Известно, что Бог есть любовь и что любовью Он сотворил все и ею обо всем промышляет. Он и «Своего Сына не пощаде» ( Рим. 8, 32 ) ради воссоздания и восстановления человека. Богу, Который есть любовь, или вселюбовь, приличествует поклонение и угождение в любви. Поэтому Он требует всецелой любви от всея души, сердца, разумения и крепости (ср. Мк. 12, 30 ). Для того чтобы вполне осуществить эту любовь, мы не можем распространять ее ни на какой другой предмет, каким бы нужным и важным он нам ни казался. Ведь то же самое совершил Бог , Который «возлюбль Своя сущия в мире, до конца возлюби их» ( Ин. 13, 1 ). Для нас, монахов, первыми, кто заслуживает выражения нашей любви, несомненно являются родители, виновники нашего бытия. Но любовь к Богу превосходит и эту любовь. Как образец всецелой любви к Богу у нас есть только Господь наш Иисус Христос . В евангельских повествованиях мы видим, что Он, несомненно, осуществил эту совершенную любовь к Богу. Подобной любви и трепетности Господь никогда не обнаруживает, пусть даже в малой мере, ни к чему и ни к кому другому, даже и к Самой Своей Матери, хотя Она была не только матерью по человечеству, но и совершеннейшим творением из всех разумных тварей. Господь не рассеивал драгоценное богатство Своей любви ни на что, устремляясь только к Самой Любви, к Богу, как Он и от нас того требует. Поэтому нежность и симпатия, превышающие границы положенного, являются воровством и присваиванием той любви, которая преимущественно принадлежит Богу. 2 Термин странничество ( ξενιτεα) в аскетической литературе обычно означает не переход с места на место, но жизнь на чужбине. – Все подстрочные примечания и ссылки даны переводчиком. 3 См. Древний Патерик, где ответивший философам старец не упоминается по имени, а просто именуется великим ливийским монахом: «О терпении зла», 24. С. 311–312. 6 Греческое слово φιλοπονα переводится нами словом «злострадание», а иногда, в зависимости от контекста, буквально – словом «любострадание», чтобы подчеркнуть момент подвижнической любви к страданию как очищению сердца от страстей. Под «злостраданием», по объяснению свт. Игнатия Брянчанинова (Отечник, с. 154), подразумеваются телесные подвиги и лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   Греческое слово φιλοπονα переводится нами словом «злострадание», а иногда, в зависимости от контекста, буквально — словом «любострадание», чтобы подчеркнуть момент подвижнической любви к страданию как очищению сердца от страстей. Под «злостраданием», по объяснению свт. Игнатия Брянчанинова (Отечник, с. 154), подразумеваются телесные подвиги и лишения.    Блаженны на Воскресной Литургии, глас 1. БЕСЕДА ВТОРАЯ. О непрестанном покаянии...    Отцы и братия, снова я призываю вас подумать о нашем общем деле — о непрестанном покаянии. Нас охватит тяжелое отчаяние, если мы поразмыслим о первоначальном состоянии человека по творении, о нашем обновлении через Бога Слова — что является высочайшим пределом божественного о нас промышления, дарованного нам Его всеобъемлющей любовью, — и если мы осознаем, что всего этого мы лишаемся, приговаривая себя самих к вечному осуждению, лишаемся единственно по причине нашей невнимательности и беспечности.    Но благословен Бог наш всегда, ныне и в вечности, Который нас пожалел и даровал нам покаяние, посредством которого мы возвращаем себе потерянное, снова обретаем свое место и наследуем все то, что обещает нам Его всеобъемлющая любовь и Благодать.    Покаяние — это безусловный долг монашеской жизни и отличительная ее черта. Покаяние — это обретение того, что мы потеряли, и исцеление тех, кто пришел в расстройство. Покаяние — это оплата долга и оживление мертвых членов, искаженных грехом, предательством и отречением. Покаяние — это достоверное спасение тех, кто оказался в море этой суетной жизни. И, наконец, покаяние — это главная цель и предназначение падшего человека.    Основываясь на житиях, учении и свидетельствах Отцов, мы, желающие подражать им, можем беспрепятственно направляться к этой цели. И сейчас мы познакомимся с общепринятой практикой покаяния.    Лучшее начало покаяния выражено в следующих святых словах: «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 9:10) и: «Страхом Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15:27), которыми мы и начинаем путь к нашему воскресению. Действенное покаяние — это «лествица», которая ниспадших на землю возводит на небо, туда, где наше настоящее отечество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

153. Нарушив пост ради любви, старец в тот же день не позволил ученику напиться воды, напомнив ему о посте См. также: Мудрость ; Подвиг тайный ; Пост . Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел попить. Старец сказал ему: “Захария, ныне пост!” – “Разве мы, отец, не ели?” – удивился ученик. “Ели, но это было делом любви, – сказал старец, – а теперь, сын мой, должны мы соблюсти свой пост.” (Достопамятные сказания. С. 259. 1). 154 Преподобный Макарий получил в дар кисть свежего винограда. Он отослал ее к больному брату, тот, в свою очередь, передал ее другому; побывав у многих иноков, кисть вернулась обратно к Макарию См. также: Любовь к ближнему выше поста . Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда. Ему очень хотелось его съесть, но он отослал эту кисть одному больному брату, которому также хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот по своему воздержанию послал его другому брату, как будто ему самому не хотелось винограда. Но и этот брат, получив гроздь, поступил с ней таким же образом, хотя ему и самому очень хотелось отведать ягод. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел его съесть. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав свой виноград и разведав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. (Лавсаик. С. 57). 155. Воздержание старца было настолько велико, что он даже не знал, существует ли кроме горького редечного масла какое-либо другое Однажды пришли посетители к старцу, и он оставил их у себя обедать. Предложил им редечного масла, а они сказали ему: “Отец! Лучше дай нам немного хорошего масла.” Услышав это, он перекрестился и сказал: “Существует ли другое масло, кроме этого, я не и знаю.” (Достопамятные сказания. С. 55. 3). 156. Братия, получив в дар сосуды с маслом, через год вернули их в храм нераспечатанными; авва же Вениамин вкусил немного масла, и было у него на сердце, будто он совершил великий проступок

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

685. Ангел принес к старцу, осудившему брата, душу осужденного и предложил совершить суд над ней; старец ужаснулся и понял тяжесть греха осуждения Один старец, услышав, что некий брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: “Великое зло сделал он!” Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: “Тот, которого ты судил, умер. Куда велишь положить теперь душу его, в Царство или в муку?” Старец ужаснулся. “Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал Ангел, – так говори же, что прикажешь? Помилуешь ее или мукам предашь?” Понял тут старец, что, осудив брата, он сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. “Бог простил тебя, – сказал Ангел, – но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 84). 686. Преподобный Иоанн Савваитский, осудив ближнего, был отринут Господом и лишен мантии; только через семь лет покаяния он получил прощение от Господа Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: “Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим.” Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!” Услышав это, я воскликнул: “Худо!” И только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим Ангелам и сказал им: “Изриньте его вон, это – антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда.” И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!” – “Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

А. Ровинский прочитал 1-ю строку как «Евстратий Христу в страсти наследник явися...», что усиливает уподобление Е. Спасителю - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 630). Другой вариант этой иконографии, усложненный и насыщенный деталями, с включением всех 3 сюжетов без членения на регистры выполнен Леонтием Тарасевичем для издания Киево-Печерского патерика 1702 г. К этой гравюре восходит изображение распятого Е. на деревянном резном кресте 1704 г. работы киевского мастера (НКПИКЗ), к-рое соотносится с традиц. Распятием Христовым на лицевой стороне, выражая святоотеческую мысль о жизни инока как крестной смерти и уподобляя кончину Е. подвигу Спасителя. Изображение преподобномученика встречается и на др. крестах XVIII-XIX вв. (2 в собр. НКПИКЗ). Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, плешив, брада менши Сергиевой, кругла, на плечах клобук, ризы преподобническия, испод киноварь розбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страны» 11-й). Единоличное поясное изображение Е. имеется на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки святого в Ближних пещерах,- вполоборота вправо, в монашеской мантии и округлом клобуке, в виде средовека с немного раздвоенной русой бородой средней величины, с необычным жестом десницы (повернута ладонью, 2 пальца подняты вверх) и пальмовой ветвью в левой руке (с четками на запястье); надпись: «С. Прп(д)б. мчкъ Ebcmpamiй». Фигура Е.- в мантии и куколе, со сложенными на поясе руками, с подписью: «сед, в схиме» - помещена среди рисунков лицевого иконописного подлинника посл. трети XIX в., созданного на основе протографа XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 122). В руководстве для иконописцев 1910 г. под 28 марта Е. отмечен как «типа русскаго, средних лет, с небольшою продолговатою русою бородой, лицом очень худ, в одной убогой подпоясанной ряске, на голове клобук», приводятся варианты надписей на свитке ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 229).

http://pravenc.ru/text/187511.html

может быть размещен с краю, напр. на иконе нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Schätze aus dem Höhlenkloster in Kiev: Eine Ausstellung im Bischöflichen Dom-und Diözesanmuseum. Trier, 1995. Kat. 9. S. 42). В клейме иконы «Собор русских святителей» (2-я пол. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Н. изображен вместе со свт. Германом, еп. Новгородским, он облачен в фелонь, малиновый подризник, с палицей на боку, с омофором «золотой парчи», в шапке с белой меховой опушкой, с Евангелием на левой руке; безбородый, волосы светлые (седые). Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) В Соборе Киево-Печерских святых Н. пишут в монашеском облачении - в мантии и куколе (клобуке) на голове, в ряду др. подвижников, где он опознается по местоположению и по имени Никита (др. святого с таким именем в Соборе Киево-Печерских святых нет), иногда с эпитетом «Затворник» (напр., на гравюре киевского мастера В. Белецкого 1756 г., на расцвеченной гравюре 1-й пол. XVIII в., ГЛМ; на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). К иллюстрациям деяний и чудес, связанных с именем Н. уже как епископа, относятся гравюры, сопровождающие печатные тексты Киево-Печерского Патерика, напр. работы мон. Илии 1656 г. в книге «Патерик, или Отечник, Печерский» (К., 1661. Л. 154 об. (РГБ)). Гравюра разделена на 2 части, в верхней представлен святой на фоне ландшафта. Он облачен в фелонь, омофор, без головного убора, так что видно гуменцо на главе, благословляет высоко поднятой правой рукой, на отведенной в сторону левой руке держит Евангелие. В условном пейзаже все же можно увидеть намек на гористую местность, характерную для киевского мон-ря, слева - отверстая пещера, в устье к-рой дана сцена искушения Н.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26–27. 157 Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни. 161 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96. 162 «Помысл» (с греч. – логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158–159. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138–141. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57–58. Еп. Игнатий Брянчанинов . Отечник. § 81–82. С. 314. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194–195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159–160, 184–185. 265 Преп. Исаак Сирин . Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175–176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие – корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин . Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10–11; св. Максим Исповедник . О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107–115. Ср.: Свт. Григорий Синаит . Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, – говорит преп. Максим Исповедник , – около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

148. Подвергшись ночью искушению мечтанием плотского совокупления, соблюди сердце твое при наступлении дня от воспоминания являвшихся тебе в мечтании изображений и от рассматривания их, чтоб не оскверниться услаждением при таком рассматривании и не навлечь на себя гнева Божия. Повергни себя пред Богом от всего сердца твоего и Он, многомилостивый к немощам человеческим, поможет тебе. 149. Упражняясь в подвигах, не попусти сердцу твоему возложить упование на них; не сложись с мыслию, что они помогают тебе, но так скажи помыслу твоему: «О! когда бы Бог услышал меня, вопиющего к Нему из бедственного состояния моего злостраданием тела» 421 . 150. Уединившись на безмолвие в келлию, установи себе употреблять постоянно такое количество пищи, которое бы удовлетворяло потребности тела, чтоб оно пребывало способным к подвигу, совершаемому ради Бога, и не понудило по причине изнеможения к выходам из келлии. Но никакого рода пищи, ни дорогой, ни дешевой, не вкушай по увлечению сластолюбивым пожеланием. 151. Если, при встретившейся нужде, посетишь брата или общежительный монастырь: то не допусти себе пресытиться каким-либо вкусным брашном, чтоб ты мог непринужденно возвратиться в келлию, и там, в келлии, тело твое не соделалось предателем твоим на основании допущенного ему наслаждения. 152. Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои: то не послушай их. Они разгорячают человека на всякое дело, которого он не может исполнить, – и он впадает в руки их; они радуются, обманув и уловив его. 153. Однажды в день употребляй пищу. Удовлетворяй потребности тела твоего, вставая однако из-за трапезы ненасыщенным, несколько алчущим, чтоб ты мог постоянно пребывать в благочестивом подвиге твоем. 154. Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимом покое. Разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтоб от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

212 . Оболенский М. А. О двух древнейших святынях Киева/Киевлянин. Киев, 1850. Кн. 3. С. 139–150. 213 . Остромирово Евангелие 1056–1057 г./С поил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843 . 214 . Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство, с Востока или Запада/Москвитянин. М., 1843. 4.4. 7. С.85–102. 215 . Памятники древнего русского права по харатейному списку императорского Московского общества истории и древностей российских/Русские достопамятности/Общество истории и древностей российских. М., 1843. Кн. 2. С. 302–330. 216 . Памятники российской словесности XII в./Изд. К. Ф. Калайдович. М.,1821. 217 . Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев: Киево-Печерская лавра, 1791. 218 . Писарев А. Пояснение двух мест в описании киевских древностей/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 164–168. 219 . Питирим. en. Нижегородский. Пращица. СПб., 1721. 220 . Платон (Левшин) , митр. Краткая церковная российская история. М., 1805.2 т. 221 . Повесть о водворении христианства в Муроме (по рукописи Румянцев-ского музея 364)/Памятники старинной русской литературы/Изд. Г. Кушелев-Безбородко; под ред. Н. Костомарова . СПб., 1860. Вып. 1. С. 229–238. 222 . Повесть о водворении христианства в Ростове (по рукописи XVII в. Румянцевского музея 434)/Там же. С. 221–224. 223 . Повесть о Нифонте, епископе Новгородском/Там же. СПб., 1862. Вып. 4. С. 1–9. 224 . Повесть об Антонии Римлянине (по рукописи Румянцевского музея 154)/Там же. СПб., 1860. Вып. 1. С. 260–263. 225 . Погодин М. П. Иаков мних, русский писатель XI в., и его сочинения/Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1852. Т. 1. С. 326–334. 226 . Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции М. Погодина о русской истории. М., 1846–1856. 7 т. Т. 1: Вступление. Об источниках древней русской истории, преимущественно о Несторе. М., 1846. Т. 3: Норманнский период. М., 1846. 227 . Погодин М. П. Следы глаголических букв в Новгороде в нач. XI в./Москвитянин. М., 1843. Ч. 4. 7. С. 103–105.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010