Время началось в какой-то момент и, соответственно, в какой-то момент оно прекратится. Ибо, как нас учит богопросвещенный Иоанн Дамаскин , после общего Воскресения и Всемирного Суда время уже не будет исчисляться днями и ночами, тогда будет, «скорее, один невечерний день». 1271 " Время тогда не будет существовать, но творение останется», – разумеется, в ином виде. «Тварный мир может существовать в «не-времени». Творение получило начало, но не прекратит своего существования!». Душа и ангельские существа, как полагает святитель Григорий Назианзин , имеют начало, но не имеют конца. 1272 Следовательно, как пишет Г. Флоровский , «можно уподобить творение некоему геометрически упорядоченному пучку лучей или полупрямых 1273 , которые от своего источника или, по крайней мере, отправной точки продолжаются в бесконечность». Мир был создан из ничего всемогущим словом Бога да будет ( Быт.1:3 ). Он получил в какой-то момент начало. Но «слово Божье исходит, но не преходит». Богодухновенный Апостол уверил нас, что слово Господне пребывает вовек поэтому и жизнь, в которую оно нас рождает, вечна ( 1Пет.1:25 ). Более того, Бог создал все для бытия ( Прем.1:14 ). «Он сотворил все не «на время», но «навсегда». Своим творческим словом Бог ввел творение в бытие навсегда». И «не может быть отменено творческое решение» всемогущего Бога. Следовательно, «мир имеет обусловленное начало, но не имеет конца. Существует благодать в непреложной воле Божией». 1274 Все это нам явила Премудрость Божья через богодухновенных пророков. Псалмопевец писал: «дела руку Твоéю суть небеса. Тá погибнут, [...] и вся, яко риза обетшáют, и яко одежду свиéши я, и изменятся» ( Пс.101:26–27 ; Евр.1,10–12 ). Как имел Он силу сотворить видимый и невидимый мир из ничего, так и новым творческим повелением Он все обновит и даст всему новый вид. Та же истина была провозглашена и пророком Исаией ( Ис.34:4; 51:6 ), который добавил, что это произойдет, чтобы сотворить новое небо и новую землю ( Ис.65:17 ). В Новом Завете Сам Господь сказал нам, что небо и земля прейдут ( Мф.24:35; 5:18 ), тогда как Он всегда будет со Своими во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). После уничтожения настоящего мира, которому будут предшествовать великие потрясения, произойдет «возрождение», обновление мира ( Мф.19:28 ). Подобное же проповедовал и богоученый Павел, когда сказал, что творение освободится от рабства тлению ( Рим.8:20–23 ). Святой Первоверховный Апостол Петр писал, что небеса с шумом прейдут, но после этого изменения мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:7, 10, 13 ). Также «Патмосский орел» (Иоанн Богослов) возвещает нам, что преображение мира произойдет через новое небо и новую землю . Он же свидетельствует, что Сидящий на престоле сказал ему: «Се, творю все новое» ( Откр.21:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Все это нам явила Премудрость Божия через богодухновенных пророков. Псалмопевец писал: «дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, […] и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс. 101, 26–27, Евр. 1, 10–12). Как имел Он силу сотворить видимый и невидимый мир из ничего, так и новым творческим повелением Он все обновит и даст всему новый вид. Та же истина была провозглашена и пророком Исаией (Ис. 34, 4; 51, 6), который добавил, что это произойдет, чтобы сотворить новое небо и новую землю (Ис. 65, 17). В Новом Завете Сам Господь сказал нам, что небо и земля прейдут (Мф. 24, 35; 5, 18), тогда как Он всегда будет со Своими во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). После уничтожения настоящего мира, которому будут предшествовать великие потрясения, произойдет «возрождение», обновление мира (Мф. 19, 28). Подобное же проповедовал и богоученый Павел, когда сказал, что творение освободится от рабства тлению (Рим. 8, 20–23). Святой Первоверховный Апостол Петр писал, что небеса с шумом прейдут, но после этого изменения мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 7, 10, 13). Также «Патмосский орел» (Иоанн Богослов) возвещает нам, что преображение мира произойдет через новое небо и новую землю. Он же свидетельствует, что Сидящий на престоле сказал ему: «Се, творю все новое» (Откр. 21, 1–5). Эту уверенность, которая издревле сохранилась живой у верных Церкви Христовой, нам истолковали и развили богоносные отцы, которым помогала «свыше мудрость», просвещавшая их разум и руководившая их преподобными душами. Так, святитель Кирилл Иерусалимский оглашает нас: «Грядет Господь наш Иисус Христос с небес; Он грядет ко времени скончания этого мира […]; придет конец этому миру, и этот тварный мир снова обновится». И продолжает: «Поскольку растление, и воровство, и прелюбодеяние, и всякий вид греха из лился на землю, и кровь с кровью смешалась в мире, — чтобы не пребывало это чудесное жилище полным беззаконий, прейдет мир сей, чтобы явился новый, лучший». Божественный Кирилл в этом своем учении опирается на слова Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 24, 29), пророка Исаии (Ис. 34, 4) и Давида (Пс. 101, 26–27) [ 1275 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Мессианское пророчество 65 главы (ст. 17–20) открывает тайны прославленного царства Мессии. Прославленная церковь , достигшая вечной славы путем многочисленных страданий, будет существовать при совершенно других условиях сравнительно с прошедшими временами. Всесильный Господь сотворит новое небо и новую землю; все члены царства вечно будут радоваться и веселиться; ни плача, ни вопля не услышится более в Иерусалиме. Не будет там страданий, прежде времени сводящих людей в могилу; не будет там и дряхлых старцев, с трудом совершающих жизненный путь. Не будет малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих, ибо столетний будет умирать юношею. Напрасно некоторые ученые (напр. Albert Barnes) стараются доказать, что первое выражение данного пророчества Я творю новое небо и новую землю” и дальнейшие слова 65 главы представляют лишь поэтически-фигуральное изображение будущего благоденствия Израиля. Безусловно аналогичные новозаветные откровения, в буквально тожественных выражениях изображающие новый порядок вещей прославленного царства, убедительно доказывают буквально-исторический характер данного пророчества. Небеса с шумом мимо идут, пишет ап. Петр, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят. Нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем, в нихже правда живет“ ( 2Петр. 3:10 и 13); и видех небо ново и землю нову, читаем в Апокалипсисе Иоанна: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящ от Бога с небесс... и отъимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша“ ( Откр. 21:1–4 ). Единство предмета этих откровений так очевидно, что не требует доказательств. Впрочем, сам пророк Исаия определенно говорит о создании нового неба и земли, когда прибавляет во втором предложении: и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их“. Св. отцы единогласно признавали Ис. 65:11–20 пророчеством о прославленном царстве Мессии 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Все мы, братие, научены с детства молиться Богу, и молимся Ему. Но как часто, братие, молимся мы недостойным образом, как часто забываем о значении молитвы, между тем как она имеет особенно важное значение в нашей религиозно нравственной жизни. На основании слова Божия и учения св. Отцов и подвижников мы и побеседуем с вами, братие, о том, что такое молитва, какое она имеет значение и какую пользу приносит молящемуся, как, когда и где нужно молиться Богу. Учение св. Отцов и подвижников о молитве имеет для нас важное значение потому, что они сами были великими молитвенниками, на себе испытали всю силу и значение молитвы и в своих творениях оставили нам подробное учение о ней 2 . Итак, братие, что значит молиться Богу? Что есть молитва? Св. Отцы называют молитву обыкновенно обращением к Богу, беседою с Ним. И действительно, братие, когда мы молимся, то обыкновенно возносимся умом своим и сердцем к Богу и свое обращение к Нему иногда сопровождаем словами и какими-либо внешними знаками, напр., крестным знамением, поклонами и пр. Таким образом молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу и другими внешними знаками. Вознося ум свой и сердце к Богу, мы должны прославлять Его за Его божественные совершенства; во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния, и в-третьих, просить Его о своих нуждах. Бог есть существо высочайшее, всесовершенное. Ангелы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, непрестанно славословят Его и взывают друг к другу. Свят Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:3 ). Святый Иоанн Богослов видел в откровении двадцать четыре старца, которые восклицали пред Сидящим на Престоле, достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена ( Откр.4:10–11 ). Посему, братие, и люди как созданные для славы Божией ( Ис. 43:7,21;46:13 ), немногим чем умаленные от ангелов должны славословить Господа, как призывает и царь Давид, когда восклицает: Принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его ( Пс.28:1–2 ); воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его ( Пс.65:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

§ 530. Истинно то, что и благочестивых страх суда Божия смущает, ибо никто не без греха. Потому со смирением молятся к Богу: Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих (Пс. 142:2). Однако вера святая, которою служат Царю своему Иисусу Христу и на Его богатую благодать взирают, умягчает страх этот и подает утешительное известие, что всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9:33). Потому святой Златоуст, рассуждая о дне оном, говорит: «Насколько день тот для право живущих желаемый, настолько для беззаконных страшный» (Беседа 90-я на евангелиста Матфея). Поэтому, чтобы нам, любезный христианин, не страшен был, но желаем день оный, должны о нем почаще рассуждать и усердным покаянием праведного Судию умилостивлять, а впредь от грехов, которые страх оного суда в совести соделывают, беречься. Глава 20. О торжестве и славе вечной избранных Божиих   И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. (Откр. 19:6-8)   § 531. По окончании праведного суда Христова пойдут избранные Божии с торжеством и восклицанием в жизнь вечную: войдут в радость Господа своего верные рабы (Мф. 25:21, 23), воспримут наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для них (1 Петр. 1:4); царствие приимут, и венец от руки Господни (Прем. 5:16). Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:16-17); вселятся во святом горнем Иерусалиме, имеющем славу Божию (Откр. 21:11). И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр. 22:5). Тогда рабы Господа будут есть и пить, возрадуются и возвеселятся в веселии сердца (Ис. 65:13-14). Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, – говорит Господь (Ис. 66:13-14). Радостью возрадуются они о Господе, говоря: Да возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (Ис. 61:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В Писании также ясно сказано, что в следующем великом событии искупления (которому еще надлежит произойти) Сын сойдет в этот мир во второй раз. Из двадцати семи книг Нового Завета в двадцати трех книгах (за исключением посланий к Галатам, Филимону, Второго и Третьего посланий Иоанна) ясно сказано о возвращении Христа. Особенно примечательны слова Иисуса о его возвращении со святыми ангелами во славе Отца ( Мф.16:27 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26 ); а также его речь на Елеонской горе за три дня до распятия ( Мф.24 ; Мк.13 ; Л к. 21); и его заявление первосвященнику во время суда ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). 142 В Библии ясно дается понять, что Мессия Иисус снова придет на эту землю. Как в случае с воплощением, так и с возвращением Сына в этот мир, стрелка указывает вниз. Наконец, в Писании также сказано, что в завершение истории этот мир станет местом пребывания самого Бога Отца, его небесной обителью. На это указывают заключительные слова в пророчестве Исаии ( Ис.65:17–66, 24 ), получившие отзвук на последних страницах Библии ( Откр.21–22 ). Сразу же после видения о последнем суде в Откр. 20, 11–15 Иоанн пишет следующее: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном ( Откр.21:1–7 ). Обратите внимание, что в этом отрывке довольно явно фигурирует ряд тем, которые я рассматривал в настоящей книге. Каждый верующий человек будет Божьим сыном (дитем), а Бог будет их Богом, пребывая с нами как со своим народом. Он даст нам живую воду даром. Кроме того, мы имеем ошеломляющее уверение о том, что старый порядок вещей изменится и Бог сотворит новые небеса и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Иоанн использует древние мифологические образы и представления, чтобы проследить глубинное измерение земной истории. За властью Рима стоит Дракон, сатана. Империя – только некая земная представительница диавола. Оба зверя, стоящие на службе сатаны, со своей стороны суть изначальные древние силы хаоса – Левиафан и Бегемот, которых Бог покорил в начале творения, но которые вновь появляются в конце времен как символы погибели. Левиафан обитает в бездне моря, а Бегемот на суше: «Бегемоту Ты дал одну часть из Земли, осушенной в третий день, да обитает в ней… Левиафану дал седьмую часть водяную» ( 3Езд.6:49–52 ; ср. Ис.27:1 ; Иов.40:10 ). На таком древнем библейском фоне война, которую ведет со святыми зверь из моря ( Откр.13:7 ; ср. Откр.12:17 ), приобретает эсхатологический, возвышающийся над земной историей характер, ибо в этой борьбе речь идет о разрешении спора между Богом и сатаной, между спасением и гибелью. Эта битва – восстание тех, некогда покоренных при творении сил, которые благодаря сатане получают последний, хотя и тщетный, шанс. Чтобы достичь максимального изобразительного эффекта, Иоанн использует не только черты из видения четырех зверей Книги пророка Даниила, но и всячески подчеркивает, что зверь из моря – антихрист, то есть пародия на Христа. Интронизация зверя (возведение его на престол) обнаруживает много параллелей к интронизации Агнца в Откр.5 . Агнец получает свою власть от Бога ( Откр.5:7,12 ), а зверю из моря дает свою силу и великую власть дракон ( Откр.13:2 ). Агнец ( Откр.5:9 ) искупил своею кровью людей «из всякого колена и языка, и народа и племени», даровав им тем самым спасение. Вот и о звере из моря говорится, что он получил «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ). Но власть эту он использует на погибель людям. Как всякое создание на небе и на земле поклоняется Агнцу ( Откр.5:13 ), так люди поклоняются и зверю ( Откр.13:4 ). Агнец называется «как бы закланным» ( Откр.5:6 ). И одна из голов зверя «была как бы смертельно ранена», но рана эта исцелела ( Откр.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Имеющий ключ Давидов – это самообозначение Христа тоже напоминает о пророке Исайе: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» ( Ис.22:22 ). У Исаии речь шла о Елиакиме, которому вручается полномочие и ключ к царскому дворцу. Но Иоанн интерпретирует это место мессиански. Речь у него идет о ключе не к дому, но к граду Давидову, то есть к Новому Иерусалиму, о котором говорится далее, в Откр.3:12 . Христос имеет власть принимать в небесный Иерусалим и исключать из него. Подобное сказано в Откр.1:18 в отношении воскресения мертвых, где Христос говорит, что Он имеет «ключи ада и смерти». Христос уже воспользовался своей «властью ключа». Об этом сказано в первом обетовании Филадельфийской церкви: «вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» ( Откр.3:8 ). Он уже открыл ей доступ в совершенство народа Божьего, хотя сама она имеет мало силы. В этом состоит награда за верность Христу, ибо, несмотря на враждебные нападки, церковь открыто исповедала имя Христово: «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего». Преследования, вынудившие церковь к исповедничеству, исходят от иудеев, которых было много в городе. Упрек в их адрес почти буквально повторяет то, что уже было сказано о них в Откр.2:9 . Христос отказывает иудеям в названии «синагога 19 Бога», ибо они, хотя и называют себя иудеями, таковыми не являются. Они служат сатане, и потому лжецы, и их собрание – «синагога сатаны». Однако забота Иоанна вовсе не об этих людях. Его интересуют христиане в Филадельфии, которым угрожает опасность со стороны этих «лжеиудеев». В своем втором обетовании ( Откр.3:9 ) Иоанн воспроизводит заверение ветхозаветного пророчества, согласно которому языческие народы в конце времен придут в Иерусалим, чтобы покориться народу Божьему, о чем писал пророк Исаия: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя. И падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя. И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис.60:14 ; ср. Ис.45:14 ; Ис.49:23 и так далее). Пророчество Исаии непосредственно относилось к древнему Израилю. Иудеи, разумеется, помнили слова Бога у пророка Исаии: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» ( Ис.43:4 ). Но Иоанн толкует пророчества Исаии как относящиеся к христианской церкви. Ведь христиане, как и иудеи, претендуют на свою непрерывную преемственность от ветхозаветного народа Божьего. Но Иоанн использует спасительное обетование Ветхого Завета о паломничестве народов в том смысле, что теперь в Иерусалим притекут не только язычники, но также иудеи придут к истинному народу Божьему и падут к стопам ног его. При этом, правда, он не говорит об обращении иудеев. Но, оглядываясь на все прошедшее, они поймут, что не они, но христиане – возлюбленные Бога и Христа (ср. Откр.1:5 ; Откр.20:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Верность и выдержка Филадельфийской церкви будет вознаграждена. В третьем обетовании ей возвещается, что она будет сохранена от искушений последнего времени ( Откр.3:10 ), которые придут «на всю вселенную». Речь идет о решающей битве между Богом и сатаной, о времени зверя (гл. 13), которое будет предшествовать времени окончательного спасения. Сохранение церкви в час (годину) бедствий и испытаний, скорее всего, подразумевает не то, что искушения ее совсем не коснутся, но что она получит силу выдержать их, как она уже и выдерживала их прежде ( Откр.3:8–10 ). Иначе в Откр.3:11 не было бы сказано, что церковь должна быть бдительной, чтобы, когда придет Христос, никто другой не получил вместо нее венца победителя: «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». То есть уже дарованное спасение даже для этой образцовой Церкви не есть что-то неотъемлемое. Ей тоже еще предстоит испытание верности и годности. Неотъемлемым спасение будет только в эсхатоне, в конце времен, как это подчеркивает обетование побеждающему ( Откр.3:12 ). Побеждающий займет выдающееся место в Церкви, достигшей совершенства и спасения. Это показывает образ «столпа в храме Божьем». Здесь говорится о небесном храме, который поддерживают колонны (столпы). Подобно тому как апостолы почитались «столпами» ( Гал.2:9 ) и несли на себе строение первоначальной церкви, «побеждающие» должны стать «столпами» в эсхатологическом строении небесной церкви спасенных. Здесь, правда, может возникнуть вопрос о небесном храме. Дело в том, что в Откр.21:22 в видении Небесного Иерусалима сказано: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец». Противоречия здесь нет, так как Иоанн и здесь и там использует представление о храме образно. В одном случае храм – это образ церкви, эсхатологического спасенного народа Божьего. В другом случае он говорит, что на небе не может быть храма наподобие земного, каменного. Далее побеждающему обещается, что он станет собственностью Бога. Ибо он носит Его имя (см. Откр.14:1 : «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах»). Как член совершенной церкви святых, побеждающий принадлежит также граду Божьему (носит имя града Божьего). Этот город есть то место, где Бог непосредственно живет среди спасенных. Побеждающий будет иметь вечное гражданство в Новом Иерусалиме, который в конце времен сойдет с неба (ср. Откр.21:2 ). Новым для него будет также дарование ему нового имени Христа (ср. Ис.62:2 ). В этом особая награда, так как сейчас это имя знает только Христос: «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» ( Откр.19:12 ). Наделение побеждающего именем, которого больше никто не знает, – образное обозначение власти. О связи имени и власти шла речь выше, в обетовании Пергамской церкви ( Откр.2:17 ). 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010