В восьмой главе книги пророка Осии критика властных группировок, в частности священнических, манипулирующих государством, становится очень выразительной. Золотой вефильский телец, конкретная репрезентация всего культа и всей религии Северного царства, неспособен никого спасти: «Оставил тебя телец твой, Самария!» (Ос 8:5). Пусть хоть сколь умножаются святилища – теперь уже не важно, посвященные Яхве или Ваалу – религия, превращенная в инструмент политической власти, не сможет ни сшить разорванный завет, ни вернуть расположение Господа (Ос 8:1). Телец для Осии – образ и символ всего культа (возможно, легитимного). Нелегитимным является, в любом случае, поиск решения на частном и общественном уровне с помощью учреждения, которое потеряло свою функциональность. Такой телец неспособен помочь народу. У Амоса этот образ отсутствует. Если священство, храм и все, что они представляют, подпадают под критику Амоса и Осии, нужно ждать и критики культа, неприятного Богу, и потому бесполезного. Осия осуждает умножение алтарей и жертвоприношений (Ос 8:11), но не входит в культовые частности. Строки девятой главы книги пророка (Ос 9:1-9) говорят не только о физической невозможности реализации культа в состоянии плена в чужой стране, но и радикально отвергают культ как таковой. Пророк требует прекратить использовать культ для уклонения от заслуженного изгнания, этот культ не принесет пользы ни сам по себе, ни тем более в чужой земле. Текст не предлагает решения по выходу из этого положения (культ и прорицание как средства поддержки со стороны Господа деквалифицированы), кроме разве что принятия ситуации плена и наказания: «Да узнает Израиль». «Знать» здесь означает признавать, что «пришли дни посещения, пришли дни воздаяния» Господня (Ос 9:7). Амос в критике культа более подробен и конкретен, чем Осия. Помимо намеков на «храм» и святилища (в Ам 3:14; 4:4-5; 5:5), а также, возможно, на культовые праздники, которые обратятся в траур (Ам 8:10) и на нелигитимные клятвы (Ам 8:14), пророк  выразительно утверждает отвержение Господом конкретных форм культа (Ам 5:21-25). Это отвержение тесно связано с провозглашением «Дня Господня» как дня наказания и еще более – с восстановлением того божественного порядка, который был нарушен. Осия, в свою очередь, не пользуется категорией «Дня Господня», но вводит понятие «дни посещения/расплаты/кары».

http://bogoslov.ru/article/1876565

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.12:5 . А Го­с­по­дь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] – имя Его. В ст. 5 пророк обосновывает мысль, выраженную в конце предыдущего стиха. Обетования, данные в Вефиле, принадлежат потомству Иакова, потому что Господь есть Бог всемогущий, неизменяемый. «Бог Саваоф» (zabah, ополчение, воинство. ) – Владыка воинств небесных ( Быт 32.2 ), светил ( Ис 40.26 ; Пс 102.21, 148.2 ), и ополчений земных ( Ис 24.21–23, 27.1 ; Исх 7.4, 7.41 ): наименование, выражающее идею всемогущества Божия. – «Вместо слов Сущий (Иегова) имя Его» в слав. «будет память Его», так как LXX вместо имени Божия читали гл. Ihjeh ( будет), а сл. sichro ( имя его) приняли в буквальном значении – «память». Ос.12:6 . Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. Увещание к Израилю. «Наблюдай (слав. «снабди») милость и суд» – chesed – любовь, misihpat – справедливость. Вместо слов «уповай на Бога» в слав. «приближайся к Богу». Ос.12:7 . Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; Ос.12:8 . и Ефрем говорит: «однако я раз­богател; накопил себе имущества, хотя во всех мо­их трудах не найдут ничего незакон­ного, что было бы грехом». По мысли пророка, Израиль вместо того, чтобы быть народом Божиим, делался хананеяном – торгашем, поставившим себе целью обогащение и наживу путем обмана и насилия. При этом ослепление Израиля так велико, что в приобретении имущества путем обмана он не видит ничего незаконного и греховного (ср. Лев.19:36 ; Втор 25.18–16 ). Хананеянин – с евр. Ханаан (как и в слав.): как собственное имя – слово Ханаан употребляется в Библии для обозначения страны ( Исх 15.15 ; Чис 13.29 ) и для обозначения народа; ввиду того, что жители Ханаана, именно финикияне главным образом занимались торговлей, слово Ханаан получило значение нарицательного имени – купец, торговец ( Ис 23.8 ; Соф 1.11 ), Вместо слов «накопил себе имущества» (on) в слав. «обретох прохлаждение»: LXX производили on, как предполагает (Шлейснер) от арабск. корня и перевели через αναψυχ. Конец ст. LXX перевели в 3-м лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И затем опять тот же боговдохновенный муж в духе возвещает другое откровение: и обручу тя в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах: и обручу тя себе в вере, и увеси Господа ( Ос.2:19 ). Что же скажут на это противники и супостаты воли Божией? Если по грубости и плотяности своего ума и по приверженности к букве они будут относить эти пророчества к народу иудейскому, то и в этом случае, как и всегда, они злоупотребят своей обычной ложью. Ведь такое толкование совершенно невероятно, ибо все Иудейское пребывает не вечно, и даже теперь Иудеи уже не сохранили свободы. Где их царство и знаменитый город и славный храм? Где их богослужение, узаконенные жертвы и прочие пышные обряды? Я не буду перечислять частностей. Все это минуло и исчезло. Итак, синагога Иудейская не была обручена навсегда Богу, и невозможно, чтобы пророчество относилось к ним. Отсюда добросовестный и разумный слушатель должен необходимо изъяснять и понимать их в приложении к новому народу и церкви Христовой, которая обручена жениху Христу и имеет Его всегда своим женихом, сожительствующим в сердце ее, раненном любовью Возлюбленного ее. Она не отступит от любви к Нему во век и никогда не последует за кем другим. При таком толковании каждый легко увидит истинность пророческого слова, как это показывают и самые дела, и достоверный свидетель, представитель жениха, Павел, написавший к Коринфской церкви следующее: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови —211— ( 2Кор.11:2 ), – и писавший также Ефесянам: тако Христос возлюби церковь и себя предаде за ню... да очистит ю банею водною во глаголе, да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Что же вы скажете? Презрите Павла и назовете его пустословом, между тем как в нем говорит Христос? Напротив, он высказывает совершенную правду, и церковь Христова сохраняется чистой от всякой идольской скверны, а вы лжете, как любители лжи, и, что вернее и точнее, имеете говорящим в вас антихриста. Слова же пророка ( Ос.2:19 ): в правде и в суде, и в милости (обручу тя) находят свое исполнение в том, что избави нас от власти темныя ( Кол.1:13 ) и освободил нас от рабства тлению ( Рим.8:21 ), зане Бог бе во Христе мир примиряя себе, и не вменяя им согрешений их ( 2Кор.5:19 ). Когда же это? Егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя. ( Тит.3:4–7 ). И столь преизбыточествовало богатство благости Его к нам, что кровью Своею примирил нас с Богом Отцем в то время, когда мы были побеждены нашими грехами. И не ходатай, не ангел, но Сам Господь спас нас. Мы же, право и искренно веруя, обогащаемся божественным ведением и навеки пожинаем духовные плоды божественного оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Простру руку, т. е. для наказания. Выражение взято от человека, который поднимает руку и наносить удары другим, или поднимает меч, чтобы умертвить другого; на Иуду, т. е. на Иудейскую землю. Накажу, говорит Господь, всю Иудею и всех жителей Иерусалима руками Халдеев, которые, действительно, после разрушили Иерусалим и опустошили всю Иудею. Изиму от места сего, т. е. из Иудеи и Иерусалима имена Ваалова. Почитание Ваала, как видели из книги Св. пр. Осии ( Ос. 2:5,7,8,13,17 и др), было сильно распространено в Израильском царстве, оно было распространено также и в Иудейском царстве. Здесь это идолослужение усиливалось, когда на престол восходили такие цари, как напр. Иорам, сын Иосафата ( 4Цар. 8:18 ), сын Иорама Охозия ( 4Цар. 8:26–27 , 2Пар. 22:3 ), Иоас, по смерти первосвященника Иодая ( 2Пар. 23:17, 24:17–18 ), особенно Ахаз ( 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 28:2 ), Манассия ( 2Пар. 21:3–11 ), Аммон и Иоахаз, а после Иосии все цари до самого пленения Вавилонского. Хотя благочестивый царь Иосия, при котором жил Св. пророк Софония, всячески истреблял идолопоклонство, но истребить его совершенно не мог. Народ был сильно развращен идолослужешем в предшествовавшие времена. Так как были различные идолы Ваала, напр. Ваал-Фегор, Ваал-Берит, Ваал-Зевул и проч., то и говорится, что Господь Бог истребит имена, т. е. почитание всех Ваалов. Настанет время, говорить Господь у пророка, когда Иудеи не только не будут почитать Ваалов, но и именовать 6 ) их. Это исполнилось вполне после Вавилонского плена, когда Иудеи получили отвращение к идолослужению. Так Господь и у Св. прор. Осии возвещал, что Он удалит имена Ваалов от уст Израильтян, так что они не будут уже воспоминать о них по именам их ( Ос. 2:17 ). С именами или славою Ваалов Бог грозит уничтожить и имена жреческа 7 со жрецами, т. е. Я уничтожу, говорит Господь, самые имена ваших идольских жрецов, служивших различным идолам (Ваалам, Астартам, Молоху и прочим), и потому называвшихся различными именами и пользовавшихся неодиноковою честию у народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ясно лишь одно: никто из кандидатов на почетное звание «первого человека» не совершал первородного греха. 1. Свидетельства Священного Писания и Предания Священное Писание утверждает, что первым человеком был общий предок всех людей Адам, или по-еврейски – (адам). Про жизнь Адама первозданного мы знаем из Книги Бытия, написанной пророком Моисеем. Православные христиане исповедуют веру в Духа Святаго, «глаголавшаго пророки», следовательно, члены Христовой Церкви должны признавать истинным библейское свидетельство об Адаме. Этот принцип Церковь у тверждает в Неделю Торжества Православия: «Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению и утверди сие чудесами… анафема» с. 418]. Через боговидца Моисея Дух Божий сообщил нам главные вехи жизни праотца нашего Адама. – Адам был сотворен Богом из праха земного и получил при своем создании дыхание жизни ( Быт. 1:27; 2:7 ). – Жену и помощницу Адаму Бог создал из его ребра ( Быт.2:21 ), и Адам нарек ей имя Ева, или по-еврейски – (хавва, «жизнь») ( Быт.3:20 ). – Адам был помещен Богом в месте, именуемом Райский сад, или по-еврейски – (ган эдэн) ( Быт.2:15 ). – Потеря райского достоинства случилась из-за грехопадения праотцев ( Быт.3:6 ), в результате чего наказанием им стало жительство на проклятой Богом земле ( Быт.3:23 ). – Перед изгнанием из Рая Бог сделал Адаму и Еве кожаные ризы, в которые и одел их ( Быт.3:21 ). – Адам с Евой родили детей: Каина ( Быт.4:1 ), Авеля ( Быт.4:2 ), Сифа ( Быт.5:3 ) и других ( Быт.5:4 ). – Адам прожил 930 лет и умер ( Быт.5:5 ). Так буквально, «как написано», восприняла реальное житие библейского Адама ветхозаветная пророческая традиция: Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне ( Ос.6:7 ). Примечательной является в этом отношении первая глава Книги 1 Паралипоменон, начинающаяся с имени праотца Адама и содержащая родословие его потомков. Евангелие, описывая родословие Господа Иисуса Христа, увенчивает его словами: …Адамов, Божий ( Лк.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Во фрагменте экзегезы Евр.6:7–8 свт. Кирилл уподобляет праведников земле, производящей полезные растения, а грешников – земле, произрастающей терния и волчцы (κφρουσα δ κνθας κα τριβλους – выражение, явно инспирированое Быт.3:17–18 ). Для святителя, земля, производящая терние, является образом (παρεικζοιτο) беспечной души (θυμος ψυχ). С другой стороны, эта неплодная земля символизирует также Израильский народ, бывший некогда плодородным как виноградник ( Ос.10:1 ), но утративший свое плодоносие. Святитель уподобляет пророков, наставлявших еврейский народ, облакам, орошавшим землю, «но «она произвела терние» ( Ис.5:4 ), одичала и одеревянела» (λλ’ «ποησεν κνθας», γρα γγονε κα λομανς). Комментируя Ис.5:3–4 в своем «Толковании на пророка Исайю», свт. Кирилл пишет: «И ныне, человек Иуды, и вы, живущие в Иерусалиме, судите между Мной и Моим виноградником (το μπελνς μου). Что Мне сделать со Своим виноградником и что Я ему не сделал? Я ждал, что он принесет мне грозди, но он сотворил терние (ποησε δ κνθας)» ( Ис.5:3–4 ). Он старается показать совершенную и явную беспечность (τ θυμον) евреев и, кроме того, их бесстыдство по отношению к Закону. Хотя их долей было следовать, и весьма легко, яркой и славной стезей жизни в Законе или, скорее, поведения во Христе, они избрали (стезю) неправую. И, оставив возможность приносить плоды, словно уже поздно, они стали как земля, не кормящая своими сладкими плодами, но (которая), скорее, дикая, тернистая и одеревенелая (γρα δ μλλον κα κανθοτκος κα λομανς) 14 . В приведенном отрывке присутствуют те же образы и тот же лексикон, что и в тексте «Толкования». В Ис.5:3–4 Израиль уподобляется винограднику, произведшему колючки. Для святителя, это образно указывает на нечестие иудеев. Далее свт. Кирилл, возможно под влиянием Евр.6:7–8 , сравнивает с бесплодной землей евреев, которые ни соблюдали Закон Моисеев, ни приняли Евангелие. Фрагмент толкования на Евр.10:35 является нравственным увещеванием. Свт. Кирилл наставляет о том, что для того, чтобы достичь избранных добродетелей (τ ξαρετα τν κατορθωμτων), иными словами, чтобы достичь прогресса в духовной жизни, нужно иметь терпение (πομον, ср. Евр.10:36 ). При этом не следует довольствоваться уже достигнутым, но всегда продолжать творить добрые дела и, таким образом, стяжать благоволение (εδοκμησιν).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Н., обращаясь к Иисусу, говорит о себе во мн. ч.: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога», т. е. как бы представляет группу фарисеев и «князей» народа, к к-рой принадлежит ( Barrett. 1978. P. 205; Бокэм. 2011. С. 401). В ответ на это обращение Иисус также переходит к речи от 1-го лица мн. ч., подразумевая Своих учеников (Ин 3. 11). В Ин 3. 7, 12 Господь вновь обращается к Н., используя форму 2-го лица мн. ч.- «Вы». Н. (и в его лице др. члены синедриона и иудеи - Haenchen. 1984. Vol. 1. P. 201; Бокэм. 2011. С. 401), пришедший со словами «мы знаем», противопоставляется Иисусу, говорящему от имени тех, кто верит в Него: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин 3. 11). Т. о., беседа становится в нек-ром роде диалогом между Церковью и синагогой, в к-ром последней не суждено открыто признать правоту первой ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 132, 136; Barrett. 1978. P. 202, 211). В связи с этим не все комментаторы полагают, что эта беседа проходила с глазу на глаз, считая, что употребление форм мн. ч. указывает на то, что как Н., так и Христос присутствовали на беседе вместе со своими учениками ( Cotterell. 1985. P. 238). Другие исследователи видят в этих формах следы использования синоптического материала в Евангелии от Иоанна ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 130). Н. с первых же слов ссылается на совершенные Иисусом Христом знамения, которые свидетельствуют о Нем как о божественном посланнике, называя Его «учителем, пришедшим от Бога» (Ин 3. 2; ср.: Ин 2. 2, 23) и, очевидно, тем самым воспринимая Христа как одного из пророков (ср.: Исх 3. 12). На эти замечания, содержащие скрытый вопрос, Господь отвечает словом о Царствии Божием как о некой данности, ставшей отныне доступной для человека. Вхождение в Царство подразумевает новое рождение, или «рождение свыше» (Ин 3. 3), к-рое предполагает «рождение от воды и Духа» (Ин 3. 5; ср Иез 36. 25-27; Ис 44 3-5). Греч. слово νωθεν обладает широким спектром различных значений и может быть переведено не только как «свыше», но и как «снова» (напр., так в лат. переводах denuo - Biblia Sacra: Iuxta Vulgatam Vers. Stuttg., 19944. P. 1661). Очевидно, в тексте присутствует игра слов, поскольку «рождение свыше» означает и «новое рождение», но с учетом др. мест (Ин 3. 31; 19. 11 сл.) 1-й вариант предпочтительнее. Из недоуменного замечания Н. «как может человек... в другой раз войти в утробу матери своей?» (Ин 3. 4) становится понятно, что Н. скорее всего понял слово νωθεν во 2-м значении и притом буквально, как рождение заново. Н. сомневается в осуществимости этой перемены, очевидно будучи не в состоянии выйти за пределы представлений о естественном рождении, делающем человека членом избранного народа (ср.: Исх 4. 22; Втор 32. 6; Ос 11. 1).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

в) Похвала Христовой Церкви, пребывающей с Агнцем на горе Сион; изображаются разные добродетели и свойства ее. 1) Понятливость. Ст.3 пол. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли». 2) Чистота учения и нравов. Ст.4. " Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники». Здесь можно разуметь девство и нравственное, и духовное. Не оскверняться с женами на языке Священного Писания ( Иер.3:9 ; Иез.23:2–3 ; Ос.1:2 ) иногда значит быть чистым от порока духовного прелюбодеяния, то есть идолослужения, суеверия, порабощения какой-нибудь страсти и всякой греховной нечистоты. В последнем от­ношении быть девственником значит исповедовать чистое учение евангельское, совершать достойное Богу служение, быть свободным от суеверия, заблуждения, лицемерия, чистой любовью прилепляться к Иисусу Христу, жизнь и нравы сообразовать по евангельскому учению. Так, и ап. Павел представляет Церковь ( Еф.5:27 ) как совершенную невесту Христо­ву, которая хотя есть жена Христова, но не перестает быть девой, чистой от общения с миром ( 2Кор.11:2 ). 3) Искреннее расположение к Иисусу Христу. Ст.4 пол. " Это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». 4) Свобода . Ст.4 пол. «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу», то есть выведенные из духовного рабства на свободу сынов Божиих, посвященные Богу и Христу, заботящиеся о славе Его Одного и любящие общение с Ним. Выражение «первенцы Богу и Агнцу», кажется, взято из книг Моисеевых, где повелевалось первенцев посвящать Богу ( Исх.13:2,15 ). 5) Непорочность. Ст.5. «И в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим». Второе видение ( Апок. 14:6–13 ) В предыдущем видении изложено только как бы предисловие касательно приведения Церкви в лучшее состояние. А здесь это благоустраивание Церкви изображается эмблемой трех ангелов-проповедников, по поряд­ку являвшихся один за другим и возвещавших Суд Божий над противника­ми. Это видение состоит из двух частей. В первой части излагаются про­поведи трех ангелов ( Апок. 14:6–11 ). Во второй части, в виде заключения, изоб­ражается характер времени проповеди последнего ангела ( Апок. 14:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010