е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: «положу конец царству» в слав. «упокою», καταπασω вследствие букв. перевода LXX-ю евр. vehischbathi (от sehabath). Ос.1:5 .  и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. «И будет в тот день», т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук – образ военной силы (ср. Быт 10.24 ; 2Цар 1.4 ; Иер 1.35 ). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян. Ос.1:6 .  И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более мило­вать дома Израилева, чтобы про­щать им. Вместо слов «чтобы прощать им» (ki nasa essa lachem, чтобы я прощая, прощал им) в слав. по тексту LXX: «противляяся, возсопротивлюся им»: преполагают, что LXX слова nasa essa читали nasi aschith, ντιτασσαμενος αντιταξομαι. Ос.1:7 .  А дом Иудин по­милую и спасу их в Го­с­по­де Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. Одновременно с наказанием Израиля проявится милость Божия к Иуде, который будет за свою верность Иегове спасен всемогущею силою. Пророк, нужно полагать, имеет ввиду предстоящие нашествия ассириян, во время которых обнаружилось различное отношение Иеговы к Израилю и Иуде: десятиколенное царство было разрушено ассириянами, а под стенами Иерусалима чудесною силою было истреблено ассирийское войско. ( Ис 36.1 ). «Дом Иудин»: в греч. слав. «сыны же Иудины»; LXX нередко евр. beith переводят через υο – сыны (ср. Быт 45.11 ; Нав 17.17, 18.5 ), а слова banim, сыновья, словом οκος дом. Ни войною, т. е. не военным искусством. Ос.1:8 .  И, откормив грудью Непомилован­ную, она зачала, и родила сына. Ос.1:9 .  И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, по­тому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Лучшим же примером резкого пророчественного обличения пустого обрядового формализма является известное классическое место из пророка Иеми. «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев не хочу... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня... Новомесяция ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» ( Ис.1:1113–14 ). Помрачение истинного богопочения и утрата искреннего и живого религиозного чувства не замедлили, прежде всего, отразиться на нравственности народа Израильского, которая дошли до крайних степеней развращения и упадка всех общественных, семейных и личных моральных устоев. На это толкали Израиля, больше всего, господствовали среди него язычестве культы, освящавшие всевозможные виды нравственного распутства: «на вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; потому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши ( Ос.4:13 ). «Блуд и вино и напитки завладели сердцем людей Моих... дух блуда ввел их в заблуждение» ( Ос.4:11 ). Разврат, освящаемые жестоко-сладострастными культами Астарты и Молоха, доходил до самых крайних пределов, в чем позднейшие Евреи превосходили даже древних жителей Содома и Гоморры. От этого поголовного разврата не были пощажены и наиболее интимные семейные связи: «иной делает мерзость с женой ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего» ( Иез.20:11 ). Неизбежным следствием такого полного религиозно-нравственного упадка была страшная деморализация всех классов общества, в особенности, его высших, правящих слоев. Призванные поддерживать и охранять социально-экономически строй, высшие светские и духовные власти сами первые же его ниспровергали, за что пророки жестоко и бичевали их, не щадя обличительных красок. Свои обличения пророки, по прежнему, начинают опять с царей, причем не могут простить Израилю той роковой его ошибки, какой было самое введете этого института. «Сами себе царя поставиша, а не Мною начальствоваша» говорит Иегова устами пр. Осия: «и дах тебе царя во гневе моем» ( Ос.8:4 и Ос.13:11 ). «Слыша слово Господне, царю Иудин, иже седяша на престоле Давидове, ты и дом твой... Ся глаголетъ Господь: творите суд и правду,... не угнетайте беззаконно и крове неповинные не изливайте на месте сем» гремит пр. Иеремия ( Иер.22:2–8 ). И он ж, продояжаетъ: «судите заутра суд и исправите и избавите силою угнетенного от руки обидящего, и да не зажжется, яко огнь ярость моя и возгорится и не будет угасающего, ради лукавых умышленнй ваших»! (12 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

Таким образом, по взгляду пр. Осии, Моисей был первым органом откровения божественной воли Израилю, как народу. Он воздвигнут был силою Иеговы на великое дело освобождения евреев от чужеземного ига. Чрез него вывел Иегова Израиля из Египта. Но Моисей не был только богоданным вождем своего народа и благоустроителем его политического существования; он был вместе с тем блюстителем и охранителем его религиозных интересов: чрез него Господь и охранял Израиля. Охранял, разумеется, прежде всего от внешних опасностей, сопряженных с продолжительным странствованием по аравийской пустыне, когда юный народ, слабый в своих силах осужден был на сорокалетнее пребывание в пустыне, «в земле жаждущей» ( Ос.13:5 ), среди враждебной природы и народов; но еще в большей степени охранял его духовно. Первое время по выходе из Египта, по изображению Осии, было порою особенной, чрезвычайной близости Иеговы к Своему народу, временем, которое по справедливости может быть названо золотым периодом израильской истории. Тогда Иегова любил Израиля, как отец любит своего сына ( Ос.11:1 ) и полноту Своей любви выразил не только в том, что давал Своему народу обильные пажити для питания ( Ос.13:5–6 ), но главным образом в том, что «Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами человеческими влек его, узами любви, и был для них (евреев), как бы поднимающий ярем с челюстей их, и ласково подкладывал им пищу» ( Ос.11:3–4 ). В таких трогательных выражениях изображенная отеческая попечительность Иеговы о Своем народе, есть яркая картина божественного воспитания Израиля и вместе образное представление чрезвычайных и постоянных божественных откровений ему в первое время после выхода из Египта. Если выражение «ласково подкладывал пищу им» еще может быть истолковано в буквальном смысле – дарования евреям манны (Бл. Иероним), то все другие – в 3–4 стт. несомненно должны быть поняты в смысле указания на способы религиозно-нравственного воспитания Израиля и укрепления в нем ответной сыновней любви к своему Богу (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

8,9-10). И как поет Давид: " Ты воссел на престоле " , сиречь в сердце моем, " Судия праведный, ты покарал народы " , то есть страстные помыслы, " и погиб нечестивый " (Пс. 9,5) демон, таковых помыслов причина. " Изнемогут и погибнут пред лицом Твоим, когда возвратится враг мой вспять " (Пс. 9,4). Ибо поистине нет ничего, что бы врага нашего диавола уничтожило и погубило его против нас приражения, кроме как Бога, явившегося в нас, и лика Его, нами созерцаемого и облиставающего нас божественнейшими лучами в безвидном сиянии. Ведь говорится: " Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? " (Пс. 26,1), а также: " Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Пс. 22,4). И, конечно, для того, чтобы с ним и в нем пребывал Бог и он созерцал [Его] лик, чтобы мог он ликовать и пребывать в уверенности, молит он Бога: " Не отвергни> меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня " (Пс. 50,14). Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: " Оставили Меня, источник жизни " (Иер. 2,13), а также: " Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня и народ Меня не разумеет " (Ис. 1,3). Также еще: " Солгал Мне и не помянул Меня и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце свое; и Я, увидев тебя, презираю " (Ис. 57,11). И через Осию: " Меня забыли " (Ос. 2,15 LXX, слав. 2,13), и далее: " Обручу тебя в правде и ...> вере, и узнаешь Господа " (Ос. 2,21-22 LXX, слав. 2,19-21), а также: " Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною " (Ос. 4,6), и: " Горе им, трусливым, что отдалились от Меня " (Ос. 7,13); и опять же через Иеремию увещает он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно " тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь " (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/668/...

Ос.12:5 . А Го­с­по­дь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] – имя Его. В ст. 5 пророк обосновывает мысль, выраженную в конце предыдущего стиха. Обетования, данные в Вефиле, принадлежат потомству Иакова, потому что Господь есть Бог всемогущий, неизменяемый. «Бог Саваоф» (zabah, ополчение, воинство. ) – Владыка воинств небесных ( Быт 32.2 ), светил ( Ис 40.26 ; Пс 102.21, 148.2 ), и ополчений земных ( Ис 24.21–23, 27.1 ; Исх 7.4, 7.41 ): наименование, выражающее идею всемогущества Божия. – «Вместо слов Сущий (Иегова) имя Его» в слав. «будет память Его», так как LXX вместо имени Божия читали гл. Ihjeh ( будет), а сл. sichro ( имя его) приняли в буквальном значении – «память». Ос.12:6 . Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. Увещание к Израилю. «Наблюдай (слав. «снабди») милость и суд» – chesed – любовь, misihpat – справедливость. Вместо слов «уповай на Бога» в слав. «приближайся к Богу». Ос.12:7 . Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; Ос.12:8 . и Ефрем говорит: «однако я раз­богател; накопил себе имущества, хотя во всех мо­их трудах не найдут ничего незакон­ного, что было бы грехом». По мысли пророка, Израиль вместо того, чтобы быть народом Божиим, делался хананеяном – торгашем, поставившим себе целью обогащение и наживу путем обмана и насилия. При этом ослепление Израиля так велико, что в приобретении имущества путем обмана он не видит ничего незаконного и греховного (ср. Лев.19:36 ; Втор 25.18–16 ). Хананеянин – с евр. Ханаан (как и в слав.): как собственное имя – слово Ханаан употребляется в Библии для обозначения страны ( Исх 15.15 ; Чис 13.29 ) и для обозначения народа; ввиду того, что жители Ханаана, именно финикияне главным образом занимались торговлей, слово Ханаан получило значение нарицательного имени – купец, торговец ( Ис 23.8 ; Соф 1.11 ), Вместо слов «накопил себе имущества» (on) в слав. «обретох прохлаждение»: LXX производили on, как предполагает (Шлейснер) от арабск. корня и перевели через αναψυχ. Конец ст. LXX перевели в 3-м лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На протяжении всего отдела Ос.6:4–11:7 обличительная речь пророка, с каждым стихом как бы все более и более повышающаяся в гневных тонах и наконец разрастающаяся в беспощадный почти обвинительный акт против безумного и неблагодарного народа, по-видимому, с неизбежностью предуказывает на полную гибель народа. Но в момент высшего своего напряжения она прерывается благовестием: Иегова – милосерд; несмотря на все преступления Израиля, Он не может совершенно оттолкнуть его от Себя: Он не истребит Ефрема и не только не истребит, но, по Своей любви к Израилю, некогда соберет его со всех стран мира («от моря», «из Египта» и «из Ассирии»). Хотя Израиль, избранный сын Иеговы ( Ос.11:1 ), оказался недостойным любви Отца Своего, Бога ( Ос.11:2–7 ), хотя он справедливо заслужил наказание, но в конце концов он все же пребывает в милости у Иеговы: когда окончатся дни наказания, Израильтяне, по гласу Иеговы соберутся с быстротою птиц к Нему (срв. Ис. 60:8 ; Пс. 54:7 ) т. е. засвидетельствуют делом свою отныне непоколебимую верность Ему, и будут наделены благами мирной жизни «в своих домах» («вселю их в домы их» срв. Ам. 9:15 ), притом не просто, как прощенные грешники, но как восстановленные в утерянных правах сыны Божии: «встрепенутся к нему сыны с запада» (ст. 10) 250 . Третий круг пророческих угроз, начинающийся с 11:12, простирается до 13:13 и заканчивается, как и предыдущие два, пророчеством – в таких выражениях: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня» (ст. 14). Как и в предыдущих отделах, и здесь речь пророка о милости Божией к Израилю является завершением гневных обличений и грозных предсказаний, развивающихся у пророка в обычной форме постепенного повышения негодования до крайнего, по-видимому, предела, разрешающегося (негодования), в конце концов, однако ж, обетованием божественного снисхождения и любви, т. е. и здесь пророком строго выдержано обычное у него расположение мыслей по основной формуле его религиозного мировоззрения, хотя Израиль согрешил и непременно будет наказан (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Символическим именем Лоамми пророк возвещает отвержение Израиля ср. 4Цар 17.18 : «и прогневался Господь сильно на Израильтян и отверг их от Лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина». Ос.1:10 .  Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». Ст. 10 в евр. 7 начинается II гл.; у LXX ст. 9–10 отнесены к I гл. Речь идет о десятиколенном царстве. Из сопоставления ст. 10-го с предыдущим должно заключить, что, по мысли пророка, отвержение Израиля будет только временное, и потому данное праотцам обетование ( Быт 22.17, 32.12 ) о размножении их потомства угрозою не упраздняется. «Как песок морской»: обычный в Ветхом Завете образ, выражающий мысль о неисчислимом множестве. «И там, где говорили» (в сл. «и будет, на месте на немже речеся им»), т. е. в Палестине, где было возвещено отвержение Израиля и куда со временем соберется Израиль из мест рассеяния. Ос.1:11 .  И соберут­ся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и по­ставят себе одну главу, и выйдут из земли переселе­ния; ибо велик день Изрееля! Образ речи пророка заимствован от факта исхода евреев из Египта, когда собрался весь народ и поставлена была Богом для всех колен Израиля одна глава – вождь и законодатель Моисей. Исход из Египта служит для пророка в ст. 11 образом будущего, и именно освобождению Израиля из ассирийского плена. «Выйдут из земли», vealah min haarez. Некоторые толкователи понимают глагол alah в смысла – «выступать за пределы», «выступать на бой». Поэтому все выражение изъясняет, как предсказание будущих завоеваний с целью расширения территории (Гитциг, Умбрейт). Но контекст речи и употребление гл. alah не дает основания для такого изъяснения рассматриваемых выражений. «Ибо велик день Изрееля», т. е. день начала пленения Израиля, тот день, когда в долине Изреельской будет поражен и рассеян Израиль (ср. Ос.1:4–5 ); этот день велик по своим последствиям для будущего, так как он приведет к обращению Израиля и единению с домом Иудиным. Церковные учители (блаж. Иероним, Феодорит, Кирилл Александрийский ), в объяснении ст. 11 обращают внимание на значение слова Изреель, понимая его в значении Бог сеет. Все выражение, по их толкованию, означает: славен день, когда народ выйдет из земли пленения и станет семенем Бога живого (Изреель).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше ( Ис.41:26 ; Ис.43:9–10 ; Ис.44:7–8 ; Ис.47:11 ). Ис.48:4 . Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля ( Исх.32:9 ; Иер.5:3 ; Иез.3:7–8 ; Зах.7:12 ). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» ( Втор.31:27 ; ср. Втор.32:15 ). Ис.48:5 . поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть». «Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24 ; Ис.44 и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка ( Иез.20:30–31 ). Ис.48:6 . Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого. «Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения ( Ис.43:10 ). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства ( Ис.7:8 ; Ам.2:6 ; Ам.5:2, 16 ; Ам.6 и Ос.1:4 ; Ос.4:6 ; Ос.11:1 ). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010