После учения о божественном источнике пророческой проповеди главенствующую тему в богословии Амоса и Осии составляет вопрос об отношении Иеговы к народу израильскому. Как и вопрос о пророческом самосознании, так и этот вопрос выступает в пророческом понимании древнеизраильской религии не как проблема, подлежащая уяснению или требующая каких-либо нарочитых со стороны пророков обоснований для укрепления ее содержания в религиозном сознании современником, но как точно определенная в своих подробностях религиозно-историческая истина, как факт исторического опыта народа Израильского. Иегова есть Бог Израиля, Израиль есть народ Иеговы – этим коренным догматом религии Израиля обнимаются и определяются, по воззрению пророков, все стороны религиозно-нравственной жизни народа Божия в общей их связи и в частностях. Израиль есть избранный из всех народов земли и возлюбленный Иеговою народ. Эту мысль, как религиозную аксиому, оба пророка выдвигают с особенною силою, чтобы возможно резче подчеркнуть крайнюю степень неблагодарности Израиля к своему Богу и глубину его нравственного падения. Только Израиля Иегова признал из всех племен земли ( Ам.3:2 ). Когда Израиль был юн, Иегова возлюбил его, как Своего сына и вывел его из земли египетской ( Ос.11:1; 12:13 срв. Ос.3:1 ). От самой земли Египетской Иегова стал Богом Израиля ( Ос.12:9; 13:4 ; срв. Ам. 9:15 ; Ос.4:12; 5:4; 7:10; 8:2, 18; 9:1; 12:6; 14:1, 2 ), а Израиль Его народом ( Ам.7:8 ,.15; 8:2; 9:10, 14, 15; Ос.1:7, 9, 10; 2:1, 2, 23; 3: 5; 4:6, 8, 12; 6:11 ; 11:7), которого Иегова ущедрял в течение всей его истории многоразличными дарами Своей милости. Такое преимущественное внимание Иеговы к Израилю есть, по мысли пророков, выражение особых, заветных отношений между Ним и народом израильским. Израиль и Иегова связаны взаимно узами завета, как муж и жена связаны союзом брачным (образ брака у Осии Ос.1–3 , также Ос.6:7; 7:13, 14; 8:1 ); или (по другому сравнению) – также духовно близки друг к другу, как близки дети к Отцу ( Ос.1:10 : вы Сыны Бога живаго; Ос.11:1 : из Египта вызвал Сына Моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 8 1–7. Возвещение погибели Израилю. 8–14. Обличение грехов Израиля. Ос.8:1 . Трубу к устам тво­им! Как орел налетит на дом Го­с­по­день за то, что они нарушили завет Мой и пре­ступили закон Мой! Речь идет от имени Иеговы. Пророк получает повеление трубою возвестить народу наступление времени бедствия, посылаемых за грехи народа. За нарушение завета, за преступление закона (torah) Божия, враги, подобно орлу, бросающемуся на добычу, налетят «на дом Господень», т. е. на Израиль, который является частью общества Господня. Вместо слов евр. т. «трубу к устам твоим» в слав. с греч. «в недра их, яко земля непроходима» – слав. текст соединяет чтение разных кодексов; чтения эти возникли, нужно думать, вследствие ошибочного понимания евр. текста. Ос.8:2 . Ко Мне будут взы­вать: «Боже мой! мы по­знали Тебя, мы – Израиль». Бедствия заставят народ взывать к Господу. Но обращаясь к Богу, народ говорит ему: «мы – Израиль»: т. е. напоминает только Богу о своей избранности и полученных обетованиях, а не обнаруживает истинного раскаяния в своих заблуждениях. Последние слова ст. 2-го «мы – Израиль» в греч. и в слав. опущены, вероятно, случайно, вследствие повторения слов в начале следующего стиха. Ос.8:3 . Отверг Израиль доброе; враг будет пре­следо­вать его. Ст. 3 и след. представляют ответ Бога на взывание обращающегося к нему народа. Отказывая народу в дальнейшем милосердии, Иегова указывает на то, что Израиль сам отверг (zanah – отверг с отвращением) «доброе», – отверг то благо, которое обеспечивалось верностью Завету. Конец ст. с евр. можно переводить: «пусть преследует его враг»; слав. т. вместо этого читается «врага прогнаша», LXX: χρν κατεδωξαν. Это несоответствующее контексту чтение возникло, вероятно, потому, что вместо irdpho (пусть преследует его) LXX пунктировали irdphu. Ос.8:4 . Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель. Пророк называет те преступления, за которые Израиль должен понести наказание, именно отпадение от дома Давидова, самовольное поставление себе царей и князей, и введение служения тельцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию [Ос.7:16–1 0:12]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под. ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 207–238 (1-я пагин.). (Продолжение) —207— ( Ос.7:16 ) Сие ругание их в земли Египетстей, ( Ос.8:1 ) в недре их. Яко земля 612 … яко орел в дому Господни; понеже преступиша завет мой, и на закон мой нечествоваша. Сии слова очень неясны: потому что, как я думаю, еврейский язык представляет большое затруднение для толкователей. Но мы, следуя порядку мыслей, скажем для их понимания, что придёт на ум. Итак, сие ругание, – говорит, – их на земли Египетстей; то есть, поскольку Меня, всегда спасающего, руководящего и делающего их неодолимыми для противников (ибо я укреплял их), они нечестиво опозорили, совершая служение демонам, возлагая упование на землю Египетскую и думая, что тамошней помощи достаточно им для благоденствия: то по сей самой причине предприятие их возвратится в недро их и за своё безрассудство они не получат добрых наград, но как бы в недро получат возмездие. Придёт, говорит, придёт опустошивший их тиран Ассирийский, имеющий неисчислимое множество воинов. Придёт к ним как бы вся земля, и страна, и отечество, так что можно подумать, что вся страна Персов и Мидян всецело переселилась и пришла в Самарию. Это и значит выражение: яко земля. Придёт же и яко орел в дом Господень, то есть, жестокий и страшный устремится и на самый храм Божий и сделает нападение на царство Иудейское и на Иерусалим, без труда расхищая всё и унося в свою землю. Первою же опустошена была страна Самарянская и в ней всецело Израиль. На последок же взят был —208— и славный город, о котором и пророк Иеремия плакал, говоря: како седе един град умноженный людми?... владяй странами бысть под данию? ( Плач.1:1 ) А что в городе был сожжён и храм, это не подлежит никакому сомнению. Это случится с ними, говорит, потому что они преступили божественный завет и нечествовали против изреченного Богом закона. Всецело пренебрегая изречениями премудрого Моисея, они старались проводить жизнь по своим похотям и каждый из них по своему усмотрению измышлял и образ Богослужения и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Осию [Ос. 13:3–14:10]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 3. 8. С. 303–325 (1-я пагин.) (Окончание) —303— трубы, то есть, показавшись на короткое время, уйдут в погибель и обратятся в ничто, потому что облак утренний, то есть – туман, роса, прах и дым из трубы, весьма подвижны и рассеиваются в самое короткое время, лучше сказать – в одно мгновение. В самом деле: что за существование праха, или росы, или испарения, состоящего из дыма? Ос.13:4 . Аз же Господь Бог твой утверждаяй небо, и созидаяй землю, егоже руце создасте все воинство небесное, и не показах ти их, еже ходити вслед их. Всегда, кажется, безобразие лжемудрования изобличается тем, что выставляется на вид истинное ведение и подобно свету воссиявает во время ночи и тьмы слово, наставляющее к правым помыслам. Посему обличает Израильтян в том, что они, исполнившись крайнего бессмыслия и дойдя до высшего предела несчастья, стали чтить слияние и дела художников, минуя истинного и по естеству Бога, и говорит, что Он – утверждающий небо, укрепляющий и землю и творец звёзд, порицает за то, что они, оставив как мечту возможность познания Творца из творений, сделали их поводом к собственному обольщению. Но не за тем, чтобы бесчестили Божественную славу, появилось то, что у земнородных возведено было на степень богов, а за тем, чтобы, как говорит Священное Писание, от величества и красоты созданий сравнительно ( Прем.13:5 ) ум рассудительных восходил к постижению соответствующей силы и мудрости Творца. Итак, Создатель не показал нам твари, чтобы мы покланялись ей, и даже наперёд засвидетельствовал чрез Моисея, говоря: —304— да не когда воззрев на небо, и видев солнце и луну и звезды, и всю красоту небесную, прелстився поклонишися им, и послужиши им, яже раздели Господь Бог твой всем языком, иже под небесем ( Втор.4:19 ). Они же предназначенное к указанию времён и поставленное в виде светил ( Быт.1:14–18 ) именовали богами, дерзнули им покланяться и, ища ещё более позорного, чем это, стали, – несчастные, – почитать за богов слияния и дерево, поклоняясь искусству медников и древоделей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 3: гл. 4 (Ин.6:1–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 417–432 (1-я пагин.). (Продолжение) —417— это яснейшим образом угрожая решившимся преследовать Его, что Он отступит от них и удалится от всего народа настолько, что соделает некоторым образом даже недоступным для них путь обращения к Нему. Ведь море совершенно непроходимо для человеческих ног. Нечто подобное окажется Он говорящим к ним и в некоторых последующих местах евангелия: «будете искать Меня, и не найдете» (7:34) и «куда Я ухожу, вы не можете придти» (8:21). В самом деле, весьма ровен, удобопроходим и не представляет никаких трудностей путь праведности для идущих к Нему чрез веру, – но весьма труден и крут, а вернее – даже и совсем непроходим для прогневляющих Его, по сказанному одним из святых пророков: «потому что прямы пути Господни, и праведные пойдут по ним, а нечестивые изнемогут на них» ( Ос.14:9 ). Итак, промежуточное пространство моря означает трудность: а вернее – недоступность для Иудеев как бы духовного пути к Нему, так, как и Бог обещается у пророков заграждать пути нечествующей души, говоря: «по сему вот Я заграждаю путь ея тернием и тропы своей не найдет» ( Ос.2:6 ). Что там означали терния, то здесь значить море, отделяющее безрассудно решившихся оскорблять от Оскорбленного и находящееся между Праведником и нечестивцами. Но, кажется, этот прообраз заключает в себе для нас, как в зародыше, и другую некоторую сокровенную тайну. Когда Израиль отпускался из страны Египетской, весьма раздраженный Фараон, неистовствуя на неожиданное благополучие народа, стал преследовать их и зависть, и скорбь свою дерзнул удовлетворить войною. Преследовал он —418— их, думая принудить едва лишь вышедших из-под услужения ему возвратиться опять в рабство. Но Бог переводит народ по средине моря, а преследователь, весьма свирепый и совсем не сдерживавший своего гнева, по неукротимой ярости безумно решившийся богоборствовать – потопляется со всем войском посредине его (моря), спасается же один Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга, названная именем Осии, возникла в результате его пророческого служения, которое пришлось на критический период истории Северного царства, ознаменовавшийся застоем и упадком в религиозной жизни. Служение пророка началось около 750 г. до Р.Х. и закончилось за несколько лет до падения Самарии в 722 г. до Р.Х. Проповеди Осии были посвящены в первую очередь тому, что Израиль нарушил свои заветные обязательства перед Богом, хотя в них звучат и более позитивные ноты, а именно, когда Осия возвещает о сущности любви Божией. В последние годы существования Северного царства экономическое процветание и политическая стабильность, которые пришлись на период царствования Иеровоама II (около 793–753 гг. до Р.Х.), сменились политическим и социальным хаосом и религиозным упадком во времена шести царей, правивших в течение двадцати пяти лет ( 4Цар. 15,8 17,41). Четверо из этих царей были убиты заговорщиками, узурпировавшими их власть (Захария, Селлум, Факия и Факей); один стал политическим узником (Осия, 4Цар. 17,4 ), и только единственному из них наследовал его сын (Менаиму, 4Цар. 15,23 ). В проповедях Осии говорится как об относительном спокойствии в царстве при Иеровоаме II (напр., Ос. 1,5.8–13 ), так и о наступившей затем дестабилизации во внутренней жизни страны (напр., 7,3–7; 13,10.11) и в отношениях с другими государствами (напр., 7,8–12; 12,1). В частности, в книге пророка Осии (5,8–10; возможно, 5,8 6,6) речь идет, по-видимому, о войне Сирии и Израиля против Иудеи (735–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15,27–30; 16,5–9 ; Ис. 7,1–9 ). Факей, царь израильский, заключивший союз с сирийским царем Рецином против расширявшегося владычества Ассирии, напал на Иудею, которая отказалась присоединиться к этому союзу. После этого Ассирия откликнулась на призыв Иудеи о помощи и не только атаковала столицу Сирии Дамаск, но также стала предпринимать систематические набеги на обширные территории на севере Израиля. Политические колебания Северного царства между Египтом и Ассирией, нашедшие отражение в тексте книги, привели к новому нападению ассирийцев, лишению свободы царя Осии, осаде Самарии и, в конечном счете, падению Северного царства. Пророк Осия предвидел такой конец и предрекал падение Самарии в 722 г. до Р.Х. (14,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, была ли исповедь в иудаизме до Иисуса Христа? Есть ли исповедь сейчас в других религиях, кроме Христианства? Есть ли какие-либо работы по истории и " развитию " исповеди? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Важнейшим отличительным признаком ветхозаветной религии, как истинного вероучения, является ее Богооткровенный характер. Для древнего еврея Бог являлся прежде всего живой, всемогущей Личностью. Св. пророк Илия говорит: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!» (3 Цар.17:1). Слова Жив Господь! (Суд.8:19; Руфь.3:13; 1 Цар.14:39; 2 Цар.4:9; 4 Цар.2:2; Пс.17:47; Иер.4:2; Ос.4:15), Бог живой (Нав.3:10; Иер.10:10; Дан.6:26), точно передают восприятие ветхозаветным человеком высшей Божественной реальности. Он – «Живущий на небесах» (Пс.2:4; 122:1). Поэтому преступление заповедей, нарушение Закона, неисполнение воли Божией осознавалось в религиозном сознании как вина, как преступление перед Господом. Переживание этой вины вызывало желание покаяться и исправиться. В Ветхом Завете исповедание грехов передается двумя глаголами: нахам (сожалеть о чем-либо, раскаиваться в чем-либо) и шув (обратиться, возвратиться). Для характеристики духовного обновления человека через покаяние особо значимо слово шув. Оно указывает на нравственное возрождение через полное обращение к Господу. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30). Наиболее совершенным выражением покаяния в древнем Израиле является 50-й псалом Давида Ханнени Елогим… (Помилуй мя, Боже…). Всматриваясь в себя, кающийся Давид видит в себе грех на грехе. Поэтому он многократно повторяет беззаконие мое, грех мой. Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными выражениями, которые в еврейском языке обозначают грех: пэша (преступление, которое отделяет человека от Бога), хатта (заблуждение, осквернение) и авон (отклонение от правды, кривда, вина).

http://pravoslavie.ru/6686.html

Скачать epub pdf Муретов М.Д. Греческое „Житие“ св. Климента, еп. Словенского//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 475–487 (3-я пагин.) —475— Принадлежащий проф. Менщикову перевод греческого жития св. Климента (Юбилейное издание Моск. Унив. Материалы для истории письмен, 1855 г.), перепечатанный проф. Лавровым (Книга для чтения по истории средних веков, вып. II, 1897 г. стр. 180–212) с одной только поправкой собственного имени 3138 , вполне справедливо „по точности считается одним из лучших; равным образом им вполне передаётся витиеватый, исполненный риторических украшений, стиль оригинала“ 3139 . Но всё человеческое до бесконечности усовершаемо ( Мф.5:48 ). Не говоря о немалозначительных и немалочисленных вольностях перевода (см. примеч. к переводу), в нем имеются: 1. Пропуски в тексте оригинала: в заглавии (υρου и χρηματσαντος), гл. III. § 17, V. 34. 2. Ненужные прибавления к тексту: гл. I. 4 („века“ к „до скончания“) III. 15, IV. 23 др. см. в примечаниях. 3 . Не мало неточностей, напр.: чудесами просвещались вм: блистали – ϑαμασι λαμπρυνϑναι, – представивши и (?) некоторые только черты – гл. 1, и др. мн. см. примеч. 4 .. Есть и неверности: плохие знатоки и слишком самоуверенные – ας γε εδτες ενοι α λαν πισφαλς – худо —476— конечно и весьма нетвёрдо зная об этом (может быть смешивая с πασφαλς?) I гл., – μφιδξιοι – угодными вм. искусными гл. I, увлекался привычкой вм. охвачен был обычным состоянием (скорби по умершем брате) – συνηϑεας λσιμος гл. IV, – предоставлю заведывание церковными делами по чину пресвитерскому вм: и церковь передам и церковное пресвитерство предоставлю, как то подобает – α τν λησαν παραδσω α τ τς λησας πιδσω, ατ τ ες, πρεσβυτριον (смешивая с πρεσβυτερου или πρεσβυτεριν и не замечая τ пред τς λησας) гл. X кои., – даровано было от Бога, надо: получено было – δεδετο – δχομαι – гл. XX, – к служению (τ ϑεραπε) стал прибавлять благодарение – вм: к лечению (исцелённого больного) стал прибавлять благодарение гл. XXVIII, – маслина, нимало не оскудевающая предвозвещённым у пророка туком – с неподходящими параллелями Пс.62:6,35:9,127:4 ,– τς τ προφτ προορισλεσης (лучше вар: προαυσϑεσης) μ λειπομνη – надо: предопределённой (лучше вар: провозглашённой) пророком ни мало не уступающая, – и парал. Ос.14:7 и Зах.4:12 . и др., – все указаны в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010