Сверх того, большая или меньшая жгучесть солнечных лучей зависит от большей или меньшей наклонности их к поверхности земли. Сверхъестественное, силой Божией произведенное изменение в величине наклонности солнечных лучей, должно будет произвести изображаемое Откровением действие необычной жгучести солнца, а следовательно, и многочисленности солнечных ударов. Наука того времени достигнет высочайшего развития, так что, говоря языком математиков, самая последняя функция будет проинтегрирована, доступ в тайники природы будет открыт уже не на половину, как теперь, а вполне; тем не менее окажется, что все человеческие открытия не в состоянии будут парализовать ни одной из тех язв, которым подвергнется грешное человечество, еще недавно кичившееся своими изумительными успехами в области естествоведения. А все-таки гордые и кичливые своим многознанием не смирятся, а будут изощряться языком в остротах на Всевышнего и хулить святое имя Его. Вот к чему приведет последнее слово науки без служения и поклонения Всевышенему. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих» ( Откр. 16:10–11 ). Чтобы получить понятие об этой язве, надобно припомнить, как было в Египте при фараоне, который также был одной из глав багряного зверя, предшествовавших сыну погибели. «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх. 10:21–23 ). Более подробные изображения этого бедствия желающий может найти в книге Премудрости Соломоновой в гл XVII. «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат; и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» ( Откр. 16:12 ). Этим начинается конец. То восстание на Господа и Христа Его, о котором так заботливо старался сатана, и которое так тщательно подготовил, наконец приходит к совершению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

священномученика Поликарпа и других св. мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовные силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений св. отцев мы можем указать следующие духовные средства, коими облегчались страдания св. мучеников. а)  Размышление о страданиях Христа Спасителя. Апостол Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 1–2). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе св. мучеников и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения бесстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каким сами подвергаются: то могли ли бы бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения, Христа Спасителя, за всех пострадавшего и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста? б)  Надежда на будущее воздаяние. Св. мученики взирали на свой великий подвиг и на все предлежащие страдания, как на что-то малое и незначащее, и были уверены, что их ожидало блаженство вечное, что после кратковременных земных страданий они перейдут в тот светлый мир, где уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной (Откр. 7, 16). Если мореплаватель благодушно переносит все трудности и опасности морского путешествия из-за надежды достигнуть отечества, где ожидает его родное семейство и многие сокровища, то несравненно с большим благодушием и терпением могли переносить все страдания те богоизбранные мужи и жены, для которых за пределами здешнего мира уже сиял тот чудный благоукрашенный град, где светильник его Агнец и где уже ночи не будет (Откр. 21, 23–25). в)  Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, как высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданий их и мук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Согласно предсказаниям Спасителя и св. апостолов, мир движется не к покаянию, а к утрате веры ( Лк. 18, 8 ), не к принятию истины, а ко все большему отступлению от нее ( 2Фес. 2, 2—12 ), чем и подготавливаются времена грядущего антихриста, влекущего к вечной погибели. От этой погибели верующие могут спастись не экуменизмом, а лишь посредством глубокого покаяния в своих нравственных грехах, отказа от лжеучений и возвращения к Богооткровенной истине, которую мы должны хранить и оберегать как зеницу ока, согласно увещанию Слова Божия: «Вспомни, что ты принял и слышал (Божественное Предание), и храни и покайся!» ( Откр. 3, 3 ). Сама по себе Божественная истина, правда, нас не спасет, если мы не претворим ее в дело. Приводя святоотеческую мысль: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнью?», св. Симеон Новый Богослов перефразирует ее: «Что пользы веровать право, а жить беззаконно?» 208 . Эта мысль основана на Слове Божьем, ибо Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного… Отойдите от Меня, делающие беззаконие!» ( Мф. 7, 21, 23 ). Духовное знание само по себе не спасает, если оно не связано с исполнением. Но из этой аксиомы нельзя делать вывод, будто неважно, как веруешь, а важно — как живешь. Важно то и другое. Просвещенному православному христианину понятно, что правильная богоугодная жизнь невозможна без правильной веры. Нельзя оспаривать значение догматических истин в деле спасения. Сам Спаситель говорит в Первосвященнической молитве к Богу Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ). О св. ап. Иоанне Богослове, называемом апостолом любви, сказано в его службе: «…яко полн сый любве, полн бысть и богословия» (Вечерня, 26 сентября, слава на «Господи воззвах»). В свете Божественного откровения видно, что не всякое «доброе» дело угодно Богу, ибо оно может вдохновляться греховными побуждениями. Лишь правильная Православная вера учит правильному миросозерцанию и, следовательно, правильному доброделанию. «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11, 6 ). В мире безверия и кривоверия правильная вера настолько существенна, что тот, кто сохранит ее в своей душе от противных богоборческих ветров современности, тот будет спасен ею при всех роковых испытаниях, грядущих на мир сей, и особенно на Страшном суде Христовом, согласно обещанию Самого Господа: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле!» ( Откр. 3, 10 ). Это же означают слова Христа Спасителя: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10, 32 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Уже в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете. Так, еще в Ветхом Завете мы читаем в Псалтири: «Во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). «Тогда откроется, как заря, свет Твой, – взывает пророк Исайя, – ...и слава Господня будет сопровождать Тебя» ( Ис.58:8 ). «Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень» ( Ис.58:10 ). «Солнцем Правды» называет пророк Малахия грядущего Мессию ( Мал.6:2 ). В Новом Завете Сам Христос говорит, что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ), а апостол Павел пишет о Боге, «Который обитает в неприступном свете» ( 1Тим.6:16 ). Но особенно яркие и определенные выражения встречаем мы в Евангелии от Иоанна и в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ); «Я свет пришел в мир» ( Ин.12:46 ); «Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 ); «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ); «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ) и т.д. В Апокалипсисе мы находим пророческие видения небесного града, как Царства Божественного Света: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» ( Откр.21:23 ). «И ночи не будет там, и не будет иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Откр.22:5 ). Выражениями о Божественном Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви (вспомним, хотя бы, именование Спасителя словами «Свете тихий» или «Свете истинный» и т.д.). В Символе веры исповедуется вера Церкви во вторую Ипостась, как в «Свет от Света». То же можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной Церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (мы увидим впоследствии, что это в известном смысле одно и то же).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Чудовищный разврат обуял Западную Церковь : Римские Папы практически открыто жили с любовницами, было и много других мерзостей. И все это закономерным образом закончилось отпадением Рима от Вселенской Христианской Церкви, потому что когда человек считает грех нормой, не пытается каяться и исправляться, Святой Дух от него отходит; когда человек считает грех нормой, покаяние становится невозможным – это произошло и с Римом. Римская Церковь – первая из павших. Это страшная трагедия, которая постигла нашу Вселенскую Церковь , поэтому православный христианин не должен относиться к Риму как к вечному врагу. Важно помнить, что эта Церковь изначально правильно славила Бога, а позже пала. На всех Вселенских Соборах она активно боролась против ересей. К примеру, она так активно отстаивала иконопочитание, что низложила арианство в Александрии. В одном только Риме были прославлены 135 апостолов и святых. Православная Церковь почитает 59 святых Римских Пап. Но в X веке Римская Церковь, исказив Символ веры , отступила от Бога. «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» ( Откр.2:21–23 ). Господь говорит, что накажет отступницу и тех, кто идет вслед за ней. И если они не покаются, то будут преданы вечной смерти. Далее Он говорит, что является Воздающим каждому по делам его. «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду» ( Откр.2:24–25 ). Господь в этих стихах обещает всем тем, кто не последует еретическому учению, избавление от иного бремени. Так что самой главной задачей Средних веков было сохранение Предания. Это задание именно для средневековой Церкви – сохранить то, что передано Господом, во всей полноте, при условии незнания глубин сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ка. и тхъ поим себ жерцы и реч гдь. 21. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ст. 21. Из обратившихся ко Господу язычников Господь будет избирать лиц, годных для служения во святилище, священников и левитов. Таким образом, священство не будет более приурочено к одному народу и колену, как в ветхом завете, а доступно для всякого языка и племени. кв. коже бо небо ново и земл нова, же азъ творю, пребываютъ предо мною, глетъ гдь, так станетъ см ваше и им ваше: 22. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Ст. 22. Как будут стоять пред Господом созидаемые Им новое небо и новая земля (ср. Ис.65:15 . Откр.21:1 ), так будет стоять потомство творимого Господом народа Божия. кг. и бдетъ мцъ мца, и сббта сббты, вска плоть поклонитис предо мною во реч гдь: 23. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь. Ст. 23 ср. Зах.14:6 ; Ин.4:21 . Подобно тому, как в ветхом, завете благочестивые евреи в известные сроки приходили в Иерусалим для поклонения Богу, так и в новом завете обратившиеся из всех народов ко Господу будут являться в известные сроки в месту истинного Богопочитания. Слав. сл. во ερουσαλμ не им. соотв. в евр.-м. т. кд. и изыдтъ и узртъ трпы человквъ престпившихъ мн: червь бо ихъ не скончаетс, и гнь ихъ не угаснетъ, и бдтъ въ позоръ всцй плоти. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ст. 24. Отступившие от Господа не будут иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ), и будут подобны человеческим трупам, будут испытывать вечные мучения и служить предметом презрения для всякой плоти. Бл. Иероним говорит, что последнее пророчество можно понимать или относительно иудеев, о которых сказано: сыны родихъ и возвысихъ, же вергошас мен ( Ис.1:2 ), или же о всех тех, которые, имея познание Бога в сердцах своих ( Рим.2:15 ), уклонились в суету, чтобы почитать тварь паче Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Библии слово «сердце» всегда означает внутреннюю сущность человека, определяющую его личность. В этом смысле оно встречается в Библии около 1000 раз. Священное Писание свидетельствует: Наше сердце никогда не спит. В Песни Песней Соломона читаем: «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (5,2). Человеческое сердце безмерно и постичь его глубину до конца доступно только Богу: «Ты испытываешь сердца и утробы, Праведный Боже» ( Пс.7:10 ); «Я есьмь испытывающий сердца» ( Откр.2:23 ); «Господь испытывает все сердца и знает все движения мысли» (Парал.28:9); «Бог…знает тайны сердца» ( Пс.43:22 ); «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ). Состояние сердца, как сакрального центра человека, определяет его жизнь, её вершины и падения: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» ( Притч.4:23 ); «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто…» ( Пс.23:3–4 ). Взойти на гору Господню — значит подняться душой до общения с Ним. «Сердце чисто созижди во мне Боже» — молил Господа царь Давид ( Пс.50:12 ). Тем, кто придавал первостепенное значение внешнему церемониальному омовению рук, блюд и чаш, Иисус сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). Главное – не внешняя, показная чистота. Забота о ней не должна затмевать главное – чистоту помыслов и желаний. Только чистое сердце способно, подобно чистому зеркалу, без искажений отобразить Бога. Грязное же, подобно зеркалу запятнанному, разбитому, неспособно к этому. В сердце не должно быть нечистоты. Ведь «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.7:21-22 ). Богословы говорят о нескольких видах сердечной чистоты: Откуда происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу Божию, а Бог Чист и Пресвят? В мире невидимом действует «дух нечистый», который склонил к нарушению заповеди Божией сердца первых людей. Пятно первородного греха передаётся всему потомству Адама и Евы как предрасположенность к греху.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

20. Ин. 21:20 . Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Ин. 19:26, 13:1 д. 21. Ин. 21:21 . Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Ин. 21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Ин. 14:3 ; Откр. 22:12, 1:7, 9 . Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Пётр считал такую смерть, какую претерпел и его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петрова, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя Своего (ср. 13:23–26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины Своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7 ); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать сие и нет пользы от сего. – Чтобы он пребывал: т. е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. 12:34). – Пока приду: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению ( 1Сол. 4:17 ; 1Кор. 15 и далее). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь. 23. Ин. 21:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010