Приоткрыв завесу только одной тайны Полоцкого памятника Героям Отечественной войны 1812 года, но озвучив много историко-краеведческих фактов, авторы статьи надеются, что руководство города Полоцка в преддверии 210-й годовщины Отечественной войны 1812 года проведёт комплекс мероприятий, направленных на восстановление исторической справедливости. Прежде всего, пришло время исправить тексты в двух вышеуказанных информационных табличках, исключив из них указание о том, что эти артефакты были найдены в ходе археологических раскопок. Правильнее и справедливее в них указать имена полоцких краеведов, точно определивших историческое местонахождение памятника и нашедших в результате краеведческого исследования фундамент памятника с местом закладки таблички с посланием потомкам. Важным событием для города Полоцка должна стать торжественная церемония закладки новых посланий потомкам с исторически правильными текстами, отражающими непосредственных участников возрождения памятника. И, конечно же, торжеством исторической справедливости было бы приведение возрожденного полоцкого памятника Героям Отечественной войны 1812 года в полное соответствие с тремя остальными памятниками в Смоленске, Малоярославце и Красном. Андрей Геннадьевич Буховецкий, г. Полоцк, Республика Беларусь, член Союза краеведов России, член «Патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» Евгений Грищенко, видеограф, член «Союза краеведов России», г.Новополоцк, Республика Беларусь А.Г. Буховецкий Закладные таблички в фундаменте памятника Рабочие Полоцкого литейного завода с новыми закладными табличками для фундамента памятника Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/24/pr...

В первой половине июля состоялся и первый трансграничный туристический маршрут «Дорогами воинской славы Отечественной войны 1812 года», в котором приняли участие сто воспитанников суворовских училищ России и Белоруссии - победителей конкурса на знание истории наполеоновского нашествия. Десять дней суворовцы посещали места сражений, музеи, панорамы и диорамы, военно-исторические поселения, участвовали в красочной реконструкции боевых баталий 200-летней давности в Москве, Можайске, Бородине, Вязьме, Смоленске, Витебске, Борисове, Полоцке, завершив свое путешествие в Минске. Памятным событием стала и Международная научная конференция «Отечественная война 1812 года в истории Беларуси», проведенная 21 июля 2012 г. Кобринским военно-историческим музеем имени А.В. Суворова. Конференция была посвящена 200-летию первой победы российских войск над войсками Наполеона под Кобрином и проходила в день празднования 68-й годовщины освобождения Кобрина от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны (это теперь и День города Кобрина). С интересными докладами выступили директор Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова Е.В. Бабенко, доцент БГУИР А.Д. Гронский, главный редактор журнала «Белорусская думка» В.Ф. Гигин. 25-27 июля 2012 г. в Могилеве была проведена Международная научно-практическая конференция «Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси», организованная Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь - Российским центром науки и культуры в Минске совместно с Отделением гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институтом истории Национальной академии наук Беларуси, Музеем истории Могилева и Могилевским государственным университетом имени А.А. Кулешова. Очень важным и основательным было выступление Посла России в Республике Беларусь А.А. Сурикова. Он подчеркнул необходимость сохранения общего культурного и исторического наследия, напомнил о том, что именно в памятных сражениях Отечественной войны 1812 г.

http://pravoslavie.ru/56158.html

Фактически публикацией новых исторических материалов стала работа Попова «История возмущения Стеньки Разина» (М., 1857), непредвзятое описание нравов и подробностей мятежа, которое, по словам Хомякова, «не по сердцу придется многим старолюбцам» 242 . Интересно, что исследование о Разине предназначалось для «Русского Вестника» (в нем была опубликована «Турецкая война в царствование Феодора Алексеевича» – 1857, 6, 7). Но там оно не было напечатано из-за быстро испортившихся отношений с Катковым после нападок последнего на «Русскую беседу» 243 . В общем русле внешнеполитической историко-архивной публицистики Попова помещается и серия работ 60-х и начала 70-х гг., посвященных истории дипломатических сношений России с Римом: «Окружное послание папы Пия IX ...» (М., 1865), «Последняя судьба папской политики в России...» (СПб., 1868), «Сношение России с Римом с 1845 по 1850 гг.» (СПб., 1871) и др. Эти исследования Попова отличает известная концептуальная насыщенность – напоминание об экклесилогических опытах молодости. Последние годы жизни Попова были посвящены исследованиям об отечественной войне 1812 года, ставшим главным вкладом его в русскую историческую науку: «Сношения России с европейскими державами перед войной 1812 г.» (СПб., 1876), «Москва в 1812 г.», «Французы в Москве в 1812 г.» (обе – М., 1876) и др. Будучи частями более обширного замысла, исследо- —169— вания Попова посмертно были удостоены Уваровской премии 1877 года. Многие работы Попова, посвященные 1812 году, были опубликованы посмертно. В 1905 году была предпринята попытка переиздать труды Попова. Александр Николаевич Попов скончался 28 ноября 1877 года, причем, по сообщению П.И. Бартенева, «в тяжком умственном расстройстве, которое наступило почти внезапно...» 244 . А. Н.Попов и славянофильская экклесиология Итак, первым опытом Попова в экклесиологической области стала его переписка с Самариным по вопросу «развития церкви» 245 . Непосредственным поводом для обмена посланиями стала работа Самарина над своей диссертацией о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче . В ходе работы, изучения материалов, архивов, сочинений самих богословов, перед Самариным, вероятно впервые, встала проблема взаимоотношения православия и католицизма, точнее, влияния католического и протестантского богословия на православное. Самарин погружается с головой в подготовительную работу, пытаясь разобраться в сложной и новой для него материи с присущей ему дотошностью. Это же время знаменуется и для Самарина, и для его тогда ближайшего друга и единомышленника – К.С. Аксакова, и для Попова увлечением Гегелем. И именно из переплетения интересов к истории церкви, к богословию, и из ощущения острой новизны, актуальности и, главное, универсальности гегелевской философии и рождается тема развернувшейся зимой 1841 – весной 1842 гг. дискуссии между двумя участниками славянофильского кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г.С. Сачкова Одним из видных государственных и общественных деятелей России 40 – 60-х гг. XIX в. был Авраам Сергеевич Норов . Свою жизнь он посвятил служению России, которую искренне и беззаветно любил. В 1812 г. 17-летним юношей А. С. Норов защищал свою отчизну от неприятеля. В 1854–1858 г., занимая пост министра народного просвещения, он всеми силами содействовал развитию образования в стране. Автор приходит к выводу, что Норов внёс значительный вклад в становление и развитие отечественного востоковедения, а его исследования по истории Востока не утратили своей научной ценности и сегодня. Ключевые слова: деятельность, история, книги, литература, министр, просвещение, путешествия, цензура. The Course of Life of a High Official under Nikolas: A. S. Norov G. S. Sachkova One of the outstanding statemen and public figures of the Russia of the 40s – 60s of the 19th century was Avraam Sergeyevich Norov. He devoted his life to serving Russia which he loved sincerely and unselfishly. In 1812 A. S. Norov, a young boy of 17, defended his Motherland from the enemy. In 1854–1858 holding the post of the Minister of Education he contributed with all his efforts to the development of education in the country. A. S. Norov made a significant contribution to the formation and development of native Oriental Studies. His investigations of the Orient do not lose its scientific value even nowadays. Key words: activity, history, books, literature, minister, education, travels, censorship. В октябре 1868 г. в журнале «Военный сборник» была напечатана рецензия в форме воспоми наний на вышедший из печати роман Л. Н. Толстого «Война и мир», вызвавший оживлённое обсуждение читающей публики. Автор рецензии – А. С. Норов , участник войны 1812 г., признавая литературный талант писателя, критиковал его за историческую недостоверность в изложении ряда событий, особенно Бородинской битвы, а также за характеристику генералитета русской армии, её стратегии и тактики. «Читая эти грустные страницы, под обаянием прекрасного картинного слога, – писал о романе А. С. Норов , – вы надеетесь, что ожидаемая вами блестящая эпоха 1812 года изгладит эти грустные впечатления; но как велико разочарование, когда вы увидите, что громкий славою 1812 год как в военном, так и в гражданском быту, представлен вам мыльным пузырём: что целая фаланга наших генералов, которых боевая слава прикована к нашим военным летописям, составлена была из бездарных, слепых орудий случая, действовавших иногда удачно, и об этих даже их удачах говорится только мельком и часто с иронией» 1 . «В этих воспоминаниях, – отмечал издатель «Русского архива» П. И. Бартенев, – важно не столько возражение графу Толстому, сколько личные показания сочинителя, бывшего очевидцем и деятелем величайших событий. Его живой и правдивый рассказ имеет всё значение важного исторического свидетельства» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/z...

Задолго до 1812 года, зная настрой европейских монархов, и понимая, что России не избежать столкновения с объединённой Европой, Суворов предупреждал, что тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб. Так и случилось, Смоленск, Бородинское поле, Малоярославец стали для Наполеона Фермопилами, и почти всё многоязычное европейское войско под командованием заносчивого и самовлюбленного безбожного Корсиканца нашло в России гробы. Произошло это потому, что, несмотря на усилия сторонников западной муштры в русской армии к 1812 году сохранился суворовский дух. Россию отстояли ученики и питомцы Суворова Кутузов, Багратион, Платов, Милорадович и многие другие суворовские «чудо-богатыри». Суворовский дух воодушевлял не только героев Отечественной войны 1812 года. Истоки побед генералов Ермолова, Скобелева, фельдмаршала Гурко, генерала Брусилов, маршала Жуков и других славных сынов России в делах и творчестве Суворова. В своей боевой практике они воплощали основные принципы суворовской «Науки побеждать». Совсем не случайно в грозные годы Великой Отечественной войны был учрежден орден Суворова и созданы Суворовские училища. Сегодня против России, против русского народа, против Православия и Русской Православной Церкви, как и много лет назад ведется война, война широкомасштабная и разноплановая: идеологическая, дипломатическая экономическая, информационная и т.д. Ожесточеннее всего против России ведется война информационно-психологическая по форме и духовная по своей сути. Ожесточенная агрессия ведущих стран Запада и их восточно-европейских марионеток направлена на разрушение тысячелетних духовных, мировоззренческих, морально-нравственных устоев России, против её государственности и территориальной целостности. Готовится война и с применением всех современных сил средств вооруженной борьбы и не только вооруженной. Наше Отечество нуждается в защите от развязанной против него духовной агрессии и наша первейшая задача - возрождение духовности, укрепление традиционных и, прежде всего, православных морально-нравственных устоев, которые для России являются государственно-образующими. Сегодня нам снова, как в 1812 и в1943 году, нужен образ и пример Суворова. Бисмарк говорил: «Войны выигрываются и проигрываются за школьными партами», а китайская пословица гласит: «хочешь победить врага, воспитай его детей. Наших детей и молодежь должны воспитывать не враги, а мы. Суворовская «Наука побеждать» должна стать духовной основой воспитания всех граждан России, но прежде всего её молодежи. Иначе её воспитают Ахеджаковы, Макаревичи, Навальные , Собчаки, Димы Быковы и им подобные. И тогда вряд ли она встанет на защиту России, ибо ее идеалом будет западное общество всенародного обогащения, всевозможного потребления и самого разнообразного получения любых удовольствий.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/26/...

Однако главными произведениями Достоевского, в которых с наибольшей силой и выразительностью была затронута тема Наполеона и войны 1812 года, являются, конечно, романы «Преступление и наказание» и «Идиот». В «Идиоте» содержится поразительный по красоте вымышленный рассказ генерала Иволгина о его службе камер-пажом у Наполеона в 1812 году, изобилующий отсылками к широкому кругу исторических и литературных источников наполеоновской легенды. Этот рассказ был подробно нами проанализирован в ряде работ. В виду масштабности поднятой темы, здесь мы ограничимся лишь некоторыми соображениями о роли войны 1812 года и наполеоновского мифа в романе Достоевского «Преступление и наказание». После работ Д.С. Мережковского, который не только рассматривал героев Достоевского сквозь призму наполеоновского мифа, но и пытался понять личность Наполеона через произведения Достоевского, и по сей день главным объектом внимания исследователей в рамках наполеоновской темы является роман «Преступление и наказание» в целом и наполеоновская идея Раскольникова в частности. О наполеоновской теме в «Преступлении и наказании» в разных ее преломлениях писали многие исследователи: от Ф.И. Евнина и М.М. Бахтина до Г.М. Фридлендера и И.Л. Волгина. Был изучен ряд ее литературных источников: произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Стендаля, О. де Бальзака, Т. Карлейля, М. Штирнера, Наполеона III и др. Вместе с тем до последнего времени в достоевсковедении не была исследована связь наполеоновской теории Раскольникова с сектой русских раскольников, поклоняющихся Наполеону. А ведь первое, что обращает на себя внимание в герое, – это его фамилия, которая невольно отсылает нас к такому историческому событию, как раскол Русской Православной Церкви в XVII веке. Одна из линий в развитии раскольнического движения в XIX веке была связана с почитанием Наполеона. Так, федосеевская секта раскольников-беспоповцев в Отечественную войну 1812 года признала власть императора Наполеона. С вступлением Великой армии в Москву община Преображенского кладбища снарядила посольство к французам для изъявления покорности их императору: «Огромной величины бык с веревкой на шее, веденный двумя сторожами-федосеевцами, открывал шествие по улицам Москвы, по направлению к Кремлю. За быком шел посланный, окруженный федосеевцами же, с глубокою тарелкою, наполненною золотыми червонцами». Особое отношение русских раскольников к личности Наполеона Бонапарта отмечал и генерал-губернатор Москвы граф Ф.В. Ростопчин в письме к императору Александру I от 22 июня 1814 года: «Нельзя освоиться с мыслью, что Бонапарт жив и царствует на острове Эльбе. Впечатление его прошлых успехов слишком сильно, чтобы быть искоренено, и оно постоянно поддерживается энтузиастами, то есть иллюминатами, мартинистами и раскольниками. Последние внушают свои мысли простому народу».

http://pravoslavie.ru/55210.html

Разброс оценок наглядно демонстрируют следующие данные Таблица 1. Оценки противостоящих сил, выполненные в разное время различными авторами Estimates of the sizes of opposing forces made at different times by different historians Таб. 1 Подобная картина наблюдается и для потерь наполеоновской армии. В представленной ниже таблице потери наполеоновской армии представлены в порядке возрастания Таблица 2. Потери наполеоновской армии, согласно данным историков и участников битвы   Таб. 2 Как видим, действительно, разброс величин достаточно велик и составляет несколько десятков тысяч человек. В таблице 1 жирным шрифтом выделены данные авторов, считавших численность русской армии превосходящей численность наполеоновской. Интересно отметить, что отечественные историки присоединились к подобной точке зрения только с 1988 года, т.е. с начала перестройки. Наибольшее распространение для численности наполеоновской армии получила величина 130 000, для русской – 120 000 человек, для потерь соответственно – 30 000 и 44 000. Как указывает П.Н. Грюнберг, начиная с труда генерала М.И.Богдановича «История Отечественной войны 1812 г. по достоверным источникам», признана за достоверную численность войск Великой армии при Бородине предложенная еще в 1820-е гг. Ж. де Шамбре и Ж. Пеле де Клозо. Они ориентировались на данные переклички в Гжатске 2 сентября 1812 г., но игнорировали приход резервных частей и артиллерии, пополнивших армию Наполеона перед сражением Многими современными историками данные, указанные на монументе отвергаются, а у некоторых исследователей даже вызывают иронию. Так, А. Васильев в статье «Потери французской армии при Бородино» пишет, что «к сожалению, в нашей литературе об Отечественной войне 1812 года очень часто встречается цифра 58 478 человек. Она была вычислена русским военным историком В. А. Афанасьевым на основе данных, опубликованных в 1813 году по распоряжению Ростопчина. В основе подсчетов – сведения швейцарского авантюриста Александра Шмидта, который в октябре 1812 года перебежал к русским и выдал себя за майора, якобы служившего в личной канцелярии маршала Бертье» С этим мнением нельзя согласиться: «Генерал граф Толь, основываясь на официальных документах, отбитых у неприятеля во время бегства его из России, считает во французской армии 185 000 человек, и до 1000 орудий артиллерии»

http://pravmir.ru/otechestvennaya-vojna-...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Конференция «Отечественная война 1812 года в истории и культуре» В понедельник 9 апреля в гимназии «Радонеж» состоялась научно-исследовательская конференция. Тема: «Отечественная война 1812 года в истории и культуре». В рамках конференции были прочитаны следующие доклады: 1.    «Русские казаки в Париже в европейских гравюрах 1814-1816 годов».  Кокорев Егор,  Лопухов Илья. Автор мультимедийного проекта - Стрельцов Никита.  «Русские казаки в Париже в европейских гравюрах 1814-1816 годов».   …«Торжества сего я не в состоянии описать: но  верноподданнейше доношу только, что в прошедших веках  небывало такого и едва ли будет в будущих. С обеих сторон было  неизобразимое радостное восхищение, сопровождавшееся  восклицанием многочисленнейшего народа жителей Парижа: да здравствует Александр, устроивший благоденствие и мир целой Европы!» -  из письма графа Платова Императрице Елизавете Алексеевне, 2 апреля 1814 г. Париж Всем нам хорошо известен образ солдата французской армии Отечественной Войны 1812. Известно и отношение французов к русским – полудикие, бородатые жители, что же они собой представляют, как ни варваров? Однако именно французы повели себя в Москве и в России варварами; взорванный Кремль и разоренная Старая Смоленская дорога – яркие образцы этого. И таких же действий ждали французы от русских. Они боялись за свою столицу – даже дети: «И вы сожжете Париж?» — «Не знаю». — «Пожалуйста, не жгите Парижа; вам стыдно будет…».  Из записок русского офицера-артиллериста И.Т. Родожицкого Однако русские повели себя истинно благородно: все опасения парижан оказались тщетны.  Перед вступлением армии в столицу и горожанам, и в русские и союзные войска Александр I разослал декларацию, в которой, в частности, были слова, определившие отношения французов и союзников. Они звучали так:  «Обходиться с жителями как можно дружелюбнее, и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России…» 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/390...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 2 мин., 23.06.2012 В России — большая круглая дата, 200 лет началу Отечественной войны 1812го года. Говорить об этом событии будут много, но как сделать так, чтобы эти слова не остались сухим официозом? Как, к примеру, рассказать детям об истории двухвековой давности так, чтобы она действительно ожила для них, став частью судьбы их страны, а не просто элементом очередного государственного торжества? В серии «Настя и Никита» недавно вышло две книги, посвященных войне 1812-го года. И нам кажется важным поделиться своим опытом разговора с детьми на подобные темы.  Когда я ребенком читала что-нибудь про войну, мне казалось это ужасно скучным — кто какую высоту занял, какие войска куда переместились по приказу командования. В учебнике все это сопровождалось разноцветными стрелками, обозначающими движение фронтов. Это было как-то очень технократично и война казалась совокупностью схем, которая никак не откладывалась в голове. Как назло, на одном из школьных экзаменов мне достались сразу два вопроса по войне — про войну 1812 года и про Великую Отечественную. Стоит ли говорить, что это был мой провал. Пришлось тянуть другой билет.  Ну да ладно. Это дело прошлое. Но, возможно и поэтому, когда мы готовили к печати наши книжки «Герои войны 1812 года» и «Кутузов. Победитель Наполеона», мы старались отойти от традиционной «учебниковой» схемы и сделать их прежде всего книгами о людях. Нам  было важно рассказать о тех именах, которые стали знаковыми в этой войне — Денисе Давыдове, Фёдоре Самусе, Надежде Дуровой. В перипетиях их судеб отражается весь порыв российского народа, особенность этой войны, непохожей на все предыдущие. Нам было важно передать, что это была именно народная война, а не война «профессиональных армий», как было до этого, выделить ее основные отличительные особенности, показать как она затронула буквально каждого человека, живущего в России, как повлияла на нашу историю и наше самосознание. 

http://foma.ru/1812.html

Первая мировая война закончилась бесславно для России – позорным Брестским миром и самой кровавой революцией. Ленин хотел превратить войну империалистическую в войну гражданскую – и добился этого. Радоваться нечему, ликовать нет причин. Вторая мировая, она же Великая Отечественная закончилась великой победой. Потому она и затмила Первую. Комбат А.Солженицын и командир артиллерийского разведдивизиона Е.Пшеченко. Февраль 1943 года. Художественная документальность – Как удалось писателю создать точную картину 1914 года, катастрофу армии Самсонова? Солженицын опирался на документы? Для чего писателю, которому всегда простительна вольность, фантазия, – такая документальная точность? – Вольность и фантазия уместны, когда писатель работает над сюжетом из частной жизни с вымышленными героями. А когда речь идет о крупнейшем событии мировой истории, вольность и фантазии, как правило, обуздываются. В ходе работы над романом «Август Четырнадцатого» ключевым эпизодом Первой мировой войны была наступательная операция 2-й армии Самсонова в ходе Восточно-прусской операции. Автор использовал богатый слой материалов – документы штаба Ставки Верховного главнокомандующего, Северо-Западного фронта, мемуары и воспоминания очевидцев военных действий, военно-исторические исследования. Военные круги русской эмиграции были изумлены тем, насколько точно и детально автор реконструировал весь ход военных действий, вплоть до погодных условий и деталей интерьера. Уместно вспомнить, как работал Л.Н. Толстой над романом «Война и мир» – ведь для Солженицына он во всех смыслах был образец. Толстой знал о событиях 1812 года очень много. «Когда я пишу историческое, – признавался он, – я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года и предшествующей эпохе. Прошло всего полвека от великих сражений той войны, были еще живы участники боев, и не было для него важнее встреч и разговоров с ними. Будучи в Москве, Толстой ходил по книжным лавкам, брал книги у профессоров истории, знал официальную и мемуарную литературу по-русски и по-французски, изучил книги, написанные по следам событий с ценнейшими деталями, вник в реальную фактологию двух военных кампаний. С большой пользой изучил анонимные «Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году с видом пожара в Москве», взяв из книги уникальные черты событий, чтобы читатель, увидев частность, поверил в целое. Внимательно прочитал газеты и журналы за 1812 год, досконально изучил портретную галерею Зимнего дворца, посвященную Отечественной войне.

http://pravmir.ru/zabyitaya-voyna-kak-na...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010