Вопрос: Ничего не бывает случайного. Страшная засуха, постигшая нашу страну, не может не иметь серьезных причин. Дайте, пожалуйста, духовную оценку этого бедствия. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103: 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67: 10). Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11: 17). Напротив, за благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих моих ходите, и заповеди моя сохранитеи сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Лев. 26: 3–4). Ввиду жизненной значимости для земли влаги пророк Осия говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь- ноябрь) и поздние (февраль – начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у священных писателей (см.: Иер. 5: 24; Иак. 5: 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай. Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива в засушливые летние месяцы.

http://pravoslavie.ru/38650.html

И Содоме говорится чрез Иезекииля: так как ты пресытилась хлебами, то возгордилась ( Иез.16 ). Но не только богатство, а и бедность искушает человека. Поэтому выше написано: Я испытал тебя в горниле нищеты ( Ис. 48:10 ), в котором был испытан и бедный Лазарь, который терпел нищету и вместе немощность ( Лук. 16 ). Ст. 11. Кого испугавшись, ты убоялась! Ибо ты лгала и не помнила обо Мне и не помышляли в сердце своем, тат пак Я молчал и как бы не видел, и [поэтому] ты забыла обо Мне. LXX: Кого устрашившись ты убоялась: и лгала Мне, и не помнила обо Мне. И не полагала Меня в уме своем и в сердце своем. Я видя тебя, Я буду презирать, и ты не боялись Меня. Так как ты, обладая полными житницами, полагаешься на богатство, не хотела просить Меня; то боялась весьма многих. Ибо ты не могла сказать: Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя ( Пс. 117:7 ): и опять: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся ( Пс. 26:1 ). Если, вопреки сознанию своего ума, ты когда-либо захотела [сказать] это, то лгала. Ибо как могла призывать Меня ты, которая не помнила обо Мне и не помышляла о заповедях того, кто говорит: чти Господа, и укрепишися: кроме же Его не бойся иного ( Притч. 7:1 ). Ибо Я тот, который, но Симаху и Акиле, всегда молчал о грехах твоих и как бы не видел и, оставляя без внимания, пренебрегал преступления, делавшиеся тобою, чтобы ты возвратилась ко Мне если не чрез страх предо Мною, то чрез долготерпение, который не очами, а веждями испытываю сынов человеческих ( Пс. 10 ). А ты, напротив, позабыла обо Мне и заслужила того, чтобы услышать: забыла ecu закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя ( Ос. 4:6 ), и еще: „они ходили обратившись против Меня, и Я буду ходить с гневом, обращенным против них». Об уме, который у Семидесяти соединяется с сердцем, не написано в еврейском, во это прибавлено, как пояснение того, что следует разуметь их. Писании вод сердцем. Ст. 12–13. Я объявлю о правде твоей, и делах твоих: они не помогут тебе. Когда ты будешь вопить, пусть спасут тебя собранные твои? LXX: Я объявлю о правде твоей и злодеяниях твоих, которые не помогут тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

(н) Молотьба производилась у Евреев тремя способами. Когда нужно было молотить небольшое количество снопов, или когда приходилось вымолачивать более мелкие семена, напр., чернуху, тмин и т. п., – молотили руками, т. е. цепом; это называлось выколачиванием; так, Гедеон выколачивал пшеницу в точиле ( Суд.6 ), Руфь – ячмень ( Руф.2:17 ). Люди зажиточные для молотьбы употребляли волов, коров, ослов и лошадей ( Втор.25:4 ; Ос.10:11 ; Ис.28:27–28 ); в этих случаях снопы раскладывались на гумне в виде круга, по которому гоняли животных, и они вытаптывали и вытирали зёрна. – При третьем способе молотьбы употреблялись машины очень несложной конструкции. На востоке и теперь еще можно видеть две такие машины, таскаемые волами. Одна из них видом своим походит несколько на сани, сделанные из трех толстых досок или брусьев, низ которых вооружен остриями для резания соломы. Быть может, что такими-то молотильными досками Гедеон «растерзал» тела Сокхофских старейшин. Другая машина имеет вид рамы, на трех перекладинах или осях которой прощаются железные катки или цилиндрические колёса, имеющие зубцы на подобие пилы. Иногда поверх такой рамы устраивается сиденье, с которого молотильщик правит запряженными животными. Думают, что это есть то же орудие, о котором неоднократно упоминает пророк Исаия: «Не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину, но палкой выколачивают чернуху, и тмин – палкою. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колёса с конями их, но не растирают его» ( Ис.28:27–28 ). «Вот, Я сделаю тебя (обращ. к Израилю) острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину» ( Ис.41:15 ). (о) В летнее время солнце встает в Палестине несколько ранее 5-ти часов, а заходит несколько позже 7-ми; в зимнее время оно восходит в начале 8-го часа и заходит в конце 5-го. Длина дня в Палестине колеблется между 9 ч. 48 м. и 14 ч. 12 минутами. Евреи разделяли день по трем более заметным движениям солнца на небе – когда оно восходит, находится на высшей точке на небе, и когда заходит – на утро, полдень и вечер. Впоследствии Иудеи разделяли время между восходом и заходом солнца на четыре части, из которых каждая равнялась трем часам. Первая часть дня соответствовала трем обыкновенным часам от восхода солнца. В конце третьего часа этой первой части дня начиналась вторая часть дня и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так Господь учил Свой народ, в котором должно было начаться спасение и всех остальных народов. Но и о тех Господь никогда не забывал. И хотя ни не видели всего, что дано было видеть народу израильскому, но Дух Святой устами Апостола свидетельствует: «что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны». Вот, Богодухновенный Апостол указывает на весь мир, как на откровение Божие, как на величайшее и бесконечное чудо, где на всем видна печать Божьего могущества, премудрости и единства. Апостол утверждает, что видящие творение и не познавшие Творца – безответны, то есть не могу иметь никаких оправданий. Мы знаем, что среди язычников всегда были люди, которые очень правильно учили о Боге. Один греческий мудрец так писал еще за несколько веков до пришествия Христова: «Один есть Бог, ни видом, ни мыслию не похожий на смертных; Он вест – зрение, весь – слух, весь – мысль. И без труда Он господствует над миром Своим умом». Но так думали немногие. В основном же люди «осуетились в умствованиях своих», и мы видим в истории огромное разнообразие заблуждений: от совершенного безбожия – и до всяких извращенных понятий. Люди «славу нетленного бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». Поэтому и «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою», – как на иудеев, так и на язычников. Ведь всякое ложное понятие о Боге неизбежно влечет духовное и телесное растление. Когда человеческая природа теряет в Едином Боге центр своего бытия, она начинает расползаться во все стороны; она становится беззащитной пред всевозможными хищниками: и бесами, и страстями. Это неизбежно само по себе, и Бог может либо временно приостановить, либо – предать закономерному ходу. Гнев Божий и заключается в том, что Он предает все идти своим путем. Так и о Своем народе Он однажды говорил через пророка: «Истреблен будет народ мой… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся… Блуд, вино и напитки завладеют сердцем их», – и все это именно «за недостаток ведения», за то, что «оставили служение Господу» ( Ос. 4:6:10:11 ). Когда Господь предает богоотступников самим себе, тогда их греховное растление выступает во всей неприкрытой, безобразной наготе, так что они «сквернят сами свои тела», разжигаются «похотию друг друга, мужчинах на мужчинах, делая срам, и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Так что едва человек отступил от Бога, – «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ). И если еще сохраняется внешнее благообразие, значит, Господь по Своей милости еще не дал пожать посеянное. А рассуждая при этом о нравственности, гуманности и духовности, мы только подбираем желуди, некогда упавшие на землю с древа Божественного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Таким образом, синтаксис древнееврейского текста Псалма предполагает, что процесс духовной практики вникания в закон Господа приводит к результату или, другими словами, дает плод, который описывается в третьем стихе. Для передачи связи, которая имеется в древнееврейском тексте между глаголом будет и предшествующим ему глаголом вникает, в моем переводе стих 3 отделяется от стиха 2 запятой, а дополнительное слово в скобках (тогда) делает смысловую отсылку к предыдущему предложению. Посаженное при ручьях вод. Имя (peleg), ручей, в отличие от имени (naal), поток, обозначает течение вод направленное, умеренное, спокойное: «И скала источала для меня ручьи елея» ( Иов 29.6 ). Поэтому это слово часто употребляется в выражении «ручьи слез» ( Пс. 118:136 ; Плач. 3:48 ). Ручьи могут быть искусственно направляемые: «как потоки (ручьи) вод: куда захочет Он направляет его» ( Притч. 21:1 ). Имя Peleg происходит от глагола (plag), со значением разделять: «кто проводит потоки для излияния воды (кто для разлива вод разделяет потоки)» ( Иов 38.25 ). Таким образом, pyчьu-peleg – это отделенные друг от друга течения вод, которым можно придать желаемое направление. Вследствие этого «ручьи вод» в Псалме создают образ искусственной оросительной системы, специально устроенной для орошения дерева. 3b. Которое плод свой дает во время свое. Имя (prî) в древнееврейском имеет такое же широкое значение, как и русское слово плод. Например: «он будет вкушать плоды дел своих» ( Ис. 3:10 ); «подлинно есть плод праведнику» ( Пс. 57:12 ); «едите плод лжи» ( Ос. 10:13 ); «будут они вкушать от плодов путей своих» ( Притч 1:31 ); «плод праведника – древо жизни» (11:30). В результате того, что муж начинает вникать в закон Господа, он становится подобным дереву при ручьях вод, но плод он приносит в зависимости от стадии роста на этом пути. 3с. И лист которого не вянет. Глагол (nbl) имеет широкий спектр значений, общим для которых является «опадать вследствие лишения жизненных сил», «падать от изнеможения». Например: «ты измучишь и себя и народ сей» ( Исх 18.18 ); «и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» ( Ис 34.4 ); «с увядшим цветком» ( Ис 28.4 ); «увядает цвет» (40.7). Таким образом, лист не падает с дерева, потому что он не вянет, он вечно зеленый, вечно живой.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

В отрывке Ос 7. 8-16 Яхве обличает внешнюю политику Израильского царства, пытавшегося заручиться поддержкой то Египта, то Ассирии (Ос 7. 11). Яхве предсказывает ему гибель за то, что израильтяне «не искали Его». Ос 8. 1-14 содержит речь Яхве, в к-рой осуждаются Израиль (Ефрем) и Самария за нарушение договора с Ним и Его законов, заключавшееся в идолопоклонстве, обращении за помощью к Ассирии (Ос 8. 9-10), в назначении царей без Его ведома (Ос 8. 4). Яхве предсказывает возвращение Ефрема в Египет (Ос 8. 13). В заключение Иудее также предсказывается разрушение (Ос 8. 14). Перикопа Ос 9. 1-9 представляет собой пророческую речь, в которой о Боге говорится в 3-м лице. Израиль (Ефрем) обличается в отступлении от Бога, оно характеризуется как «блуд» (Ос 9. 1). Ему предсказывается плен - «возвращение» в Египет и пребывание в Ассирии (Ос 9. 3, 6). Поскольку в отрывке упоминаются праздники и «веселие» (ср.: Ос 9. 1, 5), а также жертвоприношения (Ос 9. 4) и храм (Ос 9. 4, 8), некоторые экзегеты считали, что в нем представлена речь О., приуроченная к осеннему празднику (см., напр.: Wolff. 1965. S. 192-206; Rudolph. 1971. S. 170-180). В следующей речи Яхве (Ос 9. 10-17) рассказывается об избрании Израиля в пустыне (Ос 9. 10, 13) и о его отступлениях в прошлом, в частности, упоминаются поклонение Ваалу Пеорскому (Ос 9. 10, ср.: Числ 25) и зло, совершённое в Галгале (Ос 9. 15). Бог предрекает Израилю (Ефрему) опустошение и изгнание. В Ос 9. 14, 17 речь Бога прерывается речью пророка, в к-рой также предсказывается рассеяние Израиля среди народов. В Ос 10. 1-8, в пророческой речи, предсказывается разрушение культовых центров Израиля, в частности вывоз в Ассирию тельцов Бет-Авена (Вефиля) (Ос 10. 5-6), а также гибель Самарии и ее царя (Ос 10. 7). Перикопа Ос 10. 9 - 11. 1 (10. 15) содержит речь Яхве с предсказанием о нашествии народов на Израиль, разрушении его крепостей (Ос 10. 14) и гибели царя (Ос 11. 1), упоминается также Иудея (Ос 10. 11). В Ос 10. 12 звучит призыв искать Господа, обращенный к израильтянам. В Ос 10. 14 упоминается неизвестное из др. источников историческое событие: разрушение неким Салманом города Бет-Арбела. Как полагают, речь могла идти о вторжении в Израильское царство моавитян под командованием царя Саламана (см., напр.: Macintosh. 1997. P. 429) или о походе ассирийского царя Салманасара V (723-722 гг. до Р. Х.) (см., напр.: Ben Zvi. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

В Ос 11. 1-11 речь Яхве начинается с рассказа о ранней истории Израиля (Ефрема): об избрании его Богом, исходе из Египта, заботе Бога о нем (Ос 11. 1-4). Израиль обвиняется в отступничестве и служении Ваалам, вслед. чего его постигнет опустошение и подчинение Ассирии. Заканчивается отрывок предсказанием возвращения из ассир. плена (Ос 11. 10-11), нек-рые экзегеты считают этот текст отражением более поздней редакции (см., напр.: Macintosh. 1997. P. 467). Третья часть Книги прор. Осии начинается с отрывка Ос 11. 12 - 12. 14 (12. 1-15). В нем речь Яхве чередуется с пророческой речью, в к-рой о Яхве говорится в 3-м лице. В отрывке Ефрем (Иаков) обвиняется в нечестии, дружбе с Ассирией и Египтом и в обмане. Ему предсказывается наказание. Также в Ос 12. 11(12) упоминается нечестие жителей Галаада, предсказывается разрушение жертвенников Галгала. В Ос 12. 6(7) содержится призыв Иакова к покаянию и обращению к Богу. Также в этом отрывке даны многочисленные ссылки на события Свящ. истории, упомянутые в Пятикнижии : «запинание» Иаковом Исава (Ос 12. 3(4), ср.: Быт 25. 26), борьба Иакова с Богом (Ос 12. 3-4(4-5); ср.: Быт 32. 24), его встреча с Богом в Вефиле (Ос 12. 4 (5), ср.: Быт 28. 10-22), бегство Иакова в Сирию, его женитьба, за к-рую он должен был пасти скот (Ос 12. 12(13), ср.: Быт 29), пребывание израильтян в Египте (Ос 12. 9(10)) и исход из него под предводительством Моисея (Ос 12. 13(14)) (подробнее см. в: Neef. 1987; Daniels. 1990; Holt. 1995). В отрывке речь идет также об Иудее, ее верности Богу (Ос 11. 12 (12. 1)), но и о гневе Бога на нее (Ос 12. 2(3)). Перикопа Ос 13. 1 - 14. 1 содержит речь Яхве, обращенную к Ефрему (Израилю). В ней вновь говорится о ранней истории Израиля: его пребывании в Египте и в пустыне (Ос 13. 4-6). Он обвиняется в высокомерии, служении Ваалу, поклонении идолам. Бог обещает Ефрему опустошение и разграбление, жителям Самарии - смерть от меча. В Ос 13. 10-11 говорится об исчезновении в Израиле царя и судей, а также дается ссылка на событие, упомянутое в 1-й Книге Царств (1 Цар 8),- введение в Израиле института монархии по просьбе народа.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

полемики (Ос 4. 1-2, 4-10, 11-14; 5. 6-7; 5. 15 - 6. 6; 7. 13-16; 8. 1-3, 11-12; 9. 3-4a, 6, 7-9), вслед. чего образовалось ядро буд. Книги (Ос 4. 1 - 9. 9); 3) добавлен материал Ос 2. 2a(4a), 5b(7b), 10(12), послуживший основой 2-й главы; 4) включен материал Ос 11. 1, 3aα, 4b, 5a, ставший основой для 11-й главы; 5) девтерономическая (об этом см. в ст. Исторические книги ) редакция материала 2-й главы (Ос 2. 2b - 3 (4b - 5), 8a(10a), 9(11), 13(15)); 6) девтерономический слой, ставший основой для 10-й главы (Ос 10. 1-2, 5-6a); 7) добавление к нему дополнительного материала (Ос 10. 3, 7); 8) включение материала, содержащего исторические реминисценции (Ос 9. 10-17; 10. 9-15), а также добавление к ядру гл. 11 материала Ос 11. 2, 3b, 4a, 5b и гл. 12; 9) добавление биографического материала (Ос 1); 10) добавление биографического материала (Ос 3); 11) добавление заключения (Ос 14. 2-10), а также дополнений в Ос 2. 14-23(16-25), 11. 7-11. Т. о., процесс составления Книги занимал неск. столетий. Др. реконструкции истории редактирования Книги прор. Осии см. в: Yee. 1987; Nissinen. 1991. Содержание Исследователи обычно выделяют в Книге прор. Осии 3 основные части (см., напр.: Wolff. 1965; Jeremias. 1983; Daniels. 1990): введение, или 1-ю часть, содержащую биографическую информацию об О. (гл. 1-3), основную, или 2-ю часть (гл. 4-11), и заключение, или 3-ю часть (гл. 12-14). Согласно другой точке зрения ( Andersen, Freedman. 1980), Книга имеет 2-сложную структуру и состоит из введения, к-рое содержит биографические сведения о пророке (гл. 1-3), и главной части (гл. 4-14), в которой собраны различные пророчества. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Прор. Осия. Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Заглавие Книги прор. Осии (Ос 1. 1) подчеркивает ее пророческий характер (   YHWH      ...- «Слово Яхве, которое было к...»). В нем содержится информация об О. (       - «Осия, сын Беэри») и времени его деятельности (в правление иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии и израильского царя Иеровоама).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Осии на 2 части: a) 1–3 гл. и в) 4–14 при этом видоизменяется и обосновывается внутренно на раскрытии мессианской идеи в двух сходных направлениях. Видоизменение это, оставляя неприкосновенным содержание книги, в значительной степени помогает устранению затруднений, которые иначе заметно выступают в книге и благодаря которым многое в книге считается в настоящее время неподлинным. Исходным началом всех суждений пророка о религии современного Израиля и идеале истинной веры служит, как известно, идея завета, образно представленная (по повелению Божию) в его браке с грешной, но любимой женщиной. Этот образ пророк выдвигает дважды: и по этим двум моментам вся его проповедь разделяется на две неравномерные по объему, но одинаковые по мысли части, – именно: а) гл. 1–2; б) 3–14, причем содержание обеих частей распределяется вполне правильно в такой последовательности: а) брак пророка, как символ угрозы; б) обетование; в) объяснение к тому и другому более сжатое для первой части и более распространенное – для второй. Соответственно этому распределению пророчества о мессианских временах занимают такое положение: на 1-м месте стоит пророчество Ос.1:10–2:1 как противоположение угрозе Ос.1:2–9 ; по отношению к ним Ос.2:2–25 служит лишь распространенным комментарием к угрозе Ос.2:2–13 и к обетованию Ос.2:14–25 . На втором плане стоит мессианское обетование Ос.3:5 , как противоположение символической (в образе второго брака) угрозе Ос.3:1–4 ; и по отношению к ним, тоже как бы распространенный комментарий: к мессианскому обетованию: a) Ос.6:1–3 ; b) Ос.11:8–11 ; c) Ос.14:2–9 ; – к угрозе: Ос.4:1–5, 15 а ; d) Ос.6:4–11:7 ; e) Ос.12:1–14:1 230 . Предсказываемое будущее размножение сынов Израилевых пророк понимает не в буквальном смысле – увеличения численного состава Израиля после возвращения из плена. Взор пророка, впервые в данном случае устремленный на мессианское будущее, усматривал, разумеется, не ближайшее к послепленному времени событие: пророк, предрекавший разрушение с. ц. и поглощение Израиля народами ( Ос.8:8 ), знавший, без сомнения, пророчество· Амоса о численном истощении Израиля ( Ам.5:3; 6:9 ), не мог говорить об его увеличении подобно песку морскому в ближайшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Вследствие того, что Израиль нередко называл Иегову «ваалом», он доходил до полного смешения Его с финикийским языческим богом. Пророк хочет устранить синкретизм этот требованием забвения самого имени Ваала: Израиль – брачная половина Иеговы – не должен больше называть Его , но . Этим пророк хочет установить непроходимую пропасть между религией Иеговы и натур-религией иноземных народов. Для достижения той же цели пророк борется против того заблуждения, что народ призывает, как Бога, «изделия рук своих» ( Ос.14:4 ; ср. Ос.8:2 ); при этом его нападения касаются не только образов Ваала, изготовленных из дерева и обложенных серебром и золотом ( Ос.8:4 ), но и образов тельца, под которыми Израильтяне почитали Иегову ( Ос.8:5,6; 13:2 ). Блудодействуя с ложными богами, Израиль блудодействовал и «с народами». Ложная политика, сношения вельмож и знатных с Ассуром и Египтом, есть третий великий грех , в котором обличает израильтян пророк Осия. Основанием этого блужения с ассирийским, или египетским любовником была отчасти надежда израильтян, что при помощи иноземцев они избегнут наказаний Иеговы и устранят произведенные разделением царства несчастные обстоятельства ( Ос.5:13 ); частью – высокомерие Ефрема ( Ос.5:5 ), полагавшегося на колесницы и военных героев ( Ос.10:13; 14:4 ) и желавшего играть важную роль между окрестными народами ( Ос.7:8,9; 8:8,9 ). И то и другое изобличает богопротивное настроение Израиля, тем более, что заключение союза с иноземцами было связано с ложью и обманом ( Ос.12:1; 10:4 ). Пророк называет эту политику глупою ( Ос.17:11,12 ), и за нее-то Ефрем, уже устаревший, смешивающийся с чуждыми народами и гибнущий через них ( Ос.8:8; 7:8 ), в наказание будет уничтожен Ассуром и Египтом ( Ос.9:3,4; 10:8; 7:16 ). При этом в предостережение Израилю перед смешением «с народами», пророк хочет особенно ясно выставить народу на вид его особенное положение перед Иеговой. Четвертое обвинение пророка касается нравственной порчи народа, которую он сопоставляет с блужением ( Ос.6:10 ), полагая причину её в отпадении от Иеговы и от законного царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010