25. Пречистому Учителю чистоты подобало произойти из чистого чертога. Ибо, если и священствующий, как должно, пред Иисусом воздерживается от жены, то Сам Иисус мог ли произойти от мужа и жены? Во псалмах сказано: «Но Ты извел Меня из чрева» ( Пс. 21:10 ). Вникни тщательнее в слова «извел Меня из чрева»; ими означается, что рожден Сын без мужа, исторгнут из чрева и плоти Девы. Ибо – иной образ рождения у рождаемых по чину супружескому. 26. Не стыдится же воспринять плоть от таковых членов Создатель сих членов. И кто же говорит нам сие? Господь глаголет к Иеремии: «Прежде нежели Я образовал Тебя во чреве, Я познал Тебя, и прежде нежели Ты вышел из утробы, Я освятил Тебя» ( Иер.1:5 ). Поэтому, Кто при создании человеков касается членов их, и не стыдится, Тот ужели бы постыдился создать ради Себя святую плоть, сию завесу Божества? Бог и доныне зиждет во чреве младенцев, как написано у Иова: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и как творог сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» ( Иов. 10, 10 –11). Ничего нет скверного в человеческом составе, если не оскверним его прелюбодеянием и непотребством. Создавший Адама создал и Еву; и муж и жена созданы Божиими руками. Ни один из членов в теле, каким создан был в начале, не имеет в себе скверны. Да умолкнут все еретики, которые винят тело, паче же Самого Творца. А мы приведем себе на память, что говорит Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» ( 1Кор. 6:19 )? И еще Пророк предрек от лица Самого Иисуса: «плоть Моя от них» ( Ос. 9:12 ). И в другом месте написано: «сего ради даст я до времени раждающия» (Mux. 5, 3). Какое же знамение? Пророк говорит на это: «породит, и прочия от братий их обратятся». И каково обручение сей Святой Девы? «И обручу Тебя Себе в верности» ( Ос. 2:20 ). Подобно этому говорит Елизавета: «И блаженна Уверовавшая, яко совершится сказанное Ей от Господа» ( Лук. 1:45 ). 27. Но не дают нам места и еллины и иудеи и говорят: невозможно было Христу родиться от Девы. Впрочем, еллинам заградим уста их же баснями. Вы говорите, что поверженные камни превратились в людей, почему же утверждаете, что невозможно родить деве? Вы баснословите, что из мозга родилась дочь, почему же называете невозможным родиться сыну из девического чрева? Вы стоите за свою ложь, будто бы Дионис родился из бедра вашего Зевса, почему же отвергаете наше истинное учение? Знаю, что говорю недостойное слуха настоящего собрания, но предлагается сие для того, чтобы тебе при времени укорить еллинов, обращая против них собственные их басни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   95. Таков, друзья, был мудрый исход того, что затеяно было синкеллом, мужем премудрым, монахом и священнослужителем, и на таковую лучезарную высоту вознеслась прославленная ученость его вкупе с любовью к ближнему. Увы! Мы, [ратники] священного воинства, уподобились народу, не имеющему ведения, по слову [пророка] (Ос. 4:6), и дана нам «утроба нерождающая» и «сосцы сухие» (Ос. 9:14). Переплывши Пропонтиду близ нашего Хрисополя, те, кто увозил блаженного, поставили свое суденышко на причал у небольшого селения, называемого Палукитон. Они покинули святого, совсем не имевшего вещей, в зимнее время, оставили среди пустынного места в полном одиночестве, где водружена колонна осужденного дельфина, и, будучи людьми бессердечными, не удостоили его пропитания даже на один день. Итак, когда блаженнейший Симеон понял, что безумие синкелла победило и сбылось то, чего желала зависть его, он без горечи воздает благодарность Богу, Который попустил для него таковому случиться. Прохаживаясь по этому необычайно крутому холму, он запел в какой-то душевной радости слова псалма: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился, изолью пред Ним моление мое; печаль мою открою Ему... На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Посмотрел я на правую сторону и увидел, что никто не признает меня» (Пс. 141:1—5). И еще: «Вот Бог мой Спаситель и Господь, и буду на Него уповать, и спасен буду Им, и не убоюсь, ибо слава моя и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение» (Ис. 12:2).    96. Итак, спустившись к подножию холма и найдя там развалины часовни святой Марины, он вошел туда и воздал Богу молитвы девятого часа. Затем, отдавшись краткому отдыху, как истинный ученик Христов, он приветствует друга синкелла следующим письмом. “Всесвященному и святому владыке моему, преславному синкеллу из-за тебя изгнанный и преследуемый твой Симеон. Смотри, всесвященный владыко, какую жатву принесли мне семена твоих подвигов по Богу и рассуждений, какую славу и радость принесли мне, скольких венцов стали они для меня причиной, сколь великим веселием наполнили меня, возвели на вершину духовного знания и стопы ума моего прекрасно утвердили на камне (Пс. 39:3); и уготовали мне в ту самую скалу облечься, из которой получаю я воду живую. Она ипостасно орошает меня, движет [мною], говорит со [мною] и побуждает писать тебе, преисполняя всякой радости; она вовсе не позволяет мне чувствовать смертоносные искушения, но, как трех отроков в печи сохранила она нетронутыми огнем, так и меня, как бы спрятав в своей скинии (Пс. 26:5), хранит беспечальным и не ведающим страданий, — за это я благодарен тебе и никогда не перестану благодарить и молиться за тебя. Так что если у тебя есть еще что-нибудь добавить к радованию и славе любящих тебя, не медли сделать это, чтобы мзда тебе увеличилась и воздаяние от Бога, еще законоположившего, было дано тебе преизобильно. Будь здоров”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3709...

Вникни тщательно в это изречение: извел меня из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по-другому рождаются от брачного союза. 26 . Он не стыдится принять плоть от этих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер.1:5 ). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для Себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня? ( Иов.10:10–11 ). Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен он прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужской пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или, лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? ( 1Кор.6:19 ) Также и пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них ( Ос.9:12 ), и еще написано негде: Поэтому Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить (ср. Мих.5:3 ). Какой же признак этого, он говорит потом: тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И каково обручение Девы, святой Невесты? И обручу тебя в верности (ср. Ос.2:20 ). И Елисавета, разговаривая с Ней, подобным образом говорит: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк.1:45 ). 27 . Но порицают нас и эллины, и иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Эллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы, баснословящие, что из мозга родилась дочь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы, говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем, чтобы ты при случае мог обличить эллинов, я предлагаю это, обращая собственные их басни против них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Нестерой. Неправильно понимает силу определения тот, кто не все слова высказанного мнения взвешивает рачительно. Мы сказали, что такие люди имеют только красоту речи и искусство состязаться, а в сущность Св. Писания, в сокровенный духовный смысл проникать не могут. Ибо истинное знание приобретают только истинные чтители Бога, а тот народ не имеет его, которому говорится: слушай, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит (Иер 5, 21). И еще: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною (Ос 4, 6). Поскольку в Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2, 3), то как можно думать, что тот истинно приобрел знание, кто не хотел найти Христа, или найденного хулил святотатственными устами, или, по крайней мере, нечистыми делами осквернил православную веру? Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства… и не будет 531// обитать в теле, порабощенном греху (Прем 1, 5, 4). Итак, духовного знания достигают не иначе, как тем порядком, который один из пророков хорошо изображает, говоря: сейте у себя праведность, жните надежду жизни, засветите у себя светильник знания (Ос 10, 12). Следовательно, нам следует сначала сеять правду, т. е. распространять деятельное совершенство делами правды; потом нам нужно пожинать надежду жизни, т. е. изгнанием плотских страстей собирать плоды духовных добродетелей, и таким образом сможем зажечь у себя светильник знания. Этого же порядка повелевает Держаться и Псалмопевец, говоря: блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его (Ис 118, 1, 2). Он не сказал сначала: блаженны хранящие откровения Его (Св. Писание), а потом: блаженны непорочные в пути, но прежде сказал: блаженны непорочные в пути; этим ясно показывает, что никто не может достигнуть правильного испытания свидетельств Божиих (Священного Писания), если сперва деятельным поведением не будет непорочно поступать по пути Христову. Следовательно, те, о коих я сказал, приобретают знание не духовное, которое нечистые не могут иметь, но лжеименное, о котором блаженный апостол говорит: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания (1 Тим 6, 20). О тех, которые, по–видимому, приобретают некоторый вид знания, или о тех, которые хотя прилежно занимаются чтением священных книг и заучиванием на память Св. Писания, однако плотских пороков не оставляют, хорошо говорится в Притчах: что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная (Притч 11, 22). Что пользы кому–либо приобрести красоту небесных изречений и драгоценную благовидность Священного Писания, если, прилагая ее к нечистым делам или чувствам, как бы втаптывая в грязную землю, попирает или оскверняет отвратительной грязью своих похотей? Не красна похвала в устах грешника (Сир 15, 9). Такому через

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

9, 24). И через Давида: « Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11). Опять–таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению  и восклицает, что « забыл Израиль Создателя своего» (Ос. 8, 14), а другой говорит, что « переходят от одного зла к другому и Бога не знают» (Иер. 9, 3). И снова: « Не захотели знать Бога» (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: « Просветите себе свет ведения» (Ос. 10, 12); и [слова] Давида: « Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» (Пс. 104, 4), « приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» (Пс. 33, 6), и продолжает он: « Я познал, что велик Господь» (Пс. 134, 5), и: « Дивно ведение Твое для меня, — выше сил моих [ постигнуть] его!» (Пс. 138, 6), и исповедуется Богу в том, что « буду насыщаться в узрении славы Твоей» (Пс. 16, 15) и что « возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» (Пс. 9, 3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35, 9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением (bakce…aj) не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что « наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса» (Флп. 3, 20), не мысля притом о земном  , но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем  , « где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1), и возвышает мысль слушающих, говоря: « Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога , держит все словом уст своих» (Евр. 1, 3), и еще: « Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» (Кол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

9,24). И через Давида: " Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я - Бог " (Пс. 45,11). Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению и восклицает, что " забыл Израиль Создателя своего " (Ос. 8,14), а другой говорит, что " переходят от одного зла к другому и Бога не знают " (Иер. 9,3). И снова: " Не захотели знать Бога " (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: " Просветите себе свет ведения " (Ос. 10,12); и [слова] Давида: " Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда " (Пс. 104,4), " приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся " (Пс. 33,6), и продолжает он: " Я познал, что велик Господь " (Пс. 134,5), и: " Дивно ведение Твое для меня, - выше сил моих его! " (Пс. 138,6), и исповедуется Богу в том, что " буду насыщаться в узрении славы Твоей " (Пс. 16,15) и что " возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе " (Пс. 9,3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35,9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что " наше жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса " (Флп. 3,20), не мысля притом о земном, но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем, " где Христос сидит одесную Бога " (Кол. 3,1), и возвышает мысль слушающих, говоря: " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст своих " (Евр. 1,3), и еще: " Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви " (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/668/...

В «Основах социальной концепции РПЦ» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , в разделе, посвященном нравственности, состояние совр. общества характеризуется как духовный кризис (X 6), к проявлениям к-рого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности Б., обмирщение мн. церквей, благословляющих греховные формы отношений полов. В этих условиях Церковь призвана открыто назвать грехи, вскрыть их сущность и указать человеку пути к исцелению. Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством гос-ва, не считая его Б., но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным. 2. Тема «духовного» Б. человечества является одной из главных в ВЗ. Бог, заключивший Завет со Своим народом, как бы взял в жены Свою единственную любовь - невесту Израилеву. Но пророки Осия , Иеремия . Иезекииль от имени Бога провозглашают, что эта невеста оказалась изменницей и блудницей: «...Она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага... и детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду... елей и напитки»» (Ос 2. 2-5; ср.: Иез 16. 15, 20, 34, 36). Выражения «блудодействовать вслед богов [язычников]» (Исход 34. 15-16), «блудно ходить вслед Молоха» (Лев 20. 5), «блудодействовать с дочерями [иного] народа» (Числ 25. 1), «блудодействовать с царствами земными» (Ис 23. 17), «блудодействует земля сия» (Ос 1. 2) - означают утрату народом Израиля его Божественного призвания. Господь в Евангелии вслед за пророками называет израильский народ «лукавым и прелюбодейным» (Мф 12. 39; 16. 4). Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср.: Лк 15. 11-32). Образ блудного сына приводится в богослужебных песнопениях покаянного содержания: «                  » (славник на «Господи, воззвах» в Неделю блудного сына). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии, символом к-рого стал «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр 17. 5; ср.: 18. 2-3). Сам мир, во зле лежащий, живет в этом смысле в Б. Блудить означает также впасть в раскол или ересь. Б. проявляется в виде блудословия (словоблудия, суесловия) и в виде блудомыслия (суемудрия): «Кто душей и телом,- говорит прп. Исаак Сирин,- предан всегда суесловию и парениям ума, тот блудник» ( Isaac Syr. Sermo 8).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Любовь разлилась по всей земле и поселилась в сердцах тех, кто хотел Ее принять. А кто не захотел Ее принять, гнал Любовь от себя, утопая в собственных грехах, осудил сам себя, как сделали это книжники и фарисеи вместе с теми, кого научили восстать против Христа и кричать: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Почему, за что гнали и гонят Любовь от себя люди? Гонят не только те, кто не чтит Христа Сыном Божиим, но те, которые называют себя христианами, но сердце их стоит далеко от Бога. Потому, что мир, «лежащий во зле» (1 Ин. 5, 19), в котором князь – дьявол, для них дороже, чем Любовь. Учение лукавого для них слаще меда, он напоил их «яростным вином блуда» (Откр. 14, 8). «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4, 11). Так пусть никто из них не восклицает Богу «Почему? За что Ты губишь нас?», когда сами вновь и вновь распинают Христа своими грехами. Фото s39.radikal.ru Гибель Содома и Гоморры. Джон Мартин (1789-1854гг) Так в чем же причина нового мирового кризиса? Как и всегда, причина одна – грех богоотступничества. Люди уходят от Бога, гонят Любовь от себя и хулят своими грехами Духа Божьего, живущего в них (Кор. 3, 16). Пусть дорогой читатель заменит слово «кризис» во всех предложенных примерах на слово «суд», ибо в переводе с греческого языка «кризис» и означает «суд». Тогда станут понятны многие вещи. Всегда и везде причиной суда был и будет грех. Судит и сегодня Господь весь мир по беззакониям его. Крах мировой финансовой системы объяснить легко. Как некогда Господь опрокинул столы менял в Иерусалимском храме, так и сегодня Он порушил Вавилонские башни тех, кто опьяненный собственным богатством, забыл о Нем и Его заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Тот, кто смыслом своей жизни ставит угождение себе самому, и возвеличивает свое имя ради собственной славы, рано или поздно окажется у разбитого корыта. О таких людях Господь рассказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»» (Лк. 12, 16-20). Вот, что говорит им Господь: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 7, 10). Поэтому не окончится этот суд Божий, пока виновники суда не признают свою неправоту, не признают победу Божию и не обратятся к Нему с мольбой о помиловании.

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Потом во втором видении, видя Того же Господа, говорит: «И я увидел, посреди престола и четырех животных и посреди старцев Агнца стоящего, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Отк.5:6 ). И еще о том же Агнце говорит: «и вот конь белый и сидевший на нем назывался Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует; очи у Него, как пламень огненный и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, Которого никто не знает, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью, и имя Его называется Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости гнева Бога всемогущего. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господ господствующих» ( Отк.19:11–16 ). Так всегда Слово Божие имеет, так сказать, очертания будущих вещей и показывало как бы виды распоряжений Отца людям, научая нас Божиему. 12. Впрочем не чрез видения только, которые были видимы, и не чрез слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророком, чтобы чрез них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял «жену блудницу», свода действием пророчествуя, что «будет блудодействовать от Господа земля» ( Ос.1:2–3 ), т. е. живущие на земле люди и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь , которая будет освящена чрез общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком. И поэтому Павел говорит, что «жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ). Потом пророк называет своих детей «не получившими милости и не народом» ( Ос.1:6–9 ), чтобы, как говорит Апостол, «не народ стал народом, и не возлюбленная стала возлюбленною; и на том месте, где они названы не народом, назывались сынами Бога живого» ( Рим.9:25–26 ). То, что пророком, образно представлено чрез действие, Апостол показывает, что оно истинно сделано Христом в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Так и мы, кто не следует за Господом с полной и совершенной верой, отрекшись от богов чуждых, стоим, так сказать, на разделительной меже. Мы рассечены чуждыми богами, как беглецы, и, колеблющиеся и сомневающиеся, не защищены нашим Господом. Разве это не то, что духовно представляли себе пророки о любящих Иерусалим, когда говорили: «Все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» ( Плач.1:2 )? Так уразумей, что много тех, кто любит душу твою, соблазнившись ее красотой, с кем блудодействовала она. О таких душах сказано: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду» ( Ос.2:5 ) и прочее. Но такая душа теперь пришла к тому, что говорит: «Пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» ( Ос.2:7 ). Итак, ты вернулась к своему первому мужу; ты, несомненно, вызвала недовольство своих любовников, с которыми блудодействовала. Таким образом, если ты не останешься со своим мужем в непреклонной вере и не соединишься с ним в совершенной любви, то вследствие многих дурных поступков, совершенных тобой, каждое твое движение и каждый взгляд и даже твоя походка вызовут его подозрения, не чересчур ли они игривы. Он не должен более видеть в тебе ничего легкомысленного, ничего распущенного, ничего чрезмерного. Но стоит тебе лишь слегка отвести взгляд от твоего мужа, как он сразу же непременно вспомнит твое прежнее поведение. И если ты изгладишь прошлое, впредь он может доверять тебе, но ты должна не только не делать ничего непристойного, но даже и не помышлять о чем-то подобном. Ибо посмотри, что сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43–45 ). Если внимательно отнесемся к этим словам, то сможем ли мы быть беспечны даже в незначительном? Ибо нечистый дух пребывал в нас до того, как мы уверовали, до того, как пришли ко Христу, когда душа наша, как я уже сказал, прелюбодействовала против Бога со своими любовниками – демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010