Что касается русской дихотомии «Крым – Донбасс», то единственной причиной тому, что всё случилось в 2014 году именно так, я вижу Черноморский флот и его военно-морские базы. В Крыму и на Донбассе живут одинаково русские люди. – Нередко в экспертном сообществе звучит мысль, что Россия недооценила способность украинской стороны к сопротивлению. Вы, как человек с военным опытом, можете представить, что подобная недооценка возможна? – Давайте начнём с азов. Запад последовательно и целенаправленно работает на уничтожение России как независимого государства и геополитического игрока. Они очень последовательны и системны в этом вопросе. Нас ненавидели при Иване Грозном, при Романовых, в советскую эпоху, ненавидят и в нынешнее время. Объединённые силы Европы вторгались на наши земли при Петре I, в Крымскую войну, первую Отечественную 1812 года. Потом была коллективная интервенция в Гражданскую, следом Великая Отечественная. Потом случился развал Союза, в чём Запад сыграл ключевую роль. Следом НАТО продвинулась к самым нашим границам, и с 2014 года Запад ведёт гибридную прокси-войну против России. Украина здесь пешка и пушечное мясо. Что касается способности к сопротивлению, то есть «не щадя живота своего», то тут достаточно понять простую вещь, что русские России сражаются с обманутыми русскими Украины. У нас в крови «биться насмерть». Именно поэтому идёт прокси-война, где Запад категорически не хочет сойтись с нами лицом к лицу и, цитируя нашего Верховного главнокомандующего, «просто сдохнуть». Донбасс, Украина и Россия 2014 год. Раненые украинские десантники, взятые в плен в ходе боя за город Шахтёрск Андрей Стенин/РИА Новости – Для многих россиян по-прежнему и Украина, и новые регионы, вошедшие в состав России, – terra incognita. Наверняка и вам приходилось сталкиваться с теми, кто вообще не понимает, «что мы там делаем»… Какие аргументы привести, чтобы стало понятно, зачем России Донбасс, Херсон, Запорожье?.. – Мягкая сила – традиционно слабое место российской политики. При царе это привело к трём революциям и развалу Российской империи. При советской власти – к крушению СССР. Сейчас в российском обществе масса «нетвойняшек» и людей, принципиально не желающих понимать и принимать, что это не мы начали «революцию гидности» в 2014-м. Не мы начали войну в Донбассе. И на СВО пошли лишь потому, что в противном случае СВО начали бы наши «западные партнёры» в выгодных для себя и в катастрофических для нас условиях. Если бы не СВО, то «бахмутская мясорубка» сейчас разворачивалась бы в Донецкой и Луганской агломерациях и потери измерялись бы не десятками тысяч, а миллионами жизней.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/russki...

Суворовское положение: «Каждый воин должен понимать свой маневр»,- наиболее полно выражая основную суть воспитания, значительно поднимало личность солдата, вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчиненных инициативу и способствовало росту личности военнослужащего. Суворов тщательно изгонял из программы обучения всё то, что способно в какой-либо степени понизить моральный дух солдата, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. В двустороннем ученье сторона, на которую ведется атака (фактически обороняющаяся) и которую Суворов называет «на месте стоящей», встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки (чрезвычайно рискованно, с точки зрения соблюдения требований безопасности, но исключительно полезно в плане повышения морально-психологической выучки). Об отступлении же Суворов запрещал даже думать, как и, вообще, при нём использовать само слово «отступление». Будучи хорошим психологом, он прекрасно знал, что масса легче усваивает то, что ударит по ее воображению . В сложнейший период 1806 – 1812 гг. суворовская «Наука побеждать», подготовленная для публикации с этим названием отставным майором М. Антоновским, переиздавалась девять раз. Интерес к суворовскому наследию естественно возник и после неудач первого периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — следствием этого явились многочисленные публикации «Науки побеждать», приказов и писем Суворова, основных сохранившихся его первоисточников . Содержание и формы обучения должны были служить практическим целям. Принципы обучения и воспитания, предложенные и использованные великим полководцем, актуальны до сих пор. Потому современные системы военной педагогики доныне активно используют эти принципы. Стоит вспомнить, что, благодаря суворовскому культу штыкового боя, «просвещённая Европа», одетая в солдатский мундир, в смертном ужасе бежала от русских «чудо-богатырей» и в Альпах 1799-го, и на полях сражений 18121814 гг., и в Крымскую войну, и в войну 1914-1918 гг., и – самое главное! – в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/29/ch...

Нынешняя половинчатая Россия и с половинчатым Путиным поперёк горла мировой финансовой химере стоит, и революционный кризис сейчас у них разрастается, а не у нас. Русский народ – это юродивый. Да. Но есть разные юродивые. Если юродивый от Бога – то он не всегда юродствует. Не всегда он на блуднице женится, как Осия, и не всегда на навозе хлеб печёт, как Иезекииль. Приходит час, и он трезво и мудро взирает на смеявшихся над его юродством, чьё гибельное безумие мудрости века сего становится вдруг очевидным. Русский народ – это юродивый. Да. Вы, господа успешные православные публицисты, писатели, философы, которые так забеспокоились борьбой с маленьким портретиком Сталина, вы ведь забеспокоились и о том, что нам скажут просвещённые европейцы. Опять скажут: вы, русские, прирождённые рабы, вы любите плётку, которой вас стегают. Да, ту плётку, которой нас стегает Бог, мы, юродивые ватники, чтим, как чтим страдание и Крест. И этих вот высокомерных прирождённых господ из Европы мы и разбили в Отечественных войнах – и в 1812-14-м, и в 1941-45-м годах. Обе эти Победы завершились в столице врага не когда-нибудь, а на Пасху Христову. А кстати, в этом безумном добровольном отдании себя на растерзание самодовольному западному миру, которое случилось при Горбачёве и Ельцине – а не было ли и здесь не только греховного соблазнения и подлости, но и спасительной тайны Креста? Спасительного для нас шока от той картины «свободного» общества, которую так наглядно и проницательно нарисовал Николай Носов в своей детской книжке «Незнайка на Луне» ещё до её воплощения среди наивных советских людей? То, за что Ельцина в «Ельцин-центре» чествуют – за это ему в аду бы вечно гореть. А вот другого – русского юродства – в этом «центре» увидеть не способны. А оно, возможно, у него есть… А где Крест, там и Пасха Воскресения. А теперь о войне и Победе. Революция и Россия. Сталин и Победа 15. Война Чем кто согрешает, тем тот и наказывается. Не хотели самодержавной монархии – получили анархию и разруху, а потом вдесятеро более жёсткую власть. Не хотели верить в Бога – стали верить в выдумки человеческие и спорить до смерти о деталях этих верований. Восхищались всем «прогрессивным», что порождала Европа – и Европа сначала одарила нас марксизмом, а потом пришла в своём предельно откровенном фашистском, точнее, в нацистском облике. Не хотели вытерпеть тяжёлую войну с Германией кайзера – получили вдвое, если не вдесятеро, страшнейшую войну Гражданскую, а потом – всё равно войну с Германией, только уже с Германией Гитлера.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/08/...

Вячеслав 2 июня 2020, 07:14 " Елена 1 июня 2020, 22:56 За то же, за что гибли солдаты и в Великую Отечественную и в Отечественную войну 1812 году. За Родину. Напомню чтов 1914 году Германия объявила войну России, а не наоборот. И тогда эта войну называли Второй Отечественной. В " империалистическую " её переименовали большевики, чтобы закамуфлировать свою предательскую деятельность во время войны. Ведь Ленин открыто призывал кпоражениюРоссии. " Эта война была не за Родину, а за интересы крупных капиталистов, которые таким образом решили заново поделить мир. И большевики это хорошо понимали. Так же стали понимать и солдаты кормившие вшей в окопах. Тут мы помниться честь Франции спасали своими солдатами, это за Родину было? Владимир 2 июня 2020, 06:56 Елена, учите историю должным образом. Утверждение пап франкским королями, " Константинов дар " , филиокве, единственно верное немецкое христианство (с политическими целями) - это VIII век. В XI веке отцы Церкви просто констатировали, что разрыв между церквями стал непреодолим. Немецкие придворные богословы ради укрепления особости своей личной церкви ввели столько новшеств в вероисповедание запада, что оно перестало быть православием. Впрочем, мне кажется, что правда Вам не интересна, Вы тут ради других целей работаете, потому на этом закончим Алекс 2 июня 2020, 04:23 Алла31 мая 2020, 23:47 " К Ленину же отношение куда более положительное, что говорит о том, что вы стоите на враждебных народу позициях. " Алла, быть на стороне большинства - сомнительная привилегия. Особенно для христианина. Я лучше буду с меньшинством, но на стороне старца Илия, слова которого о Ленине я уже приводил: " убийца он, по шею в крови " . Или как сказал великий русский писатель Бунин " Ленин - выродок от природы " . А что касается большинства, у которого " к Ленину отношение положительное " . Ну так это большинство уже показало на что оно способно - в 90-е годы. Когда разваливали их разлюбимый СССР ни кто из них даже не пикнул. Хорошо коммунисты поработали, провели селекция...

http://pravoslavie.ru/131292.html

3) «Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну. С их общей характеристикой» 380 ; 4) «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне» 381 ; 5) «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» 382 ; 6) «С нами Бог . Религиозные чувства русского народа в Отечественную войну» 383 . В сборник вошли живые и увлекательные рассказы, стихотворения, биографии, безобидные шутки, добродушные остроты и карикатуры. Шутки и остроты над неудачами врага и карикатуры чуть ли не на каждый шаг Наполеона, где действительное было перемешано с вымыслом, не только доставляли читателю лёгкое и забавное чтение, но и знакомили его с народным творчеством. Памятники русской поэзии и литературы о 1812 годе, помещённые в сборнике, были подобраны автором с большим умением и вкусом. Булгаковский использовал только то, что по нравственным и художественным соображениям было достойно внимания, обходя все грубое и пошлое, особенно из солдатских и народных песен. Между тем в подобных сборниках нередко можно было встретить материал без всякого разбора и критической оценки. Сборник был иллюстрирован 113 картинами и рисунками, как писал автор, «лучших художников», что придавало ему ещё большую привлекательность. 14 февраля 1912 года в Учебном комитете при Святейшем Синоде слушался отзыв члена комитета П.Ф. Полянского (будущего митрополита, священномученика) о книге «Великое былое». Давая положительную рекомендацию изданию, рецензент отмечал: «Сборник – ценное, добросовестно исполненное издание. Картинки и рисунки занимают в книге очень видное место и по своему выполнению говорят в её пользу» 384 . По рекомендации П.Ф. Полянского сборник был одобрен Учебным комитетом для ученических библиотек духовно-учебных заведений. В отзыве Училищного совета при Святейшем Синоде, рекомендовавшего сборник для церковно-приходских школ, в частности говорилось: «Все отделы в книге занимательны, назидательны, способны пробудить в душе читателя добрые и благородные стремления и чувства» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Странное невежество допускает автор и в отношении нашей прошедшей всю войну прославленной 45-мм противотанковой пушки, с едкой иронией называя ее «прощай, Родина!» А ведь она, огрызаясь от наседавших немецких «панцеров», уничтожала их сотнями, выручала пехоту-матушку. Ее снаряд легко пробивал лобовую броню вермахтовских T-III и T-IV (когда у немцев появились «тигры» и «пантеры», то на них нашли управу уже другие наши средства ПТО). Недаром немецкий участник войны на Восточном фронте А. Брюннер в своих мемуарах «На танке через ад» воздает должное расчетам наших «сорокопяток» – «от них не было спасенья, они палили в нас, как бешеные!» Не в ладу автор и с другими, хотя и «мелкими», но характерными для распознания его непрофессионализма деталями. «Товарищи солдаты!» – обращается у него в 1941-м командир к своим подчиненным, хотя понятие «солдат» появилось лишь в 1946 году, когда РККА переименовали в Советскую Армию. Правда, мы привычно говорим сейчас «солдаты Великой Отечественной», и правильно, так как это обозначает всех воинов минувшей войны. Путается автор книги и в воинской терминологии, географии сражений, окопных реалиях жизни, вооружениях, снаряжениях… Но дело не только в этом. Слабая «подкованность» автора в литературе о войне проявляется и здесь. Решив обратиться к параллельной теме – Отечественной войне 1812 года, к роману Льва Толстого, он всерьез полагает, будто князь Андрей Болконский «был смертельно ранен» в … Аустерлицком сражении. Выходит, въедливый пересмотрщик нашего боевого прошлого очень уж невнимательно читал когда-то «Войну и мир». Но особенно поражает доходящее до неприличия умиление автора по поводу того, что генерала М.Г. Ефремова, покончившего с собой, чтобы не попасть в руки врага, немцы – якобы из уважения к его отваге и мужеству – похоронили «со всеми воинскими почестями». При этом Михеенков ссылается на рассказы неких «местных жителей» (никаких имен!), разбирает версии кто бы мог быть этим германским «офицером чести» – не то сам Модель, не то кто-то из трех однофамильцев – Шмидтов (!)… Да знает ли автор этой «предательской книги», что такое со всеми воинскими почестями? Это построение войск, почетный эскорт, военный оркестр, речи над могилой, венки, салют… Шум и гром на всю округу! А свидетелей этих благородных деяний нет как нет. Разве что ссылки автора на некоего «господина Соломона» (?), который якобы руководил этой торжественной церемонией. Непонятно только, почему «германские рыцари чести» не воздали подобные почести не менее отважному и мужественному русскому генералу Д.М. Карбышеву, а подвергли его чудовищной средневековой казни – умерщвлению путем обливания на морозе ледяной водой.

http://pravoslavie.ru/43530.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — июнь 6 мин., 14.06.2011 1. Какой материал, на Ваш взгляд, самый актуальный? Самое актуальное в номере — «Тема номера: Война, не дающая покоя». Тема приурочена к дате начала Великой Отечественной войны, в ней обсуждается тот след, который оставила она в жизни нашей страны. Наследие войны — это не только разрушенная промышленность и экономика, это в первую очередь разрушенные семьи, изломанные жизни. Удивительная штука, война закончилась 66 лет назад, но нас воспитали те, кто ее пережил, те, для кого ужас войны — живая память об умершем папе, деде, не вернувшемся с фронта, голоде, унижениях и нищете. И даже если у нас ничего не поворачивается в душе при упоминании войны, мы все равно — ее дети и внуки. В «Теме» ведут внутреннюю дискуссию психолог Людмила Петрановская и публицист Егор Холмогоров. Скажу сразу, мне не близко многое в статье Людмилы Петрановской, но очень дорог главный месседж ее статьи: быть добрее друг к другу. К тем, кто носит георгиевские ленточки, и к тем, кто их не носит, к тем, кто приносит цветы к могиле неизвестного солдата, и к тем, кто, радуясь выходному, едет с семьей на шашлыки. Потому что только так, поддерживая друг друга, мы сможем прийти к тому, что когда-нибудь наши дети и внуки будут воспринимать ту войну, как мы воспринимаем войну 1812 года. С интересом, с уважением, с гордостью, но совсем без боли. Хорошую эмоциональную точку в «Теме» ставит иеромонах Димитрий (Першин), хотя история, рассказанная им в конце статьи «Я не участвую в войне — она участвует во мне», относится не к Великой Отечественной войне, а к относительно недавней — чеченской (с болью которой нам еще жить и жить): В 2009 году Прощеное воскресение выпало на 1 марта — день, когда в 2000 году в Чечне псковские десантники погибли, но предотвратили прорыв боевиков Хаттаба. Недели за две до Прощеного подходит ко мне подросток с вопросом, что можно сделать в этот день?

http://foma.ru/pyat-voprosov-redaktoru-i...

И он не стесняется говорить откровенную глупость, которая только кажется смешной. На самом деле это страшно, поскольку люди путают, например, Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года. Учеба – это труд, это всегда напряжение, особенно в сессию. Но этот труд все-таки очень благодарный. Люди получают знания, тренирует мозги. Хотя, разумеется, есть светские студенты, которым учиться интересно, которые ходят в консерваторию, театр и все успевают. У них есть желание познать мир, желание самообразования, саморазвития. Многие из них очень внимательно слушают, когда я рассказываю о Православной культуре, без настороженности, как, скажем, лет десять назад. На лекции по культуре Византии в этом году я рискнула дать фрагмент фильма ректора Сретенской духовной семинарии – отца Тихона (Шевкунова) – «Гибель империи», и в аудитории была полная тишина. Обсуждали мы данную киноработу и на семинарах. Многое меняется в нашей жизни, этот процесс идет медленно, но его нельзя форсировать. Западные обертки, блестящие, звенящие, яркие, уже всех утомили. Это уходит. Сейчас очень важно, что же придет взамен, что войдет в души молодых людей. Поэтому в современных условиях очень важна миссионерская деятельность Сретенской духовной семинарии. – Нина Николаевна, каковы ваши пожелания учащим и учащимся Сретенской семинарии в связи с ее десятилетием? – С самого начала существования Сретенская семинария держит высокую образовательную планку. И этот уровень, безусловно, нужно сохранить. Убеждена, у нас сложился замечательный преподавательский коллектив: не коллектив даже, а ансамбль. Хотелось бы, чтобы так было и впредь, чтобы взаимоотношения, которые возникли между преподавателями, укреплялись. А потребность в общении – доброжелательном, заинтересованном – есть всегда. Семинаристам желаю упорства при овладении знаниями, которые им так пригодятся в жизни. Иногда не хватает именно упорства, чтобы пройти все испытания, все соблазны. Следует помнить: умение трудиться во славу Божью – это дар Божий.

http://pravoslavie.ru/30872.html

Вот у нас и юбилей – 1812 года. Надо тоже помнить. Почти полгода прошло. А пока я не вижу никаких приготовлений, кроме ремонта триумфальной арки, никаких патриотических акций и благодарных действий в память героев Отечества и всенародного подвига. А ведь это укрепляет чувство Родины и радость за нее. Так надо же потрудиться для этого, для воспитания чистого и светлого патриотизма у внуков и правнуков. Без этого трудно что-либо передать от одного поколения к молодому, новому. Протоиерей Всеволод Чаплин Все религиозные войны меркнут перед этой войной Война – это всегда трагедия, и лучше обходиться без неё. Тем более что война, в которой противостояли друг другу богоборческие режимы, оказалась самой жестокой в истории человечества. Все религиозные войны меркнут перед ней. Однако война, будучи злом, выявляет лучшие человеческие качества. Когда человек жертвует собой ради ближних, ради Отечества, ради его свободы, он проявляет высшую добродетель. Многие закоренелые атеисты или люди, безразлично относившиеся к вере, в это время решительно изменились и своей верой, своим подвигом отвели от народа беду, которую обрушили на него десятилетия агрессивного безбожия. Конечно, я смотрел фильмы о войне, слышал рассказы от родственников, у меня на войне погиб дед. Но я не считаю, что переживания родственников для меня более важны, чем переживания других людей. И не отдаю этим переживаниям предпочтения. Юрий Пивоваров академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Самоэмансипация русского народа Великая Отечественная война никогда не была для меня историей, хотя я историк по профессии. Она – часть моей жизни. Я принадлежу к поколению, которое выросло из войны. Я родился в 1950 году, через 5 лет после войны. Фронтовиками были мой отец и его братья, часто приходившие к нам в гости. Мы жили в коммунальной квартире, где воевали все мужчины-соседи.   Так что я с рождения жил в окружении людей, знающих войну. В нашем дворе – в переулке  возле Рижского вокзала, стояли противотанковые ежи. И мы, дети, играли в войну возле них, «защищались» от «немецких танков».

http://pravmir.ru/moja-vojna/

   26 июня Местоблюститель патриаршего престола совершил в Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, по окончании его митрополит Сергий выразил надежду, что как гроза освежает воздух, так и настоящая военная гроза послужит «к оздоровлению нашей атмосферы духовной». В этих словах выражен и суд о состоянии общества в канун войны, в котором царили всеобщий страх, доносительство, совершались бессудные убийства, и надежда, что война принесет с собой изменения к лучшему для Церкви Христовой. Во всех еще не разрушенных и не оскверненных православных храмах Русской земли за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, которая была составлена в Отечественную войну 1812 г.: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже творяй чудеса Един! Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наша собрашася на ны, во еже погубити нас и раззорити святыни наша. Помози нам Боже, Спасителю наш, и избави нас, славы ради имени Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченные Моисеем к людям Израильским: Дерзайте, стойте, и узрите спасение от Господа. Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Твоим, но в милостях и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа и спасение уповающим на Тя и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». В Красную Армию мобилизованы были главным образом крестьяне, которые, по крайней мере в старших поколениях, оставались еще верными чадами Православной Церкви. Фронтовая жизнь в ежечасном ожидании смерти, страдания от ран, гибель боевых друзей пробуждали в русских солдатах религиозные чувства и мысли, в войну религиозные настроения в народе углубились и усилились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010