Господь как бы даёт зверю власть над человечеством накануне Страшного суда, который должен произойти, согласно Апокалипсису. И неудивительно, что люди боялись. Они действительно воспринимали нашествие чужих как близость конца времен. Что касается Наполеона, то миф о нем как о гордом чванливом самовлюбленном человеке, наделённом безмерной жаждой власти, стал очень устойчивым в русской культуре. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» воплощение наполеоновской идеи гордыни, властолюбия и самоутверждения за счёт другого человека выполнил в описании жизни, поступков и душевных страданий своего главного героя Раскольникова, который ради воплощения этой идеи убил старуху-процентщицу. При этом нужно сказать, что на стороне честолюбивого Наполеона, покорившего Европу, воевали не только французы, но и голландцы, немцы, австрийцы, поляки, итальянцы. Недаром за свою многочисленность войска Наполеона получили название Великой армии. Так, впервые за всю историю Отечества русский народ столкнулся с нашествием иноплеменников в лице всей объединённой Европы. Приоткрыв завесу тайны полоцкого памятника Героям Отечественной войны 1812 года Война как наказание за грехи и беззаконие. Если посмотреть на духовно-нравственное состояние русского общества накануне Отечественной войны 1812 года, то можно сказать, что оно было на грани катастрофы. Разврат, беззаконие, поголовное пьянство, формализм, корыстолюбие, богоотступничество, лицемерие – все эти пороки стали неотъемлемыми спутниками русских людей, в первую очередь в аристократической среде. Так, например, князь Александр Голицын проиграл в карты собственную жену. Соответственно в обществе царили антигосударственные и антимонархические революционные настроения. Доказательством тому служит проникновение лидеров протестантско-сектантских течений, а также представителей масонских орденов в структуры Церкви, образования и государственного управления. Но самым главным показателем внутреннего состояния русского общества были последствия преступления, совершенного в Инженерном замке Петербурга в результате заговора против Царя как Божьего Помазанника: в ночь с 11 на 12 марта (ст.ст.) 1801 г. был убит Император Павел I. Вступивший на престол его сын Александр был также к этому заговору причастен. Есть сведения, что к Евангелию Император Александр I обратился только после того, как Наполеон перешел границу Российской Империи в районе р. Неман в 1812 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/10/ob...

200-летие Отечественной войны 1812 года — уникальная выставка в Москве +ФОТО Совсем немного осталось до 200-летия легендарной Бородинской битвы. В последний день лета Выставочный зал федеральных архивов презентовал уникальную историко-документальную выставку. 1 сентября, 2012 Совсем немного осталось до 200-летия легендарной Бородинской битвы. В последний день лета Выставочный зал федеральных архивов презентовал уникальную историко-документальную выставку. Совсем немного осталось до 200-летия легендарной Бородинской битвы . В последний день лета Выставочный зал федеральных архивов представил вниманию публики международную историко-документальную выставку, посвященную двухсотлетнему юбилею Отечественной войны 1812 года под названием ««Недаром помнит вся Россия…». Уникальные документы из российских и зарубежных архивов». Выступая на открытии экспозиции, заместитель Министра культуры Григориев Ивлев от имени Министерства культуры поздравил организаторов выставки с большим творческим успехом: «Война 1812 года, Бородинское сражение – важные вехи в истории нашего государства. Наше восхищение событиями той эпохи основано на понимании истории как взаимодействия наций. Величие войны выражено в документах французских, польских, русских. Мы видим, что во время сражений этой войны русское воинство показало ту стойкость, ту напористость, которую только может человек проявить. Успех выставки и в том, что мы обращаемся к первоисточнику. Сейчас, когда мы читаем доклады императора, офицеров, оценивающих произведенные действия, мы видим, сколько это стоило людям трудов. Наполеон, передавая одному из российских чиновников послание Александру I, сказал, что во время московского пожара погибло многовековое наследие. Это оценка не просто врага, а это оценка ситуации, которая сложилась в то время. То, что это выставка состоялась, говорит о богатстве и духовной силе наших народов». Министр правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский заявил, что благодаря этой выставке «у нас появилась хорошая возможность взглянуть на события той эпохи по-новому. После того, как мы ушли от политической разобщенности и штампов советской эпохи, мы получили возможность получить доступ к зарубежным источникам, которые раньше были для нас недоступны… Это очень важное мероприятие, потому что из совокупности всех этих источников и складываются наши знания о той или иной эпохе».

http://pravmir.ru/200-letie-otechestvenn...

Существует ли сейчас спрос на патриотизм? Война 1812 года только через 25 лет после завершения была объявлена Отечественной. Причина — спрос власти на патриотизм, на героическое прошлое в угоду политической конъюнктуре. Должна ли власть использовать историю в своей текущей политике? 22 января, 2014 Война 1812 года только через 25 лет после завершения была объявлена Отечественной. Причина — спрос власти на патриотизм, на героическое прошлое в угоду политической конъюнктуре. Должна ли власть использовать историю в своей текущей политике? Год 2014-й, хотя и не имеет официального статуса Года истории, обещает сделать тему прошлого первополосной. 100 лет Первой мировой войны — достойный повод еще раз поговорить о «нормальной» науке истории, мифах, патриотизме, госзаказе и правдивых учебниках. Эти темы «Российская Газета» обсудила с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Война 1812 года только через 25 лет после завершения была объявлена Отечественной. Причина — спрос власти на патриотизм, на героическое прошлое в угоду политической конъюнктуре. Должна ли власть использовать историю в своей текущей политике? Владимир Мединский: «Должна или не должна использовать» — такая формулировка вопроса уводит в сторону. Реалии современного мира таковы, что любая суверенная власть так или иначе проводит свою историческую политику, то есть, выражаясь вашим языком, «использует историю» в своих интересах. Государство, чья элита отказывается от целенаправленного воздействия на общественное сознание (историческую память), неизбежно отказывается от части собственного суверенитета. Конечно, государство может этим не заниматься — но тогда историей будет заниматься кто-то другой, кто угодно и под любым углом. А у людей будет в голове либо вакуум, либо мусор. Потому что когда тебе в одно ухо говорят, что Александр Невский — герой, а в другое — что он коллаборационист, то, учась в 6-м классе, очень трудно сделать сознательный вывод. Что касается «спроса на патриотизм» и героическое прошлое, то это фундаментальный, связанный с необходимостью продления своего исторического бытия запрос любого жизнеспособного общества и любого устойчивого государства. Исключая, конечно, те страны, элиты которых лишены политической и иной субъектности. Такое случается в провинции, колонии других более мощных держав.

http://pravmir.ru/sushhestvuet-li-sejcha...

24 октября (12 октября – по ст. ст.) произошло одно из ключевых сражений Отечественной войны 1812 года – битва за Малоярославец, отрезавшая Наполеону дорогу в неразоренные войной южные губернии и заставившее его идти старой, выжженной Смоленской дорогой, где неприятельское войско, терзаемое партизанскими отрядами, подгоняемое регулярными частями войск и просто голодом из-за своих прежних буйств на тех землях, очень скоро превратилось в беспорядочно отступающую шайку мародеров. О Малоярославце вспоминают гораздо меньше, чем о Бородинской битве, хотя и это сражение было очень тяжелым: город несколько раз переходил из рук в руки, и много воинов наших пало в тот день. Хотелось бы и в эту годовщину вспомнить великий 1812 год и его героев, а о некоторых из них поговорить особо. Военная галерея Зимнего дворца «У русского Царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата… Ни плясок, ни охот – а все плащи да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги…» Эти строки написал когда-то наш великий Пушкин о самом, может быть, дивном месте в Зимнем дворце – Галерее героев 1812 года. Долго можно бродить по ней, глядя на удивительно прекрасные и родные лица таких далеких и почему-то все равно близких воинов Отечественной войны. Она и впрямь была Отечественная, и драгоценным пламенем горела в сердцах тех, кто ее застал, и после не одно еще поколение; и, как родители наши, когда нужно вспомнить что-то святое из земного, вспоминают Великую Отечественную, так и предки наши в XIX веке вспоминали двенадцатый год, когда больше ничто уже не звучало, когда иное уже не пробуждало окаменевшую душу. Война 1812 года и впрямь была Отечественная, и драгоценным пламенем горела в сердцах тех, кто ее застал Для нас сегодня эта далекая война – что-то шумное, красивое и чуточку даже, за давностью двухсот лет, словно бы ненастоящее. Но… остановимся у любого из этих портретов, вглядимся в серьезное лицо, в горящие вдохновением или поражающие тихой внимательностью глаза, прочтем имя на золотой табличке – и словно бы иной мир откроется взору.

http://pravoslavie.ru/156828.html

Это было обещание будущих военных поселений. Таким образом, вся благодарность непосредственно за 1812 г. свелась к пышным словам, к установлению медалей и крестов и к раздаче нескольких миллионов городам, пострадавшим во время неприятельского нашествия. И то по этому поводу В.И. Штейнгель впоследствии в письме к Николаю имел полное право сказать: «Но сим пособием воспользовались не столько совершенно разорившиеся, сколько имущие, ибо оно раздавалось в виде ссуды под залог недвижимости». Вопрос о нравственных обязательствах, принятых в 1812 г., следовательно, оставался открытым. Мы имеем право употребить этот термин. Недаром современники отмечают нам рост народного самосознания в эпоху наполеоновского нашествия: «Молот войны, – говорит в своих письмах Ф.Н. Глинка, – пробуждает дух народов, а также ускоряет зрелость». Народная война, по словам Розена, вызвала «такую уверенность в народной силе и в патриотической восторженности, о каких до того времени никакого понятия, никакого предчувствия не имели». Мнение этих современников разойдется с убеждениями масона крепостника Поздеева, который в своих «Мыслях противодарования простому народу так называемой гражданской свободы» и в частных письмах будет доказывать, что «Россия все еще татарщина». Но, во всяком случае, тот, кто хотел и мог хоть на минуту забыть своекорыстные расчеты, должен был присоединиться к словам Кутузова, которые передает Ф.Н. Глинка: «Люди, освободившие отечество, заслуживают «уважения». Но новые пиэтические настроения, возобладавшие в правительственных кругах после Отечественной войны, упрощенно разрешили все эти сложные вопросы морального обязательства. Божественное Провидение, перст Божий руководит событиями. Человеческое хотение должно умолкнуть перед волею Всевышнего. Эта воля ниспосылает испытания народам, эта воля и вознаграждает заслуженных. И с этой точки зрения все события 1812 и последующих годов получали иную, более возвышенную окраску. Уже в манифесте 25 декабря 1812 г. Шишков писал: «Да познаем в великом деле сем Промысел Божий, и видя ясно руку Его, поправшую гордых и злочестивых, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, непохожими, на сих отпавших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Офицерами в обоих полках служили выходцы из аристократии, обладавшие достаточными средствами, чтобы поддерживать достойный лоск и вести широкий образ жизни. К концу XIX века различия в боевых функциях и снаряжении гусар, уланов, драгун и кирасиров постепенно стирались. С 1882 по 1909 год армейские кавалерийские полки именовались драгунскими. Особые названия и форма одежды оставались только как дань традиции. Перейдем к пехоте. МУШКЕТЕРЫ. Это слово мы связываем обычно с героями романа Дюма, однако мушкетерами в XVIII — начале XIX века (до 1811 года) называлась основная часть русских пехотинцев. Правда, вооружены они были не мушкетами, а кремниевыми ружьями и ТЕСАКАМИ — коротким холодным оружием с острым клинком. За плечами на ремнях был укреплен ранец. Это было обычной амуницией пехотинца. Графиня-бабушка в «Горе от ума», призывая отдать Чацкого в солдаты, с комичным акцентом восклицает: « Тесак ему да ранец./В салтаты! Шутка ли! переменил закон! » ГРЕНАДЕРЫ. Первоначально — солдаты, которые забрасывали противника фитильными гранатами — «гренадами», затем мастера штыковых атак. Гренадеры гвардейского Павловского полка носили высокие конусообразные шапки — ГРЕНАДЕРКИ. В гренадерах служили отборные, рослые солдаты — отсюда «гренадерский рост». Однако иногда, например после кампании 1812–1814 годов, в разряд гренадерских за отличия переводились и обычные пехотные и егерские полки. Таким образом, не всегда гренадеры отличались ростом и особыми физическими данными. Были и конные гренадеры. ЕГЕРЯ. Егерские полки впервые появились в 1797 году, они сыграли большую роль в Отечественной войне 1812 года как вид легкой пехоты. Проворные и быстрые солдаты, егеря действовали впереди основной массы войск в рассыпном строю, отличались меткой стрельбой и маневренностью. В романе «Война и мир» Андрей Болконский командовал егерским полком, действия которого описаны на страницах третьего тома этого романа. В 1812 году егеря носили темно-зеленую форму с желтыми или синими погонами, кивера. После кампании 1812 года появились конные егеря, вошедшие в легкую кавалерию.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

А в результате Великой Отечественной войны люди поняли то же, что в результате войны 1812 года: что есть народ — большая часть населения, и есть те, кто пытается этим народом управлять и не может. Оба раза люди поняли, что хотят кушать, а кушать нечего. Вы, ребята, своим управлением не справляетесь с созданием эффективной экономики, которая способна прокормить население. Это привело и к 1917 году, и к 1991. Не только на одних и тех же основаниях, но и с теми же последствиями. После революции 1917 года был голод с продразверсткой, потом НЭП, потом еще раз голод. И в девяностые годы сначала есть было нечего, полная разруха, деморализация, отсутствие власти — как до 1927 года. То же самое бывает при всех революциях — вспомните хотя бы французскую 1795 года. Беседовала Ксения Лученко  Читайте также: Отечественная война 1812 года. Реальные цифры [+Видео] 200 лет войне 1812 года: Бородинский урок О двух Отечественных войнах Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 января, 2024 28 ноября, 2023 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 27 марта, 2024 15 марта, 2024 9 марта, 2024 17 февраля, 2024 15 января, 2024 9 января, 2024 28 ноября, 2023 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/igumen-filipp-simonov-...

Вооруженное выступление белорусских крестьян во время Отечественной войны 1812 года также можно рассматривать как один из эпизодов многовековой национально-освободительной борьбы против польской шляхты-сарматов, поддержавшей Наполеона. Поэтому для белорусов война 1812 года была вдвойне Отечественной. Увы, но с сожалением надо отметить, что ряд министерств и Академия наук Республики Беларусь приняли к сведению это «открытие в историографии», что Отечественная война 1812 года не была для белорусов «отечественной», а была чужой с элементами гражданского противостояния Данное заблуждение грозит вылиться в серьёзные неприятности для концепции белорусской государственности и не только сейчас в текущем 2013 году, когда прозападно ориентированные политические силы отмечают 150-летие польского восстания и 175-летие со дня рождения Константина Калиновского. Они же набирают силу для предстоящих юбилеев и по 100-летию начала Первой мировой войны, и Октябрьской революции, образования БНР и так далее. За как бы безобидным вбросом этнически некорректного понятия «белорусская шляхта», уже последовал вывод о «неотечественной» войне 1812 года. А далее хорошо просматривается линия, протоптанная прозападными публицистами, с последовательным объявлением всех войн, которые вела сначала Российская империя, а потом Советский Союз, включая Великую Отечественную, чужими для белорусов. Этот путь во многом прошли на Украине , где бандеровец Роман Шухевич, кстати, принимавший участие в карательных операциях против белорусских партизан, в 2007 году был объявлен национальным героем Украины, а в 2011 году там официально запретили Знамя Победы в Великой Отечественной войне. Что касается участия белорусского крестьянства в подавлении последнего мятежа польской шляхты в 1863-1864 г. г., то это был победный финал многовековой национально-освободительной борьбы на белорусских землях против польско-католического господства, а вовсе не восстание «белорусской шляхты», якобы положившее начало борьбы за будущую независимую Беларусь. В числе причин восстания было недовольство польской шляхты и католической церкви воссоединением униатов-белорусов с православием, которое совершилось в результате разрыва Брестской унии митрополитом Иосифом Семашко на Полоцком соборе в 1839 году, и освобождением крестьян от крепостной зависимости императором Александром II в 1861 году. Этим объясняется массовое участие белорусов в подавлении мятежников, без которого российским войскам вряд ли бы удалось быстро справиться с восстанием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В конце 2019 года произошла достаточно странная попытка отстраниться от памяти о Великой Отечественной войне как о своей. Если ранее предпринимались действия по переформатированию Отечественной войны 1812 года в русско-французскую, а Первую мировую войну в белорусском идеологическом дискурсе однозначно не считают «своей», то с Великой Отечественной войной всё по-другому. «Не своей» она была лишь для белорусских националистов. Но в октябре 2019 года президент Белоруссии А. Г. Лукашенко дважды заявил о том, что Отечественная война 1812 года, Первая мировая и Великая Отечественная войны — «не наши», а «чужие» 3 . 1 Топ-10 побед белорусского оружия. Величайшие победы белорусов. 2 Подполковник Виталий Чирвинский: Беларусь знала много войн и очень бо- гата на военные таланты//Белорусская информационная компания БелаПАН URL: обращения: 10.01.2020). 3 Интервью информагентству «Хабар» (21.10.2019)//Официальный интернет-пор- тал Президента Республики Беларусь. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/interv jju-informagentstvu-xabar-22238/(дата обращения: 2.02.2020).; Цитата по: Крят Д. Лукашенко: никакого бряцания оружием//SB.BY. Беларусь Сегодня. URL: (дата обращения: 2.02.2020). Непонятно, была ли это попытка сменить отношение к войнам или дважды прозвучавшая неудачная фраза, но оппозиционные эксперты оценили упоминание о «чужих» войнах не как оговорку 1 , а пресс-секретарь белорусского президента, наоборот, заявила о вырванных из контекста словах 2 . Белорусское общество в целом негативно восприняло заявление о «чужих» войнах. Это привело к моментальному возвращению белорусской официальной риторики в стандартное русло национализации войны. Великая Отечественная война снова стала «своей», а не «чужой». Однако восприятие Великой Отечественной войны как «своей» не означает, что её нужно делить с остальными республиками бывшего СССР. Во всяком случае, российский эксперт, посмотрев учебники по истории Белоруссии, выяснил, что «Великой Отечественной-то и нет в республике. Есть Белорусская Отечественная война» 3 .

http://ruskline.ru/opp/2020/12/10/svoi_i...

Огонь пожаров как рентгеном высветил многое, что мы привычно уже не замечали (как лягушка не замечает предмет, пока он не движется) — разобщенность властей и народа, бессилие ведомств и официальных структур, развал лесного хозяйства и пожарного дела; человеческое безумие и бессердечие тоже высветились этой народной бедой. Но главное, высветилось ничтожество всего этого ненастоящего, — например, попыток партий, группировок, ведомств «натянуть одеяло на себя» и представиться спасителями России. Сейчас ничего не спрячешь, всё как на ладони. Но, с едким и справедливым сарказмом отзываясь о руководстве и организации тех ведомств, которые должны были бы спасать нашу страну «по определению», люди борются не с ними, не с «неправильной властью», а с огнем и с самой народной бедой; борются вместе , стремятся и находят средства согласовать свои усилия, потому что иначе как вместе беду не осилить. Рассказав о том, что известно и без меня, упомяну и другие, помимо Синодального отдела, очаги подлинно народной самоорганизации помощи — «Справедливая помощь» доктора Лизы Глинки, блог Игоря Черского (и вообще блог pozar_ru). Стоит — раз уж есть у вас выход в интернет — следить вживую за этой хроникой, со всеми ее сбоями и ошибками, с трагедиями… Вот тот единственный риторический вопрос, ради которого я конспективно повторила общеизвестное: разве это  — не гражданское общество? Да, мы так устроены: нас сплачивает беда. В эти дни вспоминается война 1812 года с ее партизанским движением, — именно она, а не другая Отечественная война, хотя бы потому, что Первая Отечественная была полнее осмыслена русской мыслью. Несомненно, что русское общество вошло в войну 1812 года одним и вышло из нее совершенно иным (и об этом в частности — великая эпопея Толстого). До 1812 года были подданные государя, а граждане России появились именно в огне той войны — в пережитой и побежденной народной беде. Погаснут пожары, но те, кто обнаружил и почувствовал, что горит его родина, кто ощутил происходящее как своё — не останутся чужими тем, кто лишился крова и имущества. Компенсации и показательные акции государства по помощи погорельцам нас не успокоят, потому что без человеческого внимания и понимания, без этого общего дела крупноячеистый государственный невод захватит только «показательные» села и семьи, а множество пострадавших не удостоится статуса погорельца и с ним соответствующих льгот. Да и… за зимой снова придет лето, и нам уже обещано, что столь же жаркое и засушливое; нам надо готовить свою страну к встрече этого нового лета, нам надо быть готовыми жить дальше — здесь, в России, и верить в жизнь.

http://pravmir.ru/vremya-otveta/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010