2) Ежели взимается на худую сторону, то означает лишение слова Божия, о коем так говорит Бог чрез Амоса: се, дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам.8:11 ). Сей глад посылал Бог во дни Илии первосвященника, как пишется: и глагол Господень бе честен в тыя дни: не бе видение посылаемо ( 1Цар.3:1 ). [Снеси: ( Ос.3:4 )]. С сим гладом соединено утруждение: и принесоша, – пишется, – Давиду и людем иже с ним, ясти: быша бо людие гладни и утруждени и жаждни в пустыне ( 2Цар.17:29 ). [Снеси: ( Пс.58:7 )]. За телесным гладом следует вопль, как пишется о Египтянах: и взалка вся земля Египетская: возопи же народ к Фараону о хлебех ( Быт.41:55 ): так вопль сердечный последует душевному гладу. С гладом телесным соединено истощение, о коем у Иова: поядены да будут плесны ног его ( Иов.18:13 ); и глад слова Божия истощает душевные силы; тогда живущие в Египте мира сего забывают сытость свою. Глад телесный истребляет землю: и погубит глад землю ( Быт.41:30 ): так за недостатком слова Божия последуют ужасные опустошения, истребляющие землю. Наконец, за телесным гладом следует смерть: и множество бысть мертвых глада ради, и жажди водныя ( Ис.5:13 ): так, не имеющие слова Божия, наконец душою умирают. § II Есть ещё глад Божиего отмщения, упоминаемый в Апокалипсисе: сего ради во един день приидут язвы ей, смерть и плачь и глад; и огнем сожжена будет ( Откр.18:8 ). Во аде такой будет глад, что грешники как бы тело своё по подобию Зенона, греческого Императора, будут грызть. § III Причины глада не суть множество народа, ибо Бог в состоянии насытить создание Своё; ни Евангелие и вера Христианская; но причина действующая и попущющая глад: Первое – есть Бог: послю стрелы глада на ня, и будут во скончание ( Иез.5:16 ). Не исключаются так же и причины вторичные, кои суть: α) Жар солнечный всё иссушающий, как во времена Илии. В 1553 году от чрезмерного солнечного зноя многие леса сгорели. В 1473 году в Богемии, зажжённый от солнечного жару лес, 18 недель горел. β) Великий град, избивающий в конец все нивы, как в Египте. γ) Ужасное наводнение, все семена измывающее. δ) Кораблекрушение. В Венеции был сильный глад; жители Венецианские просили Турок о доставлении себе осенних припасов, кои, согласясь на их просьбу, послали двадцать четыре корабля наполненные припасами; но почти все они в Венецианской пристани в ярых погрязли волнах. ε) Удержание дождя. ζ) Нашествие насекомых, пругов, саранчи, и мышей. μ) Истребление съестных припасов во время войны огнём.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Дидахи, употреблявшееся в Древней церкви наряду с другими книгами Священного Писания Нового Завета, постепенно, начиная с IV века, было причислено к категории спорных и подложных книг, вышло из церковного употребления и перестало переписываться. В XIX веке Дидахи было вновь открыто в списке XI века и исследовано как памятник древнецерковной письменности. Согласно результатам исследований, можно полагать, что Дидахи написано во второй половине I века, вероятно, одним автором в Сирии или Палестине 79 . По содержанию книга является своего рода катихизисом с упором более на нравственную сторону, чем на догматическую. Именование πνεμα встречается 7 раз: в стихе 4:10 80 ; в троичном исповедании Дидахи, где Святой Дух почитается наравне с Отцом и Сыном (7:1, 3), и в главе 11, где речь идет о пророках. Полагается не испытывать и не обсуждать пророка, говорящего в духе (ср.: Мф. 12:31 ), а отличать пророка от лжепророка следует по тому, идет ли он по путям заповедей Господних или имеет ли он «нрав Господень» (11:8) 81 . Лжепророком является тот, кто, уча истине, сам не делает того, чему учит (11:10). Когда говорится о неких словах пророка, изрекаемых им «в духе» ( ν πνεματι): поучения, назначение трапезы и просьба о деньгах, – то состояние пророка «в духе» можно понимать как пребывание его вне себя, когда по наитию свыше служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, говорит через пророка (ср.: Чис. 5:14 ; 1Цар. 16:14–16, 23 ; Ос. 4:12,5:4 ). Поэтому не следует слушать пророка, когда он «в духе» просит денег для себя, но только если попросит для других, неимущих (11:12). Считается, что книга Дидахи написана под существенным влиянием ранней иудаистической традиции, и здесь ничего особенно заметного в развитие учения о Святом Духе не добавлено. 2.2. Послание псевдоВарнавы Период мужей апостольских, по выражению Преображенского, – «это период не столько обширной и ученой письменности, сколько высоких характеров, практических деятелей христианства» 82 , поэтому, не рассчитывая на ясное освещение учения о Святом Духе, дошедшее до нас с того времени, попытаемся, тем не менее выявить основные характерные особенности пневматологии мужей апостольских, начиная с Псевдоварнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Приветственное слово: 1. Ваше представление о названии Грядущей Державы? 2. О сновной тезис Вашего доклада как предложение в Резолюцию Конференции? 1. Иванов Андрей Аркадьевич, общественный и политический деятель, член Ассамблеи народов Евразии, председатель Оргкомитета по созданию Республиканской партии «Белая Русь За Отечество», г. Минск; 2. Ефимов Григорий Иванович, председатель ОС Академии, г. Москва; 3. Задерей Валерий Александрович, начальник штаба Союза Народного Сплочения, подполковник СВР в отставке, г. Домодедово, Россия; 4. Мамиев Алан, политолог, Россия; 5.Моисеев Сергей Валерьевич, председатель общественной организации «Русь Триединая», г. Донецк; 6. Калганов Игорь Владимирович, координатор общественного движения Соборное Вече, г. Сызрань, Россия; 7. Назаров Валентин Игоревич, профессор Международного Славянского института, докторд.т.н., член Международной Славянской академии, г.Москва; 8. Гурин Вячеслав Николаевич, исследователь политической культуры, г.Москва; 9. Славин Руслан, координатор общественного движения за Союзную Соборную Русь г. Курск, Россия; 10. Солохин Виктор Викторович, член-корреспондент Российской Народной Академии Наук, г. Астрохань; 11. Волков Владимир Николаевич, кандидат физико-математических наук, исследователь славянской культуры, г. Вятка, Россия; 12.Белокрылов Владимир Васильевич, исследователь славянской культуры, г. Краснодар, Россия; 13. Сергеев Николай Максимович, политолог. председатель БОО «Русь», г. Минск; 14.Максименко Георгий Захарович, действительный член академии компьютерных наук, при академии СГА, член академии ДНК-генеалогии, г. Новороссийск, Россия; 15. Макаев Олег Петрович, и.о. Главы Представительства Исполкома Совета славянских народов Москва-Минск, г. Минск. 29 марта (пятница) ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: 11.00-11.30 «Мировоззрение и истоки русско-славянского мира» 1. Нерасторжимый и непобедимый союз Беларусь-Россия Бабосов Евгений Михайлович, почётный академик Национальной академии наук (НАН) Беларуси, доктор философских наук. профессор, Институт социологических исследований НАН Беларуси, # 334-45-80, # 284-27-99, +375-29 679-2092, г. Минск;

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/03/...

Благочестивые супруги, проводя жизнь в изобилии и по духу закона Божия, были, повидимому, вполне счастливыми. Но неплодство Анны, грустно отзывавшееся в их семейном быту, стало, наконец, жестоко терзать их святые сердца. Лучшие люди народа Божия всеми желаниями сердца жили в будущем: заветною мечтою их было – обрести в своем потомстве обетованное еще в раю Семя жены (см.: Быт. 3:15 ), великого Примирителя ( Быт. 49:10 ) и Пророка ( Втор. 18:18 ). А посему чадородие у израильтян было вменяемо женам в честь и славу (см.: Быт. 24:60, 30:1–13 ; Пс. 112:9 ), и на многочисленное потомство смотрели как на великое счастье и благословение Божие (см.: Втор. 28:4 ; Притч. 17:6 ; Еккл. 6:3 ; Пс. 126:3, 127:3–4 ); бесчадие, напротив того, было почитаемо тяжким несчастием и наказанием Божиим (см.: Ис. 47:9, 49:21 ; Ос. 9:14 ), и бесчадные, обыкновенно, горько жаловались на свое состояние (см.: Быт. 15:2, 30:1 ), называя его поношением между людьми ( Лк. 1:25 ), то есть таким состоянием, которое подвергало их насмешкам и пересудам злых людей. Скорбь о бесплодии для праведных Иоакима и Анны увеличивалась еще тем пренебрежением, какое нередко приходилось святым супругам терпеть от соотечественников за бесчадие. В один из великих праздников святой Иоаким пришел в храм Иерусалимский и желал представить Господу сугубую жертву с теплым чувством благочестивого сердца. Но каково же было огорчение праведного мужа, когда один израильтянин обратился к нему с резким укором, говоря, что он, как бесчадный, недостоин приносить дары Богу, и когда этот упрек еще повторен был первосвященником! Выйдя из храма с растерзанным сердцем, он не захотел возвратиться в дом свой, а отправился в дальнюю пустыню – в горы, где паслись стада его. Сорок дней он провел там в посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие в людях. «Не вкушу пищи и не возвращусь в дом свой! Слезы будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока не услышит и посетит меня Господь Бог Израилев», – говорил праведник 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Оба трактата перекликаются и по содержанию. Ряд глав «Разъяснения» в несколько ином аспекте затрагивает уже поднимавшиеся в «Ответах» темы: о бестелесности Бога и причине применения к Нему в Священном Писании антропоморфных и зооморфных выражений (гл. 1) и об образе Божием в человеке, а именно: следует ли различать «образ» и «подобие» Божие в человеке (гл. 3) и не является ли человек «образом образа» Божия, то есть собственно «образом» Сына (гл. 4). Вопрос об образе Божием в человеке затрагивается и во 2-й главе, главная тема которой – объяснение того, что нужно понимать под «дыханием жизни», дарованным Богом человеку при творении ( Быт. 2:7 ), при этом в объяснении делается акцент на особой роли Святого Духа как в освящении первозданного человека, так и в домостроительстве спасения. В 5-й главе обсуждается, можно ли говорить о преуспеянии человеческой души в будущей жизни. В 6-й главе, объясняя, почему человек, омытый от прародительского греха в крещении, не передает этого освящения непосредственно своему потомству, святитель излагает учение о наследовании прародительского греха и об отпущении грехов и победе над смертью во Христе. Далее рассматривается ряд библейских мест. Объясняется, к чему относится видение Иезекииля о воскресении мертвых костей ( Иез. 37:7–10 ) и нельзя ли считать это пророчество уже исполнившимся (гл. 7). Применительно к притче о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–22 ) решается вопрос, состоялось ли уже упомянутое в этой притче воздаяние праведникам и грешникам (гл. 8); действительно ли пророк Осия взял в жены блудницу и родил от нее детей ( Ос. 1:2–6 ) (гл. 9); кем был библейский Мелхиседек ( Быт. 14:18–20 ) (гл. 10). Главы 9–10 содержат, собственно, только вопросы: в своем кратком ответе святитель лишь отсылает адресатов к другим своим сочинениям. Наконец, в последней 11й главе святитель отвечает на вопрос, может ли Бог по Своему всемогуществу сделать некогда бывшее никогда не бывшим. В целом, «Разъяснение», как и «Ответы», иллюстрирует важные и не лишенные своеобразия стороны учения о Боге, антропологии, сотериологии и эсхатологии свт. Кирилла Александрийского , давая примеры и его библейской экзегезы. Среди сочинений святителя, чей обычный стиль не обходился без упреков в тяжеловесности, многословии и напыщенности 6 , оба трактата выделяются лаконичностью и ясностью, что вполне естественно для представленного в них жанра объяснения «трудных мест».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1–4). Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Св. апостол Павел писал христианам: «а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Беседа о всеобщем воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых ( Иов.19:25, 26 ; Ис.26:19 ; Иез.37 ; Дан.12:2 ; 2Мак.7 и др.). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ( Евр.11:13–20 ). Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава д. а. И будетъ въ дни влена гора гдн, готована над горъ, и воз­несет­с выше холмвъ, и потщат­с къ ней Глава 4 1. И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. Стих 1. Гора дома Божия, имеющая обратиться в лесистый холм ( Мих. 3:12 ), в последние дни будет поставлена во главу гор и проч. Горы и холмы разумеются здесь, как и в начале пророческой книги, не физические, но в смысле различных, взаимно борющихся жизненных начал, начал, заявляющих себя горделиво и высокомерно, как это с неотразимою ясностью свидетельствуется из продолжения того же самого образа у пророка Исайи ( Ис. 2:11–19 ), где «гордое и возносящееся» изображается под видом «высоких гор и возвышающихся холмов». Конечно, это та же мысль, как в сновидении Навуходоносора о камне, раздавившем истукана и покрывшем землю, и в притчах Христовых о горчичном зерне, вырастающем в дерево, которое покрывает землю своею тенью. Выражение «и будет» показывает многозначительность следующего затем положения (напр. Ос. 1:5 ) и вместе с тем как бы его неожиданность. «Последние дни», к которым в речах пророков приурочиваются мессианские события, дают новоиудеям повод относить пришествие Мессии к концу мира, а ветхозаветное представление о суде Мессии они понимают не в том смысле, как Предтеча ( Мф. 3:10–13 ) и Сам Господь ( Ин. 12:47–48 ), но относят их к страшному суду и таким образом признают не два, а одно только пришествие Господне. И весьма понятно, что проникающий через всю новоиудейскую веру религиозный материализм не мог удовлетвориться представлением нравственного величия мессианского царства и нравственного (первого) суда над народами через божественное Евангелие ( Ин. 16:8 ), а потому они сливают первое пришествие со вторым. Между тем слово «последний» имеет не хронологически, но логически заключительное значение ( Евр. 1:2 ; 1Кор. 4:9 ). в. и зыцы мнози и рекутъ: взыдемъ на гору гдню и въ домъ бга и покажутъ намъ путь и пойдемъ по стезмъ к ­ изыдетъ законъ, и слово гдне из

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что, наконец, Иегова, Бог Израиля известен был и с нарицательным обозначением ваал, это несомненно следует из слов пророка Осии 2:16 («не будешь более звать Меня: Ваали» срв. ст. 17). Итак, Бог Израиля есть Иегова. Кто же Иегова в обнаружении Своего существа? – Прежде всего другого для пророков Он есть Личность, с волею, решением, которое Он сообщает рабам своим пророкам ( Ам.1:2; 3:7, 14 ; Ос.1:2; 4:1 ), с требованиями, которые должны быть исполнены Израилем, в особенности же с нравственным характером, открывающемся во всех Его отношениях к Своему народу. Вместе с тем – и это составляет существеннейшую сторону вероучения наших пророков – Иегова есть единственное Божественное Существо. Мысль и сердце пророков полны только Иеговой. Всюду, куда ни проникает их взор, чего бы ни касался их ум, во всем великом и малом они видят лишь единого Иегову, Его всемогущую силу, разум и безмерное величие. Нет силы, существа или предмета, которые бы не принадлежали Иегове и не были в зависимости от Него. Он есть Бог Израиля, единопоклоняемое для него Существо, и вместе есть Бог природы и мировой человеческой истории. Все эти моменты в учении об едином Иегове выступают в речах пророков (особенно Амоса) по отдельным поводам, но так, что в общей своей связи они отчетливо начертывают перед нами одно цельное мировоззрение, которым обнимается весь мир, a в нем, лишь как избранная часть, находит свое особенное историческое место народ израильский. а) Иегова, Бог Израиля, есть единый Творец мира, единовластный Распорядитель стихиями вселенной. «Он образует горы, творит ветер... утренний свет обращает во мрак, и шествует превыше земли ( Ам.4:3 ). Он сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли ( Ам.5:8 ). Он устроил горные чертоги Свои на небесах, и свод Свой утвердил на земле ( Ам.9:6 ). Он вездесущ. Конечно, Он – в земле ханаанской; это – Его земля ( Ос.9:3 ), но Он и на небе ( Ос.7:16; 11:7 ). Никто и ничто не может укрыться от Его взора. Небо, земля, преисподняя и сердце человеческое открыты для Него ( Ам.9:2, 3; 4:13 ; Ос 7:2; 13:14 ). Он есть Бог воинств небесных, Саваоф имя Ему ( Ам.4:13 ; срв. Ам. 3:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14; 9:5 ; Ос.12:5 ). Все на небе и на земле зависит только от Него. Он один верховный раздаятель вещественных благ. В Его божественном произволении дать человеку и отнять у него эти блага: Он дает хлеб, вино, елей, серебро и золото, шерсть и лен, виноградники и смоковницы, плодородие земле ( Ос.2:8, 9, 12, 15, 21, 22 ). Но Он же и отнимает у недостойных дары своей милости ( Ос.2:9, 12 ): Он лишает землю плодородия ( Ос.8:7, 9, 2 ), посылает голод, бездождие, неурожаи в полях и виноградниках, моровую язву, разрушения на нечестивые города, саранчу, огонь ( Ам.3:6–11; 5:11–17; 6:8–11; 7:1–2, 4 ; Ос.11:6 ), дает чадородие человеку и отнимает ( Ос.4:3, 10, 9, 14, 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В результате археологических исследований земель надела Е. (в 80-х гг. XX в. экспедицией Тель-Авивского ун-та под рук. И. Финкельштейна) были выявлены десятки небольших сельских поселений эпохи раннего железного века (ок. 1200 г. до Р. Х.). Заселенность этой части страны увеличилась по сравнению с количеством поселений в эпоху поздней бронзы (т. н. ханаанским периодом). Финкельштейн связал этот процесс с началом заселения Ханаана израильскими племенами. В подавляющем большинстве эти поселения (типичный пример - Избет-Сарта) не были укреплены и не имели общественных зданий (адм., культовых, хранилищ). Их планировка сохраняет следы кочевого или полукочевого образа жизни: жилища располагались плотно друг к другу по кругу или овалу и были обращены к общему двору. Дома представляли собой чрезвычайно простые 4-частные постройки с опорами-колоннами, поддерживавшими 2-й этаж. Найденная керамическая кухонная и тарная посуда сделана просто, без излишеств, в подражание ханаанской, более качественной и украшенной. Среди находок на Избет-Сарта выделяется остракон с древнейшим абецедарием из 22 букв протоханаанского алфавита, прототипа древнеевр., финик., моавитской, а затем и греч. алфавитных систем. В период железного века II (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) площадь поселений на территории колена Е. уменьшилась, их число сократилось, появились крупные города, такие как Вефиль, Сихем, Гай и Силом (Хирбет-Сейлун) - важнейший культовый центр Др. Израиля. Позднее он был разрушен филистимлянами и превратился в скромный поселок, Сихем потерял статус столицы, в приграничных юж. районах надела колена Е. поселения исчезли в ходе войны с Иудейским царством. В пророческой лит-ре Е. как собирательный образ всего израильского народа стал объектом обличений за отпадение от Бога и идолослужение. Для прор. Осии Е. стал образом разврата и упадка (Ос 9. 6-10), пророк обвинял Е. в отступничестве и идолослужении (Ос 4. 18-19; 5. 3-4; 6. 10; 13. 1), высокомерии (Ос 5. 5; 9. 16-17) и сребролюбии (Ос 12. 8). Основываясь на этимологии имени Е., прор. Осия сопоставляет бывшее плодородное состояние и совр. бесплодное (Ос 9. 11-14; 13. 12-13). Прор. Исаия говорит о том, что «горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его...» (Ис 28. 1-4). Но при этом Е. остается объектом привязанности и отеческой любви Яхве (Ос 6. 4; 11. 1-9). Этот аспект двойственного отношения к Е. в позднейшей пророческой лит-ре раскрывается через тему божественного сострадания к покаявшемуся Е. (Иер 31. 18-20), где он становится воплощением надежды на то, что Господь прекратит пленение народа и восстановит обновленный Израиль (Иер 31. 7-9; Иез 37. 15-23; Зах 10. 6-7).

http://pravenc.ru/text/182073.html

Текст подлинника не ясен. Русский перевод представляет только одно из пониманий подлинника. В слав. тексте согласно с LXX-ю начало 2-го ст. «юже ловящи лов поткнуша» ( κατπηξαν) отнесено к концу ст. 1. Ос.5:3 . Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, Ефрем, и Израиль осквернил­ся. Ос.5:4 . Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Го­с­по­да они не по­знали. Израиль будет наказан за то, что сердцем его овладел «дух блуда», делающий невозможным обращение к Иегове. Ос.5:5 . И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. Слав. текст: «и смирится укоризна Израилева». Κα ταπεινωθσεται βρις, «унижена будет гордость Израиля». Ос.5:7 . Го­с­по­ду они изме­нили, по­тому что родили чужих детей; ныне новый месяц по­ест их с их имуще­с­т­вом. Слова родили чужих детей некоторые экзегеты понимают в том смысле, что, уклонившись от служения Господу, израильтяне также вступали в браки с язычницами, от которых и рождали детей. Но слова пророка можно понимать и в общем нравственно-религиозном смысле. Словами «ныне новый месяц поест их с их имуществом», пророк хочет выразить ту мысль, что жертвы, приносимые в дни нового месяца (новомесячия) не только не принесут спасения лицемерному, идолопоклонствующему народу, но наоборот, приведут его к погибели, «поедят их с их имуществом» (ср. Иер 3.23–24 ) или по тексту слав. с их «причастиями» т. е. земельными наделами (chelkejchem). Вместо рус. «новый месяц» в слав. «ржа» ( ρυσβη), так как LXX, по-видимому, вместо chodesch читали cheres чесотка. Ос.5:8 . Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; воз­глашайте в Беф-Авене: «за тобою, Ве­ниамин!» Пророк уже провидит вторжение в страну неприятелей. Поэтому он повелевает дать тревожные сигналы в городах. Пророк говорит при этом о Гиве и Раме. С этими именами в Библии упоминается несколько местностей. Пророк, вероятно, имеет в виду Гиву Саулову ( 1Цар 10.16, 11.4 ; ср. Нав 15.57 ; 1Цар 13.16 ; 3Цар 15.22 ; Нав 18.24 ; Суд.19 и Суд.20:1 ), находившуюся между Рамой и Иерусалимом, в 20–80 стадиях от Иерусалима, и Раму Вениаминову, лежавшую вблизи Гивы ( Суд.19:13 ; Ис 10.29 ; 3Цар 15.17 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010