Они ожидают воскресения всех мёртвых и возрождения всех вещей в новом вечном творении ( Откр.21:4 ). Только тогда наступит «мир без конца». (а) Уничтожение мира (annihilatio mundi) В течение ста лет, примерно с 1600 до 1700 года, лютеранское богословие учило, что концом пути вселенной будет не её преображение, но её уничтожение. Вслед за Страшным судом наступит конец света. Кроме ангелов и людей, всё, принадлежащее этому миру, будет уничтожено огнём и превращено в ничто. «Дóлжно ожидать не преображения мира, но полного прекращения его субстанции» 107 . Подобные взгляды распространены и среди современных евангеликов «аннигиляционистов». После Страшного суда верующие отправятся на небо, а неверующие будут уничтожены вместе с землёй. То, что раньше называли адом, теперь получило наименование «абсолютного небытия» 108 . Богословским основанием подобной точки зрения служит то, что ангелы и верующие будут столь полно поглощены visio beatifica – блаженством созерцания Бога «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), что утратят потребность в созерцании Бога через сотворённый мир. Ангелам не нужен будет сотворённый мир неба, людям – сотворённый мир земных вещей. Итак, небо, земля и смертное тело будут разрушены подобно строительным лесам в тот момент, когда конечная цель Бога – спасение душ – будет достигнута. Представление об эсхатологическом уничтожении мира (annihilatio mundi) не имеет в виду мир в его нынешней форме. Оно относится к субстанции самого творения и указывает на обращение от творения из ничего (creatio ex nihilo) к сведению в ничто (reductio af nihilum). В то время как начало творения было движением из небытия в бытие, его конец представляет собой обратное движения из бытия в небытие. сторонники подобных представлений об уничтожении мира для подтверждения своей точки зрения приводят следующие места из Библии: 2Пет.3:10–12 : «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают…». Откр.20:11 : « И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля и не нашлось им места». Откр.21:1 : «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чувство радости не оставляет верного раба Божия среди скорбей и бедствий еще и от сознания спасительного их значения, как средства, очищающего душу и приготовляющего ее к вечному спасению ( Откр.21:27 ). Потому Слово Божие называет страдание «горнилом» ( Ис.48:10 ), или иначе горном, в котором душа человека освобождается от всякой житейской грязи, накипи и становится – «золото, огнем очищенное» ( Откр.3:18 ): «кого Я люблю, – говорит Господь, – тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ; Евр.12:6 ). Поэтому некоторые благочестивые мужи и просили Господа в молитвах своих: «Господи, накажи меня здесь (на земле)!..» Знает еще верный раб Божий, что Господь никогда не пошлет ему испытаний «сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и что «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). 3) Третье сокровище заключается в свободе души, иначе сказать, в таком ее благодатном состоянии, когда она освобождается от рабства греху ( Рим.6:18–22 ) и из власти или рабства диавола ( Деян.26:18 ), освобождается из уз диавольских ( 2Тим.2:26 ). Эту свободу истинную подает только Один Сын Божий – Спаситель мира: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ); подаст же Он духовную свободу только исполнителям Евангельского закона: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» ( Рим.8:2 ) На высшей ступени этой благодатной свободы христианин становится носителем Евангелия, иначе сказать – «живым Евангелием», так как оно сродняется с его сердцем, становится его природой, и он как бы приобретает сердце Господа Иисуса, – как написано: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). В таком светозарном равноангельском состоянии свободы духа праведник уже не нуждается в указаниях, или напоминаниях закона, так как само освященное сердце по своему влечению свободно исполняет все заповеди и заветы Божии ( Евр.10:16 ). В этом смысле и сказано, что «закон положен не для праведника» ( 1Тим.1:9 ): сердце праведника становится сокровищем доброго и он «из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» ( Лк.6:45 ). В таком состоянии духа и апостол Павел писал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Несколько замечаний к приведенному тексту: Ирония заключается в том, что самое развернутое обращение адресовано Фиатирской церкви, о которой меньше всего известно, а самое короткое — в знаменитый город Смирну. Ничего плохого не сказано о церквах Смирны и Филадельфии, а о церквах Сардиса и Лаодикии — наоборот, ничего хорошего. О различных дарах, которые обещаются побеждающему, сказано на языке церковных Таинств. Так, белые одежды (3, 5), венец (2, 10; 3, 11), новое имя (2, 17) напоминают о Крещении, а манна (2, 17), плоды древа жизни (2, 7), Вечеря (3, 20) — о Евхаристии . Наиболее специфичные и интересные подробности связаны с географическими, политическими и даже коммерческими особенностями того города, в котором находится та или иная церковь. Можно привести наиболее яркие примеры. Так, в адрес Ефесской церкви говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7). Здесь можно услышать отзвук того факта, что великий храм Артемиды — одно из семи чудес света в Древнем мире – был построен над примитивнейшей деревянной гробницей, а его притвор был своего рода приютом. Конечно, здесь обязательно нужно помнить и гораздо более значимые библейские аллюзии: древо жизни в Быт. 2, 9; 3, 22, а также и Древо Креста. Выражение «Венец жизни» в обращении к Смирнской церкви (Откр. 2, 10) может быть соотнесено с цепью красивых строений, окружающих и венчающих гору Пагус (Pagus). О Пергаме говорится как о городе, где есть «престол сатаны» и «где живет сатана» (Откр. 2, 13). Это может быть объяснено тем, что город имел статус важного центра имперского культа в Малой Азии. Храмы в честь римских богов стали появляться там еще с начала II века до Р. Х., а храм в честь Августа возник в 29-м году до Р. Х. (На самом деле имперские храмы имелись во всех упоминаемых городах, кроме Фиатир.) Возникает и другое объяснение: под «престолом сатаны» подразумевается жертвенник Зевсу, воздвигнутый на холме высотой около 250 метров над городом, а сейчас в превосходном состоянии хранящийся в Берлинском музее . Сатаной, возможно, именуется змея, изображенная в качестве эмблемы процветавшего там эскулапова культа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Здесь, говорят адвентисты, апостол различает по времени воскресения три класса. Прежде всех воскрес Христос, как начаток воскресения; затем следуют те, о которых можно сказать, что они Христовы. Они воскреснут тотчас, как явится Христос, на что указывают слова: «в пришествии Его». Третий класс обнимает всех прочих людей. Эти последние живые люди, по слову Откровения ( Откр.20:5 ), не оживут до окончания тысячелетнего царства. По окончании этого царства, восстанут и они, – это будет второе воскресение, – но восстанут только для суда (праведные судимы не будут). По осуждении, они будут уничтожены вместе с душами. Это и есть «смерть вторая» Откровения ( Откр.20:12–13; 21 ). Тысячелетнее царство закончится всеобщим воскресением и устроением жизни на земле. Тогда придет Христос на землю в третий (?) и последний раз, с целью завладения землею. Как произойдет это, научают слова пророка Захарии: «и станут ноги в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку, и раздвоится гора Елеонская» ( Зах.14:4–10 ); после того долина будет очищена и приготовлена; на это-то приготовленное место сойдет с неба святой город Иерусалим, который будет служить центром обновленном земли ( Зах.14:4–10 ; ср. Откр.21:2–3 ). У ап. Иоанна есть и план этого города. Это четыреугольник, улица и ширина, которого равняется 12000 стадий, т. е. 1500 английских миль. Когда Иисус Христос, в сопровождении толпы спасенных, с неба спустится на землю в свой город, тогда воскреснут и все нечестивые. В откровении (20:5) сказано, что прочие из умерших не ожили, доколе не окончатся тысяча лет. Это то время, когда весь мир узрит славу и величие Сына человеческого, грядущего со всеми святыми ( Иуд.14:14 ). «О них, говорят адвентисты, пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить Суд над всеми и обличить всех между ними во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр.2:10 ). Полнота свидетельства об истине – в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» ( Ин.18:37 ). «Меня прославляет Отец Мой, – говорил Спаситель иудеям, – ... и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». ( Ин.8:54–55 ) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» ( Откр.3:14 ). По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ), ср. Деян.3:15 ; 1Пет.5:1 ; и др. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» – писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе ( Ин.19:35 ). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова ( Деян.1:21–22 ). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» ( Деян.26:16 ). Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана ( Деян.22:20 ). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» ( Откр.12:11 ) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из совокупности предсказаний Св. Писания следует заключить, что наступлению последнего и страшного дня конца мира будет предшествовать все усиливающееся нравственное разложение, в результате которого духовная жизнь человечества придет в глубокое расстройство. Интересы плоти возобладают над интересами духа. Христом перестанут интересоваться и перестанут думать о Нем. Его жизнь и Его учение отойдут для многих в область воспоминаний. Повторится предпотопное состояние человечества, о котором мы читаем в Библии : «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были злы во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека... ибо земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» ( Быт. 6:5–17 ). Подобное состояние человечества будет и перед вторым пришествием Христовым. ж) Распространятся колдовство, служение нечистой силе и другие языческие мерзости . Само мировоззрение людей будет отравлено дьявольской ложью: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). Книга Откровения предсказывает чрезвычайное проникновение дьявольской силы в жизнь людей. Эта потусторонняя сила, подобно дыму, наполнит и отравит самую атмосферу, которой дышат люди, как пишет ап. Иоанн: «Когда был отворен кладезь бездны, из нее вышел дым, как из большой печи, и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю... Царем над собой она имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Апполион (губитель)» ( Откр. 9:2–3, 11 ). И хотя Господь и будет призывать людей к покаянию разными бедствиями, но грешники «не раскаются в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам ... и не раскаются они в убийствах своих, ни в чародействах, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» ( Откр. 9:20–21 ; Откр. 16:13, 18:23 ). з) Возрастут взаимная вражда и ненависть, усилятся гонения на верующих . Имя христиан сделается ненавистным для людей, отвергших всякую религиозную культуру, всякую память о Боге, всякое к Нему обращение и всю свою надежду возложивших только на самих себя, на свой ум, на свои знания, на свое умение. Число христиан очень сократится, и врагами для верующего человека иногда окажутся его собственные родственники, как Господь предсказывает: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» так, что даже «брат брата предаст на смерть, и отец – детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их... Но и волос с головы вашей не пропадет, – утешает в заключение Спаситель. – Претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24:9–10 ; Мр. 13:12–13 ; Лк. 21:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

среди добрых духов. Но в новозаветном тексте для такого толкования данных. Напротив, по связи с речениями о вечных муках нечестивцев, и все указанные места надо толковать в смысле вечности личных мук каждого грешника. – Наконец, в 3-х, с точки зрения гносеологической, в отношении к понятиям вечности и бесконечности, – к данной в откровении и доказуемой наукою мысли, что кроме нашего теперешнего временно пространственного бытия есть инобытие сверх = или вне = временно-пространственное, безвременное и беспространственное. Откровенно-церковное учение все вообще и в частности о мироспасении касается главным образом именно этого временно-пространственного бытия, получившего свое начало во времени (в начале сотворил Бог небо и землю и все в них Словом Своим, – в шесть дней) и пространстве (небо и земля, небесная твердь с светилами, суша, море и пр.), в коем семя жены должно стереть главу змия-дьявола и Слово плотью стало, чтобы спасти мир и человека, в своем теле вознести человечество на небо к престолу Всевышнего и даровать жизнь вечную. Но Церковь и Библия знают и другие миры (третье небо 2Кор.12:2 . в отличие от теперешнего первого неба и первой земли Откр.21:1 , – ср. Еф.4:10 : Он есть возшедший превыше всех небес, чтобы наполнить все, ср. Евр.4:14 , – 7:26, у древних иудеев и христиан было распространено мнение о семи небесах) и иные условия или формы бытия в них: чистая духовность (духи бесплотные, в теле или вне тела 2Кор.12:3–4 ), духовная телесность (тело духовное в отличие от душевного, плотяного 1Кор.15:44 , – вне тела или в теле 2Кор.12:3–4 ), вне =или сверх =временность («времени уже не будет» Откр.10:6 , – «один день как тысяча лет и тысяча лет как один день 2Пет.3:8 ) и вне =или сверх =пространственность (восхищение Ап. Павла в рай 2Кор.12:4 , – видение Христом всех царств мира – тогдашних, бывших и будущих – в мгновение времени Лк.4:5 , – вознесение Христа на небо и Его пребывание в Его Теле-Церкви на земле Мф.28:20 и везде Еф.1:2 др.), – даже иные формы познания (лицом к лицу, непосредственно, как познаюсь или сам познаю себя – знание непосредственное, в самопознании или чрез самопознание, без посредства теперешних чувственно-плотяных и временно-пространственных форм познания 1Кор.13:8–12 , – невыразимые теперешнею человеческою речью слова и понятия 2Кор.12:4 , – недоступность теперешним формам умопредставления: «еще не открыто, что будем, – знаем, что когда откроется, подобны Ему будем, потому что увидим Его как Он есть» 1Ин.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010