1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Язык (речь) I. ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Из всех земных созданий способность говорить присуща только человеку (см. помимо речей Бога, также Быт. 3:1 ; 1Кор. 13:1 ; 2Кор. 12:4 ). С помощью Я. происходит общение людей, передается приобретенный и свой личный опыт. Т.о., Я. заключает в себе возможность оказывать влияние на людей. С помощью Я. человек может выразить свое отношение к происходящему и вступить в дискуссию и обмен мнениями (ср. Быт. 2:23 ). Посредством Я. (молитвы) люди могут говорить с Богом, равно как и Бог говорит с ними (ср. ⇒ Ответ, отвечать). Библия не содержит никакой особой философии Я. или учения о Я., она рассматривает Я. как дар, данный человеку при его сотворении ( Быт. 2:19–25 ). II. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕХА Первый же диалог, приведенный в Библии ( Быт. 3:1–7 ), свидетельствует о том, что Я. уже порабощен грехом. Речь змея совращает человека к злу, и Адам замыкается перед Богом как раз после разговора с Ним ( Быт. 3:10–13 ). Оказавшись во власти греха, Я. перестает быть средством общения. Эта особенность Я. ведет ко ⇒ лжи. Человеческая речь в принципе отличается от речи Бога. Слова человека могут быть ложью. Божьи слова всегда истинны ( Числ. 23:19 ). Ложь разрушает общность людей и создает вражду между ними (ср. Иак. 3:1–12 ). Наряду с этим над человеческой речью с определ. времени тяготеет еще и особое Божье проклятие. Когда люди, объединившись в противлении Господу, решили построить «башню высотою до небес» и «сделать себе имя», Бог «смешал язык всей земли», разрушив тем самым еще имевшееся благодаря общему Я. внешнее единство людей ( Быт. 11:1–9 ). Смешение Я. свело на нет возмущение людей и их выступления против Бога. Разделением Я. и созданными т.о. границами между народами Бог лишил Я. большей части тех возможностей, которыми он обладал (см. Ин. 8:43 ). Я. как пособник греха становится проклятием и вместо того, чтобы объединить человечество, образует разделяющую преграду между людьми ( Втор. 28:49 ; Пс. 80:6 ; Ис. 33:19 ; Иер. 5:15 ). Слово «Я.» становится равнозначным слову «народ» ( Откр. 7:9 ; Откр. 13:7 ; Откр. 17:15 ). В этом порабощении Я. грехом проявляется сущность греха как власти, разрушающей сначала общение человека с Богом, и, как следствие, общение людей между собой. III. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ БЛАГОДАТИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Соединение в Лице Сына Божьего двух природ (сущностей, естеств): Божеской и человеческой ( Ин.1:14 ). Сын Божий, не переставая быть Богом, восприняв в Свою Вечную Божественную Ипостась человеческое естество, стал Совершенным Человеком. В силу этого обстоятельства все люди, без исключения, были возведены в генетическое родство Богу (по человеческому естеству). Этим путём — путём полного, самоотверженного послушания Богу (вплоть до смерти и смерти Крестной ( Флп.2:8 )) — до Христа не смог пройти ни один человек. Богу же было угодно, чтобы диавол, победивший и пленивший человека через обман, был побежден самим Человеком. Спаситель осуществил этот Божественный замысел, как Представитель человечества. На протяжении всего Своего земного служения Господь Иисус Христос являл миру пример безупречного образцового поведения (мышления, произволения, делания и т. п.), научая людей, как нужно организовывать благочестивую, богоугодную жизнь. Сын Божий преподал апостолам полноту знаний, необходимых для стяжания спасения, вечного блаженства с Богом и Его святыми ( Ин.15:15 ). Это знания (или, что то же, учение) были подтверждены рядом исполнившихся пророчеств, а также чудесами, среди которых особенно выделяется главное — Воскресение ( 1Кор.15:13-17 ). Освобождение от клятвы ( Гал.3:10-13 ), тяготевшей над человеком со времени грехопадения Адама; примирение человека с Богом Клятву нельзя понимать в грубо юридическом значении (как оплату, хотя вопрос о цене нашего спасения не лишен оснований, ведь мы и действительно спасены ценой жизни Христа, ценой Его Драгоценной Крови ( 1Пет.1:18-19 )). Закон «согрешишь — смертью умрешь» был отменен Богом не спонтанно, но после осуществления ряда необходимых условий, подготовленных действием Его Вышнего Промысла. Эти условия открыли для человека возможность освобождения от греха, единения с Господом и наследования Царства Славы. Сокрушение державы диавола сказалось в том, что он утратил ту степень господства над человеком, какую имел до совершения Искупления ( Откр.20:2 ). После победы Христа над диаволом и образованием Апостольской Церкви человек имеет все благодатные средства для эффективной, результативной духовной борьбы с силами зла.

http://azbyka.ru/shemy/aspekty-spasenija...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Месть, мстить До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло – требовать отмщения. Существует неписаный закон М., которым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. ( Быт 4 и след.). I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:24.25 ). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, которое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», – предостерегает Библия ( Быт. 9:6 ). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, которое осуществлял мститель за кровь (⇒ Кровная месть ), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании ⇒ городов-убежищ , где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство ( Числ. 35:12 ; Втор. 19:1–13 ). II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор. 32:35 ; Рим. 12:19 ; Евр. 10:30 ), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» ( Иер. 51:6.56 ), ибо Он поражает Своих врагов ( Втор 32 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» ( Ис. 34:8 ) и придет «день отмщения» ( Ис. 61:2 ; Иер. 46:10 ; Лк. 21:22 ). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» ( Ис. 35:4 ) и годом искупления для принадлежащих Богу ( Ис. 63:4 ). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести ( 2Фес. 1:8 ). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс. 124:3 ). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение ( Пс. 78:10 ), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» ( Пс. 93:1.2 ). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» ( Иер. 11:20 ). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение ( Лк 9 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Слово на Рождество Христово «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк. 2:14 ). Когда пришло исполнение времен и свершилась «велия благочестия тайна» – Бог явился во плоти, – то, как повествует св. евангелист Лука, вместе с ангелом, возвестившим об этом дивном событии вифлеемским пастырям, «внезапно явилось... многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:13–14 ). Непрестанно славящие своего Творца и Господа ( Откр. 4:8 ) ангелы имели на этот раз особый, чрезвычайный повод умножить свои хваления, восполнив их новым песнопением, проникнутым светлой радостью и ликованием. В вифлеемских яслях возлежал Младенец, Которому надлежало совершить то, «во что желают приникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ), то есть великое дело воссоздания человеческой природы через искупление. И хотя самый способ, каким должно было осуществиться спасение человечества, не был вполне известен ангелам Божиим, хотя они еще не ведали, что Младенец Христос есть Агнец непорочный, закланный от сложения мира ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19 ), однако они понимали и чувствовали, что в мире начинает совершаться событие, в котором Слава Божия, Божественное «царство и великолепие» проявится во всей своей полноте. И действительно, сколь достоин был славы и хваления Тот, Кто «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6–8 ). ...Возвещая славу Божию, ликующие ангельские воинства говорили о мире, который отныне должен был воцариться на земле. Мир, возвещенный ангелами, был прежде всего «миром Божиим, который превыше всякого ума» ( Фил. 4:7 ). Это было примирение человека с правдой Божией. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ). А примирение с Богом открывало путь к примирению человека со своей совестью, которая, по выражению древних отцов и учителей Церкви, есть голос Божий в человеке. Человеку, как возлюбленному чаду Божию, открылась возможность пользоваться преизобильными дарами благодати Святого Духа – в таинствах и священнодействиях Церкви – под условием нравственного самоочищения чрез покаяние и достойной жизни по заветам Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Ангелы Ангелы а) сотворены Богом: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Им создано все: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ); б) составляют воинство небесное: явившийся Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: Я вождь воинства Господня ( Нав.5:14 ). Михей сказал: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ); в) суть служебные духи Божии: Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих ( Пс.90:11 ). Благословите Господа все воинства Его, служители Его ( Пс.102:21 ). Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? ( Евр.1:14 ); г) повинуются воле Божией: Благословите Господа [все] ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его ( Пс.102:20 ); д) исполняют суды Божии: Послал Господь язву на Израильтян… И простер ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его, но Господь пожалел о бедствии и сказал ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою ( 2Цар.24:15–16 ). Послал Господь ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского ( 2Пар.32:21 ). Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал славы Богу ( Деян.12:21 ). Услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю ( Откр.16:7 ); е) возвещают волю Божию: Ангелы сказали Лоту: мы истребим сие место [Содом], потому что велик вопль на жителей его ко Господу, и Господь послал нас истребить его. Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города ( Быт.19:13–15 ). Я [Гавриил] пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена ( Дан.10:14 ). Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Встань… и иди в землю Израилеву ( Мф.2:13–20 ). Ангел Господень отворил двери темницы и, выведши апостолов, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни ( Деян.5:19–20 ). Ангел сказал Корнилию: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ревность Христос – образец ревности: Ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс.68:9 ). Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:12–13 ). Увещание к ревности: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите ( Рим.12:11 ). Будь ревностен ( Откр.3:19 ). Мы должны иметь ревность а) в искании спасения: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут ( Лк.13:24 ); б) в делах благочестия: Упражняй себя в благочестии… О сем заботься, в сем пребывай ( 1Тим.4:7,15 ); в) делая добро: Хорошо ревновать в добром всегда ( Гал.4:18 ). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Напоминай быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ); г) для борьбы за веру: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ). Подвизайтесь добрым подвигом веры ( 1Тим.6:12 ). Я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым ( Иуд.1:3 ); д) в молитве: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); е) чтобы угодить Богу: Ревностно стараемся мы быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ); ж) для назидания и спасения других: Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение ( Рим.10:1 ). Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе ( Кол.4:12–13 ). Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ( 1Кор.14:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Добрый день, сегодня я открыл для себя стих из библии (откровение 19:10) и у меня появились сомнения по поводу православной веры так как в этом стихе ангел говорит Иоанну чтобы он молился только Богу, а не ангела и т.д, можете пожалуйста сказать что с этим делать? Похожие вопросы 7 Ответов В православии вроде бы считается что святым не молятся, у них просят ходатайства перед Богом Вам необходимо было не останавливаться, и прочитать текст далее. Если взять контекст, то для Иоанна вся картина видения была чрезмерно насыщена событиями. Ангел обращает внимание Иоанна на то, что Небо отверсто и Сам Бог Слово на белом коне пред их очами Откр. 19:11–13 В личном присутствии Бога наши колени и головы падут ниц только в Его сторону. И потом мы знаем, что Ангелы — это служебные духи. Ангел сам о себе говорит, что лично он послан к Иоанну и Апостолам (сослужитель братьям твоим) для помощи в проповеди Евангелия. Поклонение святым имеет иную природу, чем поклонение Богу. Мы преклоняем колени перед святыми, отдавая честь их старанию в деле спасения. Как мне не преклонить колени перед блж. Ксенией Петербургской, если по её молитвам Господь разрешил застарелую смертельную проблему в моей семье? Я благодарю её от всего сердца и от всей души за помощь в деле, которое сам разрешить не был способен, посколько моя молитва к Богу скудна. Молитва святым не является идолопоклонством, т.к. это обращение к святым за тем, чтобы они молили Бога о нас. Святые — не отдельные боги, а молитва им не является действием поклонения, соответственно ни о каком идолопоклонстве речи не может быть. так как в этом стихе ангел говорит Иоанну чтобы он молился только Богу, а не ангелу Надо внимательнее читать. Он запретил не молиться, а кланяться ему, поскольку он является сослужителем. Это было неуместно в данном случае. В других библейских эпизодах ангелы не запрещают кланяться перед ними ( Нав.5:14–15 ; Числ.22:31 ). Мученик Николай Варжанский дает такое толкование :

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-m...

     Сюжет незамысловатый… Но весьма примечательный. Ибо дом Христов – еще и сердце человеческое. Поле брани по Достоевскому – Бога, диавола, человека… Сердце можно запачкать, заземлить, одебелить, развратить. В зависимости от пожелания… Очистить, возвысить, умудрить, уцеломудрить. Разбить, наконец… Сердце можно «отреставрировать». «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Христос близ входа его. «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). И блажен, кто Его услышит и узнает… Немногие слышат. И знать не желают. Теперь уже не совсем и люди. Не только и не столько. Скорее, «хомячки», по собственному признанию… В сети живущие, грызущие, грызущиеся, всем недовольные, а наипаче же Церковью. Всегда правые, правозащитные, странные и прогрессивные… И одно лишь им невдомек, что «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Что заповеди Божии моде не подвержены. И что это только в их головах вчерашний содомит – сегодня человек приличный, а браком блуд становится уже потому, что просто так наименуется. У Бога не так. Как бы кому и чего ни казалось… Бог не внушаем и судит не по понятиям развязных хипстеров. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Даже и те, кто ничего не восхищал и восхищать не собирается, однако, обретут… По сердцу, по уму, по складу души своей. Если не Царство, то нечто ему противоположное. Так было во времена Предтечи, так и при кончине мира будет. И уже по одной простой причине: Бог неизменен. Он неизменен сущностно, онтологически… Вне зависимости от каких угодно предпочтений, вкусов, бунтов. В том числе и бунта нынешнего – революции нравов, китча глумления, воинствующей вседозволенности. Он неизменен в заповедях, в Церкви, в служении. А возрастающее количество мерзости требует лишь дополнительных усилий, чтобы в ней не запачкаться. Христова логика проста: лучше быть уничтоженным физически, нежели нравственно развращенным: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). Когда не страшно, грешить легко. Прискорбно, но факт: бояться того, что действительно страшно, не привыкли. Вернее отвыкли, упустив из виду саму перспективу вечности. И в этом, пожалуй, главное «достижение» «прогрессивного человечества» по отношению к «мрачному» средневековью. Не самое удачное, если учесть, что встреча с нею неизбежна… Хочется того или не хочется, верится в то или нет. Ведь ст о ит только оглянуться и совсем немного призадуматься, чтобы понять: коль скоро смысл жизни в нескольких десятках лет земного существования, то и его самого нету. Даже вера «верующих» ныне не далее, чем о муже, здоровье, зарплате. На злобу дня, за редким исключением. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18: 8)?

http://pravoslavie.ru/66551.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010