(Вишневец, Бердичев, Каменец-Подольский и Купин), из которых была создана отдельная Русская пров. В кон. XVIII в. при нек-рых обителях К. открылись приходские школы. Наиболее влиятельным был виленский мон-рь св. Терезы, в к-ром хранилась чудотворная Остробрамская Виленская икона Божией Матери . После включения по решению Венского конгресса большей части Варшавского герц-ства в состав Российской империи (1815) в ней оказались также мон-ри К. в Варшаве, Люблине и Закжеве. В 1818-1819 гг. власти Царства Польского закрыли жен. мон-ри в Люблине и Варшаве. Численность насельников в монастырях сокращалась (108 монахов в 1785, 70 - в 1832). В 1819 г. был построен каменный жен. мон-рь в Дубно (в 1890 передан правосл. монахиням). 19 июля 1832 г. имп. Николай I Павлович подписал указ о ликвидации лат. мон-рей созерцательных и нищенствующих орденов; было закрыто 6 муж. мон-рей Литовской пров. ордена (в Антолептах, Гудогае, Мядзёле, Пинске, Пошумени, Вильно за р. Вилией) и 2 обители Русской пров. (в Вишневце и Купине), в объединенной Литовско-Русской провинции осталось 113 монахов. Власти ввели ограничения на прием послушников - для зачисления одного кандидата (только из дворянского сословия) требовалось разрешение министра вероисповеданий. В 1842 г. было введено разделение мон-рей на классы с определением штата и гос. дотаций. Все обители оказались заштатными, только Бердичевский мон-рь был объявлен мон-рем 1-го класса. Указ 1843 г. запрещал всем орденам принимать послушников, все заштатные мон-ри, насчитывающие менее 8 насельников, подлежали закрытию. В 1844 г. был закрыт мон-рь св. Терезы в Вильно, в 1846 г.- обители в Гродно и Ковно, в 1862 г.- мон-рь в Глубоком, в 1866 г.- мон-ри в Бердичеве и Каменце-Подольском. Кампания по ликвидации мон-рей не проводилась в Царстве Польском, в 1864 г. Польская пров. насчитывала 45 монахов в 4 мон-рях, из к-рых 3 были на территории Российской империи. После Польского восстания 1861-1862 гг., в к-ром приняли участие католич. монахи, 27 окт.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Воскресенский храм (Дисна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова города Дисна относится к объектам культурного наследия. В храме находится чудотворная икона «Дисненская Одигитрия» — список (копия) XVIII века с иконы «Смоленская Одигитрия». Содержание История [ править править код ] Дисна - самый маленький город нашей республики с очень богатой древней историей. Этот город упоминается в летописи 11 века как Копец-городок, построенный на острове, находящемся на реке Западная Двина. Из истории известно, что Дисне было даровано Магдебургское право. С 1842 года Дисна была уездным городом Виленской губернии. Духовная жизнь Дисны была тесно связана с историей храма Воскресения Христова, существовавшего, по преданию, ещё в начале 13 века. С 1633 года при церкви существовал православный мужской монастырь, действовало православное братства, напоминание о котором сохранилось в виде серебряного креста. Трагична история Дисны, не менее трагична и история храма Воскресения Христова. Частые пожары уничтожали почти весь город. Огненная стихия 1700 года сожгла полностью дома, сгорела и Воскресенская церковь. В 1726 году на средства Дисненских мещан Тимофея и Анны Бородульских была построена церковь на месте старой, сгоревшей при пожаре. В 1810 году церковь была передана белому духовенству, а монастырь был закрыт. И этот храм сгорел во время страшного пожара 16 июня 1822 года. Часть внутреннего убранства его была спасена. По преданию, во время последнего пожара дисненцы обрели чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия " , которая приплыла по реке Западная Двина. Жители прошли крестным ходом с чудотворной иконой по улицам города, и всеуничтожающие пожары прекратились. 12 мая 1870 года была освящена новая каменная церковь, построенная на средства казны и значительных пожертвований генерал-губернатора Виленской губернии Михаила Муравьёва. И на долгие годы храм стал главным в Дисненском уезде. История Воскресенской церкви связана с именем Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), который в 1916 году (апрель - октябрь) был эвакуирован в Дисну вместе с губернским руководством и был тогда архиепископом Литовской и Виленской епархии. Архиепископ участвовал в Богослужениях, совершаемых в Дисненском храме. С его именем связано приобретение иконы " Остробрамская " . В 1917 году архиепископа Тихона избрали Патриархом Московским и всея Руси. И в связи с этим событием дисненцы послали ему поздравительный лист, а Патриарх Тихон в знак благодарности за поздравление прислал им грамоту.Она и сегодня хранится в Воскресенском храме. А совсем недавно, уже в наше время, настоятельница Спасо-Евфрасиниевского монастыря матушка Евдокия и насельница этого монастыря матушка Сергия подарили церкви образ Патриарха Тихона с частицей его святых мощей. Так история удивительным образом переплетается с современностью.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

В свою очередь во время своего визита Патриарх Московский и всея Руси посетил католическую часовню у Ауш­рос Вартай в Вильнюсе, где находится Остробрамская икона Божией Матери, и совершил там совместную молитву с главой Католической Церкви в Литве архиепископом митрополитом Аудрисом Юозасом Бачкисом. «Со священным почтением ступил я на эту землю, на которой многие поколения христиан, прежде всего като­ликов и православных, славили Бога, где погиб­ли за Христа святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, где многократно являла свою ми­лость Пресвятая Богородица, перед образом ко­торой мы сейчас находимся», – сказал Святей­ший Патриарх Алексий, обращаясь к собравше­муся у Святых Ворот народу. «Особенно меня радует то, – продолжал Святейший, – что право­славные Литвы пользуются в этой стране любовью и почётом, поддерживают добрые отно­шения как с государственной властью, так и с другими религиозными общинами, прежде всего с Римской Католической Церковью». Визит в Литву Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил с 25 по 27 июля и пришёлся, таким образом, на ежегодное празднование по случаю возвращения (26 июля 1946 г.) из Москвы в Вильнюс це­лебных мощей свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Это обстоятель­ство ещё более увеличило торжество. Его кульминационным моментом было совершение (26 июля) Святейшим Патриархом (в сослужении иерархов соседних Прибалтийских епархий и духовенства епархии) Божественной Литургии в Свято-Духовом монастыре, в храме, где почивают мощи св. мучеников. Незадолго до визита Святейшего, по окончании основатель­ного внутреннего ремонта храма, проходившего в 1996–1997 гг., рака с мощами свв. мучеников была поднята из пещерного храма, где она до этого хранилась, и помещена в центральном храме, напротив Царских Врат, что сделало поклонение св. мощам более доступным и удобным для всех желающих поклониться свв. угодникам Божиим. Патриаршая служба в этот день собрала массу народа, так что храм Свято-Духова монастыря не смог вместить всех собрав­шихся, и часть из них стояла под открытым небом, во дворе монастыря, слушая Богослу­жение из специально установленных звукоуси­лителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К ней прибегают скорбящие. Ченстоховская Божия Матерь. Икона была в Иерусалиме. Еленой, матерью святого Константина, перенесена в Константинополь (326). Оттуда была перенесена князем Львом в Львов (бывший Лем берг). По водворении там поляков , она была перенесена впоследствии в г.Вильно и помещена над проходной стеной над воротами, почему и называется Остробрамской (брама — ворота). Ее чтут православные и католики. Праздник в марте. Муромская. Праздник 12 апреля. Принесена из Киева в Муром в начале XII века. Здесь был епископом святой Василий. Его обвиняли в порочной жизни и хотели убить. Он просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа. Всю ночь он молился в церкви святых Бориса и Глеба; совершил литургию. Пошел в Благовещенскую церковь и там отслужил Божией Матери молебен и, взяв эту икону, направился к реке Оке. «Снявши с себя мантию, он распростер ее но воде, стал на нее с образом Богоматери и поплыл против течения». «В девятый он доплыл до места «Старая Рязань». Здесь учреждена, вместо Мурома, кафедра и поставлена в храме икона; она называлась «Моление святого Василия». Читайте также — Богородица — наша духовная Матерь Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы Еще известно до 400 чудотворных икон Божией Матери но России. В заключение вспомним о местной иконе Донской . Она была «принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Ивановичу Донскому, утверждена на древке, как хоругвь», когда князь воевал против татарского хана Мамая (1380). После поражения татар она была взята в Москву. Потом в 1591 году крымские татары напали на Москву, по были отогнаны. На месте, где русские встретились с крымцами, создан был Донской монастырь, где и помещен образ Донской Божией Матери. Она — копия Смоленской иконы «Одигитрия». Чтут ее копии и доселе. Праздник 19 августа. А сколько тысяч чудесных заступлений Ее знают православные люди по себе самим и от других! А сколько,— поистине море,—нам неизвестных чудес! Сколько таких дел Ее, о коих знает лишь Она одна, Усердная Заступница, Всепетая Мати!

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

что вас ждет после смерти! Серьезная мысль об этом сразу же направит вас к разумным действиям, и вы вместо смерти станете думать о жизни. Здравствуйте. У меня жена крещённая, но родители не относили крёстным пироги, как это положено после крещения. Я бы хотел узнать, как лучше поступить, ведь говорят, что пироги следует относить в любом случае, так как ребёнок будет в жизни привязан к кресту. Но крёстных мы не знаем. И нет возможности узнать. Прошу Вашего совета. заранее благодарны. Спасибо – Совет простой, как пирог с капустой. Срочно покупайте книги об искоренении предрассудков и суеверий (не меньше трех, можно больше), внимательно прочитайте, после этого идите на исповедь в храм и со слезами, коленопреклоненно, просите у Господа прощения за безумное невежество. А дальше делайте то, что скажет вам священник. Когда я вышла замуж, мне мама подарила икону Остробрамской Божией Матери. Вскоре у нас с мужем начались проблемы в отношениях, и картинка иконы сморщилась. Мы разошлись. Священные книги, которые лежали на полке, вдруг все свалились. И еще икона Казанская вдруг выпала из рук на пол. Я так и не поняла, как она выскользнула. Подскажите, что нужно сделать, чтобы икона вновь стала, как и прежде. – А у меня однажды кадило выпало из рук, и в Китае произошло землетрясение… А если без шуток, то нужно искать причины своих проблем не в падении предметов, а в падении своей нравственности, в отсутствии христианского образа жизни. Мне сказали,что на нашей семье родовое проклятие. Могу ли я отмолить проклятие. Что нужно сделать? – Нужно пойти в храм на исповедь, рассказать священнику о ваших суевериях – внимании ко всяким бредням и вере в «родовое проклятие» – и исполнить епитимию, которую он на вас наложит (желательно строгую). Вот тогда все и прояснится. Здравствуйте! У меня к вам такой вопрос, мои друзья за 10 дней два раза попали в автомобильную аварию. В последней у них раскололась икона, стоящая на передней панели машины, хотя удар был в заднюю часть и не сильный. Не могли бы вы подсказать ,что бы это могло означать? Я очень переживаю за их жизни! Заранее вам спасибо.

http://sueverie.net/pravoslavie-i-suever...

Второе чудо случилось при осаде Вильны швед. армией в 1702 г., когда в перестрелке у Остробрамских ворот не погиб ни один из оборонявших город солдат. Позднее сложилось предание о том, что железные двери ворот раздавили шведов, пытавшихся проникнуть в город. Третье чудо относится к 1705 или 1708 г., когда во время Северной войны рус. солдат попытался сорвать драгоценную ризу с иконы и был отброшен на др. конец города, где разбился о каменную стену. Четвертое чудо связано со случившимся в 1706 г. большим пожаром, когда Богоматерь потушила огонь в часовне и кармелитском мон-ре. Эти чудеса не зафиксированы в монастырской хронике, предания о них сложились позднее. Во время пожара 1711 г., уничтожившего деревянную часовню, большой, тяжелый образ, к-рый не под силу поднять одному человеку, вынес из огня юный монах, что также было воспринято как чудесное событие. Следующее чудо - спасение упавшего в колодец - относится к 1744 г. С 1731 г. перед О. и. каждую субботу начали проводить литании с муз. сопровождением. По-видимому, в мае 1754 г. икона была украшена 1-й серебряной короной. В 1756 г. прославляющие О. и. вирши вошли в состав 6-го издания популярного польск. молитвенника «Золотой алтарик», изданного в Кролевце. Икона коронована по католич. обряду 2 мая 1927 г. Варшавским кард. Александром Каковским в присутствии Президента Польши И. Мосцицкого и маршала Ю. Пилсудского. Ранние католич. списки О. и. немногочисленны и датируются в пределах посл. трети XVII - нач. XVIII в.: в Георгиевском костеле в Кремянице Гродненской обл. и костеле Вознесения Богоматери в Лодзи. Один из чтимых католич. списков О. и. был выполнен В. Ваньковичем (1799-1842) в 1841 г. по заказу польск. эмигрантов для ц. св. Северина в Париже. Поздние особо почитаемые списки находятся в Польше в кафедральном соборе в Белостоке, ц. Сердца Иисусова в Гданьске, ц. св. Георгия в Кентшине, ц. Богоматери Остробрамской в Кракове, ц. Богоматери Остробрамской в Ольштыне, ц. Богоматери Остробрамской в Варшаве и др. Списки иконы находятся также в правосл.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

Древнеримский писатель Светоний (ок. 70 – ок. 140 по Р.Х.) писал о декрете императора Клавдия (41–54 по Р.Х.), изгнавшего из Рима евреев, которые «непрестанно бунтовали, побуждаемые неким Христом» (Vita Claudii. 25, 3–4). Когда было введено летоисчесление от Рождества Христова? иеромонах Иов (Гумеров) Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243–313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан. В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376–444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н. э.). Дионисий Малый по указанию папы Uoahha I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742–814). Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь . Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? иеромонах Иов (Гумеров) Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Astria broma): икона находится в часовне близ них.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

У существовавшего с 1874 года в губернском городе прихода не было своего храма. Богослужения, по слову симбирского краеведа П.Л. Мартынова, «совершались в тесных квартирах, арендованных в частных домах». После смерти К.Ф. Пашкевича, последовавшей в 1893 году, завещанный дом был перестроен в храм, и уже 2 (14) октября 1894 года торжественно освящён в честь Воздвижения св. Креста Господня. «С тех пор католическое население г. Симбирска получило возможность отправлять свои богослужения с подобающим благолепием», — отмечал П.Л. Мартынов. Католический храм был сравнительно невелик. На площади в 25,2 квадратных сажен (около 113 кв. м), находилось четыре деревянных алтаря и восемь скамей для прихожан. В главном алтаре помещалось деревянное Распятие. Боковой алтарь с правой стороны был посвящён Остробрамской иконе Божией Матери. Этот чудотворный образ хранится в г. Вильнюсе, столице Литовской республики и издавна почитается католиками и православными. В алтаре с левой стороны была помещена икона св. Екатерины. Эта святая являлась покровительницей симбирской помещицы, великобританской подданной и католички Екатерины Максимилиановны Перси-Френч. Широко в крае известная деятельница и благотворительница, Е.М. Перс-Френч играла исключительную роль в жизни Симбирской католической общины того времени. В 1909 году она выступила членом-учредителем Приходского благотворительного общества при Римско-католической церкви в г. Симбирске, в 1912 году возглавила Комитет по постройке Римско-католического костела в г. Симбирске. Четвёртый алтарь был посвящён св. Апостолу Петру. В нём находилась икона основателя Римской церкви, первого Папы Римского. Главной святыней костёла являлся металлический крест, содержавший частицу Животворящего Креста Господня. В храме находилась статуя Пресвятой Богородицы Лурдской, увенчанная серебряной короной. При входе в храм помещалась мраморная посуда для освящения воды. Для музыкального сопровождения богослужений имелась фисгармония. В апреле 1912 года общее собрание прихожан Симбирского римско-католического приходского костела приняло решение о необходимости строительства нового, каменного костела. В июле 1912 г. Симбирское губернское правление утвердило проект костёла в готическом стиле, разработанный выдающимся симбирским архитектором А. А. Шоде. Но на пути симбирских католиков возникли бюрократические сложности. Стоимость нового храма определялась суммой в 32 тысячи руб., прихожане располагали тремя тысячами, намереваясь провести кампанию по привлечению благотворителей, а для начала строительства, по существующим требовалось представить половину необходимой суммы. Только в марте 1913 года был утверждён согласованный с губернскими властями порядок сбора пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=46779

Мне известен еще такой случай. Один человек обогнал на Петербургской улице сборщицу-монахиню, не подав ей. А потом, точно остановленный какой-то силой, подождал ее и спросил, на какую обитель она собирает. — Божией Матери «Отрада» («Утешение»), — ответила она. Он подал и подумал про себя: «Какое значительное и прекрасное название — икона Богоматери “Отрада” и (“Утешение”)». В тот же день получил он письмо от одной старинной знакомой, которая писала ему: «Знаете ли вы, что в день вашего Ангела празднуется икона Богоматери “Отрада” (“Утешение”)? Если у вас ее нет, я вам ее пришлю». Отраден вид тех жилищ, где живут по-старозаветному, где «в красных углах» стоят иконы большого размера с теплящимися пред ними лампадами. И как жалки те, еще верующие, но не смеющие исповедовать открыто свою веру семьи, где в парадных комнатах иконы прячут или вешают такие маленькие иконы, что они сливаются с рисунками обоев. Если бы мы верили горячей и чище и, пока мы в силе, собирая себе видимые предметы веры, мы сосредоточили бы свою любовь на тех иконах, которые нам были дороги по каким-нибудь воспоминаниям, по обстоятельству тех явлений, наконец, по самым именам своим, мы тогда получили бы много духовного счастья, потому что Богоматерь не оставляет без отклика тех, кто к Ней стремится. Одни имена икон Богоматери, если в них вдуматься, дают душе такое утешение! Самый вид этих икон как возвышает душу! Вот Богоматерь нежно прижимает обеими руками к щеке головку Младенца («Касперовская»). Вот, держа правой рукой Младенца, левую с выражением страдания прижимает к голове («Утоли моя печали»). Вот крепко обеими руками держит Младенца Христа, словно боясь, что у Нее Его отнимут, как готова держать и охранять всякую доверившуюся Ей душу («Взыскание погибших»). Вот показывает Христу, спящему в рубашечке у Ней на коленях, небольшой крест, за который Младенец ухватился своей ручкой, а около стоит та таинственная чаша, которую Ему предстоит испить (Козельщанская). Вот держит в левой руке ветку расцветших цветов («Неувядаемый Цвет»). Вот одной рукой обнимает Младенца, в другой — лестница в знамение того, что она является связью между землей и небом (Путивльская). Вот, поникнув головой, поддерживает руками семь стрел, пронзивших Ее сердце («Семистрельная»). Вот стоит среди огненной звезды («Купина неопалимая») — прообраз Ее неизменной непорочности: до Рождества — Дева, в Рождестве — Дева, по Рождестве — Дева. Вот, одетая в царские одежды, в неизъяснимом величии царицы, в неизъяснимой красоте и скоромности белой лилии, сложив руки на груди, с поникшей головой, внимает каким-то тайнам, совершающимся в Ее сердце (Остробрамская).

http://pravoslavie.ru/2261.html

Возвращаясь в августе 1911 г. из заграничной поездки, я, по данному заранее обещанию, заехал сперва в Ченстохов, а затем в Вильно. В обоих городах мое внимание привлекли две древние чудотворные иконы Божией Матери, известные среди верующих по именам городов, где они, в разное время появившись в России, оказались с течением своей долгой истории. Еще будучи студентом в Петербургском университете, я занялся вопросом, который быстро разрешился: «Имеются ли в католичестве, как находящемся вне Православной Восточной, по месту своего главного распространения, но Вселенской по существу, Церкви, – видимые знаки Божественной благодати, как, например, чудотворные иконы? Появлялись ли они в католичестве после его отделения от Православия, в котором оно (католичество) до той поры открыто находилось (исповедание папы Льва, современника Карла Великого); появлялись ли такие чудотворные иконы, чтобы своей благодатной силой поражали бы всех христиан?» – Легко достав сырой исторический материал, без всякого освещения, летописные цитаты, я узнал то, что давно известно специалистам богословам. Мне достаточно указать на такие общедоступные источники, как Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, где желающие могут узнать краткие сведения по этому вопросу: «Остробрамская, или Остовратная икона», том XXII, полутом 43, стр. 346; «Ченстоховская икона», том XXXVIII, полутом 76, стр. 499. Читатель узнает, что обе эти иконы по своему историческому происхождению православные. Одна прославилась сперва на св. горе Афон, а обе в России появились в разное время. Иконы были привезены на нашу родину среди тех не прекращавшихся сношений со св. Горой, которые выразились, главным образом, в постоянном массовом приливе богомольцев из России. Эти безвестные богомольцы поддерживали ту связь, которая должна постоянно существовать среди отдельных частей Единой Спасающей Христовой Церкви. Эта связь то ослабевала, то усиливалась во внешних признаках. Известно, что эти паломники приносили домой иконы, книжные списки и оригиналы. У Пыпина в его «Истории русской литературы», т. 1, – сообщается, что и на Афоне и в Константинополе жили в монастырях постоянно переписчики книг, а также и иконописцы из числа русских, как и из греков. Этим путем пришли многие иконы в Россию, вступая в пределы тогдашней Русской страны через г. Корсунь в Крыму, почему некоторые из них и называются Корсунскими. Иконы передвигались постепенно вглубь страны, или в центр, или на наши окраины в Западной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010