Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

Ист.: СГГД. Ч. 1-5; АИ. Т. 1-5; ПСРЛ. Т. 1-43; ДАИ. Т. 1-12; АЮБДР. Т. 1-3; Приправочная книга Московского у. 7094 г. (отр.)//ВОИДР. 1852. Кн. 13. Отд. 2. С. 115-184; ПКМГ. 1872-1877. Ч. 1. Отд. 1-2; 1895. Указ.; Акты Московского гос-ва. СПб., 1890-1901. Т. 1-3; Можайские акты 1506-1775 гг. СПб., 1892; Памятники соц.-экон. истории Моск. гос-ва XIV-XVII вв. М., 1929. Т. 1; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022; АФЗХ. Ч. 1-3; АСЭИ. Т. 1-3; Иоасафовская летопись. М., 1957, 20142; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. С. 342-484; он же. По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Зап. ОР ГБЛ. М., 1979. Вып. 40. С. 4-58; АРГ, 1505-1526; Лурье Я. С. Рассказ о боярине И. Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 7-11; Памятники рус. письменности XV-XVI вв.: Рязанский край. М., 1978; АФЗХ. Ч. 3: Акты моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.). Л., 1983; Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985; Явочный список вотчинных владений Моск. уезда писцов 1584-1586 гг. Т. А. Хлопова «с товарыщи»/Подгот.: В. Б. Павлов-Сильванский//Источниковедение отеч. истории, 1984: Сб. ст. М., 1986. С. 238-253; Боровский у. в XVII в.: (Мат-лы дозора 1613 г.). М., 1992; Мат-лы для истории Звенигородского края. М., 1992. Вып. 1: Приправочный список с писцовых книг Звенигородского у. 1558-1560 гг.; 1997. Вып. 4: Рузский у. по писцовой книге 1567-1569 гг.; Саввин Сторожевский монастырь в док-тах XVI в.: (Из собр. ЦГАДА). М., 1992; АСЗ. Т. 1-4; АРГ: АММС; Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.: г.] Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 95-108; он же. То же: г.] Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//Там же. 2008. 2(32). С. 129-132; он же. То же: г., апр. 24-25] Душевная грамота вел. кн. Семена Ивановича//Там же. 2008. 3(33). С. 123-125; он же. То же: г.] Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//Там же. 2008. 4(34). С. 97-101; он же. То же: г.] Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//Там же. 2009. 1(35). С. 93-100; он же. То же: [Янв. 1372 г.] Первая душевная грамота вел. кн. Дмитрия Ивановича//Там же. 2009. 2(36). С. 110-113; он же. То же: г. марта 25 - мая 16, вероятнее всего 1-я пол. мая] Вторая душевная грамота вел. кн. Дмитрия Ивановича//Там же. 2009. 3(37). С. 132-136; Давыдов Н. В. Шатурский край при царе Михаиле Федоровиче в письмах и мерах кн. В. П. Кропоткина. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

8 апр. 1841 г. М. был утвержден в звании корреспондента Археографической комиссии. Ему было поручено разобрать архивы присутственных мест и мон-рей Нижегородской епархии. Получив исходившее от имп. Николая I Павловича задание уточнить судьбу потомков К. Минина , писатель установил полное имя русского патриота (Козьма Захарьев Минин-Сухорукий) (см.: Мельников П. И. Где жил и умер Козьма Минин//Отеч. зап. 1842. Т. 23. Кн. 8. Отд. 2. С. 67-69; Он же. О родственниках Козьмы Минина//Там же. С. 70-73). После проведенной кропотливой архивной работы М. написал статьи для ж. «Отечественные записки»: «Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время» (1843. Т. 29. Кн. 7. Отд. 2. С. 1-32; в этой статье была продолжена тема Минина), «Исторические известия о Нижнем Новгороде» (1840. Т. 11. Кн. 7. Отд. 2. С. 1-30), «Лифляндский колокол XV ст. в Нижнем Новгороде» (1844. Т. 33. Кн. 3. Смесь. С. 42-44) и др. Нек-рые из них вышли отдельными изданиями: «Нижегородская ярмарка» (1846), «Духов монастырь в Нижнем Новгороде» (1848), «Балахна, уездный город Нижегородской губернии» (1850). М. по праву считается одним из основателей нижегородского краеведения. С 1 янв. 1845 по 14 мая 1850 г. состоял редактором неофиц. части «Нижегородских губернских ведомостей», где опубликовал статьи, посвященные нижегородской старине и знаменитым нижегородцам: «Иван Петрович Кулибин», «Гольштинское посольство в Нижнем Новгороде», «Городецкие церкви», «Легенда об основании Нижнего Новгорода», «Напрестольный крест в арзамасском Воскресенском соборе», «Памятники похода Иоанна IV на Казань по Нижегородской губернии», «Смерть Александра Невского в Городце», «Церкви, построенные в Нижнем Новгороде в XVIII ст.», «О числе церквей и белого духовенства в Нижегородской епархии», «Первое пребывание в Нижнем Новгороде Петра Великого», «Список архимандритов нижегородского Печерского монастыря», «Духов монастырь и церковь Святаго Духа в доме нижегородского военного губернатора» и др. Псевдоним Андрей Печерский, придуманный Далем, впервые появился в подписи под ст. «Концерты на Нижегородском театре» (Нижегородские ГВ. 1850. 17).

http://pravenc.ru/text/2562952.html

Петром (Могилою). СПб., 1804 [под псевд. А. Болховский]; Рассуждение о начале, важности и знаменовании церк. облачений. СПб., 1804 [под псевд. К. Китович]; Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 г. на еретика Мартина. СПб., 1804 [под псевд. И. Лавров]; Ист. рассуждение о чинах Греко-Российской Церкви. СПб., 1805 [под псевд. Д. Малиновский]; Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, еп. и чудотворца Новгородского...: С присовокуплением списков новгородских епархиальных и викарных преосв. архиереев. СПб., 1805; О разных родах присяги у славяноросов//ВЕ. 1813. Ч. 70. 13. С. 28-39; О славянорус. типографиях//Там же. 14. С. 104-129; О старинной славянорус. арифметике//Там же. Ч. 71. 17. С. 47-54; Ист. известие о Максиме Греке//Там же. Ч. 72. 21/22. С. 21-35; [Две уставные и одна губная грамоты царя Ивана Васильевича, с примеч. и изъяснениями на все три]//Рус. достопамятности. 1815. Ч. 1. С. 125-165; Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [И. И. Дмитриевского]. М., 1816; Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Рос. Церкви; 2. О начале важности и знаменований церк. облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. М., 1817; О рус. церк. музыке//Отеч. зап. 1821. 19. Нояб. С. 145-157; О следах древнего греч. г. Херсона. СПб., 1822; Историческое обозрение рос. законоположения//Нов. памятник законов Рос. империи. СПб., 1825. Ч. 1. С. I-XXVIII (отд. отт.: СПб., 1826); О древностях, найденных в Киеве//Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152-163; Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, еп. Новгородскому//Тр. и летописи ОИДР. 1828. Т. 4. 1. С. 122; Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей, к рос. истории и Киевской иерархии относящихся. К., 1832; Ист. исследование об иерархах Российской Церкви. К., 18342; Собр. поучительных слов, в разн. времена и в разн. епархиях проповеданных. К., 1834. 4 ч.; Письма... к проф. Г. Н. Городчанинову//ЖМПН. 1857. 4.

http://pravenc.ru/text/186969.html

3544 Е. Hartmann, Ethische Studien. Leipzig. 1898. S. 63: Wir leben in einem Zeitalter der Neurasthenie und der Neurosen, und noch erschreckender als die zunehmende Füllung der Irrenhäuser und Heilanstalten ist die wachsende Degeneration des Gefühlslebens bei den frei Herumlaufenden mit erblicher nervöser Belastung; wie sollte da nicht die Philosophie des moralischen Irreseins (moral insanity) ihr dankbares Publikum finden (Nietzsches «neue Moral»). 3563 Русский Архив. О тожественном взгляде на секту графа Стенбока в IV выпуске Кельсиева мы не упоминаем, так как он, как и вся записка графа Стенбока, помещенная у Кельсиева, по сделанному нами, во «введении» замечанию, принадлежит тому же Ив. Сергеевичу Аксакову. 3573 Рукопись СПБ. Дух. Акад. Библ. А 1 / 54 л. 7 обор. Русский Архив 1866 г., кн. IV, стр. 625. 3587 «Сказание об антихристе еже есть Петр I». Чтен. Общ. Ист. и Древ. Российск. 1863 г., книг. I, отд. V. 3600 Время, 1862 г., Ноябрь 295–7 стр. Полемич. сочин. против Стран., Отеч. Зап. 1876 г., VII, 194–7 стр., VIII, 361 стр. прим. 3623 Вот напр. из 120 пойманных Комиссией было с 1 Июля 1850 г. и по 1 Апр. 1851 г. военных дезертиров 50, бродяг, непомнящих родства 18, крестьян 142. Простр. вып. из след., прилож. 2. 3686 Странники поясняют, что Евфимий знал и таких христиан, которые были и верны безпоповщинскому учению, «точию не возмог достигнути ко оным за неимением сведений страны оныя от его местности». Страннич. цвет. библ. А. А. Титова 12311, гл. 1, л. 22. 3693 Основатель толка брачников пишет: когда заметили, что жена моя не праздна, то советовали ей тайно (старцы) лучше истребить во чреве младенца, нежели родить на соблазн. Когда же узнали, что родилась дочь перестали ходить и давать милостыню на нашу часть. Брат. Слово 1875 г., кн. IV, отд. III, стр. 309. 3695 Немцы не охотно называют себя протестантами и предпочитают этому отрицательному термину положительный: «евангелик» (evangelisch), подчеркивая этим своё – преимущественное пред католиками и нами – уважение к Евангелию и более совершенное понимание его; а протестантство называют «евангелической церковью» (evangelische Kirche). По числу государств, входящих в состав Германской Империи, евангелическая церковь делится на несколько самостоятельных «местных церквей» (Landeskirchen) с правителями страны во главе (Landesherr – Summus episcopus) и с консисториями, как органами церковного управления и суда. В некоторых Landeskirchen, как напр., в Прусской, между консисторией и Summus episcopus стоит Верховный Церковный Совет (Oberkirchenrat). Кроме этой, так сказать, официальной церкви, есть еще несколько самостоятельных протестантских общин, не пожелавших вступить в неё, как напр., «строгие лютеране», но число таких протестантов сравнительно не велико.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основной труд В.- «Памятники древней христианской Церкви, или христианских древностей, с описанием таинств, богослужения, храмов, праздников, постов, иерархии, разных соборных постановлений и всех обрядов и обычаев, бывших в древней христианской Церкви» (СПб., 1829-1845. 5 т.) - стал первым в России изданием по истории древней Церкви 5 начальных веков существования христианства. В основе труда лежит соч. англикан. свящ. Джозефа Бингема «Origines ecclesiasticae, or The Antiquities of the Christian Church» (L., 1710-1722. 10 vol.), на то время лучший свод источников по христ. археологии. Большинство рецензентов негативно отозвались на выход «Памятников». Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) писал: «Книга не удовлетворяет древней истине и Православию во многих местах», проникнута духом англикан. Церкви (Лит. наследство. М., 1935. Т. 19/20. С. 194; др. отзыв святителя, также негативный: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. СПб., 1887. Т. доп. С. 27-28). Критически отозвался о работе В. архиеп. Филарет (Гумилевский) (Обзор. СПб., 1884. Кн. 2. С. 493). В мае 1847 г. С.-Петербургскому цензурному комитету было сделано строгое замечание за пропуск в печать издания. В. занимался переводами с латыни ( Вергилиева Енеида. Песнь 1-я. СПб., 1820; Надгробные слова Флешьера, еп. Нимского. СПб., 1824; Тацит . Агрикола//Отеч. зап. 1849. 5), написал оды на кончину имп. Александра I (СПб., 1825), имп. Елисаветы Алексеевны (СПб., 1826), имп. Марии Феодоровны (СПб., 1828). В 1844 г. В. по хранившейся у него рукописи издал соч. М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия». В книге В. поместил краткие биографические сведения о Сперанском, с к-рым был знаком в период ок. 1809-1812 гг. В. является также автором кн. «Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам» (СПб., 1848), в к-рой отражены его понимание семейной жизни и взгляды на воспитание детей. Арх.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 2044; Ф. 777. Оп. 1. Д. 574; Ф. 777. Оп. 1. Д. 859; Ф. 777. Оп. 1. Д. 860; Ф. 777. Оп. 1. Д. 1104; РНБ. Ф. 359. Д. 453 [Конспект лекций В. по философии].

http://pravenc.ru/text/158282.html

Лит.: Свиньин П. П. Ипатиевский мон-рь//Отеч. зап. СПб., 1820. Ч. 1. 1. С. 1-44; он же. Картины России и быт разноплеменных ее народов. СПб., 1839. С. 135-145; Павел (Подлипский), еп. Описание костромского Ипатиевского мон-ря. М., 1832; Погодин М. П. Дорожные записки//Москвитянин. 1841. Ч. 6. 12. С. 247-249; Андроников П. И. Имп. Александр II в Костромской стороне. Кострома, 1858. С. 12; Диев М. Я., прот. Ист. описание костромского Ипатского мон-ря. М., 1858; Вознесенский Е. П., свящ. Восп. о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего имп. дома Романовых в пределах Костромской губ., в XVII, XVIII и текущем столетиях. Кострома, 1859; Макарий (Миролюбов), архиеп. Вклады Годуновых в Ипатиевском мон-ре//ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237; Ипатиевский мон-рь//Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 286-290; Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России. М., 1862; Ипатиевский мон-рь со времени учреждения штатов до его восстановления в 1835 г.//Костромские ГВ. 1863. 34. Ч. неофиц. С. 223-224; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 91-102; он же. Палаты бояр Романовых или дворец царя Михаила Феодоровича в костромском кафедр. первокл. Ипатиевском мон-ре. Рязань, 1892; Островский П. Ф., прот. Ист.-стат. описание Костромского первокл. кафедр. Ипатиевского мон-ря. Кострома, 1870; Покровский Н. В. Ипатиевская лицевая Псалтирь 1591 г.//ХЧ. 1883. Ч. 2. 11/12. С. 594-628; он же. Древности костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34; он же. Памятники церк. старины в Костроме//Там же. 1909. Вып. 19. С. 1-32; Сторожев В. Н. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатиевского и Богоявленского мон-рей. М., 1894; Яцковская С. Костромской Ипатьевский мон-рь, колыбель Дома Романовых. М., 1896; Рождественский С. В. Служилое землевладение в Московском гос-ве XVI в. СПб., 1897; Рожков Н. А. Сельское хоз-во Московской Руси в XVI в. М., 1899; Сырцов И. Я., прот. Усыпальницы бояр Годуновых в костромском Ипатьевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/673737.html

28 Скит гефсиманский, Библ. для Чтен. 1849, Письма м. Филарета к А. Н. М. К. 1869, стр. 202. 35 Константинополь и Александрия имеют свою обширную литературу, которую неуместно было бы вводить здесь. Для путешественников укажем только две книги К.М. Базили: «Очерки Константинополя», 1835, и «Босфор. Новые очерки Константинополя», 1836, за тем – издание А. Давидова: «Живописные виды Константинополя». Спб. 1856. (Текст написан А. В. Дружининым ); ст. Рафаловича. «Этнографические очерки Константинополя в Отеч. Зап. 1849 года, томы 63 и 67; статью о Босфоре во 2 томе Живописного Сборника; статьи И. Березина «о посещении Царяграда во время пребывания там великого князя Константина Николаевича», Журн. Мин. Нар. Просв. 1854, и 5. 36 В одной Императорской Публичной Библиотеке имеется 13 списков: один 1496 года (XVII. Q. приобретенный после И.П. Сахарова); 8-мь XIII-ro века (IV. F. Q. IV. (Толст. отд. II, XVII. О. и 23; XVII. Q. (Толст. отд. II, XVII. Q. (Толст. отд. II, Погодин. Древлехр. и 1535; один около 1628 года (XVII. О. один 1751 года (XVII. Q. и два XIX века (F. IV. и F. IX, последняя рукопись с заметками Карамзина). 37 Все указания на Макарьевские минеи делаются по оглавлению их, помещенному в 4 книге Чтений Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1847. 39 Сахаров в Сказаниях р. народа II, 136 и А. Д. Галахов в Истории Р. Словесности, I, 166, говорят, что оно напечатано в Вивлиофике, но они смешали его два путешествия; архиеп. Филарет в своем «Обзоре» I, стр. 225 и Галахов (там же) говорят, что оно напечатано во Временнике, с отличиями, но его там вовсе нет, там путешествие Гагары (Времен. 1851, кн. X). 40 Патриарх иерус. Паисий писал в Россию послание, обличающее Суханова (Ист. Р. Церкви, архиеп. Филарета, кн. 2, пер. 3; Обзор р. д. литер. I, стр. 325). 41 Текст путешествия – латинский, издан Фомою Третером, польский перевод сделан Андр. Варгоцким, русский издан П. Богдановичем. 42 В «Библиотеке Норова», III, упомянуто издание 1773 г., но ошибочно сказано: по взятии Константинополя, вместо и о взятии…

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Историч. очерк Един С-го Обращение Иргизских монастырей к единоверию», в Прав. Собес. 1858 г. кн. I Отеч. Зап. 1874 г. ноябрь, ст. Мордовцева «Стародубье». Записки прот. Т Верховского по распространению единоверия в. Москве. «Сведения о единоверч. церквах» Москва, 1858 «Из записок Сапелкина» Русск. Вести. 1864 г ноябрь. Прав Обозр. 1866 г. май Истор. М В. Варадинова, кн.8. дополн. стр. 285, 459, 559, 562, 568 и 574. Раскол в Саратовском крае, Соколова, 1858 г. Единоверие получило наибольшее распространение в царствование императора Николая I. Оно распространялось с одной стороны вследствие административных распоряжений, а с другой, вследствие убеждения самих раскольников в несостоятельности раскола. В это время единоверие утвердилось во всех центрах раскола. Единоверие на Иргизе. Прежде всего, Иргизские монастыри были обращены в единоверческие. Обращение началось с монастыря Нижне-Воскресенского. В 1827 году 14-го июня в монастырь приехал саратовский губернатор князь Голицын и лично увещевал иноков принять единоверие, вычитав им и существующее предположение высшего правительства, утвержденное Государем, чтобы Иргизские монастыри уничтожить и закрыть, или обратить в единоверческие 77 . На первый раз никто из монахов не изъявил согласия, но на другой день настоятель Адриан и несколько иноков изъявили согласие присоединиться к прав. церкви на правах единоверия. Не смотря на выраженное другими неудовольствие и требование отказаться от данного слова, они подали прошение первому саратовскому епископу Моисею, в количестве 12 человек. Между тем вражда к ним несогласившихся была так велика, что полиция должна была охранять их. Вследствие поданного означенными монахами прошения, самый монастырь объявлен был единоверческим и причислен к 3-му классу монастырей. Упорные раскольники или отданы были в солдаты, или сосланы в Сибирь, по распоряжению губернатора. Так совершилось обращение иргизского Нижне-Воскресенского монастыря в единоверческий. Голицын пытался привлечь к единоверию и другие иргизские монастыри, но безуспешно. В следующие года дело обращения монастырей приостановилось, так как преемники Голицына (Рославлев и Переверзев) почти покровительствовали расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

11 апр. 1810 г. З. был уволен с должности министра и назначен председателем Департамента законов Гос. совета. Избирался почетным любителем АХ (1794), почетным членом Харьковского ун-та (1804), Медико-хирургической академии (1808). Награжден орденами св. Георгия 4-й степени (1775), св. Владимира 1-й степени (1786), св. Александра Невского (1786), св. Анны 1-й степени (1797), св. Андрея Первозванного (1797) и алмазными знаками к нему (1805), св. Иоанна Иерусалимского (1799). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . Надгробное слово 17 янв. 1812 г. произнес ректор СПбДА архим. св. Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит Московский). Отмечая «истинное любомудрие» З., он говорил: «Екатерина предприемлет озарить Север благотворными лучами просвещения - и обретает в нем надежнейшего споспешника в деле, требующем толикой прозорливости, духа и силы. Александр хощет воссотворить свет наук во всем пространстве своего владычества - и избирает его первым своим светоносцем» ( Филарет (Дроздов). Соч. С. 168). Арх.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 46. Д. 1208. Лит.: Парпура К. М. Ода на кончину гр. П. В. Завадовского. СПб., 1812; Филарет (Дроздов), архим. Слово, говоренное при отпевании... тела... гр. П. В. Завадовского. СПб., 1812 (то же: Соч.: Слова и речи. М., 1873. Т. 1. С. 164-169); Сняднецкий И. Биогр. гр. Завадовского//Сев. арх. 1822. Ч. 1. 4. С. 287-299; он же. Память гр. П. В. Завадовскому//Отеч. зап. 1830. Ч. 42. 121. С. 142-161; Мартынов И. И. Биогр. гр. П. В. Завадовского//Сын Отечества. 1831. Т. 19. 17. С. 138-154; 18. С. 186-204; 19. С. 238-257; Листовский И. С. Гр. П. В. Завадовский//РА. 1883. Кн. 2. 3. С. 81-174; Голубцов В. В. К биогр. гр. П. В. Завадовского//Там же. 1887. Кн. 1. 1. С. 118-128; Отставка гр. Завадовского: Указ Сенату имп. Павла I//РС. 1895. 10. С. 128; Корнилов И. Р. [Из переписки 1805 г.]: Гр. П. В. Завадовский и Ф. Чацкий//Там же. 1898. 2. С. 428-430; Хотеенков В. Ф., Чернета В. Г. 1-й министр народного просвещения Рос. империи П. В. Завадовский. М., 1998; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. С. 593, 597; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. империи, 1802-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 20022. С. 273-276.

http://pravenc.ru/text/182415.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010