Вопрос: Как относится Церковь к таким понятиям, как порча? Подскажите, пожалуйста, какие предпринять действия согласно правилам Русской Православной Церкви, когда резко ухудшилось здоровье без видимых причин? Какие читать молитвы? Подскажите, пожалуйста, молитву священномученнику Киприану и мученице Иустине. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря : Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия, как «беснование», «одержимость» (от церк.-слав. одержу – крепко держу, стесняю, мучаю) «приражение» (от церк.-слав. приразитися – столкнуться с кем-либо). В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира. В конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное навеки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12). Одержимость постигает человека неслучайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7). Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию – занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям». Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы Св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3). Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий – высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.

http://pravoslavie.ru/6250.html

Искушение Искушение не происходит от Бога: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак.1:13 ). Диавол есть виновник искушения: Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ). Искушенье попускается для испытания а) нашей веры: Благословен Бог, возродивший нас к упованию живому, чрез веру соблюдаемых ко спасению. О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого, золота ( 1Петр.1:3,5–7 ); б) нашего повиновения и любви к Богу: Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей ( Втор.8:2 ; Втор.13:3 ); в) нашей нестяжательности: Сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом и все, что у него? Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня ( Иов.1:9–12 ). Бог не попускает, чтобы мы подвергались искушению выше наших сил: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). Верные должны а) бодрствовать против искушений: Братия! наблюдайте каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал.6:1 ). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою ( 1Петр.5:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Скажите пожалуйста, переживает ли Христос о своих чадах сейчас? Болит ли у Него душа от тех, кто страдает и гибнет? Или все эти страдания Он пережил во время Страстей? 4 Ответа Учитывая, что Иисус Христос — это Богочеловек, то Ему изначала известно о болезненном состоянии человечества. Именно Любовь ко Свему творению является тем камнем, на котором строится спасение людей. Христос переживает за всех нас, и ежедневно Литургия служится с Его участием, где Его Кровь и Тело усваиваются православными. Здравствуйте! Нет, ни Христос, ни ангелы, ни святые на небесах не скорбят ни о ком. Страдание, скорбь — противоположность блаженству. Почему же Христос и его святые не страдают? Потому что знают о том благе, которым обусловлена та или иная потеря или страдание. Мы знаем, что Господь всемогущ и если попускает случиться какому-то злу, то ради известной Ему благой цели. Ничто в мире не происходит без желания Бога, поскольку все происходящее находится в Его руках, в этом суть учения о Промысле . Если Он Сам это попускает и Он желает, чтобы происходило то, чему Он дозволяет происходить, то и скорбеть о Своем же замысле Он не может и не станет. По этой причине неверно делать изображения плачущего Христа, Девы Марии или ангелов. Они не соответствуют действительности. Как во время земной жизни, так и сейчас Господу Иисусу Христу была свойственна любовь к грешникам, основанная на сострадании. Вместе с тем, сейчас страдание делало бы невозможным Его блаженство в прославленном состоянии. Итак, Он нас любит и даже подает нам Свое Тело и Кровь, но душевно не переживает человеческого ощущения скорби или горя. Как Бог (то есть по Божескому естеству) Господь Иисус Христос неизменен, а значит и не переходит из одного (скажем, условно, «эмоционального») состояния в другое. В Царстве Небесном праведники блаженствуют. Однако из этого не следует, что они никак не реагируют на претерпевание скорбей своими ближними, не реагируют на несправедливость. Вот, например, как описывает такого рода реакцию душ, убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели, св. Иоанн Богослов: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ).

http://azbyka.ru/vopros/stradaet-li-hris...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно  Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой  седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны . Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов . Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход , и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды . Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» ( Откр.10:6 ). Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на 40й день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!». Как еще называется Светлая седмица? Светлая седмица также известна как Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя, Святые дни. Что символизируют открытые Царские врата в течение Светлой седмицы? Открытые (отверстые) Царские врата говорят нам о том, что Воскресение Христово открыло доступ к Божией благодати. Ныне убрано средостение греха, Бог прошел путем новым и живым в обители Отца Небесного, откуда и льется через Царские врата на грешную землю божественный свет человеколюбия, мира, радости. Кроме того, отверстые Царские врата приглашают нас участвовать в Таинстве причащения Тела и Крови Господня. До какого дня открыты Царские врата – до субботы или до воскресенья? В течение всей седмицы Царские врата православных храмов раскрыты настежь — до Светлой субботы, когда после литургии происходит раздробление и раздача артоса . Царские врата по традиции закрываются первый раз перед чтением 9го часа вечером в Светлую субботу (то есть перед началом вечернего богослужения). Говорится ли что-то о Светлой седмице в канонах? 66 правило Шестого Вселенского собора постановляет: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя [то есть до Фоминой Недели], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Почему нельзя ограничиться одним днем празднования Пасхи?

http://azbyka.ru/svetlaya-sedmica

Разделы портала «Азбука веры» Эсхатофобия (от греч. σχατος (эсхатос) – конечный, последний, и φβος (фобос) — страх) — чрезмерный страх , связанный с ожиданием скорого наступления последних времён, устрашающих событий (включая приход антихриста ), описанных в Священном Писании , в частности, в библейской книге Апокалипсис . Страдающие эсхатофобией маниакально стремятся увидеть в происходящих в мире событиях признаки конца света и донести это до окружающих. Христианство , как религию личного покаяния, духовного мира и радости о Воскресшем Спасителе , они переиначивают как религию страха и тревожности. Вправе ли христианин бояться скорого наступления кончины времен? В продолжении всего новозаветного периода одним из наиболее актуальных вопросов для верующих был вопрос о кончине мира. В раннехристианские времена, а это были времена жесточайших гонений на Церковь , верующие с надеждой и упованием ожидали скорейшего Пришествия Искупителя. Их напряженное ожидание вполне соответствовало представленному в Апокалипсисе негодованию мучеников за Христа: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). В наше время при обсуждении вопроса о кончине мира главный акцент нередко переносится с темы Пришествия Христа на тему наступления апокалиптических бедствий и пришествия антипода Христа — антихриста . Заметим, что в сознании множества наших современников «Апокалипсис» — это и есть название будущих бедствий и катастроф. За последнее время общественность не раз возбуждалась «точными» предсказаниями вот-вот имеющего наступить конца света. Внешняя правдоподобность предсказаний усиливалась тем, что среди особенностей состояния современного общества проглядывались признаки, имеющие частичное соответствие с евангельскими признаками приближения последних времен. И это, конечно, пугает людей. Предвкушение радости от ожидания возможного скорого Пришествия Мессии , свойственное первым христианам, в сознании многих нынешних верующих нередко перекрывается страхом перед грядущими несчастьями и бедами (природными катаклизмами, локальными и глобальными войнами, приумножением жестокости, несправедливости, хищничества), возвещенными пророками и евангелистами, ужасом перед антихристом: «Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» ( Ис.24:17 ).

http://azbyka.ru/eshatofobiya

Разделы портала «Азбука веры» Наказание – 1) мера воздействия, используемая в отношении кого-либо за совершенный проступок (преступление) или несовершенное действие, которое надлежало совершить; 2) отмщение; 3) возмездие за совершенный грех , или его последствия, проявляющиеся в муках совести  и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования . Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Наказание Давида ( 2Цар.24:10-15, 17 ). По временным параметрам наказания разделяются на: Священное Писание о наказании Божием: Евр.12:4-11 ; Откр.3:19 ; Откр.22:11-12 ; Иов.5:17 . Если Бог есть любовь, то как Он может наказывать человека? «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа , так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём? Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: « Господь, кого любит, того наказывает » ( Евр.12:6 ). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности (возмещения за обиду) или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла , а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

http://azbyka.ru/nakazanie

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Паисию (Кузнецову), епископу Яранскому и Лузскому 6 декабря 2012 г. 15:30 6 декабря 2012 года за Божественной литургией в храме св. Александра Невского г. Егорьевска (Московская обл.) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Паисия (Кузнецова) во епископа Яранского и Лузского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и произнес напутственное слово . Преосвященный епископ Паисий! В сей знаменательный день, когда Святая Церковь чтит память святого благоверного Александра Невского, о тебе совершилась благая и угодная воля Господня (см. Рим. 12:2): тайнодействием Небесного Утешителя при видимом возложении рук архипастырей ты получил сокровище, которое «мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Отныне ты — блюститель стада Христова, преемник «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2) и продолжатель их подвига. Доверие, оказанное тебе, велико, однако ты должен осознавать, что епископство — не награда и не признание твоих прежних заслуг, но тяжкое бремя — бремя неослабных забот и неустанных трудов, которое возложено на тебя Владыкой Святым и Истинным (см. Откр. 6:10). Тщись же служить как смиренный раб Христов, исполняющий волю Божию от души (см. Еф. 6:6), ищи не личного блага, но блага вверенных тебе словесных овец и пользы церковной. Образцом ревности о деле Господнем да будет тебе апостол Павел, который, обращаясь к пресвитерам, так свидетельствовал свою самоотверженную веру: «Ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24). Служение, о котором говорит апостол языков и к которому ты призываешься ныне, состоит прежде всего в том, чтобы проповедовать Евангелие (см. Деян. 20:24). Будь готов к тому, чтобы претерпеть на сей тернистой стезе множество скорбей, ибо сегодня есть те, кто активно стремится заглушить голос Церкви, ослабить влияние на умы и сердца людей, утвердить в общественном сознании мысль о том, что ценности, лежащие в основе христианского учения, утратили свое значение в настоящее время. В этой позиции нет ничего нового, она повторяется на протяжении двух тысячелетий — всякий раз те, кто восстает на Христа, утверждают, что Церковь не соответствует высоте мысли, уровню образования или развитию общественных отношений. Чтобы противостоять этим замыслам, восстающим против познания Божия (см. 2 Кор. 10:4-5), тебе придется употребить немало усилий и проявить особую духовную стойкость.

http://patriarchia.ru/db/text/2635862.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Преднюку), епископу Лидскому и Сморгонскому 5 апреля 2015 г. 17:43 5 апреля 2015 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, за Литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Преднюка) во епископа Лидского и Сморгонского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Порфирия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Порфирий! Ныне, в праздник Входа Господня в Иерусалим, наитием Духа Утешителя через возложение на твою главу Евангелия и святительских рук ты соделался епископом Церкви Христовой. Прежде чем направишься во вверенную тебе Лидскую епархию, выслушай сии слова Предстоятеля, дабы уповать на Господа и держаться пути Его (Пс. 36:30). Благодать архипастырства ты принял не от человеков, но от Самого Владыки Святаго и Истиннаго (Откр. 6:10). По этой причине и оказывается архиерею такое почтение. По словам Игнатия Богоносца, всякого, кого посылает Домовладыка для управления Своим домом, должно принимать так же, как Самого пославшего. Поэтому… и на епископа должно смотреть как на Самого Господа (Послание к Ефесянам). Осознавая высоту архиерейского сана, памятуй о том, что вместе с омофором на твои плечи возлагается и великая ответственность за вверенное стадо, а вкупе с жезлом вручаются немалые труды и забота о пастве Христовой. В своем слове при наречении ты сам свидетельствовал, что призываемый к архиерейскому деланию должен отвергнуться от всех земных пристрастий и быть слугой Богу и Его Церкви. Проповедуй, что исповедал, исполняй, что обещал и принесешь добрый плод Творцу своему (Ис. 17:7). А чтобы подвиг твоего церковного служения был успешен, ему должна споспешествовать большая внутренняя работа. Господь призвал тебя на сие служение, чтобы ты благовествовал людям Его слово. Посему всегда стремись поучаться в нем, в Божием слове, ибо оно есть меч духовный (Еф. 6:17), и с его помощью ты сможешь противостать духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).

http://patriarchia.ru/db/text/4021227.ht...

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения 20.11.2023 19:20:12 МОСКВА Члены Священного Синода Русской Православной Церкви направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю дня рождения. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Великий Господин и Милостивый Отец! Примите искренние сыновние поздравления в связи с семьдесят седьмой годовщиной со дня Вашего рождения. Вся Ваша жизнь от юности и доныне — яркий образец нелицемерной преданности Господу и Спасителю мира Иисусу Христу, твердости веры, действующей любовью (Гал. 5:6), и готовности трудиться, не щадя живота своего, личным подвигом служения являя справедливость слов, неоднократно звучавших из Ваших Первосвятительских уст: «Подавший труды, подаст и силы». Вдохновляясь примером своего блаженнопочившего деда — священника Василия, в эпоху атеистических гонений явившего стойкость в испытаниях вкупе с твердостью духа, и благочестивым житием Ваших покойных родителей — протоиерея Михаила и Раисы, Вы стремитесь во всяком слове и деле являть себя усердным работником в Винограднике Господнем, дабы многовековая лоза Церкви Христовой приносила обильный плод Господеви во время благопотребное (Пс. 1:3). В этом делании Вы укрепляетесь молитвами святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона и прочих прославленных в веках угодников Христовых, продолжателем апостольского служения которых судил Вам быть Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10). Минувший год Вашей жизни попущением Божием и злокозненным коварством врага рода человеческого был омрачен многими драматическими событиями. Однако вопреки всем противоборствующим ветрам, воздвизаемым в сии непростые времена, когда сбываются слова Евангелия: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения» (Мк. 13:8), Господь хранит Вас Своею благодатью и споспешествует Вам в управлении кораблем церковным. В этих трагических обстоятельствах Вы, облекшись во всеоружие Божие, стоите против козней диавольских , (Еф. 6:11), имея попечение об иерархах, клириках и множестве пасомых, подражаете Первоверховному апостолу Павлу, свидетельствовавшему о себе: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:28-29).

http://radonezh.ru/2023/11/20/pozdravlen...

Разделы портала «Азбука веры» Вседержитель (греч. — Παντοκρτωρ) - 1) имя Единого Бога , Пресвятой Троицы , смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» ( 1Тим.6:15 ); 2) имя Господа Иисуса Христа ; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом , проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке. Вера в Бога как Вседержителя, основана на богооткровенном учении. Имя «Вседержитель» неоднократно упоминается в Священном Писании Ветхого и Нового Завета ( Иов.8:3 ; 2Кор.6:18 ; Откр.21:22 ). Кроме того оно отражено в первом члене Символа веры . Это именование тесно связано со свойством всемогущества . Оно указывает на то, что всё, что ни происходит в мире, происходит по воле Божьей: по Его благоволению или же попущению. Подчеркнем,мир существует в силу причастности Богу (Божественным энергиям). Как Вседержитель, Бог постоянно поддерживает бытие всего сущего ( Кол.1:17 ); контролирует все процессы, так что без Его воли ничего не происходит и исход любого человеческого замысла определяется Его решением ( Притч.19:21 ); Его желания исполняются всегда ( Ис.55:8-13 ); никто не может противостоять Ему ( Рим.9:19 ); в Его руках находится жизнь каждого человека ( Иак.4:15 ; 1Цар.2:6 ); Он управляет всеми государствами и в Его руках судьбы всех народов ( Сир.10:17-20 ; Дан.2:21 ). Вера в Бога Вседержителя, в Его благой Промысл , позволяет человеку быть внутренне спокойным и не унывать. Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло? Демоны , как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру , либо ко злу .

http://azbyka.ru/vsederzhitel

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010