Откр.5:9 . И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, «новую песнь» – см. комм. на 2, 17. «искупил нас Богу из всякого колена…» – Христос искупил все человечество, независимо от того, к какому колену, народу, языку или племени кто принадлежит. Откр.5:10 . и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.: «соделал нас царями и священниками» – см. комм. на 1, 6. «мы будем царствовать на земле» – на какой земле? Святой Андрей Кесарийский отвечает: на той земле, которую Господь обещал кротким ( Мф. 5, 5 ). Придерживающиеся хилиастических воззрений считают, что речь в этом стихе идет о тысячелетнем царстве, имеющем наступить в пределах земной истории 47 . Однако, согласно преобладающему на сегодняшний день в Православной церкви мнению, под «землей» здесь следует понимать расположенный за пределами истории Будущий век – то есть ту землю, о которой тайнозритель говорит в конце книги: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Апок. 21, 1 ). Кроме того, слова «будем царствовать…» можно относить и к обычной земной истории – см. комм. на 20, 4 и 20, 6. Откр.5:11 . И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, «Тьма», греч. « μυρις», мириада, означает «десять тысяч», или, в переносном смысле, бесчисленное множество. Отсюда видно, что небесные Ангельские силы неисчислимы. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст : «Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». Откр.5:12 . которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Речь идет о Божественных совершенствах и славах: хотя они от вечности принадлежат Богу, однако теперь их принимает Человек Иисус, Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Откр.22:14 . Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться «на древе жизни» – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. «Вратами» апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною ( Ин. 10:9 ), не «прелазя инуде» ( Ин. 10:1 ), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни. Откр.22:15 . А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на «свою блевотину» ( 2Пет. 2:22 ). За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу Откр.22:16 . Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Я есмь корень и потомок Давида, Христос – «корень» Давида, как Бог, как происшедший от него, есть «род» его. звезда светлая и утренняя. «Звезда утренняя и денница». Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день. Откр.22:17 . И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! «Невеста» – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ), и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: «да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн удостаивается также видеть вручение книги Агнцу. Так осуществляется первый этап откровения, о чем мы говорили в самом начале, когда обсуждали «цепочку откровения» ( Откр.1:1 ): Бог → Иисус Христос → Его Ангел → Иоанн → христиане. Здесь, в главе 5, пройдено первое звено «Бог → Иисус Христос», ибо Агнец – не кто иной, как Иисус Христос. Агнец стоит «посреди престола и четырех животных и посреди старцев». Несмотря на некоторую неясность этого высказывания, понимать его, скорее всего, следует так, что Агнец находится на престоле, рядом с самим Богом (вспомним Откр.3:21 : «побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцом Моим на престоле Его»). Смысл этого образа ясен: Христос царствует, властвует вместе с Богом, и Ему подобает такое же поклонение, как и Богу. На это указывают и те атрибуты, которыми снабжен Агнец. «Семь рогов» означают полноту власти. В Ветхом Завете рог или рога – символ мощи и власти: «У Бога… мощь – как рога дикого быка» 25 ( Числ.23:22 ; ср. Втор.33:17 ), а также царственности ( Дан.7:7,20 ; Дан.8:3 ). «Семь очей» – отголосок из пророка Захарии: «семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» ( Зах.4:10 ). У Иоанна божественные свойства переносятся на Агнца-Христа. Поскольку «семь очей» – образ всеведения и всеприсутствия Божьего, они отождествляются с семью духами Божьими, которые посланы во всю землю. Это, как мы уже отмечали, – либо символ Духа Святого, которого Иисус послал на землю, либо символ того, что вся полнота (число 7!) служебных духов находится в распоряжении Христа. Примечательная особенность Агнца в том, что Он «как бы заклан». Он был «заклан» ( Откр.5:9 ), то есть распят, и носит раны от распятия, но жив. Воскресший и вознесшийся Христос своим крестом победил смерть ( Откр.5:5 : «лев от колена Иудина… победил»). Победа Агнца основана на историческом факте Его крестной смерти, которая была необходимой предпосылкой Его прославления, интронизации и воцарения. Агнец не сидит, но стоит на престоле. Это имеет определенное значение: таким образом выражена готовность Агнца исполнить свою дальнейшую миссию. Он принимает книгу из десницы Сидящего. Тот, кто ее откроет и снимет ее печати, тот имеет власть над конечными событиями мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Как же люди, поверят ему? Поверят, потому что люди не любят истину, а напротив того, люди благоволят ко всякой неправде. «И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» ( Откр. 13:4 ). Известно, что такими богоотступническими средоточиями, от которых в свое время трепетала вся земля, были: Вавилонская при Нимвроде и Навуходоносоре; Греческая при Антиохе Епифане IV, более же всех – страшная и ужасная Римская держава при Нероне, Домициане и Юлиане. К числу глав царства мира сего, кроме этих, некоторыми причисляется владычество фараона Египетского, современного исходу Израиля из Египта за 1500 лет до Р. Х. при Моисее, другими – Сеннахирим Ассирийский. Из этих семи глав три римских были современны первому водворению христианства и им побеждены, империи нанесена смертельная рана. Напоследок времен Римская держава, бывшая в оны времена еще до разделения на восточную и западную единой, возникнет снова. " И видел я (говорит Тайнозритель), что одна из голов его была как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем: и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю» ( Откр. 13:3–4 ). С этого времени начинается на земле новая религия поклонения дракону и антихристу, а все прежние, кроме, впрочем, иудейской и магометанской, искореняются. «И поклоняется ему (зверю, т.е. антихристу) все живущие на земле, которых имена не написаны в книге у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13:8 ). Род человеческий попадет в сети, окажется в плену у сатаны и сотрудника его, именуемого антихристом. Это те терпеливые верующие христиане, которые не предались антихристу. Тайнозритель, созерцая это, восклицает: «Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитому мечом. Здесь терпение и вера святых» ( Откр. 13:9–10 ). Сатана, устрояя погибель роду человеческому, устрояет ее себе и сотруднику своему, которого представил людям века сего, как ожидаемого евреями мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

«Они сделают то, что эту всемирную любодейцу разорят и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил волю Его исполнить, одну волю и отдать царство их зверю (антихристу) доколе не исполнятся слова Божии» ( Откр. 17:16–17 ). Тайнозритель повествует о внешнем виде любодейцы следующее: «Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства ее» ( Откр. 17:4 ). Что означает этот пышный наряд, как не богатства сего мира, который прельстился любодейцей: а она, по обычаю любодейных жен, прельстилась его богатством. Что означает золотая чаша, наполненная мерзостями, как не то, что золото всего мира собралось в руке ее путем блужения с человеческими страстями, пороками, суевериями и неверием. «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:5 ). Отчего тайна? Не оттого ли, что эта любодейца участвует в тайне беззакония падшего херувима, поднявшего мятеж на Создателя своего? Денница привлек к этому мятежу народ, избранный некогда для распространения славы Божией на земле. Надобно полагать, что падший сын зари вменяет себе в великую заслугу, что ожесточил и ослепил большинство избранного народа в такой степени, что он утратил восприимчивость к свету истины. Так сказал Исайя, когда созерцал славу Божию и услышал повеление Божие: «пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, что бы Я исцелил их» ( Ис. 6:9–10 ). " Я видел, – продолжает Тайнозритель, – что женя упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр. 17:6 ). Спрашивается, есть ли другой какой-нибудь народ, кроме еврейского, к которому могла быть применима такая кровавая характеристика? Конечно, нет. Вот слова Самого Спасителя, обращенные к неверующим иудеям: «Змии, порождения ехиднины!...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Обличение, возвещаемое Господом церкви Сардийской о том, что дела в ней мертвы, а следовательно и вера существует только по имени, будет, по всей вероятности, относиться к западному христианству грядущих времен, когда упадок нравов в предстоятелях, вследствие вынужденного безбрачия и преступного смешения политики с религией, дойдет до крайнего предела. Впрочем и тут, при всеобщем растлении, найдутся достойные, как в оны времена, когда в царстве Израильском при Ахааве и Иезавели развращение нравов до того усилилось, что пророк Божий Илия Фесвитянин жаловался, что никого не осталось из чтущих Бога Небесного. Между тем, по откровению, полученному от Бога, оказалось, что еще остается семь тысяч верных Богу Израилеву. В обращении к предстоятелю церкви Сардийской, Христос повелевает ему бодрствовать и утверждать близкое к смерти (конечно, духовной), угрожает внезапностью суда Своего, но и похваляет за то, что есть несколько таких, «которые не осквернили одежд своих и потому будут (говорит Христос) ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» ( Откр. 3:1–7 ). Конечно, это мученики-миссионеры ( Откр. 6:10 ). Возвещаемое Господом Ангелу (т.е. предстоятелю) Филадельфийской церкви, по всей вероятности, относится, по преимуществу, к Восточной Церкви грядущих времен. «Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся Имени Моего» ( Откр. 3:8 ). Эти слова, по всей вероятности относятся к тому всемирному распространению Евангелия, которое из Восточной Церкви, быть может, проникнет в Китай, Японию, Индию, Персию, Африку и другие страны, коснеющие в язычестве. Мало того, той же Церкви дается великое обетование: «Вот, Я сделаю то, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут; вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Этим предвозвещается имеющее быть в последнем, т.е. шестом периоде созидания св. Церкви, массовое обращение Иудеев ко Христу, быть может, чрез посредство Греко-Российской Восточной Церкви, и возвращение их, чрез посредство, быть может, Российского государства, в предоставленном в Откровении числе, в Палестину, которая, ради этого возвращения на родину детей своих, процветет земными и небесными благами (Зап. на книгу Бытия Митрополита Московского Филарета, ч. I, изд. 1867 г., стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Эсхатологический суд совершается в конце всех времен, когда книга людских деяний уже полностью написана, и никаких дополнений уже быть не может. Поэтому, на суде, записи в книге жизни отражают уже не всеведение Божие, но становятся итогом всего жизненного пути верующего, знаменуя окончательное решение его посмертной участи ( Откр. 20:12,15 – «кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»). С раскрытием книги жизни, открывается тайна участи всех людей, а раскрытая книга людских деяний позволяет всем удостовериться в справедливости Божиих определений. В сцене эсхатологического суда ( Откр. 20:12–15 ), эти две книги совместно играют важнейшую роль, и их единство и взаимосвязь свидетельствуют о «синергии», «соработничестве» Бога и человека. Книга с семью печатями: Упоминание в Апокалипсисе Данная книга появляется в ключевом разделе Апокалипсиса – описанное в 4-й и 5-й главах видение, открывает собой весь цикл последующих небесных видений Апокалипсиса ( Откр. 4–22 ). В 4-й главе Тайнозритель в первый раз восхищается на небо и видит первое небесное видение, описание которого продолжается ив 5-й главе, – это видение Престола Божия и небесных сил, поклоняющихся «Сидящему на престоле», как Творцу и Вседержителю. В Откр. 5:1 говорится, что в деснице Сидящего на престоле находится книга, «написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями». На возглашение сильного ангела – «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее», не может откликнуться никто, «ни на небе, ни на земле, ни под землею», поскольку во всей вселенной не оказывается никого достойного. Это вызывает плач Тайнозрителя. В своей скорби о том, что никто в мире не может раскрыть книгу, Тайнозритель получает утешение от одного из 24 старцев, окружающих Престол Божий, говорящего: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (5:5). Здесь перед нами комбинация из двух традиционных мессианских титулов, взятых из Быт. 49:9 и Ис. 11:10 , указывающих на происхождение Мессии из царственного рода Давидова. Ап. Иоанн слышит о льве, но, при этом, видит «Агнца, как бы, закланного» (5:6). Эта ярчайшая трансформация образов показывает, что приведенные ветхозаветные мессианские пророчества получают принципиально новое толкование: Иисус Христос действительно победитель зла, но Он достигает этой победы, именно, через Свою жертвенную смерть 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Вторая чаша выливается уже на море. Символически – это, вероятно, люди, уже чуждые христианской веры. С пролитием этой чаши миром овладевает взаимная ненависть (кровь) и умрут остатки религиозности и чувства любви (смерть всего одушевленного). Также будут отравлены жестокостью и ненавистью господствующие в мире доктрины и моральные основы, заменяющие религию. Это характеризуется как превращение в кровь «рек и источников вод» при выливании в них чаши третьего ангела ( Откр.16:4 ). Мала будет тогда цена человеческой жизни, и кровь обильно будет изливаться на землю. На это указывают слова Откровения: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» ( Откр.16:6 ). «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» ( Откр.16:8–9 ). Четвертая чаша выливается на солнце. Если понимать это символически, то это бедствие коснется людских представлений о Боге и совести. Последнюю непросто искоренить во всех людях, созданных по образу и подобию Божию. Совесть есть голос Божий в душах людей, это то солнце духовное, которым поддерживается душевный мир человечества. И что может быть страшнее мучений совести у душ, преступивших предвечный закон Бога. Вспомним хотя бы об участи палачей, чаще всего кончающих умопомешательством. Эти нравственные мучения могут быть изнурительными, как зной от солнца. Этим объясняется то бедственное состояние массы людей последнего человечества, которое наступит при пролитии четвертой чаши. Буквальное же толкование заставляет предполагать время, когда солнце будет в периоде сильного выделения протуберанцев, безоблачного неба и отсюда великого зноя. С пролитием пятой чаши душевные страдания человечества еще больше усилятся. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» ( Откр.16:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

По мнению старца Силуана со Старого Афона, «древо жизни» в Новом Иерусалиме есть Сам Христос. Обратим внимание здесь на то, что «древо жизни» приносит свои плоды двенадцать раз в год, то есть раз в месяц. Вспомним, что «древо жизни» есть тот дар, который был дан в награду «побеждающим» первой Иерусалимской (Ефесской) Христовой церкви и символизирует Таинство Евхаристии (см. Откр.2:7 ). Следует обратить внимание и на слова, что «листья дерева – для исцеления народов». Отсюда можно сделать вывод, что в Новый Иерусалим будут приняты и христиане, еще нуждающиеся в духовном просвещении и, таким образом, еще с сердцами, не вполне совершенными. Можно думать, что основным критерием пригодности для включения в число жителей Нового Иерусалима будут служить наличие милосердия в человеческом сердце (см. о Страшном Суде – Мф.25:32–46 ) и вместе с тем нищета духа и кротость (см. заповеди блаженства – Мф.5:3–5 ). Смиримся же сердцем, будем кроткими и милостивыми к ближним, чтобы иметь надежду некогда припасть устами к «светлой, как кристалл, чистой воде жизни» и «вкушать от древа жизни». Листья же последнего исцелят и сердца наши от остатков его несовершенства, чтобы сподобиться нам «узреть и лицо Господа» ( Откр.22:4 ), чего достойны, как мы знаем из заповедей блаженства, лишь «чистые сердцем» ( Мф.5:8 ). Тогда мы достигнем и святости, без которой, по словам апостола Павла, «никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). 27. Заключение Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. ( Втор. 30:19 ) В заключительной главе Откровения Ангел говорит святому апостолу Иоанну: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей» ( Откр.22:9 ). Итак, как и в начале Откровения, мы слышим призыв к соблюдению написанного в Откровении. Повторяем, это обязывает нас изучить Откровение, стремиться к пониманию его и к исполнению почерпнутых из него духовных законов. Причем почерпнутое из Откровения слово Божие не должно восприниматься только одним умом, удовлетворяя его любознательность, но непременно и сердцем. Ангел заповедовал святому апостолу Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» ( Откр.22:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010