Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Описание символа Смысл символа Указания в Откровении Иоанна Богослова Семь светильников Семь звезд Двадцать четыре старца Совокупность ветхозаветных и новозаветных праведников (святых) «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр.4:4 ) Четыре животных Высшие ангелы: «видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека… Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:5,10 ) «Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре» ( Иез.10:15 ) «и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:6-7 ) Книга, запечатанная семью печатями Божественное знание (судеб мира) «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр.5:1 ) Всадники Апокалипсиса Символические образы, соответствующие различным этапам новозаветного периода истории мира (имеют различное объяснение) Жена, облаченная в солнце «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1 ) Красный дракон «вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» ( Откр.12:3 ) Зверь, выходящий из моря «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» ( Откр.13:1 ) Зверь, выходящий из земли Лжепророк, агитатор антихристов: «Он… заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю.., и творит великие знамения… И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле» ( Откр.13:12-14 )

http://azbyka.ru/shemy/simvoly-apokalips...

Вопрос: У меня к вам вопрос по поводу написанного в Откровении: " а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. " (Откр.,20:10). Кто такие зверь и лжепророк? Это три разных лица – есть дьявол, есть зверь, а есть и лжепророк? В чем между ними разница? Где можно найти более-менее доступное простому читателю толкование Откровения? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Речь идет о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло. 1. Диавол (греч. диаболос – клеветник, подстрекатель) – главный падший ангел, увлекший за собой множество других. Он – основной враг Бога, Его Царства и человеческого рода. В священных ветхозаветных текстах диавол чаще всего называется сатаной (евр. сатан – противник). В святом Евангелии упоминается и под другими именами: Вельзевул (Лук.11,15), Велиар (2Кор. 6,15), князь мира сего (Ин.12,31), князь, господствующий в воздухе (Еф.2,2), врагом (греч. эхтрос) в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24-30). В Священном Писании к диаволу применяется еще одно наименование – искуситель (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес.3,5), ибо он прибегает к хитрости и лести, чтобы увести человека от Бога и погубить. В Откровении диавол назван драконом и древним змием (Откр.12,9;20,2). 2. Упоминаемый в последней библейской книге зверь является апокалипсическим образом, который экзегеты отождествляют с антихристом – человеком беззакония, сыном погибели, который явится в конце времен. Это будет не сатана, принявший плоть, не демон, а человек. Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Тайнозритель Иоанн видит его выходящим из моря (Откр.13,1). Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. При первом и втором толковании ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс.2,9-10).

http://pravoslavie.ru/6714.html

     Сердечно поздравляю всех с праздником Пасхи словами непреходящей радости, воссиявшей от Гроба Спасителя: Христос воскресе! Эта истина, как и весть о воплощении Бога Слова, возвещена людям ангелами. Пришедшие к месту погребения Христа жены-мироносицы услышали ангельское благовестие: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6). Христос воскрес, сбросив иго смерти, довлевшее над человечеством, и «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Способностью усыновления Господу не обладает никакое иное творение. Ею наделены только люди, которые, по слову апостола, «от Бога родились» (Ин. 1, 13) и используют данную им власть, чтобы вечно быть вместе с Воскресшим Христом. Сегодня завершено поприще Великого поста, во время которого мы старались тщательно очистить свою душу от всего, что удаляет нас от Бога, и приобщались Христу в таинстве Причащения. Что нам делать дальше? Как отныне строить свою жизнь с Богом, чтобы дольше оставаться в этой светозарной радости о Воскресении Господа? Многие люди сегодня пекутся об экологии, желая привести в порядок общечеловеческую среду обитания. Но мало кто заботится об организации своего духовного пространства. Как телу чистый воздух, так человеческой душе жизненно необходимо благодарение Богу. Апостол Павел пояснял: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 18). Благодарение присуще вечности (см. Откр. 4, 9; 7, 12), и через жертву хваления Богу мы прикасаемся к тайне будущего века. Благодарить Господа можно в любое время и на всяком месте. Но особое значение для нашего духовного благоустройства имеет церковная молитва. Благодарение составляет основу и сущность церковного богослужения. В нем мы найдем воспоминание обо всей истории бытия материального мира от сотворения до гибели, о домостроительстве нашего спасения и предстоящем Страшном Суде. Через участие в церковном богослужении, особенно в Божественной литургии, наша судьба вписывается в книгу жизни (см. Откр. 21, 27), что намного важнее, чем оставить свой след на страницах человеческой истории.

http://pravoslavie.ru/102763.html

Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 15 января 2009 г. 01:47 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1:5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову апостола, мы искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14:8). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12:11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве — колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

http://patriarchia.ru/db/text/526284.htm...

Ревность Христос – образец ревности: Ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс.68:9 ). Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:12–13 ). Увещание к ревности: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите ( Рим.12:11 ). Будь ревностен ( Откр.3:19 ). Мы должны иметь ревность а) в искании спасения: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут ( Лк.13:24 ); б) в делах благочестия: Упражняй себя в благочестии… О сем заботься, в сем пребывай ( 1Тим.4:7,15 ); в) делая добро: Хорошо ревновать в добром всегда ( Гал.4:18 ). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Напоминай быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ); г) для борьбы за веру: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ). Подвизайтесь добрым подвигом веры ( 1Тим.6:12 ). Я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым ( Иуд.1:3 ); д) в молитве: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); е) чтобы угодить Богу: Ревностно стараемся мы быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ); ж) для назидания и спасения других: Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение ( Рим.10:1 ). Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе ( Кол.4:12–13 ). Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ( 1Кор.14:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Искушение Искушение не происходит от Бога: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак.1:13 ). Диавол есть виновник искушения: Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ). Искушенье попускается для испытания а) нашей веры: Благословен Бог, возродивший нас к упованию живому, чрез веру соблюдаемых ко спасению. О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого, золота ( 1Петр.1:3,5–7 ); б) нашего повиновения и любви к Богу: Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей ( Втор.8:2 ; Втор.13:3 ); в) нашей нестяжательности: Сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом и все, что у него? Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня ( Иов.1:9–12 ). Бог не попускает, чтобы мы подвергались искушению выше наших сил: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). Верные должны а) бодрствовать против искушений: Братия! наблюдайте каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал.6:1 ). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою ( 1Петр.5:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» В Евангелии от Иоанна ( Ин.3:5 ) приводятся такие слова Иисуса Христа, обращенные к фарисею Никодиму: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие”. Эти слова меня очень смущают. Почему Всемилостивый Бог, который добровольно отдал Себя в жертву за грехи мира так недвусмысленно говорит о судьбе некрещенных? Неужели те люди, которые в силу каких-нибудь причин не приняли крещения не смогут спастись? Почему Иисус Христос указывает на решающее значение Таинства крещения для спасения души? Разве крещение — это не просто символ? Похожие вопросы 5 Ответов Крещение — это не просто символ, это духовное рождение, вступление в Церковь — корабль спасения. Александр_49, очень хорошо эта тема, на мой взгляд, раскрыта в книге Даниила Сысоева «Спасутся ли некрещёные» Очень рекомендую вам её прочесть! Дело в том, что вопреки расхожему мнению, люди не появляются на свет добрыми и праведными; человек заражен грехом от утробы матери. « Кто родится чистым от нечистого? Ни один » ( Иов.14:4 ) – говорит Священное Писание. Грехопадение наших прародителей привело к тому, что «прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, через одного Адама грех распространился на всех нас. Поэтому мы и начинаемся и рождаемся с этим грехом, как учит Священное Писание: “Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили” ( Рим. 5:12 )» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 20). По учению Церкви, « Крещение является омовением и истреблением первородного греха » (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 102), который, вместе с произвольными грехами, совершенными человеком, препятствует вхождению в Царство Небесное, так как « не войдет в него ничто нечистое » ( Откр.21:27 ). Восточные православные патриархи, рассуждая в своем догматическом послании о крещении младенцев, указывают, что Господь Иисус Христос словами: « Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » ( Ин. 3:5 ), показал безусловную необходимость Крещения для всех людей, так как « сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: “Кто не родится…”, что равнозначно выражению: “Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться” ». « Не возродившиеся », – продолжают восточные патриархи – « поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены » (Послание восточных патриархов, чл. 16).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-gospod-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/Архангел.html

Вопрос: Мне интересно почему Бог только чуть больше 2000 лет назад объявил о Себе !Почему сразу в разум и душу человека не вошел более раньше, а известно человечество существует около 4000 лет! Так почему он раньше не явился к людям? И можете подробно рассказать о том, что зверь пытался убить младенца, и ангелы сразились с ним и проиграли и пали с ним! А как получилось что сатана и зверь одно и тоже существо. Сатана был один из ангелов Бога, а зверь древнее существо! Объясните, пожалуйста! Мне 15 лет .Я крещенный! Мне это интересно, потому что я хочу подробно всё знать о христианстве и всё понимать смысл! Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: 1. Уже первый человек, наш прародитель Адам, мог непосредственно общаться  с Богом. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17). Бог неоднократно являлся патриарху и другим ветхозаветным праведникам на протяжении почти 2 тысяч лет. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12: 1-2). Две тысячи лет назад совершилось Боговоплощение. Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы, стал Богочеловеком, родившись от Святого Духа и Пресвятой Богородицы. 2. В Апокалипсисе св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова описываются события, которые будут в последние времена мира: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным(Откр.12:1,5); По толкованию святых отцов, Жена – Церковь Христова. «Церковь непрестанно рождает Христа в лице крещаемых (св.

http://pravoslavie.ru/6297.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Лествица: Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» 07.12.2020 834 В Биробиджанскую епархию принесена икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» Изнесение святого образа из алтаря Благовещенского кафедрального собора совершено архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом по окончании воскресной Литургии и молебна памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, посвящённого Всемирному дню памяти жертв ДТП. Икона написана известным петербургским иконописцем Ростиславом Мартиновичем Гирвелем, мастером древневизантийского стиля, по благословению протоиерея Геннадия Беловолова – хранителя мемориальной квартиры-музея святого праведного Иоанна Кронштадского в городе Кронштадте. Икона Божией Матери «Благодатное Небо» — одна из древних чтимых икон России. По преданию она была принесена на Русь из Константинополя Великой Княгиней Софией Витовтовной, супругой Великого Князя Василия Дмитриевича (по другим сведениям Софьей Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Великого). Образ восходит к словам Апокалипсиса Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (Откр.12.1,5). В XV веке икона была помещена в иконостасе (слева от Царских врат) Архангельского собора Московского Кремля, где погребались великие государи Московские от Ивана Калиты до Петра II, всего 56 погребений. Здесь же великие князья приносили присягу верности своим отцам, а императоры после венчания на царство в Успенском соборе приходили поклониться гробам предков в Архангельском соборе. Почитание иконы приобрело особый державный статус, она стала преемственной моленной иконой правителей Земли Русской, одной из «государствообразующих» кремлевских икон, наряду с Владимирской Богоматерью в Успенском соборе. Список иконы и поныне пребывает на своем историческом месте под сводами Архангельского собора. Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/video/2020/12/07/lest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010