Владыка Пантелеимон просил написать не только ряды со святыми, как это изображено на уже существующей иконе смоленских святых, а представить некий образ смоленской земли. У этой иконы интересные «пейзажные» детали: в центре иконы, как бы внутри стен смоленского кремля, на фоне древнего Успенского собора, изображены те, кто подвизался в пределах епархии, а за стенами, в нижнем регистре иконы, святые уроженцы этого края. Иконописец Юлия Рябинкина, преподаватель кафедры иконописи ПСТГУ, разрабатывавшая иконографию этого образа, предложила изобразить Днепр, исток которого находится в пределах Смоленской области. В верхней части иконы помещены образы князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Глеб принял мученическую смерть недалеко от Смоленска. В местном ряду, слева от Царских врат, находится Смоленская икона Богородицы — особо чтимый образ на Смоленщине. Слева от иконостаса поставлен киот с еще одной иконой Богоматери — Ченстоховской. В Средние века эта икона прославилась чудесами в западно-русских княжествах, после завоевания которых она была перенесена в конце XIV века в Польшу и помещена в монастыре недалеко от Ченстоховы. В XVII веке, после спасения Польши от шведского завоевания, икона стала одной из главных святынь для поляков. Поскольку этот образ почитается верующими обеих стран, католиками и православными, было естественно поместить эту икону в храме-памятнике, возведенном на месте гибели тысяч русских и поляков. Еще одна особенность храмового убранства — внимание к теме мученичества. В Катыни, где проводились массовые расстрелы репрессированных и пленных, не могло быть иначе. В местном ряду иконостаса, слева от Смоленской иконы Богородицы, находится впервые написанная икона «Катынские страстотерпцы». На ней изображен Собор смоленских клириков, монахов и мирян, убитых в годы гонений. Фрагмент иконостаса. Икона Катынских новомучеников (справа от северных врат) Среди них священномученики: епископ Орловский Макарий (Гнеушев), проживавший на покое в смоленском монастыре (растрелян в 1919 году), архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов), который был из ссылки этапирован в Смоленск и расстрелян по приговору «тройки» в 1937 году, священник Иаков Леонович, которого, после отбытия срока заключения в лагере, вновь арестовали и в сентябре 1937 года расстреляли.

http://pravmir.ru/xram-v-katyni-voskrese...

На стендах не только представлены темы, обсуждавшиеся на Соборе, но и доводы, приводившиеся сторонами, а также статистические данные. Посетителям выставки будет интересно узнать, как распределялось число голосов по тем или иным вопросам. Фото: Иоанн Ткаченко      Октябрьский переворот не воспрепятствовал работе Собора. Однако новая власть, развернувшая гонения на Церковь, не щадила соборян. Множество стендов посвящено делегатам Собора, засвидетельствовавшим свою верность Христу и Церкви даже до смерти. Первым из пострадавших соборян стал митрополит Владимир (Богоявленский), 7 февраля убитый в Киеве группой революционно настроенных людей. Во время работы Собора погибли и некоторые другие его участники — священномученик Андроник (Никольский), преподобномученик Матфей (Померанцев), мученик Алексий Зверев. В мае 1918 г. был арестован и впоследствии расстрелян известный миссионер и борец с сектами мученик Николай Варжанский. Некоторым участникам Собора было суждено принять мученический венец позже. В 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей был осужден и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Один из защитников патриаршества архиепископ Иларион (Троицкий) умер от тифа в заключении в 1929 г. Немало делегатов Собора пострадало в годы атеистических гонений 1930-х гг. В большинстве своем члены Собора погибли в годы Большого террора 1937–1938 гг. Среди них священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков), Николай (Добронравов), Серафим (Остроумов). В послевоенные годы был в очередной раз арестован и приговорен к лагерному сроку протоиерей Петр Чельцов — известный подвижник и праведник. Лишь в 1955 г. вышел на свободу священноисповедник Афанасий (Сахаров) — автор службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Фото: Иоанн Ткаченко      Часть стендов выставки посвящена делегатам Собора, ушедшим в эмиграцию и хранившим в изгнании идею Святой Руси. Среди них один из претендентов на патриаршество митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший Русскую Зарубежную Церковь, митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, митрополит Платон (Рождественский), возглавивший Североамериканскую митрополию, и др.

http://pravoslavie.ru/108881.html

– С Катынью связано имя последнего смоленского архиерея, принявшего там мученическую смерть, архиепископа Серафима (Остроумова), священномученника, прославленного Русской церковью. В своих воспоминаниях архимандрит Иоанн (Крестьянкин) назвал его человеком " умнейшим, добрейшим и любвеобильнейшим " . – Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим, последний довоенный правящий архиерей Смоленской епархии принял мученический венец в Катыни. Он был расстрелян 8 декабря 1937 года. Церковью этот день установлен как день его церковного почитания. В тот день вместе с архиепископом Серафимом было расстреляно 77 человек, среди которых восемь – священнослужители. – Каковы масштабы этой трагедии? – Чтобы оценить масштабы той трагедии, приведу цифры: 9 декабря того же 37-го был уничтожен 101 человек, из которых 20 священнослужителей. В списке расстрелянных много крестьян – единоличников, а также практически все слои общества. К 5 января 1938 года число ежедневных расстрелов достигло 180 человек, т.е. за сутки 5 января расстрелы достигли своего максимума – 180 человек. Расстрелы шли и днем, и ночью. Сегодня поиски продолжаются, и с каждым годом мы узнаем все новые имена погибших в Катыни. Фундамент строящегося храма Воскресения Христова В этом году по благословению и инициативе Святейшего Патриарха Кирилла начато строительство храма-памятника в честь Воскресения Христова, в котором увековечится молитвенная память о почивших. Планируется создание музея, посвященного памяти тех людей, особенно верующих, которые были репрессированы в эти страшные годы. – Какова география репрессий? – Сегодня эта тема открыта для исследования. Но то, что там были репрессированы люди из разных регионов, люди разных национальностей – в этом нет сомнений. Думаю, что исследователи ответят на вопрос не только по именам, но и по географии погребенных здесь лиц. Такую работу ведут и церковные и светские исследователи. Нашей епархией было предложено изучение этого вопроса светским учебным заведениям и особенно историческим факультетам с тем, чтобы мы могли в полной мере восстановить всю канву тех событий, которые происходили. Конечно, есть определенные проблемы. Главное здесь – это наличие самих дел, наличие свидетельств косвенно или напрямую указывающих на те или иные обстоятельства. Работа хотя и кропотливая, но вполне возможная. Архивы открыты, доступ у нас есть, хотя каждый конкретный случай зависит от статьи выдвинутых обвинений. Обычно священнослужители обвинялись в антисоветской пропаганде и агитации, фабриковались обвинения в подпольной деятельности. Здесь же находится мемориал памяти расстрелянных польских офицеров. Ежегодно родственники погибших из Польши имеют возможность приезжать и совершать поминовение, поминальное богослужение. На польской территории мемориала установлен памятный поклонный крест, где совершаются поминальные богослужения.

http://religare.ru/2_74432.html

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. После смерти 12 авг. 1929 г. архиеп. Евсевия кафедра неск. лет не замещалась, до 1932 г. ею управлял настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Печерский викарный еп. Иоанн (Булин) . Несмотря на то что в 1932 г. рус. приходы Нарвской епархии на вдовствующую Нарвскую кафедру единогласно избрали настоятеля тартуского Успенского собора прот. А. Ф. Остроумова, 16 июня того же года на Соборе ЭАПЦ в Таллине на эту кафедру благодаря перевесу голосов эст. делегатов вопреки его желанию был избран еп. Иоанн. Он отказался покидать Псково-Печерский мон-рь, указом Таллинского митр. Александра (Паулуса) от 2 авг. 1932 г. был запрещен в священнослужении, а указом от 11 авг. официально отстранен от должности настоятеля мон-ря. В нояб. того же года еп. Иоанн был выселен из обители. В резолюции митр. Александра от 17 дек. об условиях вступления еп. Иоанна на Нарвскую кафедру содержались ограничения свободы совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. В послании к митр. Александру от 28 дек. 1932 г. еп. Иоанн выразил согласие ради «скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской епархией до получения ответа на обращение об аннулировании постановления Таллинского Собора об избрании его на Нарвскую кафедру, направленное епископом К-польскому патриарху. В указе митр. Александра от 30 дек. было сказано, что еп. Иоанн на службе ЭАПЦ больше не состоит и является по отношению к ней частным лицом. 3 окт. 1937 г. во епископа Нарвского был хиротонисан Павел (Дмитровский) . В 1940 г. в Нарвской епархии насчитывалось 24 прихода. В июле 1940 г. в Эстонию вступили советские войска, а 6 авг. того же года республика вошла в состав СССР. По определению патриаршего местоблюстителя митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 28 февр. 1941 г. Эстонская Церковь была воссоединена с РПЦ. Тем же определением было решено Нарвского еп. Павла по принесении им покаяния «принять в архиерейском сане с правом архиерейского священнодействия и участия в церковном управлении в качестве викарного епископа, где ему будет указано церковной властью». Нарвская епископия под управлением еп. Павла вошла в состав Экзархата Латвии и Эстонии , возглавляемого Виленским митр. Сергием (Воскресенским) .

http://pravenc.ru/text/2564678.html

Священномученик Димитрий ( Миловидов ) – 20 августа . – С.47; Настоятель Троицкого храма в селе Троицкие Борки. Назначен в этот храм в 1911 году и прослужил в нем вплоть до своей мученической кончины. Это был известный всей округе (на службу к нему съезжались люди из всех окрестных сел), преданный Богу, образованный, любящий своих прихожан пастырь. Именно поэтому в 1930 году его арестовали и сослали в Красноярский край. В 1933 году, когда священник вернулся, запуганные прихожане уже разбежались. Но отец Димитрий продолжал служить, несмотря на постоянное давление и угрозы со стороны НКВД. Через четыре года (1937) по обвинению в «контрреволюционной работе и террористических настроениях» был посажен в тюрьму и расстрелян. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Что такое счастье . Памяти священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) - 2 августа. Фото из архива автора//Фома. - – август 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). Внук Витебского губернатора, сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской Православной Церкви время. В 1922 году в 33 года он был рукоположен во дьякона, а через три года во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде, год спустя, арестован и отправлен на Соловки. В 1927 году его ждала административная ссылка в Воронеж, где в 1929–м его вновь арестовали и отправили в Соловецкий лагерь. 2 августа 1930 года отец Иоанн, привезенный для исполнения казни в пригород Воронежа, был расстрелян.   ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.49-84. (на заставке – фото Елены Головань)   Большая семья: Ольга Остроумова . О тех, кто умеет прощать . Подготовила Алла Митрофанова. Фото из личного архива Ольги Остроумовой, фото Ирины Калединой, Виктора Горячева, ИТАР-ТАСС, «Мосфильм-инфо»//Фома. - – август 2008. – С.51-56,58. – (рубрика « Большая семья »). Имеются биографическая справка « Ольга Михайловна Остроумова …» (С.51) и « Избранная фильмография » (С.56).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

Дело в том, что при Покровском храме есть небольшое кладбище, где покоятся исповедники. Многие не знают, например, что у нас похоронен митрополит Харьковский Нафанаил. Он 10 лет скрывался в Федосине, у сестры настоятеля нашего храма отца Сергия Орлова – Олимпиады Васильевны. Это супруга священномученика Димитрия Остроумова, который уже канонизирован. Митрополит 10 лет жил у них в подполе, иногда на чердаке, Господь его хранил. Он и скончался там, похоронили его потихонечку. А после войны отец Сергий Орлов перевез его к нам. У нас похоронены: исповедник владыка Стефан (Никитин), которого Матронушка Анемнясевская вызволила из тюрьмы; отец Дорофей (Рябинкин), постриженик Данилова монастыря, который был в чувашских лагерях; иеромонах Евфросин (Данилов), отсидевший 10 лет на Колыме; отец Николай Морев, который пять лет провел на Беломорканале. Что касается меня лично – в 1937 г. мой дед сидел, а на руках меня носил священник отец Михаил, которого в том же году расстреляли. Я сподобился такой милости – быть носимым на руках священномученика. В эти края приезжал владыка Арсений (Жадановский), расстрелянный также в 1937 г. Мой отец сидел в одной камере со схиархиепископом Феодосием Коломенским, который сейчас канонизирован. Моя теща печатала труды епископа Афанасия (Сахарова), который полжизни, 30 лет, провел в заключении. А книга «Отец Арсений» – это материал, собранный братом моей тещи. На станции Пионерской, там, где мы сейчас живем с матушкой, жила и скончалась схиигумения Фамарь (Марджанова) – бывшая княжна. Вопрос о ее канонизации уже решен, по крайней мере местночтимой святой она уже признана. Именно молитвами новомучеников и исповедников мы живем, их предстательством Господь нас соединяет. О том, как это возможно, мне лично рассказывал дальний родственник митрополита Филарета (Дроздова) Владимир Петрович Седов, которому митрополит дважды являлся наяву. Митрополит сказал: «Твоя прапрапрабабушка Марина Никитична и моя мать Евдокия Никитична были родные сестры». И он попросил восстановить могилу Евдокии Никитичны Дроздовой, рассказал, где она находится.

http://pravoslavie.ru/107887.html

09(22).11.1933–1934: Антоний Панкеев 1934–1942: 09(22).06.1942–1943: Панкратий Гладков Белгородская (григ.) Иероним Борецкий Алексий Белгородская (обн.) 05(18).06.1924–12(25).01.1925: Николай Рубцов 14(17).07.1925–29.08(11.09).1925: Адриан Компанийцев 1925–1930: 1930–06(19).03.1931: Алексий Щербаков 06(19).03.1931–04.1931: Димитрий Крылов 11(24).03.1931–21.06(04.07).1931: Иоанн Симонов 07 .1931–02.1932: Викентий Никипорчук 02 .1932–03.1933: Алексий Щербаков, паки Белебеевская 22 .07(04.08).1924–1924: Пётр Савельев Белевская 05(18).04.1920–02(15).01.1923: Игнатий Садковский 1923–1935: 09(22).05.1935–12.1937: Никита Прибытков Белевская (обн.) 1934–: Арсений Краснов Белокопытская 1926–: Макарий Звездов Белорусская см. Минская Белорусская (обн.) см. Минская (обн.) Белостокская 03(16).06.1907–1924: Владимир Тихоницкий 1924–1945: 1945–09(22).06.1948: Тимофей Штретер Белоцерковская 1921–1924: Димитрий Вербицкий Белоцерковская (обн.) 1924–03.1926: Павел Циприанович 1926–1926: Владимир Дубчук 1926–1928: Иов Сахновский 10 .1928–1934: Павел Циприанович, паки Белоцерковская (укр.) Владимир Бржосновский Георгий Тесленко – 1942: 11(24).05.1942–09(22).07.1942: Мануил Тарнавский Белыничская (белор.) 1923–1927: Николай Судзиловский Белыничская (обн.) 1925–1926: Гавриил Свидерский Бельская 03(16).04.1916–19.08(01.09).1917: Серафим Остроумов 1917–1921: 17(30).04.1921–1922: Сергий Королев Бельская (обн.) 31 .03(13.04).1924–1928: Николай Строганов 1928–1930: 16(29).01.1930–04(17).09.1935: Димитрий Селезнёв Бендерская см. Белгород-Днестровская Бердичевская (обн.) 1922–: Александр Чехановский 1924–1934: Александр Чекановский, паки 1925–1925: Андрей Одинцов –1935: 08 .1935–27.01(09.02).1938: Мелетий Фомин Бердичевская (укр., окк.) 26 .11(09–12).1941–1942: Леонтий Филиппович Бердянская (обн.) 10 .1924–02.1925: Михаил Митрофанов 03 .1925–06.1925: Михаил Митрофанов, паки Березовская 16(29).07.1917–1923: Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14).08.1923–10(23).07.1924: Иоанн Братолюбов Берлинская и Германская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

20 августа 1937 г. священномученик Александр Хотовицкий был расстрелян и погребен в безвестной могиле на Донском кладбище. Но НКВД было недостаточно ликвидировать христианина. Свою заслугу чекисты видели еще и в том, чтобы сломать человека или хотя бы запачкать его имя. С этой целью из верующих выбивались всевозможные «признания», часто совершенно абсурдные. Священномученика Виктора Киранова (память 30 марта), арестованного за попытку спасти свой храм, заставляли признаться в попытке отравить колодцы, священномученика Михаила Березина (память 13 января) пытались осудить, как японского шпиона. Епископов Александра (Трапицына) и Иннокентия (Никифорова) обвинили в «фашистской пропаганде», архиепископа Серафима (Остроумова) и епископа Неофита (Коробова) – в создании террористических организаций и т. д. В ходе допросов следователи старались выбить из арестованных имена единомышленников – это позволяло превратить индивидуальное дело в групповое, «раскрыть» шпионскую или террористическую сеть. В таких случаях протокол с именами составлялся следователями, а от арестованных добивались лишь подписи. Некоторые арестованные вину не признавали, под некоторыми показаниями стоят подписи. Однако, как добывались эти подписи, известно. Сотрудник Челябинского НКВД сообщал страшные подробности: «В комнату заводили одновременно по 90 человек, ставили на колени по ту и другую сторону. В таком положении держали по 5–7 суток, не давая им вставать, добиваясь признания. Если арестованный не признавался на стойке, то брали его за ноги и ставили вниз головой, держали, пока не признается». Группе белевского духовенства и мирян во главе с епископом Никоном (Прибытковым) не позволяли спать 14 суток, заставляя их дать признательные показания. «Конвейеры», при которых следователи менялись, а подследственным не разрешали спать неделями, были распространенной практикой. Зверские избиения и изощренные пытки, угрозы уничтожить жен, детей, близких – все это были обычные методы «следствия». Встречались среди следователей такие «герои», у которых в мифических преступлениях и заговорах признавались все подследственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арестованным архипастырям НКВД предъявляло те же бредовые и фантастические обвинения, что и партийным вождям, военачальникам, инженерам, врачам, крестьянам. Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавлял банду контрреволюционеров и террористов. Архиепископа Орловского Иннокентия (Никифорова) арестовали вместе с 16 священнослужителями города «за клерикально-фашистскую заговорщическую деятельность». Митрополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову) ставилось в вину, что по его указаниям, основанным на директивах московского церковно-фашистского центра, клерикальные банды проводили поджоги, диверсии и осуществляли террористические акты: совершили более 20 поджогов в Лысковском районе, уничтожали заготовленный пиломатериал и лес на корню, сожгли салотопный завод, принадлежавший Лыськовскому райпотребсоюзу 355 . Епископа Ветлужского Неофита (Коробова) обвинили «в проведении активной контрреволюционной работы, направленной на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР», «в создании церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации с общим числом свыше 60 участников», и в личном руководстве «подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья», в том, что он переправлял «шпионские сведения митрополиту Сергию (Старгородскому) для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств» 356 . В 1937– 1939 гг. был истреблен почти весь российский православный епископат. Помимо уже упомянутых архиереев погибли митрополиты Серафим (Александров) и Павел (Борисовский), архиепископы священномученик Фаддей (Успенский) , Питирим (Крылов), Прокопий (Титов), Гурий (Степанов) , Ювеналий (Масловский), Серафим (Протопопов), Софроний (Арефьев), Глеб (Покровский), Никон (Пурлевский), Феофил (Богоявленский), Борис (Шипулин), Андрей (Солнцев), Максим (Руберовский), Тихон (Шарапов) – и это только малая часть сонма святителей-священномучеников, проливших кровь за Христа в годы большого террора. Всего же с 1917 по 1940 г. погибло более 250 православных архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Психологию в Нижегородской духовной семинарии преподавали, например, выпускники МДА – кандидат богословия Николай Владимирович Лебедев (1870–?), сын священника Нижегородской губернии, кандидат богословия, статский советник В. И. Богословский. Семинаристы пользовались учебником М. А. Остроумова (1847–1920?), рекомендованным духовно-учебным управлением Священного Синода для семинарий; сам автор специализировался на изучении истории философской мысли и в 1886 году защитил магистерскую диссертацию на тему «История философии в ее отношении к Откровению: взгляд на условия исторического развития философии». Учебник не только помогал решать философские теоретические задачи, но и вырабатывал «руководительные начала человеческой деятельности» 26 . «Последовательно отстаивая приоритет духовных факторов в развитии общества, Остроумов в то же время не отрицал и значение материальной сферы жизни человека» 27 . Профессор Киевской духовной академии П. П. Кудрявцев (1868–1937), отмечая, что в семинариях всегда присутствовала философия как учебный предмет, писал: «в духовных семинариях наряду с психологией, логикой и историей философии преподаются начальные основания философии… ни одна наука не действует на юный ум семинариста в такой степени не только освежающим, но и освобождающим образом, как философия: она приучает его давать отчет в том, что мы готовы принимать на веру, взвешивать основания сообщаемых положений и т. д. Иных результатов преподавание философии и не может дать, лишь бы только оно находилось в руках не только знающего, но разумного и честного преподавателя» 28 . Психология присутствовала в духовных семинариях и академиях как самостоятельный учебный предмет. В ответ на происходившие преобразования духовной школы в середине XIX века, связанные с усилением в ней философско-богословской науки в ответ на увеличивавшуюся популярность естествознания, были написаны учебники по психологии для духовных учебных заведений, которыми в разные периоды пользовались также и в светских учебных заведениях: Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010