Во II веке она будет продолжена, в частности, в «Пастыре» Ерма : «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он сам служит для них основанием, и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя». Имя Иисуса играет центральную роль в Апокалипсисе – книге, которой завершается Новый Завет. Книга открывается обращением от лица Сына Человеческого к Ангелам семи асийских церквей, причем три из церквей получают похвалу за верность имени Его. Так, Ангелу Ефесской церкви Сын Человеческий говорит: «Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал» ( Откр. 2:3 ); Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей» ( Откр. 2:13 ); Ангелу Филадельфийской церкви: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего» ( Откр. 3:8 ). Апокалипсис завершается грандиозной картиной «нового неба и новой земли» – эсхатологического Царства Агнца Божия. В центре всего – Агнец, у Которого есть таинственное имя, не известное никому, кроме Его Самого, но есть также и другие имена: «Слово Божие», «Царь царствующих», «Господь господствующих». Вокруг Агнца – рабы Его, у которых на челах написано имя Его: они воспевают имя Его. Атрибуты ветхозаветного культа присутствуют в этом описании, но в обновленном и преображенном виде: вместо ветхого Иерусалима – новый Иерусалим, сходящий с неба и наполненный славой Божией; вместо ветхозаветной скинии – новая скиния Бога со Своим народом; вместо ветхозаветного храма имени Божию – Сам Бог и Агнец; вместо ковчега завета – престол Бога и Агнца. Имена двенадцати колен Израилевых, написанные на воротах нового Иерусалима, символизируют ветхозаветный богоизбранный народ; имена двенадцати Апостолов Агнца – новозаветное искупленное Христом человечество, записанное в книге жизни у Агнца ( Откр. 21:1–4, 10–14, 22–23, 27; 22:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вторая чаша выливается уже на море. Символически – это, вероятно, люди, уже чуждые христианской веры. С пролитием этой чаши миром овладевает взаимная ненависть (кровь) и умрут остатки религиозности и чувства любви (смерть всего одушевленного). Также будут отравлены жестокостью и ненавистью господствующие в мире доктрины и моральные основы, заменяющие религию. Это характеризуется как превращение в кровь «рек и источников вод» при выливании в них чаши третьего ангела ( Откр.16:4 ). Мала будет тогда цена человеческой жизни, и кровь обильно будет изливаться на землю. На это указывают слова Откровения: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» ( Откр.16:6 ). «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» ( Откр.16:8–9 ). Четвертая чаша выливается на солнце. Если понимать это символически, то это бедствие коснется людских представлений о Боге и совести. Последнюю непросто искоренить во всех людях, созданных по образу и подобию Божию. Совесть есть голос Божий в душах людей, это то солнце духовное, которым поддерживается душевный мир человечества. И что может быть страшнее мучений совести у душ, преступивших предвечный закон Бога. Вспомним хотя бы об участи палачей, чаще всего кончающих умопомешательством. Эти нравственные мучения могут быть изнурительными, как зной от солнца. Этим объясняется то бедственное состояние массы людей последнего человечества, которое наступит при пролитии четвертой чаши. Буквальное же толкование заставляет предполагать время, когда солнце будет в периоде сильного выделения протуберанцев, безоблачного неба и отсюда великого зноя. С пролитием пятой чаши душевные страдания человечества еще больше усилятся. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» ( Откр.16:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Здесь блуднице дается еще и другое наименование – «Вавилон». Как известно из Священного Писания (см. Быт.11:2–9 ), имя «Вавилон» символизирует нечестие. Это идея построения мира на человеческих, рационалистических началах, без призывания Бога 29 . Вместе с тем, Вавилон для евреев был символом их пленения, отрыва от родины и храма Иерусалимского. Вавилон Нового Завета – также символ отсутствия истинного богопознания и богопочитания. Для христиан это лишь формальное исполнение обрядов при сердцах, отданных страстям, пристрастиям и миру. Блудница сидит на звере багряном – духовной основой ее является уже не Христос, а сатана и антихрист. Здесь следует понимать под термином зверя-антихриста антихристианское начало, а не единичную личность антихриста – последнего правителя земли 30 . Это подтверждается и последующими словами Откровения: «Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» ( Откр.17:7–8 ). Здесь зверь-антихрист есть антихристианское начало, то усиливающееся, то ослабевающее, то возникающее вновь в течение истории новозаветного человечества. Каковы же особенности этих псевдохристианских организаций, сродных по духу зверю-антихристу? Как говорится в Откровении, они отличаются богатством, величием и пышностью: порфира – знак царский, багряница – символ священных одеяний. Их материальное богатство характеризуется «золотом, драгоценными камнями и жемчугом» ( Откр.17:4 ). Золотая чаша с мерзостями символизирует лжеучения – извращения Христова учения, которыми питали своих членов эти псевдохристианские организации. Сюда относятся и вышеупомянутые «глубины сатанинские» ( Откр.2:24 ), которыми питались некоторые отпрыски Фиатирской-Католической церкви. Как говорит Откровение, «жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр.17:6 ). История рассказывает нам о крестоносцах, опустошивших православный Константинополь в 1204 году и убивавших и сжигавших иноков афонских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Иоанн удостаивается также видеть вручение книги Агнцу. Так осуществляется первый этап откровения, о чем мы говорили в самом начале, когда обсуждали «цепочку откровения» ( Откр.1:1 ): Бог → Иисус Христос → Его Ангел → Иоанн → христиане. Здесь, в главе 5, пройдено первое звено «Бог → Иисус Христос», ибо Агнец – не кто иной, как Иисус Христос. Агнец стоит «посреди престола и четырех животных и посреди старцев». Несмотря на некоторую неясность этого высказывания, понимать его, скорее всего, следует так, что Агнец находится на престоле, рядом с самим Богом (вспомним Откр.3:21 : «побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцом Моим на престоле Его»). Смысл этого образа ясен: Христос царствует, властвует вместе с Богом, и Ему подобает такое же поклонение, как и Богу. На это указывают и те атрибуты, которыми снабжен Агнец. «Семь рогов» означают полноту власти. В Ветхом Завете рог или рога – символ мощи и власти: «У Бога… мощь – как рога дикого быка» 25 ( Числ.23:22 ; ср. Втор.33:17 ), а также царственности ( Дан.7:7,20 ; Дан.8:3 ). «Семь очей» – отголосок из пророка Захарии: «семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» ( Зах.4:10 ). У Иоанна божественные свойства переносятся на Агнца-Христа. Поскольку «семь очей» – образ всеведения и всеприсутствия Божьего, они отождествляются с семью духами Божьими, которые посланы во всю землю. Это, как мы уже отмечали, – либо символ Духа Святого, которого Иисус послал на землю, либо символ того, что вся полнота (число 7!) служебных духов находится в распоряжении Христа. Примечательная особенность Агнца в том, что Он «как бы заклан». Он был «заклан» ( Откр.5:9 ), то есть распят, и носит раны от распятия, но жив. Воскресший и вознесшийся Христос своим крестом победил смерть ( Откр.5:5 : «лев от колена Иудина… победил»). Победа Агнца основана на историческом факте Его крестной смерти, которая была необходимой предпосылкой Его прославления, интронизации и воцарения. Агнец не сидит, но стоит на престоле. Это имеет определенное значение: таким образом выражена готовность Агнца исполнить свою дальнейшую миссию. Он принимает книгу из десницы Сидящего. Тот, кто ее откроет и снимет ее печати, тот имеет власть над конечными событиями мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ислам отличался нетерпимостью и огнем и мечом стремился искоренить другие верования. Христианство на Востоке (Палестина, Средняя Азия, Египет) было очень сильно ослаблено, а местами почти уничтожено. В дальнейшем мавры грозили христианству в Испании, турки в Юго-Восточной Европе. Как можно думать, все это согласуется с действием второй трубы. Гора была низвержена в море, то есть на области, занимаемые языческими народами. Она пылала огнем: огнем ревности – обратить в свою веру, огнем нетерпимости. Кровь лилась рекою при бесчисленных войнах между мусульманами и христианами. На территории, занимаемой мусульманами, христианство затухало или совсем угасло, то есть умирала третья часть одушевленных тварей, и суда – христианские общины – гибли. Как было уже выяснено выше, отношение Господа к церквам Фиатирской-Католической и Сардийской-Протестантской сильно разнится. Первую Он хвалит и за дела и любовь, и служение, и веру, и терпение ( Откр.2:19 ). Вторую Он почитает мертвой, а чад ее близкими к смерти (см. Откр.3:1–2 ). Хотя в Сардисе и есть «несколько человек, которые не осквернили одежд своих» ( Откр.3:4 ), но очевидно, что реформация все же явилась значительным упадком Церкви и нарушением основ истинного христианства. Ее появление, можно думать, так характеризуется Откровением: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» ( Откр.8:10–11 ). Как известно, во главе реформации стояли Лютер и другие пастыри – служители Церкви (неба), отличавшиеся большой ревностью. Поэтому в Откровении Лютер характеризуется как упавшая с неба большая звезда, горящая подобно светильнику. Реформация не только отторгла многих католиков (третья часть рек), но и затронула основы христианского вероучения, что обозначается в Откровении как порча источников вод. Они стали горькими, и многие из людей умерли от вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия “печать Бога живого” (Откр 7:2) тав — “знак Иезекииля” (Иез 9:4), то есть “личный знак Бога” и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Откр 14:1), славу Яхве (Иез 43:2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:23–24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (см. Откр 19:12). Имя Ему Слово Божие ( Ð lÒgoj toà Qeoà, Verbum Dei) (Откр 19:13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? — только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:8–11). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через крест. Здесь крест — не только форма, но и образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: “Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы” 29 . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест — образ славы Божией и образ имени Яхве, явленный в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: “Радуйся Живоносный Кресте…” 30 или “Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень” 31 , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он — печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями в области подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди “О Страстях Господних”, возможно одним из первых среди сохранившихся до нас авторов, прямо говорит о “живом кресте”: “иногда не верят живому кресту и Слову распятому на нём но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог этот человек, Который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах” 32 .

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Откр.15:5 . И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Откр.15:6 .  И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить и земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости к краеугольному камню – Христу и светлости добродетелей одеты в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они «опоясаны по персям золотым поясам» в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия в служении. Откр.15:7 . И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. Семь Ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля ( Иез. 5:13 ), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых. Откр.15:8 . И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его. Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который, наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо говорит: и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илию или чрез происходящие страдания от войн. – Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: «Нет целого места в плоти нашей от гнева Его» ( Пс. 37:4 ), чтобы, омывши слезами покаяния наши оскверненные грехами ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

По мнению старца Силуана со Старого Афона, «древо жизни» в Новом Иерусалиме есть Сам Христос. Обратим внимание здесь на то, что «древо жизни» приносит свои плоды двенадцать раз в год, то есть раз в месяц. Вспомним, что «древо жизни» есть тот дар, который был дан в награду «побеждающим» первой Иерусалимской (Ефесской) Христовой церкви и символизирует Таинство Евхаристии (см. Откр.2:7 ). Следует обратить внимание и на слова, что «листья дерева – для исцеления народов». Отсюда можно сделать вывод, что в Новый Иерусалим будут приняты и христиане, еще нуждающиеся в духовном просвещении и, таким образом, еще с сердцами, не вполне совершенными. Можно думать, что основным критерием пригодности для включения в число жителей Нового Иерусалима будут служить наличие милосердия в человеческом сердце (см. о Страшном Суде – Мф.25:32–46 ) и вместе с тем нищета духа и кротость (см. заповеди блаженства – Мф.5:3–5 ). Смиримся же сердцем, будем кроткими и милостивыми к ближним, чтобы иметь надежду некогда припасть устами к «светлой, как кристалл, чистой воде жизни» и «вкушать от древа жизни». Листья же последнего исцелят и сердца наши от остатков его несовершенства, чтобы сподобиться нам «узреть и лицо Господа» ( Откр.22:4 ), чего достойны, как мы знаем из заповедей блаженства, лишь «чистые сердцем» ( Мф.5:8 ). Тогда мы достигнем и святости, без которой, по словам апостола Павла, «никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). 27. Заключение Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. ( Втор. 30:19 ) В заключительной главе Откровения Ангел говорит святому апостолу Иоанну: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей» ( Откр.22:9 ). Итак, как и в начале Откровения, мы слышим призыв к соблюдению написанного в Откровении. Повторяем, это обязывает нас изучить Откровение, стремиться к пониманию его и к исполнению почерпнутых из него духовных законов. Причем почерпнутое из Откровения слово Божие не должно восприниматься только одним умом, удовлетворяя его любознательность, но непременно и сердцем. Ангел заповедовал святому апостолу Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» ( Откр.22:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: " Впрочем, - продолжает Господь, - у тебя в Сардисе есть несколько [f] человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны " (Откр.3:4). Эти немногие, сохранившие верность Господу, наводят меня на мысль о том " останке " верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской [g]. Эта церковь немногочисленна: " Ты немного имеешь силы, - говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: " Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего " (Откр.3:8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийской богоборных иудеев (Откр.3:9) и сохранить ее " от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле " (Откр.3:10). " Милосердный Господь да покроет останок верующих в Него " , - молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу. 2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игнатия, теснейшим образом связанная с его духовным устроением и очень часто повторяемая им в письмах, - мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он характеризует нынешнее монашество (а вместе - и современное христианское общество): " подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменяют все " , т.е., значит, и подвиги, и духовное руководство. Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следующее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем роде: " Что сделали мы? " - говорили они. Один из них великий авва Исхирион отвечал: " мы исполнили заповеди Божии " . Спросили его: " что сделают те, которые будут после нас? " " Они, - сказал авва, - примут (будут исполнять) делание вполовину против нас " . Еще спросили его: " А что сделают те, которые будут после них? " Авва Исхирион отвечал: " Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Кафедральный собор города Иераполя (VI b.)  На фотографии — кафедральный собор города Иераполя (VI в.), разрушенный турками тысячу лет назад. Хорошо видна граница алтаря, и очень хорошо сохранилось древнее Горнее место. Оно представляет из себя полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, — священники. Откуда пошел обычай устраивать Горнее место? Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» ( Откр. 4, 1 ) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь. Там он узрел Сидящего на престоле Господа Христа, в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах, – вот он, прообраз Горнего места. Пред престолом Господа — горящие семь светильников, прообраз нашего семисвечника, горящего у престола. Далее комментировать не будем, просто приведем то описание небесного алтаря и небесного богослужения, которое оставил в бессмертной книге Апостол Иоанн: Посреди и вокруг престола — четыре животных, подобных льву, тельцу, человеку и летящему орлу. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на Престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них… говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6 — 13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010