Нравственное состояние злых духов есть самое мрачное и безобразное. Они имеют ум и знают многое; ибо апостол Иаков утверждает, что бесы веруют и трепещут Бога (гл. 2:19); Спасителя Иисуса Христа они не редко исповедовали Сыном Божиим ( Мф. 8:29 ); об апостолах говорил дух пытливый: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвеицают нам путь спасения ( Деян. 16:17 ). В книге Иова говорится, что диавол обтекает целую поднебесную, разведывая, что в ней делается ( Иов. 1:6, 7 ); и вообще злые духи, изученные долговременным опытом, часто проникают в мысли людей, угадывают будущее, знают отдаленное. Впрочем, часто сами обманываются; а главная черта ума их есть ненависть к истине, ложь, клевета; почему в Евангелии называется диавол отцем лжи ( Ин. 8:44 ), а в Апокалипсисе клеветником и льстецом (гл. 12:10). Воля злых духов также довольно могущественна. Апостол Петр сравнивает диавола со львом рыкающим и ищущим пищи ( 1Пет. 5:8 ); апостол Павел облекает христианина, для борьбы с диаволом, в чрезвычайное всеоружие ( Еф. 6:12–17 ), и говорит о пришествии антихриста, что оно будет по действию сатаны во всякой силе и знамениих и чудесех ложных ( 2Сол. 2:9 ). Впрочем, вся сила злых духов зависит от допущения Божия; без сего допущения они не могли войти даже в самых низких животных ( Мф. 8:31 ). Главные же черты воли злых духов суть: ненависть к Богу и ко всякому добру, лукавство, злоба; почему Апостол называет их духами злобы ( Еф. 6:12 ). § 112. Участь злых духов Участь злых духов соответствует нравственному состоянию их. В начале, как скоро согрешили они, тотчас отвержены были от Бога и низвержены с неба: видех сатану, яко молния с небесе спадша ( Лк. 10:18 ). В настоящее время участь их есть состояние мучительного томления и тоски, по которым они, не обретая покоя в самих себе, ищут его в развлечении и пагубной деятельности в мире ( Мф. 8:29; 12:43 ); есть состояние страха ( Иак. 2:19 ) и осуждения на казнь; почему апостол Петр говорит, что они пленицами мрака связаны и блюдутся на суд и мучение ( 2Пет. 2:4 ). В будущем ожидает их огнь вечный, в котором они мучены будут день и нощь, во века веков ( Отк. 20:10 ; Мф. 26:41 ). Таковое конечное и невозвратное отлучение от Бога и нескончаемые муки злые духи заслужили, с одной стороны, тяжестью греха своего; ибо это был грех первый и ими самими измышленный, грех не неопытности или немощи телесной, а грех бесплотных и обладавших высоким совершенством духов; с другой стороны -долговременным и упорным пребыванием своим во зле, при чем они учинили неисчислимое множество зла в творении Божием; а главное – нераскаянностью своей, по которой они никогда уже не могут придти к мысли обратиться и исправиться. § 113. Отношение к целому роду человеческому

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

4–8 При переходе к пророчеству об отдельных соседних народах, которое должно было придать уверенность иудеям, форма изложения меняется. Финикийцы (Тир, Сидон) и филистимляне, жители пяти городов–государств, или округов, выделяются в риторическом обращении, предназначенном для слуха иудеев (ср.: Иез. 25:15–17; 28:20–24 ). Подобный прием встречается в Книге Пророка Авдия, где объектом нападок является Эдом. Пророчество начинается с грозного предупреждения о том, что им придется ответить перед Господом. Он обратит их преступления против Него и против Иуды на их головы (ср.: Мф. 25:41–45 ). Они обвиняются в захвате храмовых сокровищ в качестве трофеев, принесенных затем их богам, а также в бесчеловечной торговле пленными иудеями, упомянутой в общих чертах в ст. 3. Господь обещает возвращение иудеев из рабства и ответное порабощение работорговцев. По иронии судьбы иудеи получат роль посредников. Если иудеев продавали далеко на запад Еллинам (ср.: Иез. 27:13 ), то их притеснителям суждено пропасть на торговых путях, ведущих на восток, которые контролировались аравийскими Савеями. Таким образом, наказание будет соответствовать преступлению. Пророческая формула «так Господь сказал» применяется в качестве подписи, подтверждающей подлинность документа и достоверность послания. 9–13 Божественное пророчество начинается в ст. 9–11 с торжественного обращения к народам собраться на поле битвы, где будет вершиться суд. В ст. 10 явно присутствует сознательное изменение обещания мира, провозглашенное в Ис. 2:4 и Мих. 4:3 , согласно которому народы получат мир после войны, которая покончит со всеми войнами (ср.: Пс. 45:9–11; 75:4 ; Соф. 3:8–10 ). Иоиль возвращается к более раннему этапу священного календаря. Еще оставались счета, по которым надо было платить, и неоконченные дела мрачного свойства, которые Богу предстояло довести до конца. Заключительный призыв в ст. 11, обращенный к Господу с просьбой привести Его небесное воинство (ср.: Зах. 14:5 ), предвосхищает ст. 13. Однако этот призыв прерывает Божественное откровение, что и признает NIV, напечатав его отдельно. В древнегреческом переводе есть слова: «Пусть робкие станут героями», что согласуется с окончанием ст. 10. В ст. 12 повторяется призыв Господа к народам собраться в долине Иосафата, а поле битвы определяется как место, на котором Господь вершит суд (ср.: Иер. 1:15– 16 ). В ст. 13 Господь отдает приказ Своему воинству. Образы жатвы и сбора винограда рисуют картину неизбежного возмездия: они использованы в сценах страшного суда в Отк. 14:14–20 и 19:15, так что данный фрагмент указывает на то отдаленное будущее, когда Господь положит конец истории человечества. Жертвы кровавой жатвы описаны как созревшие для суда. Господь не может больше медлить с наказанием их злобы (слово, которое подводит итог обвинениям в ст. 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

24 – 27 подвели итог пророчествам о судьбах различных народов, предвозвестив им приближение суда Божьего над ними, так и гл. 34 – 35 оставляют войну с Ассирией далеко в прошлом, подводя к кульминационному моменту темы суда и спасения. Дальнейшее сходство этих мирового значения событий, представленных величественными картинами ст. 4, перекликающимися с Отк. 6:13–14 , состоит в том, что Эдом, как и Моав в 25:10–12, противостоит Сиону, чье освобождение вот–вот грядет (ср. ст. 8 с 35:4), поэтому тема суда внезапно переходит в картину рукопашного боя. 5–7 После того, как гнев Божий объял всю вселенную, он обращается на Эдом (5) и остается с ним, потому что в Писании Едом символизирует все «нечестивое» (ср.: Евр. 12:16 ) и «притеснителя» (ср.: Авд. 10 – 14 ), противника церкви. Метафора в ст. 5–7 – это жестокий вариант сцены пира (ср.: 25:6), где священная трапеза превращается в бойню. Распространенная идиома показывает обреченность всего народа от мала до велика (7а), включая самых незначительных (6) (ср.: 63:1–6). 8–17 Картина гибели и запустения в этих стихах напоминает одновременно Содом и Вавилон серой и горящей смолой из ст. 9–10, опустевшими руинами ст. 11–15 (ср.: 13:19–22). 11б Разорение и уничтожение здесь – это «безвидность» и «пустота» Быт. 1:2 ; эти образы употреблены и здесь, и в Иер. 4:23 как символы разрушения всего сотворенного. Упоминание верви и отвеса придает этому разрушению оттенок тщательности, дополненный разве что заботой (16–17), с которой эти руины будут заселены соответствующими чудовищами. 14 О леших см.: 13:21. Ночное привидение может обозначать как разных странных животных, так и духов зла. Следует отметить, что и здесь, и в других местах сцены суда являют собой нечто более ужасное, нежели вымирание целого народа; конечное состояние напоминает пародию на первоначальное, непристойную и бесконечную (17б). 35:1–10 Цветущая пустыня Сияние славы Божьей в этой главе подчеркивается, насколько это возможно, тем, что упоминание о ней помещено между описанием пустыни в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

9 В 1909 г. из названия журнала было изъято слово “Сионский”. В 1939 слова “Присутствия Христа” были заменены словами “Царства Христа”, а еще через несколько лет журнал приобрел нынешнее название – “Сторожевая Башня возвещает Царство Иеговы”. См. Jehova’s Witnesses in the Divine Purpose, Brooklyn. WTB&TS 1959 – Р. 21 note “m” (16, 225). 10 Относительно членов семьи Дж. Ф, Рутерфорда информации практически нет. В письме “Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов” от 30 ноября 1960 года сообщается следующее: “Брат Рутерфорд имел жену, однако, она была инвалидом и жила на западном побережье. По этой причине о ней ничего не сообщается в биографическом материале, что является достаточно благоразумным. Брат Рутерфорд... обычно жил на восточном побережье. Его жена верила в истину, но сын – нет” (Цит. по 15, 53). 12 Армагеддон – название места, где произойдет последняя эсхатологическая битва Антихриста и царей земных с Богом ( Отк. 16; 16 ). У Свидетелей Иеговы это слово означает саму битву и последующие за ней события – воскрешение мертвых и Божий Суд. 14 По представлениям Свидетелей Иеговы человеческому роду дано жить на земле 6000 лет, после чего последует Армагеддон. Поэтому “библейские вычисления стремились определить дату сотворения Адама. А уже отталкиваясь от нее называли год Армагеддона. 15 Дата выпуска книги была определена заранее, на третий день конгресса, что позволило внести ее в таблицу. 17 В. Шнелл родился в Германии. В 1921 году принял “крещение” у Исследователей Библии. За активную работу был приглашен в Бруклин, где с 1927 по 1954 годы находился на ответственных постах. Затем, в результате долгих духовных исканий, оставил Общество и в 1959 году выпустил автобиографическую книгу “Тридцать лет – в рабстве Сторожевой Башни”. (12, 32). 18 В 2014 году по представлениям Свидетелей Иеговы исполнится 100 лет с момента “невидимого пришествия Христа”. Также надо учитывать темпы убывания “помазанных духом” (если они не фальсифицируются). Если считать, что в течение 10 лет из жизни уходит окало 1000 “помазанников” (см. таблицу “остатка”), то нынешнее их число–8.681, сократится через 10–15 лет до нескольких десятков долгожителей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/podlinna...

Существования ада требует человеческое достоинство. Поскольку Бог не может загонять людей на небеса вопреки их свободной воле, свобода человека требует, чтобы существовала преисподняя. Иисус оплакивал Иерусалим: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ). Как сказал Льюис, «в конечном счёте, есть только два типа людей – те, кто говорит Богу: «да будет воля Твоя», и те, кому Бог в конце концов скажет: «да будет воля твоя " » (Lewis, Screwtape Letters, 69). Существования ада требует суверенность Бога. Если нет преисподней, не может быть и окончательной победы добра над злом (см. проблема зла). Ибо зло препятствует добру. Пшеница и плевелы не могут вечно произрастать вместе. В конечном счёте должно произойти их разделение, иначе добро не восторжествует над злом. Как и в общественном устройстве, наказание за зло необходимо, чтобы добро могло преобладать. И при этом в вечности добро должно восторжествовать над злом. В противном случае Бог не имел бы всей полноты власти. Верховное владычество Бога требует существования ада, иначе Он не смог бы одержать ту окончательную победу над злом, которую провозглашает Библия (ср. 1Кор. 15:24–28 ; Отк. 20 – 22 ). Существование ада подразумевается распятием Христа. Средоточие христианства – это крест распятия ( 1Кор. 1:17–18; 15:3 ). Без него нет спасения ( Рим. 4:25 ; Евр. 10:10–14 ). Именно для этого Христос и пришёл в мир ( Мк. 10:45 ; Лк. 19:10 ). Без креста нет спасения ( Ин. 10:1,9–10 ; Деян. 4:12 ). Только благодаря распятию можем мы освободиться от наших грехов ( Рим. 3:21–26 ). На кресте Иисус претерпел великие муки и даже оставленность Богом ( Евр. 2:10–18; 5:7–9 ). В предвидении Иисусом распятия «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Но к чему распятие и все страдания Христа, если ада не существует? Смерть Христа лишилась бы своего вечного значения, если бы людям не угрожала вечная богооставленность, от которой их необходимо спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В ст. 8 Осия говорит о жертвенниках и высотах, где эти жертвенники устанавливались. Они будут истреблены, на их месте вырастут тернии и волчцы. Вопль народа, обращенный к горам в страхе перед наказанием, можно найти в Лк. 23:30 и Отк. 6:16 (ср.: Ис. 2:10,19–21 ). В ст. 9 упоминается Гива (ср.: 9:9). Злодеяния жителей Гивы привели к гражданской войне, и тогда гибель грозила почти всему колену Вениаминову. На сей раз приговор Божий приведут в исполнение другие народы. Упоминание двойного преступления относится к грехам идолослужения и упования на военную мощь других стран, а не на Бога. 10:11–15 Пахота, посев и брань: символика суда В ст. 11 – 15 перед нами открывается широкая панорама земледелия, которая затем переходит в батальную сцену в конце ст. 13. Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе, то есть привыкшая тянуть молотило по снопам. Это была сравнительно легкая работа, и молотящему животному не заграждали рта. Следующая картина менее приятна: для совершения пахоты, труда более тяжелого, животное преклонялось под ярмо. Этот образ, видимо, надо понимать как средство дисциплинирования, а не как кару. В любом случае ярмо использовалось с целью понуждения к полезной деятельности. Пророк призывает готовить почву для новой жизни (сейте… в правду, распахивайте… новину) и пожинать добрый урожай крепкой любви (ср.: 6:4,6). В прошлом они сеяли и пожинали недоброе (13а; ср.: 8:7). Пророк приступает к интерпретации земледельческой метафоры. Израиль был самонадеян, полагался на физическую силу. По этой причине они потерпят такое же сокрушительное поражение, какое потерпел Бет–Арбел от рук Салмана. Бет–Арбел, как полагают, – место близ Галилейского озера или город к востоку от Иордана. Под Салманом, возможно, имеется в виду царь Салманассар III или V (858–824 и 726–722 гг. до н. э. соответственно; 4Цар. 17:3; 18:9 ) или моавитский царь Саламану (ср.: Ам. 1:3,13 ). Мы не знаем в точности, на какие события здесь ссылается пророк, но судя по этому отрывку, они были в высшей степени бесчеловечными и ужасными. Вефиль упомянут, наверное, потому, что здесь находилось главное капище Израиля (кроме того, здесь игра слов с Бет–Арбелом). В 722 г. до н. э. царь Израиля был разбит, а все его потомство уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

9 . Надо дорожить своими отношениями, помня, что любой пустяк может их разрушить (2:15). Супруги должны бдительно смотреть за «лисенятами», чтобы не было испорчено благоухание первых брачных дней. Истинная любовь неугасима и бесценна (8:6–7). Никто не застрахован от превратностей, способных погасить пламя любви, но истинная любовь никогда не исчезнет, потому что источник ее – Бог. Любовь нельзя купить ни за какие сокровища. 10 . Песнь Песней иносказательно, в прекрасных поэтических образах описывает отношения Христа со Своей невестой – Церковью . В ней наряду с другими звучат и следующие темы: сила любви Христовой (8:7), услаждающая Его слух молитва Церкви (8:13), напряженное ожидание Его (8:14), призывание Христа для общения с Ним (2:13), опасность не откликнуться на Его зов (5:2–8; ср.: Отк. 3:20 ). Мы не можем обойтись без этой книги, особенно в наш век «свободной любви». Не будем забывать, что Бог проявляет глубокую заботу о нашей любви не только по отношению к Нему, но и по отношению друг к другу. Дополнительная литература Gledhill T. The Message of the Song of Songs, BST (IVP, 1994). Davidson R. Ecclesiastes and the Song of Solomon, DSB (St. Andrew Press/Westminster/John Knox Press, 1986). Lloyd Carr G. The Song of Solomon, TOTC (IVP, 1984). Kinlaw D. F. The Song of Songs, EBC (Zondervan, 1991). Содержание 1:1 – 2:7 Царь встречает Суламиту в своем дворце 1:1–7 Дочери Иерусалима и Суламита 1:8 – 2:7 Царь говорит с Суламитой 2:8 – 3:5 Любовное свидание и ночные грезы Суламиты 2:8–17 Свидание с женихом 3:1–5 Ночные грезы Суламиты 3:6–5:1 Бракосочетание царя и песнопения 3:6–11 Величественная свадебная церемония 4:1 – 5:1 Хвалебная песнь царя, воспевающего невесту в брачную ночь 5:2 – 6:3 Неиспользованная возможность 5:2–8 Опасность привыкания 5:9 – 6:3 Суламита описывает своего любимого женщинам Иерусалима 6:4 – 8:14 Возрастание любви 6:4 – 8:4 Взаимное восхищение влюбленных 8:5–14 Природа истинной любви Комментарии 1:1–2:7 Царь встречает Суламиту в своем дворце 1:1 Название

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом продолжает восхваление чудодейственной силы Божьей, воспетой в предыдущем псалме (чудеса Твои, Пс. 74:2 ). Оба псалма обнаруживают живую связь с событиями, описанными в 4Цар. 18 – 19 . Даже если не удается доказать, что в них подразумевается разгром ассирийских войск, все равно речь здесь идет о триумфе Божественной силы. Тема «льва» просматривается через слово жилище (3), которое в некоторых случаях отвечает понятию «логовище льва» ( Пс. 9:30 ; Иер. 25:38 ). Такой мотив не противоречит драматическому накалу псалма и отсылает нас к Отк. 5 , где ярко воплощен образ Льва–Агнца. 2–4 Местопребывание льва. Четырехкратное указание местопребывания Господа (в Иудее… у Израиля… в Салиме… на Сионе) подчеркивает, что Он известен (ведом, 2) как одержавший победу над мощно оснащенным врагом (4, стрелы… щит… меч). Господь, Который в несказанном снисхождении Своем пребывает среди Своего народа, являет вызывающую благоговейный страх силу, одолев, казалось бы, непобедимого врага. 5–11 Победный триумф льва. Тема льва продолжается здесь упоминанием гор хищнических (5). Могущественнее – отсюда безусловность победы над горными хищниками: лев выходит на охоту и возвращается с добычей величавой поступью победителя. В этой победе можно усмотреть две стороны: победа над (6–8) (ср.: 4Цар. 19:35 ; Ис. 30:31; 31:4 ) и победа во имя (9–11). а) В первом случае человеческая доблесть, навыки воителя и военное оснащение подвластны простому воздействию голоса Господа (6–7). Он не нуждается в дополнительной силе в помощь Себе, потому что никто не в силах устоять пред Ним (8). б) Во втором случае земля, сотрясаемая нашествием вражеских орд и наполненная звуками военных баталий, затихает под звук голоса Господа (9). Это победное вмешательство предназначено спасти всех угнетенных земли (10). Таким образом (под воздействием Его слова), человеческий гнев обращается в славословие Богу, остаток же гнева укрощается Господом (11). 12–13 Отдавая должное Льву. Итак, чем можем мы воздать Господу, Который сводит на нет (4, 6–7) яростную силу, направленную против нас? Ведь псалом завершается обращением ко всем, которые вокруг Него, то есть к народу Его, который радуется Его присутствию и разделяет лавры Его победы. Со своей стороны, мы должны проявить верность Ему и жить соответственно своему обету, отдавая дань Тому, Кто вызывает благоговейный страх (дары Страшному) и укрощает сердца царей, подчиняющихся Его верховной власти. Наше единственное спасение в этом угрожающем мире – в Нем. Псалом 76. Верный настрой памяти

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Примечания. 16 «Жезл Ефрема» – название Северного царства по имени Ефрема, может быть, более правильно отражает суть (и не вносит путаницы), поскольку колено Ефрема занимало северные земли, тогда как наименование «Израиль» относилось к народу обоих царств. 26 «Святилище Мое» – это обетование о святилище подробно рассматривается в гл. 40 – 48. 38:1 – 39:29 Пророчество о врагах Израиля Отождествить Гога с какой–то исторической личностью не удается. Страны, которыми он управлял, – Магог, Мешех и Фувал – располагались, вероятно, в Малой Азии и в районе Черного моря (см.: примеч. к ст. 1). Они были, таким образом, самыми окраинными регионами древнего Среднего Востока. Вполне вероятно, что Гог и многочисленные народы с ним во главе символизировали богоборческие силы, направленные против народа Божьего. (В этом смысле упоминаются Гог и Магог в Отк. 20:8 .) С этих позиций пророчество становится предостережением народу Израильскому о грядущем времени испытаний уже после выхода его из плена, когда огромные вражеские полчища обрушатся на него. Однако эти силы будут обращены в беспорядочное бегство, и их постигнет великое поражение. Грандиозность масштабов военных действий, где участвуют огромные армии и число павших неисчислимо велико, наводит некоторых исследователей на мысль, что это пророчество об эсхатологической битве народов. Однако если сравнить его с другими предсказаниями, например с пророчеством о судьбах Египта в 32:1 – 16 и Тира в 28:11–19, то там использованы столь же грандиозные и рельефные образы. Суть этого предсказания в том, что в будущем народ Божий будет испытывать на себе массированные атаки злых сил. Эти силы несметные и могут казаться неодолимыми, но всемогущий Бог защитит Свой народ. Враг будет сокрушен. Для нас эта победа еще впереди, в будущем, но решающий удар уже нанесен на Голгофском кресте. 38:1–23 Господь дает повеление Иезекиилю объявить Гогу: «Я – против тебя, Гог. Ты и твои союзники потерпите сокрушительное поражение (2–5). Готовься вместе с ордами твоими, потому что близится час, когда ты войдешь в землю Израильскую (38:7–9). Ты замыслишь произвести грабеж и разорить богатую и мирную землю (10–13). Ты и несметные полчища твои придут с севера. Я приведу тебя на землю Мою, чтобы через твое уничтожение народы узнали Меня (14–16). Я говорил о тебе в древности через рабов Моих, пророков (17). В день, когда ты атакуешь Израиль, произойдет страшное землетрясение и шторм великий. И Я явлю Себя всем народам, и узнают, что Я – Господь» (18–23).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

19 Футон — традиционный японский тюфяк, который вечером стелится на татами и используется как постель, а утром убирается в стенной шкаф. 20 Котацу — комнатная жаровня, вделанная в пол и накрываемая сверху одеялом. 21 Амадзакэ — сладкий напиток из выброженного риса. 22 Хитоми — в переводе с японского языка буквально означает «зрачок», «глаза». 23 О-фуро — японская ванна с очень горячей водой. 24 Синтоизм (Синто — «Путь Богов») — национальная религия японцев, основанная на культе предков и вере в одухотворенность природы. 25 Рим. 14.1; 14.6. 26 Мф. 15.14; 13.30; 8.22; 6.34; 5.39; 5.44; Лк. 6.37, 38; Рим. 12.19; Мф. 10.28. 27 Рим. 8.35; 9.3. 28 Отк. 2.4. 29 «Повесть о принце Гэндзи» («Гэндзи моногатари») — классический японский роман XI b. писательницы Мурасаки Сикибу. 30 Есивара («равнина радости») — один из известнейших «веселых кварталов» в Эдо-Токио. Решетка отделяла женщин от клиентов, которые могли их рассматривать со стороны улицы. 31 Имя Каё буквально означает «прекрасные времена». 32 Имя Ханако буквально означает «цветок». 33 В грамматике японского языка отсутствует обозначение рода. 34 Бог Инари (буквально «Божество, приносящее рис») — Бог урожая риса, который, согласно мифу, научил японцев рисосеянию. 35 Цубо — мера площади, равная 3,3 кв. м. 36 Катакана — японская слоговая азбука, используется главным образом для записи иностранных слов. В данном случае это японизированная форма английского имени «Джун». 37 Нигиридзуси, тирасидзуси — виды суси, приправленный уксусом рис, покрытый сверху кусочками рыбы, овощей и т. д. 38 Камигата — южная часть о. Хонсю: район Киото и Осака. 39 Великое землетрясение в Канто, в районе Токио-Йокогама, во время которого погибло более 150 000 человек, произошло 1 сентября 1923 г. 40 В 1719 г. в княжестве Хаги глава клана Тёсю, Мори открыл для воинского сословия школу Мэйринкан. В основе образовательной программы школы лежала неоконфуцианская доктрина. 41 Дайкон — вид редьки, произрастающий на Дальнем Востоке и в странах Восточной Азии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010