( Ос. 4:13–14 ). Может быть, при отделении Израильского царства, Израильтяне не были еще вполне развращенными; но после, когда Израиль, по выражению св. пророка, преисполнился духом блужения, рассвирепел на все гнусное и Богопротивное, как юница стрекалом стречема ( Ос. 4:16,18 ), все разгорелись развратом, яко пещь жегома ( Ос. 7:6 ); Ефрем сделался зол дух, гоняше зной весь день ( Ос. 12:1 ). «Когда они стали поступать, говорит свящ. писатель 4-й книги царств, по обычаям народов, стали делать дела, не угодные Господу, пошли в след суеты и осуетились, и оставили все заповеди Господа Бога своего, презирали уставы Его и завет Его, который Он заключил с отцами их, и когда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь от злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, – они не слушали, и ожесточили выю свою, как была отцов их, которые не веровали в Господа Бога Своего» ( 4Цар. 17:8, 15, 16, 9, 13, 14, 15 ). Еще более мрачными красками изображает нравственное состояние Израильтян сам св. прор. Осия. «Суд у Иеговы с жителями сей земли, – восклицает пророк, – потому что нет истины, и нет добродетели, и нет добродетели, и нет Богопознания на земле. Клянутся и лгут, убивают и крадут, и прелюбодействуют, буйствуют, и кровь за кровью последует… Блуд, вино и напитки отняли ум» ( Ос. 4:1, 2, 11 ). Вся книга св. пророка преисполнена таких и подобных обличений. За такое нечестие Господь Бог определил наказать Израильтян разрушением Израильского царства и отведением жителей его в плен Ассирийский. Это предсказывает и живописует св. пророк Осия. «Наступили дни отмщения твоего, говорит пророк Израилю, приидоша дние воздаяния твоего» ( Ос. 9:7 ); «скоро возстанет пагуба в людех твоих» ( Ос. 10:11 ); и главной причиной плена и всех бедствий, имеющих постигнуть Израиль. Народ, св. пророк выставляет блужение, т.е. идолослужение, измену завету с Господом. Израиль благоденствовал, но свое благоденствие приписывал идолам, за это испытает голод, разорение и нищету ( Ос. 9:1–6 ); народ поклонялся тельцу, – и вот этого самого тельца с позором понесут в плен, в дар царю языческому ( Ос. 10:5–6 ) – их убийце и разорителю; народ ужаснется о своем боге, возрыдают о его участи; он чтил языческие алтари, за то эти языческие алтари будут разорены, «терния и волчцы вырастут на жертвенниках их» ( Ос. 9:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Будучи по сравнению с пророчеством Ос.1:11 , где ожидаемый объединитель нового Израиля назван просто главою, более определенным предсказанием о личности Мессии, как ο потомке Давида, рассматриваемое пророчество 5 ст. так же, как и то, с виду бедно подробными чертами, но также, как и оно, на самом деле богато по содержанию, заключающемуся в заключительной к нему части. Подобно тому, как очень краткое лично-мессианское пророчество 1:11 восполнено у пророка очень обширным и богатым содержанием, данным в образе обручения Иеговы с народом израильским ( Ос.2:19–23 ), точно также и пророчество Ос.3:5 , краткое по своему содержанию, достаточно восполняется всем сказанным в отделе пояснительном, т. е. в Ос.6:1–3; 11:8–11; 14:2–9 . Вместе с положительными чертами, которые соединяются в картине будущего с именем «Давида», как Богом благословенного и идеального Царя, по отношению к Которому пороки и зло современного пророку царского дома являются лишь тенью, подчеркивающею Его величие и благо, пояснительная часть Ос.6:1–3 дает довольно подробный образ предрекаемого времени во всех отношениях. «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня, и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил, и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» 243 . Построение отдела Ос.6:1–3 очень близко по своим частностям к отделу Ос.2:7, 14–15; 3:4–5 и весь отдел по содержанию есть дальнейшее, более подробное развитие того, что в отделе Ос.2:7, 14–15 выражено в образе жены, разочаровавшейся в своих любовниках, положившей в мыслях возвратиться к первому мужу и увлеченной законным супругом в пустыню для окончательного исправления и получения надежды на спасение; a в отделе 3, 4, – освобождено от иносказания и представлено лишь в чертах общих, как обращение к Богу покаявшегося Израиля 244 . С другой стороны отдел Ос.6:1–3 , заключающий в себе пророчество, стоит в полном соответствии с предшествующими угрозами главы 5-ой и в этом отношении, как представляющий аналогию с ранее отмеченным чередованием угроз и обетований, звучит вполне в духе особенностей проповеди пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В таких общих, но тяжелых по смыслу, словах выражается у пророков вся сущность отрицательной оценки современного культа. Частнейшее раскрытие этой мысли у обоих пророков совершается в том же тоне; в этом отношении Амос и Осия говорят одним языком: то, чем думает Израиль заслужить благоволение Иеговы, то, на чем он утверждает свои надежды на всегдашнее благополучие, – богослужебная сторона религии, есть лишь грех противный Иегове и влекущий за собою неотвратимый суд и кару. Израиль думает засвидетельствовать свое общение с Иеговой усердием в совершении религиозных паломничеств к местным святилищам, – ходит в Вефиль, Галгал, в Вирсавию ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), но эти путешествия не только не благочестивое дело, а наоборот, есть прямой грех . «Идите в Вефиль, и грешите, в Галгал, и умножайте преступления», с горькою иронию говорит пророк Амос, противоставляя этим хождениям требование искать Господа ( Ам.6, 14 ). Вефиль обратится в ничто; дом Божий сделается домом несчастия ( Ам.5 ). Галгал пойдет в плен ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ). Израиль думает снискать к себе милость Иеговы обильными жертвами, но это напрасно; «приносите, продолжает тот же пророк от лица Иеговы, в жертву благодарение квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших, и разглашайте о них: ибо это вы любите, сыны Израиля» ( Ам.4:5 ), но знайте (как бы объясняет пророк), что это не угодно Господу: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, не обоняю жертв ваших», говорит Господь. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам.5:21, 22 срв. Ос.8:13 ). «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (ст. 25). Израиль считает места своих богослужебных собраний святилищами, но, по определению суда Божия, святилища Израилевы будут разрушены и опустошены будут жертвенные высоты Исааковы ( Ам.7:9 ), Разрушены будут жертвенники в Вефиле ( Ам.8:14 ) и храм Вефильский обрушится на головы грешного народа ( Ам.9:1 ) 138 . Всеми жертвами нельзя никогда заменить послушания торе Иеговы ( Ос.8:11, 12 ). Ефрем настроил много жертвенников, но жертвенники эти послужили ему ко греху ( Ос.8:11 ). Иегова же требует не жертвы, a милости; не всесожжений, а Боговедения ( Ос.6:6 ). Обильные жертвоприношения неугодны Иегове, они только напоминают о нечестии народа. Сыны Израилевы в скорби своей пойдут с овцами своими и волами искать Господа, и не найдут Его ( Ос.5:6 ). Священники, приносящие жертвы, погибнут в день суда Божия (1:5). Вера в спасительную силу жертвенников в день суда повергнет Ефрема в позор ( Ос.4:19 ). Когда наступят суд Иеговы над Израилем за его преступления, тогда взыщется с него и за жертвенники в Вефиле ( Ам.3:14 ). Иегова требует вместо всего этого сердечного обращения к Себе ( Ос.5:15; 7:10; 14:2, 6, 4 ; Ам. 4:6–11; 5:4 ) И послушания торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием: " Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» ( Ос. 4:6–9 ). Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди : «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6:1–3, 5–6 ). При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1 , Мф. 2:15 ; Ос. 6:6 , Мф. 9:13 ; Ос. 2:23 , 1Пет. 2:10 ; Ос. 13:14 , 1Кор. 15:55 ; Ос. 10:8 , Лк. 23:30 и другими). Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8–10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исаии В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Второзакония. Комментируя эту, очевидно, хорошо известную его слушателям, угрозу об Египте, пророк сопровождает ее, сообразно с современным ему состоянием политических обстоятельств, лишь необходимым пояснением, что Израиль пойдет в Ассирию ( Ос.9:3 : «Ефрем возвратится в Египет, в Ассирии будут есть нечистое» срв. также Ос.11:5 : «не возвратится он в Египет, но Ассур, – он будет царем его»). При таком положении дела, конечно, не может быть речи о том, чтобы предполагаемый критикой автор Второзакония имел в виду Ос.8:13 ( Ос.9:3 ), а не наоборот: комментировать можно лишь то, что уже существует в обиходном языке. Выход из Египта в воспоминаниях пророков представляется так же, как он изображен в исторических повествованиях священных книг. В этом случае нельзя не считать очень важным прежде всего краткое, но именно в виду своей краткости многозначительное, замечание пророка Амоса об одной подробности, связанной с последними минутами пребывания евреев в Египте. Говоря о разных вразумляющих наказаниях, которыми в древности поражал Господь вероотступный народ Свой, пророк называет египетскую язву: «посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской», ( Ос.4:10 ). Пророк разумеет, очевидно, рассказ Исх.9:3–5; 12:29–31 (срв. Ис.10:24–26 ). Затем, под освобожденным народом пророк Амос понимает весь совокупный народ еврейский, который жил в Египте, а не один только дом Иосифов. 3-ю главу своей книги пророк начинает обращением к жителям сев. царства, но замечает, что слово Иеговы направлено ко всему племени, которое он вывел из земли Египетской ( Ос.3:1 ). Наконец, также вполне согласно с каноническими книгами один из пророков, именно Осия, говорит о великом вожде Израильского народа, с именем которого связывается все значительное и славное, чем была богата жизнь Израиля, как нового народа, т. е. – о Моисее. Имени этого пророка – вождя Осия не называет, не сомневаясь, что его слушатели знают, о ком он говорит, – но значение его в истории прошлого отмечает полно. Чрез пророка вывел Господь Израиля изб Египта, через пророка Он, охранял его ( Ос.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Осия не обходит вниманием социальные язвы общества, но остриё его пророческой критики направлено против другого греха — идолопоклонства, которое для него — духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу: «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Ос. 4:11–13). Но близится наказание: «Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе они не могут очиститься?» (Ос. 8:5). Звучат угрозы: «В куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:6); «За тельца Бет-Авена вострепещут жители Самарии и сам он отнесён будет в Ассирию...» (Ос. 10:5–6); «Ефрем сделался виновным через Ваала и погиб. И ныне прибавили они          грех ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: “целуйте тельцов!”» (Ос. 13:1–2). Но для Осии идолопоклонство — это не только грубый фетишизм, не только поклонение тельцам, установленным ещё Иеровоамом I на заре израильской независимости от деспотической власти давидидов, и не только религиозный синкретизм, выражавшийся в культах плодородия и почитании ваалов наравне со Всевышним. Осия квалифицирует как идолопоклонство внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб... И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» ( Ос. 7:8, 11). Всю третью четверть VIII века над Ближним Востоком нависала грозная тень всесокрушающей военной машины Ассирии — первого в мировой истории государства, претендовавшего на мировое господство. Как перед лицом этой очевидной угрозы следовало вести себя правителям слабеющего Израиля? Состоять в вассальном договоре со сверхдержавой или вступать в альянсы против неё? В армии и в правящем классе были разные взгляды на то, куда должен быть направлен вектор внешней политики царя. Проассирийская и антиассирийская придворные партии соперничали между собой. То одна партия побеждала в этой борьбе, то другая. В зависимости от того, какие настроения господствовали в армии и при дворе, на престоле оказывался то сторонник вассального союза с Ассирией, то его противник. За время от смерти Иеровоама II до падения Самарии (четверть века) на самарийском престоле побыло шесть царей, четверо из которых умерли насильственной смертью. За убийством одного царя и заменой его другим обычно следовала и смена внешнеполитического курса страны. Нередко и сама Ассирия вмешивалась во внутренние дела Израиля, поддерживая проассирийски настроенных князей и военачальников и инициируя свержение непослушных израильских царей.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

   Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» (Ос.5:1-2), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков (Ос.5:6), истребить «огнем судей их» (Ос.7:7), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» (Ос.8:10), потому что они царствовали сами собой, а не Богом (Ос.8:4), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» (Мих.3:10-11). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» (Мих.3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» (Пс.11:1). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» (Мих.7:4). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» (Иоил.1:13) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» (Иоил.2:15-16) — эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» (Иоил.1:10) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» (Иоил.1:9), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» (Авв.1:2-4). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» (Авв.1:5). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов (Авв.2:15) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

е. уничтожит вообще царскую власть в десятиколенном царстве. Низложение дома Ииуя совершилось вскоре по смерти Иеровоама в факте убийства Саллумом Захарии на шестом месяце царствования последнего. Но это было и началом конца, т. е. той анархии, которая водворилась в десятиколенном царстве и через 50 лет закончилась завоеванием его. В нашем слав. тексте соответственно греч. вместо слов с дома Ииуева читается «на дому Иудове». Это чтение ошибочное; оно опровергается и древними переводами, и контекстом. Вместо слов: «положу конец царству» в слав. «упокою», καταπασω вследствие букв. перевода LXX-ю евр. vehischbathi (от sehabath). Ос.1:5 .  и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. «И будет в тот день», т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук – образ военной силы (ср. Быт 10.24 ; 2Цар 1.4 ; Иер 1.35 ). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян. Ос.1:6 .  И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более мило­вать дома Израилева, чтобы про­щать им. Вместо слов «чтобы прощать им» (ki nasa essa lachem, чтобы я прощая, прощал им) в слав. по тексту LXX: «противляяся, возсопротивлюся им»: преполагают, что LXX слова nasa essa читали nasi aschith, ντιτασσαμενος αντιταξομαι. Ос.1:7 .  А дом Иудин по­милую и спасу их в Го­с­по­де Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. Одновременно с наказанием Израиля проявится милость Божия к Иуде, который будет за свою верность Иегове спасен всемогущею силою. Пророк, нужно полагать, имеет ввиду предстоящие нашествия ассириян, во время которых обнаружилось различное отношение Иеговы к Израилю и Иуде: десятиколенное царство было разрушено ассириянами, а под стенами Иерусалима чудесною силою было истреблено ассирийское войско. ( Ис 36.1 ). «Дом Иудин»: в греч. слав. «сыны же Иудины»; LXX нередко евр. beith переводят через υο – сыны (ср. Быт 45.11 ; Нав 17.17, 18.5 ), а слова banim, сыновья, словом οκος дом. Ни войною, т. е. не военным искусством. Ос.1:8 .  И, откормив грудью Непомилован­ную, она зачала, и родила сына. Ос.1:9 .  И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, по­тому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010