свящ. Николай Богатырёв А Агиасма (греч. γιασμς – святыня). Так называется: 1) Вода, освященная по чиноноследованиям или св. богоявлений (великая агиасма), или малого освящения воды (малая агиасма). 2) „Кроме сего агиасма, т. е. святыня, по словам преосвященного автора Нов. Скрижали, означает и антидор. И потому запрещенные (и вообще не удостоившиеся причащения за литургией Тела и Крови Христовых) ради утешения вместо Тела Христова не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду“ (Нов. Скриж. ч. IV. гл. 9, §7. Изд. Кораблева и Серякова, Спб. 1870 г.). Агнец – слово заимствованное и происшедшее от греч. слова γνς – чистый, незлобивый. (Слов. правосл. церк. богослуж. языка свящ. В. Михайловског о. Спб. 1875 г.). Буквально – ягненок, по своим природным свойствам, кроткий, незлобивый. – В ночь исхода израильтян из Египта и освобождения их от рабства египетского именно это кроткое животное Божиим изволением избрано было для жертвы пасхальной (исходной) и его кровью помазаны были двери домов израильтян. Этот жертвенный агнец, кровь которого спасла евреев от руки ангела, избившего первенцев египетских и плоть которого питала евреев пред их путешествием в землю обетованную, был прообразом Спасителя мира, И. Христа, Который, яко единолетний агнец, волею за всех заклан быст (Пасх. песн.). Посему Иоанн Креститель, увидев мимошедшего Иисуса Христа, и, указывая на Него, сказал своим ученикам и народу, приходившему к нему креститься: „Се Агнец Божий. вземляй грехи мира!“ ( Ин.1:30 ). Самому Господу Иисусу Христу угодно было усвоить Себе имя Агнца в царстве славы – на небе. Именно св. Иоанн Богослов и Тайновидец видел Его под образом Агнца, яко заколенного, стоящего на престоле небесном и приемлющего славословие Церкви небесной, пред Которым святые прославленные оставляют престолы свои и слагают венцы свои и поют Ему: аллилуиа! ( Откр.4:4–10 ; Откр.5 ; Откр.14 ). Посему и св. Церковь , согласно с словом Божиим, усвояет имя Агнца Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, называя Агнцем ту часть св. хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и предназначается к таинственному пресуществлению в самое Тело Господа Иисуса Христа. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Если не считать кратковременного периода блаженной жизни наших прародителей до их грехопадения, то вся история мира и человечества представляет собой отчасти арену, отчасти активное выражение напряженной борьбы сил добра за восстановление нарушенного грехом богоустановленного течения жизни. Инициатива, решающее участие и победное завершение этой борьбы принадлежат Богу любви и мира ( 2Кор.13:11 ), Который есть Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8 ); однако необходимое деятельное участие в ней принадлежит и человеческой свободе, добровольно отдающей себя на служение Богу, творящему все новое ( Откр.21:5 ). Ради восстановления мира и человека совершилось и продолжает совершаться домостроительство нашего спасения ( Еф.3:9 ). Ради него основана Христова Церковь – Царство благодати и мира. Ради него каждый христианин, воспринявший на себя благое иго исполнения заповедей любви, совершает свое служение примирения. Мир (ερνη) – не есть какое-то случайное, хотя и очень важное и весьма желательное состояние космоса, но самое существо космической жизни, ее благоустановленный порядок ( 1Кор.14:33 ). Именно поэтому быть миротворцем, «творить мир» – значит, в то же время, с сыновним дерзновением ( Мф.5:9 ) участвовать в пересоздающей мир («космос») деятельности нашего Небесного Отца.       Первозданный человек, созданный по образу Божию и призванный к непрестанному богоуподоблению ( Быт.1:26 ), не только обладал высокими совершенствами своей духовной и материальной природы и безупречной нравственной чистотой. Как венец творения и образ Творца и Промыслителя, он получил необходимые способности, силы и благословение Божие на разумную созидательную деятельность по устроению Царства Божия на земле ( Быт.1:28; 2:15 ). Человек был удостоен почести вышнего звания Божия ( Флп.3:14 ). Любовь Божия предоставила ему ни с чем несравнимую радость быть деятельным участником, живым инструментом славы Божией. Понятие «славы Божией» имеет весьма важное место в православном миропонимании и мироощущении, хотя богословски оно выяснено, по-видимому, недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Глава 18. Падение Вавилона Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела , т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба , но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его . Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела. Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался – жилищем бесов – и пристанищем всякому нечистому духу, – пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мудро ли поступил Большой Московский Собор, наложив запрет на образ Бога Отца в виде Ветхого днями? Скачать epub pdf Как известно, традиция изображать Бога Отца в облике Седовласого Старца или, что то же, Ветхого днями сформировалась в христианской иконографии под влиянием ветхозаветных свидетельств. Богом Древним Господь именовался уже со времен Моисея ( Втор.33:27 ). Несколько столетий спустя Он открылся в образе Ветхого днями пророку Даниилу. Именно этот пророк и составил словесное описание данного визуального символа ( Дан.7:9 ). Во времена Нового Завета образ Вседержителя, явившегося в подобии мужа с белыми, как волна, волосами созерцал Евангелист Иоанн Богослов ( Откр.1:14 ). Достойно замечания, что оба этих образа сближаются между собой и через общий эсхатологический контекст: как Даниил, так и Иоанн Богослов лицезрели Вседержителя в видениях, посвященных последним временами существования нашего мира. Ко времени созыва Большого Московского Собора (1666–1667 г.г.) изображения Ветхого днями успели обрести широкую известность среди верующих и утвердиться в ряде иконографических направлений. Однако единогласного мнения о том, в каких именно случаях с Каким именно Лицом Пресвятой Троицы надлежит соотносить этот библейский образ, выработано не было. При всей выразительности описания Божьего Откровения в Книге пророка Даниила контекст не только не объясняет, символ какого Лица созерцал праведник, но даже и не затрагивает вопроса, допустимо ли вообще идентифицировать это символ как образ одного-единственного Божественного Лица . В то же время Евангелист Иоанн Богослов ясно свидетельствовал, что в облике Подобного мужу с белыми волосами пред ним предстал Господь Иисус Христос ( Откр.1:17–18 ). Ввиду отсутствия строгой определенности по этому поводу, на некоторых композициях под образом Седовласого Старца изображался Отец, а на других – Сын. Общая иконографическая практика не препятствовала ни первому, ни второму варианту использования образа и допускала обе интерпретации Ветхого днями .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Поучение на Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского 68 Видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна (Евр. 2:9). В прошедшие дни вольного страдания Господня мы видели Христа Спасителя нашего бесславным, согласно слову пророка Исаии: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2–3 ). В нынешний же пресветлый праздник Воскресения Его мы, со святым Иоанном Богословом, видим славу Господа Христа, славу яко Единородного от Отца, исполн благодати и истины ( Ин. 1:14 ). В то время Господь наш Иисус Христос со беззаконными вменися ( Ис. 63:12 ), а ныне Бог явился, посреди людей Своих, честной кровью искупленных, в сонме святых Своих, говоря: Аз семь с вами. В то время многие проходящие ругались над Господом, а ныне о имени Его пресвятом покланяется всяко колпно небесных и земных и преисподних. В то время Господь биен был по плещам и ланитам и убиен был на древе; а ныне Он убил смерть и диавола, ныне где ти смерте жало? где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 )? В то время Жизнодавец наш был мертв, в то время на небесе солнце померкло; а ныне из гроба красное правды нам возсия Солнце, и мы видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Здесь вкратце, мы рассмотрим, что к вечной славе и чести нет другого пути, как только чрез многие страдания: поелику и Самому Начальнику жизни нашей подобало прославиться чрез страдания. Видим Иисуса за приятие смерти славою и честью венчанна. Итак, на малое вознесемся время умом нашим к небу, и посмотрим чрез Откровение Иоанна Богослова. Мы слышим там как бы голос многочисленного народа ( Откр. 19:6 ), и голос Ангелов многих вокруг престола. Что же они молвят? – Они повелевают всякому созданию на небеси и на земли и под землей и в море воздать рабское поклонение некоему Лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же Этот Приемлющий царскую и Божескую честь, Которому бы поклонялось всякое создание земное и горнее и дольнее? Вот я смотрю и вижу Агнца воцарившегося, но Агнца закланного, и слышу тысячу тысяч говорящих громким голосом: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение ( Откр. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии Покайтеся, приближися бо царствие небесное ( Мф.4:17 ). § I Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем» 80 . § II Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов ( Деян.5:31 ); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). [Снеси: ( Плч.5:21 ), ( Иер.31:16 ), ( Деян.11:18 ), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией ( Еф.2:14 ). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста его свет от небесе ( Деян.9:3 ). § III. Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию. § IV Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви. I. Со стороны Божией. 1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене ( Нав.7:19 ). 2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил ( Зах.1:3 ). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе смирней и к холму Ливанску ( Песн.4:6 ). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Скачать epub pdf Март Свидетели Истины (Подвиг мучеников) Когда человек входит в православный храм, он попадает в особую, неземную обстановку: со всех сторон его окружают изображения ангелов и святых угодников Божиих. Среди этого сонма он видит людей разных национальностей, эпох, социального происхождения, уровня образования и образа жизни. Здесь князья и простолюдины, богатые и нищие, ученые и невежды. Но общее у очень многих из них то, что они покинули этот мир насильственным путем – умерли за Христа. Мы называем их мучениками , но древняя Церковь именовала их “ мартис ”, что, в переводе с греческого значит “ свидетель ”. О смысле и значении мученического подвига мы хотим здесь поговорить. Свидетель в общепринятом значении этого слова – это, во-первых, очевидец , – т.е. человек, который видел и слышал что-либо и дает об этом соответствующие показания. Судебные решения должны основываться на свидетельстве защиты и на свидетельстве обвинения. От свидетеля требуется, чтобы он сообщал не собственные домыслы и предположения, но только то, что он непосредственно наблюдал. Он должен приводить одни факты. Христианин становится “свидетелем” веры, когда он словом или своей жизнью свидетельствует о новой жизни во Христе, участником которой он стал. Здесь объектом свидетельства является не столько внешний, сколько внутренний, духовный опыт. Священное Писание именует Господа Иисуса Христа “Свидетелем (мартис) верным” ( Откр. 1:5, 3:14 ). После Пятидесятницы свидетелями становятся Его ученики – апостолы Христовы и проповедники Евангелия ( Деян.1,1:22 ; 1Петр.5:1 ; Откр.2, 6:9 ). Господь Иисус Христос так говорил о цели Своего пришествия в мир: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий,кто от истины, слушает Меня” ( Ин. 18:37, 8:32 ). Истина, о которой свидетельствовал воплотившийся Сын Божий, была не отвлеченным религиозно-философским учением, а Божественным откровением того, что Он слышал от Своего Отца и видел в том духовном мире, откуда пришел. Он рассказывал как опытно знающий и учил жить так, как живут блаженные существа в Царстве Его Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Критические замечания по поводу книги архим. Ианнуария (Ивлиева) «Комментарий к Апокалипсису» А.М. Леонов Содержание От автора Введение I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 2. Эпистолярное начало (прескрипт) (1:4–8) 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 2. Церковь в Смирне (2:8–11) 3. Церковь в Пергаме (2:12–17) 4. Церковь в Фиатире (2:18–29) 5. Церковь в Сардах (3:1–6) 6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22) III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Экскурс 2. Агнец в Книге Откровения Б. Видения семи печатей (6:1–7:17) 2. Снятие седьмой печати и видения семи труб (8:1–11:19) 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20) А. Война на небе и на земле (12:1–17) Экскурс 3. Предположения об источниках образов Откр. 12 Б. Культ кесаря и его пропаганда. Смертельная угроза христианам (13:1–18) Экскурс 4: Римский культ императора В. Победа христиан в угрожающих условиях культа императора (14:1–5) Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) 4. Видение семи чаш гнева (15:1–16:21) А. Пролог в небесах (15:1–8) Б. Излияние семи чаш гнева (16:1–21) 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) Б. Гибель Вавилона (18:1–24) В. Финальные гимны пророчества о суде над блудницей Вавилоном (19:1–10) 6. Второе пришествие Христово и Свершение (19:11–22:5) А. Второе пришествие Христово и победа над зверем и его слугами (19:11–21) Б. Тысячелетнее царство и суд над сатаной (20:1–10) Экскурс 5. Тысячелетнее царство Христа и святых. Хилиазм в истории В. Видение Последнего суда (20:11–15) Г. Новое творение (21:1–8) Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) Краткое заключительное слово     Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария Ивлиева , посвящена самой утонченной с точки зрения структуры и обилия образов книге Нового Завета – «Откровению святого Иоанна Богослова». Задачей автора было раскрыть читателю ее непосредственное содержание, отражающее конкретную церковную, политическую и духовную ситуацию, в которой писал апостол Иоанн. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010