Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 “В садах услады — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напар­ниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи” (Коран 56.12–19; 28–37; 78.31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева  — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 21:2,12,21,25; 22:2–5). Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии — апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету — в доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, “знавшему человека, восхищенного в Рай” (см. 2 Кор 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр 11:16). И этот новозаветный образ “града Божия” в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс 45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:11,14,19).

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Одно из самых авторитетных толкований Откровения Иоанна Богослова. Отец А. Мень в своем словаре пишет о нем: «Андрей Кесарийский первым обратил внимание на то, что в Откровении ожидается скорый конец мира, и пытался дать этому объяснение. «Выражение “быти вскоре”, — пишет он, — обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо “У Господа тысяща лет, яко день вчерашний, иже мимо иде”» (I, 1). Число зверя (666) он толкует по-разному (Τιταν — титан, αμνος — агнец, ягненок, λατεινος — латинянин, αδικος — неправедный агнец, и т. д.). Подлинность Откр, которую часто ставили под сомнение св. Отцы, свт. Андрей Кесарийский подтверждает ссылками на Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, сщмч. Мефодия Патарского и свт. Ипполита Римского. О своем труде святитель пишет: «Мы приступаем к изъяснению видений Иоанна Богослова не как постигшие уже глубину сокрытого в них, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем лишь дать упражнение для ума в дальнейшем стремлении презирать настоящее непостоянное и желать будущего вечного» (Предисловие). Толкование свт. Андрея Кесарийского высоко ценили в Древней Руси; существовало много его списков, в т. ч. и лицевых (иллюстрированных)». Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова ОТДЕЛ I Статья первая Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118,91).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Работы по богословию и философии Сборник работ Георгия Флоровского — одного из самых авторитетных православных богословов. Книга охватывает весь круг христианского вероучения: Творение («Творение: его начало и конец»), Воплощение и Искупление («Cur Deus Homo? О причине Вополщения», «О смерти Крестной»), мариология («Приснодева Богородица»), Библия («О Священном Писании»), экклесиология («О Церкви»), эсхатология («О воскресении мёртвых», «О последних событиях»). Также сюда включена книга «Духовные размышления». Богословие Флоровского отличается духовной трезвостью, и укорененностью в Предание, вместе с глубоким знанием современных богословских проблем. Письмо Флоровского отличается ясностью, чёткостью и особой красотой. Сочинения ВОПЛОЩЕНИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ CUR DEUS HOMO? О ПРИЧИНЕ ВОПЛОЩЕНИЯ Аз есмь Альфа и Омега (Откр. 1:8). Воплощение для искупления.  Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению. Раннехристианское богословие рассматривает Воплощение именно в перспективе искупления. Ошибочные представления о Личности Христа, с которыми приходилось бороться древней Церкви, она сурово критиковала и отвергала именно потому, что они могли пошатнуть веру в искупление человека. Смысл спасения Церковь видит в восстановлении нарушенной связи человека с Богом, а это значит, что Искупитель — одновременно и Бог и Человек: иначе воссоединение было бы невозможно. Такова основная мысль свт. Афанасия в полемике с арианами, свт. Григория Богослова в борьбе с аполлинаризмом и других церковных писателей IV и V веков. «То спасается, что соединяется с Богом,” — говорит свт. Григорий Богослов . Отцы Церкви постоянно подчеркивают искупительный смысл Воплощения. И причину и следствие Воплощения они определяют как искупление человека и возврат его к изначальному состоянию, утраченному после грехопадения. Воплотившийся упразднил и изгладил грехи человечества; сделать это мог только Он, обладающий одновременно и Божественной, и человеческой природой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Савва Сербский. Хиландарский устав «Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада». По мимо Хиландарского устава, мы поместили здесь другое творение свт. Саввы «Слово о жизни преп. Симеона Мироточиваго, его отца». Хиландарский устав Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы — Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва , передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия. ГЛАВА 1 Отче, благослови! Так как многие начали писать об этих известных вещах, то и я, наихудший из всех, а при том и грешный, но болезнующий и желающий, чтобы вы восприняли благо, по порядку написал вам, возлюбленные мои, установленный для вас Богом преданный устав служб, и умилений, и молитв, и послушаний, и терпений, коими мы будем умилостивлять Господа. Ибо это прекрасно, и Богу угодно, и направлено к немалой пользе для вас, возлюбленные мои о Господе Иисусе Христе братия и духовные чада. Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7,37) от источника воды живой (Откр.21,6). И еще: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня (ср.Мф.10,37;19,27;Мк.10,29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр. 18:1–3 ). Перед концом антицеркви спускается с неба Ангел Божий, чтобы возвестить людям волю Бога – радостную весть об истреблении великого зла из этого мира. Злодей убит, он отошел к отцу своему. И об этом – радость Ангела, повторяющего, что предсказания сбываются. Ведь еще пророк Исаия от имени Бога говорил: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровер-жен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не бу дет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» ( Ис. 13:19–22 ). Это предсказание о древнем Вавилоне исполнилось буквально. И попытка Саддама Хусейна пойти против этого пророчества закончилась его казнью недалеко от развалин Вавилона, который он пытался восстановить наперекор воле Божией. Как и предсказывал Исаия, так и случилось. И в другом месте этот пророк говорит: «И закричал, [как] лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи: и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:8 ). Это гимн радости о гибели Вавилона, он проходит сквозь все пророчества. Все пророки мечтали, молились о приближении этого дня – о приближении дня мести Бога великому и страшному Вавилону, чудовищно переполненному кровью святых. Поэтому и говорит пророк, что город этот стал жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. Развалины Вавилона никогда не будут заселены.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Разделы портала «Азбука веры» архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев) Почему православному христианину нельзя быть экуменистом В Избранное Оглавление Вступление Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое «экуменизм». Слово «экуменизм» происходит от греческого οικουμνη, οκω (обитать, населять). Следовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете. И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей ( Мф.24:14 ; Лк.21:26 ; Откр.3:10; 12:9 ). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Современное «экуменическое» движение тоже претендует на «вселенскость», но подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему, и потому современный «экуменизм» есть совершенно новое явление 1 . В качестве идеи он появился в середине XIX века в Англии и Америке с целью объединить различные христианские исповедания, которые неверно именовались «церквами». К достижению этой цели настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблее 1948 года Всемирный Совет «церквей» (ВСЦ), центр которого находится в Женеве. Современный термин «экуменизм» придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865—1955), известным масонским лидером и председателем ИМК.А. Произошло это на съезде «Международного миссионерского совета», работавшего в 1910 году в Эдинбурге (Шотландия) 2  под его председательством. Тогда и было положено начало всему экуменическому движению 3 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Экзегеза отрывка из Апокалипсиса в связи с проблемой ИНН " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Экзегеза показывает, что никакая внешняя идентификация ни малейшего отношения к “начертанию” из Апокалипсиса не имеет. Ибо “начертание” (как бы его ни толковать применительно к конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа и требование поклонения тоталитарному государству (зверю) с его религией и идеологией безграничной власти, силы и богатства. То или иное “начертание”, или печать, не предшествует отступничеству, но запечатлевает уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже принесенную жертву Ваалу и Молоху. Доклад архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19–20 февраля 2001 г. Прежде предельно краткой экзегезы конца 13й главы Откровения апостола Иоанна Богослова следует сделать несколько столь же кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе ( Откр.4:1-2 ). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. Он также переносится в конец истории, так что может видеть настоящее в перспективе из того, что будет согласно промышлению и цели Бога. Эффект видений Иоанна — протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении — новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда — противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 9. О Страшном суде. В Неделю мясопустную Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет. ( Ин.3:19 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сокровенный смысл мировой истории, экономических и социальных потрясений, войн и революций – это борьба Добра и зла, сил Света и легионов мрака. Борьба идет за души человеческие, каждая из которых дороже всей вселенной. Эта борьба вершится за душу каждого из нас и в душе каждого из нас. Смертно человеческое тело, зараженное грехом и потому подверженное разрушению. Но за миром видимым и телесным те, кто духовно зряч, прозревают мир иной, в котором смерти нет и не может быть. Душа человеческая, обнимающая собой пространства и времена, эта горящая в тленной плоти искра Божия, просто не может угаснуть, уничтожиться, бесследно исчезнуть. Зачем же создан и куда идет видимый нами мир? Что же ждет бессмертную человеческую душу после гибели земного тела? Своей жизнью каждый человек делает выбор между истиной и ложью, между Богом и диаволом. Горе тем, кого прельстил и увлек за собой враг рода человеческого! А тем, кто избрал путь спасения, нужно «бодрствовать и трезвиться», неустанно заботиться о том, чтобы устоять в истине. Об уделе праведных, сумевших за отмеренное им время земного существования разжечь в себе искру Божию, чистый светоч Божественной любви, поведал святой тайнозритель Иоанн Богослов: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рассмотрев православное учение о происхождении и цели существования Церкви, мы подходим к вопросу: в чем же состоят существенные свойства истинной Церкви? Учение об этих свойствах в Символе веры излагается так: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », то есть Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Свойство апостоличности Церкви указывает на ее историческую сторону: она насаждалась и укреплялась святыми апостолами ( Откр.21:14 ); а первые три свойства относятся к сущности ее, онтологичны; в них и апостоличность находит свою подлинность. I часть Церковь есть единая. Если, по учению слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), то есть, защита и фундамент, опора истины, то она, естественно, может и должна быть только одна. Ведь, и по требованию человеческой логики, истина может быть только одна, и все, хотя бы в малейшей степени не согласное с нею, есть уже неправильность, ошибка, ложь. Так, 2х2=4 есть истина, и всякое утверждение о том, что 2х2 есть не 4, а какое-то другое число, будет уже неправильно. Если, по аксиоме, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то всякая другая линия, хотя бы в самомалейшей части не совпадающая с прямой линией, будет уже не кратчайшим расстоянием между двумя точками, а будет или кривой, или ломаной, но не прямой линией. Так и Церковь Христова: если истина Христова одна, и она вверена Церкви, которая есть ограждение истины, то, следовательно, и Церковь может быть только одна. Так учил о Церкви Своей Сам Господь. Он говорил не о многих церквах, а только об одной Своей Церкви «Создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ), говорил об одном Царстве Своем: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ), «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ), об одном стаде и об одном дворе овчем: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Спаситель молил Отца Небесного о всех верующих: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Он повелел проповедовать одно учение ( Мф.28:19,20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор.1:13, 10:17 ; Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Рецензия диакона Андрея Кураева на книгу священника Олега Стеняева «Диспут со «свидетелями Иеговы»» Всем знакомы проповедники, пристающие к прохожим с вопросами «Знаете ли Вы имя Бога?», «Будет ли, по Вашему, конец у нынешних бедствий?». Они обзванивают квартиры и предлагают журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Имя этих непрошеных миссионеров – «Свидетели Иеговы». Секта, возникшая в 19 веке в Америке и ныне уже по всему миру раскинувшая свою сеть, управляемую из Нью-Йорка. Они называют себя христианами. Говорят, что Евангелие считают священной книгой. И все же это скорее секта в рамках иудаизма, нежели секта в рамках христианства. Ведь в Том, Кто был распят на Голгофе, они не видят Бога. Они предлагают вместе изучать Библию. Но если Вы согласитесь на регулярные встречи с ними, то заметите, как настойчиво Библия подменяется сектантским журналом. Уже через пару минут Библия будет отложена в сторону, а Вам предложат «для лучшего понимания Библии» изучать «вот эту замечательную статью» в «Сторожевой башне». Подход «свидетелей Иеговы» к изучению Библии – это смесь поразительно прямолинейного буквализма с не менее поразительным фантазерством. Причем буквализм присущ их обращению с текстами Ветхого Завета, а фантазерство – при обращении к текстам Завета Нового. Встретив сетования ветхозаветных мудрецов на быстротечность человеческой жизни, они утверждают, что у человека нет бессмертной души (и при этом игнорируют все новозаветные свидетельства о противоположном – напр., Откр.6:9–10 ) 1 . Узнав о том, что ветхозаветный закон запрещает употребление крови животных в пищу, «свидетели» делают вывод, что недопустимо спасать жизнь человека путем переливания ему крови (и в итоге на совести этой секты – сотни преждевременных смертей) 2 . А при чтении Евангелия «свидетелей» поразило то, что царь Ирод отмечал свой день рождения. И на этом основании они запретили праздновать… – Рождество Христово (как и вообще дни рождения всех людей). В общем, секта, вооруженная произвольным пониманием Библии , может катком проехаться по человеческой судьбе, дробя семьи и души.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010