«Основные направления книгоиздания сегодня — это святоотеческая, духовно-просветительская, историческая и художественная литература, а также агиография, молитвословы, календари, — рассказывает Олег Костишак, кандидат богословия, и. о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки. — Книга сначала просматривается рецензентами, которые готовят экспертное заключение. А потом и всей коллегией, которая знакомится с ее содержанием и выводами экспертизы. Если материал сложный, находится на стыке разных научных дисциплин, то его могут отправить на дополнительную экспертизу в один из профильных синодальных отделов». Так, например, если в рукописи затрагиваются сложные вопросы в области современной библеистики, она направляется на дополнительную экспертизу в Синодальную библейско-богословскую комиссию . Если это тексты, связанные с медицинской тематикой, то они проходят дополнительную проверку в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению . Рукописи, в которых присутствует информация о церковных персоналиях, относящихся к юрисдикции иных Поместных Православных Церквей, а также о нюансах межправославных отношений, отправляются на согласование в Отдел внешних церковных связей и т. д. Рекомендовано к публикации Если книга соответствует всем условиям Издательского Совета, то ей присваиваются грифы: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» или «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви». С Патриаршим грифом издаются: Священное Писание, сборники канонических правил и нормативных актов Церкви и официальные документы. Этот гриф также присваивается изданиям, имеющим общецерковное значение. Гриф «Рекомендовано к публикации» присваивается святоотеческой, богословской, катехизической и иной церковной литературе, а также публикациям, которые Церковь может порекомендовать верующим. Изданиям, в которых присутствуют частные мнения, дискуссионные суждения по важным церковным вопросам, частные научно-богословские интерпретации событий церковной и гражданской истории, присваивается гриф «Допущено к распространению». При этом в них не должно содержаться мнений и оценок, противоречащих православному вероучению или официальной позиции Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5458919.ht...

26 мая в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся праздничный концерт Фестиваля славянских искусств и церемония награждения Международной премией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение успешным проведением в городе Москве Дней славянской письменности и культуры. 3. Выразить благодарность всем организаторам и участникам проходивших в Москве празднований. Журнал 44 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сопредседателя Оргкомитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры, о проведении праздника славянской письменности и культуры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить благодарность: а) Председателю, сопредседателям и членам Оргкомитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры в лице министра культуры Российской Федерации А.А.Авдеева, А.С.Соколова и Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за организацию и проведение праздника. б) Преосвященному архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору и губернатору Тверской области Д.В.Зеленину, государственным и общественным организациям, деятелям науки, культуры и искусства за труды и содействие в проведении праздника в Твери. в) Правящим Преосвященным, в чьих епархиях был отмечен День славянской письменности и культуры, региональным властям, руководителям культуры и образования. Журнал 45 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, об утверждении избрания протоиерея Иоанна Шо епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии, архимандрита Георгия (Шейфера) – епископом Мейфилдским, викарием Восточно-Американской епархии, и архимандрита Феодосия (Иващенко) – епископом Сиэтлийским, викарием Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. Справка: Согласно Акту о каноническом общении (п. 7), подписанному 17 мая 2007 года, архиереи Русской Зарубежной Церкви избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86312-zhurnaly-...

XI.2. Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики (см. XII). Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает  участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи. Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян — работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти.  Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи — долг каждого православного медицинского работника. Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой. XI.3. Npoблeмa здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами.  Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

http://mospat.ru/ru/documents/87567-zdor...

в) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой;     Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором; г) по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви; д) в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора; е) инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия; ж) заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия; з) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления. 6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола. 7. Кворум Поместного Собора составляет 2/3 членов Собора, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора. 8. Поместный Собор утверждает регламент заседаний, программу, повестку дня и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора президиум, секретариат и формирует необходимые рабочие органы. 9. Президиум Поместного Собора состоит из председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора. 10. Секретариат Поместного Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников — клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем.

http://mospat.ru/ru/documents/87533-pome...

В последующий период работа Всецерковного Православного молодежного движения велась по нескольким главным направлениям: Председатель ВПМД был распоряжением Президента включен в совет президиума Совета по делам молодежи. Говоря о современной деятельности Движения, необходимо отметить, что она имеет, прежде всего, организационную направленность и ставит своей целью совершенствование уже имеющихся и поиск новых, иногда не совсем привычных для традиционной церковной жизни, форм работы с молодежью и способов обращения к ней. Широкую известность в церковной среде получили осуществляемые Всецерковным Православным молодежным движением программа паломничества по святым местам для детей и программа молодежных лагерей «Реставрос». При их реализации группы детей и молодежи направляются во вновь открытые, требующие восстановительных и ремонтных работ храмы и монастыри Русской Православной Церкви для участия в возрождении святынь. Только в 1999 и нынешнем году по программе «Реставрос» проведено около 300 мероприятий, в которых участвовали более 6 тысяч человек. К примеру, основными организационными формами осуществления данных программ в Москве и Московской епархии являются: В Москве основные работы по программе «Реставрос» проходят сейчас в храмах святителя Николая в Покровском, Троицы на Грязех, Воздвижения на Чистом Вражке, Иерусалимской иконы Божией Матери, Спасском соборе Заиконоспасского монастыря, в церкви святой мученицы Татианы при МГУ и в Покровском храме в Красном селе. Летние въездные смены в настоящее время работают в городе Белозерске, в селе Талицы Вологодской области, в Спасо-Прилуцком монастыре Вологодской епархии, в Ферапонтовой Лужецкой и Введено-Оятской обителях, в Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии и в некоторых других местах, например, в Вятской и Новосибирской епархиях. Особое внимание Всецерковное Православное молодежное движение уделяет духовному окормлению детских организаций, в той или иной степени использующих положительно зарекомендовавший себя во всем мире скаутский метод. К сожалению, возрождающееся в России скаутское движение сейчас весьма разнородно и раздроблено — наряду с организациями, строго придерживающимися духовных принципов скаутинга, существуют и такие, руководители которых не желают поддерживать контакты с Русской Православной Церковью. В такой ситуации позиция руководства Движения основывается на словах Господа Иисуса Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Мы стремимся к сотрудничеству со всеми руководителями скаутских отрядов и групп, проявляющими искренний интерес к духовному опыту Православия.

http://mospat.ru/archive/86563-doklad-ar...

д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых; е) компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений; ж) выражение пастырской озабоченности проблемами современности; з) определение характера отношений с государственными институтами; и) представление Поместному Собору предложений по созданию, реорганизации и упразднению Автономных и Самоуправляемых Церквей; к) утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, определение их границ и наименований, а также утверждение решений Синодов Самоуправляемых Церквей о создании, реорганизации и упразднении митрополий и епархий; л) утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления; м) в преддверии Поместного Собора — внесение предложений по регламенту заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора; н) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных и Архиерейских Соборов; о) суждение о деятельности Священного Синода, Высшего Церковного Совета и синодальных учреждений; п) утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода; р) установление процедуры для всех церковных судов; с) рассмотрение докладов по финансовым вопросам, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов; т) утверждение новых общецерковных наград. 6. Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения — в составе Поместного Собора: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; — в последней инстанции: а) по разногласиям между двумя и более архиереями; б) по делам о церковных правонарушениях архиереев и руководителей синодальных учреждений; в) по всем делам, переданным ему Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

http://mospat.ru/ru/documents/87534-arkh...

Далее выступил митрополит Иларион, представивший собравшимся книгу Святейшего Патриарха Кирилла: «Чем интересно это издание? Прежде всего, личностью автора книги и ее содержанием. Автор этого труда прошел большой жизненный путь, он был учеником и ближайшим сподвижником выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который в труднейшую эпоху хрущевских гонений делал почти невозможное для того, чтобы сохранить Церковь, чтобы воссоздать ее епископат. Это было время, когда советские власти поставили целью своей уничтожить Церковь. Тогдашний лидер Советского Союза Н.С. Хрущев обещал в течение 20 лет построить коммунизм и показать всем «последнего попа». В этих условиях митрополит Никодим, не щадя своей жизни, занимался созиданием Церкви. Прежде всего, ему удалось привести к церковному служению новых молодых епископов в тот момент, когда светские власти всячески этому препятствовали. Если бы не митрополит Никодим, не известно, сумела ли бы наша Церковь пережить те страшные годы. И вот одним из молодых людей, которых митрополит Никодим привел к церковному служению, был будущий Патриарх Кирилл. В возрасте 28 лет он был поставлен ректором Ленинградской духовной академии, а в 29-летнем возрасте стал епископом. Ровно 20 лет он возглавлял Ленинградские духовные школы, и в то время, когда власти всячески препятствовали распространению любой информации о религии, молодой владыка Кирилл создал в тогдашнем Ленинграде оазис богословской науки. Под защитой митрополита Никодима развивалась и била ключом богословская мысль в одной из главных духовных школ Русской Православной Церкви. После смерти митрополита Никодима архиепископ Кирилл был смещен с должности ректора академии за слишком активную, как казалось советским властям, работу. Однако после того, как уже в эпоху Горбачева начала меняться ситуация в Советском Союзе, после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси архиепископ Кирилл был избран на должность председателя Отдела внешних церковных связей, то есть министра иностранных дел в Русской Церкви, и в течение двадцати лет возглавлял этот главный Синодальный отдел Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1161546.ht...

Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в ходе заседания Священного Синода его члены также заслушали доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о визите в Россию делегации Церкви Англии во главе с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. «В Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Архиепископом Джастином Уэлби, на которой особое внимание было уделено обсуждению ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где продолжаются гонения на христиан. Также в ходе беседы обсуждалась тяжелая ситуация на Украине. По итогам встречи Предстоятель Русской Православной Церкви и Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби подписали совместную декларацию», — указал В.Р. Легойда. Кроме того, Священный Синод постановил учредить в Смоленской епархии Центр подготовки церковных специалистов с присоединением к нему Смоленского регентского и иконописного училища. Такое решение Священный Синод принял, заслушав рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, и Преосвященного митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора. «Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа», — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26.1.2024 Об отделе Материалы Справка

http://sinfo-mp.ru/zasedanie-svyashhenno...

Когда комиссия утвердила Владимира Титова, он попросил меня, чтобы я с кем-то связался в Свято-Даниловом монастыре, чтобы он мог получить благословение на полет. Как я уже сказал, у нас давно сложилась дружба с владыкой Филаретом, в Даниловом монастыре он возглавлял отдел внешних церковных связей, а сейчас он - правящий архиерей Белоруссии. И вот я звоню ему по телефону, объясняю ситуацию. И что меня поразило: несмотря на то, что это было в 22 часа, владыка сказал: " Приезжайте " . - Но, владыка, - говорю, - уже поздно. Может, завтра? - Я работаю до двух часов ночи. С порога владыка говорит Владимиру Титову: - Вот, Володя, Горбачев сейчас летал на переговоры и сорвал их, потому что полетел без благословения. А у тебя все будет хорошо. Тем более, что ты летишь в год Тысячелетия Крещения Руси. И тогда владыка договорился с Титовым о том, что когда будет праздноваться эта дата, то он поздравит из космоса весь Советский Союз с этим праздником. Владимир, как он сам говорил, ощутил всю ответственность, которая на него была возложена. А это, не забывайте, был 87-й год. Это не то, что сейчас, - военные в форме могут прийти в храм, и им ничего не будет. Тогда все было далеко не так. Тогда Володя спрашивает владыку: - А в какой день мне поздравлять? - Ну, это очень просто. Вот тебе церковный календарь, вот тебе икона Владимирской Божией Матери, ну а поскольку ты летишь по благословению, взятому в Свято-Даниловом монастыре, то возьми еще и иконку Даниила Московского. Тогда впервые, отправляясь в полет, космонавт брал с собой не письма и фотографии родных, а иконки. На старте разрешено брать в скафандр только 250 граммов " лишнего " веса. Церковный груз как раз уместился в эти рамки. Стартовал Титов 21 декабря 1987 года, а 21 декабря 1988 года, ровно через год, была посадка. И вот что случилось во время этого полета. Накануне празднования Тысячелетия Крещения Руси ЦУП получает из космоса радиограмму, обращенную ко всему советскому народу, - поздравление экипажа с этим праздником. В ЦУПе - шок. Во-первых, откуда космонавты на высоте 450 километров знают, что сейчас Тысячелетие Крещения Руси? Во-вторых, почему так точно это все происходит? Но службы у нас работают хорошо - все вскоре выясняется, и мне дают выговор по партийной линии. Наверное, было бы еще больше всяких санкций, но на следующий день в честь Тысячелетия Крещения Руси Михаил Сергеевич Горбачев принимал Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода у себя. Так что нас оставили в покое, не стали раскручивать это дело.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

На территории Китая была образована Китайская Автономная Православная Церковь, которую возглавил епископ Пекинский Василий (Шуан), а территория Миссии в Пекине была передана китайским государством СССР для размещения посольства. На территории Миссии началось строительство комплекса зданий Посольства СССР. В ходе строительных работ были разрушены многие церковные постройки, в том числе и храмы. Варварски был взорван храм Всех Святых мучеников. Здание Успенской церкви в 1957 г. было переоборудовано под гараж посольства. Для этого демонтировали с крыши главку, а с восточной стороны, где находилась алтарная часть храма, были проделаны два въездных проема. Кроме того, для подсобных помещений в храме был устроен второй этаж, а с южной стороны – большая пристройка для парковки автобусов. Храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского стал использоваться для проведения светских приемов. После 40-летнего перерыва на территории Посольства России в КНР в конце 1996 г. была возрождена практика регулярных православных богослужений в Пекине. Богослужения совершались в Иннокентьевском храме, площадь которого достаточна для того, чтобы вместить до 300 молящихся. В 2002 г. православные верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Ее обращение в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Благодаря совместным усилиям Московского Патриархата и МИД России было принято решение о возрождении Успенского храма. Особое внимание восстановлению Успенского храма уделил Президент России В.В. Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами по просьбе святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После согласования с китайской стороной началась работа по воссозданию на территории посольства храма Успения Божией Матери. Первоначальный рабочий проект воссоздания Успенского храма на территории российского посольства в Китае был выполнен в 2005 г. в бюро архитектора А.Р. Воронцова. Авторы проекта строительства храма-музея в Пекине взяли за основу конструкцию предыдущего здания Успенской церкви. Вместе с тем они учли, что эта церковь строилась как временный храм по упрощенной схеме. Например, не было апсиды – алтарного выступа, и ряда других элементов церковной архитектуры. Поэтому перед архитекторами стояла задача не просто восстановить облик прежнего храма, но воссоздать его с учетом современных требований церковной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=17978

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010