрать свое имущество и бежать в Константинополь, где пребывал до 980 г. Затем, снабженный деньгами императором Василием II, он вернулся в Рим и в 984 г. вернул себе папство. Правда, и на этот раз ненадолго – весной 985 г. он вновь был свергнут и растерзан толпой римлян. В перерыве между понтификатом Бенедикта VI и Бонифация VII Римскую кафедру занимал поставленный Оттоном II Иоанн XIV (983–984), которого убил все тот же Бонифаций VII. Новый папа, Иоанн XV (985–996), поставленный Кресценцием, почти не имел шансов на долгий понтифик. В 988 г. он оказался под домашним арестом у одного влиятельного римского аристократа и смог вернуться на престол лишь при помощи армии Оттона III. Но ему не суждено было видеть своей свободы – папа умер, не доехав до Рима. Вслед за этим к императору Оттону III в Верону прибыла делегация из Рима с просьбой поставить своим решением нового понтифика, поскольку иных способов умиротворить все партии просто не существовало 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В X-XI вв. по сравнению с VIII-IX вв. значение Римских пап в имперской церковной политике было сведено к минимуму, это объяснялось как политикой императоров, так и тем, что Римские папы этого периода находились в полной зависимости от враждовавших между собой рим. семейств. Папы проводили имп. коронацию (Оттона I в 962; Оттона II в 973; Оттона III в 996; Генриха II в 1014; Конрада II в 1027; Генриха III в 1046), наделяли архиепископов паллием, а также председательствовали на Соборах (Римский Собор, 1001), но как к высшему арбитру к папе в это время обращались крайне редко (сохр. лишь свидетельство о жалобе на имп. Генриха II, к-рая была направлена Мецским еп. Дитрихом папе Сергию IV - Thietmar Merseburgensis. Chronicon. VI 60). Главным организатором церковной жизни Восточнофранкского (Германского) королевства считался король (император): он принимал участие в Соборах (как общегерм., так и провинциальных), председательствовал на соборных заседаниях, где обсуждались догматические и дисциплинарные вопросы, проблемы внутрицерковной жизни, решались споры между епископами. Рост церковных владений и прав в сочетании с распространением злоупотреблений, которые осуждались как симония , поставил вопрос об ужесточении дисциплинарной политики. При Генрихе II и Конраде II (1024-1039, император с 1027) была проведена серия преобразований в духе клюнийской реформы с целью укрепить моральный дух и дисциплину в Церкви в Германии и установить контроль над использованием и передачей церковных земель. Одновременно развивалась монастырская реформа: деятельность св. Готхарда , аббата мон-ря Нидеральтайх (впосл. еп. Хильдесхаймский), клюнийцев Вильгельма Дижонского, Рихарда Сен-Ванского и др., поддержанная императорами Оттоном III, Генрихом II и в особенности Конрадом II, способствовала распространению бенедиктинского устава и ужесточению дисциплины в главных имперских мон-рях (в Нидеральтайхе с 996; в Тегернзе с 1006; в Херсфельде с 1005; в Кремсмюнстере с 1007; в Райхенау с 1006; в Фульде с 1013; в Корвее с 1015). При Конраде II реформу имперских аббатств возглавил Поппо из Ставло, под рук. к-рого были поставлены 17 мон-рей (в т. ч. Санкт-Максимина в Трире в 1023 и Санкт-Галлена в 1032).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Выбор императора был однозначен – как указывалось выше, он предложил папой своего 20-летнего кузена Григория V (996–999) – первого понтифика из числа немцев. Но тут же вступил в тяжелейшую борьбу с самым могущественным человеком Рима – Кресценцием, поставившим в 997 г. антипапу Uoahha XVI (997–998), этнического грека, из Калабрии. Папу Григория V изгнали из Рима, и лишь очередной поход Оттона III к Вечному городу позволил папе вновь занять Латеранский дворец. Иоанн XVI срочно бежал в Кампанию, но его схватили, ослепили и отправили в один из дальних монастырей, где он и скончался тремя годами позже 703 . «Новый Константин», как любил себя называть Оттон III, в очередной раз продемонстрировал Римским епископам, что верховным правителем в государстве и Западной Церкви является только он. Когда скончался Григорий V, германец поставил папой своего любимца и воспитателя Герберта, дав тому новое имя Сильвестра II (999–1003) – мнение клира и населения Рима его совершенно не интересовало. Примечательно, что Сильвестр II открыл список французских пап, как и покойный Григорий V – немецких. В дипломе об утверждении Сильвестра II было прямо написано: «Господина Сильвестра, нашего учителя, избираем и по воле Божьей ставим и определяем светлейшим папой. Вся власть в Риме и Римской области должна исходить от императора, а папа является его верным помощником». Воспитанный в византийском духе и прекрасно образованный, он считал делом чести прекратить самовластие Римских епископов, основывающееся к тому же на сомнительном базисе. Иными словами, новый понтифик оправдал самые смелые ожидания императора. Он много работал над искоренением двух наиболее распространенных грехов – непотизма и симонии и совместно с императором мечтал о восстановлении Священной Римской империи. Но Рим был не тем городом, который долго терпит чужеземца: в 1001 г. город восстал против папы и тот вынужденно бежал, а в мае 1003 г. скончался от малярии 704 . Следующие три понтифика были креатурами Кресценция – Иоанн XVII (1003), Иоанн XVIII (1004–1009), Сергий IV(1009–1012), постоянно метавшиеся между собственным желанием наладить добрые отношения с Оттоном III и Генрихом II и прогреческой политикой их повелителя, идущей вразрез с устремлениями Западных императоров. Наконец, папой был избран тускуланец Бенедикт VIII (1012–1024), сын графа Тускуланского. Он был, скорее, воином, чем священником, и многие годы провел в борьбе с Кресценциями, организовав вместе с Западным императором несколько удачных походов – правда, не принесших им с союзником решительной победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его наследником стал уже упоминавшийся Людовик V, которому едва исполнилось 19 лет. Возможно, юный король был не столь уж и ленив и мог со временем реализовать свои дарования, но 22 мая 987 г. скончался в результате падения с лошади на охоте. На власть претендовал дядя покойного короля Карл Лотарингский, герцог Нижней Лотарингии (977–992), второй сын короля Людовика IV Заморского, но на совете аристократов выбор пал на небезызвестного нам по предыдущему изложению Гуго Капета, графа Парижа, имевшего родственные связи с семьей покойного Оттона I 688 . На время ситуация нормализовалась. Оценив по достоинству ум, политическую мудрость и авторитет императрицы Феофано, Гуго Капет прибыл в 991 г. в Кведлинбург, где императрица вместе с царственным сыном встречала Пасху, и услужливо сопровождал их во время поездок. К сожалению, 15 июня того же года императрица Феофано скончалась в возрасте 30 лет и была погребена в Кельне, в церкви святого целителя и великомученика Пантелеймона, как значилось в ее завещании 689 . Но у нее был достойный подражатель. Император Оттон III, воспитанный в классическом имперском сознании, великолепно образованный чуть-чуть романтик, с детства под влиянием матери вынашивал великую идею воссоединения двух частей некогда единой и великой Римской империи. Его воспитатель Герберт написал ему как-то на книге, которую читал совместно с Оттоном III: «Италия, Галлия и Германия вверяют тебе свои силы, и Скифские королевства не обделяют вниманием. Ты, цезарь, августейший император римлян, рожденный от самой почитаемой крови греков, превосходящий греков по размерам Империи, управляющий римлянами по праву наследства, превосходящий и тех, и других своим талантом и красноречием» 690 . После процедуры коронации этот потомок Византийских самодержцев без всяких внутренних сомнений велел именовать себя «Августейшим императором римлян» («Romanorum imperator augustum»). На королевских документах вместо восковой печати теперь подвешивался свинцовый медальон, на одной стороне которого была изображена голова Карла Великого, а на другой – щит со знаменем и надписью: «Renovatio imperii Romanorum» («Возрождение Римской империи»). Чуть позже была изготовлена печать самого Оттона III с надписью «Aurea Roma» («Золотой Рим») 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между прочим, о папе Иоанне X следует заметить, что он проявил себя решительным противником славянского языка в богослужении. Ставленники обеих Феодор, Марозии и их потомков сменялись на Римском престоле слишком быстро и слишком много были заняты своими собственными делами, чтобы в общецерковных делах по-настоящему предъявить претензии на единовластие; но что идея бесконтрольного распоряжения всей Церковью представлялась им очень заманчивой и что при случае они не прочь пойти по стопам Николая I и Адриана II, — и этом не может быть особых сомнений. Папа Иоанн XI (931 —930) не уступал в этом отношении Сергию III. Это он через своих легатов, несмотря на протесты греческих канонистов, возвел на Константинопольский патриарший престол 16-летнего Феофилакта, сына тогдашнего Византийского императора Романа Лекапена. (Из греческих епископов только двое принимали участие в этой церемонии.) Относительно этого папы Иоанна, сына и ставленника Марозии, можно заметить, что историки, даже римско-католические, отцом его называют не Альбериха Тускуланского (как в процитированном выше отрывке), а самого папу Сергия III (в томе VIII той же Римско-католической богословской энциклопедии читаем: «Представляется не менее достоверным, что отцом Иоанна XI был не кто другой, как папа Сергий III, и в высшей степени вероятно, что Сергий имел этого сына, будучи уже папой» 14 ). Иоанн XII (955—964), внук Марозии, ставший папой в 18-летнем возрасте, именовал себя «главой всего христианства после Господа» («totius christianitatis post Dominum caput»). Однако в самой Римской Церкви идея папского абсолютизма не имела еще в то время общего признания. Далеко не все спокойно смотрели на бесчинство, происходившее тогда в папском дворце. Созванный императором Оттоном I Собор в Риме (963) судил папу, несмотря на то что тот, игнорируя неоднократные приглашения, не только не явился на Собор, но и грозил своим судьям отлучением. Собор постановил низложить и изгнать «чудовище». На место низложенного был поставлен Лев VIII (963—965).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Ко всем нашим князьям (ad reges) папа Гонорий III присылал послание в 1227 г., по случаю заключения мира наших Псковитян с Ливонским орденом. Объявляя князьям мир и благоденствие в объятиях Латинской Церкви, и желая видеть их послов в Риме, он говорил им, между прочим: «ваши заблуждения в вере раздражают небо и причиною всех зол в России; бойтесь еще ужаснейших. Если не обратитесь к истине. Увещеваем и молим, чтобы вы письменно изъявили на то добрую волю чрез надежных послов, а между тем жили мирно с Христианами Ливонскими» 85 . Какое опять разительное свидетельство самого папы, что унии у нас до самого нашествия Татар вовсе не было! Ко всем Епископам, клиру и народу писал Иннокентий III по случаю взятия Константинополя крестоносцами в 1207 году: «хотя доселе вы были удалены от сосцев вашей матери, как дети чуждые, но, по врученной нам недостойным от Бога обязанности пастыря просвещать народ свой, на нас лежит отеческий долг, чтобы члены были сообразны главе своей, чтобы Ефрем обратился к Иуде и Самария к Иерусалиму… Греческая Империя и Церковь почти вся покорилась уже Апостольскому седалищу, и униженно принимает от него веления; не безрассудно ли будет, если часть не будет согласоваться с целым и … Для сего, продолжает папа, посылаю к вам кардинала Сти-Виталиса, чтобы он дщерь привел к матери и член ко главе…», и в заключение советует и увещевает повиноваться внушениям своего посла 86 . Еще свидетельство папы о том же, и свидетельство непререкаемое! Присылали папы на Русь и своих нарочитых миссионеров. Так, приходили к нам ученики Ромуальда, монахи Римские, которые проповедовали будто бы Христианство в странах южной России, вдруг после Гнезненского договора (заключенного Императором Оттоном I и Польским Королем Болеславом в 1000 г.); но о действиях их проповеди мы ничего не знаем 87 . Около половины XII века приходил аббат Клервонский Бернард, которого возбуждал к этому Краковский Епископ Матфей своим особым посланием. Утверждая, что Руссы, многочисленные, ка звезды, хотя исповедуют Христа, но делами отвергаются Его, и что потому ревностный аббат заслужит себе великое воздаяние от Христа, если приобретет ему эти чуждые народы 88 : не очевидно ли и предполагается, что Руссы. Значит, не содержали Римской веры, когда их надлежало обращать к ней? Об успехах проповеди Бернанда также ничего неизвестно. Наконец, около 1186 г., явился к нам Августинский монах Мейнгард, который, испросивши у Князя Полоцкого Владимира позволение обращать Чудь в Христианство, имел успех, и для безопасности своих последователей построил небольшую крепость Икскуль с Христианскою церковью 89 ; но этот успех, очевидно, произошел не между Русскими в собственном смысле и не в недрах Церкви Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но вернемся к посланию епископа Матфея. Получив его, столь ревностный миссионер, каким был Бернард, поспешил дать ему ход, ибо вскоре возникла идея папского посольства на Русь с целью упорядочения тамошних церковных дел (этот эпизод оказался упущен в науке). В обширных «Толкованиях на псалмы», в прологе к толкованию на 65-й псалом, немецкого богослова и цистерцианского проповедника Герхоха, настоятеля монастыря Райхерсберг в Баварии (Gerhohus Reichersbergensis) (умер в 1169 г.), есть небольшая заметка автобиографического характера, в которой сообщается, что автор имел возможность лично донести до папы Евгения 111 (1145–1153) свое беспокойство о нестроениях в церкви (главный мотив организации Цистерцианского ордена) и нашел в первосвященнике внимательного слушателя: «Несомненным знаком [того], насколько приятны были ему рассуждения нашей малости, стало впоследствии назначение нашей ничтожности для посева семян церковного мира и порядка в двух великих королевствах, а именно Венгерском и Русском, куда, однако, прибыть мы не смогли из-за обиды венгерского короля, которого мы ранее порицали и который за то на нас гневался. Поэтому, избегая впасть в кровавые руки как бы второго Ирода или фараона, мы не смогли исполнить возложенную на нас посольскую службу, ибо в наших писаниях, ранее посылавшихся в Венгрию, мы не умолчали об Иродовой жестокости упомянутого [короля]. После того как таким образом отложилась и отменилась посольская служба, назначенная папой Евгением для нашей персоны, он умер блаженной кончиной» 70 (Gerh. Comm. 1855. Col. 118В; 1897. P. 493; Назаренко 2009г. С. 81–82). Известно об одной личной встрече Герхоха с Евгением III – в Витербо (Gerh. ер. 17. Col. 568D), которую, вероятнее всего, следует датировать концом 1145 г., когда папу посетило посольство германского короля Конрада III во главе с фрайзингенским епископом Оттоном (Bernhardi 1. S. 461–462). Между началом 1147 и маем 1148 г. папа пребывал во Франции и Германии. То было время Второго крестового похода, и неудивительно, что в течение всего вояжа папы к северу от Альп рядом с ним находился главный идеолог крестоносного движения Бернард Клервоский. Уже к этому времени он вполне мог получить послание епископа Матфея и подать папе Евгению мысль использовать благоприятный момент для проявления инициативы в отношении рассорившейся со своим священноначалием Руси. Впрочем, суть дела ничуть не изменится, если эту датировку, максимально раннюю из возможных, сдвинуть на два-три года позднее. В любом случае надо признать: глубина русско – византийского церковно – политического конфликта была столь велика, что вызвала заинтересованное внимание в Западной Церкви. (Оставляем в стороне трудный и совершенно не важный для нашей темы вопрос, какие церковные неустройства в Венгрии порицал Герхох и собирался с его помощью исправлять папа.)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

1979. S. 270-277). Почитание О. зародилось в аббатстве Михельсберг благодаря тому уважению, к-рым епископ пользовался при жизни, особенно в монашеской общине ( Herbordi Dialogus. 1868. P. 40; ср. также: Haarl ä nder. 2000. S. 122). Вероятно, еще при жизни О. появились его изображения ( Dengler-Schreiber. 1979. S. 23). Аббат Германн (1123-1147) издал постановление о том, что после кончины епископа надлежит еженедельно служить по нему поминальную мессу с Пс 24 и особой молитвой, а также ежедневно жертвовать бедным полагавшуюся монаху порцию еды (refectio pauperum) ( Petersohn. 1989. S. 42). Вскоре после смерти епископа были составлены его Жития. В 1159 г. Герборд засвидетельствовал ежегодное почитание О. у могилы святого в день его памяти, однако официально его канонизация стала возможной только после примирения императора с Папским престолом при папе Клименте III (1187-1191). Это произошло 10 авг. 1189 г. на хофтаге имп. Генриха VI (1191-1197) в Вюрцбурге в форме делегированной канонизации ( Idem. 1980. S. 18). Канонизации предшествовала большая работа, проведенная епископом Бамбергским Оттоном II (1177-1196) и аббатом Михельсберга Вольфрамом II (1172-1201). При подготовке документов для канонизационного процесса большое внимание уделялось миссионерской деятельности О. в Поморье. Вольфрам лично совершил поездку в Поморье, заручившись поддержкой местной знати и епископа Каммина. При подготовке прошения о канонизации был приведен главный довод, что О. был апостолом поморян (впервые этот статус О. отмечен в записи из поминальной книги аббатства Михельсберг и в Житии авторства мон. Эбона - Idem. 1979. S. 464-465; Idem. 1989. S. 47-48). В субботу 30 сент. 1189 г., на следующий день после праздника арх. Михаила, мощи О. были торжественно подняты и помещены (вероятно, выставлены в раке) для поклонения верующих в хоре монастырской церкви. Позднее, очевидно зимой-весной 1190/91 г., сведения о подготовке к канонизации, чудесах и перенесении мощей были собраны и переработаны анонимом в соч. «Miracula et elevatio S. Ottonis» (также см.: Idem. 1989. S. 36. Anm. 1).

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Vie des abbes d " Agaune. Passion de saint Sigismond/Éd. E. Chevalley, C. Roduit. Lausanne, 2014; Le Trésor de l " abbaye de Saint-Maurice d " Agaune/Éd. É. Antoine-Konig. P., 2014; L " abbaye de Saint-Maurice/Éd. B. Andenmatten, L. Ripart. Gollion, 2015. Vol. 1: Histoire et archéologie; Vol. 2: Le Trésor. А. Н. Крюкова Иконография М. представляют молодым человеком или средовеком в воинском облачении зап. образца (шлем, латы, копье-хоругвь и щит). Святой почитался как покровитель воинов, правящих фамилий, городов и аббатств, особенно в Швейцарии и Германии. На ранних изображениях воинские доспехи закрывают лицо почти полностью, опознать М. можно по надписи или же по первоначальному местонахождению предмета с его образом. С 937 г. в Магдебурге существовало бенедиктинское аббатство, находившееся под покровительством М. и имп. Оттона I, позднее в аббатстве был построен каменный собор во имя М., ставший родовой усыпальницей правящей династии. В 968 г. Магдебург получил статус архиепископии, в связи с чем был сделан ряд вкладов, в т. ч. авориев - пластинок из слоновой кости с изображением императоров династии Оттонов и св. патронов. На одном из авориев (962-968, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) М. как св. покровитель города и кафедрального храма обнимает за плечи императора, подносящего модель собора Христу Вседержителю. М. облачен в светские одежды: на нем плащ, покрывающий правое плечо, платье с длинным рукавом; коротко подстриженные волосы лежат прядями, напоминающими локоны др. юных святых воинов, напр. вмч. Георгия Победоносца. На авории (980-983, Кастелло-Сфорцеско, Милан) с изображением коленопреклоненной перед Христом на престоле имп. четы, отождествляемой с имп. Оттоном III и его матерью, имп. Феофано, М. предстоит Спасителю рядом с императором и поднимает правую руку в жесте моления; справа от святого на ковчеге авория размещена подпись: «Scs Mauritius». В эпоху зрелого средневековья тип иконографии М. изменился. С пальмовой ветвью, символом мученичества, М. изображен на миниатюре Зигбургского лекционария (Lond.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010