Частично сохранилась роспись 1849 г. во 2-м притворе: на вост. стене над входом - Бог Саваоф с ангелами (по сторонам от входа архангелы Гавриил и Михаил), рядом на столбе - «Сон Иакова». На стенах 2 ряда - образы святых (из 6 в верхнем поясе читаются имена только святых Евфимия и Саввы), в нижнем представлены образы св. жен (сохр. подпись к образу св. Недели). На сев. стене в нижнем поясе 4 сцены: «Сотворение мира», «Поселение в раю», «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Этот ряд в зап. части завершается композициями «Жертвоприношение Авеля» и «Страшный Суд». На юж. стене в верхнем регистре образы Авраама и Исаака и «Жертвоприношение Авраамово». Во 2-м поясе зап. стены, слева от ктиторской надписи, «Вознесение прор. Илии», правее сцена из Апокалипсиса (семиглавый зверь с блудницей - Откр 17). В верхнем сев. поясе в 3 сценах представлены Пресв. Богородица и кающийся грешник. Живопись выполнена в линейной почти графической манере. Н. Мавродинов называет ее автором Леонтия Руса ( Мавродинов. 1957. С. 91-93), к-рый также выполнил 3 медные гравюры, хранившиеся в Троянском мон-ре ( Томов. 1962. С. 21-23; Пандурски. 1968. С. 45-46), и в 1848 г. фрески в Подгумерском мон-ре ( Пандурски. 1975. С. 32). Лит.: Кънчов В. Курилският манастир св. Иван Рилски//Периодическо списание на Българско книжовно дружество. София, 1901. Год. 13. Бр. 62. С. 796-798; Грабар А. Мат-лы по средневек. искусству в Болгарии//Годишник на Народния Музей за 1920 г. София, 1921. С. 126-127; Мавродинов Н. Църкви и манастири в София и Софийско//Сердика. София, 1939. Кн. 1. С. 29-30; он же. Изкуството на Българското възраждане. София, 1957; Михайлов С. Екскурзии из българските старини. София, 1959; Томов Е. Възрожденски щампи и литографии. София, 1962; Василиев А. Български възрожденски майстори. София, 1965; он же. Тома Вишанов Молера. София, 1969; Божков А. Два ценни паметника на бълг. монументална живопис//Изкуство. София, 1965. Т. 15. 9. С. 3-12; Пандурски В. Троянският манастир. София, 1968; он же. Куриловският манастир. София, 1975; Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири: Курилски манастир св. Иван Рилски// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 258-263.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

2Ин.1:1 .  Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2Ин.1:2 .  ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 2Ин.1:3 .  Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Собственное свое имя – Иоанн – Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе ( Откр.1:9, 22:8 ); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, о πρεσβτερος, – несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцам в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филимону, написанном под конец его жизни, называл себя «старцем» ( Флм 1:9 ), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле – именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною – в значении высоты христианского призвания людей в Церковь Христову (ср. 1Пет.2:7–10 ; Рим.8:33 и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, – по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» ( Гал.3:28 ). Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины ( 1Ин 3:18 ), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вечно пребывающей в христианах истины» (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины ( Ин 14:16–17 ). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, – благодать ( καρις) – совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Рим 3:24 ; Еф 2:4–10 ); милость ( λες) – сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лк 10:30–37 ); мир ( ειρνη) – успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. 1Пет 1:2 ). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим ( το υιο το Πατρς), – «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф 3:15 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем с архипастырским словом к верующим обратился митрополит Ювеналий: «Ваше Преосвященство, дорогой отец настоятель, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры, дорогая Юлия Сергеевна! Я полон духовных переживаний в связи с посещением этого храма. Я поздравляю вас с его великим освящением, причастников и причастниц — с принятием Святых Христовых Таин и с праздником святого пророка Божия Илии. Не случайно, возлюбленные, в Священном Писании говорится: " Праведники во веки живут " (Прем. 5:15). Три тысячелетия прошло с тех пор, как жил пророк Илия, но сейчас он предстоит перед нами, как живой. Библия рассказывает нам о его жизни, служении, подвигах, о его взятии на небо. Церковное Предание говорит, что перед Вторым пришествием Господа на землю пророк Илия снова явится во плоти, будет проповедовать Христа Спасителя и примет мученическую кончину (см. Мал. 4:5-6; Откр. 11). Из жития пророка Илии мы больше всего вспоминаем, как он, желая обратить избранный народ к истинному Богу, молился, чтобы Господь вразумил людей и дал им знамение. По его слову в течении трех с половиной лет на земле не было дождя (см. 3 Цар. 17:1). И когда люди осознали свою греховность и обратились к Богу, он снова помолился, и пошел дождь (см. 3 Цар. 18:45). Каждый год, когда мы празднуем день пророка Илии, в память о его чуде, мы ждем, что и у нас на земле будет дождь. И сегодня мы видим тучи на небе и, как знамение милосердия Божия, ожидаем дождя. Память святых нас многому назидает и готовит нас к Царствию Божию. От прошлого века мы получили печальное наследие — множество порушенных и уничтоженных храмов, множество священнослужителей и мирян, которые не отреклись от веры и пострадали за имя Христово. Эти времена прошли, и сегодня, в условиях свободы, мы хотим не только возвращения веры в сердца людей, но и возрождения порушенных храмов. Я вспоминаю, как в далеком 1977 году я вступил в управление Московской епархией. В Московской области тогда было только 132 действующих храма, и, оглядываясь на прожитое, могу с благодарением Господу сказать, что на территории Подмосковья сегодня около двух тысяч храмов. Но больше всего меня беспокоит то, что более 200 храмов еще находятся в руинах. Несколько лет тому назад по благословению Святейшего Патриарха я создал Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. Сопредседателем фонда стал губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев. И с тех пор Господь благословил нас каждый год после восстановления храмов их освящать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5675134...

Использование А. в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в Гал 1. 8-9 и 1 Кор 16. 22. Впервые термин «А.» был официально применен в канонах Эльвирского Собора (после 300), а каноническая формула «если кто-либо... да будет А.» утвердилась в церковных канонах начиная с Гангрского Собора (ок. 340 - Гангр. 1-20). В дальнейшем термин употреблялся в Лаод. 29, 34, 35; II Всел. 1; Карф. 11, 81 (92), 109 (123), 110-116 (124-130); III Всел. 7; Трул. 1; VII Всел. 1; Конст. (879). 3 и др. В Византии изредка использовался и термин «катафема» (κατθεμα - нечто преданное проклятию). «Катафема» в значении «проклятие» присутствует в Откр 22. 3, а также в «Учении 12 апостолов» ( Дидахе ). В НЗ встречаются глаголы ναθεματζω (клясться; ср.: Мк 14. 71; Деян 23. 12 и 14) и καταθεματζω (ср.: Мф 26. 74). В сер. IX в. К-польский Патриарх Мефодий I провозгласил А. и «катафему» ученикам прп. Феодора Студита Навкратию и Афанасию, не пожелавшим осудить сочинения своего учителя, направленные против Патриархов Тарасия (784-806) и Никифора I (806-815) (I. Doens, Ch. Hannick; J. Darrouzès; К. А. Максимович). Сократ Схоластик в «Церковной истории» дает свое понимание термина: А., букв. «возложение», означает, по его мнению, как бы «воздвижение» особой стелы, на к-рой вырезаны проклятия еретикам для всеобщего обозрения и назидания (Hist. Eccl. VII 34. 15-17). Сущность А. В 1-м Послании Коринфянам (5. 1-5) ап. Павел предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего. Но сам апостол говорит, что предается на мучение только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась (1 Тим 1. 20; см. толкование этого места у свт. Иоанна Златоуста (На 1 Тим. 5 - PG. 62. Col. 528). Однако под влиянием названных апостольских посланий убеждение, что А. представляет собой предание сатане, стало распространенным. Автор трактата «О том, что не следует предавать анафеме ни живых ни мертвых» (PG. 48. Col. 945-952), составленного в форме поучения и дошедшего под именем свт. Иоанна Златоуста (хотя, видимо, не принадлежащего ему), разделяет этот взгляд (Col. 949), поэтому и считает А. недопустимой, поскольку лишение надежды на спасение противоречит основному закону христианства - закону любви к ближнему, независимо от чистоты его веры (в связи с этим приводится притча о милосердном самарянине из Лк 10. 30-37). Допустимым он признает лишь анафематствование догматических заблуждений (Col. 952). Именно так поступил ап. Павел, произнося «да будет А.» не против конкретных лиц, а против неправедных деяний (1 Кор 16. 22 и Гал 1. 8) (PG. 48. Col. 948). Что же касается людей, то суд над ними вершит Высший Судия - те же, кто осуждает других на вечную погибель, присваивают себе Его полномочия и будут жестоко наказаны как узурпаторы высшей власти (Col. 949). Данный взгляд на А. нашел свою поддержку у визант. канониста Феодора Вальсамона (XII в.) ( Ρλλης , Ποτλς. III 97; ср.: PG. 137, 1237A).

http://pravenc.ru/text/115026.html

Рассмотрев внешний вид ангела («и видел я...»), Иоанн видит теперь, что в руке у него была книжка раскрытая. Андрей Кесарийский говорит, что « книжка , как небольшая и очень мелко написанная, содержит, возможно, имена и даже нечестивых, бесчинствующих на земле и море». Определить содержание книжки трудно, но нельзя его и считать полностью неизвестным. Таинственная книга с семью печатями раскрыта (5,1), и вот теперь в этой книжке содержится еще то, что осталось нераскрытым после снятия семи печатей. Указание Иоанну после того, как он съел эту книжку, снова пророчествовать (ст. 11) и говорит о том, что дальнейшие главы являют собой содержание этой книжки. Была большая запечатанная книга (5,1), а теперь уже только маленькая книжка. Это подобно тому, как календарь в начале года толстый, но вот идет время, отрываются листочки, и к концу года – уже тоненький календарик. Скоро конец. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Ангел является, как громадный колосс, поставляющий одну ногу на море, другую на сушу. Он все покоряет наступающему суду Божию. Ничто и никто не укроется от огня Божественного суда. Иносказательно море означает все племена и народы из язычников (17,15), а земля – израильский народ. И всех покоряет ангел. Откр.10:3 . И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев. Это подобно, как у пророка Осии сказано: «Как лев Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби» ( Ос.11:10 ). Этот возглас ангела послужит как бы сигналом к Суду и к дальнейшему раскрытию пророческих явлений. «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, кто не будет пророчествовать?. ( Ам.3:8 ) И когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. Как бы семикратным эхом отозвался возглас этого ангела во вселенной. Эти семь громов можно представить и как совокупность громов, которыми как бы отозвались на возглас ангела все семь небес, существующие по еврейскому верованию. Это и семь известных из 28-го псалма Божественных гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

11. Участники Собрания выражают глубокую благодарность священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые оказывают духовную и материальную поддержку мирным жителям, пострадавшим в зоне военных действий, в том числе беженцам, прибывшим на территорию Московской области. Следует продолжать сбор средств, медикаментов и вещей для пострадавших. 12. Пастырское слово, звучащее с амвона, да укрепляет слушающих не только в постижении Священного Писания и стремлении обрести в вечности Царство Небесное, но и в любви к земному Отечеству. 13. Осознавая необходимость сохранения народа, участники собрания изъявляют намерение и впредь, выполняя наставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прилагать пастырские усилия для укрепления семей и сохранения жизни нерожденных детей. 14. Собрание обращает внимание на те возможности, которые предоставляет участие духовенства в межрелигиозном диалоге, а также во взаимодействии с мигрантским сообществом, для поиска решения острых проблем, возникающих в контексте современной миграционной повестки в Подмосковном регионе. 15. Собрание призывает к вовлечению молодежи в приходскую деятельность, в обучение на Библейско-богословских и Миссионерско-катехизаторских курсах. Следует уделять особое внимание повышению заинтересованности молодых людей в получении духовного образования и в осознанном вступлении на путь священнослужения. 16. Участники Собрания дают положительную оценку расширению соработничества Церкви и школы в рамках реализации существующих проектов и выражают поддержку поиску новых форм участия духовенства в православном воспитании и просвещении подрастающего поколения. 17. Возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, участники Собрания духовенства Московской митрополии, архипастыри, пастыри и диаконы, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), возносят хвалу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, в Троице Единосущной и Нераздельной, о ниспосланных великих благодеяниях, на нас бывших .   В наступившем лете благости Божией присутствующие испрашивают благословения для Церкви Русской и верных чад ее, для возлюбленного Отечества нашего у Всемилостивого Господа, Ему же слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость во веки веков! Аминь (ср. Откр.7:12).

http://patriarchia.ru/db/text/6104580.ht...

§ 6. А чтобы никто не думал, будто только волей случая и в силу каких-то неожиданных обстоятельств были созданы книги Священного Писания , противоположное этому ясно открывается из свидетельств того же Писания. I. Поскольку было изреченное Богом повеление Пророкам и Апостолам, чтобы они писали. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ( Исх.17:14 ). И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем ( Исх. 34,27 ). Итак, напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых ( Втор.31:19 ). И написал Моисей песнь сию (ст. 22). Внимай, небо, я буду говорить и т.д. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки ( Ис.30:8 ). И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать ( Авв.2:2 ). Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии ( Откр.1:10–11 ). Сходным образом – в той же главе ст. 19, а также 14, 13; 19, 9 и 21, 5. II. Поскольку сами Апостолы свидетельствуют: все, что написано, написано не по замыслу человеческому. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор.10:11 ). Сходным образом: Рим.15: 4 . Сходным образом: 2Тим.3:16 и 2Пет.1:20 . III. Поскольку тех, кто сомневается относительно истинности Христианского учения, отсылают к свидетельствам Писания. Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света ( Ис.8:20 ). И сам Христос Господь говорит к неверующим Иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). § 7. Цель Богословия двояка: наше Спасение и слава Божия, как это выражено в определении. В свою очередь, наше Спасение можно рассматривать двояко: в настоящей жизни, поскольку, разумеется, мы оправдываемся через веру во Христа, освобождаемся от грехов и уготовляемся благодатью Божией к благим делам; затем в жизни вечной, каковое спасение – нескончаемое и огражденное от опасностей. Что целью Богословия является каждое из них, учит Иоанн Евангелист (20:31): Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

В лит-ре эллинистическо-рим. эпохи (напр., в «Письме Аристея» - Epistula pseudo-Aristeae. 46-50//OTP. 1985. Vol. 2. P. 16), в позднейшей евр. традиции, в НЗ (Мф 19. 28; Лк 22. 30; Деян 26. 7; Иак 1. 1; Откр 21. 12) народ Израиля мыслится как единение 12 К. И., несмотря на то что в реальности большая часть К. И. к этому времени уже прекратила свое существование. Следует отметить, что мотив разделения народа (или страны) на 12 племен (или областей) встречается в Библии не только по отношению к народу Израиля: 12 сыновей Измаила становятся родоначальниками 12 племен измаильтян (Быт 17. 20, 25. 13-16); 12 сыновей Нахора становятся прародителями арамеев (Быт 22. 20-24). Соломон делит Израиль на 12 округов и ставит над ними 12 «приставников» (3 Цар 4. 7-19). В Нав 15 города Иудеи распределены по 12 спискам (в МТ - 11, т. к. один из списков случайно пропущен); каждому списку соответствует один из 12 районов Иудеи. Уже со времен Филона Александрийского ( Philo. De spec. leg. 1. 87) и Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. III 186) 12 камней на нагруднике первосвященника (а тем самым и 12 К. И.) сопоставлялись с 12 месяцами и 12 знаками зодиака. Это соотнесение получает широкое распространение в позднейшей еврейской мистике. В библеистике XIX-XX вв. высказывалось мнение, что соотнесение К. И. со знаками зодиака не является домыслом позднейших интерпретаторов, оно реально существовало уже в глубокой древности и, в частности, повлияло на образность Быт 49 ( Zimmern. 1892; Jeremias. 1906. S. 395-400). Эта гипотеза не получила поддержки в совр. библейской науке. Ф. Кросс и Д. Фридман ( Cross, Freedman. 1975. P. 81-82, not. 26) указывают, в частности, на анахронистичность такого предположения, поскольку развитая концепция зодиака с его 12 знаками появляется на Ближ. Востоке не ранее персид. периода. Списки К. И. в Библии Праотец Иосиф. Икона. XXI в. Худож. М. Коваль (частное собрание) Праотец Иосиф. Икона. XXI в. Худож. М. Коваль (частное собрание) В ветхозаветных исторических повествованиях часто фигурируют 13 К.

http://pravenc.ru/text/1841734.html

В молитвах к Богу Триединому, благоговейно созерцая непостижимую тайну Его смотрения, от века предреченную, Церковь воспевает 360 Его вечное Божество, все наполняющее, и особенно благодатное снисхождение к человечеству в различных явлениях и знамениях, сообразно человеческой немощи, как-то: в видении тверди небесной, в облаке, в пламене огненном, во тьме, мраке, буре, гласе и проч. и особенно в образе и подобии человеческом 361 ; – славословить Господа, вступившего прежде воплощения Своего в завете с человеками и давшего им закон Свой, внушая, что Бог есть ревнитель, творящий тысящами милость любящим Его и хранящим заповеди Его, что Он есть един, и для нашего блага надобно Его единого бояться, Ему единому служить, к Нему единому прилепиться, именем Его единого кляться. К явлению Господа во плоти главным образом относились пророческие предсказания. Безначальный начался, Слово воплотилось, Бог соделался человеком, соделался – не применением естеств, но соединением во ипостаси. Воплощенный стал сугуб естеством, но не ипостасью, явился совершен в Божестве и человечестве. Стал Един от двух противных, в двух совершенных естествах, нераздельно познаваемый, хотением и действием по обоим существам 362 . Родившись бессеменно, Он плотью показался без истления. В Своем воплощении Он показал нашу нищету и богатство Своего милосердия: ибо Он соделался человеком, дабы человека соединить с Богом; явился на спасение и обновление мира, призывая всех к покаянию. Пришел на землю, – да свой паки обновить образ, истлевший страстьми, и заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, с небесными совокупит силами и спасет мир 363 . Пришел на землю спасти мир, – как Царь нового Сиона, – и паки приидет во славе судить живых и мертвых. Молитвы Пресв. Богородице и Святым Православная Церковь руководствует верующих – прославлять и призывать, вкупе с Господом, Пресвятую Богородицу и Святых, и тем научает нас – творить угодное Богу и воздавать должное благотворным для нас совершенствам их. Честь, воздаваемая Святым, относится к Самому Богу. Ибо подвигами веры и любви Христианской Святые приблизились к Богу и соделались другами и участниками Его благодати, присносущного Его света и славы. Господь говорит своим избранным ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ), и молился о них Богу Отцу: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им ( Ин.17:22–24 ). праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В настоящее время если в церкви и не читается Апокалипсис, то его влияние особенно на образование литургии, вне всякого сомнения: литургические славословия слишком близки по содержанию со славословиями Апокалипсиса; особенно замечательно, что в начальных словах евхаристической молитвы «благодарим Господа», «достойно и праведно есть», в славословии небесных сил, в приношении Агнца как бы повторяется то самое, что находится в органической связи и в Апокалипсисе ( Откр.4:8, 11, 5:6, 9, 12, 11:17 ). Итак, члены церкви обязаны читать и понимать Апокалипсис: но если его и должно читать, то можно ли понимать, можно ли достигнуть правильного толкования, не будет ли наше толкование лишь повторением старинных фантазий вроде известных приложений имени антихриста к папе, Лютеру, Наполеону и пр.? Ясное дело, что мы не станем делать подобных приложений к современным нам обстоятельствам, не станем число зверя прилагать, напр., к имени Биконсфильда и находить сходство Лондона с Вавилоном – любодеицей, сидящей на водах многих, городом богатым, торговым, царствующим над всеми царями земными, а Бисмарка сравнивать с лжепророком, выходящим из земли и своими чудесами заставляющим всех живущих на земле поклоняться образу зверя из моря. Современные, но не нам, а писателю Апокалипсиса обстоятельства должны открывать таинственный смысл его книги: для истинного понимания Апокалипсиса нужно именно стать на историческую почву, – открыть то, среди каких обстоятельств он написан. Происхождение Апокалипсиса в отношении к главным моментам истории апостольской церкви Иерусалимская церковь , среди которой действовали «очевидцы и служители Слова» ( Лк.1:2 ), – палестинские апостолы, и от которой христианство распространялось по разным странам мира, первоначально занимала первенствующее положение среди новооснованных церквей. Обстоятельства созвания апостольского собора в Иерусалиме доказывают, как для новооснованных церквей важна была в решении общецерковных вопросов санкция иерусалимской церкви ( Деян.15:1–31 ; Гал.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010