Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня (Мф. 3, 16—17), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога — Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святьш Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский, например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… (Ин. 1, 1) Отец здесь именуется Богом, Сын — Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Свидетельства откровения о равенстве божественных Лиц 1. Божество Отца Христос прославляет Отца, «Господа неба и земли», открывшего Свои тайны незлобивым простецам — Апостолам (Мф.

http://pravmir.ru/dogmat-o-presvyatoy-tr...

Раз приняв канон священных книг от святых апостолов, православная церковь во все века руководилась в отношении к нему, завещанием святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в апокалипсисе ( Апок.22:18–19 ): свидетельствую в иному слышащему словеса пророчества книги сей: аще кто приложит к сим, наложит на нею Бог язвы написанные в книге сей и аще кто отымет от словес книги пророчеств и сего, отнимет Бог часть его от книги животныя, и от града святого, и написанных в книге сей. Всему свету известно, что церковь Христова хранит всякую букву священного канона, яко зеницу ока. Подобным же образом православная церковь относилась и к священному Господню и апостольскому преданию, по завещании св. апостола Павла: возлюбленные Господом я братия, Бог от начала, через освящение от Святого Духа, и через веру истины Христовой, избрал вас ко спасению, к которому и призывает вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашею Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Верен Господь, который утвердит вас и сохранит от лукавого. Завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое вы приняли от нас ( 2Сол.2:13–17; 3:3–6 ). И вот почти два тысячелетия спустя, со времени основания христианской церкви, в нашем отечестве явился ересеучитель, который открыл, что не только последующее пастыри и учители, ученики апостольские, но и сами уже апостолы изменили истинное учение Христа. Да откуда же он мог бы знать это, как не из евангелий и прочих писаний апостольских, сохраненных в неизменном виде в продолжении 19 веков?! Ведь сам Христос лицом к лицу с ним не беседовал, особых откровений его, как апостола Павла, не удостаивал. На каком же историческом основании он измышляет новое свое евангелие, которое отстоит от апостольского Христова евангелия, как небо от земли, евангелие не только ложное в самом основании, но и грубо безобразное, обнаженно-циническое?! Отделенный от тела церкви, без проповеди пророков и апостолов, без веры церкви, основанной на подлинном священном писании и предании, во что тогда превратился бы сам Христос? Превратился бы в того Христа, которого проповедует сей ересеучитель...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Беседа 22. Жениться или не жениться? Жизнь как песня. Стань одним из 144 тысяч. Вавилон – зона духовного риска, выйди из него. Держи дистанцию! Архистратиг Михаил против Люцифера. Где ты будешь находиться в ближайшие миллиарды лет? Сегодня мы продолжаем беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова, и сегодня рассмотрим с вами 14 главу. В ней описывается состояние истинной Церкви во время царствования антихриста, состояние Церкви после исхода из Вавилона и изображаются суды, которыми завершится разрушение всемирного Вавилона. Прежде всего давайте вспомним, что такое всемирный Вавилон. Всемирный Вавилон – это смешение разных политических и религиозных мировоззренческих систем. Всемирный Вавилон – это мир торжества оккультизма, магии и колдовства. В те дни, когда писалось это Откровение, под всемирным Вавилоном христиане понимали Рим, древний Рим, которым управляли языческие императоры. В иудейский период истории народа Божия Вавилоном было собственно само Вавилонское царство, в наше время Вавилоном является любая держава, которая открыто противостоит заповедям Творца, как мы в прошлый раз с вами беседовали, «бодается» против десяти заповедей Божиих. Итак, мы читаем первый стих 14 главы: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ). «Сто сорок четыре тысячи» , по истолкованию святого Андрея Кесарийского , «указывают или на многоплодие апостольского семени, из коих Божественная благодать избрала в каждом 12 тысяч, то есть полный плод веры спасенных или же девственников Нового Завета, чувственных и духовных, потому что в Ветхом Завете девственников было немного. Поэтому нужно отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен израильских, о девстве которых не говорилось». Такое истолкование нам предлагает святой Андрей Кесарийский . То есть, раньше говорилось о ста сорока четырех тысячах, где перечислялись поименно колена израильские и имелись в виду те евреи, которые приняли верою Иисуса Христа, то сейчас мы увидим из контекста, что речь идет о девственниках, о которых сказано: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники» ( Откр.14:4 ). Девство – это особый обет, который человек дает Богу, о том, что он посвящает всю свою жизнь служению Творцу и народу Божию и не создаст свою собственную семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В течение двухтысячелетий, истекающих ныне со времени прихода в наш мир Господа Иисуса Христа, Священное Писание являлось предметом благоговейного почитания постоянно обращавшихся к нему проповедников и учителей христианской веры, особенно отцов Церкви, многие страницы творений которых буквально испещрены библейскими изречениями (см. например, творения св. Иоанна Златоуста или св. Григория Нисского ). Это неудивительно, ибо «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр 4:12 ). Слово Божье, преподанное нам в Священном Писании, как все в нашем тварном мире, имеет причину и цель. Причиной, источником его происхождения является воля Божья, благая и совершенная. На эту причину указывает евангелист св. Иоанн Богослов, приоткрывающий нам тайну вочеловечения Второго Лица Святой Троицы, Которое он именует «Словом». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть… и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин 1:1–4 ). Таким образом, Слово Божье онтологически божественного происхождения; наша Церковь учит, что Сам Богочеловек Иисус Христос – высшее Божественное Откровение, Слово Отчее: Он явил Себя миру, в Себе явил миру Бога Отца ( Ин 14:9–12; 10:30 ) и от Отца послал Духа Святого, Который делает людей способными принять, понять и усвоить Слово как Откровение Божье, познать Бога верой, надеждой и любовью, в чем и состоит спасение и жизнь вечная ( Ин 4:26; 15:26; 16:13; 17:3 ). Имея божественное происхождение, Слово Божье дано нам с целью также божественной. Эта цель совпадает с целью воплощения Слова Отчего, Сына Божьего – спасение рода человеческого, о чем Он Сам многократно говорил: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ); «Сын Человеческий… пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф 20:28 ); «Сын Человеческий пришел… души человеческие… спасать» ( Лк 9:56 ). Эта величайшая истина глубоко проникла в сознание не только учеников, непосредственных свидетелей земной жизни Спасителя, но и в церковное сознание всех последующих поколений; так, апостол Павел, сам принадлежавший ко второму поколению учеников, писал своему ученику Тимофею предельно кратко, но с предельной ясностью: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим 1.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

В течение этого же самого времени, или 1260 дней, будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста «два свидетеля Божии», под которыми все св. отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию. Во время своей проповеднической деятельности, обладая могуществом и властью над стихиями для наказания и вразумления нечестивых, сами они будут неуязвимы. И только по окончании их миссии, по истечении трех с половиною лет, «зверю, выходящему из бездны», то есть антихристу, будет попущено Богом убить проповедников, и трупы их будут брошены на улицах великого города, «который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр. 11:8 ), то есть, по-видимому, города Иерусалима, где антихрист обоснует свое царство, выдавая себя за Мессию, предсказанного пророками. Обольщенные ложными чудесами антихриста, который при содействии диавола будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей, не позволят предать погребению тела св. пророков и будут радоваться их смерти. «Потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ), пробуждая их совесть. Злорадство нечестивых не будет продолжительным. Через три с половиною дня св. пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо. При этом произойдет великое землетрясение, разрушится десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а остальные, объятые страхом, воздадут славу Богу небесному. Таким образом, делу антихриста будет нанесен решительный удар ( Откр. 11:3–13 ). Вслед за тем седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе радостные восклицания: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего Иисуса Христа, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ), и двадцать четыре старца, пав на лица свои, воздали поклонение Богу, вознося Ему благодарение и хвалу за начало праведного суда Его над человеческим родом. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» ( Откр. 11:19 ) – чрез это, по толкованию св. Андрея, указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, «все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:3, 9 ). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения ( Откр. 11:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И это в равной мере приложимо как к земному миру, так и духовному. Но не это же ли самое пророчество о всеобщем апокатастасисе раздаётся в небесах, как читаем в самом начале книги Откровения, гимне четырёх животных и двадцати четырёх старцев, воспеваемом ими здесь от лица всего творения без всякого ограничения или исключения? Они поют Агнцу, который и был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле (5:9–10). Далее славословие Агнцу возносится от «многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьма тем и тысячи тысяч» (11). Но к этому славословию присоединялось «и всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» (1–3), «и четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (14). Можно ли полнее и сильнее выразить это предвечное, небесное откровение и обетование всеобщего апокатастасиса, предначертаемое в небесах? Это – и только это – соответствует всей полноте эсхатологической значительности и объёму этого пророчества, о котором с особенной силой надо сказать: «чтый да разумеет». Конечно, мы сейчас же встретимся и с величайшими трудностями к принятию такого толкования, и как будто с прямым ему противоречием в дальнейшем тексте, с ними нам предстоит богословски и экзегетически посчитаться. Однако ничто не может и не должно умалить всей силы и значения этого пророчества, которое находит для себя раскрытие и подтверждение и в следующих за тем стихах. Можно спросить себя, что же здесь означает «я увидел» новое небо и новую землю, это прямое видение того, что невидимо, запредельно, трансцендентно для нашего земного зрения? В отличие от других видений, которые сообщались чрез посредство ангелов и относились к событиям этого, земного мира, здесь тайнозритель «видит» непосредственно видимое, ещё не пришедшее, относящееся к будущему веку. Очевидно, здесь силою Духа Святого ему даётся озарение, которое проницает и чрез непрозрачную толщу земного, греховного мира в даль и глубь свершений апокатастасиса. Такое откровение, если дать ему полную силу и веру, разумеется, есть величайшее чудо, сверхпророчество в ряду всех пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни. Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова – зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи – Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: «И взглянул я, – пишет он в Откровении, – и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: «и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим». Господи, упокой душу блаженной старицы Варвары, со святыми упокой! Высказывания блаженной старицы Варвары Врач – лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна – то и другое пусть идет вместе. Не понял – перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление Сей свет вам на волю дан… Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное – терпение, через это открывается воля Божия. Кость праведника не сокрушится. (Господь обязательно сообщит, где мученик почил, где ссыльный погиб, чтобы с почестью их погребли.) Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26). Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5). Об этом предупреждал и Сам Господь: «…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11). Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея. Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель: «…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7). Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует. Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5). Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4). Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17). Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу: «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

http://pravoslavie.ru/131423.html

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11:25–26 ). Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11:3 ), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал. 4:5 ). Об этом предупреждал и Сам Господь: «…правда, Илия  должен  придти прежде и устроить все» ( Мф. 17:11 ). Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея. Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2:3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель: «…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» ( Откр. 13:7 ). Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует. Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» ( Откр. 13:5 ). Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2 Фес. 2:4 ). Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13:17 ). Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу: «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр. 14:9–11 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/i-togda-pri...

С 4-й главы св. Иоанн созерцает видение раскрытия семи печатей таинственной книги. Он видит престол живущего во веки веков, 24 старца в венцах и белых одеждах, бесплотные силы, хвалящие Бога. В деснице Сидящего на престоле Апостол видел книгу с 7-ю печатями. Как у пророка Давида видения суть символы, так и видения Откровения имеют символический характер. Книга есть таинственные предначертания Божии о истории мира, которые содержатся во власти, в деснице, – Божией. Агнец означает собою Иисуса Христа с полнотою даров Святого Духа. Своими крестными страданиями Он победил мир и приобрел власть над ним по Его Богочеловечеству (5 гл.). Первая печать – конь белый и победоносный всадник – символы чистоты и победы; конь рыжий – символ вражды, убийств, войны; далее следует конь черный и голос, напоминающий о дороговизне жизни и о голоде; конь бледный и всадник, которому имя смерть и которому дана власть умерщвлять людей... По снятии пятой печати св. Иоанн увидел души убиенных за слово Божие и взывающих о праведном суде Господнем над злыми; когда была снята шестая печать Апостол созерцал землетрясение, изменение и потемнение солнца и луны, падение звезд, мировые катастрофы и горе живущих на земле. В 7-й главе излагается запечатление праведных из колен Израилевых и «из всех племен и колен и народов и языков». После седьмой печати следуют 7 ангельских труб; происходят громы, землетрясения; при последовательных звуках труб открывается ряд необычайных бедствий: град и огонь с кровью, гора пылающая огнем поражают траву и море; звезда с именем «полынь» делает воду рек горькой, третья часть солнца, луны, звезд, дня и ночи – померкли: появляется необыкновенная саранча, вредящая людям, не имеющим печати Божией. Затем, освобождены были 4 Ангела на реке Евфрате и явилось войско, наносящее язвы – огонь, дым и серу... 10-я глава доводит ряд видений до конца времени (ст. 6) и в 11-й главе апокалиптик нового завета видит «свидетелей Божиих», пророчествующих 1260 дней, а язычники будут попирать святый город 42 месяца. Зверь, выходящий из бездны, убьет их и они воскреснут. Происходит землетрясение и гибель 1/ 10 части города и 7000 имен человеческих. При звуке седьмой трубы небесные голоса воскликнули, что «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его». Рассвирепели язычники... и пришел гнев Божий и время судить живых и мертвых. «И отверзся храм Божий на небе и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град»....

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010