Из Огава, в Циугоку, были христиане Григорий и Василий Камое; у первого семья из 14 человек христиан. Говорили, что христиане там все крепко держат веру, хвалили и катехизатора Игнатия Камеи; но новых христиан нет, Церковь не возрастает – что весьма прискорбно. Надо поскорее Преосвященному Сергию посетить и эти места для оживления проповеди. 15/28 октября 1909. Четверг. Разослал молодым катехизаторам, выпущенным ныне из Семинарии, выписанные для них из России книги: Библию на русском языке, Основное Богословие Августина, Пятикнижие Моисеево, Хераскова, Учительные книги Ветхого Завета Афонасьева, – последние три бывшие их учебниками в Семинарии. 16/29 октября 1909. Пятница. Хорошее письмо на русском языке, почти правильном, от катехизатора в Нагоя, Пимена Усуи. Пишет, что есть у него слушатели учения и надеется на успех проповеди. Христианин Павел Ханда очень полюбил его, по-видимому, и хочет выписать для него из России полезный журнал. Пимен спрашивает: «Какой выписать?» Я посоветовал «Странник» и послал печатное объявление о выходе его. Если же этот покажется дорог (11 рублей), то – «Отдых христианина» (5 рублей). А пока что Павел Ханда дал Пимену 1 ену на покупку здесь какой-нибудь книги, полезной для проповеди, и Пимен прислал мне эту ену, прося книги. Я послал ему в собственность из Запасной библиотеки Жития Святых за весь год в одной книге и 7 книжек проповедей о. Иоанна Кронштадтского . Петр Фудзивара из Монако пишет, что у него есть приготовленные к крещению, но о. Яков Мацуда отказывается поехать к нему: «Жена-де больна», и просит Фудзивара прислать другого священника. Написал к о. Мацуда, чтоб непременно отправился в Монако; за женой у него есть кому присмотреть – взрослые дети дома. Вообще, этот отец ленивый и ни к чему не годный священник. Жаль, что был поставлен. 17/30 октября 1909. Суббота. О. Алексей Савабе оправляется в служебном отношении; быть может, и добрым пастырем сделается; с интересом рассказывал сегодня о своей Церкви и катехизаторах в ней. И христиане Коодзимаци почти все сладились и опять составили одно общество. Налицо и добрый результат сего: христиане тысячу и сто ен употребили на ремонт дома о. Алексея и церковной ограды. Собираются дальше не пожалеть денег и на ремонт храма. Только на катехизаторов своих жаловался о. Алексей. Наиболее способный из них, Павел Аоки, нанялся в газетные репортеры и бегает по городу за сведениями для газет; другие – кто молчалив, кто слишком застенчив. «Вместо всех их иметь бы одного диакона, самое лучшее было бы», – говорит о. Алексей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

7. Училище благочестия. СПб., 1903. 8. Илья Михайлович Картавцев (14 июля 1895 г.— 31 декабря 1971 г.), библиограф, генеалог, краевед, был членом Тульской ученой архивной комиссии, Историко-родословного общества в Москве, Русского библиографического общества при Московском университете. В 1920-х гг. работал в центральной Книжной палате. Первый редактор издания «Летопись журнальных статей». Участвовал в работе Общества изучения русской усадьбы. В 1928 г. арестован, длительное время находился в лагерях и ссылке, реабилитирован в 1956 г. Из его работ наиболее известна: Картавцев И. М. Усадьбы Московской губернии: Опыт библиографического указателя. М., 1927. 9. Миртов П. А., прот. По завету Христову. СПб., 1905. Петр Алексеевич Миртов (род. 1871 г.), писатель, протоиерей, выпускник Киевской Духовной академии, редактор журналов «Отдых христианина», «Трезвая жизнь» и «Воскресный благовест». 10. Чудеса Божии в наши дни. СПб., 1908. 11. «Троицкое слово» — еженедельный религиозно-нравственный и церковно-общественный журнал, издавался с 1910 г. в Сергиевом Посаде Московской губернии, редактор Никон (Рождественский), епископ Вологодский и Тотемский. 12. Сведения о Никоне (Рождественском), епископе Вологодском и Тотемском († 30 декабря 1918 г.), указанные в воспоминаниях, не точны. Он скончался на покое в Троице-Сергиевой лавре. 13. Анна Сергеевна Картавцева, урожденная Минаева († 9 марта 1956 г.). 14. С 15 февраля 1908 г. епископом Тульскии и Белевским был Парфений (Левицкий; 28 сентября 1858 г.— 1921 г.), с 23 апреля 1917 г. архиепископ. 25 мая 1917 г. уволен на покой с пребыванием в Ахтырском монастыре Харьковской епархии (История иерархии Русской Православной Церкви. М., 2006. С. 501, 502). 15. Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.), граф, выдающийся русский писатель. 16. Илиодор (Труфанов; 1880 г. — после 1914 г.), иеромонах. С 1905 г. член «Союза русского народа», поддерживал связь с Г. Е. Распутиным, затем боролся против него. В 1912 г. сослан во Флорищеву пустынь Владимирской губернии, сложил с себя сан и объявил о разрыве с Русской Православной Церковью. Впоследствии основал в станице Мариинской (область Войска Донского) сектантскую общину «Новая Галилея», с 1914 г. в эмиграции.

http://pravoslavie.ru/36921.html

протоиерей Петр Миртов (18.06.1871–1925) протоиерей Петр Миртов Педагог и публицист, редактор ведущих церковных журналов, деятель движения за трезвость, действительный член ИППО. Биография Родился в селе Чаадаево, Муромского уезда Владимирской губернии, в семье священника. В 1885 году по первому разряду окончил Муромское духовное училище, а в 1891 году — Владимирскую духовную семинарию и в том же году назначен на должность надзирателя Муромского духовного училища. В 1894 году был на должности преподавателя в двухклассной церковно-приходской школе села Орехово Покровского уезда Владимирской губернии. В 1899 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и в том же году назначен помощником инспектора Екатеринославской духовной семинарии. В 1900 году назначен помощником инспектора Владимирской духовной семинарии и преподавателем во Владимирском епархиальном женском училище. С 1901 года законоучитель и настоятель храма святой Марии Магдалины в Николаевском женском училище в Санкт-Петербурге. Редактор журналов «Отдых христианина» (1903—1917), «Известия по Санкт-Петербургской епархии» (1903—1914), «Воскресный благовест» (1904—1914), «Трезвая жизнь» (1905—1914). Настоятель храма Воскресения Христова при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге, заведующий Воскресенской библиотекой, одноклассной и воскресной школами, миссионерскими курсами, руководитель Александро-Невского общества трезвости (1905). Член Братства ревнителей церковного обновления (1906), один из инициаторов создания Общества в память отца Иоанна Кронштадтского (1909), делегат I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (1910) и Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом (1912), действительный член Императорского православного палестинского общества. В 1917 году член Союза церковного единения, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию как клирик от Петроградской епархии, участвовал во всех трёх сессиях: член Религиозно-просветительного совещания при Соборном совете и Комиссии о гонениях на Православную Церковь, заместитель председателя VIII, член V, VII, XVII, XX отделов, член Соборного совета на 3-й сессии. С декабря 1917 года заместитель членов Высшего церковного совета. В 1920 году преподаватель в Петроградском Богословском институте. Скончался в 1925 году и похоронен на Черкизовском кладбище Москвы, за алтарной частью храма Илии Пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/

Какой-то голос говорил мне: нельзя на старую одежду наклеивать новые заплаты, ибо новая заплата отдерет от старого и сделает еще большую дыру 17 . Я начал искать утешения в молитве и в слове Божием. Последнее, как молотом, стучало в мое сердце и, как ярко ослепляющая молния во мраке глубокой ночи, строго, неприкровенно указывало мне, что я стою на самом неверном, на самом опасном пути. В конце 1911 года я выступил впервые с лекциями против спиритизма в аудитории Московского Исторического Музея. Успех был огромный, но все знали, что у меня продолжалась подписка на «Спиритуалист» на 1912 год, и я получил массу вполне заслуженных упреков и недоумений по поводу моей некрасивой политики. Наконец, я начал выступать с бесплатными лекциями христианско-нравственного направления, вне зависимости от pro или contra спиритизма, сначала в своем кружке, удаливши из практики его всевозможные бывшие до этого сеансы и другие эксперименты оккультно-спиритического направления, привлекавшие на наши собрания массу публики; а затем в публичных беседах в Московском женском клубе, в аудитории Политехнического общества, и т.д. Только лишь эти лекции подбадривали меня и обновляли мою душу. Весна 1912 года застала меня настолько разбитым и нравственно, и физически «человеком, что, как говорится, – краше в гроб кладут. К работе я был уже совершенно неспособен. Доктора посоветовали мне ликвидировать, хотя на время, все и ехать на продолжительный отдых. Я решил ехать в Америку. Мне казалось, что только лишь резкая перемена впечатлений, возможно-продолжительная оторванность от дела, от семьи и такая невообразимая сутолока жизни, какою отличаются крупные североамериканские центры, могут отвлечь меня от моих тяжелых переживаний и этим отвлечением вылечить больную душу. Я собирался ехать вместе с сыном. Путешествие в Америку привлекало меня еще тем, что я был там в годы своей ранней молодости, когда занимался исследованием местных религиозных деноминаций, и у меня еще и по настоящее время сохранились с этой страной самые лучшие связи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

других служебных поприщах, с меньшей затратой труда, с верным, а не случайным в нашем быту обеспечением, без сердечных терзаний и мук приходского пастыря груд сравнительно молодых людей бывает украшена целым, употребим ходячее выражение, иконостасом отличий – при таком порядке повторяем, у патриархов из духовенства болтающийся в петличке крестик вызывает жалкое, обидное настроение. А главное, сам покойный действительно к внешним отличиям не стремился и их не искал. В этом отношении он составлял полную противоположность одному из своих товарищей по семинарии, который, собираясь праздновать свой 50-летний юбилей и опасаясь, как бы не быть забытым в представлении к очередной награде – ордену, просил благочинническое собрание своего же ведомства сделать неправомочное постановление о представлении к ордену, в свою очередь обещая представить целый список подведомственного духовенства к очередным наградам, что впрочем не было исполнено. Так из сопоставления личностей познаются характеры. Но это, что называется, мимоходом. Надломленное трудами и болезнями здоровье Петра Прокофьевича побудило его выйти за штат. Но отдых вполне заслуженного покоя был прерван предложением епархиального начальства занять место уездного протоиерея и градского благочинного в г. Зенькове. Тоска по живой деятельности пастырского служения, близость нового места назначения к родному гнезду склонили его к принятию лестного предложения и, прослужив в сане Зеньковского протоиерея около пяти лет, Петр Прокофьевич теперь уже окончательно ушел на покой. На этом и оканчивается служебная карьера и послужной список покойного. Но в деятельности Петра Прокофьевича формуляр представляет из себя сухой скелет, не одухотворенный идейным содержанием живой пастырской деятельности покойного. На страницы формуляра обычно не попадают самые ценные и содержательные вехи на пути прохождения утомительно трудной пастырской жизни и деятельности. Сухой перечень и голые цифры формуляра скрывают за собой иногда прекрасные, жизненно-поучительные страницы из жизни собрата, его скорби и радости, прет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но собственно и всецело публицистом является Е. Е. в своем сочинении «К нашей полемике со старообрядцами». В этом сочинении он настаивает на том, что православные полемисты с расколом должны совершенно, в самой основе изменить полемику, что напрасно они усиливаются доказывать, что обряды Православной Церкви древнее обрядов, держимых старообрядцами, так как это, не погрешая против научной истины, не всегда можно и доказать, что должно догмат ставить на первый план, что должно исправлять слепую приверженность старообрядцев к обряду и преувеличенный взгляд на его важность, и содействовать развитию у них истинного христианского веропонимания. Далее чисто публицистическое содержание имеет книжка Е. Е. «К вопросу о церковной реформе», из которой выше приведено несколько мыслей. Покойный Е. Е. одарен был не только выдающимся историческим талантом, но и сильным практическим смыслом 12 и полемической ловкостью 13 . Я не счел бы свою задачу выполненною, если бы не сообщил некоторых черт нравственной личности покойного Е. Е., поскольку мне то известно. Е. Е. был кабинетный ученый. Вся жизнь его была постоянный ученый труд. По его собственными словам, он —16— не любил в своих ученых работах оставлять какой-либо предмет прежде, чем овладевал им, не любил, не кончив одного, переходить к другому. При напряженной ученой работе ему приходилось работать, и сидя, и стоя, и лежа. Когда он давал себе отдых, то любил гулять по окрестностями Посада, зимою на лыжах, иногда, как мне говорили, с ружьем. Время ему было очень дорого. По этой причине и по другим причинами он чрезвычайно редко бывал в обществе, собравшемся ради развлечения. Я от него самого слышали в осьмидесятых годах прошлого столетия, что он только дважды был в «больших гостях», в том числе однажды у профессора В.Д. Кудрявцева, когда тот в конце 1861 или в начале 1862 года приехал из Петербурга, окончив чтение лекций по философии тогдашнему Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу, и созвал к себе сотоварищей по Академии, чтобы поделиться с ними впечатлениями. Но Е. Е. отнюдь не был угрюмым, неразговорчивым человеком. Напротив, в небольшом кругу товарищей в профессорской комнате в Академии он был очень разговорчив, весело острил, часто смеялся раскатистым смехом. Не бывая в гостях сам, он радушно принимал у себя в доме на Переславской улице друзей, особенно ближайших сотоварищей по специальности, приходивших к нему сообщить свои планы и предположения или попросить советов и указаний. Радушно принимал он и гостей иногородних из знакомых и сотоварищей, которые не опускали случая посетить его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Байер Готлиб Зигфрид (в нем. литературе Теофиль Зигфрид) (1694–1738), ориенталист и филолог, магистр философии (1717), первый академик-историк, профессор по кафедре греческих и римских древностей Петербургской АН (с 1725); Бакланова Наталья Аполлинариевна (1891–1977), историк. Слушательница историко-философского ф-та МВЖК (1911–1918). Сотрудница Информационного бюро Совета Всероссийских кооперативных съездов, помощник хранителя ГИМ, научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН, секретарь комиссии по истории быта Московского отделения ГАИМК. Арестована 3.02.1930 по «академическому делу», осуждена на 3 года лагерей, позже, сотрудница ИМЛИ (со 2-й пол. 1930-х); Баллод Франц Владимирович (Франц Александр Вольдемар) (1882–1947), египтолог, археолог, историк искусства, магистр теории и истории искусств Мюнхенского ун-та (1913), доктор исторических наук (1926). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1917), приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1924) Московского археологического ин-та, редактор журнала «Древний мир», профессор Саратовского ун-та (в нач. 1920-х). Действ. член НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1923–1924). В 1924–1940 в эмиграции в Риге, профессор, декан философско-филологического ф-та (1929–1931, 1933–1937), проректор (1931–1933) Латвийского ун-та, зав. кафедрой археологии Кенигсбергского ун-та, вице-директор Ин-та истории Латвии (с 1936). С 1940 в эмиграции в Швеции, профессор Стокгольмского ун-та; Боратов, студент МДА, архитектор, вице-директор одного из провинциальных банков; Баркова Зинаида Андреевна (1886–?), историк, педагог, выпускница (1911) Женского педагогического ин-та в Петрограде, ученица С.Ф. Платонова. Преподаватель истории в Константиновской гимназии при Женском педагогическом ин-те и Александровской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны; Барсков Яков Лазаревич (1863–1937), историк, архивист, редактор журналов «Искусство и наука» и «Детский отдых». С 1888 преподаватель истории в московских гимназиях и на вечерних, и воскресных курсах для рабочих, с 1902 в Петербурге: преподаватель Женского педагогического ин-та, Николаевского Кадетского корпуса, ВЖК, член испытательных комиссий при Петербургском ун-те и Николаевской академиии Генерального штаба. Делопроизводитель Государственного и С.-Петербургского Главного архива МИД (1912–1917), член Комиссии по изданию русских классиков при Петербургской АН, член Ученого совета Мин-ва нар. Просв. и Петербургской АК (с 1916). Член совета Союза архивных деятелей (с 1917), после Октябрьской революции зав. отделом в 3-м отделении Государственного архивного фонда, преподаватель Инженерного военного техникума РККА, в 1922–1925 зав. музейным подотделом Петроградского ун-та (ЛГУ), действ. член Государственного ин-та научной педагогики;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Также, если увидите, Козме Васильевичу и о. Иоанну – что может сказать и Михаил Владимирович. III. Прип. рук. Ф.А.Г.: Отвечал при личном свидании Июня 1829. Получено Июня 17. 1828. Достопочтеннейший и любезнейший Наставник! Феодор Александрович! Любезное Ваше писание принесло мне и наставление, и утешение – или, в наставлении утешение. Не потому так говорю я, чтобы имел какую-либо скорбь, какую-либо особенную нужду в утешении – но потому что душа, озабочиваемая и отвне непрерывно, и еще, может быть, более возмущаемая извнутрь мятежными движениями, коих в ней неистощимый источник, запутывается во всем этом неприметно, утомляется – и потому всегда имеет нужду в том утешении, которое дает ей отдых, обращая взор наш к высоте, изъемля нас хотя на несколько минут из этих опутывающих нас сетей. Говоря истину, извнутрь, только извнутрь плодятся все эти беспокойства – там бездонный кладязь – но от чего? От того, что мы бедные не имеем, даже не хотим искать той свободы души, чтобы inter multas curas quasi sine cura transire, non more torpentis, sed praerogativa quadam liberae mentis, nulli creatur inordinata affectione adhaerentis (De im S. C. i. III с. XXVI). Благодарю Вас любезнейший Наставник мой! несказанно благодарю за того друга, —286— которого Вы со мной отпустили, и коего слова я привел теперь – этот верный друг и советник, часто прилагает к душе пластырь целебный, только эта неразумная больная скоро забывается, и срывает его с ран. Но и некоторые минуты – дорогие минуты! Перескажу Вам, что запомнил из беседы почтеннейшего о. Арх. Макария (его здесь давно уже нет, он уехал в Брянск, почти в одно время с Преосв. Филаретом). «Как бы мне, спрашивал я его, сохранить в себе память о присутствии Божием? я чувствую, как сильно сие памятование обуздывает душу, но оно на краткое только время возобновляется, а никак не сохраняется постоянно – как это не казалось бы легко для меня самого?» – весьма простое средство для этого, говорил он: повторять непрестанно про себя: Господи помилуй! если же будут одолевать какие-нибудь дурные мысли, или чувства, – то прочитать молитву: Отче наш; сим надобно ограждать себя всегда, и вразумлять себя, чтобы все, от малого до большего, делать не для себя, но во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пролеткультовщина Писатель-орденоносец не побоялся приехать к опальному, изгнанному из Союза писателей коллеге, «западнику» и «либералу». 16 марта, 2015 Писатель-орденоносец не побоялся приехать к опальному, изгнанному из Союза писателей коллеге, «западнику» и «либералу». Протоиерей Владимир Вигилянский в своем блоге делится воспоминаниями о почившем писателе Валентине Григорьевиче Распутине. В связи с кончиной В.Г. Распутина вспомнил рассказ писателя и диссидента Л.З. Копелева (1912-1997) о том, как к нему в конце 70-х без звонка пришел Валентин Григорьевич, прилетевший утром из Германии. Оказывается, ему там подарили «тамиздат» – то ли «Хранить вечно» (1975), то ли «И сотворил себе кумира…» (1978). Он читал вечерами в гостинице и в самолете одну из этих автобиограф ических книг Копелева, и она произвела на него огромное впечатление своей «беспощадной откровенностью» и «непредвзятой правдивостью». Когда Лев Зиновьевич вспоминал об этой истории, его больше всего поражало не то, что Распутину понравилось его сочинение, а то, что писатель-орденоносец не побоялся приехать к опальному, изгнанному из Союза писателей коллеге, «западнику» и «либералу». В этом смысле надо отдать должное и Льву Копелеву, и его жене Раисе Орловой, которые любили (и говорили постоянно об этом) писателей из «чужого» лагеря. Тогда как-то среди интеллигенции еще разрешалось не судить о писателе с точки зрения его политических и идеологических воззрений. Реинкарнация пролеткультовщины, которая сейчас «расцвела пышным цветом» в либеральной среде, тогда еще была только в зародыше. Копелевы жили в нашем подъезде, и поскольку «органы» отключили у них телефон, они бегали звонить к нам, пока и у нас его не отключили. Моим детям в конце 70-х было 2 и 3 года. Как-то после поездки на отдых в Сухуми вместе с четой Сахаровых Лев Зиновьевич подарил детям фотографию. На обороте было написано: «Александрине и Николаю Вигилянским, с пожеланием чтобы были очень счастливыми в своем XXI веке. Л.К.» Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/proletkultovshhina/

LIV. Речь при открытии краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц одноклассных церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии 58 . О благоразумном пользовании свободным временем После труда всякому человеку нужен отдых; особенно после труда вашего, труда тяжелого, однообразного, привязанного к одному месту и к одним и тем же лицам – детям, труда продолжительного. Отдых необходим вам и для поощрения вашего в труде, необходим и для восстановления потраченного здоровья, необходим и для возбуждения новой энергии, новой любви к делу. Благоразумный человек мудро пользуется временем отдыха. Он разумно им распоряжается, так, чтобы время отдыха не только доставляло ему удовольствие, но было бы ему еще и полезно. 8–9-ти месячный ваш труд: учить, развивать, воспитывать – не легок и требует большой опытности, знания и энергии. Многопопечительное Правительство ценит этот труд ваш и, насколько возможно, заботится облегчить его. Для пополнения сведений ваших, для облегчения вашей трудной работы духовное начальство устраивает курсы и тем желает, чтобы вакационное время отдыха употреблялось вами на удовольствие полезное для вас и вашего дела – воспитания и обучения; чтобы вы в течение времени отдыха могли обогатиться недостающими и необходимыми для вас сведениями, познакомиться с лучшими методами и способами преподавания, послушать образцовые уроки лиц опытных и более сведущих. Занятия ваши на курсах обставляются так, чтобы доставляли вам удовольствие полезное. Из обыденной среды, в которой вы находились, живя дома, вы переселяетесь в большие города, где многое можно увидеть, многому поучиться, для вас устраиваются прогулки-экскурсии с целью ознакомить вас с достопримечательностями города в религиозном, историческом и других отношениях. Принося этим вам известную пользу, начальство тем же и благодарит вас за ваш труд. Теперь же остается пожелать вам, чтобы на настоящих курсах вы получили учебную пользу, сохранив бодрость духа, запаслись новыми силами и знаниями для вас и вверенного вам дела необходимыми и, получив духовное утешение, с удовольствием воспоминали бы о проведенном на курсах времени, возвратясь домой. А так как никакой труд не начинается без молитвы и Божия благословения, я и пришел к вам, чтобы помолиться вместе с вами и испросить у Господа благословения на предстоящий ваш труд. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010