И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицем своим: могу ли Я отвечать им? ( Иез. 14:2-3 ). Идол блуда, стоящий во святилище сердца – вот диагноз страшный и правдивый. Не так страшно то, что язычники, захватывая святой город, врывались в Храм и ставили мерзостных истуканов в священных притворах. Страшно по-настоящему то, что идол блуда проникает в самую глубину сердца, и оскверняет молитву, и делает ненастоящим покаяние, и затаивается на самой глубине человеческой души, ожидая удобного часа, чтобы заявить свои права на человека. Ветхий Завет можно прочесть под этим углом зрения: многочисленные отпадения Израиля от Бога по причине крайней соблазнительности идолопоклонства. Есть блуд, а есть дух блуда ( Ос. 4:12 ). Этот дух уводит человека от Бога: блудодействуя, они отступили от Бога своего ( Ос. 4:12 ). Пророк Осия, сказавший эти слова, имел свой особый опыт постижения их глубины и боли. Ему Бог повелел взять в жены блудницу ( Ос. 1:2-4 ). Исполнив это, пророк узнал, какую нравственную муку приносит Богу неверность Его людей. Отпадение от Господа уподоблено супружеской измене, более того, многократным, непрекращающимся изменам. Эта сцепка действует и в обратном направлении, то есть распутная жизнь приводит к забвению Бога, к измене Ему. Об этом Осия тоже говорит: Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали ( Ос. 5:4 ). «Дух блуда». Запомним это словосочетание. Пророки упрекали израильтян за то, что те кланялись дереву, вопрошали жезл, бездушному металлу говорили: «ты – отец наш». Но эти обличения были борьбой, происходящей на поверхности. Наивен тот, кто думает, что еврея в древности хлебом не корми, дай лишь преклонить колени перед языческой статуей. Не таким простым было (и остается) язычество. Не одни запреты нужны, чтобы языческие соблазны преодолеть. Истинная борьба происходит в глубине, там, где заканчиваются рациональные доводы и дух противостоит духу, сила – силе, а чудо – чуду.

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя «Пойду, – говорит Господь, – возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5: 15). Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя. И можно только удивляться, как мало требует Творец от забывших Его людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). «Милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием; она по возможности снисходит им, как членам немощным и болящим, заботится не о казнях, а о врачевании», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов). Также Бог желает, чтобы мы были милостивыми и сами к себе – чтобы перестали гибнуть в грехах, томить душу суетой, давать ей суррогат вместо истины, чтобы наконец сжалились над изможденным духом и обратились к Нему. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10: 12), – призывает нас Сам Бог. Вот в чем заключается удивительная сила покаяния – оно действительно отрывает от безумного влечения ко греху , прекращает гибельную связь со злом, разрывает цепи, влекущие к дольнему! И всё это осуществляется для того, чтобы дать возможность нашей душе наконец обратить взор к Создателю, почувствовать свою вину и взыскать Спасителя, Который некогда устами святого пророка Осии дал нам бессмертное обетование: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр Бутов 1 ноября 2014, 23:26 Иоанн: " а мне-то что остается? " То же, что и прежде: снова и снова, через " буквально стыдно на священника взглянуть " исповедовать то же самое ( новое), т.е. расшатывать грех как больной зуб. Т.е. делать себе больно раз за разом. Т.е. унижать свою гордыню (http://www.foma.ru/article/index.php?news=2478). Бывает, и пот прошибёт, хотя перед этим вроде никак не мог согреться, прийдя с мороза в храм и дожидаясь своей очереди к исповедальному аналою...

http://pravoslavie.ru/74724.html

   Посему прекрасно, как было сказано прежде, избегать женских крючков и сетей и уклоняться от них. Мудрейший Соломон, на собственном опыте это испытав, всех увещевает: Не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, иже на время наслаждает твой гортань, последи же горчае желчи обрящеши (Притч. 5:4); не настави ока своего к ней (Притч. 9:18). И опять: Не внимай злей жене: безумия бо нозе низводят употребляющих ю со смертию во ад… далече сотвори от нея путь свой (Притч. 5:5, 8). И опять: не сретай жены блудницы, да не како впадеши в сети ея (Сир. 9:5), и продолжает: Ввяжет ли кто огнь в недра, риз своих не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли? Тако… не без вины будет всяк прикасаяйся ей (Притч. 6:28-29). И Закон говорит: не блуди; Не прелюбы сотвори (Исх. 20:13); Кто прелюбы содеет с женою ближняго своего, смертию да умрет (Лев. 20:10). И Давид: Не будите яко конь и меск, имже несть разума (Пс. 31:9). И пророк Осия, выведенный пред народом, говорил: духом блужения прельстишася… и людие смыслящии со блудницею сплетахуся (Ос. 4:12, 14). И снова:блудяще возблудиша, возлюбиша безчестие (Ос. 4:18), и опять: дух блужения есть в них, и Господа не уведеша (Ос. 5:4). Апостол же пишет, говоря: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. И продолжает: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6: 18-20). И в верных по-настоящему, имеющих Духа Божия, ничего плотского не может быть, то есть блуда, нечистоты, непотребства и тому подобного. Ибо плотоносцы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). [Col. 1492]А творящие таковое уже [заживо] умерли. Приточник же говорит: Отврати око твое от жены красныя, ибо добротою женскою мнози прельстишася. И не медли с нею в вине, да не когда преклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу(Сир. 9:8, 10). Другой же: Блуд женский в возвышении очес (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Между прочим об Ассирии и ее грозном могуществе Амос и не упоминает в раздельных и точных выражениях, а говорит лишь об угрожающем грешному народу наказания в губительной войне и плене без обозначения – в каком ( Ам.6:7; 7:17, 9:4 ) или только с намеком на место плена ( Ам.5:27 ). Более определенно об ассирийском плене говорит Осия ( Ос.8:10; 9:3; 10:5–6; 11:5; 14 ). Но что у обоих пророков мысль о грядущем ассирийском бедствии не имела ни малейшего влияния на происхождение их нравственного мировоззрения, это видно из того, какое место в общем суждении их о вине Израиля и наказании занимает наказание пленом. Конечно, Израиля, по воззрению пророков, ожидает плен: он понесет его, как возмездие за свои преступления против Иеговы. Но, во-первых, это наказание не единственное, которое вытекает у пророков из начал их нравственного учения (Амос называет и моровую язву, Ам.6:9,10; 9:1–4 ), – оно только крайнее, по причине крайнего развращения народа, – но оно связано со всею системою пророческого богословия, в которой божественное правосудие представляется обнимающим всю жизнь Израиля: вся жизнь народа израильского и всегда подлежала высшему нравственному контролю, причем всегда мере преступления соответствовал размер наказания ( Ам.4:6–12 ; срв. 5:11, 16–17; Ос.6:5; 7, 8–10 ; и др.). Во-вторых, как по-видимому ни безнадежно мрачна оценка пророками современного им религиозно-нравственного состояния Израиля, несмотря на очень страшные угрозы судом, плен грешного народа представляется у них несчастьем совсем не окончательным, роковым или вполне неустранимым; – напротив, оба пророка считают его, как и всякое другое наказание, бедствием отвратимым. «Взыщите Господа, и будете живы. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему ( Ам5:6, 14, 15 . срв. Ос.4:15; 6:1–3; 10:12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше ( Ис.41:26 ; Ис.43:9–10 ; Ис.44:7–8 ; Ис.47:11 ). Ис.48:4 . Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля ( Исх.32:9 ; Иер.5:3 ; Иез.3:7–8 ; Зах.7:12 ). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» ( Втор.31:27 ; ср. Втор.32:15 ). Ис.48:5 . поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть». «Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24 ; Ис.44 и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка ( Иез.20:30–31 ). Ис.48:6 . Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого. «Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения ( Ис.43:10 ). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства ( Ис.7:8 ; Ам.2:6 ; Ам.5:2, 16 ; Ам.6 и Ос.1:4 ; Ос.4:6 ; Ос.11:1 ). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

З- Итак, когда ты слышишь, о слепой иудей, о конце, на что же ты еще надеешься? -З А если ты, читая, не разумеешь – как поистине не разумеешь своего неожиданного и [потому неразумно борешься против истины, – если хочешь, послушай о глас пророческий прекрати наконец препираться и Пророк Осия говорит так: « прекращу царства дома Израилева, и сокрушу лук Израилев, и не буду больше милостив к дому Израилеву» ( Ос. 1:4–6 ), но, отвергая, отвернусь от них, говорит Господь. И «возненавидел Я их за злобу их и за их, и из дома Моего изведу их, и не буду больше любить их» ( Ос. 9:15 ), говорит Господь. Но «болен Ефрем, иссох корнями своими, и не принесет больше плода», и «отринет их Бог, потому что они не послушали Его, и будут скитальцами в народах» ( Ос. 9:16–17 ). Ведь и Малахия возвещал: «Нет уже Мне воли у вас, говорит Господь Вседержитель, и не приму жертвы из рук ваших, ибо и от востока солнечного и до самого запада имя Мое прославится в народах, и на всяком месте будет приноситься каждение Б395 имени Моему и жертва чистая, потому что велико имя Мое в народах,/говорит Господь Вседержитель. Вы же оскверняете его» ( Мал. 1:10–12 ). «За это отдам вас в поношение и всем народам, за то, что не сохранили вы заповедей Моих» ( Мал. 2:9 ). Потому сказал Иеремия: «Так говорит Господь Вседержитель: Вот, Я поклялся именем Моим великим, что не будет отныне именоваться имя Мое в устах иудейских» ( Иер. 44:26 ). А если имя Его, сказал, отнято от иудеев, то ясно, что будет отнят и Закон, и жертвы. Итак, прежнее установление Закона о жертвах дано не по Божьей воле. после того Он через пророков говорил: «Кто изыскал это из рук ваших?» ( Ис. 1:12 ). И: «Отнимут ли молитвы и (священные) мяса грехи твои?» ( Иер. 11:15 ), и «Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в пустыне 40 лет?» ( Ам. 5:25 ). И: «Зачем приносишь мне из Савы и из земли дальней?» ( Иер. 6:20 ). Потому говорит: «Жертвы приношения не восхотел» ( Пс. 39:7 ). : «He всесожжений с жертвой хочет Бог, а послушания Ему; и послушание благое лучше жертвы» (15:22). И: «Если бы Ты захотел жертвы, Я дал ( Пс. 50:18 ). Он и праздники, добавляя: «Возненавидел я, /праздники ваши» ( Ам. 5:21 ). И: «Отставь от Меня глас песней твоих, и пения твоих не послушаю» ( Ам. 5:23 ). И274 И: «День великий я не принимаю ( Ис. 1:13 ). И: «Пост и празднество возненавидела душа Моя» ( Ис. 1:14 ). И: «He такой пост Я избрал» ( Ис. 58:5 ). И: «Дам вам повеления недобрые, в которых вы не будете живы Б396 в них» ( Иез. 20:25 ). Так что, разумеется, по жестокосердию вашему, а не по благочестию Он вам эти повеления, не иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь повторит над Израилем времена странствования по пустыне, выгонит его из своей доброй и прекрасной земли «с большими и хорошими городами, которых он не строил, с домами, наполненными всяким добром, которых он не наполнял, с колодезями, которых он не высекал, с виноградниками и маслинами, которых он не садил» ( Втор.6:10–11 ), выгонит в сухую и бесплодную пустыню, но выгоняя, не всецело впрочем, его отвергнет от Себя, не лишит его окончательно своего прикрывающего и спасающего попечения и своего водительства, как не лишал этого попечения и этого водительства его отцов, когда они, выведенные Богом из Египта, странствовали по пустыням, – наказывая, накажет временно ( Ос.12:10 ). «Я говорил к пророкам», раскрывает Господь мысль слов предшествующего стиха, Я Иегова, Бог твой от самой земли Египетской, – «Я умножал видения, через пророков говорил в притчах» (см. напр. гл 1 и 3; Ис.5 ; Иез.16 и др.). Господь постоянно, начиная от земли Египетской, проявлял Себя как Бог Израиля, посылая пророков, Он не упускал ни одного способа для того, чтобы только как можно яснее и сильнее возвестить Израилю волю свою и даруемое ему спасение. Но Израиль постоянно глух и слеп оставался ко всем возвещениям Божиим, он не внимал постоянным Божиим о Себе и своем благодатном завете напоминаниям, совершенно предался греху и идолослужению, отчего и не может далее оставаться ненаказанным: «Если Галаад (представитель здесь всей восточной иорданской земли царства Израилева) беззаконие» (ср. Ос.6:8 ), если он нравственно сделался ничтожным, нравственно совершенно пал; «то только ничто и сделались они», то за свое полное нравственное падение, за свое нравственное ничтожество они и не заслуживают ничего более, как только полное физическое ничтожество, заслуживают полное погубление «в Галгале» (см. Ос.4:15, 9:15 ). Как Галаад здесь есть представитель всей восточной иорданской земли царства Израилева, так Галгал есть представитель западной иорданской земли этого царства) «приносят они в жертву тельцов», приносят жертву Богу в местах, где Бог не повелел приносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Перевод с латыни Н. Холмогоровй под редакцией М. Касьян 1 Святитель Патрик, или Патрикий (V в.), просветитель Ирландии; о нем см. ниже статью о крещении Ирландии. — Ред. 2 Флп 2:10–11, в синод. переводе: …дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. — Здесь и далее примечания переводчика. 3 Иер 29:12, в синод. переводе: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; Пс 79:8, в синод. переводе: Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! 13 Ис 49:6, в синод. переводе: …Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. 14 Иер 16:16, в синод. переводе: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь а потом пошлю множество охотников… 15 Ос 2:24, в синод. переводе (Ос 2:23): …и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: “ты Мой народ”, а он скажет: “Ты мой Бог”! См. также: 1 Пет 2:10 — некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы; Рим 9:25 — Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. 16 Ос 1:10, в синод. переводе: …и там, где говорили им: “вы не Мой народ”, будут говорить им: “вы сыны Бога живаго”. См. также Рим 9:26. 19 Лев 24:16, в синод. переводе: и хулитель имени Господня должен умереть пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти. 22 Пс 54(55):23, в синод. переводе: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя; ср. 1 Пет 5:7. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016

http://pravmir.ru/ya-patrik-sovershenno-...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос.1:10–11,14:6–10 ). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: „и соберутся сыны Иудины и израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли“ (т. е. из плена – Ос.1:11 ); „погубил ты себя израиль, ибо только во мне опора твоя“ (Ос. 13:9). В первом месте речь об иуде и израиле вместе, а во втором о происхождении многих народов от израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.2:4 . Но в словах пророка: „выслушайте слово Господне дом Иаковлев и все роды дома израилева“, выражение „роды“, как в Исх.6:14; Числ.1:2 ; Втор.29:17 ; Нав.7:14 и мн. др., означает колена израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем „островов“ ( Ис.43:5,42:10,12 ; Зах.9:13 ) и будут называться новым именем ( Ис.62:2–4,65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего на- —780— мёка на переселение израильтян в Европу. В 43 гл. пр. Исаия говорит о возвращении израиля в Палестину: „от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя“. В 42 гл. пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих на море, обитающих в пустыне и на скалах прославить Господа. В словах пр. Захарии: „ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима... Возвращайтесь на твердыню вы, пленники, надеющиеся... Ибо как лук я натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония“, речь о возвращении из плена всего народа Божия, причём израиль нисколько не выделяется от иуды. Новое имя, по словам пр. Исаии, получит не израиль, а Иерусалим и Сион: „не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь... увидят народы правду твою... и назовут тебя новым именем“. Также и в 65 гл. Бог назовёт иным именем семя, которое произведёт от Иакова и Иуды, наследника гор Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010