В контексте сообщения о деятельности по профилактике алкоголизма и наркомании, суицидального поведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы владыка Иринарх обратил особое внимание на то, что помощник по организации работы с верующими и тюремные священнослужители не должны подменять работу гражданских профильных специалистов и сотрудников уголовно-исполнительной системы — социальных работников, воспитателей, психологов, наркологов, но своим духовно-пастырским служением оказывать указанным специалистам содействие и помощь в работе. В выступлении были рассмотрены проблемные вопросы взаимодействия с сотрудниками учреждений УИС, в частности, порядок проведения обысковых мероприятий в алтарях тюремных храмов, когда сотрудниками УИС, осуществляющими обысковые мероприятия, не учитываются традиции Русской Православной Церкви благоговейного отношения к священным богослужебным предметам. Предложены решения для профилактики подобных инцидентов, которые позволят избежать неумышленного неблагоговейного обращения с алтарными святынями со стороны сотрудников УИС. В ходе подведения итогов обучающего семинара были представлены ответы на вопросы тюремных священнослужителей Тульской митрополии. Подчеркнута важность для священнослужителя — тюремного капеллана всегда оставаться пастырем Церкви — прилежным служителем алтаря, совершителем церковных Таинств и духовным руководителем для своих прихожан — осужденных или подследственных, оказавшихся в силу обстоятельств за колючей проволокой в местах принудительного содержания, поскольку «священник, в какой бы должности дополнительного послушания он ни состоял — это, прежде всего, пастырь, священнослужитель и совершитель таинств церковных». В каждом из субъектов Российской Федерации образованы Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) из представителей общественных организаций. В циркулярном письме Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2009 года за 1172, которое было адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «…определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий».

http://patriarchia.ru/db/text/6066945.ht...

В каждой отдельной митрополии Русской Православной Церкви руководство тюремным служением осуществляется, с одной стороны, руководителем Объединенной комиссии по тюремному служению митрополии совместно с председателями отделов тюремного служения епархий, входящих в состав митрополии, а с другой стороны — Помощником начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими, на которого возложены обязанности благочинного тюремных храмов, обустроенных на режимной территории учреждений УИС. При этом действия Помощника должны быть согласованы с руководителем Объединенной комиссии по тюремному служению митрополии. До учреждения института Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими серьезной проблемой в организации епархиального тюремного служения была ограниченность для осуществления благочиннического контроля со стороны руководителя Объединенной комиссии по тюремному служению митрополии и председателей епархиальных тюремных отделов за духовно-пастырской деятельностью закрепленных за учреждениями УИС тюремными священнослужителями, а также за каноническим обустройством и состоянием вверенных им Священноначалием молитвенных помещений в местах лишения свободы, наглухо отделенных от окружающего мира колючей проволокой. В настоящее время обладание полнотой такой информации стало доступно священнослужителям, наделенным, с одной стороны, административными правами и обязанностями служащих УИС на беспрепятственное посещение храмов, находящихся на режимных территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, а с другой стороны, обладанием ими (Помощниками) каноническими полномочиями благочинных тюремных храмов, возложенными на них после согласования на Архиерейском совете и действующими в границах всех епархий митрополии. Помощники, должность которых была введена в уголовно-исполнительной системе по инициативе Русской Православной Церкви, при посещении мест принудительного пребывания обязаны регулярно проверять состояние канонического обустройства тюремных храмов, наличие в них исправных священнических облачений и необходимой богослужебной утвари для совершения Евхаристии и других богослужений, правильность и регулярность ведения богослужебного журнала, следить за состоянием антиминсов, богослужебных сосудов и церковной утвари, канонически написанных храмовых икон и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5948736.ht...

В соответствии с «Методическими рекомендациями» досмотры и оперативно-режимные мероприятия в алтаре храма должны проводиться в присутствии священнослужителя или представителя епархии без оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения святынь в алтаре храма. Досмотр тюремных храмов в присутствии дежурного священнослужителя производится без нарушения норм неприкосновенности престола и ряда священно-богослужебных предметов. Священник обязан лично раскрыть и показать каждый предмет религиозного назначения. При этом лица не священного сана к святыням не прикасаются. Служебные собаки в молитвенном помещении храма нежелательны и, особенно, недопустимо без особой необходимости допускать их присутствие в алтарной части храма. Проверки не должны проводиться во время богослужений. Если есть оперативная необходимость, а священник отсутствует, сотрудники должны опечатать храм и вызвать священника для присутствия при досмотре. Во всем должен соблюдаться разумный компромисс. Однако практика проведения обысков свидетельствует, что зачастую сотрудники не знают о принятых «Методических рекомендациях». Как правило, тюремные священнослужители неизменно свидетельствуют о своей готовности прибыть по первому требованию администрации учреждения для присутствия при проведении органами УИС оперативно-режимных мероприятий в культовых объектах. Данная обязанность канонического присутствия в храме возложена также на священнослужителя в должности «помощника», либо на иного тюремного священнослужителя, определенного «помощником». В этой связи на «помощника» возлагается обязанность периодически проводить разъяснительную работу во время плановых посещений учреждений УИС и информировать во время служебной подготовки сотрудников ФСИН России, ответственных за проведение обысковых мероприятий, о необходимости руководствоваться указанными «Методическими рекомендациями». «Помощникам» следует также обратить особое внимание на пастырское окормление и духовное просвещение сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ ФСИН России). В настоящее время осужденных к альтернативным видам наказания без лишения свободы насчитывается немного меньше 50%, чем заключенных, находящихся в местах лишения свободы. В перспективе в России планируется довести эту цифру до 75% осужденных без лишения свободы — в сравнении с количеством заключенных, находящихся в местах лишения свободы. Поэтому уже сегодня следует заблаговременно выстраивать активное взаимодействие Церкви с УИИ ФСИН России.

http://patriarchia.ru/db/text/5858040.ht...

Особое внимание выступающий обратил на духовно-пастырское окормление уголовно-исполнительных инспекций (УИИ ФСИН России), поскольку уже сейчас следует усиленно развивать форматы предстоящего церковного сотрудничества и активно взаимодействовать с УИИ ФСИН РФ, в ведении которой находится надзор за осужденными к альтернативным видам наказаний без лишения свободы. Выступающий священнослужитель рассказал также об осуществляемом Синодальным отделом по тюремному служению проекте по пополнению библиотечных фондов учреждений ФСИН России духовно-нравственной литературой. Помощник начальника УФСИН России по Мурманской области по организации работы с верующими рассказал в своем докладе о тюремном служении в регионе в целом и, в частности, в региональных учреждениях УИС. Особое внимание было уделено важности духовно-пастырского делания по окормлению заключенных в местах лишения свободы. Тюремный священник должен понимать, что каждый подозреваемый, обвиняемый или осужденный человек, находящийся по решению суда в местах принудительного содержания, остро нуждается в искреннем участии со стороны священнослужителя по отношению к внутреннему миру заключенного и состоянию его души. Благочинный тюремных храмов должен личным примером вдохновлять тюремных капелланов Мурманской митрополии — регулярно посещать тюремные храмы, вести духовно-просветительскую работу и окормлять сотрудников регионального УФСИН России, своевременно решать возникающие вопросы в духе христианской любви и взаимного уважения. Участники обучающего семинара отметили важность и необходимость подобных встреч в формате видеоконференцсвязи, поскольку в ходе живого и непринужденного общения были выявлены как имеющийся положительный опыт, так и проблемные вопросы тюремного служения. Подобная практика обучающих семинаров, в ходе которых осуществляется плодотворное взаимодействие и живая связь регионов с Синодальным отделом и структурами Центрального аппарата ФСИН России, которым поручено взаимодействие с тюремным духовенством как Русской Православной Церкви, так и с традиционными для России религиозными объединениями, свидетельствует о важности и необходимости данного опыта взаимодействия на пути выявления, обсуждения и решения насущных вопросов и возникающих проблем на пути становления миссии тюремного служения в пенитенциарных учреждениях нашего земного Отечества, а также на территориях канонической ответственности нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5943044.ht...

Общение с казаками в Екатеринодарской епархи. 6 дек. 2010 г. Фотография С. Власова Общение с казаками в Екатеринодарской епархи. 6 дек. 2010 г. Фотография С. Власова На протяжении веков РПЦ осуществляла духовное попечение о заключенных. Эта традиция стала возрождаться в кон. 90-х гг. XX в. К 2013 г. в юрисдикции Русской Церкви только на территории РФ в 1020 исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний имелось 517 действующих храмов (37 храмов строятся), 453 молитвенных помещения для заключенных, духовно-пастырское окормление заключенных осуществляли 954 священнослужителя. Активно идет становление православного тюремного служения на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. В мае 2013 г. Свящ. Синод РПЦ принял «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений УИС», синодальный Отдел по тюремному служению разработал программный документ «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения России». С весны 2010 г. Федеральная служба исполнения наказаний РФ запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация проекта началась в 16 исправительных учреждениях: в Мордовии (4), Камчатском крае (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях. Патриарх много внимания уделяет взаимодействию со СМИ. К. подчеркивает: церковно-общественное служение, к-рое справедливо характеризуют как «информационное», делает актуальной общецерковную задачу создания единого информационного пространства и «современной информационной стратегии Церкви, которая в том числе будет включать в себя и нашу оценку современного информационного общества» (Доклад на Архиерейском совещании 2010 г.//Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 160). Эта работа предполагает активное взаимодействие в т. ч. со светскими СМИ, все большее внимание уделяющими церковной тематике: «Ответом на запрос общества должно стать как развитие церковной журналистики, так и помощь со стороны Церкви светским СМИ, говорящим о Православии. В условиях, когда к Православию проявляется активный интерес со стороны общества и журналистов, нам важно перейти от реагирования на внешние информационные поводы к активной работе по созданию и широкому продвижению собственного новостного контента, наполняя информационное пространство общественно значимыми текстами, в центре которых будет оставаться проповедь о Христе» (Доклад на Архиерейском Соборе 2011 г.//Там же. С. 228).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

долгое время с начала постсоветского периода считалась побочной, поэтому ей не уделялось должного внимания. Так, до 2010 года вопросы тюремного служения находились в ведении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сейчас, когда уже почти 20 лет существует Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, стало развиваться и профессиональное направление деятельности тюремных капелланов. Научных работ, посвященных развитию современного тюремного служения, ещё очень мало и они носят в основном обзорный характер. Существуют статьи, посвящённые какой-то отдельной проблематике. К эпохе возобновления служения Церкви в местах лишения свободы, относятся публицистические заметки протоиерея Глеба Каледы , первопроходца в тюремном служении новейшей России. О. Глеб был священником в следственном изоляторе «Бутырка» во времена слома эпох, который катастрофическим образом отразился на быте людей, вина которых ещё даже не была доказана судом. Осмелимся утверждать, что время это — начало и середина 90х годов XX века — была самым тяжёлым в истории российских тюрем как для заключённых, так и для сотрудников УИС. Вот как описывает о. Глеб тогдашний быт подследственных: «Численность заключенных в Бутырской тюрьме резко возросла и значительно превышает норму. Знаменитая петербургская тюрьма «Кресты» была построена при царе- батюшке в расчете на 1000 заключенных, по советским нормам в ней было положено содержать 3300 арестантов, в начале 1992 года в ней сидело 6500 человек, а в первом квартале 1993 — 8000 человек. Все нормы давно превышены и в тюрьме «Матросская тишина». 65 и 80 человек в одной камере — это качественно разные и физические, и психологические состояния. Даже в 1937 году, как сообщил мне начальник следственных изоляторов Москвы Анатолий Семенович Голубев, в Бутырской тюрьме сидело меньше арестованных, чем осенью 1992 года» Интересно, что о. Глеб объясняет причину таких бесчеловечных условий (помимо плохо работающих институтов следствия и суда) не наследием «карательной» советской системы, а фактическими ошибками советских руководителей: «В начале 1960х годов были уничтожены тюрьмы в больших городах, например, Таганская и Новинская тюрьмы в Москве, так как нам твердили, что в 1980 году наступит коммунизм, когда никаких преступлений, кроме шпионажа и диверсий иностранных разведок, — просто не может быть!»

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

II Общецерковный съезд по социальному служению проводился при поддержке Министерства экономического развития РФ. Диакония.ru /Патриархия.ru за темою Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года) [Стаття] У святителя провели навчання з догляду за тяжкохворими У громадсько-церковний притулок для безпритульних «Теплий прийом» виробництво передають допомогу в та Казахстану, постраждали Виставка «Православна Русь. Моя в проведе для 6-11 На читань у Христа Спасителя обговорили питання розвитку руху У Христа Спасителя закриття XXIII читань Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года) [Стаття] передають допомогу в та Казахстану, постраждали центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) [Стаття] 85 зону про допомогу 11 2024 року) [Стаття] з ключовими словами – виставки, конкурси – синодальний та   новини В.о. голови Синодального з тюремного взяв участь у духовенства та системи Кирил очолив роботу чергового Ради Митрополит Смоленський очолив молитовне стояння за РФ секретар Синодального з козацтвом взяв участь у круглому в РФ, присвяченому урокам 1812 року у 1812 року у Синодального з козацтвом провели з та отаманами та козацьких Синодальний у справах проведе у вектори розвитку Церкви» В.Р. Легойда: Заява справ цю у часи Кирила з головою церковних зв " та екзархом У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2339106...

Второе направление — и оно уже существует — это Центр духовного просвещения в местах лишения свободы. Здесь ведется энергичная работа, в том числе уделяется большое внимание обеспечению заключенных духовной литературой и предметами религиозного назначения. Мы должны заботиться о том, чтобы осужденные в местах лишения свободы имели достаточное количество книг Священного Писания, молитвословов и другой литературы религиозного назначения. Этим вполне можно заниматься на местах, на уровне епархиальных комиссий по тюремному служению. Это же могут делать и приходы, а также православные общественные и правозащитные организации. Синодальный отдел должен обеспечивать издание этого рода литературы в достаточном количестве и заботиться о наличии предметов религиозного назначения в тюремных храмах. Отдел должен сосредоточиться также на методическом обеспечении работы: составлять и распространять методические пособия для духовенства и мирян, издавать и распространять газету для заключенных, другие издания Синодального отдела. Необходимо использовать существующие возможности других церковных и светских изданий, профильных для нашей деятельности. Готовить публикации и видеоматериалы, вести переписку с заключенными, содействовать трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Примерно так видится сегодня сфера духовного просвещения для заключенных. Есть и другая важная задача: необходимо по-новому осмыслить, что та кое гуманитарная помощь для заключенных. Это же не только продукты питания или одежда. Необходимо ответить и на вопрос: что нам предстоит сделать для духовного просвещения в местах лишения свободы и как обеспечить достойную помощь храмам для заключенных, действующим в колониях. У них имеется большая нужда в иконах, нательных крестиках, лампадном масле, свечах. Эти храмы уже построены, руководители колоний часто сами находили спонсоров и средства для строительства. Но после того как храм построен, его необходимо содержать и обеспечивать всем необходимым для богослужебной деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/1264716.ht...

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru slujirea în detenie a luat parte la edina colegiului DSFIP pe or. Moscova 30 iulie 2014 16:19 25 июля 2014 года состоялось расширенное заседание коллегии Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по городу Москве, на котором были подведены итоги работы управления за первое полугодие текущего года. В работе коллегии приняли участие первый заместитель начальника Управления организации деятельности тюрем и следственных изоляторов ФСИН России Сергей Ларин, федеральный инспектор по городу Москве Александр Антонцев, заместитель руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Сергей Доброродный, представители МВД России и органов ФСКН, председатель Общественного совета УФСИН России по городу Москве Елена Зеленова, председатель президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков, руководители учреждений уголовно-исполнительной системы. По приглашению начальника УФСИН по городу Москве полковника внутренней службы А.Н. Тихомирова в заседании принял участие председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх . Архиерей поблагодарил руководителя столичного управления ФСИН за проводимую работу по укреплению взаимодействия с Русской Православной Церковью и оказание содействия строительству и освящению тюремных храмов. Епископ Иринарх рассказал о работе Синодального отдела по тюремному служению и Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы, председателем которой он был избран в декабре прошлого года, перспективах возрождения института тюремного духовенства, в том числе об одобрении президентом России предложений Предстоятеля Русской Православной Церкви о введении в штаты территориальных органов ФСИН должностей помощников начальников УФСИН по работе с верующими. С особым интересом участники коллегии выслушали рассказ о посещении делегацией Русской Православной Церкви Вены и о взаимодействии с австрийской системой исполнения наказаний. Глава отдела по тюремному служению обозначил основные проблемы взаимоотношений Церкви с органами системы исполнения наказаний, в частности, сообщил о трудностях, которые священнослужители испытывают при получении разрешения на посещение подследственных со стороны сотрудников Следственного комитета. Синодальный отдел по тюремному служению /Патриархия. ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3698913...

Синодальный отдел по благотворительности выпустил пособие по социальной работе с подростками-правонарушителями 3 июля 2012 г. 11:20 В серии методических и справочных материалов «Азбука милосердия» Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению выпущено пособие «Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения». Пособие, рассказывающее, как помочь адаптироваться к жизни на свободе подросткам, которые прошли через воспитательные колонии, , будет полезно в социальной работе священников и приходских социальных работников, добровольческих и молодежных организаций. Первая глава книги написана специалистами петербургского Центра социальной адаптации свт. Василия Великого, уже 11 лет работающего с подростками-правонарушителями. В ней рассказывается, как подготовить подростка к освобождению, пока он еще находится в колонии, как установить с ним контакт и достигнуть доверия, как помочь ему решить общие проблемы: где жить на свободе, кем устроиться работать, как вернуться к учебе. Большое внимание уделяется социальному сопровождению подростка после освобождения, а также вопросам работы с его семьей. Во второй главе обобщен опыт Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, с 2004 года сотрудничающей с общественной организацией Центр содействия реформе уголовного правосудия. Одна из забот Центра — поддержка девочек Новооскольской воспитательной колонии до и после освобождения. В этой главе приводятся практические советы, как помочь подростку без опыта далеких поездок и практически без средств добраться до дома из колонии, сделав пересадку в чужом городе. По данным ФСИН, в начале 2012 года в воспитательных колониях находилось 2,5 тысячи подростков. Большинству из них — 16-17-лет. Как правило, они воспитывались в детских домах или в семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации. Только 20-30% воспитанников, выйдя на волю, возвращается к нормальной жизни. Подавляющее большинство после первого тюремного опыта снова возвращаются в колонию для несовершеннолетних, а затем во взрослую тюрьму.

http://patriarchia.ru/db/text/2319263.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010