Пророк Иезекиль пророчествует о том же: «И дам вам сердце новое, и дух новый вложу внутрь вас; и возьму сердце каменное из тела вашего, и дам вам сердце плотяное. И дух Мой вложу внутрь вас; и сделаю, что вы будете поступать по законам Моим, и постановления Мои будете наблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ). Пророк Осия, сетуя, что «нет ни истины, ни любви, ни богопознания на земле» ( Ос.4:1 ), описывает новый будущий завет Божий с народом Израильским под образами брачного договора и говорит народу от лица Иеговы: «и обручу тебя со Мною на век, и обручу тебя со Мною правдою и правосудием, благостию и милосердием, и обручу тебя со Мною верою, и ты познаешь Господа» ( Ос.2:16–20 ). Приглашая, затем, народ Израильский покаяться, пророк говорит: «и будет иметь ведение, стараясь познать Господа» ( Ос.6:3 ); но пророк знает всю шаткость наружного богопочитания Израиля и потому говорит от лица Иеговы: «что Мне делать с тобою, Ефрем? Что Мне делать с тобою Иуда? благочестие ваше, как утренняя мгла и как роса, скоро исчезающая... Я милосердия хочу, а не жертвы, и более боговедения, нежели всесожжений» ( Ос.6:4, 6 ), «запаситесь добрыми делами и обратитесь к Господу; говорите Ему: прости всякое беззаконие и прими содеянное добро; и вместо тельцов мы принесем жертву уст наших ( Ос.14:3 ). Пророк Аввакум присущей проповеднику чертой считает веру ( Авв.2:4 ), а пророк Софония видит истинное упование на Господа лишь у смиренных и нищих ( Соф.3:12 ). Итак, вот какового богопочтения требовали пророки взамен внешне-законной праведности: не жертвы и праздники нужны Богу, а богопознание, смирение, вера, милосердие, чистое сердце и духовное единение с Богом, так, чтобы закон Божий был написан в сердце человека! Отсюда, и пастырская деятельность ветхозаветного священства должна была направляться уже не к внешней исполнительности во всех обрядах и уставах наружного, всенародного богопочтения, а к устроению внутреннего мира человека, к уврачеванию язв душевных больше, чем телесных, на научение боговедению больше, чем на различие разных родов жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» (Ос.5:1-2), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков (Ос.5:6), истребить «огнем судей их» (Ос.7:7), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» (Ос.8:10), потому что они царствовали сами собой, а не Богом (Ос.8:4), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» (Мих.3:10-11). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» (Мих.3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» (Пс.11:1). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» (Мих.7:4). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» (Иоил.1:13) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» (Иоил.2:15-16) — эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» (Иоил.1:10) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» (Иоил.1:9), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» (Авв.1:2-4). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» (Авв.1:5). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов (Авв.2:15) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Глава 14 1. Погибель Самарии. 2–5. Увещание к Израилю. 6–9. Исцеление язв Израиля и дарование ему милости. 10. Заключительное увещание. Ос.14:1 . Опустошена будет Самария, по­тому что восстала про­тив Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут раз­биты, и беремен­ные их будут рас­сечены. Пророк обращает свою угрозу к столице Израильского царства Самарии, которая была гнездилищем нечестия. Ос.14:2 . Обратись, Израиль, к Го­с­по­ду Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. «Обратись Израиль» – выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. «Упал (kaschal) от нечестия твоего» – речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля. Ос.14:3 . Возьмите с собою молитвен­ные слова и обратитесь к Го­с­по­ду; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и при­ми во бла­го­, и мы при­несем жертву уст наших. Ос.14:4 . Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; по­тому что у Тебя мило­сердие для сирот». Пророк указывает, в чем именно должно состоять обращение народа к Иегове. «Возьмите с собою слова», т. е. слова молитвенные, слова искреннего раскаяния во грехах и молитвы о прощении. «Прими во благо», vekach tov, «прими благое», т. е. вероятно, то доброе, что мы, обращающиеся желаем принести тебе, именно жертвы уст наших (Бродович). Обращение Израиля к Богу должно, по мысли пророка, состоять также в том, чтобы народ не надеялся на ассириян, или на военную силу (на кони), уповал только на Иегову и не служил идолам. «У Тебя милосердие для сирот» – в этом побуждение к покаянию и надежда на прощение. Отступление текста LXX от подлинника не подтверждается другими переводами. Слова слав. т. (ст. 3): «можеши всяк отвращи грех» читаются только в немногих греческих кодексах и могут считаться позднейшей вставкой. Ос.14:5 . Уврачую отпаде­ние их, воз­люблю их по благо­воле­нию; ибо гнев Мой отвратил­ся от них. «Уврачую отпадение их (meschubotam – отступничество), возлюблю их по благоволению». LXX читали moschubotam и потому перевели – «исцелю селения их», разумея восстановление селений Израильских, после плена. Вместо слов «по благоволению» (nedavam – добровольно) в слав. «явленно» ( δμολγως), т. е. так, чтобы все видели и знали, возлюблю особенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Религиозно-нравственное состояние израильтян в дни пророчества Осии было также самым неутешительным. В стране господствовал введённый Иеровоамом I культ тельцов, центрами которого были святилища в Вефиле и Дане. Представляя Господа в образе тельца, израильтяне всё более и более приравнивали Господа к языческим богам и, смешивая Его с Ваалом, даже называли его так же ( Ос. 2:16 ). Служение тельцам, таким образом, явилось ступенью для перехода от богооткровенной религии к чистому язычеству. Это отпадение от Господа отражалось и на нравственном состоянии израильтян. Среди них исчез страх перед святостью Бога и Его закона. Не было ни истины, ни милосердия. Клятвопреступление, убийства, обман, воровство, прелюбодеяния, согласно описанию пророка проникли во все слои израильского общества ( Ос. 4:1–2, 8, 13–14, 18, 5:1–6 ). Состав и содержание книги. Книга пророка Осии состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части; символическую ( Ос. 1–3 гл.) и пророческую ( Ос. 4–14 гл.). В основу содержания, как первой, так и второй части книги положена идея отношений Бога и избранного народа под образом брачного союза. В первой части ( Ос. 1–3 глл.) описываются эпизоды из личной жизни пророка в первый период его служения при Иеровоаме II, имевших символическое значение. По повелению Божию, Осия взял в жены себе блудницу (Гомерь, дочь Дивлаима) и она родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена: первого сына назвал «Изреель» (), второго «Ло-амми» ( ) – «Не Мой народ», а дочь, родившуюся после первого сына, назвал «Ло-рухама» ( ) – «Непомилованная». Эти символические имена указывают на измену израильтян своему Богу и на грядущее за это наказание отвержением и пленом. Но потом Господь помилует вразумлённый бедствиями народ, и он снова станет народом Божиим. «И будет, на месте, на немже речеся им: не людие Мои вы; сии тамо прозовутся сынове Бога живаго» (1:10). Во второй главе разъясняются символические действия и названия первой главы. За то, что Израиль изменил Богу, как жена своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами, он будет наказан. Но после раскаяния Господь снова примет его в союз с Собой: «И обручу тебя Мне навек ... и обручу тебя Мне в верности ... и помилую «Непомилованную», и скажу «не Моему народу»: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» (2:19–23). Это пророчество о новом (духовном) Израиле – христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ос.2:3 . дабы Я не разо­блачил ее донага и не выставил ее, как в день рожде­ния ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился «в день рождения», – т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится «пустыне и сухой земле» т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена. Ос.2:4 . И детей ее не по­милую, по­тому что они дети блуда. Наказание постигнет и целое общество ( «мать») и отдельных членов ( «детей»). Эти дети суть «дети блужения» т. е. как объясняет св. Ефрем, вместе с матерью погрязли в худых ее делах. Ос.2:5 . Ибо блудодей­с­т­во­вала мать их и осрамила себя зачав­шая их; ибо говорила: «пойду за любо­вниками мо­ими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». Причина уклонения матери – Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и все необходимое. Вместо слов «шерсть и лен» в слав. с греч. «ризы моя и плащаницы моя». Ос.2:6 . За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей сво­их, «За то» – за уклонение в идолопоклонство – «Я загорожу ее путь тернами»: образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников своих). Ос.2:7 . и по­гонит­ся за любо­вниками сво­ими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и воз­вращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». «И погонится за любовниками своими, но не догонит их». Пророк выражает ту мысль, что Израиль будет ревностно служить идолам, но не получит от них ожидаемого спасения. Это заставит его одуматься (и скажет) и возвратиться к первому мужу, т. е. к Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Как Бог правосудный, Иегова предъявляет нравственные требования к Израилю в силу заветных отношений, существующих между ними. «Ищите добра, а не зла», говорит пророк Амос, не только для того, чтобы вам жить достойною человеческою жизнью, но для того, чтобы могли нерушимо сохраняться отношения особенной близости между вами и Иеговой: " и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» ( Ам.5:14 ). Искать доброе и сеять правду означает искать Иегову, a искать Иегову, значить жить. Взыщите Господа, и будете живы ( Ам.5:4 ); обратитесь к Господу, наблюдайте суд (mischepat, Ос.12:6 )… Сейте себе в правду... ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос.10:12 ), т. е. действительно счастливая жизнь только, – пока Израиль с Иеговой; день Иеговы, если его представлять днем будущего счастья, действительно, может наступить только по воле Иеговы, но исключительно в зависимости от исполнения Израилем требований справедливости. Быть справедливым, быть добрым и быть с Богом таким образом суть понятия по содержанию однозначущие. В силу этих же отношений Иегова объявляет Израиля виновным пред Собой и подлежащим строгой каре: Иегова избрал Израиля Своим особенным народом и именно потому должен взыскать и взыщет с него за все беззакония его ( Ам.3:1–2 ). – Суд Божий на Израиля есть, таким образом, воздаяние ему за измену своему назначению – быть во всем достойным своего избрания. " Так как ты отверг ведение, mo и я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; так как ты забыл закон Бога твоего, mo и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Израиль избран для великой миссии священного служения пред Иеговой т. е. поставлен был к Иегове в особенную религиозную близость, подобную той, какая существует между священниками и Богом. При этом ему дано было ведение т. е. знание о Боге (haddaoth с опред. членом=богопознание, упомянутое в 1 ст.), заключенное в законе. Это сказано о священниках, но распространяется, конечно, и на весь израильский народ. Израиль будет отвергнут Иеговой т. е. подвергнется тягчайшему для него наказанию за то, что согрешил пред Иеговой, как Богом, давшим ему определенные правила нравственности (срв. также Ос.8:1, 12 ). – Отсюда везде, где только пророки касаются мотивов суда Иеговы над Израилем, на первом плане у них выступает указание на безответственность Израиля, забывшего или пренебрегшего нравственными условиями завета, которые он должен был неуклонно исполнять, как народ Иеговы. Отсюда же и наказания, предрекаемые Израилю, неизменно всегда сопровождаются ссылками на гнев Иеговы, вызванный попранием правды, обязательство хранить которую лежало в самом существе заветных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Таким образом, по взгляду пр. Осии, Моисей был первым органом откровения божественной воли Израилю, как народу. Он воздвигнут был силою Иеговы на великое дело освобождения евреев от чужеземного ига. Чрез него вывел Иегова Израиля из Египта. Но Моисей не был только богоданным вождем своего народа и благоустроителем его политического существования; он был вместе с тем блюстителем и охранителем его религиозных интересов: чрез него Господь и охранял Израиля. Охранял, разумеется, прежде всего от внешних опасностей, сопряженных с продолжительным странствованием по аравийской пустыне, когда юный народ, слабый в своих силах осужден был на сорокалетнее пребывание в пустыне, «в земле жаждущей» ( Ос.13:5 ), среди враждебной природы и народов; но еще в большей степени охранял его духовно. Первое время по выходе из Египта, по изображению Осии, было порою особенной, чрезвычайной близости Иеговы к Своему народу, временем, которое по справедливости может быть названо золотым периодом израильской истории. Тогда Иегова любил Израиля, как отец любит своего сына ( Ос.11:1 ) и полноту Своей любви выразил не только в том, что давал Своему народу обильные пажити для питания ( Ос.13:5–6 ), но главным образом в том, что «Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами человеческими влек его, узами любви, и был для них (евреев), как бы поднимающий ярем с челюстей их, и ласково подкладывал им пищу» ( Ос.11:3–4 ). В таких трогательных выражениях изображенная отеческая попечительность Иеговы о Своем народе, есть яркая картина божественного воспитания Израиля и вместе образное представление чрезвычайных и постоянных божественных откровений ему в первое время после выхода из Египта. Если выражение «ласково подкладывал пищу им» еще может быть истолковано в буквальном смысле – дарования евреям манны (Бл. Иероним), то все другие – в 3–4 стт. несомненно должны быть поняты в смысле указания на способы религиозно-нравственного воспитания Израиля и укрепления в нем ответной сыновней любви к своему Богу (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010