Федор Глинка Глинка Федор Николаевич (1786–1880) – поэт, прозаик. Прожил долгую жизнь. Как и легендарный Денис Давыдов, Константин Батюшков, был участником всех антинаполеоновских войн 1805–1807 годов, как Петр Вяземский, Василий Жуковский, Павел Катенин – Отечественной войны 1812 года. В этом же ряду певцов во стане русских воинов нужно назвать и его старшего брата, участника суворовского Итальянского похода Сергея Глинку, который первым записался в 1812 году в Московское ополчение, издавал самый популярный в период войны журнал «Русский Вестник». В годы учебы в 1-м Кадетском корпусе большое влияние на Федора Глинку оказал учитель Закона Божьего отец Михаил (впоследствии митрополит Петербургский), способствовавший стремлению кадета жить не только по воинскому уставу, но и по Христовым заповедям, «говорить всегда правду». В 1803 году семнадцатилетним прапорщиком он стал адъютантом прославленного суворовского генерала Михаила Милорадовича, с которым прошел все антинаполеоновские войны 1805–1806 годов и всю Отечественную войну 1812 года. В 1806 году вышла его первая книга – «Письма русского офицера», ставшая одним из выдающихся памятников русской военной прозы. Отечественная война 1812 года застала Федора Глинку в смоленском имении Сутоки, где он залечивал раны после штыковой атаки при Аустерлице. Как оказалось, не последней. Он вернулся в строй в первые же дни войны, но не офицером, а волонтером. Все его документы, в том числе личный вызов от Милорадовича, сгорели, и он отступал вместе с армией от Смоленска до Бородина, принимал участие в боях как рядовой, но без формы. Так что самые первые песни Отечественной войны 1812 года – «Военная песня», «Солдатская песня, сочиненная и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года», «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» – созданы волонтером Федором Глинкой, и зазвучали они уже в первые дни и месяцы войны одновременно с «Певцом во стане русских воинов» московского ополченца Василия Жуковского. В «Солдатской песне» Федора Глинки впервые прозвучал призыв:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Малоярославец. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор построен в 1912 году. Трехпрестольный Успенский храм-памятник построен на месте старой Успенской церкви, свидетельницы Отечественной войны 1812 года. Церковь, построенная в 18-м веке, сильно пострадала во время сражения. Сначала ее собирались просто перестроить, но потом прежнюю церковь разобрали и начали строительство новой по новому проекту. Работы проведены под руководством архитектора Скловского. Непосредственно строительными работами руководил инженер Б.А. Савицкий. Постройка собора началась 14 сентября 1903 года. Но постепенно идея строительства приходской церкви переросла в создание храма-памятника, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны. Сбором средств ведал специальный Комитет по строительству. В 1909 году была открыта Всероссийская подписка, по губерниям было разослано 140 тысяч подписных листов. Кроме того, с разрешения епископа Калужского и Боровского Вениамина, во всех церквах Калужской епархии 24 мая 1909 года был проведен тарелочный сбор на сооружение храма-памятника в Малоярославце. К октябрю 1910 года строительство было почти закончено. Вечером 10 октября в новом храме отслужили всенощную. 2 октября с освящения собора началось торжественное празднование 100-летнего юбилея Малоярославецкого сражения. Значение построенного собора раскрыл священник А. Дмитриевский в своем обращении к прихожанам: " Воздвигнутый на крови мучеников за родину наших предков героев-воинов, сей величественный храм -есть лучший для нас памятник, потому что в нем благодарные потомки их будут постоянно сплетать венки к подножию их могил из живых молитв своих " . Действует. В 1756 г. в городе Малоярославце был построен и освящен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм простоял 147 лет (до 1903 г.), и пережил Отечественную войну 1812 г. В 1896 г. хотели было ремонтировать храм, но в 1903 г. решили построить новый, старый к тому времени уже разобрали. В 1909 г. был объявлен сбор средств на строительство нового храма. По проекту Савицкого были пристроены трапезная и колокольня, по проекту Меньшова выполнена отделка храма. Дубовый иконостас был заказан одному из лучших московских специалистов П.А. Сизову. Он с супругой на собственные деньги изготовил кресты на купола и дал средства на их позолоту. Были подобраны и написаны иконы. К 1912 г. строительство храма было завершено и 10-11 октября того же года храм был освящен. При храме действовал церковный хор, собранный настоятелем, о.Иоанном Дмитриевским.

http://sobory.ru/article/?object=00362

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиги Елены Цебржинской 25.09.2020 963 Время на чтение 7 минут Она стала первой женщиной, награжденной Георгиевским крестом в годы Первой мировой Ее имя долго было предано забвению. И лишь недавно о ней заговорили снова. Елена Цебржинская была родом из Батума, родилась в семье морского офицера, ее девичья фамилия - Хечинова. Жизнь этой дамы протекала вполне буднично и безмятежно. Она вышла замуж за военного врача, родила двоих детей. Но когда началась Первая мировая война, судьба Елены круто изменилась. Первую мировую называли Второй Отечественной – после кампании 1812 года против Наполеона. Основания для этого были – войну объявили Австро-Венгрия и Германия. Николай II выступил в защиту угнетенных славянских народов. Но после того, как Россия потеряла часть собственных территорий, война превратилась в истинно народную, поскольку воинам приходилось отбивать у врага свою землю. «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли Нашей», – заявлял император. В стране начался небывалый патриотический подъем. В армию стремились не только мужчины, но и женщины – жены, дочери, сестры. Им, чтобы попасть на передовую, часто приходилось идти на различные ухищрения. Обычно они выдавали себя за представителей сильного пола. Подобно юной Шурочке Азаровой из поэмы Александра Гладкова «Давным-давно», спешившей сразиться с Наполеоном: «Вы не удержите меня словами! Запрете, убегу я все равно!.. Сейчас у русских на душе одно – Как родину спасти...» Шурочка Азарова пошла на войну как корнет Александр Азаров. Елена Цебржинская «превратилась» в фельдшера-добровольца Евдокима (по другими сведениям – Казимира) Цетнерского. Неужели она ушла на фронт, не спросив мужа? Да некого было спрашивать. Супруг Елены, Владислав Цебржинский пропал без вести в самом начале Первой мировой, во время марша Русской армии в Восточную Пруссию. И женщина – тихая, домашняя – тут же бросила дом, отправила детей – трехлетнего Арсена и шестилетнего Виктора в Батум к своим родителям. Раздобыла армейскую форму, документы, постригла волосы и прибыла в расположение 7-й роты 186-го пехотного Асландузского полка. Это было в сентябре 1914 года.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/25/podvig...

Балашиха. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви. Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Михайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной. Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда. В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.

http://sobory.ru/article/?object=06236

Дно. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь стоит в городе Дно на возвышении в конце улицы Советской, при проезжей дороге Дно-Новгород в окружении старых тополей. На берегу небольшой речки Судонки. Церковь построена после войны 1812 г., видимо, в ознаменование победы и памяти погибших генерал-майором Лождуровым в 1821 г. Храм считается трехпрестольным: Архангела Михаила, пророка Илии, Старорусской Божьей Матери. Храм Архангела Михаила за время своего существования пережил революцию, Великую Отечественную войну, период застоя 70-х и развала СССР 90-х годов.  Информация: http://culture.pskov.ru/ Дно, Михаило-Архангельская церковь Впервые деревни Большое Дно и Малое Дно (Донце Меньшое) упоминаются в новгородских писцовых книгах XVI века. В документах 1552-1553 годов Дно названо сельцом, в котором стояла деревянная церковь Архангела Михаила. Владел сельцом князь Михаил Константинович Засекин. По документам 1576 года, сельцом владел родственник Малюты Скуратова Афанасий Васильевич Бельский. В XVIII веке здесь были владения Ададуровых. Каменная церковь в селе Дно построена в 1752 году Василием Евдокимовичем Ададуровым (1709-1780). Он учился в гимназии при Московском университете, в 1731 году издал «Латино-немецко-русский лексикон с краткой русской грамматикой», в 1733 году стал первым русским адъюнктом по математике. В 1736 году Ададурову поручен надзор за учениками, присланными в Академию из Москвы, в их числе был М. В. Ломоносов. На немецкий язык им переведено «Уложение» царя Алексея Михайловича, переводил на русский язык книги иностранных авторов. В 1740 году Ададуров попал под подозрение как сообщник А. Волынского, но ему удалось оправдаться. В 1744 году ему поручено преподавать русский язык будущей императрице Екатерине II. Между тем, стало известно, что он готовил манифест об объявлении Екатерины императрицей, его ждала ссылка. После воцарения Екатерины В. Е. Ададуров был возвращен из ссылки и назначен куратором Московского университета, затем сенатором, президентом Мануфактур-коллегии. В 1768 году написал «Правила российской орфографии».

http://sobory.ru/article/?object=11445

Евангелие, Православие и… мир Размышления в день памяти православного воина Феодора Ушакова Роман Савчук Праведный Феодор Ушаков «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля, вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель», – так в донесении Екатерине характеризовал доблесть и мужество святого праведного воина Феодора Ушакова князь Потемкин. Конечно, есть и другие характеристики добродетельной личности святого воина. Мы знаем, что он «бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения», в Отечественную войну 1812 года всё, что имел, отдавал «на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага…» и, наконец, «остаток дней своих адмирал провел крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви». А когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители – места его упокоения. Сочетание таких, казалось бы, разных понятий, как «воинское служение» и «святость, праведность», нередко повергают в смятение даже людей глубоко верующих. Тем более усиливают недоумения разные критические высказывания по этому поводу поборников «истинной евангельской любви». Вопрос действительно серьезный: как совместить воинское служение с образом святости, который мы познаем из Евангелия? В чем заключается логика Церкви в этом случае? Прежде всего, мы должны осознать, что Церковь в своих суждениях всегда опирается на истинную оценку действительности и правильное соотношение видимого и реального. Основанием такого взгляда на мир является Евангелие. А оно решительно и определенно говорит о том, что реалии земной жизни очень часто искажают даже самые благие намерения, обращая их на погибель человеку. С ужасом мы слышим из уст Спасителя, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.

http://pravoslavie.ru/74326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 20.02.1822, с. Спас Волженский Вяземского у. Смоленской губ.- 22.10.1891, Троице-Сергиева лавра), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО. Род. в семье козельского дворянина, участника Отечественной войны 1812 г., штабс-ротмистра, затем асессора Тульского губернского правления Александра Александровича Кавелина († 7 марта 1874), принадлежавшего к старинному дворянскому роду; в Крымскую войну он возглавил Козельское ополчение (Летопись скита. 2008. С. 136); мать - Мария Михайловна (урожд. Нахимова; 1802-1860), двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Племянник владимирского губернатора (1820-1821), директора Главного педагогического ин-та (1816-1819) Д. А. Кавелина (1778-1851), двоюродный брат историка и философа К. Д. Кавелина (1818-1885). В 1835 г., по окончании 4-го класса Калужской гимназии, определен в 1-й московский кадетский корпус (1835-1840). В корпусе проявились его «религиозность и склонность к учено-литературным занятиям» ( Никольский. 1914. С. 196). В 1839 г. в числе лучших воспитанников корпуса Л. Кавелин принимал участие в юбилейных маневрах на Бородинском поле, затем по предложению начальства составил их описание (Письмо из Бородина. 1839); стихотворение «Бородинское поле», датированное 1839 г., напечатали позже (Маяк. СПб., 1845. Т. 19. Кн. 38. Отд. 1. С. 48). Воспоминаниям об учебе и о преподавателях посвящены отдельный очерк (В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов//РА. 1878. 11. С. 405-409) и статья (Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса//ДНР. 1879. 2. С. 167-172). По окончании курса в 1840 г. Кавелин «за отличные успехи» определен прапорщиком в лейб-гвардии Волынский полк. Состоявшееся практически одновременно с окончанием корпуса знакомство с издателем ж. «Маяк» С. О. Бурачком и редактором «Иллюстрации» А. П. Башуцким, «литераторами, отличавшимися, как и он, православно-религиозным направлением», задало новую тему лит. и научной деятельности Кавелина, в к-рой проявился интерес «к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий» ( Никольский. 1914. С. 197). Л. стал сотрудником ж. «Маяк», с 1843 по 1846 г. публиковал множество стихов, повестей, переводов, статей и очерков историко-лит., археологического и этнографического содержания. В это время Кавелин сблизился с архим. Сергиевской пуст. св. Игнатием (Брянчаниновым) , и молодой офицер «едва было не избрал Сергиевскую пустынь местом первых своих иноческих подвигов» ( Дмитриевский. 2009. С. 174-176).

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Москва. Церковь Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Всехсвятский храм Карта и ближайшие объекты Около 1398 г. на р. Ходынке был основан мужской монастырь. В XVII в. он был упразднен, а его храм стал приходским. Первый каменный храм был построен в 1683 г. на средства И.М.Милославского, ныне существующий - в 1733-1736 гг. на средства дочери кн. Милославского, вышедшей замуж за грузинского царевича. В 1798 г. храм Всех святых поновлен, в нем устроен иконостас, на левом клиросе - царское место. После разгрома села Всехсвятского в Отечественную войну 1812 года, оно было восстановлено с новой роскошью, тогда же проводились работы и в церкви. В конце XIX - начале XX века церковь Всех святых в селе Всехсвятском неоднократно поновлялась и перестраивалась. Большие работы проводились в 1880-е гг. В 1902-1905 гг. перестроены и расширены приделы: во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (память 3/16 февраля), в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (память 24 октября/6 ноября). В 1923 г. храм захватили обновленцы. В 1939 г. храм был закрыт, а пятиярусный иконостас XVIII в. выломан и сожжен перед храмом. В 1945 г. было получено разрешение вновь открыть храм. Он был освящен к пасхе 1946 г. С 1979 г. вновь зазвонил долго молчавший колокол. С 1992 г. храм Всех святых служит Патриаршим подворьем. Источник: сайт http://www.ortho-rus.ru/ Мужской монастырь во имя Святых отец Седми Вселенских Соборов при старинной Тверской дороге известен с 1398 г. В XV в. рядом возникло село Святые отцы. В XVII в. он был упразднен, а храм стал приходским, земли отошли к Кремлевскому Архангельскому собору и около ста лет находились в его владении. Со второй половины XVII века село Всехсвятское перешло во владение князя Ивана Михайловича Милославского, двоюродного брата царицы Марии Ильиничны. С его именем связано строительство в 1683 году небольшой каменной церкви шатрового типа во имя Всех Святых, простоявшей до 1733 года. Дочь кн. Милославского Федосья Ивановна, унаследовавшая село Всехсвятское, вышла замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича. После ее кончины в 1695 году село Всехсвятское по указу Петра I было пожаловано Александру Арчиловичу. Во время Северной войны Александр Арчилович попал в плен и умер в Швеции в 1711 году. Село Всехсвятское досталось его сестре Дарье Арчиловне. По ее инициативе в 1733-1736 гг. и был построен ныне существующий храм Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=01905

Осташёво. Церковь Олега Брянского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1790-х годах по заказу князя А.В. Урусова на берегу реки Руза была создана усадьба Осташёво. С 1813 года усадьба принадлежала Н.Н. Муравьёву, участнику Отечественной войны 1812 года. В усадьбе происходили тайные встречи декабристов, в которых участвовал сын Н.Н. Муравьёва Александр Муравьёв. В 1903-1917 годах усадьбой владел великий князь Константин Константинович (К.Р.) и его наследник. В 1915 году на берегу Рузы в западной части парка была построена церковь-усыпальница. Церковь так и не получила посвящения. Она была создана по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова и представляла из себя кубический четырехстолпный одноглавый храм крестово-купольного типа с пониженной апсидой. Церковь сооружалась по образцу древних псковско-новгородских церквей. Вход расположен с западной стороны, около юго-восточного угла была построена двухпролётная звонница. Вдоль стен были размещены саркофаги, в кладку стен были вмурованы надгробные доски. http://volokblag.ru/ Храм заложен 05.07.1915 года, окончено строительство в ноябре 1916 года. Храм-усыпальница построен над могилой Его Высочества князя Олега Константиновича, скончавшегося 29.09.1914 года от ранения, полученного на поле боя в Великою войну. По желанию, неоднократно выраженному усопшим, и с Величайшего соизволения императора Николая II, похоронен князь в Осташёве в имении отца 03.10.2014 года. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осташево (Старое Долголядье). Так называемое «Старое село», где находится прежнее кладбище с каменной часовней на месте церкви, в старину называлось «село Успенское – Долгие Ляды тож». На пустоши Долгих Лядах печатником Ф. Ф. Лихачевым построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Деве Марии, и образовалось село Благовещенское, а невдалеке построена была, неизвестно когда, церковь Успенская, и появилось село Успенское – Долгие Ляды. В 1636 г. пустоши Тепнева, Бражникова и Фомкина, деревни Осташева и Чередьева (Чередова) были куплены Лихачевым и впоследствии находились во владении вместе с селом Успенским у князя И. А. Голицына, от него перешли в 1729 г. к его сыну Федору. В 1756 г. село Долгие Ляды достались его сыну Петру Федоровичу. Последний в 1765 г. свою часть имения продал графине Екатерине Алексеевне Салтыковой, после смерти которой село Долгие Ляды с деревнями в 1773 г. досталось графу А. В. Салтыкову.

http://sobory.ru/article/?object=03219

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010