Закрыть 23 октября 1937 года – день расстрела архиепископа Феодора (Поздеевского) Татьяна Петрова   10:52 23.10.2020 677 Время на чтение 15 минут Источник: Прихожанин Последнего перед закрытием настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876 – 1937) обычно в исторической литературе называют ученым монахом, строгим аскетом, столпом Православия времен гонений ХХ века. И он действительно был таким. Особенно строгим и недоступным предстает владыка в воспоминаниях многих студентов и преподавателей в период его ректорства в Московской духовной академии. И учащиеся, и даже профессора трепетали перед отцом Ректором и даже часто недолюбливали его, считали отсталым во взглядах, жестким и высокомерным. На самом деле это было связано больше с тем, что в тот период даже духовные школы были сильно подвержены духу революционного брожения, а владыка Феодор не пытался заигрывать с охваченной идеями «свободы» и «прогресса» «передовой» молодежью и их старшими наставниками, а будучи искренним монархистом, консерватором и традиционалистом, ярым противником насильственного изменения строя и таким же ярым приверженцем истинного святоотеческого Православия, он все свои силы отдавал на борьбу с этим разлагающим тлетворным якобы свободомыслием, а на самом деле – духом хульным и лукавым. В то же время у владыки были и близкие по духу люди, и студенты, и единомысленные с ним преподаватели, и друзья, сподвижники, в воспоминаниях которых владыка Феодор предстает совсем другим человеком – милостивым, внимательным, заботливым, любящим, остроумным, способным на неожиданные и неординарные поступки. Владыка далеко не всем раскрывал сокровенные тайны своей души, далеко не каждого впускал в свое сердце, но если впускал – то человек на всю жизнь становился его верным другом и помощником. У владыки был круг людей, преданно его любивших, не прерывавших с ним связи даже когда это было опасно, в лагерях и ссылках. Владыка Феодор, безусловно, был яркой и неординарной личностью, оставлявшей незабываемый след в душах и памяти людей. Многие из его учеников в академии, затем ставших даниловскими насельниками, были преданы владыке до конца, до мученической кончины. А те немногие, и не только даниловские монахи и прихожане, но и его ученики-епископы, кто пережил осень 1937 года, через всю свою жизнь пронесли благодарную благоговейную память о владыке Феодоре, о Даниловом монастыре, о том особом даниловском исповедническом духе, который укреплял их потом на протяжении всей последующей жизни.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/23/_oktya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Климов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Михаил Георгиевич (9.10.1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ.- 20.02.1937, Ленинград), хоровой дирижер, педагог, автор переложений. Род. в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в дер. Солнечная Гора Клинского у. Московской губ., в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали С. В. Смоленский и В. С. Орлов . В 1900 г. К. окончил уч-ще с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение 2 лет К. преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском жен. ЕУ. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве К. в РНБ). В 1902 г. в изд-ве П. И. Юргенсона были опубликованы выполненные К. и свящ. В. В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в 1-й вып. вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во 2-й - песнопения Страстной седмицы). В том же году Смоленский пригласил К. на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге. С учителем пения капеллы С. А. Смирновым К. проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом имп. семьи. М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева В 1904 г. К. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, в класс теории Н. А. Римского-Корсакова , позднее - в дирижерский класс Н. Н. Черепнина . В период учебы он дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского , «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора К. сделал добавления к финальному хору - см.: Музалевский. 1960. С. 12). Весной 1908 г. К. окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где 1-м стоит имя Чайковского.

http://pravenc.ru/text/1841423.html

  разделы   рассылка  распечатать Василий Никифоров-Волгин Солнце играет Прозаик, журналист, драматург Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900/6 января 1901 г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе (до 1932 г.). С 1923 г. сотрудничал в нарвских газетах. В 1926 – 1927 гг. вместе с С. Рацевичем редактировал " Новый нарвский листок " , пользовался псевдонимом " Волгин " . Изредка публиковался в финляндских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Первая премия за рассказ " Земной поклон " на конкурсе молодых авторов, проведенном таллиннским Литературным кружком (1927). С 1927 г. активно участвовал в деятельности нарвского общества " Святогор " , руководил его литературным кружком. Вместе с Л. Аксом редактировал журнал " Полевые цветы " (1930). Премия за рассказ " Архиерей " на литературном конкурсе журнала " Иллюстрированная Россия " (1935). С 1935 г. регулярно печатался в газете " Сегодня " . С середины 1930-х годов в Таллинне, домашний учитель и воспитатель внука генерала Ю. Штуббендорфа. Сборники рассказов " Земля именинница " (1937), " Дорожный посох " (1938). В мае 1941 г. арестован органами НКВД, в августе 1941 г. в Кирове приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941 г. Борьба с пасхальной заутреней была задумана на широкую ногу. В течение всей Страстной недели на видных и оживленных местах города красовались яркие саженные плакаты: " Комсомольская заутреня! Ровно в 12 ч. ночи. Новейшая комедия Антона Изюмова " Христос во фраке " . В главной роли артист Московского театра Александр Ростовцев. Бездна хохота. Каскады остроумия " . До начала спектакля по всем улицам города прошел духовой оркестр для зазыва публики. Впереди оркестра ражий детина в священнической ризе и камилавке нес наподобие церковной хоругви плакат с изображением Христа в цилиндре. По бокам шли комсомольцы с факелами. Город вздрагивал. К театру шла толпа. Над входом горели красными огнями электрические буквы " Христос во фраке " . На всю широкую театральную площадь грохотало радио – из Москвы передавали лекцию " о гнусной роли христианства в истории народов " .

http://religare.ru/2_79505.html

Дух и символ Этюд к 140-летию со дня рождения Николая Бердяева 7 марта, 2014 Этюд к 140-летию со дня рождения Николая Бердяева Николай Александрович Бердяев для нас по-прежнему великий незнакомец. Для одних он теоретик «русской идеи», подведший итоги споров славянофилов и западников, разобравшийся в тезисах историков и проектах философов истории. Для других он, наоборот, пророк, апологет, моралист, создавший новый стиль разговора о христианской жизни и о предназначении христианства, мыслитель, напрямую вмешивающийся в развитие христианской социальной мысли. Так кто он – кабинетный ученый, добросовестно и остроумно подводящий итоги былым открытиям и заблуждениям, прозрениям и рутинным соображениям, – или мирянин, деятельно признающий вселенское измерение христианства?Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев одно словоупотребление в его книге «Дух и реальность» (1937). В этой книге, в которой философ старается не злоупотреблять физическими терминами, поднявшись на трибуну убедительного для русского уха языка, неожиданно встречается понятие «консистенция»: «История самого термина «дух» (pneuma и nous) может пролить свет на существо духа. История эта сложная. Лишь постепенно и медленно происходила спиритуализация в понимании духа. В Священном писании дух есть термин основной. Но первоначально дух (по-гречески pneuma, по-древнееврейски rouakh) имел физический смысл, значил ветер, дуновение. Pneuma эфирна. Rouakh значит тоже легкое, не имеющее консистенции, неуловимое. Оно значит также дуновение Бога, дар жизни, полученный от Бога. Жизнь зависит от Бога, человек сам не обладает жизнью». Что означает в данном употреблении слово «консистенция»? Означает ли оно устойчивость, способность остановиться на одном месте – и тогда это описываются свойства движения? Или значение здесь близко физическому значению «консистенция» жидкости как степень подвижности, и тогда описываются свойства материи? Консистенцию жидкости можно измерять, если есть предназначенный к тому сосуд. Тогда сотрясая этот сосуд, можно по возникающим вихрям определить, насколько данная материя жидкая. Но дух, по Бердяеву, консистенции не имел даже тогда, когда его считали еще грубо-материальным, и более того, началом любой жизни. Под «неуловимостью» имеется в виду свойство жизни всякий раз заявлять о себе, обманывая готовые расчеты.

http://pravmir.ru/dux-i-simvol/

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

Катынь — место общей трагедии России и Польши (ФОТО) Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. 15 июля, 2012 Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. Военнослужащие Российской армии и Войска Польского объединились в Катыни на церемонии открытия храма-памятника у мемориала на месте массовых расстрелов. Великое освящение храма Воскресения Христова совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В почетном карауле у храма выстроились солдаты и члены детских скаутских организаций. Храм построен у входа в мемориальный комплекс, где покоятся 10 тыс. советских граждан и более 4 тыс. польских офицеров, расстреляных в Катынском лесу в 30-е и 40-е годы ХХ века. Церковь была основана в 2010 году при участии премьер-министра России Владимира Путина и председателя Совета министров Польши Дональда Туска. В иконостасе у алтаря — икона катынских мучеников, среди которых был и Смоленский архиепископ Серафим (Остроумов), погибший здесь с другими священнослужителями в 1937 году. Новомученики катынские «Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. Мы молимся здесь вместе с 1996 года. А после того как под Смоленском в 2010 году разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским, мы приезжаем ежегодно теперь и на то место», — сказал польский капеллан священник Алексей Андреюк. Он напомнил, что среди погибших был и митрополит Мирон . Делегацию Войска Польского возглавляют полковник Георгий Вилюк и главный капеллан Войска Польского епископ Георгий Семятичский. В Катынь приехали и два внука расстрелянного здесь польского офицера Симона Федоренко. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Катынь местом общей трагедии России и Польши. «Катынь является общей могилой для россиян и поляков, местом общей скорби, общих глубоких переживаний. Ничто не роднит людей так, как общее страдание, если оно осознается как общее», — сказал патриарх после литургии. Он уверен, что настало время осознать, что Катынь — «это страшный символ нашей общей трагедии, а, осознав это, протянуть друг другу руки как братьям и сестрам своим, прошедшим через скорбь и трагедию Катыни».

http://pravmir.ru/katyn-mesto-obshhej-tr...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 17 (30) Священномученик Димитрий Остроумов Священномученик Димитрий родился 5 февраля 18 79 года в селе Кузьминка Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Остроумова. В 1899 году Дмитрий Иванович окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Московскую Преображенскую 2 - х классную церковноприходскую школу. В 1906 году он был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Минеево Дмитровского уезда Московской губернии. В 1909 году отец Димитрий был назначен настоятелем Благовещенской церкви в селе Федосьино Московского уезда, в которой прослужил до своего ареста в 1937 году. За долгое и беспорочное служение отец Димитрий был возведен в сан протоиерея. Отец Димитрий был известен среди своей паствы как ревностный и благочестивый священник. Его супруга Олимпиада Васильевна во всем помогала мужу, и поскольку хорошо разбиралась в лечении травами, то крестьяне со всей округи приходили к ней при разных недомоганиях и болезнях. Впоследствии отца Димитрия обвинили в том, что это он занимался лечением, хотя в данном случае он только помогал супруге. В первый раз отец Димитрий был арестован ЧК в 1919 году по обвинению в дезертирстве, в том, что он не явился отбывать трудовую повинность. Но вскоре священника отпустили, так как он имел освобождение от трудовой повинности в связи с болезнью. В 1930 году отца Димитрия арестовали по обвинению в  хранении валюты и оружия. Но ОГПУ не сумело доказать ложного обвинения, и священник был освобожден. В том же году его осудили к заключению за невыполнение твердого задания, но поскольку это задание было выполнено, хотя и не в срок, приговор был отменен. В 1932 году отца Димитрия привлекли к ответственности, обвинив в антисоветской агитации, но, продержав полтора месяца в заключении, отпустили. В 1936 году начальник Кунцевского районного отделения НКВД Кузнецов начал собирать через осведомителей сведения о священнике из села Федосьино.

http://fond.ru/kalendar/696/dimitriy/

Скачать epub pdf ГЛАВА VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) 5 декабря 1936 г. на Восьмом Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа». В статье 124 новой Конституции записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести Церковь в СССР отделена от государства и школа от Церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» 348 . Но несмотря на декларации о свободе, Постоянная комиссия по культовым вопросам в 1937 г. рассмотрела 359 дел о закрытии культовых зданий разных вероисповеданий, в большинстве своем это были православные церкви. В 253 случаях решения подтверждали ранее вынесенные распоряжения местных властей. В местные органы власти и в Постоянную комиссию по культовым вопросам при Президиуме ЦИК во главе с П. А. Красиковым потоком шли ходатайства о возвращении верующим закрытых храмов. Для отклонения таких ходатайств существовало много предлогов: достаточно было доноса на кого-нибудь из членов двадцатки, не говоря уже об аресте, чтобы вся двадцатка была распущена, или ссылки на то, что на расстоянии менее километра от закрытой церкви находится школа, а если учесть, что в России не только церковноприходские, но и земские школы обыкновенно строились неподалеку от церкви, то этот предлог чаще других служил поводом для закрытия храмов. Не подлежали возвращению и храмы, состояние которых в инженерном отношении было небезупречным, а если учесть, что на протяжении двух десятилетий ремонт церквей практически не проводился, то и в этом случае отказать не составляло труда; абсолютно невозможным было возвращение храма, уже используемого в иных целях – под склад, клуб, фабрику, или тюрьму. И наконец, существовал еще один не лишенный мрачного остроумия предлог для отказа – несогласие местного отделения «Союза воинствующих безбожников» на возвращение храма общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf к 60-летию служения в священном сане архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 25 октября 2005 года исполнилось 60 лет пастырского служения старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Все эти годы были озарены ярким горением его духа во славу Божию. Ревностно служа Церкви Христовой, архимандрит Иоанн предстоял в молитве за народ Божий пред престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2, 8 ). Как истинный пастырь добрый, он все силы своей души и всю любовь своего сердца целиком отдавал святому делу душепопечения, обличая, запрещая, увещая «со всяким долготерпением и назиданием» (см.: 2Тим. 4, 2 ), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Батюшка наставлял мирян, помогал приходским священникам, духовно окормлял и поддерживал братию Псково-Печерской обители и других монастырей, создавал мудрые книги. Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал ему свою душу, становился еще одним его духовным чадом. Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) знают в самых разных странах мира. Последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имеет возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света по-прежнему приходят к нему на адрес Псково-Печерского монастыря. Книги отца Иоанна продолжают открывать духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее популярных книг, составленных по его беседам и письмам, можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) ». Многие труды отца Иоанна изданы на иностранных языках. Родился Иоанн Михайлович Крестьянкин 11 апреля 1910 года в Орле, в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных, и был восьмым ребенком благочестивых родителей. Назвали мальчика в честь преподобного Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства мальчик прислуживал в храме и был в послушниках у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова, † 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Закрыть Крылатый медведь 25.04.2005 297 Какое счастье, что Борис Грызлов все поставил на свои места. На заседании Генсовета " Единой России " в минувшую субботу он остроумно пошутил: " Нам, медведям, крылья не нужны " . В том смысле, что все разговоры о разделении " ЕдРа " на праволиберальное и левоконсервативное крылья не имеют под собой никаких оснований. Дискуссия будет, а раскола - нет. На том и разошлись. А то ведь что получалось. Вся судебно-правовая элита города-героя Москвы в отчаянии бьется над решением роковой проблемы. Басманные судьи назначили чтение приговора Ходорковскому и Лебедеву на среду, 27 апреля, чтобы завершить это увлекательное чтение 29 апреля, в пятницу. И не догадались, что в государстве, где даже у генерального прокурора теперь есть молельная комната, объявить приговор показательному узнику в страстную пятницу нельзя. Это примерно как если бы они публично обозвали свой собственный, своими руками сконструированный процесс фарисейским. Что особенно неприлично в те трагически-торжественные дни, когда глава государства будет лично совершать вход во Иерусалим. За такую подставу могут и спросить. А растягивать удовольствие еще на один день затруднительно. Впереди майские праздники... И вот в то самое время, когда лучшие умы ищут выход из создавшегося положения, группа депутатов из партии власти заявляет о призраке 1937 года, об аресте адвокатов и прочих неприятных вещах. И призывает к правовому уклону. Во-первых, нехорошо уклоняться от единственно верного курса, даже если он до сих пор не определен. Во-вторых, сразу вспоминается песня " Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом " . Тут же появляется второе крыло. Левое. И уже другие мысли лезут в голову. Дом, разделившийся сам в себе, устоять не может... Медведь с крыльями... " С шестикрылым серафимом всякий рад поговорить./С шестикрылым керосином/Ты попробуй пошутить " . И так далее. И вот все встало на свои законные места. Метафоры приведены в соответствие с логикой партийного строительства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010