Христианское милосердие — это отображение в делах человека Божественного милосердия. Ибо Господь сострадателен к людям не только тогда, когда они страдают безвинно, но и когда их горести являются результатом их собственных ошибок, навлекших на них беду. И не только на родных по плоти или по духу распространяется христианское милосердие, но и на всякого человека как творение Божие. Таким образом, речь здесь идет, во-первых, о доброте великодушной и сострадающей; во-вторых, о милосердии, не взирающем на лица; и наконец, о жалости действенной, практической, приносящей реальные плоды. Однако у библейского понимания милосердия есть еще одна очень важная особенность, указывающая на такие его признаки, как преданность, верность, постоянство. Бог Авраама, Исаака и Израиля являет Себя избранному Им народу как Бог, верный Своим обещаниям. Заключив завет-союз с Авраамом, Господь распространяет Свою милость на всех его соплеменников. На протяжении всей ветхозаветной истории мы наблюдаем, как неисчерпаемое милосердие Божие питает народ Израиля на всех путях его. И несмотря на то, что этот народ многократно впадал в грех отступничества, в ответ на его раскаяние Бог неизменно возвращал Израилю Свою милость. Милость Господа являет себя в спасении древних иудеев из египетского плена, она ясно видна в Его попечении о них в период сорокалетнего странствования в пустыне, ею отмечено вступление сынов завета в Землю обетованную. …Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6), — говорит Господь в Ветхом Завете, обращаясь через пророка Осию к Своему народу. Примечательно, что дважды на протяжении евангельской истории к этому выражению обращается Господь наш Иисус Христос и оба раза — для обличения криводушия фарисеев и забвения ими Бога. В одном случае Спаситель уличает их в лицемерном жестокосердии: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (Мф. 12, 7). А в другой раз Христос открывает перед слушающими Его путь истины, говоря: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

21 . Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Вместо избранного в ветхозаветный период народа Израильского создается из всех племен и народов Христианская Церковь , к которой обращается Ап. Петр с следующими словами: „вы род избранный, царственное священство.... некогда не народ, а ныне народ Божий“ ( 1Пет. 2:9–10 ). Первая половина приведенных нами слов Апостола есть повторение слов Господа к Израилю в кн. Исх. 19:6 ; вторая – воззвание пророка Осии ( Ос. 2:23 ) к язычникам. Таким образом призвание народа обетования исполняется во всемирной Церкви Христовой, и как из Израиля были выделены для священнодействия и служения сыны Левия, так и в Церкви выделяются для служения Богу и Церкви особо избранные Господом лица, не по плоти однако и праву рождения, а по благодати. В стихе 21 в особенности заметим, что пророку открыто было, что спасенные из язычников ничем не ниже спасенных Израильтян. 22 . Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Ср. Откр. 21 „И увидел я новое небо и новую землю“. Но ранее полного исполнения этого пророчества наступает эра создания и роста Церкви Христовой на земле. Господь говорит о новом небе и новой земле в будущем: „сотворю“. Время это известно одному Богу, как о том сказал Сам Господь ученикам Своим пред вознесением Своим ( Деян. 1:7 ). Но всему человечеству обещано, при условии веры в Бога и Посланного Его, Еммануила, что семя его и имя будут всегда пред лицем Господним. (Ср. Ис. 60:21–22 ). Мы выше в заметке на гл. LXV, 17 говорили уже о постепенном устроении Царствия Божия на земле до наступления великого судного дня. „Мы еще ожидаем нового неба и новой земли“, говорит Ап. Петр ( 2Пет. 3:13 ), но Христиане всегда пред лицом Господа, который сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“ ( Мф. 18:20 ). „Я с вами во все дни до скончания века. Аминь“. ( Мф. 28:20 ). 23 . Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава д. а. И будетъ въ дни влена гора гдн, готована над горъ, и воз­несет­с выше холмвъ, и потщат­с къ ней Глава 4 1. И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. Стих 1. Гора дома Божия, имеющая обратиться в лесистый холм ( Мих. 3:12 ), в последние дни будет поставлена во главу гор и проч. Горы и холмы разумеются здесь, как и в начале пророческой книги, не физические, но в смысле различных, взаимно борющихся жизненных начал, начал, заявляющих себя горделиво и высокомерно, как это с неотразимою ясностью свидетельствуется из продолжения того же самого образа у пророка Исайи ( Ис. 2:11–19 ), где «гордое и возносящееся» изображается под видом «высоких гор и возвышающихся холмов». Конечно, это та же мысль, как в сновидении Навуходоносора о камне, раздавившем истукана и покрывшем землю, и в притчах Христовых о горчичном зерне, вырастающем в дерево, которое покрывает землю своею тенью. Выражение «и будет» показывает многозначительность следующего затем положения (напр. Ос. 1:5 ) и вместе с тем как бы его неожиданность. «Последние дни», к которым в речах пророков приурочиваются мессианские события, дают новоиудеям повод относить пришествие Мессии к концу мира, а ветхозаветное представление о суде Мессии они понимают не в том смысле, как Предтеча ( Мф. 3:10–13 ) и Сам Господь ( Ин. 12:47–48 ), но относят их к страшному суду и таким образом признают не два, а одно только пришествие Господне. И весьма понятно, что проникающий через всю новоиудейскую веру религиозный материализм не мог удовлетвориться представлением нравственного величия мессианского царства и нравственного (первого) суда над народами через божественное Евангелие ( Ин. 16:8 ), а потому они сливают первое пришествие со вторым. Между тем слово «последний» имеет не хронологически, но логически заключительное значение ( Евр. 1:2 ; 1Кор. 4:9 ). в. и зыцы мнози и рекутъ: взыдемъ на гору гдню и въ домъ бга и покажутъ намъ путь и пойдемъ по стезмъ к ­ изыдетъ законъ, и слово гдне из

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Христос, воскресший из мертвых, освятил, благословил и оповестил о воскресении всех, кто верует в Него. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим 6. 8-9). Тем самым смерть потеряла свою силу. Провидел то святой пророк Осия и спросил: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос 13. 14). Мы же, полные радости пасхальной и укрепленные через Воскресение в вере, отвечаем пророку: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начала, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго» (Пасхальный канон, 7 песнь). Эта правда — чудо Воскресения — творит любовь Воскресшего Спасителя через Крест. Для избавления человечества Христос уничижил себя до смерти, смерти крестной и дал нам Новую Пасху - таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к вечному Царствию Божьему. Этот переход открывается для нас уже в нынешней земной, временной жизни. Братья и сестры! Воскресение Христово дает нам возможность прочувствовать то, что есть добро, постоянство и добродетель, а также то, что таинственным образом связано с жертвой и самопожертвованием ради добра. Наша земная жизнь полна усилий и трудов. Таким путем правда, основывающаяся на Христовом Воскресении помогает нам глубже понять нашу собственную жизнь. Именно через Крест пришла радость для всего мира, а наша любовь упрочилась. Самым большим благом воплотившегося Сына Божия было возглашение человечеству правды через Крест, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8). «...всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4.7). Жить в мире – это значит любовью побеждать печаль и скорбь, пребывать в совершенном мире и радости. Потому «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Эф 5. 14). Братья и сестры! Празднуя святые дни Пасхи, отбросим от себя враждебность и ссоры, греховные привычки и душевную слабость. Заповедь Воскресшего Христа да будет всегда пред нашими духовными очами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Апостол говорит: «…мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). – То есть, Дух Святой и есть залог вечного спасения, и принявшие Его уже предназначены к вечному блаженству. Но об Иуде прямо сказано, что хотя «он был сопричислен… и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» ( Деян.1:17–18 ). Другими словами, хотя Иуда был сопричислен к числу спасенных и возвеличен в апостольском служении, он сам отпал от сего славного жребия. Может показаться, что этому противоречат следующие слова: «…кого Он предопределил, тех и призвал» ( Рим.8:30 ). И естественно возникает вопрос: если Господь, предопределив его, призвал и избрал, то для чего? Конечно, для вечной славы и вечного блаженства! И если ему недоставало собственных сил, то, как учат святые Отцы: если человеку не представляется возможным собственными силами достичь спасения естественным образом (см. Мф.19:25–26 ), то душа должна направляться к спасению, подобно тому, как стрела направляется лучником к цели. Из этого делаем вывод, что предопределение – есть часть Божественного Промысла. Блаженный Августин и писал, что «предопределение есть предвидение милостей Господних» 551 . Итак, в замысле Божием – «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Поэтому мы и должны «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:25 ). Таким образом мы и устанавливаем, что и не сребролюбивая испорченность Иуды не препятствовала ему исправиться, и даже само предательство не препятствовало раскаяться, обретя опору в милосердии Бога, но он опирался на свою самость, и сам погубил себя. Как сказано: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» ( Ос.13:9 ). И мы видим, что отвергнутый Богом не теряет возможности выйти из сего отвержения и обрести опору для этого в Боге и с Богом, сказавшим: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так обращены в пустыню Фивы Египетские, Ниневия и Вавилон и Мемфис и Танис и Тир и Сидон и Карфаген и развратные города Великой Греции (южного побережья Аппенинского полуострова) и многие другие многолюдные центры идолопоклонства, в какой бы древней или новой форме оно ни проявлялось. Но святый град Иерусалим, подвергшийся той же участи, уничтожению и обращенный в пустыню „за безрассудство своего народа“, имел другую будущность: над безрассудным народом „не сжалится Творец и не помилует его Создатель Его“; „ветви его засохнут и обломают их и они будут сожжены“-согласно словам Господа нашего Иисуса Христа (см. Ин. 15:6 и ср. Мф. 3слова Иоанна Кр.). Но (ст. 9) для многих из потомков Иакова загладилось беззаконие и грех снят с них, кровию Господа нашего Иисуса Христа, а потому и земной Иерусалим не остался пустыней; в нем живет священная память жизни и страданий и воскресения Господа нашего, и он остается священным местом для нас в ожидании „нового неба и новой земли и небесного Иерусалима“. ( Откр. 21 ; Евр. 12:22–23 ). 12 . Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 . и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме. И здесь можно дать два объяснения пророчеству. В ближайшем значении можно видеть в нем великий переворот произведенный Ариями , вызванными Богом во исполнение Его судеб о человечестве (Ср. главы XIII, XVIII, XXI, 1–9; XXII, 1–7 с нашими замечаниями). Этому объяснению соответствует и предсказываемый возврат „затерявшихся в Ассирийской земле и изгнанных в землю Египетскую“. (Ср. 4Цар. 25и Ос. 11:11 ). Но в более обширном смысле это есть таинственное видение суда Божия и последнего дня. (Ср. выше замечания на гл. XXVI, 19–21). „Вострубит труба!“ говорит пророк. Но Труба в Св. Писании нигде не возвещает земных событий 1005 . Трубный звук упоминается всегда в сочетании с великим судным днем, к которому созываются живые и мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Восход солнца. Первый час или первая часть дня. Третий час или вторая часть дня. Полдень. Шестой час или третья часть дня. Девятый час или четвертая часть дня. Ночь Евреи разделяли также на четыре части, которые назывались «стражами»: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус» ( Мф.14:25 ). «И если придет во вторую стражу, и найдет их так; то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). Первая стража начиналась при закате солнца и продолжалась до 9 часов вечера; вторая заключала время до полуночи; третья продолжалась до 3 часов утра; четвертая оканчивалась при восходе солнца. Эти четыре части ночи носят в Св. Писании названия вечера, полуночи, пения петуха и утра: «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк.13:35 ). (п) Евреи женили своих сыновей и выдавали в замужество дочерей очень рано, как только они выходили из отроческого возраста. Иорам, царь Иудейский, умер 40 лет, а младшему сыну его Охозии было в то время ужо 22 года (Пар.21:20; 22:1). Амон, умерший 24 лет, оставил восьмилетнего сына Иосию, который сделался отцом уже 14 лет ( 4Цар.21:19; 22:11 ), Невесту сыну обыкновенно выбирали родители и часто такую, которой он никогда прежде не видел ( Быт.24 ). Такие случаи, как выбор невесты Самсоном, были исключениями ( Суд.14:1–4 ). Как совершалось сватовство, это можно видеть из истории Сихема и Дины: «Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы найти мне благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жену» ( Быт.34:11–12 ). Из этого видно, что жених покупал невесту. Иаков служил Лавану за его дочерей по 7 лет: «Неужели ты даром будешь служить мне?... Скажи мне, что заплатить тебе?... – Я буду служить тебе семь лет за Рахиль» ( Быт.19:15–18 ). Пророк Осия говорит: «И приобрел я ее (жену) себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя» ( Ос.3:2 ). Сделав условие с родителями жениха, родители невесты спрашивали у ней, согласна ли она выходить за указанного жениха: «Призовем девицу и спросим, что она скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ной называется «надеждой мира» ( Прем.14:6–7 ) и «остатком». «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением: посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом» ( Сир.44:16–18 , см. также Иез.14:22–23 ). О жизни Ноя после потопа Книга Бытия сообщает немногочисленные факты — он начинает возделывать землю и выращивать виноград. После потопа Ной прожил 350 лет и умер в возрасте 950 лет (см. Быт.9:28–29 ). Носить на руках НОСИТЬ НА РУКАХ кого Оберегать, заботиться, окружать вниманием и любовью; относиться к кому-либо как к высшей ценности. В тексте Б . это образное выражение раскрывает одну из сущностных сторон отношения Господа к человеку — Его любовь и заботу, сравнимые с отцовской и материнской: «…Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути…» ( Втор.1:31 ); «Ибо так говорит Господь: вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» ( Ис.66:12–13 ). Об одном из колен Израилевых Господь говорит: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» ( Ос.11:3 ). В хвалебном псалме Давида сказано об уповающих на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…» ( Пс.90:11–12 , ср. Мф.4:6 и  Лк.4:10–11 ). У пророка Исайи этот образ дополняет картину будущего, ожидающего израильский народ: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 ). Ныне отпущаеши НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Восклицание, выражающее радость, облегчение; произносится в связи с событиями, свидетельствующими о благих переменах (в общественной, семейной жизни), ожиданием которых человек жил долгое время, а также в обстоятельствах, когда наконец освобождаются от каких-либо обязательств, завершают трудное дело, выполняют долг перед кем-либо.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

У святого пророка Исайи об этом говорится как о непреложном установлении Божием: И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится (Ис. 10: 20–22). Причина того, что от народа останется только «остаток», сейчас нам понятна: Новый Завет, то есть, договор с Богом, «написанный» уже не на каменных скрижалях, а в сердцах человеческих, может быть заключен только со свободными людьми, а раз человек свободен, то никто, даже Сам Бог, не может принуждать его быть верным Завету. До такого понимания отношений Бога и человека предстояло прожить века. Впрочем, что говорить о временах древних, когда более чем через 2000 лет после Рождества Христова, участвуют в Евхаристии, с частотой, установленной церковными канонами, явно менее половины людей, называющих себя православными, а стараются каждый день жить по Евангелию – и того меньше… Какой жертвы хочет Бог? По причине названной выше – «жестоко-выйности» народа – первоначально необходимо было неукоснительное следование не только этическим, но и всем ритуальным требованиям Закона, в том числе требованиям к принесению жертв. История народа показала, что люди могут привыкать приносить жертвы, но для них это может стать только лишь благочестивым ритуалом. Такие формальные жертвы Богу не угодны, и через святого пророка Осию Он говорит: Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6: 6). Это не отменяло во времена пророков необходимости принесения ветхозаветных жертв (быков, овнов и т. п.), но придавало им подлинный смысл, в полноте раскрытый только в Евангелии. Слова о милости настолько важны, что Господь дважды повторяет их в Евангелии от Матфея (Мф. 9: 13, 12: 7), и они остаются актуальными во все времена. Выявление универсальности призыва Бога ко всякому человеку

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ст. 7, 8. Сице глаголет Господь Вседержитель: се Аз спасу люди моя от земли восточныя, и от земли западныя, (ст. 8). И введу их (в землю их), и вселюся посреде Иерусалима и будут Ми в люди, и Аз буду им в Бога во истине и в правде. С евр.: Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; (ст. 8.) и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме; и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. Подтверждается высказанная мысль о благополучии Евреев, рассеянных по всему миру. Слыша весть о спасении, они могли усомниться, как можно было спасти всех Евреев, которые рассеяны по разным странам мира. Нет, говорит Господь, Я могу исполнить, что обещаю, Я, действительно, спасу людей Моих – Евреев от рабства народам, собрав их в Иерусалиме от земли восточные и земли западные, т. е., отовсюду. Восток и запад, как противоположные части земли, берутся за всю землю ( Мф. 8:11 ; Пс. 49:1 ; под. Ис. 43:5; 16:4 ); Я выведу Евреев – этих людей Моих отовсюду, где жили доселе, и введу их в землю их – в Палестину. Тогда Я поселюсь в Иерусалиме, буду обитать в Церкви Моей, тогда собранные Мною здесь – будут Моими людьми, и Я буду им Богом в истине и правде, т. е. Я буду Богом верным, точным в исполнении данных обетований. Слово же правда, часто принимается за слово милость ( Втор. 6:25; 24:13 ; Пс. 23:5; 102:6 ; Ис. 1:27 и др.), т. е., Я буду милостив к сим людям. Хотя это обетование, в буквальном смысле, и можно относить к Иудеям, собранным после Вавилонского плена из разных частей мира, но можно относить только частью, в строгом смысле, оно должно быть относимо ко временам христианским, когда верующие сделались воистину людьми Божиими, как искупленные и приобретенные в собственность Божию, ценою крови Христовой, а Господь Бог сделался для христиан Богом милости и щедрот (сн. Ис. 49:12; 66:19 ; Ос. 2:19, 20 ; Иер. 30:22 ; Иез. 37:27 ). Ст. 9. Сице глаголет Господь вседержитель: да укрепятся руце вас слышащих во днех сих словеса сия от уст пророческих, от негоже дне основася храм Господа вседержителя, и церковь отнележе создася.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010