Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

Тогда ближе будет к смирению и праведности человек. А если умаляется и пренебрегается христианство, если исчезает не только святость и праведность, но даже элементарная порядочность, то потому именно, что пренебрегли люди словами Живущего во веки. И сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4: 6). Это и есть наше оружие. И не только, но и лекарство, и небесный хлеб, и светильник, горящий в темном месте. Так что пока время есть – вооружайтесь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2199 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 8 декабря 2020, 23:15 Саваофе! По-моему так Иисус обратился к Богу. Как же хорошо, что статьи о Андрея публикуются на сайте, лучше прочитать, чем смотреть видео! Благодарю сайт! Наталия 8 декабря 2020, 15:31 Благодарю отца Андрея за четкие наставления! Всегда это в нем любила и ценила. Для нас недалеких это очень нужно. Получил инструкцию - действуй!)) Ксения 7 декабря 2020, 22:45 То, что нужно. Благодарю Елена О 7 декабря 2020, 18:53 Своевременная публикация). Спасибо. Дмитрий 7 декабря 2020, 13:52 Кратко, но емко и с толком, и с расстановкой! Прям, вот, в самый центр мозга! СПАСИБО! Дмитрий 7 декабря 2020, 11:49 Да, Иисус Христос цитировал псалмы, но и дьявол тоже (Мф.4:6). И это тоже надо знать. А начинать надо всё же с 50-го - покаянного псалма. Галина И. 7 декабря 2020, 08:23 Поклон Вам, о. Андрей! «Именно это и требуется от народа Божия: …в памяти и внутри себя носить Божии слова»./Внутри себя - это в сердце. Вооружаться - чтобы иметь силы противостоять диаволу, восстающему на народ Божий. Слово Божие - слово свидетельства славы и могущества Бога, «меч духовный» - оружие нападения в духовной войне. Без нападения нет победы над сатаной. Святые «победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти,…потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его и …сказал: побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и Он будет Мне сыном» (Отк 12,11; 17,17;21,7). А «воля наша есть медная стена между нами и Богом» (авва Пимен).

http://pravoslavie.ru/135783.html

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Цель книги сформулирована Скоттом, который назвал Откровение «трубным призывом к истине» (Scott E. F. The Book of Revelation [SCM, 1939], p. 174). Книга была призвана ободрить собратьев Иоанна, укрепить их веру в Христа и придать им мужества в борьбе с силами антихриста в мире, а также помочь им стать истинными свидетелями нашего Господа и Спасителя мира. Именно этой цели служили ключевые темы Откровения, которые перечислены ниже. 1 . Верховная власть Бога во Христе в описываемую эпоху и во все времена. Возвещенное Иисусом приближение царства Божия (возвещенное через Его служение, смерть, воскресение и грядущее пришествие; М к. 1:14–15; 8:31; 10:45; 14:62) стало главной темой, лейтмотивом всего Откровения (1:8; 5:5–14; 12:10–12; 19:11 – 21:5). Совершенно естественно, что эта книга не что иное, как «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа» (1:2)! 2 . Сатанинская природа низкопоклонства перед римским императором. К императорскому титулу «господин и бог» в самом Риме относились с иронией (конечно, в частной обстановке). В области, где были расположены церкви, которым адресовано послание Откровения, этот титул воспринимали чрезвычайно серьезно. Так Цезарь, требуя того, что принадлежало лишь Богу, указывал, что «тайна беззакония» уже «в действии» ( 2Фес. 2:7 ), и ей предстояло достигнуть своей кульминации в появлении этого последнего антихриста. Но при всем том Бог никогда не проявлялся столь отчетливо как Верховный Властелин, как во время правления антихриста (13:5). 3 . Неизбежность грядущего суда Господа над теми, кто предпочел Христу Божьему власть лжехриста. Примечательно, что вторая и третья фазы мессианского суда, изображенного в этой книге, представляют собой реминисценции из истории о египетских язвах, посланных на фараона и египтян, которые противились посланному им через Моисея слову Божьему. Откровение призывает нас узреть «благость и строгость Божию» ( Рим. 11:22 ). 4 . Уверенность в благоприятном исходе борьбы между Церковью, которая зиждется на явлении Христа и славе Его царства, и противостоящими ей силами в мире. Эта победа гарантирована, поскольку дьявол – поверженный враг, он уже побежден смертью и воскресением Иисуса (ср.: Ин. 12:31–32 и Отк. 12:9–12 ), знаменующими полное завершение замысла Божьего во благо сотворенного и спасенного Им мира (21:9–22:5). Актуальность книги

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу и благословение . И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков » (Отк. 5:11-13).   « Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15).   « Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тм. 1:12).   «Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь » (Флп. 4:20).   «И избавит меня Господь от всякого злого дела, и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь » (2 Тм. 4:18). «Единому Премудрому Богу слава ныне и во все веки. Аминь » (Иуд. 1:25). «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь » (2 Пт. 3:18).   «Бог же всякой благодати… Ему слава и держава во веки веков. Аминь » (1 Пт. 5:11).   «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь » (Отк. 1:6).   Как мы видим, новозаветные примеры славословий и бенедикций Бога Отца и Господа Иисуса Христа идентичны. Поклонение первых христиан носило диадичный (бинитарный) характер . Для ортодоксальных иудеев это было немыслимым богохульством. Чтобы понять, насколько христоцентризм веры первых иудеохристиан шел вразрез с мейнстримом иудаизма I века, обратимся к иудейскому историку Иосифу Флавию: «[Богу] которому Одному подобает воздавать честь (τιμν) и благодарность» («Иудейские древности» I. 13, 1). Этими словами Иосиф Флавий выражает аксиому иудаизма, которая прослеживается от Ветхого Завета до 13 принципов веры Маймонида. Отнюдь не случайно, что, согласно книге Деяний, основным мотивом религиозных преследований иудеохристиан называется не просто исповедание Иисуса Назарянина мессией, но культовое призывание Его имени: «[Савл] здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое » (Деян. 9:14, 21, ср. Деян. 22:16, 1 Кор. 1:2, 2 Тим. 2:22). Таким образом, именно культовое использование имени Иисуса Христа, которое включало в себя призывания имени Иисуса в молитвах, славословиях, гимнах, обрядах, исцелениях и экзорцизме, считалось главным религиозным преступлением первых христиан .

http://bogoslov.ru/article/6025041

Елизавета 1 апреля 2017, 12:04 Спасибо Вам большое! Очень полезно. 1 апреля 2017, 00:01 Благодарю автора!Всё понятно и поучительно растолковали!Для нас действительно нужен духовный переводчик!( как прокоментировали выше.) удивило что Авва Дорофей бронзовый призёр по читаемости )) Алексей 31 марта 2017, 19:28 Благодарю за статью! Решил в этом году, великим постом, перечитать авву Дорофея. Очень здорово все там изложено. Когда первый раз читал, делал пометки где полезно для меня, сейчас бы поставил пометки под каждой строчкой. Но главное не перечитывать, а исполнять читаемое. Всё доступно. гена 31 марта 2017, 17:22 Только открыв тайну Библии ОТК.5:1-4 человек сможет познать истину.Познав истину ОТК.10:5-11 человек сможет опять пророчествовать о народах,племенах,языках и царях многих.Дело осталось за малым-откройте тайну Библии.Первый шаг к познанию истины-задайтесь вопросом ,что есть образ а что подобие.Ответив правильно на поставленный вопрос,человек придет к формуле познания истины,которая откроет ему глаза уши и даст разумения.И запечатанная книга о которой говориться в откровении начнёт открываться.Человек вступил на территорию откровения.Времени осталось мало но оно у вас есть.Пришло время открыть тайну Библии. тамара 31 марта 2017, 17:07 о.Андрей,спаси Вас Бог,за такие статьи и советы...Ещё не читала авву Дорофея,но буду обязательно читать... Олегъ Трофимовъ 31 марта 2017, 16:29 Спаси, Господи! Начал как раз читать " Душеполезные поучения " Великим Постом, читаю и не нарадуюсь: насколько просто и ясно, настолько же мудро и с любовью пишет Прп.Авва. Дивен Господь наш в своих святых! natalja 31 марта 2017, 14:28 Читаю Авву Дорофея,и всем советую! Наталия 31 марта 2017, 12:01 Благодарю за статью! Читать святых отцов надо с таким толкованием для нас мирских, иначе не понятно как применять в жизни их наставления. Об отсечении свой воли никогда бы не догадалась, как в миру это применять. Переводчик нам нужен на мирской язык. Пишите еще пожалуйста. Klemet Vik 31 марта 2017, 10:49

http://pravoslavie.ru/102212.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Нетерпение – 1) нежелание/неготовность/неспособность терпеть кого-либо, что-либо; непримиримость по отношению к чему-либо, кому-либо; ярко выраженное несогласие с тем или иным аспектом (объектом, фрагментом и т. п.) реальной действительности, выражающееся в мыслях, делах и поступках (пример: не терпеть беззаконие; не терпеть такого-то человека); 2) недостаточность силы воли, желания, готовности для проявления терпения ; 3) недостаток/отсутствие терпения в ожидании чего-либо, кого-либо. Нетерпение – грех ? О терпении в Священном Писании говорится как об одном из плодов Духа Святого : «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…» ( Гал.5:22 ). В свою очередь свойственная христианину нетерпеливость может служить признаком того, что он находится на низкой ступени духовно-нравственного совершенства . Однако причины и формы проявления нетерпения могут быть различными. Можно (но не нужно – не путать!) не терпеть справедливые обличения в свой адрес со стороны праведников (как, например, это делали многие израильтяне, гнавшие пророков), а можно не терпеть беззакония, зло . Вот, например, слова Божии, переданные израильскому народу через пророка Исаию: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть» ( Ис.1:13 ). А вот слова пророка Иеремии: «Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, какие вы делали» ( Иер.44:22 ). Апостол Павел в послании к фессалоникийцам сообщает о случае, когда счел нецелесообразным терпеть: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни» ( 1Фес.3:1 ). Проявление христианином терпения должно быть сопряжено с благоразумием . Что ещё говорится в Священном Писании о терпении и нетерпении? В Священном Писании содержится множество утверждений относительно терпения и нетерпения. Приведём некоторые из них. «Претерпевший до конца спасётся» ( Мф.10:22 ), «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), – говорит Господь. «Будьте долготерпеливы ко всем», – увещевает нас апостол Павел ( 1Фес.5:14 ). Апостол Иаков указывает: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). В книге Откровения эти слова подтверждаются. После того, как Ангел сообщает об антихристе, о том, что большинство людей поклонились ему и тем самым навлекли на себя страшное наказание, он обращает внимание на тех, кто остался верен Богу: «Здесь терпение святых» ( Отк.14:12 ). Как понимать слова апостола Павла «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное»?

http://azbyka.ru/neterpenie

б) Будет поддерживать необыкновенными знамениями и ложными чудесами. Так Иисус Христос говорит, что слуги антихристовы дадут знамения велия и чудеса якоже прельстити, аще возможно, и избранныя ( Мф. 24:24 ), и Апостол открывает, что пришествие антихриста будет по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных ( 2Сол. 2:9 ). Апостол Иоанн видел, что одна из семи глав змия была смертельно ранена и внезапно исцелела, что он низводил огнь с неба на землю, и что образ его говорил ( Отк. 13:3; 13:15 ). в) Наконец сильнейшим орудием антихриста будут ужасные притеснения, гонения и муки, которым он подвергнет непоклоняющихся ему. В Апокалипсисе говорится, что он малым и великим, богатым и убогим, свободным и работным даст начертание на десней руце и на челах их, да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание или число зверя, или число имени его; а не повинующиеся и непоклоняющиеся образу зверину будут убиваемы ( Отк. 13:15, 16, 17 ). г) Что же касается до верующих во свидетельство Иисус Христово, то их оружие будет терпение и вера: зде терпение и вера святых ( Отк. 13:10 ); претерпевый же до конца, той спасется ( Мф. 21:13 ). § 360. Противодействие антихристу Иисуса Христа, и конец его владычества Иисус Христос будет защищать Церковь свою против антихриста: а) Посредством двух свидетелей – пророков, которые силой слова и чудесами будут некоторое время противостоять зверю, но потом убиены будут от него и воскреснут ( Отк. 11:2–12 ). б) Посредством семи язв, которыми через ангелов будет поражена область антихриста и носящие на себе начертание зверя. в) Наконец сам Он невидимо с воинством небесным сразится со зверем, победит его и упразднит явлением пришествия своего ( 2Сол. 2:8 ), и страшная брань сия и царство антихристово кончится тем, что ят будет зверь и с ним лживый пророк, и ввержены будут оба в озеро огненное, горящее жупелом ( Отк. 19:20 ). § 361. Продолжение царства антихристова К радости и утешению избранных Божиих священное Писание открывает, что царство антихристово и брань его с царством Христовым будут непродолжительны. Иисус Христос говорит, что избранных ради прекратятся дние оны ( Мф. 21:22 ; Отк. 42:12; 20:3 ). У пророка Даниила и в Апокалипсисе открывается, что власть дастся в руки зверя до времени и времен и полвремене ( Дан. 7:25; 12:7 ; Отк. 12:14 ); в другом месте число сие перелагается на тысячу двести девяносто дней (гл. 12:11, 12; Отк. 12:6 ), а также на сорок два месяца ( Отк. 11:2; 13:5 ). Хотя сии пророчества, подобно всем другим, носят на себе печать таинственности и решительно разгадать смысл их не можем, однако с вероятностью, на основании их, полагать можно, что время владычества антихристова будет продолжаться около трех лет с половиною. б) Об откровении царства славы

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

21:21. В Тов. 13 улицы нового Иерусалима вымощены драгоценными камнями, а его стены и башни сделаны из чистого золота. Некоторые раввины считали, что ворота нового Иерусалима должны быть сооружены из гигантских жемчужин и драгоценных камней; в более поздней литературе говорится, что тот, кто насмехался над описанием раввинами жемчужин, был погружен на дно морское и увидел, как ангелы работают над воротами нового храма, после чего насмешник поплатился за свое неверие – раввины уничтожают его взором своих очей. Но главный источник материала о драгоценных камнях в городе будущего – Ис. 54:11,12 . «Улица» может функционально отражать множественное число, но, вероятнее всего, относится к главной улице, которая всегда присутствовала в хорошо спланированных греческих городах. 21:22. Восстановление храма было одним из важнейших упований и чаяний древних иудеев (начиная с Иез. 40–48 ). Но для Иоанна весь город – это храм Божий, место Его пребывания (см. коммент. к Отк. 21:11,16 ; Зах. 14:21 ), и Бог -также его храм. 21:23. Освещение города. Его свет – слава Господня, а не свет солнца или луны; это заимствовано напрямую из Ис. 60:19,20 (ср.: Ис. 24:23; 30:26 ). Многие иудейские учителя подчеркивали, что свет Бога наполнит весь грядущий мир. 21:24. Народы соберутся в Иерусалиме, чтобы отдать почести и поклониться Богу в конце времен (см., напр.: Ис. 60:3–22 ; Иер. 3:17 ; Зах. 14:16–19 ; ср.: Тов. 13:11,12 ; см. коммент к Отк. 3:9 ), принеся свою славу в него ( Ис. 66:12 ) и пребывая в его свете ( Ис. 60:1–3 ). 21:25,26. Как и ворота древних городов, храмовые ворота в древнем Иерусалиме закрывались на ночь (ср. также закрытые ворота в Иез. 46.1 ); но в грядущем мире ворота Иерусалима не будут никогда закрываться,поскольку в них будет входить «достояние народов», а не их притеснители ( Ис. 60:11 ). В Откровении добавляется, что ворота будут отверсты и потому, что ночи в этом грядущем мире не будет, поскольку Господь будет там вечным светом (21:23; ср.: Ис. 60:19,20 ). Ночь обычно ассоциировалась с волшебством, бесами и грабителями и удобным моментом для проникновения в город. Это противопоставление городу коммерции, описанному в Отк. 18– 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

16:15. Стражи должны ночью стоять на своем посту. Обычно люди в теплое время года спали нагими, но большинство иудеев приходили в ужас при мысли о том, что их могут увидеть обнаженными. Возможно, здесь представлен образ обнаженного хозяина дома, который схватил в своем доме ночного грабителя. Истоки этого образа, вероятно, можно найти в Ветхом Завете, и, возможно, это связано с обычаем обнажатьпленника ( Ис. 47:3 ; Иез. 16:37 ) или с пьяной женщиной ( Авв. 2:16 ; ср.: 3:18; об образе вора см. в коммент. к Отк. 3:3 ). 16:16. Господь обещал собрать народы ( Иоил. 3:2,11 ; Соф. 3:8 ; Зах. 12:3; 14:2 ; ср.: Ис. 13:4 ; Иер. 50 – против Вавилона); этот образ конца времен далее развивается в иудейских преданиях (1 Енох., СвиткиМертвого моря). Народы и дракон, который ведет их, соберутся совсем с другими целями, но Бог собирает их, чтобы окончательно уничтожить. В Ветхом Завете как место этой последней битвы в конце времен указывается долина Иосафата ( Иоил. 3:2,12,14 ), вероятно, стратегическая равнина Мегидцон в Изреельской (Ездрилонской) долине. Это былкоридор между легко доступной путешественникам прибрежной равниной и дорогой на Дамаск в Арамее и, следовательно, важнейший стратегический перекресток, обходной путь мимо гор, для войск ( Суд. 5:19; 6:33 ; 2Пар. 35:22 ; Зах. 12:11 ; фараон Тутмос III в 1483 г. до н. э. и др.). Ме-гиддон (евр. Har – Magedon, Ар-Магедон),буквально означает «гора Магеддон», т. е. «Армагеддон»). Но такое преобразование этого названия Иоанном не противоречит апокалиптической географии (13:1; 17:1,3,9). О чем точно говорит Иоанн, не совсем ясно, но место, связанное с долиной Мегиддон, принимается всеми почти единодушно как путь завоевателей с Востока, которые захватят Рим. 16:17,18. Эта терминология отражает приготовление к теофании – явлению славы Божьей, как на Синае (ср.: Исх. 19:16 ; Отк. 4:5 ); мощное землетрясение может указывать на конец света (6:12; 11:13). 16:19. Праведные будут взывать к Богу, напоминая Ему о направленных против них делах своих притеснителей ( Пс. 136:7 ). О чаше см. в коммент. к Отк. 14:9,10 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010