Ефрем, любящий свободу будет в рабстве, пожнет плоды своих дел; ибо то самое, что Салманасар недавно сделал в Бет-Арбеле (в слав. Переводе над домом Иеровоамлим), скоро сделает и в Вефиле ( Ос.10:11–15 ). Господь вывел Израиля из Египта, милосердно руководил его, но испытал от него одно только непослушание, и поэтому предаст его ассирианам ( Ос.11:1–5 . ср. Мф.2:15 ). Вражеское оружие уничтожит все, на что только полагался Израиль, но тем не менее Господь не уничтожит свой народ, но наконец избавит его своею силою и восстановит его ( Ос.11:6–11 ). Израиль вероломен в отношении к Богу и к народам; вероломен и Иуда, за это они получат возмездие ( Ос.12:1–3 ). Израиль, подобно праотцу своему Иакову, должен обратиться от неправды и строгим наказанием снискать милосердие Божие ( Ос.12:4–6 ). Но народ усвоил ханаанские обычаи и охотно обманывает себя, несправедливо заключая от своего благосостояния к милости Божией, и от милости Божией к своей праведности ( Ос.12:8,9 ). Господь был верен своему народу со времен изведения из Египта; Он покровительствовал ему в пустыне, а теперь снова народ отведен будет в пустыню и поселен в кущах, как это предсказывают ему теперь пророки ( Ос.12:9–12 ). Как верен был Господь потомству Иакова, так оно неверно было к Нему; за это настанет теперь возмездие ( Ос.12:13,14 ). Грех приносил Ефрему смерть; но несмотря на это он продолжает грешить еще больше: за идолопоклонство его Господь изгонит его из своей земли ( Ос.13:1–3 ). Благость Божия научила его только высокомерию; теперь же Господь будет их врагом и все у них истребит ( Ос.13:4–6 ); не помогут народу ни цари его, ни князьи ( Ос.13:10,11 ), Наказание непреложно; это наказание будет муками рождения новой жизни и чем скорее обратится Ефрем, тем скорее откроется новая жизнь, ибо Господь не раскаевается в своих обещаниях, но теперь Ефрем должен подвергнуться смерти ( Ос.13:12–15 ср. 1Кор.15:54 ). Погибель Самарии, следовательно, решена, и как она будет ужасна ( Ос.14:1 )! Ho это должно побудить Израиля к покаянию и исправлению жизни ( Ос.14:2–4 ); Господь снова будет милостив к кающимся ( Ос.14:5 ). Народ снова будет рости и иметь доброе семя; пленники возвратятся в землю свою, будут умножаться, наслаждаться счастьем и славою ( Ос.14:6–8 ). Господь не вспомнит тогда больше об идолослужении, Он будет руководить и защищать Израиля и сделает народ свой плодородным ( Ос.14:9 ). Кто поймет и возьмет это во внимание, тот спасется ( Ос.14:10 )! Общий смысл пророчеств Осии

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

8. Говорят, что противоположное излечивает свою противоположность, но не может противоположное также и [производить] себе противоположное, хотя каждая вещь заключает в себе нечто, как бы противоположное свойству своей природы, от преизбытка которого она произошла. К примеру, как грех , посредством доброго причинивший мне смерть, становится крайне грешен ( Рим.7:13 ), так и Причина [всего] доброго [Бог] посредством противоположного [этому доброму, то есть посредством смерти] причиняет нам [добро], которое в Его природе. Ведь, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Если бы мы сохранили начальное Богообщение, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшего. А ныне, хотя мы оказались недостойными по причине греха прежнего общения, не сохранив полученного, но по состраданию Божию мы помилованы и приняты в нерасторжимое общение, так как Принявший нас способен сохранить союз нерасторжимым. Тогда земля сильно блудодействовала и народ Господень в духе блуда отступил от Господа Бога своего ( Ос.1:2; 4:12 ), Того, Который стяжал его рукой крепкой и мышцей высокой ( Пс.135:12 ), вывел со знамениями и чудесами из дома рабства ( Исх.13:14 ) фараона, провел через Красное море и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня ( Пс.77:14 ). Тогда сердце их обратилось к Египту и стал народ Господень не Его народом (см. Ос.2:23 ), и помилованный – непомилованным, и возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне рождается Дева, чуждая прародительскому блуду, обручается с Самим Богом и рождает милость Божию. И народом Божиим становится тот, который не был прежде народом Божиим, и непомилованный [теперь] помилован, и невозлюбленный – возлюблен. Ибо из Нее рождается Сын Божий, в Котором благоволение [Бога Отца] (см. Мф.3:17 ). 9. Ветвистый виноград ( Ос. 10: 1 ) произрос у Анны, и поспела сладчайшая Гроздь, источающая земно-рожденным нектар для жизни вечной. Иоаким и Анна посеяли себе в правду ( Ос.10:12 ) и пожали плод жизни ( 2Кор.4:6 ). Они просветились светом познания (см. 2Кор.4:6 ), взыскали Господа, и им явилось Порождение правды. Не бойся, земля, и вы, чада Сиона, радуйтесь о Господе Боге вашем ( Иоил.2:23 ); ибо пустыня произрастила траву и бесплодная принесла плод свой. Иоаким и Анна, как мысленные горы, источили сладость ( Ам.9:13 ). Радуйся, Анна блаженнейшая, что ты родила Девочку, ибо эта Дочь [твоя] станет Матерью Бога, Вратами света, Источником жизни и снимет с жен [осуждение]. Лицо этой Отроковицы богатейшие из народа будут умолять ( Пс.44:13 ). Этой Отроковице поклонятся, принеся дары, цари народов. Эту Отроковицу ты приведешь к Царю всех Богу, облаченную в благолепие добродетелей как в шитую золотом одежду и украшенную благодатью Духа; Слава ее изнутри ( Пс.44:14 ). Ибо слава всякой [иной] женщины – муж, приходящий извне, слава же Богоматери изнутри – плод Ее чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Генезис пророческих школ обычно относят к эпохе Самуила на основании 1Цар.10:5–12 где описывается встреча Саула с целой кочующей пророческой общиной, и 1Цар.19:19 , где Самуил выступает в Раме во главе коллегии пророков. Если сопоставить умножение числа пророков при Самуиле с упадком иерархии в ближайшем прошлом при первосвященнике Илии, то станет вполне очевидным вышеуказанное нами соотношение между пророчеством и священством. Собирая рассеянные в отдельных пророческих книгах черты, мы узнаем, что священники отступали от Бога ( Иез.44:10 ; Ис.43:27–28 ), не радели о своих обязанностях в храме ( Мал.1:6–14 ; Соф.3:4 ), неправильно действовали на суде ( Мал.2:9 ; Соф.3:4 ), не исполняли своего долга наставников народа в законе, отчасти по собственному неведению, отчасти по пренебрежительному отношению к известному им закону ( Ис.28,9 ; Мал.2:8 ; Иер.32:32–33 ; Иез.22:26 ), были преданы чувственности ( Ис.28:7 ; Ос.4:9–10 ), отличались корыстолюбием ( Иер.6:13 ; Ос.4:7 ; Мих.3:11 ); вследствие этих пороков пастыри не могли влиять благотворно на паству и даже не заботились о своих словесных овцах ( Иер.12:10–11 ; Иез.34:1–11 ; Иер.23:1–5 ), – в виду такого печального состояния потомков Левииных им предрекается при грядущих бедствиях в наказание за грехи участь, общая со всем народом ( Ис.24:2 ; Ос.4:9 ), или, выделяя их из массы, пророческие обличения указывают на особые имеющие их постигнуть поношения и Божию кару ( Зах.11:17 ; Иер.23:11–12 ; Мал.2:2–3 ; Иер.25:34–35 ). Приведенного краткого перечня нестроений в среде пастырей достаточно, чтобы задаться вопросом, как мог угаснуть светильник, поставленный на свещнице, да светит Дому Израилеву? ( Мф.5:15–16 ) – горение светильника не происходит без масла, которое из внутренности сосуда притекает к его узкому отверстью и поддерживает пламя – таким срытым в человеке, но необходимым агентом, сообщающим то или другое направление его деятельности, нужно признать настроение человека: от избытка сердца глаголят уста, из злого сердца исходят только помышления злые ( Лк.6:45 ), как не собирают с терновника виноград и с репейника смоквы ( Мф.7:16 ), а такие помышления – семена дурных поступков; наоборот из доброго сердца, благочестия и благожелания к ближним проистекают и мысли благие, подобно тому как сладкий источник не дает горькой воды ( Иак.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Колючие травянистые терны и волчцы росли в Палестине по развалинам ( Ос.10:8 ), и на местах необработанных. Так как земля, износящая терния и волчец, не годилась для посева ( Евр.6:8 ), то каждый земледелец-Израильтянин старался очищать от них поле или огород, выжигая их на корню ( Ис.33:12 ; Евр.6:8 .) В Палестине и доселе находится немало мест с тернами и волчцами. Ими ныне покрыты развалины Капернаума и во многих местах равнина Саронская. Вход на гору блаженств, по словам А. С. Норова (2, 234), довольно труден по причине густых терниев, репейника и обвалившихся с высоты больших камней. К сорным травам,упоминаемым в Библии , относятся также: 1. Репейник (по Слав. репие ( Мф.7:78 , Bardana), одно из цепких растений ( Притч.26:9 ); он рос не только на пашнях среди хлебных растений ( Иов.31:40 ), но и на Ливане между кедрами ( 4Цар.14:9 ), в садах среди лилий ( Песн.2:2 ), преимущественно же в местах диких и пустынных ( Ис.34:13 ; Ос.9:6 )). Путешественники, посещающие развалины Капернаума сильно терпят от колючих игл репейника. Прибрежные холмы около этого города, вместо виноградных лоз, покрыты также репейником. Он так густ и высок в этих местах, что Норов и его спутники пробирались сквозь него с большим трудом; он доставал им выше колен, хотя они были на лошадях. 2. Крапива (urtica urens L.) Эта бесполезная и колючая трава свойственна запустевшим местам ( Притч.24:31 ; Ис.34:13 ; Ос.9:6 ). 3. Куколь, известная сорная трава, растущая на пахотных полях. Об ней упоминается только однажды в Священном Писании , именно в книге Иова ( Иов.31:40 ). 4. Плевелы (по-греч; зизаниа), означают вообще все сорные травы, растущие на пашне; но отцы Церкви описывают плевелы, как особенное, частное, растение, несколько похожее на пшеницу и вредное по своим семенам. Св. Кирилл иерусалимский в одном из огласительных поучений своих, между прочим, пишет: «и плевелы стараются показаться пшеницей; по виду, правда, походят они на пшеницу; но способные различать, узнают их при вкушении 45 . Семена плевел весьма трудно и почти невозможно совершенно отделить от семян пшеницы. Плевелы, по словам св. Макария египетского , незаметны во множестве пшеницы. «Хлеб, испеченный из пшеницы, неочищенной от семян плевела, не так питателен, вредно действует на голову и желудок, и производить иногда тяжкий обморок в смерть». Ныне в Сирии и Палестине нередко пекут хлебы с примесью семян плевела, потому что чрезвычайно трудно отличать и отделять их от хлебных зерен, особенно если плевел снять с корня вместе с самым хлебом. Вольней говорит: «восточные жители, как я сам видел, не очищают хлеба от плевел, опасаясь чрез то лишиться нескольких хлебных зерен, отчего испеченный из такой муки хлеб причиняет головокружение и одурение». Г. Болотные травы

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

в глл. 9 и 12 и в Мк. в глл. 2 и 3. Все три Евангелиста оказываются согласны в том, что исцеление сухорукого было использовано противниками, как материал для обвинения Господа ( Лк. 6:6–11 ; ср. Мк. 3:1–6 ; Мф. 12:9–14 ). Противники – это, в Лк., книжники и фарисеи, в Мк., фарисеи и иродиане. в Мф., фарисеи. Ясно одно: противодействие, встреченное Господом, исходит из кругов ревнителей закона. Последние два случая – наиболее показательные: растирание колосьев было приравнено фарисеями к молотьбе, запрещенной в субботу, а лечение болезней допускалось в субботу только тогда, когда промедление грозило смертельным исходом. Сухая рука смертью не грозила. В случае с колосьями Господь берет учеников под Свою защиту, а в синагоге, преследуемый недобрыми взглядами подстерегающих Его противников, Сам принимает вызов и сознательно нарушает закон о субботнем покое в толковании книжников. Мы присутствуем при начале борьбы. Косному законническому ритуализму Он противополагает ценности нравственные в их преимущественном значении (ср. Лк. 6 и паралл.). В Мф. сохранена ветхозаветная формула ( Ос. 6:6 ), в которую облекается это противоположение: «милости хочу, а не жертвы» (12:7; ср 9:13). Сын Человеческий – очевидно, в том же прикровенном мессианском смысле – есть господин субботы ( Лк. 6:5 ; Мф. 12:8 ; Мк. 2:28 ). потому что суббота для человека, а не человек для субботы: ( Мк. 2:27 ). Употребляя и в этом случае Свое излюбленное наименование, Господь осуществляет в Своем служении и провозглашает для людей принцип духовной свободы, для которой не существует непроходимых границ закона. Конфликт между Господом и фарисеями есть конфликт законнического ритуализма и духовной свободы. Конфликт, возникающий в ранние галилейские дни, не прекращается и в дальнейшем, Евангелист Лука, уделяющий галилейскому служению Христову меньше внимания, чем Его пути из Галилеи в Иерусалим, не сохранил повествования о столкновении между Господом и Иерусалимскими книжниками, пришедшими в Иерусалим, о котором согласно повествуют первые два синоптика ( Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Стоит лишь сопоставить эти поэтические образы об истинном пастырстве с теми прямыми требованиями Иеговы о милости, более чем о жертве, о боговедении, о вере, о кротости, о смирении и сокрушенности сердца, о покаянии, о добрых делах, о совести и исполнении закона Божия, какие высказывали пророки, описывая истинное богопочитание, и получается полный образ истинного, по взгляду пророков, пастыря и того, к чему и как он должен стремиться созидать и возращать «внутреннего человека», как выражается после апостол Павел – вот задача пастыря. Таков новый идеал пастырской деятельности по взгляду пророков. Это был существенный поворот от прежнего идеала внешне-законной праведности, настолько существенный, что, по сознанию самих пророков, он мог осуществиться не скоро, при новом лишь завете Бога с Израильским народом и при новых пастырях ( Иер.3:15, 23:4 ; Иез.34:10 ; Ос.4:6 ; Иоил.2:23 ); ветхозаветное же священство, привыкшее лишь «ревновать о законе» и исполнять все обряды и постановления внешне-законной праведности, не могло легко и скоро понять и примириться с новыми запросами пастырской деятельности: его приглашали быть пастырством, оно по-прежнему хотело быть лишь священством. Вот почему, столь многие пророки возвышали свои голоса против священства и указывали его недостатки в деле воспитания своего народа ( Ис.43:24–28 ; Иер.1:18, 2:8, 26, 5:31, 6:13, 8:8, 23:1, 11 ; Иез.22:26, 34:1–8 ; Ос.4:6, 8, 9, 5:1, 6:9, 8:13 ; Мих.3:11 ; Мал.1:12–13 ), вот почему и голоса пророков часто встречали со стороны народных руководителей и учителей лишь непонимание и преследования ( Ам.7:10–15 ; Иер.43:2 , cp. 1Цар.19:10, 14 ; Мф.23:29–31 ). Вот почему даже и язык пророков, их образы и слова в изображении нового пастырства – новые сравнительно с теми речами «о священниках», какие были употребляемы раньше, в пору полного господства идеала внешне-законной праведности и священства, как стража внешней исполнительности в законах: пророки говорят чаще всего о «пастырях» – , чем просто о «священниках» – между тем как до пророческих писаний первое наименование неупотребительно; пророки говорят о перевязывании ран больной овце, о ношении овец на своем лоне, о поддержке слабых, об отыскании потерянной овцы, о возвращении угнанной, говорят о покаянии, сокрушении и смирении сердца, внутреннем в человеке законе Божием, о вере, о благодати, об умилении сердца и единении с Богом, – все это образы – новые для прежнего священника «ревнителя о законе», – образы – столь близкие к евангельским, что, читая, напр., пророка Иезекииля, невольно вспоминаешь притчу Иисуса Христа о пропавшей овце или о добром пастыре, а читая пророка Исаию о сокрушенных сердцем и смиренных духом (61 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

10) Ис.66:3 . Бог осуждает лицемерное и бездушное служение беззаконных иудеев, которое, вместо ожидаемого ими оправдания пред Ним, влекло за собой еще большее осуждение. Человек приобретает благоволение Божие кротостью и смирением сердца ( Ис.66:2 ); жертвы и приношения, не соединяемые с таким внутренним настроением, Ему неугодны (ср. «дар Господу» Авеля и Каина – Быт. 4:3–5 ). 11) Ос.6:6 ; Мф.9:13 . Здесь говорится о том, что принесение жертв – богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям ( Мф.5:23–24 ). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без «милости». 12) В храмах православных продажа свечей есть торговля, которую Господь осудил ( Мф.21:12–13 ). Между торговлею при Иерусалимском храме, о которой говорит евангелист, и продажею восковых свечей в притворах православных храмов нельзя видеть ничего общего. Во дворе Иерусалимского храма, назначенном для язычников, устроено было нечто в роде лавок, в которых продавались для жертвоприношений животные и птицы, имелись особые места или столы меновщиков, для обмена монет греческих и римских на «полсикеля в приношение Господу» ( Исх.30:13–15 ). Таким образом, во время земной жизни Иисуса Христа обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, спорами, обманами, с погонею за личною наживою, что неуместно в стенах зданий, причислявшихся ко храму. Продажа же восковых свечей в притворах православных храмов производится без шума, обмана и при полном отсутствии личных материальных выгод для продающих. Это, скорее, не торговля, а прием пожертвований на храм и дела благотворения, что дозволено (ср. 4Цар.12:9–12 ; 2Пар.31:14 ; Втор.16:16–17 ). Господь похвалил усердие вдовы, назвав ее пожертвование «даром Богу» ( Лк.21:2–4 ; ср. Мф.17:24–27 ). «Вы сделали его вертепом разбойников. Явно назвал их», – говорит блаженный Феофилакт , – «разбойниками, как наживающихся несправедливыми средствами. Ибо кто мало стоящую вещь ценит дорого и при случае извлекает себе выгоду от бедных и вдов (как обыкновенно делают скупающие необходимые предметы и потом продающие), что иное делает, как не разбойничает, извлекая себе выгоду из несчастия ближних?” 328 Святые иконы

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Так, Иова Бог избавляет от зла не таким образом, что диаволу власти не было дано окружить его теми и этими искушениями — такую власть он получил ведь, — а таким, что при всех злоключениях Иов ни в чем не погрешил перед Господом (Иов 1:22), но оказался праведным. Потому что сатана говорил: Не даром Иов чтит Господа: Не окружил ли Ты валом все, что находится вне его, Иова, что внутри его дома и вне его в округе его владений? Не благословил ли Ты рабов его, и его стада на земле не сделал ли многочисленными? Но распростри руку Твою и коснись всего, чем он обладает, ей же ей, он Тебя в лицо проклянет (Иов 1:9—11), но оказался, к посрамлению своему, клеветником на Иова. Потому что этот, хотя и многое терпел. Бога в лицо все–таки не проклял, как утверждал сатана, напротив, твердо оставался при прославлении Господа даже и тогда, когда был предан искусителю. И когда его жена говорила: Скажи слово ко Господу и умри (Иов 2:9), тогда он осуждает ее и порицает словами: Говоришь ты, как женщина из безумных. Получив доброе от руки Господней, не должны ли мы и злое принять (Иов 2:10)? И вторично говорил сатана об Иове: Кожу за кожу и все, что имеет человек, отдаст за душу свою. Но распростри Твою руку и коснись его костей и его плоти, ей же ей, он в лицо Тебя проклянет (Иов 2,4—5). Побежденный же добродетельным, и тут он оказался лжецом. Потому что и в жесточайших страданиях Иов остался постоянным к ни в чем не погрешил своими устами пред Богом (Иов 2:10). А после того, как Иов победоносно выдержал две борьбы, третьей, подобной он уже не подвергался. Потому что та тройная борьба, в трех Евангелиях изложенная (Мф. 4:1—11; Мр. 1:12—13; Лк. 4:1—13), должна была остаться для Спасителя: трижды наш Спаситель, по человечеству Своему, побеждал врага. Так как чтобы с разумением молить Бога о том, дабы не впадать нам в искушение (Мф. 26:41; Лк. 22:40) и быть избавляемыми от зла (Мф. 6:13), мы вошли в довольно тщательное рассмотрение этих изречений, высказав по поводу их и некоторые соображения; так как через послушание Богу мы и сами заслуживаем того, чтобы быть от Него слышимыми, то будем молиться, чтобы в искушении не быть нам умерщвленными (ср. 2 Кор. 6:9) и чтобы, когда раскаленные стрелы лукавого в нас попадают (Еф. 6:16), не быть нам от них воспламененными. А воспламеняются ими все, сердце которых, по выражению одного из 12 пророков, стало как печь (Ос. 7:6); не воспламеняются ими, напротив, те, которые щитом веры тушат все раскаленные стрелы (Еф. 6:16), бросаемые на них лукавым: они в себе самих имеют реки той воды, которая течет в жизнь вечную (Ин. 4:14). От этих–то вод раскаленные стрелы лукавого остаются без действия; легко ими те стрелы обезвреживаются: от прилива божественных спасительных мыслей, какие через рассмотрение истины напечатлеваются на душе старающегося вести жизнь духовную, поражение тех стрел остается без действия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

20:4, 12—17) и не притеснять пришельца (Исх. 23:9; гл. 9—10). Когда же народ иудейский, которому был дан этот закон, преступил его, то Бог, благий и милосердый, не желая погубить иудеев, послал к ним пророков из братьев их, вразумлять их и напоминать им заповеди закона и обращать их к покаянию, чтобы впредь не грешили». О покаянии и обращении к Богу говорили пророки — Исайя (Ис. 55:6; 31, 6), Иеремия (Иер. 6:9) и Иезекииль (Иез. 18:21—23). О справедливости учили — Исайя (Ис. 1:16; 58, 6—8), Иеремия (Иер. 6:16), Осия (Ос. 12, 6 и 13, 4), Иоиль (Иоил. 2:16) и Захария (Зах. 8:9). О чистоте говорит Соломон (Притч. 6:25 и 6, 27—29) и еще сильнее евангельский голос, который запрещает даже смотреть на женщину с вожделением, жениться на разведенной или разводиться с женою (Мф. 5:28—32). Пророки и евангелие, наконец, учат любить врагов (Ис. 66; Мф. 5:44, 46), не тщеславиться добрыми делами (Мф. 6:3), повиноваться начальствам и властям, и молиться за них (1Тим. 2:2; гл. 11—14).    «Итак, смотри, — заключает отсюда Феофил — те, которые так учат, могут ли жить распутно и входить в незаконные совокупления, или, что всего безбожнее, есть человеческую плоть, особенно когда непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства? Не должно смотреть и на остальные зрелища, чтобы не осквернились наши глаза и уши, принимая участие в произносимых там словах. Ибо скажет ли кто об ядении человеческой плоти, — там пожираются дети Фиеста и Тирея; или о прелюбодеянии, — там представляются на сцене не только прелюбодеяния людей, но и богов, о которых возвещают благозвучно, получая за это почести и награды. Да будет далека от христиан мысль о делах такого рода: у них находится целомудрие, выполняется воздержание, соблюдается единобрачие, сохраняется чистота, истребляется неправда, искореняется грех, уважается справедливость, почитается закон, совершается богопочтение; Бог исповедуется, истина господствует, благодать сохраняет, мир ограждает, Слово Божие руководит, мудрость учит, жизнь управляет, Бог царствует (гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010