Но катастрофа греха привела к тому, что человек пытается спрятаться от этой реальности; как говорит только что падший Адам в третьей главе книге Бытия, «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:10) В некоторых атеистических сочинениях чувствуется этот ужас перед Всемогущим, от Которого невозможно скрыться, потому все, абсолютно все, что существует, создано и поддерживается в Бытии только Им. Как написал известный атеистический философ Томас Найджел, «Я хочу, чтобы атеизм был истинен, и меня беспокоит тот факт, что некоторые из самых умных и образованных людей, которых я знаю — верующие. Я не просто не верю в Бога — я, естественно, надеюсь, что я прав в моем неверии. То есть я надеюсь, что Бога нет! Я не хочу, чтобы Бог существовал; я не хочу, чтобы мироздание было таким» Что же, некоторые атеисты лучше понимают трагедию падшего человека, чем некоторые верующие. Когда Бог — не наша уютная религия, а живой Бог — показывается на горизонте, мы все склонны встречать Его со страхом и противлением. Его присутствие внушает грешникам неподдельный ужас — как сказано в той же книге Откровения, «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17) Человек может успешно скрывать свой грех от себя и от других людей — но он не может сокрыть его от Судии, и оказывается, как говорит поэт, «внезапным ужасом подавлен и согбен, как тот, кто на суде в убийстве уличен». Но вот в Книге Откровения является Агнец — тот, кто берет на себя грехи мира, тот, кто умер за нас и вместо нас, чтобы даровать нам прощение и новую жизнь. Христос умер за наши грехи; если мы пребываем в Нем через покаяние и веру, нам нечего бояться; мы знаем, что мы в руках Бога, который возлюбил и искупил нас. Святые поклоняются Богу не только как Творцу, но и как Искупителю:

http://pravoslavie.ru/75077.html

Но при всем том голос ее никогда не может быть совершенно заглушен; она никогда не может умереть, потому что стражем своим имеет Того, Кого имя «Вечный» (Прав. Обзор. 1869. 2). Ее тайные угрызения рано или поздно пробуждаются в самых нечестивых. Поучительный пример этого представляет нам разбойник, распятый с И. Христом и покаявшийся, – Иуда предатель; Ирод, услыхавши о чудесах, совершаемых И. Христом, думал, что совесть его нередко представляла ему истекающую кровью главу Крестителя, укоряя его за несправедливость (см. еще о прелюбодейной жене, представленной к И. Христу фарисеями Ин.8:3–9 ). Таким образом, в поврежденном состоянии человека, этого внутреннего закона совести стало недостаточно для него, и милосердный Господь дал внешний, положительный закон. Закон откровенный Закон откровенный тот, который внешним образом сообщен человеку для руководства самим Богом. Выражением его служат заповеди Божии. Они даны были через Моисея еврейскому народу в пустыне, на горе Синай, когда Моисей, по повелению Божию, вывел его из Египта, и вел в землю Ханаанскую или обетованную. Эти заповеди, написанные на двух скрижалях или досках каменных, следующая: 1 . Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2 . Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да непреклонишися им, ни послужиши им. 3 . Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6 . Не убий. 7 . Не прелюбы сотвори. 8 . Не укради. 9 . Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближнего твоего ( Исх.20:1–17 ). Обязательность заповедей для христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Откровение радости Божией. Радость дается в обладании благом: обладающий благом — блажен. Истинное благо не есть, конечно, средство к чему–то, и не в ощущении собственности истинная радость: радость в единении и общении с тем, что подлинно благо, потому что оно благо. Если Бог благ, то Он и блажен (I Тим., I, 11, VI, 15). Бога радуют люди, приходящие к Нему (напр., Лк., XV), и Он дарует нам Свою радость. «…Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную», говорит Христос (Ио., XVII, 13). Мы можем радоваться в Господе или о Господе (Фил., Ill, 1, IV, 4), иметь радость Духа Святого (1ф. I, 6). Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Св. Духе» (Рим., XIV, 17)… Мы радуемся радостию Божией, потому что приобщаемся благому бытию Божию, потому что разделяем жизнь Отца, Сына и Св. Духа во всех Их совершенствах. В Царстве Божием — все в Боге, все приобщено «благо–бытию» Божию в Духе Св. и Премудрости — Слове, поэтому и радость наша будет совершенна. Совершенная, чистая радость есть проявление нашего прикосновения к Богу или Божественному. «Печаль ради Бога» (И Кор., VII, 10) не есть печаль о Боге, но о человеческом зле и страданиях, когда мы переживаем их как бы в присутствии Бога; печаль о потере образа Божия и жизни в Боге. Присутствие Божие есть радость, и чистая радость есть признак присутствия Божия. Откровение Истины Божией. «Бог есть Свет», т. е. Истина. Все бытие Божие явно Богу; Бог обладает абсолютным самопознанием и всеведением (I Ио., I, 5, 7, III, 20). Истинен прежде всего Бог Отец (Ио., VII,28, VIII, 26). Истина Божия личным образом выражена в Сыне Божием, поэтому Отец открывается нам в Сыне Духом Святым (Ио., I, 18; I Кор., II, 10). Однако Истина исходит именно от Отца. «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне», говорит Христос (Ио., VI, 45). Мы познали Бога, получив познание от Него (Гал., IV, 9). Бог хочет, чтобы все «достигли познания истины» (I Тим., И, 3–4). Древнее пророчество исполнилось: Бог вложил закон Свой в мысли наши и написал их на сердцах наших; не надо больше учить богопознанию: все «от малого до большого» познали Бога! (Евр., VIII, 10–11). Если мы не видим этого среди христиан, которые часто почти ничего не знают о Боге, то потому что христиане лишь на словах христиане. Новый Завет твердо исповедует убеждение, что христианин имеет беспредельную возможность познания Истины о Боге и Его воле о нас и мире; возможность эта дана в Самом Боге, во Христе и Духе Св…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Отношение Библии к снам и сновидениям двоякое: с одной стороны, она сравнивает сны с мякиной, а с другой, — говорит, что и Бог вразумляет людей сновидениями ( Деян.2:17 ). Библия связывает способность человека видеть сны с деятельностью нашего мозга как физической основы ума: она показывает, что сновидения бывают и естественными, и сверхъестественными. Естественные сновидения вызываются физиологической и психологической деятельностью человека, а сверхъестественные приходят к людям из двух источников – от Бога и от сатаны. Екклесиаст (5:2) говорит, что сны бывают при множестве забот, которые так сильно отягощают нашу психику. «… Даже и ночью сердце его не знает покоя» ( Еккл.2:23 ). Этот мудрый проповедник учит не придавать снам большого значения как суетным видениям. «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» ( Еккл.5:6 ). С пробуждением и наступлением трудового дня с его обязанностями и неотложными задачами такие сновидения вместе с ночью исчезают, как туман, ибо не имеют никакого значения ( Пс.72:20 ; Ис.29:7 ). Под наплывом новых забот и дум, под впечатлением свежей информации человек быстро их забывает. Ночи считаются благоприятным временем для посещения и откровения воли Божией, и таких ссылок в Библии очень много ( Быт.15:12; 20:3; 28:10-12 ; 37:5Мф.1:20 и др.). Так, патриархи Исаак и Иаков получали свои откровения и наставления в сновидении ( Быт.26:2-4; 46:2 ). Господь говорил с Иаковом по-разному, но в первый раз Он заговорил с ним во сне, когда Иаков бежал от своего брата в Харран и по дороге заснул, положив камень у изголовья. Во сне ему явился Господь и подтвердит то благословение, которое было дано Аврааму и Исааку, а теперь переходило на него. «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою» ( Быт.28:13-15 ). Праведники Божии всех времен использовали тишину ночи для общения с Господом. В псалмах Давидовых имеются об этом следующие строки: «…Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ); «…и ночью песть Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» ( Пс.41:9 ). Он размышляет о Боге «в ночные стражи»( Пс.62:7 ), находя в этом ответы на вопросы и назидание для себя. Праведный Иов предается размышлениям «о ночных видениях, когда сон находит на людей»( Иов.4:13 ).

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Самуил, являет собой образец суждений неосмотрительных о таком предмете Св. книг, который требует своего рассмотрения согласно с духом, смыслом и прямыми указаниями Божия Закона, – и своего разумения согласно основам истины о бытии и жизни человека и существ духовного мира в взаимном общем их отношении как к Богу, так друг к другу. Как непреложна есть сия истина для Церкви Божией земной: «всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает: не бо волею бысть когда человеком пророчество; но от Св. Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» ( 2Пет.1:20–21 ): так она же, эта истина, непреложна и для Лиц Церкви Небесной, именно для Ангелов Божиих и для душ святых Божиих человеков, потому что без Воли Божией и без откровения сей Воли Божией ни Ангелы Божии, ни души святых Божиих человеков не могут ни являться на земле «яве», ни «пророчествовать». Воля же Божия относительно откровения – «пророчества» Саулу уже ведома была в Церкви Небесной из сего изволения Божия, «и вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» ( 1Цар.28:6 ). 11 Полнота истины о так называемых «незаслуженных страданиях людей» ведению ветхозаветного человека в Церкви Божией не была открыта в слове Божием, так как «сей полноты ведения» ветхозаветный человек не мог своею личной верой ни воспринять, ни обнять. Для мысли и разумения даже ветхозаветного праведника «тайна» оных «страданий» разрешалась, с одной стороны, предпосылкой веры в безусловную «правду и правоту судеб Божиих» ( Пс.88:15; 93:15; 96:2; 118:75–137 ), каковая предпосылка веры, конечно, безусловно справедлива в конечной своей причине, – с другой стороны, предпосылкой упования на всегда безусловно спасительную для человеков цель оных страданий, хотя «разум» самых страданий, по непостижимости Божиих «судеб» и по «величию Божия суда» о людях, остается «непостижимым» для ведения человеческого ( Иов.37:23–24 ). В том и другом случае, в силу – указанных «предпосылок веры и упования», по сознанию ветхозаветного праведника, «блажен» всякий «человек, которого вразумляет Бог…, ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же рука врачует» ( Иов.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

сын погибели) и царей земных: и воинства их собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его». Это антихрист и с ним лжепророк, т.е. тот завоеватель, который, по пророчеству Даниила, «разрушит город и святилище, прекратит богослужение и на кровле святилища будет поставлена мерзость запустения (изображение антихриста, портрет или статуя его), и окончательная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:26–27 ). Как постигнет, видно из Откровения Иоаннова ( Откр. 19:20 ): «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Какая же участь прочих участников восстания на Бога? «А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами». Так совершится, еще до последнего суда; суд над сыном погибели и его оруженосцем лжепророком. Что же до сатаны, то и он разделит вскоре их участь ( Откр. 20:10 ). Конец первой части. 5 Заимствованы эти подробности об иезуитах из книги «Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности», Вильна, 1867г. 6 Воссоединение униатов на Волыни, Подолии, Могилевской, Витебской и Минской губерниях, а затем при Николае I в Литве. 8 Что так принимает это св. Греко-Российская Церковь и ее высшие предстоятели, видно из содержания благодарственной молитвы, читаемой с коленопреклонением на молебствии в день Рождества Христова, на воспоминание изгнания Галлов, и с ними двадесяти язык. 15 Внутри – глубокий внутренний смысл Откровения о последних судьбах мира и Церкви, а также открывающий суд, внутренних побуждений в деяниях человеческих. 16 Отвне – внешнее или иносказательное выражение таинственных судеб будущего для тех, которые видя не видят и слыша не разумеют; и суд над внешними деяниями лицемерного служения Богу. 17 Семь рогов и семь очей у Агнца – это провозвестники Его пришествий: патриархи, пророки, судьи и цари, первосвященники, апостолы, вселенские учители; так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

(Тогда явлени будут печатлеющии закон, еже не учитися). Когда совершится нашествие царя Ассирийского на Иудею и пленение народа Иудейского, тогда откроется, что царь и вожди народа не понимали воли Божией, потому что закрыли и не открывали и как бы запечатали книгу закона Божия; а посему не предвидели и злосчастной судьбы своей. Между тем Господь заранее открыл пророку истинную судьбу «дома Давидова» и нарда Иудейского при верных свидетелях – Урии и Захарии; и притом повелел, чтобы он, записав это откровение на большом новом свитке, свернул его, завязал и связки запечатал (ст.1), чтобы, таким образом, впоследствии слова Божественного откровения были неизменным, неповрежденным и непререкаемым свидетельством против царя Ахаза и народа Иудейского, не веривших пороку до самого исполнения слов его пророчества. И пророчество, записанное и запечатанное при свидетелях, которые были «верны», потому что были истинными учениками Господа (ст.2), действительно осталось непререкаемо истинным. 17–18. Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. (И речет: пожду Бога отвращшаго лице свое от дому Иаковля и уповая буду нань. Се, аз и дети, яже ми даде Бог: и будут знамения и чудеса в дому Израилеве от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион). Господь «скрыл лицо Свое» от народа Иудейского: и народ, не видит своего Бога-Спасителя, а потому страшится, отчаивается и за то подвергается бедствиям. Но пророк «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (гл.6:1), потом получил от Него ясное откровение о спасении потомства Давида и его царства, и потому непоколебимо уверен, что Господь спасет его и родной ему народ. Надежда пророка, что Господь спасет «верных» из народа, утверждается на знаменательном рождении его детей, родившихся по благословению Господа. Рождение первого сына у пророка Шеар-Ясува было знамением того, что «остаток спасется»; рождение второго Магер-шелада-Хаш-база послужит знамением того, что богатства Дамаска и Самарии «скоро разграбит и возьмет в добычу» царь Ассирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Цель этого отделения та, чтобы во 1) утешить благочестивых, – показать, что Бог имеет особенное попечение о сохранении дома Давидова и Иудейского царства, и во 2) обличить неверие Ахаза. Отделение это разделяется на две части. В первой части описывается случай к обнародованию этой проповеди (ст. 1, 2). Во второй части излагается откровение, ст. (3–25). Откровение содержит утешительное предсказание о тщетном усилии царей Израильского и Сирийского, согласившихся против Иудейского царства, и о внезапной погибели их, с знамением этого благодеяния (ст. 3–16). В обличение Ахазу предсказываются бедствия, которые со временем нанесут Иудейскому народу Ассирийские цари, на помощь которых Ахаз надеялся, (ст. 17–25). Первая часть: Случай к обнародованию этой проповеди и именно: нашествие царей Сирийского и Израильского на Иудею (ст. 1), и страх Ахаза и Иудейского народа при слухе об этом (ст. 2). Ст. 1. И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейскаго, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его; но не могли завоевать. Ст. 2. И было возвещено дому Давидову, и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. Из снесения этого места с св. историею (4Цар.гл. 16:15; 2Пар.гл. 18) видно, что Рецин, царь Сирийский, враждуя на Иудею за победы, одержанные над Сириянами Озиею ( 4Цар.14:22 ; сн. 4Цар.16:6 ), искал случая удовлетворить своему мщению. В начале царствования Ахаза открылся ему удобный к этому случай, когда этот царь с восшествием на престол Давидов возвел с собою явное нечестие, богоотступничество, и этим навлек на себя ненависть народа и гнев Божий, и Бог предал его врагам. Сирийский царь, соединившись с царем Израильским, напал на Ахаза и в войске его произвел ужасное поражение ( 2Пар.28:5–8 ). Это было в первый год царствования Ахаза. Недовольствуясь этим, они хотели во второй год царствования Ахаза ( 4Цар.15:37 ) осадить Иерусалим и положили намерение, – свергнув Ахаза с престола, пресечь преемство царства Давидова. Ахаз, после претерпенного поражения, узнав об этом намерении, приведен был в тот страх, который Пророк изображает подобием колебания древесных листьев от дуновения ветра. Вторая часть:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Церковь Христианская начала возжигать светильники при Богослужении деннонощно, побуждаемая, без сомнения, не столько нуждой светения во время ночи ( Деян.20:8 ), сколько духовным знаменованием светильников. По указанию священных писателей и Отцев Церкви, светильники служат видимыми знаками Церкви, празднующей Господу, – живущему во свете и славе ( 1Тим.6:16 ; Ин.17:22 ), и Святым, – участникам присносущного Его света и славы, еще на земле бывшим светильниками миру ( Ин.8:12; 5:35 ); матери Церкви, веселящейся при благодатном возрождении и просвещении чад своих, вступающих в недра ее, и сопровождающей отшествие их, в надежде жизни вечной, во свете Божием. Посему светильники, возжигаемые нами при Богослужении, суть безмолвные свидетели нашего участия или в надежде Церкви на будущую блаженную жизнь умирающих о Господе, или в ее веселии о вступающих в завет с Богом и с ней, или, наконец, в ее высокой радости и светлом торжестве, совершаемом во славу Господа и в честь Святых. Чем более света при Богослужении; тем живее и очевиднее усердие и участие верующих в надежде и радости св. Церкви. Возможно ли веселие и торжество без света? Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою ( Ис.60:1 ), восклицает Богодухновенный Исаия, пророчески изображая духовное веселие и торжество Церкви Христианской. Выражая духовную свою радость и надежду. Церковь светом своих светильников внушает также, что она среди мраков мира есть единственный светильник спасения, которое не возможно без света Откровения, также, как не возможно шествие по прямой стезе, без видимого света. По словам Пророка Захарии, Церковь Божия есть светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его ( Зах.4:2 ). Седмь светильников, ты видел в деснице Моей, говорил св. Иоанну Богослову голосе Откровения, суть семь церквей ( Откр.1:20 ). Будучи светильником миру, Церковь указует нам путь истины, как прорек Исаия: И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию ( Ис.60:3 , сн. Лк.2:32 ), ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:20–21 ); и путь вечной блаженной жизни; ибо юродивые девы, упоминаемые в Евангелии, которые говорили мудрым, потому что светильники наши гаснут, не вошли с женихом на брачный пир ( Мф.25:8,10 ). Светильничные и светильны

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010