И как нередко бывает с умирающим человеком, когда в одно мгновение вспомнит он всю свою протекшую жизнь, так и Она вспомнила все прочитанные мессианские предсказания. Пришли Ей на память изреченные слова о том, что Дева зачнет и родит Сына, Которому нарекут имя Еммануил, то есть С нами Бог, а также и те, которые сказал Бог народу Израильскому: Я сочетался с вами (в серб. букв.: Я муж твой. – Пер.) ( Ис.7:14 ; Иер.3:14 ; Ос.2:16 ). Памятуя о сем, Она ощутила Себя именно Той избранной Девой, [осознав,] что Сам Бог – Ее муж. Перенеслась Она мыслью и к Своему отцу и матери, Иоакиму и Анне, родившим Ее – по Божией силе и благодати – в свои престарелые годы. И, вспомнив об этом и обо всем остальном, что читала и о чем узнала, пребывая в Иерусалимском храме, а затем в Назарете, Она поняла, что теперь Ангел Божий ожидает согласия от Нее как от существа свободного. Чает согласия Ее воли с волей Божией. Пока Ангел давал Ей объяснения, отвечая на вопрос, как будет это, в Ней свершился кардинальный переворот. Исчезли всякое сомнение, и страх, и недоумение. Ее слова: когда Я мужа не знаю – теперь казались ей несерьезными. Когда Архангел Гавриил кончил разъяснять вопрос и умолк, ожидая Ее ответа, Она уже была готова его дать. И сказала Мария: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). И едва произнесла Она эти слова, как Дух Святой сошел на Нее и Сила Всевышнего осенила Ее – и Она тотчас ощутила в Себе трепетную материнскую радость зачатия Сына – Сына Божия, Бога Слова, обетованного Мессии и Царя царей. Рождение в подземелье Не подобает ни Богу, ни человеку вести брань с сатаной тем же самым оружием. С сатанинской антилогикой борьбу следует вести небесной логикой. Против его лжи выставляют истину, против его ненависти к Богу и человеку ополчаются любовью к Богу и человеку, против надменного превозношения и горделивости ратуют смирением и кротостью. Предположим, что сатане дано было бы право выбора места, где предпочел бы он родиться. Вне всякого сомнения, указал бы он на самый роскошный царский дворец, стоящий на какой-нибудь выспренней земной высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иез.17:14 .  чтобы цар­с­т­во было по­корное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраня­ем был союз и стоял твердо. Объяснение 6 ст. и обоснование 13 ст. «Чтобы не могло подняться» – слав. яснее: «еже весьма не возностися». Иез.17:15 .  Но тот отложил­ся от него, по­слав по­слов сво­их в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли? «Чтобы дали ему коней». Конница всегда была слабым местом еврейского войска; вместе с тем для пророков она являлась символом чуждой культуры и богопротивной, плотской самоуверенности ( Ос.14.4 ; Мих 1.13 и др.). Лошадей еврейское войско доставало только в Египте ( 3Цар 10.28 ) и, главным образом, из-за конницы еврейские цари искали союза с ним ( Ис 31.1 ). Египет в древности действительно славился конницей ( Втор 17.16 и др.); по Диодору (I, 45): вся страна от Фив до Мемфиса была покрыта конюшнями и могла доставить для войны 20 000 колесниц с 2 лошадьми каждая. Иез.17:16 .  Живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог: в местопребывании царя, который по­ставил его царем, и которому дан­ную клятву он пре­зрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне. По строгому закону возмездия кара должна соответствовать греху и в отношении места; ср. 3Цар 21.19 . Для древнего человека умереть в чужой земле составляло нечто ужасное в другом отношении, чем для нас: чужая земля была нечистою (ср. Иез.4.13 ). Седекия умер ослепленным в вавилонской темнице. Иез.17:17 .  С великою силою и с многочислен­ным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и по­строены будут осадные башни на по­гибель многих душ. «С великою силою…» – слав. точнее: «не в силе велицей, ниже в народе мнозе сотворит с ним фараон брань» – упрек фараону за равнодушие к союзникам, не переданный русскими переводом. – «На погибель многих душ». Вздох пророка о готовящемся истреблении соотечественников. Иез.17:18 .  Он пре­зрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего ( Быт. 27:21, 22, 24 ), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. Быт. 9:25 ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: γρο πλρους, Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены»; рус:. «поля», по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан. Быт.27:28–29 . да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны! Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке ( Быт. 49:25 ; Ос. 14:6 ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( Исх. 3:8, 33 и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием ( Быт. 26:12 ), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде ( 2Цар. 8:14 ; Пс. 59:2 ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ( Быт. 28:14 ). О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83). Скорбь Исава и благословение его

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако непременным условием исцеления была вера больного. Иисус сказал: Если скольконибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Даже маленького зернышка веры оказывалось достаточным для того, чтобы Господь совершал чудо. Его сила никогда не действовала магически, не опираясь на человеческое сознание. Господь хочет того, что служит нам ко спасению, а без веры человек спастись не может. Вера порождает чудеса, а не чудеса – веру, и именно веру Господь искал у тех, кто приходил к Нему. Почему Господь исцелял болезни? Почему Он не совершал какиенибудь другие чудеса? Например, не обратил Иордан вспять, не приказал солнцу взойти на западе, а закатиться на востоке? Болезнь – следствие греха. Все чудеса Христа направлены на спасение, на освобождение от него человека. Согрешившей Еве было сказано: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей ( Быт.3:16 ), а Адаму: В поте лица твоего (то есть тоже мучительно. — Г.Ф.) будешь есть хлеб » доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Современная медицина занимается телом и до души и грехов ей дела нет. В древности же лечение больных не отрывалось от их душевного исцеления. «Врачу душ и телес», — обращаемся мы к Господу. Разрыв души и тела – один из многих трагических разрывов, существующих в этом мире. Во Христе это разделение упраздняется. Глубинно, понастоящему исцелять больных можно, лишь врачуя их души. Третье чудо – воскрешение мертвых. Смерть – конечный результат человеческого греха: Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса – сотериологичн 93 , Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какойнибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: Тебе говорю, встань! ( Лк.7:14 ). И встает умершая дочь Иаира ( Мф.9:18–19, 23–25 ; Мк.5:22–24, 35–43 ), встает сын Наинской вдовы ( Лк.8:41–42:4956 ), выходит Лазарь из гроба ( Ин.11:145 ). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? ( Ос.13:14 ; 1Кор. 15:55 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Ангелы, говоря: расторгнем узы их ( Пс.2:3 ), впрочем, удерживаются от этого, потому что Владыка хочет это терпеть. Потом приведен Он в судилище к старейшинам. Ты имеешь уже свидетельство на это: Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его ( Ис.3:14 ). I 13 . Архиерей, спросив Его и услышав истину, негодует, а злой раб наносит удар. И лицо, блистающее подобно солнцу, сносило удары от беззаконных рук, другие же, придя, плюют в лицо Тому, Кто брением исцелил слепого от рождения (см. Мф.26:67 ). Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? ( Втор.32:6 ). Пророк, удивляясь этому, говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? ( Ис.53:1 ). Ибо дело невероятное – Бог единый, Сын Божий и сила Господня сие претерпевает. Впрочем, чтобы спасаемые не имели неверия, Дух Святой предварительно пишет о том от лица Христа, говорящего, ибо Тот же Самый, Который тогда говорил, после явился: Я предал хребет Мой бьющим ( Ис.50:6 ). Ибо Пилат, бив Его, предал на распятие (см. Мк.15:15 ). И ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ); как бы так говорит Он, предвидя: «Будут Меня бить, Я не отвращал ланиты Моей, ибо как бы Я стал воодушевлять учеников на смерть за истину, если бы Сам боялся того? Я говорил: Любящий душу свою погубит ее ( Ин.12:25 ). Если бы Я дорожил Своею жизнью, как бы стал учить сему, Сам не исполняя того, чему учил?» Посему прежде Сам Он, будучи Бог, претерпел таковые страдания от людей, чтобы после того не стыдились мы для Него терпеть подобное от людей. Видишь, что и о сем ясно написали пророки. Впрочем, многие свидетельства Писания по краткости времени оставляем мы, как я прежде сказал. Ибо если кто с точностью все будет изыскивать, то ни одно из Христовых деяний не останется без свидетельства. 14 . Связанный пошел Он от Каиафы к Пилату (см. Ин. 18: 28 ); не написано ли и об этом? И связавшие Его отнесли в дар царю Иареву (см. Ос.10:6 ). Но возразит кто-либо из внимательных слушателей: Пилат не был царь; итак, оставляя многие изыскания, спросим: как связавшие Его отправили Его в дар царю Иареву? Но прочти написанное в Евангелии: Пилат, услышав, что Он из Галилеи, послал Его к Ироду ( Лк.23:7 ); а Ирод был тогда царем и находился в Иерусалиме. Примечай же точность пророческую. Посему в дар послан Он; И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом ( Лк.23:12 ). Ибо Тому, Который хочет примирять небо с землей, прилично было первых примирить тех, которые Его осуждали: притом присутствовал здесь Сам Господь, отнимает ум у глав народа земли ( Иов.12:24 ). Видишь точность пророков и истину свидетельства?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Дарование Богом закона ветхозаветному Израилю имело целью подготовку к явлению в этом народе Спасителя Христа. По слову апостола Павла, древние иудеи были «заключены под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере», а закон был «детоводителем ко Христу» ( Гал 3:2223 ). После Боговоплощения ветхозаветный закон отчасти утратил силу, ибо «конец закона — Христос» ( Рим 10:4 ). Ибо «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин 1:1617 ). Ветхозаветный закон содержал не только заповеди, касающиеся веры в единого Бога и нравственной жизни человека, но и различные предписания ритуального, бытового и общественного характера. Закон был обращен к избранному народу, который был «собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор 14:2 ). Благовестие спасения во Христе обращено ко всем народам, ибо Бог «есть Спаситель всех человеков» ( 1Тим 4:10 ). Христиане, в отличие от иудеев, находятся «не под законом, но под благодатью» ( Рим 6:14 ), то есть получают оправдание и прощение грехов по вере во Христа. Апостол Павел говорит: «Вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» ( Рим 7:4 ). Ветхозаветный закон предписывал совершение кровавых очистительных жертв для прощения грехов и примирения с Богом, но во Христе Бог заключил с верующими в Него Новый Завет — через искупительную жертву Христову. Ветхозаветные жертвоприношения были выражением веры и верности Богу, но они требовали прежде всего внутреннего духовно-нравственного преображения, а не только внешнего исполнения. Устами пророка Осии Бог говорил Своему народу: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос 6:6 ). Пророк Амос возвещал волю Бога: «Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие… Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» ( Ам 5:15,21 ). Евангелие отменяет предписания ветхозаветного закона, касающиеся храмового богослужения с принесением жертв, так как «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» ( Евр 10:1 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Иудея же так и не была «очищена». Глава 7 710,25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен. 7 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость. все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников ( Исх. 23,14–18 ), участвовать в которых следовало «всему Израилю». 7 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся. 7 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени. 7:5–6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор. 13,1–3; 14,28.29 ). проливать невинной крови. См. 19,4. 7 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос. 4,2 ), причем особо подчеркивается нарушение первой ( Исх. 20,3 ). 7 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор. 12,5 ; 3Цар. 8,43 , где слово «место» означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3Цар. 8,27 ). мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво. 7 вертепом разбойников. См. Мф. 21,13 . 7 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим ( Нав. 18,1 ; 1Цар. 1,9 ). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда. 7 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему одна из важнейших тем книги пророка (см. 6,17; 11,7.8; 25,3; ср. 4Цар. 17,13.14 ). 7 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка быть заступником перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И пророческое вещание учит: «возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу и Ему будут поклоняться, каждый со своего места» ( Ос.14:3 ; Соф.2:11 ). «Ибо без Меня, – Господь еще говорит, – не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Если мы сами собой не способны и помыслить что-либо богоугодное, «но способность наша от Бога» ( 2Кор.3:5 ), как замечает апостол Павел; то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: «доброму разумению и ведению научи меня» ( Пс.118:66 ). Посему и Господь научает: «просите, и дано будет вам» ( Мф.7:7 ). «Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему» ( Иак.1:5 ). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет, «благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал» ( Пс.15:7, 17:23 ). Чтобы достигнуть сего, при устной молитве и видимом поклонении должно быть еще обращение ума и сердца к Богу; без сего наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева. Ибо Господь говорит: «так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). Пустословному богомольцу, приносящему жертву хвалы, тоже скажет Господь, что и Каину: «еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? Умолкни 20 ( Быт.4:7 ). И молитва его да будет грех, кто по виду молится, а ум его предан земному попечению и сердце его холодно; таким говорит Господь: «когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу вас» ( Ис.1:15 ). И еще: горе вам, лицемеры, что напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее осуждение ( Мф.23:14 ). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Себе ( Ин.4:24 ). Таких поклонников Бог ищет Себе. Молитва по существу своему есть обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа бессмертного.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

13. По появлении ангелов пришел вестником о Себе Сам Иисус, и Евангелие говорит: «И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его» ( Мф. 28:9 ). Они держатся за Него, чтобы исполнилось сказанное: «удержу Его и не оставлю Его». Немощно тело жены, но мужественны мысли. «Большие воды не могут потушить любви и реки не зальют ее». (Песн. Песн. 8:7 ). Искали мертвого, но не угасала надежда Воскресения. И ангел говорит им: «не бойтеся вы» ( Мф. 28:5 ): не воинам, но вам говорю: «не бойтеся». Те пусть боятся, чтобы когда дознают опытом, засвидетельствовали и сказали: «Воистину Божий Сын был» ( Мф. 27:24 ). А вам не должно бояться, потому что «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Иоан. 4:18 ). «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес» и т. д. ( Мф. 28:7 ), и они удалились с радостию, исполненные страха. Ужели и это написано? Второй псалом, возвещая страдание Христово, говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2:1 ). «Радуйтеся» ради Воскресшего Господа, но «с трепетом», по причине землетрясения, и ради Ангела, явившегося подобно молнии. 14. Хотя архиереи и фарисеи, с помощью Пилата, запечатали гроб, однако же жены узрели Воскресшего. И Исаия, зная малодушие архиереев и твердость веры в женах, говорит: «Жены, грядущие с позорища приидите: не суть бо людие имуще смысла» ( Ис. 27:11 ). Архиереи не понимают, а жены видят своими очами. И когда воины пришли во град и возвестили архиереям (первосвященникам) о всем бывшем, говорят, «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф. 28, 11:13 ). Исаия, как бы от лица их предсказал и это: «говорите нам лестное, предсказывайте приятное» ( Ис. 30:10 ). Восстал Воскресший, и даянием серебра убеждают воинов, но не убедят нынешних царей. Тогда воины за серебро предали истину, а ныне цари по благочестию воздвигли сию, сребром и златом окованную святую церковь Воскресения Бога–Слова, в которой мы теперь, и украсили драгоценностями из серебра и золота и дорогих камней. «И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его» ( Мф. 28:14 ). Но если и убедили их, то не убедите вселенной. Почему не были осуждены блюдущие Иисуса Христа, как осуждены стражи темницы, из которой вышел Петр? На тех произнесено осуждение Иродом, ибо, по неведению дела, не нашли себе оправдания, а эти, знав истину и скрывая ее за серебро, спасены архиереями. Но немногие из иудеев убеждены были тогда в этом, а мир покорился истине. Сокрывшие истину скрылись, а принявшие ее явились, облеченные силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых. И от лица этих воскресших ясно говорит пророк Осия: «Оживит нас через два дня, и третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   Размышляя же над Великим каноном, мы уже говорили и о том, кто такой этот — чужой, от которого призывает нас тщательно оберегаться преподобный Андрей.    Это — тот, кто чужд, внешен нашему Богом сотворенному естеству.    Это — тот, кто попытался растлить и унизить то, что Господь создал прекрасным, благородным, высоким, достойным богообщения — ведь в раю Бог общался с человеком непосредственно, более непосредственно, чем с кем бы то ни было на земле, даже не так, как с Моисеем.    Это — «отец лжи и человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).    Это — тот, власть и победа которого разрушена крестной Жертвой, как возвещено было еще в древности Осией пророком: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14; ср.: 1 Кор. 15:55).    О людях, обладающих такими качествами, сказано: «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).    О духе же нечистом, который произвел в людях эти качества, сказано, что он — вместе со «смертью и адом» — будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10, 14).    И вот, после этой проповеди я читаю слова преподобного: в покаянии мя приими и в разум призови...    Два условия освобождения от внешней власти называет преподобный: покаяние и разум.    Не лицемерное покаяние, в котором покаянные слова не согласуются со злыми деяниями. Не то покаяние внешнее, когда мы каемся, а после вновь и вновь совершаем всё те же грехи. Нет — святой говорит о покаянии, которое принимает Господь, о покаянии от всего сердца, о покаянии, после которого сама жизнь наша очищается от греховных поступков.    И — не тот разум, о котором сказано: «мудрость твоя и знание твое — они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня» (Ис. 47:10), ибо «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А тот, в который призывает человека Господь, Который хочет всем «разум истины приити» (1 Тим. 2:4). В тот разум, о коем вопрошал некогда Иов: «Где премудрость обретается? и где место разума?» (Иов. 28:12, 20), — и о коем, как бы в ответ, сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010